Движущая сила психического развития ребенка по выготскому
Л.С Выготский и его культурно-историческая теория развития.
Вся научная деятельность Л.С. Выготского была направлена на то, чтобы психология смогла перейти от чисто описательного, эмпирического изучения явлений к раскрытию их сущности. Он ввел экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, движущих сил психического развития ребенка, описал эпохи, стадии, фазы детского развития, сформулировал основные законы психического развития.
Согласно Л.С. Выготскому ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка и лишь в последствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка.
Движущие силы и основные законы психического развития
По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития — обучение. По словам Л. С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. “Развитие— есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествуюшим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях”.
Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития.
Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день.
Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. “Обучение только – тогда хорошо,- когда оно идет впереди развития”. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение, разумеется, может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на еще не созревшие функции, на зону ближайшего развития, что характеризует высший порог обучения.
Основные законы психического развития: Конечная цель любого исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е установление закономерности. Закономерность – это факт наличия постоянной и необходимой взаимосвязи между явлениями. Закон – строго зафиксированная закономерность.
Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
- Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
- Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
- Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
- Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий.
Периодизация психического развития в онтогенезе.
Развитие ребенка осуществляется в 2 системах:
Система «ребенок — взрослый». Взрослые выступают перед ребенком не только со стороны своих случайных индивидуальных качеств, но и как носители общественной по своей природе деятельности, реализующие определенные потребности, мотивы и задачи. Система «ребенок – общественный предмет», когда ребенок усваивает культурные способы действий с предметами, которые не даны ему непосредственно. (На предметах не написано, как надо с ним действовать и какого его общественное значение).
В процессе психического развития ребенок усваивает как мотивы человеческой деятельности и нормы отношений между людьми, так и способы действий с предметами. Эти две линии усвоения нельзя рассматривать изолированно, поскольку они предполагают и взаимодополняют друг друга.
В дошкольной психологии выделено четыре основных критических периода:
1. кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству);
2. кризис 3 лет (переход от раннего к дошкольному возрасту);
3. кризис 7 лет (переход от дошкольного к младшемушкольному возрасту);
4.кризис подросткового возраста.
Д.Б.Эльконин определял возраст как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития.
Стабильные возрасты изучены значительно полнее, чем те, которые характеризуются другим типом развития – кризисами. Указанные периоды с чисто внешней стороны характеризуются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным, возрастам.
Первая особенность таких периодов- кризис возникает незаметно – трудно определить момент его наступления и окончания. Вторая особенность – трудновоспитуемость, падение успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям и общее снижение работоспособности, конфликтами с окружающими. Третья – негативный характер развития.
Понятия об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Раньше других был открыт и описан кризис 7 лет. Ребенок 7-8 лет уже не дошкольник, но и не отрок. Семилетка отличается как от дошкольника, так и от школьника, поэтому он представляет трудности в воспитательном отношении.
Позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста, называемый многими авторами фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым.
Еще позже был изучен кризис 13 лет, который описан под названием негативной фазы возраста полового созревания. Падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, и т.д.
Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста. Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства. Кризис 3 лет-переход от раннего детства к дошкольному возрасту. Кризис 7 лет является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом. Наконец, кризис 13 лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту.
Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер. Они не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период, и не входят в качестве необходимого слагаемого в интегральную структуру будущей личности. Как таковые, новообразования кризисов отмирают вместе с наступлением следующего возраста, но продолжают существовать участвуя только в том подземном развитии, которое в стабильные возрасты приводит к скачкообразному возникновению новообразований.
Эмбриональное развитие ребенка изъято из периодизации по той причине, что оно не может рассматриваться в одном ряду с внеутробным развитием ребенка как социального существа.
Юность не относится к схеме возрастных периодов детства т.к теоретическое и эмпирическое исследования в одинаковой мере заставляют сопротивляться чрезмерному растягиванию детского развития и включения в него первых 25 лет жизни человека.
Включение пубертатного возраста в число стабильных – необходимый логический вывод из того, что известно об этом возрасте и что характеризует его как период огромного подъема в жизни подростка, как период высших синтезов, совершающихся в личности.
Таким образом, можно представить возрастную периодизацию в следующем виде.
1. Кризис новорожденности.
2. Младенческий возраст (2 мес-1 год).
3. Кризис одного года.
4. Раннее детство (1 год-3 года).
5. Кризис 3 лет.
6. Дошкольный возраст (3 года-7 лет).
7. Кризис 7 лет.
8. Школьный возраст (8 лет-12 лет).
9. Кризис 13 лет.
10. Пубертатный возраст (14 лет-18 лет).
11. Кризис 17 лет.
Практический вопрос
Детская психология
Определите роль методов математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, а так же навыков работы с компьютером в профессиональной деятельности детского психолога. Приведите примеры из практики (ОК-4)
В настоящее время практически все научные исследования используют в своих работах математику, но лишь единицы на методах математической статистики и на соответствующих теоретических представлениях. Математическая обработка данных является средством обработки той информации, которую психолог получает в ходе экспериментальной работы, математическая статистика не только имеет особое прикладное значение, но и является средством развития специальных (психологических) знаний. Она позволяет осознать способы перехода от гуманитарного восприятия к точному (логическому) восприятию информации и наоборот.
Важнейшим назначением математической статистики является создание методов сбора и обработки статистических данных для получения научных и практических выводов. Использование статистических методов в психологии на сегодняшний день довольно актуально, так как именно, они способствуют получению содержательных выводов за счет возможности анализа больших массивов информации и учета значительного количества факторов, что, безусловно, облегчает труд психологов.
Труд педагога-психолога носит теоретический характер. Педагог-психолог непрерывно использует в своей профессиональной деятельности научные сведения из других научных областей: педагогики, физиологии, анатомии и т. д. Интересуется достижениями своих коллег, участвуют в разнообразных научно-исследовательских конференциях и форумах. Научно обоснованная база является необходимым компонентом при любых исследованиях, так как на неё опирается психолог в своих исследованиях. В математике этой основой являются математико-статистические обоснования (нормальное распределение, репрезентативность и т. д.). Педагог-психолог в процессе профессиональной деятельности развивает свою исследовательскую компетентность, авторитетность соответственно приходит к необходимости проведения собственной научной или методической работы. Научная работа педагога-психолога с использованием количественных и качественных методов заключается в создании собственных диагностических и коррекционно-развивающих методик и методов, и в обобщении своих результатов долгой, кропотливой работы. Последовательная работа с применением количественных и качественных методов заключается в исследовании методик, ведущих к совершенствованию умений и навыков в различных областях деятельности, в фиксировании, закреплении результатов развивающей и коррекционной деятельности, в статистической обработке полученных
На практических занятиях проходит реальная проработка математической теории, за счет решения задач математического плана, так и задач с психологическим содержанием. Сбор информации об индивидуально-психических особенностях испытуемых, осуществляется выявление и описание условий экспериментальной работы, подбор статистических критериев для решения задачи, анализ ограничений на использование критерия и соотнесения условий эксперимента с этими ограничениями. Проходит работа по сравнению нескольких критериев при использовании их для решения одной и той же задачи, выбора уровня значимости исследования, проведение необходимых математических вычислений и формулировки вывода.
Введение современных технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования. Внедрение современных компьютерных технологий в школьную и дошкольную психологическую практику позволяет сделать работу психолога более продуктивной и эффективной.
Использование компьютерных игр и тренажеров, батарей компьютерных тестов, развивающих игр, цифровых книг, учебников, энциклопедий, психологических ресурсов Интернет.
Применение ИКТ в психодиагностике и использование компьютерных тестов (печать бланков, обработка тестов, составление диаграмм, презентации по результатам тестирования, электронная база данных, креатор (конструктор) тестов
Использование различных электронных книг, энциклопедий, справочников на дисках, а так же возможно использование различных психологических ресурсов Интернет. Кроме этого можно создать для этой цели свой сайт, сайт своей школы или детского сада.
Различные развивающие программы по развитию памяти, внимания, логического мышления… Развивающие игры, игры-презентации.
Пример из практики:
Диагностика ребенка, с использованием компьютерных средств (тесты, развивающие программы по развитию памяти, внимания, мышления)
В работе с детьми с нарушением зрения, применяют компьютерные игры-тренажеры, способствующие коррекции зрения
Применение в работе психолога компьютерных программ на расслабление/напряжение мышц (дети с нарушением ОДА), релаксационные игры.
Источник
5.2 Движущие силы психического развития
Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новыми требованиями) возможностями их удовлетворения.
Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
Преодоление противоречий в деятельности через овладение соответствующими способами ее выполнения (умениями, навыками, приемами, знаниями) ведет к развитию и представляет собой его суть. Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения потребностей принадлежит обучению и воспитанию. Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и личностную ценность, является одним из центральных заданий в формировании личности. Этот процесс длительный, происходит в течение всей сознательной жизни человека и характеризуется рядом особенностей.
Предпосылки психического развития личности – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития. Они бывают внешними и внутренними.
– Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания человека.
– Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.
Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.
Уровень актуального развития личности – показатель, характеризующий способность человека. выполнять различные самостоятельные задания. Он показывает, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты. Современное состояние развития психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дают возможность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппаратуры их важнейшие характеристики.
Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек может выполнить самостоятельно, но с чем справляется с небольшой помощью других.
Рис.2. Движущие силы психического развития личности.
5.3 Условия психического развития личности. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития
Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтaпном взаимодействии.
Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития. Каждый возрастной этап развития личности имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности и возможности. В соответствии с этими особенностями планируется и осуществляется учебно-воспитательная работа в яслях, детских садах и в школе.
Для педагогической практики имеет большое значение правильное понимание и профессионально грамотное применение принципа, утверждающего ведущую роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Л.С. Выготский писал, что процессы развития не совпадают с процессом обучения… процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития.
Иными словами, обучение должно быть ориентировано не на зону актуального развития, т.е. не на то, что уже сложилось и составляет, по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний день», а на зону ближайшего развития – на «завтрашний день».
Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Обучая ребенка чему-то новому, взрослый помогает ему решить ту самую задачу, к пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не справился. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит, она находится за пределами зоны ближайшего развития и никакого развивающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь натаскать ребенка на выполнение подобных заданий или действий. Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем зона актуального развития, показывающая лишь то, что ребенок уже может.
В становлении личности существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Базируясь на достигнутом ребенком уровне развития, детские ясли, детские сады и школа готовят ребенка к освоению им общественного опыта и знания на следующем этапе обучения и воспитания. Детский сад готовит ребенка к обучению в школе, а средняя школа – к обучению в высшей школе, к труду.
Возрастные особенности развития не являются чем-то устойчивым статичным в пределах возраста, механически заменяющимся особенностями, свойственными следующему этапу развития. Направляя развитие личности, надо иметь в виду и то, что характерные для определенного возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом ребенка. Есть дети, которые в развитии опережают свой возраст или отстают от него. Это обусловливается врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма, но преимущественно причинной отставания являются условия жизни и воспитания ребенка: они или способствуют развитию или тормозят его. Задачи учебного заведения и преподавателя – выявлять эти причины, укреплять то, что способствует успешному развитию, и устранять все, что негативно сказывается на воспитании личности молодого человека.
В формировании личности важную роль играет подражание ребенка взрослым. Дети подражают как положительному, так и негативному, поскольку у них еще недостаточно опыта и нет критического отношения к действиям, поступкам взрослых. Подражание особенно ярко проявляется у детей дошкольного возраста. Дети этого возраста еще не имеют собственного отношения к поступкам, поведению, мнениям, высказываниям взрослых и механически повторяют их. С развитием личности в подростковом и юношеском возрасте, с ростом умственного развития и самостоятельности дети критически оценивают поступки и поведение взрослых, и подражают только тому, что соответствует их идеалам и ценностям. Если положительный опыт окружающей действительности не станет доминирующим в их жизни и не сформируется морально-этическое отношение к поступкам других и самому себе, то укоренятся вредные привычки и негативные черты характера.
С.Л. Рубинштейн писал, что психические функции формируются в процессе функционирования и существенно зависят от того объективного содержания, на котором они формируются. У ребенка это функционирование неразрывно связано с освоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществе системы межлюдских отношений. Освоение содержания культуры совершается в процессе обучения; освоение межлюдских отношений… в процессе воспитания, неразрывно связанного с обучением.
Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и развития. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.
Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит:
1) с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые как бы присваивает ребенок;
2) с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.;
3) с третьей – из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней.
Значит, эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития. При этом они не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития. Взрослые в работе с детьми разного возраста должны акцентировать внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.
ТЕМа 6. Структурные звенья самосознания, их генезис
Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 318722
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 3
… и педагогического неблагополучия нашего общества. Это требует дальнейшего поиска путей реформирования специального высшего образования с целью подготовки высококвалифицированных кадров по специальной психологии и коррекционной педагогике, которые могли бы профессионально решать существующие проблемы детей с ограниченными возможностями. Участвуя в сентябре 1997 г. в обсуждении «Проекта …
… поколением. Зав. кафедрой ————————————————– Экзаменационный билет по предмету ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ Билет № 12 61) Периоды психического развития в детском возрасте. 62) Развитие речи детей в возрасте 1,5 – 2,5 лет. 63) Смысловая ориентировочная основа поступка и ее значение в начальный период школьной жизни. 64) Стандартная …
… Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из основных. 2.2 Эксперимент как метод исследования возрастной психологии Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно …
… как хотелось кратко показать, задают самому человеку роль и место психической реальности в картине мира. Итак, что такое возрастная психология и каковы её основные проблемы? Ответов пока получилось несколько: 1. Это наука о фактах и закономерностях психического развития нормального здорового человека. 2. Это концепция другого человека, которая есть у каждого человека, который живет среди людей …
Источник