Дыхательная гимнастика для развития речи ребенка

Дыхательная гимнастика для развития речи ребенка thumbnail

Ирина Ильинская
Дыхательная гимнастика как средство развития речи

Дыхательная гимнастика, как средство развития речи.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Стоит отметить, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи заметно выросло. Это связано с различными факторами развития ребенка: неблагоприятные воздействия окружающей среды, патологии внутриутробного развития, первые годы жизни ребенка, а в том числе, речевой культурой, в которой воспитывается ребенок. Смазанная, непонятная речь затрудняет общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, накладывая отпечаток на черты характера ребенка. Дети с речевыми нарушениями более замкнутые, проявляют негативизм, раздражительность.

Первостепенной задачей, стоящей перед педагогами – это раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Воспитание правильной речи невозможно при развитии только одного компонента речи, коррекция речи должна строиться на работе над всеми компонентами речи: просодика, звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, слоговая структура слова, развитие связной речи, а также развитие психический функций: внимание, память, мышление.

Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно включаться в работу, способность проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели. Игровой метод дает наиболее эффективный результат, поэтому свою работу я строю на различных играх, сказках, инсценировках, что способствует развитию выразительности речи, обогащению словаря.

Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов: достаточная форсированность основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, познавательных интересов и активность ребенка, хорошо развитой общей, тонкой и артикуляционной моторики, пространственная ориентировка, а также правильно поставленное дыхание.

На постановке правильного дыхания, я хочу остановиться отдельно. Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности. Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки.

Следует напомнить, что при постановке правильного дыханиясуществуют общие правила выполнения упражнений:

-заниматься в хорошо проветренном помещении, при t 18-20 градусов.

-одежда не должна сковывать движения.

-не заниматься сразу после приема пищи.

-при заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено.

-сопроводительный текст произносит взрослый.

Необходимо следить за техникой выполнения упражнений:

-воздух набирать через нос.

-плечи не поднимать.

-выдох должен быть длинным и плавным.

-щеки не надувать.

-дозировать выполнение упражнений (индивидуально, так как может закружиться голова.

Предлагаю вашему вниманию несколько дыхательных упражнений, которые можно использовать в работе.

«Дует с горки ветерок»

Язык принимает артикуляционную позу «горка». Сохраняя это положение языка. Подуть так, чтобы выходила холодная струя воздуха. Взрослый демонстрирует упражнение и предлагает детям самим выполнить дыхательное упражнение и проверить поднесенной к губам ладонью, какой воздух (ветерок)выходит изо рта: теплый или холодный. Ладонь около рта следует держать вертикально.

Ветер дует-задувает,

Но ребят он не пугает.

«Попьем»

Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в себя воздух. Затем взрослый предлагает выполнить упражнение «Трубочка» и вновь повторить упражнение.

Пьет апельсиновый сок

Из трубочки мамин сынок.

«Машина»

Подуть на сомкнутые и слегка расслабленные губы так, чтобы они начали вибрировать.

Ехал, ахал, до реки доехал.

Как перебраться на другой берег?

Кругом вода, одна вода.

Поплыл на лодочке туда.

Бегает в калошах

Быстрее, чем лошадь.

«Парашют»

Поднести ладонь с комочком ваты к губам и подуть на комочек. При этом губы сложить в легкую улыбку, щеки не надувать.

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился парашют.

«Песенка воды»

Длительно произносить звук С. При этом губы сложить в улыбку, а языком упереться в нижние зубы. При правильной артикуляции поднесенная ко рту ладонь ощущает холодную струю воздуха. Предложите детям проверить, какая струя воздуха выходит изо рта – теплая или холодная.

Квакают у ручья лягушки:

«Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».

«Греем ручки»

Быстро тереть одна о другую ладони, затем поднести их к лицу и подышать на ладони со звуком Х.Взрослый спрашивает у детей: «Согрелись ручки?» Выполнять упражнение несколько раз.

«Холодный ветер»

Поднести ладонь к губам, широко улыбнувшись, длительно произносить звук С. Ладонь поднести ко рту, ощутить холодную струю воздуха.

«Зимой ветер был холодный, неласковый Вот такой».

«Теплый ветерок»

Поднести ладонь к губам и, вытянув губы вперед в виде рупора, длительно произнести звук Ш. Ладонь поднести ко рту, ощутить теплую струю воздуха.

Читайте также:  Развитие речи ребенка 4 лет с дцп

«А теперь ветерок стал теплым и ласковым. Всех вокруг обогреет,порадует: цветам расправит лепестки, пригладит травку на лугу, поможет птичкам на лету. Вот он какой».

«Душистый цветок»

Поднеси к носу цветок, и сделать глубокий вздох носом, а выдох ртом.Одновременно на выдохе произнести фразу:

Ах, как приятно пахнет!

А кто это летит –

Крылышками машет,

Над цветочком пляшет?

«Пар»

Несколько раз подряд произнеси звук П.

«В нем вода бурлит, кипит.

«Буль-буль»,- нам говорит.

Взрослый обращается по очереди к каждому из детей и просит повторить звукоподражание в разном ритме.

«Зайчишка – трусишка»

Делать глубокий вдох и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями – увеличение в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.

Взрослый произносит текст:

В животе у зайки пусто.

Где б найти ему капусту?

Ребята, давайте зайчика угостим. На, зайчик, капусту»

«Ежик фыркает»

Несколько раз подряд произносить звук Ф. Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней губой прикасаться к верхним зубам.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не дрожь!

Я – колючий серый еж!

«Футбол»

Из комочка ваты скатайте шарик – это мяч. Поставьте на некотором расстоянии друг от друга два кубика – это ворота. Ребенок дует на мяч, пытаясь забить гол. Комочек ваты должен оказаться между двумя кубиками.

«Шторм в стакане»

Вам понадобиться трубочка для коктейля и стакан с чистой водой. Посередине широкого языка кладется трубочка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через трубочку, чтобы вода бурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Существует огромное множество игр и упражнений на развитие правильного дыхания с предметами (бутылочки, трубочки, мячики, салфетки и т. д.) и без предметов. Используя в своей работе упражнений на постановку правильного дыхания, позволяет сделать работу по развитию речи более эффективной и заметно ускорить коррекцию звукопроизношения.

Источник

Статья:

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. 

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Упражнения дыхательной гимнастики

1.Снег
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. 

2. Кораблики. 
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от “киндер-сюрпризов” или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. 

3. Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру “Кто быстрее”. 

4. Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в “буль-бульки” с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в “Буль-бульки”, чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д. 

Читайте также:  Понятие развитие связной речи для развития ребенка

5. Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. 

6. Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. 

7. Губная гармошка.
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же. 

8. Цветочный магазин.
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу. 

9. Свеча.
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. 

10. Косари.
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и “отведение косы” в сторону, на сильную – выдох и “взмах косой”. 
Рекомендуемая тематическая литература, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Правильное
дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это
энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение,
артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать
диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное
распределение выдоха.

Логопедическая практика показывает,
что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной,
сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим авторы коррекционных
методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию
физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми
патологиями нарушено (Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, 3.А.
Репина, М.Е. Хватцев).

Нарушение иннервации мышц
периферического речевого аппарата плохо отражается на функциональных свойствах
дыхательной системы. Выдох становится неплавным и непродолжительным, голос
слабым, тихим, немодулированным. Всё это влияет на разборчивость речи ребенка.
Поэтому одной из первостепенных задач в общей системе нормализации
произносительной стороны речи детей, является развитие
речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное
звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого
соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности
. Логопеды дошкольных учреждений уделяют пристальное внимание
формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не
только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

У дошкольников
наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

· Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва
слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также робких,
стеснительных.

·Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого
воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на
первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово
шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или
фразы.

·Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок
вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дем гулять).

Читайте также:  Психическое развитие ребенка раннего возраста кризис трех лет

·Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе,
с «захлёбыванием».

·Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то
громко, то тихо, еле слышно.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная
артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой
для звучного голоса.

Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный
контроль за правильностью дыхания
. Параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем
полную грудь воздуха»;

– выдох происходит плавно, а не толчками;

– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует
сжимать губы, надувать щеки;

– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать
выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему
ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

– выдыхать следует, пока не закончится воздух.

При
проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в
виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать
головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно
использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Рекомендации
по проведению дыхательной гимнастики:

1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение,
если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или
обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы
час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не
напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у
ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует
формированию практических умений. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут
научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

1.«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая
ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто
кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на
«кораблик», подгоняя его другому «берегу».

2.«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются
небольшие шарики–«снег»– и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на
«снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно
передвигаться к противоположному краю стола.

3.«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с
четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу,
изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими
полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную
бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

4.«Пузырьки» Это игра, которую почти все
родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле,
она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь
трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох
был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

Дыхательная гимнастика для развития речи ребенка

5.«Дудочка» Используем всевозможные свистки,
детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

6.
«Фокус» Это упражнение с кусочком ваты,
которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа.
Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку,
чтобы сдуть её с носа.

7.«Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк
горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть
нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует
предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь
якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано
ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является
доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это
верит.

8.«Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто
спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной
бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

9.«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать
выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке
свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего
произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится
правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки
греются. 

Дыхательная гимнастика для развития речи ребенка

Источник