Движущая сила социального развития личности ребенка
Источники и движущие силы социального развития ребенка
Социальное развитие личности представляет собой количественное и качественное изменение личностных структур в процессе формирования человека, его социализации и воспитания. Оно имеет непрерывный и неравномерный характер. Непрерывность его заключается в постоянной потребности социального изменения, сохранения, утраты социального опыта как естественного социального роста человека. Неравномерность социального развития выражается в том, что оно не имеет линейного и постоянного характера. Этот процесс меняется в зависимости от многих факторов, в том числе от возраста, типа темперамента, предрасположенности, состояния человека, условий среды, самоактивности.
Человек, появившись на свет, развивается, формируется и становится личностью. Для социального развития он наделен значительным потенциалом и механизмом его реализации, который с рождения включает определенные для каждого человека биологические, физиологические, психические, энергетические и социальные возможности для развития и самореализации (Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.). Индивидуальные возможности ребенка определяются основными источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека.
Источники – «это то, что питает и на основе чего имеет место социальное развитие человека» [12, 54]. Они подразделяются на внутренние (присущие с рождения) и внешние (на основе которых происходит реализация внутренней обусловленности человека).
К основным, наиболее существенным внутренним источникам социального развития, по мнению Л. В. Мардахаева, относятся:
- • Потенциал в виде задатков и возможностей, полученный человеком от рождения и приобретенный им в процессе жизнедеятельности. У каждого ребенка индивидуальный потенциал социального развития значителен. Развиваясь в соответствующих условиях, человек может достичь в личностном плане именно того уровня, к которому он был потенциально предрасположен. Проблема заключается в том, до какого уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом и в тех или иных условиях (дома, в детском саду, школе) в частности.
- • Взаимосвязь и взаимообусловленность в развитии биологического, физиологического, психологического и социального факторов человека. Задержка человека в биологическом, физиологическом или психическом развитии сказывается на социальном, и наоборот.
- • Органы чувств и уровень их развития. С их помощью ребенок познает среду жизнедеятельности. При этом он обогащается и формируется. Характерно, что своеобразие познания ребенка окружающего мира определяется адекватностью его развития, действий и поступков. Недостатки в структуре формирования органов чувств создают для него значительные трудности при взаимодействии со средой жизнедеятельности и ее изучении. При этом восприятие среды имеет индивидуальный характер, обусловленный уровнем и особенностями его органов чувств.
- • Врожденные рефлексы. Именно они позволяют ребенку поддерживать жизнедеятельность, проявлять себя, реализовывать свои индивидуальные возможности и потребности в процессе социального развития и воспитания [12, 55-561.
К внешним источникам, стимулирующим социальное развитие и воспитание ребенка, относится все то, что его окружает и с чем он непосредственно и опосредованно взаимодействует. Например, на микроуровне — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта: семья, школьные коллективы, неформальные групповые объединения, отдельные личности. На ме~ зоуровне — СМИ, искусство, литература, которые во многом определяют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него (М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев, Н. Н. Михайлова, Р. В. Овчарова).
Движущие силы – один из важнейших факторов, которые обеспечивают реализацию потенциальных источников социального развития, воспитания и обучения ребенка. Они также подразделяются на внутренние и внешние (Л. В. Мардахаев).
Внутренние движущие силы, обеспечивающие развитие личности ребенка, способствуют реализации его индивидуального потенциала в процессе социализации. К основным из них относятся неосознаваемые и осознаваемые биопсихические механизмы.
Неосознаваемые механизмы развития человека обусловлены физиологическими и психическими потенциями, которые получает ребенок от рождения. Их характерной особенностью является то, что они функционируют на уровне подсознания (рефлекторно), им присуща ранняя активность и стабильность. Наиболее существенное влияние они оказывают на психологическое и социальное развитие растущего человека.
К наиболее важным движущим силам, обеспечивающим функционирование неосознаваемых механизмов человека, Л. В. Мардахаев относит:
A) Устремленность в самом раннем возрасте к тому человеку, в ком ребенок чувствует наибольшую потребность и защищенность, преимущественно к матери.
Б) Эмоциональная заразительность ребенка. Уже на первом месяце жизни ребенка можно наблюдать, что вид улыбающейся мамы, подходящей к нему, вызывает у него улыбку.
B) Эмоциональная обусловленность активности и устремленности ребенка. Ребенок с момента рождения нуждается во внимании и ласке, что способствует поддержанию и укреплению его эмоциональной обусловленности. Неразумность в проявлении любви к ребенку нередко приводит к вседозволенности, формированию эгоцентризма.
С таким ребенком приходится тяжело взаимодействовать его социальному окружению.
- Г) Подражательность. Благодаря подражательности ребенок неосознанно усваивает первый (изначальный) социальный опыт: отношения к чему-либо, нормы поведения, действий и поступков.
- Д) Внушаемость в раннем детстве выступает значительным двигателем действий и поступков ребенка, его отношения к различным явлениям, реакциям на что-либо и пр. Внушаемость воздействует на подсознание. Влияние внушения достаточно сильно, если оно направлено на оценку, характеристику или перспективу безопасности человека, его здоровья и благополучия. При наличии у человека негативного опыта, соответствующего внушаемому воздействию, его влияние значительно возрастает. Например, «дети улицы», имеющие негативный опыт поведения, объединяются в «стаю». Для них лидер «стаи» является авторитетом. Его пример, действия обладают внушающим воздействием и побуждают невольно подражать ему в отношениях и поведении, беспрекословно подчиняются его указаниям.
- Е) Потребность человека в социальном общении появляется с рождения и требует удовлетворения. Такая потребность получает именно в семье наибольшую возможность в реализации.
- Ж) Любознательность, как и потребность в общении, существенно влияет на социальное развитие человека. Эти потребности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
- 3) Активность присуща ребенку с рождения. Она проявляется в общей динамике поведения, способствуя формированию организма ребенка в целом [12, 59-601.
Осознаваемые механизмы социального развития обусловлены всевозрастающей ролью сознания человека с учетом его возраста и способствуют дальнейшему социальному развитию, воспитанию и обучению. В основе их лежит влияние формируемого сознания на саморазвитие и самовоспитание. К осознаваемым механизмам развития относят:
- А) Осознаваемые механизмы, связанные с психикой человека: саморазвитие психики человека, эмоциональная восприимчивость, волевая активность.
- Б) Осознаваемые механизмы, связанные с развитием сознания: социальная предрасположенность к развитию; уровень развития сознания человека как основы социальной перспективы; интеллектуальные потребности, желания, интересы, устремления, цели, идеалы; самокритичность и самоуправление своими эмоциями, поведением.
Между внутренними движущими силами (неосознаваемыми и осознаваемыми) социального развития человека существует тесная взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимодополнение. Учет их своеобразия обеспечивает наиболее действенное направление и интенсивное индивидуальное развитие и воспитание ребенка.
Выделяют внешние движущие силы, обеспечивающие реализацию личностного потенциала ребенка. Они стимулируют, активизируют или сдерживают социальное развитие и воспитание ребенка. К ним относятся:
A) Среда непосредственного воздействия на микроуровне: уход за ребенком; семья; среда жизнедеятельности и воспитания; коллективы и группы, в отношения с которыми вступает ребенок; отдельные личности, мнение и деятельность которых имеют особое значение для ребенка; воспитание.
Б) Среда непосредственного и опосредованного воздействия на ребенка на мезоуровне: средства массовой коммуникации, компьютерные технологии, искусство, литература и пр.
B) Социально-психологические факторы среды, выполняющие роль внешних движущих сил: доверие; соответствие групповым ожиданиям (выполнение ролевых предписаний, стереотипы действий и поступков); наличие референтной группы (имеет особую значимость при оценке поступков ребенка) и авторитета; взаимопомощь, поддержка (М. А. Галагузова, И. С. Кон, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик и др.).
Между всеми внутренними и внешними движущими силами социального развития ребенка существует тесная взаимосвязь и взаимодополнение. Характерно, что развитие ребенка в одном направлении стимулирует и активизирует его развитие в других сферах творчества и жизнедеятельности. Следует отметить, что направленная активность ребенка не означает разносторонность его становления, а лишь способствует созданию условий для этого. В этом случае необходимы направленные усилия по стимулированию активности ребенка, его самопроявления в других сферах с целью достижения его наиболее разностороннего развития.
Источник
Äàëåå: Ëåêöèÿ 10. Íàñëåäñòâåííîñòü, ñðåäà
Ââåðõ: Òåìà IV. Óñëîâèÿ è
Íàçàä: Òåìà IV. Óñëîâèÿ è
Ëåêöèÿ 9. Ïîíÿòèÿ ëè÷íîñòè è ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Äâèæóùèå ñèëû, óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè
 ÷åëîâåêå âûäåëÿþò òðè ãðàíè: áèîëîãè÷åñêîå îñíîâàíèå (èíäèâèä);
ñîöèàëüíîå îñíîâàíèå (ëè÷íîñòü); “÷åëîâå÷åñêîå â ÷åëîâåêå”
(èíäèâèäóàëüíîñòü). Ëè÷íîñòü îòðàæàåò ñîöèàëüíîå íà÷àëî â
÷åëîâåêå. Ïîíÿòèå “ëè÷íîñòü” – ýòî ñîöèàëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà ÷åëîâåêà,
óêàçûâàþùàÿ íà òå åãî êà÷åñòâà, êîòîðûå ôîðìèðóþòñÿ ïîä âëèÿíèåì
îáùåñòâåííûõ îòíîøåíèé, îáùåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Åñëè ÷åëîâåê äîñòèãàåò
òàêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ, êîòîðûé ïîçâîëÿåò ñ÷èòàòü åãî íîñèòåëåì ñîçíàíèÿ è
ñàìîñîçíàíèÿ, ñïîñîáíûì íà ñàìîñòîÿòåëüíóþ ïðåîáðàçóþùóþ äåÿòåëüíîñòü, òî
òàêîãî ÷åëîâåêà íàçûâàþò ëè÷íîñòüþ.
Ëè÷íîñòü – ýòî ñèñòåìà îòíîøåíèé (äðóæåñêèõ, ñåìåéíûõ,
ïðîèçâîäñòâåííûõ, ïîëèòè÷åñêèõ è ò.ä.), à îíè, â ñâîþ î÷åðåäü, îïðåäåëÿþòñÿ
îáùåñòâåííûìè îòíîøåíèÿìè.
Ñòðóêòóðà ëè÷íîñòè:
íàïðàâëåííîñòü – ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîòðåáíîñòÿõ, èíòåðåñàõ, èäåàëàõ,
óáåæäåíèÿõ, óñòàíîâêàõ, äîìèíèðóþùèõ ìîòèâàõ äåÿòåëüíîñòè è ïîâåäåíèÿ,
ìèðîâîççðåíèè, ýìîöèÿõ;
çíàíèÿ, óìåíèÿ è íàâûêè;
èíäèâèäóàëüíî-òèïîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè – ïðîÿâëÿþòñÿ â
ñïîñîáíîñòÿõ, òåìïåðàìåíòå, õàðàêòåðå, âîëåâûõ êà÷åñòâàõ.
×åëîâåê íå ðîæäàåòñÿ ëè÷íîñòüþ, à ñòàíîâèòñÿ åþ â ïðîöåññå ðàçâèòèÿ. Â
ïåäàãîãèêå ïîñòîÿííî ñòàëêèâàëèñü äâà ïîäõîäà ê ïîíèìàíèþ ñóùíîñòè
ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè:
áèîëîãè÷åñêèé – ýòîò ïîäõîä îáóñëîâëèâàåò ïðîöåññ ðàçâèòèÿ
ëè÷íîñòè ñóãóáî ïðèðîäíûìè ôàêòîðàìè è, ïðåæäå âñåãî, òåìè, êîòîðûå ïðèñóùè
÷åëîâåêó îò ðîæäåíèÿ;
ñîöèîëîãè÷åñêèé – ýòîò ïîäõîä ïðåäïîëàãàåò, ÷òî ïðåîáëàäàþùåå
âëèÿíèå íà ÷åëîâåêà îêàçûâàþò ñîöèàëüíûå ôàêòîðû.
Îäíàêî ëè÷íîñòü – ýòî öåëîñòíàÿ ñèñòåìà, â êîòîðîé íàõîäèò îòðàæåíèå êàê
áèîëîãè÷åñêîå, òàê è ñîöèàëüíîå.
Ðàçâèòèå ëè÷íîñòè – ýòî ïðîöåññ ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè ïîä âëèÿíèåì
âíåøíèõ è âíóòðåííèõ, óïðàâëÿåìûõ è íåóïðàâëÿåìûõ ñîöèàëüíûõ è ïðèðîäíûõ
ôàêòîðîâ.
Îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè:
ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå – âêëþ÷àåò â ñåáÿ ìîðôîëîãè÷åñêèå (ðîñò, âåñ, îáúåì),
áèîõèìè÷åñêèå (ñîñòàâ êðîâè, êîñòåé, ìûøö) è ôèçèîëîãè÷åñêèå (ïèùåâàðåíèå, êðîâîîáðàùåíèå, ïîëîâîå
ðàçâèòèå è ñîçðåâàíèå) èçìåíåíèÿ;
ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå – ñâÿçàíî ñ ïñèõè÷åñêèìè (ñîâåðøåíñòâîâàíèå
ïàìÿòè, ìûøëåíèÿ, âîëè, ðàçâèòèå ýìîöèé, ïîòðåáíîñòåé, ñïîñîáíîñòåé,
õàðàêòåðà), äóõîâíûìè (íðàâñòâåííîå ñòàíîâëåíèå), èíòåëëåêòóàëüíûìè (óãëóáëåíèå è ðàñøèðåíèå çíàíèé,
èíòåëëåêòóàëüíûé ðîñò) èçìåíåíèÿìè.
Äâèæóùèå ñèëû ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè – ýòî ïðîòèâîðå÷èÿ:
îáùèå (óíèâåðñàëüíûå) ïðîòèâîðå÷èÿ – ìåæäó ïîòðåáíîñòÿìè ÷åëîâåêà (ìàòåðèàëüíûìè è
äóõîâíûìè) è âîçìîæíîñòÿìè èõ óäîâëåòâîðåíèÿ; à òàêæå ïðîòèâîðå÷èÿ, êîòîðûå ïðîÿâëÿþòñÿ â íàðóøåíèè
ðàâíîâåñèÿ ìåæäó îðãàíèçìîì è ñðåäîé, ÷òî ïðèâîäèò ê èçìåíåíèþ ïîâåäåíèÿ, íîâîìó ïðèñïîñîáëåíèþ
îðãàíèçìà;
èíäèâèäóàëüíûå ïðîòèâîðå÷èÿ – ïðîòèâîðå÷èÿ, õàðàêòåðíûå äëÿ
îòäåëüíî âçÿòîãî ÷åëîâåêà;
âíóòðåííèå ïðîòèâîðå÷èÿ âîçíèêàþò íà ïî÷âå “íåñîãëàñèÿ ñ ñîáîé” è
âûðàæàþòñÿ â èíäèâèäóàëüíûõ ïîáóæäåíèÿõ ÷åëîâåêà, îäíî èç îñíîâíûõ
âíóòðåííèõ ïðîòèâîðå÷èé – ðàñõîæäåíèå ìåæäó âîçíèêàþùèìè íîâûìè ïîòðåáíîñòÿìè è âîçìîæíîñòÿìè èõ óäîâëåòâîðåíèÿ (íàïðèìåð, ìåæäó ñòðåìëåíèåì
ñòàðøåêëàññíèêîâ ó÷àñòâîâàòü â îáùåñòâåííûõ è ïðîèçâîäñòâåííûõ ïðîöåññàõ è
ðåàëüíûì óðîâíåì ðàçâèòèÿ èõ èíòåëëåêòà, ñîöèàëüíîé çðåëîñòè, òî åñòü
òèïè÷íû ïðîòèâîðå÷èÿ: “õî÷ó-ìîãó”, “õî÷ó-íàäî”, “çíàþ-íå çíàþ” è
äð.);
âíåøíèå ïðîòèâîðå÷èÿ ñòèìóëèðóþòñÿ ñèëàìè èçâíå, îòíîøåíèÿìè
÷åëîâåêà ñ äðóãèìè ëþäüìè, îáùåñòâîì, ïðèðîäîé (íàïðèìåð, ìåæäó
âîçìîæíîñòÿìè ÷åëîâåêà è òðåáîâàíèÿìè îáùåñòâà).
Óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè.
Äåÿòåëüíîñòü – âíåøíÿÿ è âíóòðåííÿÿ àêòèâíîñòü ÷åëîâåêà,
ðåãóëèðóåìàÿ îñîçíàâàåìîé öåëüþ.
Ñòðóêòóðà äåÿòåëüíîñòè: 1. Öåëü è ìîòèâ. 2. Ñèñòåìà äåéñòâèé è îïåðàöèé, îáåñïå÷èâàþùèõ äîñòèæåíèå öåëè. 3. Ñèñòåìà êîíòðîëÿ, êîððåêöèè äåéñòâèé. 4. Îöåíêà ðåçóëüòàòà.
 ïðîöåññå äåÿòåëüíîñòè ïðîèñõîäèò âñåñòîðîííåå è öåëîñòíîå ðàçâèòèå
ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà, ôîðìèðóåòñÿ åãî îòíîøåíèå ê îêðóæàþùåìó ìèðó.
Äåÿòåëüíîñòü, êîòîðàÿ óäîâëåòâîðÿåò îñíîâíûå ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà íà äàííîì
âîçðàñòíîì ýòàïå è îïðåäåëÿåò öåëîñòíîå ðàçâèòèå åãî ïñèõèêè, íàçûâàåòñÿ
âåäóùèì âèäîì äåÿòåëüíîñòè (òåðìèí ââåë îòå÷åñòâåííûé ïñèõîëîã
À. Í. Ëåîíòüåâ):
â ìëàäåí÷åñòâå (îò 2 ìåñ. äî 1 ãîäà) âåäóùèì âèäîì äåÿòåëüíîñòè ÿâëÿåòñÿ
íåïîñðåäñòâåííî-ýìîöèîíàëüíîå îáùåíèå ñî âçðîñëûì, óäîâëåòâîðÿþùåå
ïîòðåáíîñòü ðåáåíêà â îáùåíèè;
â ðàííåì âîçðàñòå (îò 1 ãîäà äî 3 ëåò) – ïðåäìåòíàÿ äåÿòåëüíîñòü,
óäîâëåòâîðÿþùàÿ ïîòðåáíîñòü â ïîçíàíèè ïðåäìåòíîãî ìèðà;
â äîøêîëüíîì âîçðàñòå (îò 3 äî 6-7 ëåò) – ñþæåòíî-ðîëåâàÿ èãðà,
êîòîðàÿ óäîâëåòâîðÿåò íîâûå ïîòðåáíîñòè ðåáåíêà: áûòü êàê âçðîñëûé, áûòü
ñàìîñòîÿòåëüíûì;
â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå (îò 6-7 äî 10-11 ëåò) – ó÷åáíàÿ
äåÿòåëüíîñòü, â êîòîðîé ðåàëèçóþòñÿ ïîòðåáíîñòè â ó÷åíèè (ïîòðåáíîñòü â
ïîçíàíèè îêðóæàþùåãî ìèðà), â ñòðåìëåíèè ñòàòü âçðîñëûì;
â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå (ñ 10-11 äî 14-15 ëåò) – èíòèìíî-ëè÷íîå
îáùåíèå, óäîâëåòâîðÿþùåå ïîòðåáíîñòü â îáùåíèè ñî ñâåðñòíèêàìè;
â þíîñòè (ñ 15 äî 17 ëåò) – ó÷åáíî-ïðîôåññèîíàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü,
êîòîðàÿ óäîâëåòâîðÿåò ïîòðåáíîñòü â ñàìîîïðåäåëåíèè.
Îáùåíèå – ñëîæíûé è ìíîãîïëàíîâûé ïðîöåññ óñòàíîâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ
êîíòàêòîâ ìåæäó ëþäüìè, âêëþ÷àþùèé â ñåáÿ òðè ïðîöåññà: êîììóíèêàöèþ (îáìåí
èíôîðìàöèåé), èíòåðàêöèþ (îáìåí äåéñòâèÿìè) è ñîöèàëüíóþ ïåðöåïöèþ
(âîñïðèÿòèå è ïîíèìàíèå ïàðòíåðà).
Êëàññèôèêàöèÿ ôàêòîðîâ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè (ôàêòîð – ýòî
ïðè÷èíà, äâèæóùàÿ ñèëà êàêîãî-ëèáî èçìåíåíèÿ, ÿâëåíèÿ):
íàñëåäñòâåííîñòü; ñðåäà; âîñïèòàíèå.
Ñõåìà âëèÿíèÿ îñíîâíûõ ôàêòîðîâ íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè (â òðàêòîâêå
É. Øâàíöàðà, 1978).
Ñõåìà 2
Áàçó îáðàçóþò âðîæäåííûå è óíàñëåäîâàííûå ïðåäðàñïîëîæåíèÿ, òî åñòü
íàñëåäñòâåííîñòü. Âðîæäåííûå è óíàñëåäîâàííûå ïðåäðàñïîëîæåíèÿ
ðàçâèâàþòñÿ ïðè âîçäåéñòâèè ãëàâíûõ âíåøíèõ âëèÿíèé – ñðåäû è
âîñïèòàíèÿ. Âçàèìîäåéñòâèå ýòèõ ôàêòîðîâ ìîæåò áûòü îïòèìàëüíûì
(ñì. ðàâíîñòîðîííèé òðåóãîëüíèê ), ëèáî íåãàðìîíè÷íûì ïðè
ïåðåîöåíêå îäíîãî èëè äðóãîãî ôàêòîðà (ñì. òðåóãîëüíèêè è
). Òàêæå âîçìîæíî, ÷òî âðîæäåííàÿ è óíàñëåäîâàííàÿ áàçà íåäîñòàòî÷íî
ðàçâèâàåòñÿ êàê ñðåäîé, òàê è âîñïèòàíèåì (ñì. òðåóãîëüíèê .
Òàêèì îáðàçîì, ðåçóëüòàò ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè çàâèñèò îò ñîãëàñîâàííîñòè
äåéñòâèÿ ôàêòîðîâ íàñëåäñòâåííîñòè, ñðåäû è âîñïèòàíèÿ.
Äàëåå: Ëåêöèÿ 10. Íàñëåäñòâåííîñòü, ñðåäà
Ââåðõ: Òåìà IV. Óñëîâèÿ è
Íàçàä: Òåìà IV. Óñëîâèÿ è
ßÃÏÓ, Îòäåë îáðàçîâàòåëüíûõ èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé
09.06.2010
Источник
Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.
Что такое формирование личности
Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.
По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.
Фазы развития личности
Имеется три фазы формирования личности ребенка
Адаптация
Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.
Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.
Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.
Индивидуализация
У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.
Интеграция
У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.
Какие факторы влияют на развитие личности ребенка
На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.
Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.
Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.
Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.
Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей
Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.
Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.
Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.
Какие ошибки допускают родители при воспитании личности
При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.
Категорический запрет
Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.
Гиперопека
При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.
Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.
Чрезмерная требовательность
Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.
Нотации
Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.
Безмерное баловство ребенка
Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.
Какие условия обеспечат успешное формирование личности
Важные условия для формирования личности ребенка.
Пример родителей
Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.
Коммуникация с окружающими
Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.
Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.
Забота и внимание
Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.
Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.
Смотреть видео
Источник