Двойственная роль дефекта в формировании и развитии личности ребенка

Двойственная роль дефекта в формировании и развитии личности ребенка thumbnail

1. Место дефектологии в мире наук, развитие дефектологии от количественного к качественному изучению.

“Дефектология”,  считалась чем-то вроде малой педагогики,  наподобие  того,  как  медицина  выделяет  малую хирургию.

Все  проблемы  в  этой  области  ставились  и  решались  как  проблемы количественные
(метрическая шкала А. Бине  или  профиль  Г.  И.  Россолимо). То же справедливо  и  относительно  других  педологических  методов  изучения дефективного ребенка, методов  не  только  психологических,  но  и  охватывающих другие стороны детского развития  (анатомическую  и  физиологическую).  И  здесь масштаб, размер, шкала являются основными категориями исследования,  как  будто все проблемы дефектологии суть проблемы пропорций, а все  многообразие  явлений, изучаемых дефектологией, охватывается единой схемой: “больше-меньше”. Считать  и мерить  в  дефектологии  начали  раньше,  чем  экспериментировать,  наблюдать, анализировать, расчленять и обобщать, описывать и качественно определять. Представление о  дефективности  как  о  чисто  количественной  ограниченности развития. Только с идеей качественного своеобразия (не  исчерпываемого  количественными вариациями  отдельных  элементов)  тех  явлений  и  процессов,  которые  изучает дефектология, она  впервые  приобретает  твердую  методологическую  основу.

Дефектология имеет свой, особый объект  изучения;  она  должна  овладеть  им. Процессы детского развития, изучаемые  ею,  представляют  огромное  многообразие форм, почти безграничное количество различных типов. Наука должна овладеть  этим своеобразием и объяснить его, установить  циклы  и  метаморфозы  развития,  его диспропорции и перемещающиеся центры, открыть законы многообразия. Далее  встают проблемы практические: как овладеть законами этого развития.

В настоящей статье и сделана попытка критически  наметить  основные  проблемы современной дефектологии в их внутренней связанности и единстве под углом зрения тех философских идей и социальных предпосылок, которые положены в  основу  нашей теории и практик и воспитания.

2.Учение о компенсации

Основной факт, с которым мы встречаемся  в  развитии,  осложненном  дефектом, есть двойственная роль органического недостатка  в  процессе  этого  развития  и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус,  ограничение, слабость, умаление  развития;  с  другой  –  именно  потому,  что  он  создает трудности, он стимулирует повышенное,  усиленное  движение  вперед.  Центральное положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы  для выработки компенсации. ® изучение динамики развития ребенка с дефектом.

 В. Штерн  давно  указал  на  двойственную  роль  дефекта.  Как   у    слепого компенсаторно  повышается  способность  различения   при    осязании    не    из действительного  повышения  нервной  возбудимости,  но  через    упражнение    в  наблюдательности и воспоминаниям, слабость воли  и  недостаточность  инициативы компенсируются внушаемостью и тенденцией к подражанию и т. д.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

   А. Адлер  и его школа в  основу  своей  психологической  системы  кладут учение о  малоценных  органах  и  функциях,  недостаточность  которых  постоянно стимулирует повышенное  развитие.  Ощущение  дефективности  органов,  по  словам Адлера, является для индивида  постоянным  стимулом  к  развитию  психики.  Если какой-либо орган благодаря морфологической или функциональной неполноценности не справляется вполне со своими  задачами,  тогда  центральная  нервная  система  и психический  аппарат  человека  принимают  на  себя  задачу    компенсировать затрудненное функционирование органа. Они создают  над  малоценным  органом  или функцией психологическую надстройку, стремящуюся обеспечить организм  в  слабом, угрожаемом пункте. Дефект становится, таким образом, исходной точкой  и  главной движущей силой психического развития личности. Он устанавливает конечную целевую точку, к которой стремится развитие всех психических  сил,  и  дает  направление процессу роста  и  формирования  личности.  Повышенная  тенденция  к  развитию создается дефектом, он развивает психические явления предвидения и предчувствия, а также их действующие факторы (память,  внимание,  интуицию,  чувствительность, интерес –  словом,  все  обеспечивающие  психологические  моменты)  в  усиленной степени.

Положительное своеобразие дефективного ребенка и создается в  первую  очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у  нормального,  но тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие  в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития.

Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же,  что  и  нормальный,  то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно  знать  своеобразие  пути,  по  которому  он  должен повести ребенка. Ключ к своеобразию дает закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации.

3. Социальная обусловленность компенсации

Своеобразие  в  развитии  дефективного  ребенка  имеет  пределы.  На   основе нарушенного дефектом равновесия в приспособительных функциях перестраивается  на новых началах вся система приспособления, которая стремится к новому равновесию.

Компенсация, как реакция  личности  на  дефект,  дает  начало  новым,  обходным процессам развития, замещает, надстраивает, выравнивает психологические функции. Многое из того, что присуще  нормальному  развитию,  исчезает  или  свертывается из-за  дефекта.

Процессы компенсации, созидающие своеобразие  личности  слепого  ребенка,  не текут  свободно,  а  направлены  на   определенные    цели.  

Само  действие  дефекта  всегда   оказывается    вторичным,    не непосредственным,  отраженным.  Как  уже  сказано,  своего    дефекта    ребенок непосредственно не ощущает. Он воспринимает те затруднения, которые  проистекают из дефекта. Непосредственное следствие дефекта –  снижение  социальной  позиции ребенка; дефект реализуется как  социальный  вывих.  Все  связи  с  людьми,  все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и  судьбу  как участника-жизни, все функции общественного бытия перестраиваются.

Читайте также:  Психическое развитие и саморазвитие ребенка поддъяков

Таким  образом,  процесс  развития  дефективного  ребенка  двояким    образом социально обусловлен: социальная реализация дефекта (чувство малоценности)  есть одна сторона  социальной  обусловленности  развития,  социальная  направленность компенсации на приспособление к тем условиям среды, что созданы и  сложились  в расчете на нормальный человеческий тип, составляет ее вторую сторону.

4. Моторная недостаточность

   Моторная недостаточность в огромной мере  допускает  компенсацию,  упражнение моторных функций, выравнивание дефекта (Гомбургер, М. Надолечный,  Геллер).

Моторная отсталость часто и легко поддается,  в  известных,  конечно,  пределах, педагогическому и лечебному воздействию. Поэтому взятая сама по  себе  моторная отсталость нуждается в двойной характеристике  по  схеме  “дефект-компенсация”. Динамика этой формы недостаточности, как и всякой  другой,  раскрывается  только при учете вызываемых ею положительных ответных реакций организма, компенсирующих дефект. Моторная отсталость может в различных степенях комбинироваться с умственной отсталостью всех .видов, придавая  своеобразную  картину  развитию  и поведению ребенка.

Принципиально  важным  и  решающим  является  не  статистический  расчет,   а несомненное положение, что моторная отсталость может  быть  относительно  широко независима от интеллектуального дефекта; она может отсутствовать при  умственной отсталости и, наоборот, быть в наличии при отсутствии интеллектуального дефекта.

В случаях комбинированной моторной  и  интеллектуальной  недостаточности  каждая форма имеет свою динамику и компенсация в одной сфере  может  протекать  в  ином темпе, в ином направлении,  чем  в  другой,  в  зависимости  от  чего  создается чрезвычайно интересное соотношение этих сфер в  развитии  дефективного  ребенка.

Проблема  моторной  недостаточности – прекрасный  пример  того  единства    в многообразии, которое наблюдается  в  развитии  дефективного  ребенка.  Личность развивается как единое целое, как единое  целое  реагирует  она  на  дефект,  на создаваемое им нарушение равновесия и вырабатывает новую систему приспособления и новое равновесие вместо нарушенного. Но именно благодаря  тому,  что  личность представляет  единство  и  действует  как  единое  целое,   она    в    развитии непропорционально выдвигает те или иные функции, многообразные  и  относительно независимые друг от друга. Эти положения – многообразие относительно независимых в развитии функций и единство всего процесса развития личности –  не  только  не противоречат друг другу, но,  как  показал  Штерн,  взаимно  обусловливают  друг друга. В усиленном и повышенном  развитии  одной  какой-либо  функции,  например, моторной одаренности, находит выражение компенсаторная  реакция  всей  личности, стимулируемая дефектом в другой сфере.

5. Представление  о  многообразии отдельных функций личности и о сложности ее структуры

Развитие и углубление научных идей  о  личности  в настоящее время движется в  этих  двух направлениях:  1)  раскрытия  ее  единства  и  2)  сложной  и  многообразной  ее структуры.

Дальше описываются исследования интеллекта.

Проблему  качественного  изучения  слабоумия  и  его  компенсации, качественного определения общего  интеллектуального  развития. 

Проблема  сложности  и  неоднородности  интеллекта показывает и новые возможности компенсации внутри самого интеллекта,  а  наличие способности к разумному действию у глубоко отсталых детей открывает огромные  и совершенно новые перспективы перед воспитанием такого ребенка.

6. История культурного  развития  дефективного  ребенка. 

Самую глубокую и острую проблему современной дефектологии составляет  история

культурного  развития  дефективного  ребенка. 

Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый  сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития –  естественный  и культурный  –  совпадают  и  сливаются  один  с  другим.  У дефективного ребенка такого слияния  не  наблюдается;  оба  плана  развития обычно  более  или  менее  резко расходятся.  Причиной    расхождения    служит органический дефект.

Постановка проблемы культурного развития  дефективного  ребенка  как  особого плана развития, подчиненного особым законам, обладающего особыми  трудностями  и особыми средствами их преодоления, составляет серьезное  завоевание  современной дефектологии. Основным здесь является понятие  примитивности  детской  психики. Выделение  особого   типа    детского    психологического    развития,    именно ребенка-примитива.  Смысл  понятия заключается в противоположении примитивности – культурности. Как дефективность – есть отрицательный полюс одаренности, так  примитивность  –  есть  отрицательный полюс культурности.

   Ребенок-примитив – это ребенок, не  проделавший  культурного  развития,  или, точнее, находящийся на самых низших ступенях культурного  развития.  Примитивная психика – здоровая психика; при известных условиях ребенок-примитив  проделывает нормальное культурное развитие, достигая интеллектуального  уровня  культурного человека. Это отличает примитивизм от  слабоумия.  Последнее  –  есть  результат органического дефекта,  слабоумный  ограничен  в  естественном  интеллектуальном развитии  и  вследствие  этого  не  проделывает  обычно  полностью    развития культурного. Примитив же в естественном развитии  совершенно  не  уклоняется  от нормы, его практический интеллект может достигнуть  очень  высокой  ступени,  он остается  только  вне  культурного  развития.  Примитив  –  это  тип  чистого, изолированного естественного развития.

Проблема соотношения примитивности и патологии. Проблема качественного анализа. Проблема развития в случае сочетаний примитивности и патологии.

7. Постановка практических задач

ü   Проблема  моторной  одаренности  и недостаточности непосредственно  связана  с  вопросами  физического  воспитания, трудового и профессионального обучения дефективных детей.

ü    Проблема практического интеллекта так же тесно связана с трудовой подготовкой, с практически  жизненной установкой всего обучения.

Читайте также:  Общая характеристика физического развития ребенка

ü    Проблема культурного развития  включает  в  себя  все главнейшие вопросы  школьного  обучения,  в  частности  волнующая  дефектологов проблема аналитического  и  синтетического  методов  обучения  глухонемых,  речи ставится как вопрос: следует ли детям механически прививать простейшие  элементы речевых навыков, как воспитывают чисто двигательные умения, или  следует  детей прежде всего учить умению пользоваться речью, функциональному употреблению  слов как “интеллектуальных ” орудий”, по выражению Д. Дьюи.

ü   Проблема компенсации в развитии дефективного ребенка и проблема, социальной  обусловленности  этого развития включает в себя все проблемы организации детского коллектива,  детского движения, общественно-политического воспитания, формирования личности и т. д.

Основная линия практической дефектологии: главной чертой  современной  практической  дефектологии  является постановка положительных задач, стоящих перед специальной школой.  Нельзя  более довольствоваться в специальной школе просто сокращенной программой общей школы и ее облегченными и упрощенными методами.

   Если  мы  отказываемся  от  представления  о  дефективном  ребенке  как    об уменьшенном подобии нормального, мы неизбежно должны  отказаться  и  от  понятия специальной школы как удлиненной по времени и сокращенной по учебному  материалу общей школы. Конечно, чрезвычайно  важно  установить  с  наивозможной  точностью количественные отличия дефективного ребенка, но на этом нельзя остановиться.

Заключение: Как сказано, мы ограничиваемся  здесь  постановкой  проблем  в  самой  общей форме. Мы указали, что это проблемы, к разрешению  которых  дефектология  только начинает приступать, обращены к будущему больше, нежели к прошлому и  настоящему нашей науки. Мы стремились  показать,  что  дефектология  изучает  развитие,  у которого есть свои законы,  свой  темп,  свои  циклы,  свои  диспропорции,  свои метаморфозы, свое перемещение центров, свои структуры; что  это  есть  особая  и относительно самостоятельная область знания о глубоко своеобразном предмете.  В области  практической,  в  области  воспитания,  как  стремились  мы   показать, дефектология стоит перед задачами, разрешение которых требует творческой работы, создания особых, форм.  Для  разрешения  тех  и  других  проблем  дефектологии необходимо найти прочный фундамент и  для  теории,  и  для  практики.  Чтобы  не строить на песке, чтобы  избежать  эклектического  и  поверхностного  эмпиризма, который отличал ее в прошлом, чтобы перейти к творчески положительной педагогике от  больнично-лекарственной,  дефектология  должна  опереться  на  философский диалектико-материалистический  фундамент,  на  котором  строится   наша    общая педагогика, и на фундамент  социальный,  на  котором  строится  наше  социальное воспитание. Это и есть проблема нашей дефектологии.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

. . .

2.

Основной факт, с которым мы встречаемся в развитии, осложненном дефектом, есть двойственная роль органического недостатка в процессе этого развития и формирования личности ребенка. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой – именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации. Поэтому динамическое изучение дефективного ребенка не может ограничиваться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторных – замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка. Как для современной медицины важна не болезнь, но больной, так для дефектологии объектом является не недостаток сам по себе, но ребенок, отягощенный недостатком. Туберкулез, например, характеризуется не только стадией процесса и тяжестью заболевания, но и реакцией организма на болезнь, степенью компенсации или декомпенсации процесса. Так, реакция организма и личности ребенка на дефект есть центральный основной факт, единственная реальность, с которой В. Штерн давно указал на двойственную роль дефекта. Как у слепого компенсаторно повышается способность различения при осязании не из действительного повышения нервной возбудимости, но через упражнение в наблюдательности и воспоминаниям, слабость воли и недостаточность инициативы компенсируются внушаемостью и тенденцией к подражанию и т. д. Функции личности не монополизированы таким образом, что при ненормально слабом развитии одного какого-либо свойства непременно и при всех обстоятельствах страдает выполняемая им задача; благодаря органическому единству личности другая способность принимает на себя ее выполнение (W. Stern, 1921).

Таким образом, закон компенсации одинаково приложим к нормальному и осложненному развитию. Т. Липпс (10) видел в этом основной закон психической жизни: если психическое событие прерывается или тормозится, то там, где наступает перерыв, задержка или препятствие, происходит “затопление”, т. е. повышение психической энергии; препятствие играет роль запруды. Этот закон Липпс называл законом психической запруды (Stauung). Энергия концентрируется в пункте, где процесс встретил задержку, и может преодолеть задержку или пойти окольными путями. Так на месте задержанного в развитии процесса образуются новые процессы, возникшие благодаря запруде (Т. Липпс, 1907).

А. Адлер (11) и его школа в основу своей психологической системы кладут учение о малоценных органах и функциях, недостаточность которых постоянно стимулирует повышенное развитие. Ощущение дефективности органов, по словам Адлера, является для индивида постоянным стимулом к развитию психики. Если какой-либо орган благодаря морфологической или функциональной неполноценности не справляется вполне со своими задачами, тогда центральная нервная система и психический аппарат человека принимают на себя задачу компенсировать затрудненное функционирование органа. Они создают над малоценным органом или функцией психологическую надстройку, стремящуюся обеспечить организм в слабом, угрожаемом пункте. При соприкосновении с внешней средой возникает конфликт, вызванный несоответствием недостаточного органа или функции стоящим перед ними задачам, что ведет к повышенной возможности заболевания и смертности. Этот же конфликт создает повышенные возможности и стимулы к компенсации и сверхкомпенсации. Дефект становится, таким образом, исходной точкой и главной движущей силой психического развития личности. Он устанавливает конечную целевую точку, к которой стремится развитие всех психических сил, и дает направление процессу роста и формирования личности. Повышенная тенденция к развитию создается дефектом, он развивает психические явления предвидения и предчувствия, а также их действующие факторы (память, внимание, интуицию, чувствительность, интерес – словом, все обеспечивающие психологические моменты) в усиленной степени (A. Adler, 1928).

Читайте также:  Влияние общения на развитие ребенка с овз

Можно и должно не соглашаться с Адлером в том, что он приписывает процессу компенсации универсальное значение во всяком психическом развитии, но нет, кажется, сейчас дефектолога, который отрицал бы первостепенное значение реакции личности на дефект, компенсаторных процессов в развитии, т. е. той чрезвычайно сложной картины положительных влияний дефекта, обходных путей развития, сложных его зигзагов, картины, которую мы наблюдаем у каждого ребенка с дефектом. Самое важное то, что вместе с органическим дефектом даны силы, тенденции, стремления к его преодолению или выравниванию. Вот этих тенденций к повышенному развитию и не замечала прежняя дефектология. А между тем именно они придают своеобразие развитию дефективного ребенка; они создают творческие, бесконечно разнообразные, иногда глубоко причудливые формы развития, равных или подобных которым мы не наблюдаем в типическом развитии нормального ребенка. Нет надобности быть адлерианцем и разделять принципы его школы, чтобы признать справедливость этого положения.

“Он будет хотеть все видеть, – говорит Адлер про ребенка, – если он близорук; все слышать, если у него аномалия слуха; все будет хотеть говорить, если у него есть налицо затруднение в речи или есть заикание… Желание летать будет выше всего выражено у тех детей, которые уже при прыгании испытывают большие затруднения. Противоположность органической недостаточности и желаний, фантазий, снов, т. е. психических стремлений к компенсации, столь всеобъемлюща, что можно на основании ее вывести основной психологический закон о диалектическом превращении органической неполноценности через субъективное чувство неполноценности в психические стремления к компенсации и сверхкомпенсации” (1927, с. 57). Прежде полагали, что у слепого ребенка вся жизнь и все развитие будут строиться по линии слепоты; новый закон говорит, что развитие пойдет против этой линии. Если есть слепота, то психическое развитие направлено от слепоты, против слепоты. Рефлекс цели, по И. П. Павлову, нуждается для полного, правильного, плодотворного проявления в известном напряжении, и существование препятствий – главное условие достижения цели (1951, с. 302). Современная психотехника склонна рассматривать такую центральную в процессе воспитания и формирования личности функцию, как управление, в качестве частного случая явлений сверхкомпенсации (И. Н. Шпильрейн, 1924).

Учение о компенсации открывает творческий характер развития, направленного по этому пути. Недаром на указанном учении частично основывают происхождение одаренности такие психологи, как Штерн и Адлер. “То, что меня не губит, делает меня сильнее”, – формулирует эту идею Штерн; благодаря компенсации из слабости возникает сила, из недостатков – способности” (W. Stem, 1923, с. 145). Было бы ошибкой полагать, что процесс компенсации всегда непременно кончается удачей, успехом, всегда приводит к формированию таланта из дефекта. Как всякий процесс преодоления и борьбы, и компенсация может иметь два крайних исхода – победу и поражение, между которыми располагаются все возможные степени перехода от одного полюса к другому. Исход зависит от многих причин, но в основном от соотношения степени недостатка и богатства компенсаторного фонда. Но какой бы исход ни ожидал процесс компенсации, всегда и при всех обстоятельствах развитие, осложненное дефектом, представляет творческий процесс (органический и психологический) созидания и пересозидания личности ребенка на основе перестройки всех функций приспособления, образования новых – надстраивающихся, замещающих, выравнивающих процессов, порождаемых дефектом, и прокладывания новых, обходных путей развития. Мир новых, бесконечно разнообразных форм и путей развития открывается перед дефектологией. Линия дефект, – компенсация и есть лейтлиния развития ребенка с дефектом какого-либо органа или функции.

Положительное своеобразие дефективного ребенка и создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития. Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка. Ключ к своеобразию дает закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации.

Источник