Единое пространство развития ребенка в семье и доу
Единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ
“От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш”.
/В.А.Сухомлинский/
Федеральный закон “Об утверждении федеральной программы развития образования” обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Закон РФ “Об образовании” обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте”.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я рекомендую вести по четырем направлениям.
Информационно – аналитическое
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка начать работу желательно с анкетирования “Сотрудничество детского сада и семьи”. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет вам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Предлагаю разработать для себя критерий, который назвать “включенностью” родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий будет отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение “Дня открытых дверей”; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее можно выделить для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволит выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса приведет к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу “меня воспитывали так же”.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Вы можете сформулировать для себя задачи по работе с родителями:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью можно использовать активные формы и методы работы с родителями:
– посещение семей воспитанников на дому;
общие и групповые родительские собрания;
– консультации;
– занятия с участием родителей;
– выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
– совместные экскурсии;
– Дни общения;
– Дни добрых дел;
– Дни открытых дверей;
– участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
– оформление фотомонтажей;
– совместное создание предметно – развивающей среды;
– утренние приветствия;
– работа с родительским комитетом группы;
– беседы с детьми и родителями;
– тренинги;
– семинар – практикум;
– мастер-класс;
– родительские гостиные;
– телефон Доверия;
– почта Доверия;
– семейный вернисаж.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание “Будем знакомы” можно провести в нетрадиционной форме.
Подобрать музыку, готовить пригласительные билеты, постараться создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начать собрание можно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра “Давайте познакомимся и, будем дружить”, объединит взрослых (все встанут в круг и расскажут немного о себе). Минутка знакомства поможет снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно будет обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования будут способствовать созданию доверительной атмосферы, помогут родителям откровенно говорить о проблемах.
С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. К собраниям можно подготовить выставку детских работ или фотостенд, где использовать фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Будет очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручат грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:
“Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут”.
“Спасибо вам за труд большой,
За все, что сделано с душой!
“В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает,
Во всем нам очень помогает”.
“Папы, мамы – молодцы!
Во всем нам помогают.
Белят, красят и поют,
И в игры играют”.
Родители станут активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Наглядно – информационное направление включает в себя:
– родительские уголки,
– папки – передвижки “Здоровейка”, “По Совету всему свету”,
– семейный и групповые альбомы “Наша дружная семейка”, “Наша жизнь день за днем”,
“Воспитание со всех сторон”
– библиотека – передвижка,
– фотомонтажы “Из жизни группы”, “Мы – друзья природы”, “В кругу семьи”,
– фотовыставки “Моя бабушка – лучше всех”, “Мама и я, счастливые мгновения”
– “Папа, мама, я – дружная семья”,
– семейный вернисаж “Лучшая семья моя”, “Учись быть папой”,
– эмоциональный уголок “Я сегодня вот такой”, “Здравствуйте, я пришел”,
– копилка Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, вам активизировать родителей используйте, рубрики: “Чем и как занять ребенка дома”, “Спрашивали – отвечаем”, “Говорят дети”, “Носики – курносики”, “Вырастай-ка”, “”Благодарим”, “Это интересно”, “Поиграем”, “От всей души”, “Обратите внимание”, в которых помещайте практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями, на мой взгляд самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе можно провести:
– праздники “День Матери”, “А ну-ка бабушки”, “День рождения”, “Лучшая семья моя”,
– развлечения “Семейные посиделки”, “День смеха”
– “Все профессии нужны, все профессии важны” (встреча с интересным человеком),
– спортивные досуги “Семья – здоровый образ жизни”, “День Взросления” – вернисаж “В мире чувств и эмоций”, “Наши дочки и сыночки”,
– совместные проекты “Моя родословная”, “Моя семья”,
– выпуск семейных газет “Я с бабушкой своею”, “Отдыхаем всей семьей”, “Чудо – чадо”,
– празднование дней рождения (ежемесячно),
– выставки семейных коллекций, реликвий “Из бабушкиного сундучка”, ” Вот так наряд “,
– спектакли “Теремок”, “Волк и семеро козлят”,
– совместные походы “В мир прекрасного”,
– экскурсии “Мы – друзья природы”, “Защитим свою природу” .
Сценарии праздников и развлечений нужно разработать совместно с родителями.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, я предлагаю определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
– выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
– консультации для родителей;
– составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
– распределение ролей взрослых;
– изготовление пригласительных билетов;
– подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
– составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
– индивидуальные встречи и консультации;
– изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Источник
елена мясникова
Детский сад и семья — единое пространство развития ребенка
Детский сад и семья – единое пространство развития ребенка
Семья –источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
И. Токмакова
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании»говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нынешней страны, а значит, и историю мира. А. С. Макаренко
Академик Д. С. Лихачев когда – то писал, что любовь к родному краю, своей стране начинается с любви к семье. И мы сегодня должны восстановить наши старинные ценности бережного отношения к семье, родному очагу. Семья влияет на ребенка, приобщает его к социуму. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать любовь и уважение к ее членам, прививать чувство привязанности к дому. К сожалению, Во многих современных семьях воспитанию детей уделяют слишком мало внимания. Отсутствие полноценного общения с ребенком одни родители стремятся подменить созданием для него комфортных условий проживания. Другие освобождают себя и от этого, считая свою миссию выполненной. Да, они дали жизнь ребенку, но не сумели открыть им путь к любви, вере, совести, ко всему тому, что «составляет источник духовного характера и истинного счастья».
В. А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Но ведь мы и счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза светятся от радости».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга Мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Как нелегко порой объяснить им, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, творить, переживать, чувствовать и т. д.
Как изменить такое? Как заинтересовать родителей совместной работой? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса.
Для родителей:
Ну во первых создать условия для благоприятного взаимодействия и установить доверительные и партнерские отношения;
Вовлечь семьи в единое образовательное пространство;
Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Для детей:
Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких;
Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие»;
Рассказать о русских семейных традициях, реликвиях, распределении семейных обязанностей;
Развивать познавательные способности, активно включать в творческо – поисковую деятельность;
Расширять кругозор и обогащать словарный запас, развивать связную речь;
Укреплять детско – родительские отношени
Все перечисленные задачи расширят границы общения взрослого и ребенка, укрепит связь между поколениями. Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколени
Семья принимает участие в развитии всех сторон личности ребенка дошкольника Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности. П. Ф. Лесгафт
. В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется проблеме негативного влияния семьи на развитие личности ребенкадошкольного возраста: неблагоприятный психологический климат семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей; пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей, конфликты родителей с детьми) и, как следствие, потеря авторитета родителей. Все это приводит к ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии.
Данный материал направлен на решение одного из основных вопросов обучения и воспитания детей. Однако вопрос взаимодействия семьи и детского сада остается открытым и нуждающимся в дальнейшем изучении.
Воспитатель высшей категории МБДОУ №11 Мясникова Елена Анатольевна
Источник
ПРОЕКТ «СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Аналитическое обоснование: Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений и от образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Цель проекта:
Основной целью проекта является открытость дошкольного учреждения, установление партнерства семьи и педагогов с помощью организации методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями воспитанников.
Задачи проекта:
- Создать единое пространство для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
- Повысить компетентность родителей в воспитании детей на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи в создании благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
- Формировать общую культуру в семье, в том числе ценности здорового образа жизни, развития у детей социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
Замысел проекта:
Совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечит высокое качество дошкольного образования.
Создание и внедрение в образовательный процесс МБДОУ инновационных форм работы с семьями воспитанников, позволят установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».
Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.
«Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
-создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:
– повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
– формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе МБДОУ;
– установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой;
– повышению компетентности педагогов ДОУ по взаимодействию с семьями воспитанников;
– открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности
.
Источник