Двигательное развитие ребенка первого года жизни

Двигательное развитие ребенка первого года жизни thumbnail

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

f1.jpg

Контакт «рука – рука – рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

f2.jpg

Контакт «рука – стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба. 

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник

Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:

Возраст и физические показатели

Умения

На момент рождения

Рост (длина) – 49-50 см

Вес – 3200-3300 г

Окружность головы – 34-34,5 см

Окружность грудной клетки – 32-34 см

Двигает ножками и ручками во время бодрствования.

Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.

Отвечает на раздражитель плачем.

1 месяц

Рост (длина) – 54-55 см

Вес – 4200-4500 г

Окружность головы – 36,5-37 см

Окружность грудной клетки – 36-36,5 см

Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.

Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.

Реагирует на резкие звуки.

Отвечает улыбкой.

Начинает гулить.

2 месяца

Рост (длина) – 57-58 см

Вес – 5100-5600 г

Окружность головы – 38-39 см

Окружность грудной клетки – 38-39 см

Длительно удерживает голову.

Поворачивается на звук речи взрослого.

Ухватывает предметы рефлекторно.

Активно интересуется окружающим миром.

Агукает.

3 месяца

Рост (длина) – 60-61,5 см

Вес – 5800-6400 г

Окружность головы – 39,5-40,5 см

Окружность грудной клетки – 40-42 см

В вертикальной позиции хорошо держит голову.

Долго рассматривает предметы.

Издает разные звуки.

При поддержке под мышки опирается ножками.

В положении на животе приподнимается на предплечьях.

Поворачивается на бок со спины.

Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.

Сосет пальцы или кулачек.

4 месяца

Рост (длина) – 62-64 см

Вес – 6400-7000 г

Окружность головы – 40,5-41,5 см

Окружность грудной клетки – 41,5-42 см

Уверенно поднимает голову, лежа на животике.

Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.

При играх смеется и улыбается.

Подолгу гулит.

Хватает руками висящие предметы.

Переворачивается со спинки на живот.

В положении на животе поднимается с опорой на ладони.

Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.

5 месяцев

Рост (длина) – 64-66 см

Вес – 6900-7500 г

Окружность головы – 41,5-42,5 см

Окружность грудной клетки – 43-44 см

Узнает маму и других близких людей.

Осознанно провожает предмет взглядом.

Переворачивается с животика в положение на спине.

Захватывает и удерживает предметы двумя руками.

Берет предмет из рук взрослого.

Сидит с поддержкой.

Длительно нараспев гулит.

Отвечает на услышанные потешки и песенки.

Рассматривает картинки.

6 месяцев

Рост (длина) – 66-67,5 см

Вес – 7300-7900 г

Окружность головы – 42-43 см

Окружность грудной клетки – 44-45,5 см

Сидит без поддержки.

Тянет руки к предмету, который заинтересовал.

Поднимает игрушку, которая выпала из рук.

Пробует предметы «на зуб».

Начинает ползать.

Учится есть с ложки.

Начинает произносить слоги.

Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.

Отзывается на имя.

Внимательно слушает взрослого.

Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.

7 месяцев

Рост (длина) – 67-69 см

Вес – 7600-8300 г

Окружность головы – 43-44 см

Окружность грудной клетки – 45-46,5 см

Хорошо ползает и сидит.

Стоит с поддержкой за обе руки.

Удерживает в руке предмет неправильной формы.

Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.

Пьет из кружки с помощью взрослого.

Пробует садиться.

Показывает у себя части тела.

8 месяцев

Рост (длина) – 69-70,5 см

Вес – 7900-8600 г

Окружность головы – 43,5-44,5 см

Окружность грудной клетки – 46-47 см

Ищет игрушку, которая упала.

Перекладывает предмет из одной ручки в другую.

Встает, держась за опору.

Быстро ползает.

Садится, ложится, переступает предметы.

Лепечет с интонацией.

Радуется другим детям.

Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».

Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).

Боится расстаться с мамой.

9 месяцев

Рост (длина) – 70-72 см

Вес – 8200-8900 г

Окружность головы – 44-45 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Пробует стоять и делать первые шаги.

Подражает другим детям.

Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.

Осознанно манипулирует игрушками.

Показывает части тела у человека и игрушки.

Разрывает и сминает листы бумаги.

Держась за опору, танцует под музыку.

10 месяцев

Рост (длина) – 71,5-73 см

Вес – 8500-9200 г

Окружность головы – 44-45,5 см

Окружность грудной клетки – 47-48 см

Начинает брать маленькие предметы пальцами.

Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.

Играет в прятки.

Ходит с поддержкой за две руки взрослого.

Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).

Понимает просьбы взрослого.

Повторяет за взрослым жесты и звуки.

Имитирует голоса животных.

Машет рукой при прощании и встрече.

Пробует самостоятельно есть ложкой.

11 месяцев

Рост (длина) – 73-74,5 см

Вес – 8700-9400 г

Окружность головы – 44,5-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Самостоятельно стоит.

Ходит с поддержкой за одну руку.

Поднимает предметы без приседания (нагибается).

Умеет присесть без опоры.

Собирает пирамидку.

Складывает кубики.

Начинает произносить «облегченные» слова.

Играет в ладушки.

Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.

Интересуется книжками и музыкальными игрушками.

12 месяцев

Рост (длина) – 74-76 см

Вес – 8900-9600 г

Окружность головы – 45-46 см

Окружность грудной клетки – 48-49 см

Пробует самостоятельно ходить.

Встает из позиции сидя на корточках.

Самостоятельно пьет из чашки.

Может отказываться от нелюбимой пищи.

Откусывает печенье и другую твердую пищу.

Понимает слова «нельзя» и «можно».

Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.

Знает, как пользоваться некоторыми предметами.

Произносит 10-15 слов.

Источник

Двигательное развитие ребенка первого года жизни

Так сложилось, что в своей клинической практике я наблюдаю как детей, так и взрослых: детей – с периода новорожденности, а взрослых – до возраста ветеранов… Анализируя проявления болезней (симптомы, синдромы) задумы­ваясь о причинах их возникновения, приходишь к мысли, что корни болезни уходят далеко… в детство, а именно – в первый год жизни…

Каждый ребенок уникален: у него своя – единственная – генетическая про­грамма, своя история развития до рождения, в момент и после него… Ребенок индивидуален и его путь уже предначертан… но все же, не всегда все идеально; и тогда возникает вопрос, каким образом вернуться к естественности, как, воз­можно, восстановить нарушенное равновесие.

Одним из возможных путей такого воздействия является, как это ни парадоксально звучит – соблюдение этапности в формировании двигательного онтогенеза (развития) ребенка на первом году жизни. Двигательно-моторное развитие это та область, в которой мы можем оказать воздействие на качество формирования систем регуляции в организме, а именно в нервной системе. Конечно, – в определенной степени, но все же. Я намеренно говорю именно о дви­жении. Это позволяет сузить рамки, быть более конкретным и не растекаться в нюансах.

Итак…

Ребенок рождается с комплексом безусловных рефлексов, обеспечивающих его функционирование в первые месяцы жизни. Регуляция их осуще­ствляется на уровне спинного мозга, ствола головного и среднего мозга.  К ним относятся сосательный и хоботковый рефлексы, поисковый и ладонно-ротовой. Все они обеспечивают «пищевое» поведение. Целый комплекс рефлексов обес­печивает непроизвольные двигательные реакции. К ним относятся рефлекс опо­ры и автоматической походки, рефлекс ползания, рефлекс Моро, защитный ре­флекс, хватательный и некоторые другие. Важное место в функционировании безусловных рефлексов принадлежит вестибулярному аппарату. По мере фор­мирования нервной системы, её «верхних уровней регуляции», безусловные ре­флексы оттормаживаются и постепенно угасают. Им на смену приходят произ­вольные моторные навыки.

Важным является то, что все эти события генетически детерминированы и являются результатом эволюционного развития человека.

Двигательное развитие ребенка первого года жизниВсе безусловные рефлексы проявляют себя с самого рождения или с первых дней жизни ребенка. Постепенно врожденные рефлекторные реакции  уга­сают. Некоторые из них, например рефлекс опоры и автоматической походки, угасают к 1,5 — 2 месяцам. Большинство же из них «исчезают» к 3-4 месяцу жизни. И именно поэтому нет необходимости в поддержании безусловно-ре­флекторной активности, а именно – нет необходимости в поддержании навыка ползания и ходьбы…

Произвольные двигательные реакции начинают «проявлять» себя с 1,5 месячного возраста и первым из них является произвольный контроль головы – ребенок, выложенный на живот, поднимает и удерживает голову, поворачивает её с одной стороны на другую и обратно… Именно поэтому необходимо выклады­вать ребенка на живот – как  можно дольше – с конца первого месяца жизни.

С этого же возраста начинает проявлять себя и речевая функция – появляется «гуление», и продолжительность его составляет 1,5-2 месяца.

Как было сказано выше, развитие ребенка – естественный процесс, но для его реализации мы (взрослые) должны этому способствовать и, ни в коем случае, не мешать… Формирующиеся произвольные навыки «сцеплены» друг с другом. И сформированная ранее функция способствует формированию последующей. Вслед за способностью контролировать положение головы в пространстве, ребенок начинает поднимать туловище с опорой его на руки-пред­плечья. Этот навык становится достоянием ребенка к 2-2,5 месяцам. С 2,5 — 3 ме­сячного возраста у ребенка начинают формироваться зрительно-моторные на­выки – малыш начинает произвольно тянуться к игрушке, захватывает и тянет её в рот. Навык становится очевидно оформленным к 3,5-4 месяцам. Появляется бимануальное взаимодействие. В этот же период ребенок активно начинает группировать ноги к животу, захватывать их в положении на спине.

Как говорилось выше, примерно к этому возрасту безусловные рефлексы практически угасают, и, благодаря этому, становится возможным реализация «глобального» навыка – поворота со спины на бок, а затем на живот. Вначале ре­бенок отрабатывает какую-либо одну сторону, например, поворачивается через правое плечо. По мере автоматизации функции поворота в эту сторону, осваива­ется поворот и через левое плечо. Важным на этом этапе является то, чтобы реакция поворота была сформирована симметрично, чтобы у ребенка не было предпочтения к какой-либо одной стороне, что бывает достаточно часто.  Таким образом, ребенок к 3,5-4 месяцам осваивает навыки поворота со спины на жи­вот. И, начиная с этого периода, практически все время малыш проводит на животе, что способствует формированию произвольной мануальной активности в этом положении.

С этого возраста у ребенка меняется качество речи — появляется «лепетная» речь. Этот период речевого развития составляет около 3-х месяцев.

Двигательное развитие ребенка первого года жизниОколо 1-1,5 месяцев ребенок «отрабатывает», автоматизирует данный на­вык и в возрасте 5 месяцев начинается формирование поворота с живота на спину. Как и в предыдущем этапе, вначале осваивается поворот в одну сторону, затем в другую. Таким образом, к 6 месяцам ребенок практически все время проводит на животе, хорошо контролирует положение головы в пространстве, активно манипули­рует обеими руками, поворачивается во все стороны – как со спины на живот, так и в обратную сторону. В положении на животе способен со­вершать поворо­ты вправо-влево, т.е. крутится на животе.

Важным на протяжении всего этого периода является минимальное по времени пребывание ребенка в положении отличном от горизонтального. Почему? Исходя из физиологических возможностей ребенка – самостоятельно он не способен занять какое-либо другое (кроме горизонтального) положение. Что происходит, если мы предоставляем  возможность ребенку пребывать в этом по­ложении достаточно длительное время? Начинает преобладать разгибател­ный – экстензорный тонус. И если его становится «слишком много», он оказы­вает влияние на дальнейшее формирование произвольных двигательно-моторных навыков.

С 6-6,5 месячного возраста ребенок начинает осваивать навык ползания –  группируется в «четверенешную» позицию, раскачивается и, наконец, ползет…  Это очень важный период. Ползая, ребенок совершенствует свою тоническую организацию и её регуляцию.  Также происходит тренировка вестибулярного аппарата, формируется зрительное пространство. Всегда прошу родителей, чтобы они способствовали тому, чтобы этот период был максимально продолжи­тельным – с 7-7,5 месяцев и до 12-13 месяцев.

С началом ползания, в речевом развитии ребенка мы отмечает появление слогов, которые к концу первого года становится первыми словами.

Большими событиями, происходящими во втором полугодии жизни ре­бенка (на фоне ползания) являются самостоятельная посадка и произвольная вертикализация, т.е. вставание ребенка. Происходит это в возрасте 6,5-7,5 месяцев и 8-9 месяцев соответственно.

Важно, чтобы навык посадки был самостоятельным – присаживать ребенка нежелательно, т.к. это  может создавать дискоординацию в регуляции и,  воз­можно, отставание (или опережение) формирования функции посадки. То же можно сказать и о способствовании пребыванию малыша в вертикальном положении и ходьбе с поддержкой или у опоры. Такой ход событий может повлиять на «сворачивание» функции ползания и более раннему началу произвольной, самостоятельной ходьбы…

Почему я об этом хотел еще раз рассказать? Что происходит, если нарушается – в той или иной мере – эта последовательность?

Примеров очень много….

Рассмотрим ситуацию, встречающуюся очень часто, а именно: ребенок мало ползает, рано начинает вставать и самостоятельно ходить… Именно так бывает у детей, которые в дальнейшем формируют неправильную осанку (например, сколиоз); также отмечается тенденция Х-образной деформации нижних конечностей, плоско-вальгусной установке стоп. Думаю, такая ранняя на­грузка на формирующуюся опорно-двигательную систему является в дальней­шем (к 30-40-50 годам…), предпосылкой  к дегенеративным процессам в суста­вах (артрозы); конечно же – к болевым синдромам (мышечно-тоническим, диско­генным).

Двигательное развитие ребенка первого года жизниДругой наглядный пример. Очень частыми нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта у детей первого года жизни являются частые срыгива­ния, ферментативная недостаточность тонкого кишечника, дискинезии в жел­че-выводящей системе, дискоординация в работе дистальных отделов толстого ки­шечника – либо частый стул, либо, наоборот, тенденция к нерегулярному стулу – запорам… Конечно же, эти нарушения стремятся компенсировать диетологичес­ки, симптоматической заместительной терапией, без чего, порой, не обойтись. Желудочно-кишечный тракт – тоже мышечный орган, регулируемый нервной системой, её вегетативным отделом. И если двигательно-моторное развитие проходит не гармонично (асимметричные  повороты, ранняя посадка,  стреми­тельное ползание и самостоятельная ходьба), то есть вероят­ность, что описан­ные дисфункции желудочно-кишечного тракта первого года в дальнейшем станут гастро-эзофагеально-рефлюксной болезнью, язвенной болезнью желудка или 12-перстной кишки, дискинезией желчевыводящих путей, а также холециститом и желчнокаменной болезнью – в дальнейшем, синдромом раздраженного кишечника…

Нарушение формирования речевой функции у детей в первые годы жизни имеет прямую взаимосвязь с моторикой тела. Как уже упоминалось выше, каждому этапу развития тела соответствует своя речь – гуление, лепет, слоги, слова… И если моторика ребенка развивается негармонично, то в дальнейшем велика вероятность задержек в формировании речи или различной степени её недоразвития, что сейчас встречается очень часто; нарушается  качество речи (дислалии, дизартрии, заикание).

Перечень примеров можно продолжать и продолжать…: повышенная возбудимость, несбалансированность в эмоционально-волевой сфере, нарушения сна… соматоформные расстройства – сосудистые, бронхолегочные, мочеполо­вые, обменно-трофические…

Таким образом, если мы придерживаемся естественного хода событий на первом, очень важном году жизни ребенка, то, как минимум, профилактируем развитие разнообразных дисфункций, которые в дальнейшем могут стать вполне конкретными болезнями… Что же делать, если развитие ребенка было «непо­следовательным»? Любые телесно-ориентированные нагрузки в домашних условиях, занятия спортом – для здоровья – вне всякого сомнения – ДА!

И, конечно, значимым лечебным эффектом обладает гомеопатический метод, глубоко воздействующий на регуляторные процессы, запускающий механизмы саморегуляции, способствующий восстановлению пошатнувшегося рав­новесия в организме.

Ерохин В.В., врач-невролог, врач-гомеопат, канд. мед. наук

Источник