Двигательные нарушения в структуре аномального развития ребенка

Двигательные нарушения в структуре аномального развития ребенка thumbnail

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития детей может быть различна, и с этой точки зрения, возможно выделить четыре их варианта:

Двигательные нарушения могут выступать в качестве основного дефекта (у детей с ДЦП).

Двигательные нарушения могут выступать как ведущие в структуре сложного дефекта. Наиболее частыми видами таких сложных дефектов являются сочетания разных видов патологий (например, сочетания олигофрении и нарушение слуха и т. п.).

Двигательные нарушения могут являться вторичными по отношению к основному дефекту, например нарушения моторики у слепых и слабовидящих детей. В этом случае они проявляются в виде несформированности зрительно-моторной координации, недостаточной моторной активности и скорости движений и т. д. И, наконец, двигательные нарушения могут быть составной частью ведущего дефекта и определяться теми же механизмами, что и основной дефект. Так, при неосложненной форме олигофрении недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, а именно недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, конкретно – корковых зон двигательно-кинестического анализатора. К этому же варианту можно отнести нарушения моторики при некоторых формах заикания органического характера, в основе которого лежит недостаточность мозжечково-экстрапирамидно-премоторных систем, а также нарушения моторики рук при различных речевых дефектах коркового генеза и своеобразную моторную недостаточность у детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Сказанное выше позволяет заключить, что специфика моторного онтогенеза и проявления двигательных нарушений закономерны для аномального развития, причем эта закономерность имеет свои характерные проявления в зависимости от вида аномалии.

Знание этих особенностей необходимо для правильной диагностики и коррекции нарушенных функций. В структуре дефекта очень важно своевременно обнаружить отклонение в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. Разграничить первичный и вторичные нарушения в нервно-пси­хическом развитии возможно посредством оценки двигательных на­рушений Каждый вид двигательных реакций обеспечивается впол­не определенными системами нервных центров и проводящих пу­тей. Состояние моторики ребенка является как бы косвенным объ­ективным показателем зрелости различных отделов ЦНС. Мно­гие моторные акты возможны лишь при условии тесного взаимодействия зрительного, слухового, тактильного и двигательно-кинестетического анализаторов.

Исключительная роль двигательного анализатора в развитии высших психических функций человека подтверждается многочис­ленными исследованиями (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.А. Ухтом­ский, Н.И.Жинкин и др.). Первой, доминирующей врожденной формой деятельности человека является двигательная. Движение, по мнению М.М.Кольцовой, рассматривается как важный фактор в развитии обобщающей функции мозга.

Разработка научно-методических основ физического, трудо­вого воспитания и вопросов профориентации учащихся специаль­ных школ требует, по мнению Е.М.Маспоковой (1987), тщатель­ного анализа как структуры основного дефекта, так и двигатель­ных особенностей и возможностей аномальных детей. Двигатель­ные нарушения препятствуют коррекции и компенсации основ­ного дефекта, затрудняют трудовую адаптацию.

Оценка двигательных нарушений, с позиций первичных и вто­ричных нарушений в развитии, имеет исключительно важное зна­чение в аспекте дифференциальной диагностики различных ано­малий развития и, что очень важно, определения профиля специ­ального коррекционного учреждения.

Е.М.Мастюкова (1987) выделяет четыре аспекта дифференци­альной диагностики в связи с различными вариантами двигатель­ных нарушений.

Первый — двигательные нарушения являются составной ча­стью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и ведущий дефект. Это может быть моторная недостаточность при неосложненной форме олигофрении. Двигательные нарушения определяются теми же механизмами, что и основной дефект, а именно — недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга (корковых зон двигательно-кинестетическо го анализатора).

Второй — двигательные нарушения являются вторичными по отношению к основному дефекту. Это может быть нарушение моторики у слепых и слабовидящих детей, что обусловлено слабо­стью кинестетических ощущений, дефектностью вестибулярной функции, определяющей недостаточность равновесия и коорди­нации движений.

Третий — двигательные нарушения являются ведущими в структуре сложного дефекта. Видами таких сложных дефектов яв­ляются сочетания олигофрении и ДЦП, нарушений слуха и ДЦП. Выраженность двух дефектов может быть неодинаковой. В этом случае основной дефект осложняется дополнительным.

Четвертый — двигательные нарушения выступают в каче­стве основного дефекта. Это дети с детским церебральным пара­личам (ДЦП). Патогенез ДЦП определяется нарушениями взаи­модействия систем регуляции произвольных и непроизвольных движений. Мастюкова Е.М. (1987) выделяет позитивные и нега­тивные синдромы при ДЦП. Доминантные очаг — низжлежащие мозговые структуры, обладая повышенной возбудимостью, тормо­зят работу других нервных центров более высоких уровней. Ней­рофизиологические предпосылки для развития произвольных дви­жений и ряда психических функций, в связи с этим, при ДЦП от­сутствуют.

Читайте также:  Остановился в развитии ребенок 6 лет

Известно, что аномалии развития проявляются в своеобраз­ных отклонениях формирования ряда нервно-психических функ­ций. Эти отклонения могут быть первичными (вследствие орга­нического поражения ЦНС) и вторичными (как следствие основ­ного дефекта). Оценка двигательных нарушений позволяет опре­делять и разграничивать первичные и вторичные отклонения. Это обстоятельство обусловлено, тем что состояние моторики ребен­ка, по мнению Е.М.Мастюковой, косвенным образом свидетель­ствует о степени зрелости различных отделов ЦНС или о наруше­нии созревания ее отделов. Большинство моторных актов осуще­ствляется при условии тесного взаимодействия зрительного, слу­хового, тактильного и двигательно-кинестетического анализато­ров. Развитие двигательного анализатора отражает уровень интегративности, достигнутый в развитии.

Закономерностью любого аномального развития является своеобразная моторная недостаточность и-несформированность тонких, целенаправленных дифференцированных движений, зри­тельно-моторной координации и ручного праксиса.

Знание общих закономерностей и этапов нормального мотор­ного развития позволяет выявлять отклонения в развитии двига­тельных функций и выбрать адекватные пути их коррекции. На ос­нове нейроонтогенетического подхода Е.М.Мастюкова выделила несколько этапов закономерных норм моторного развития от ро­ждения до 30 месяцев жизни ребенка.

Е.М. Мастюкова формулирует общие закономерности нормаль­ного моторного развития, которые присущи и детям с аномаль­ным развитием.

Первая — развитие двигательных функций осуществляется по пути преемственности и стабильности.

Вторая — последовательные стадии в развитии функций перекрывают одна другую. В коррекционной работе важно не только укреплять наиболее интенсивно формирующиеся функции, но и стимулировать развитие функций следующего возрастного этапа.

Третья — по мере общего моторного созревания возникает все большая и большая возможность дифференциации и изоляции от­дельных движений.

Четвертая — развитие двигательных функций происходит по цефалокаудальному принципу — развитие произвольных движе­ний начинается с головы к верхним, а затем к нижним конечно­стям. Координация двигательных навыков совершенствуется в этой же последовательности. Произвольные движения формиру­ются в последовательности: голова, руки, ноги.

Пятая — развитие двигательной функции совершенствуется от проксимального в дистальном направлении, то есть движения частей тела, расположенные ближе к средней линии тела, форми­руются раньше, чем движения в более удаленных областях.

Таким образом, специфика двигательного развития является общей закономерностью аномального развития, которая имеет свои особенности в зависимости от вида аномалии.

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 2289 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Задачи изучения темы:

1. Формировать у студентов представление о двигательных нарушениях в структуре аномального развития детей с проблемами в развитии.

2. Формировать умения структурировать данные в виде таблицы.

3. Развивать культуру методологической рефлексии.

Форма отчетности: письменные отчеты студентов, заполненные в таблице.

Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии:

Тип дефекта Особенности
осанки, стопы
Крупная
моторика
Мелкая моторика Основные проявления дезадаптации Виды адаптивной физкультуры
Нарушение интеллекта          
Нарушение зрения          
Нарушение слуха          
Нарушение речи          
ЗПР          
Аутизм          
ДЦП          

Форма организации: диалог.

Вопросы и задания к изучению темы:

Раскрыть базовые концепции частных методик адаптивной физической культуры:

1. Медико-физиологические и психологические предпосылки построения частных методик адаптивной физической культуры.

2. Двигательная сфера детей с нарушениями в развитии.

3. Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий — основа частных методик адаптивной физической культуры.

4. Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии.

5. Формы организации адаптивной физической культуры с детьми.

Литература:

1. Курдыбайло С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / С.Ф. Курдыбайло, С.П. Евсеев, Г.В. Герасимов.– М., 2003.

Читайте также:  Методика раннего развития ребенка до года по месяцам

2. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова / под ред. С.П. Евсеева.– М., 2001.

3. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура : уч. пос. / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова.– М., 2000.

4. Горвиц С.П., Методика физического воспитания детей с задержками психического развития / С.П. Горвиц.– М., 2007.

5. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001.

6. Сермеев Б.В., Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей / Б. В. Сермеев.– Горький, 1976.

7. Кручинин В.А. О формировании чувства ритма у аномальных детей / В.А. Кручинин // Физическое воспитание в специальных школах.– СПб, 1991.

Тема 4.Выявление уровня физического и двигательного развития

Задачи изучения темы:

1. Углубить представления о способах выявления уровня физического и двигательного развития детей с проблемами в развитии.

2. Способствовать формированию представлений о качественной и количественной оценке данных о психофизическом развитии детей с проблемами в развитии. Развивать умение содержательно участвовать в обсуждении сообщений студентов.

Форма отчетности:

1. Картотека методов обследования уровня физического и двигательного развития детей с ООП.

2. Характеристика двигательного развития ребенка (с нарушением речи, слуха, зрения, интеллекта, ЭВС, аутичного, ДЦП) на выбор студента.

Форма организации: краткие отчеты по обследованию детей, обсуждение методов обследования физического и двигательного развития детей с проблемами в развитии.

Вопросы и задания к изучению темы

1. Подходы и методы функциональной диагностики в норме и нервно-психологической патологии.

2. Медико-физиологическая оценка сенсомоторной деятельности у детей дошкольного возраста.

3. Специфика проведения тестирования физической подготовленности аномальных детей.

4. Требование к разработке индивидуальной коррекционной программы физического и двигательного развития ребенка с ООП.

Литература к теме:

1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура : уч. пос. / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова.– М., 2000.

2. Горвиц С.П., Методика физического воспитания детей с задержками психического развития / С.П. Горвиц.– М., 2007.

3. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001.

4. Семенова В.П. Диагностика физического развития детей в норме и патологии / В.П. Семенова.– Орел, 2007.

5. Ноткина Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.А. Ноткина, Л.П. Казьмина, С.П. Войнович.– СПб., 2003.

Тема 5. Задачи, методы, средства коррекционно-профилактического физического воспитания

Задачи изучения темы:

1. Формировать представления о системе коррекционно-профилактического физического воспитания.

2. Способствовать формированию навыков сравнения средств физического воспитания для нормально развивающихся детей и детей с проблемами в развитии.

Форма отчетности: таблица.

Дети Задачи ф.в. Методы ф.в. Средства ф.в Формы организации ф.в.
Дети с нормальным ф.р.        
Дети с проблемами в развитии:
-с нарушением
интеллекта
– с ЗПР
-с нарушением слуха
– с нарушением зрения
-с РДА
-с НОДА
-с нарушением речи
       

Форма организации: диалог.

Вопросы и задания к изучению темы:

1. Сравните использование задач, методов, средств, форм физического воспитания детей с нормой и проблемами в развитии.

2. Раскройте специфику физического воспитания детей с нарушением речи, ЗПР, интеллекта, с нарушением слуха, зрения, с НОДА и др.

Литература к теме:

1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура : уч. пос. / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова.– М., 2000.

2. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001.

3. Семенова В.П. Диагностика физического развития детей в норме и патологии / В.П. Семенова.– Орел, 2007.

4. Ноткина Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.А. Ноткина, Л.П. Казьмина, С.П. Войнович.– СПб., 2003.

Раздел II.ЛФК в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению психомоторных нарушений

Источник

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития ребенка

В литературе описаны специфические двигательные нарушения у детей с умственной отсталостью, аномалиями слуха, зрения, дефектами речи, у детей с задержкой психического развития. Недостаточное развитие двигательной сферы осложняет коррекцию и компенсацию основного дефекта, затрудняет адаптацию ребенка в условиях детского сада.

Читайте также:  Развитие ребенка по методике петровой

Роль двигательных нарушений в структуре аномального развития детей может быть различна, и с этой точки зрения, возможно выделить четыре их варианта:

Двигательные нарушения могут выступать в качестве основного дефекта (у детей с ДЦП).

Двигательные нарушения могут выступать как ведущие в структуре сложного дефекта. Наиболее частыми видами таких сложных дефектов являются сочетания разных видов патологий (например, сочетания олигофрении и нарушение слуха и т. п.).

Двигательные нарушения могут являться вторичными по отношению к основному дефекту, например нарушения моторики у слепых и слабовидящих детей. В этом случае они проявляются в виде несформированности зрительно-моторной координации, недостаточной моторной активности и скорости движений и т. д.

4. И, наконец, двигательные нарушения могут быть составной частью ведущего дефекта и определяться теми же механизмами, что и основной дефект. Так, при неосложненной форме олигофрении недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, кинетического и кинестетического ручного праксиса, сложных координаторных схем определяется теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект, а именно недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, конкретно — корковых зон двигательно-кинестического анализатора. К этому же варианту можно отнести нарушения моторики при некоторых формах заикания органического характера, в основе которого лежит недостаточность мозжечково-экстрапирамидно-премоторных систем, а также нарушения моторики рук при различных речевых дефектах коркового генеза и своеобразную моторную недостаточность у детей с минимальной мозговой дисфункцией.

Сказанное выше позволяет заключить, что специфика моторного онтогенеза и проявления двигательных нарушений закономерны для аномального развития, причем эта закономерность имеет свои характерные проявления в зависимости от вида аномалии.

Знание этих особенностей необходимо для правильной диагностики и коррекции нарушенных функций.

Моторное развитие детей старшего дошкольного возраста в норме

«Программой воспитания и обучения в детском саду» (1987) предусматриваются охрана и укрепление здоровья, нервной системы ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным видам двигательной деятельности.

Программа нацеливает на последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты реакции, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способностей оценивать качество выполнения движений, соблюдать правила подвижной игры.

За время пребывания в детском саду дети должны научиться правильно прыгать с места и с разбега, освоить разные виды метания, лазанья, движения с мячами, четко и точно, ритмично, в заданном темпе выполнять физические упражнения не только по показу, но и по словесной инструкции, под музыку, перестраиваться как из положения стоя на месте, так и во время движения.

Характерным для старшего дошкольного возраста является активное формирование изгибов позвоночника, преимущественный рост конечностей и изменение пропорций тела. Как отмечает Г.П.Лескова (1975), в мышечной системе также происходят существенные сдвиги: наряду с крупными мышцами активно начинают развиваться мелкие мышцы кисти руки и стопы, заметно укрепляются мышцы живота.

Дети подготовительной к школе группы могут выполнять сложные движения, воспроизводить правильно не только основную структуру движения, но и детали: принять четко исходное положение, выдержать точное направление, амплитуду движения отдельных частей тела. Более отчетливо выявляется пластичность и выразительность движений, умение действовать с разными предметами.

Дети старшего дошкольного возраста уверенно владеют перекрестной координацией рук и ног, у них значительно улучшаются пространственные и временные ориентировки. В беге у детей этого возраста отчетливо выражена фаза полета, заметно развивается функция равновесия. Они легко справляются с различными видами лазания. К седьмому году дети хорошо перебрасывают, прокатывают мяч, хорошо бросают предметы в цель.

Сложным для детей данного возраста остается лазание по гимнастической стенке, недостаточны мягкость приземления при прыжках, метание вдаль и в высоту.

Источник