Двигательное развитие ребенка 3 лет

Двигательное развитие ребенка 3 лет thumbnail

У каждого ребенка свой порядок и темп усвоения движений.

Это зависит от многих причин: его физического развития, интересов к отдельным предметам, с которыми можно выполнять движения, жилищных условий, в том числе предметно-игровой среды, и пр. Однако можно выделить общие показатели развития движений, минимально доступные для всех здоровых детей данного возраста:

  • ребенок испытывает высокую потребность в движении; двигательная активность составляет не менее половины времени периода бодрствования;
  • ребенок уверенно ходит, много бегает, ползает, любит выполнять такие движения, как бросание, прыжки; проявляет высокий интерес к новым способам движений, настойчиво старается овладеть ими, повторяя много раз подряд и как бы экспериментируя с ними (выполняет знакомое движение на новом месте, с другим пособием, в другом темпе, с разной степенью старания); пытается продемонстрировать движение сверстникам или взрослым, называя его; умеет пользоваться знакомыми движениями в новой обстановке и ситуации, рассказывает о своих действиях взрослым;
  • у него в определенной степени развиты ловкость, умение ориентироваться в пространстве при выполнении бытовых действий, в движениях, игре;
  • ребенок любит подвижные игры, умеет выполнять простые правила, вслушиваться в игровые сигналы и реагировать на них (остановиться, изменить направление движения, темп, амплитуду), владеет некоторой пространственной терминологией (вверх, вниз, вперед, назад, прямо, боком и пр.), выполняет многие движения по названию, напоминанию, любит фантазировать, комбинируя сочетания разных движений, используя различные пособия;
  • ребенок проявляет интерес к совместным со сверстниками и взрослыми движениями (катать друг другу мяч, вращать вдвоем скакалку, водить за ручку куклу, помогать друг другу пройти по доске и т.д.);
  • при выполнении движений (самостоятельно и под руководством воспитателя) у малыша ярко выражен положительный эмоциональный тонус; оптимальная двигательная активность способствует хорошему аппетиту, крепкому и спокойному сну, активному бодрствованию в течение всего дня.

К трем годам каждый ребенок может научиться:

Двигательное развитие ребенка 3 летХодить со свободными, естественными движениями рук, держась прямо, соблюдая направление движения, координируя движения рук и ног.

Ставить стопу параллельно или с небольшим разворотом носков ног в стороны. При обучении ходьбе акцентируется внимание детей на правильном положении головы и туловища, ритмичности шага, соблюдении направления, ориентировке в пространстве.

Бегать легко обычным шагом и на носках, координируя движения рук и ног.

Менять направление при беге, не наталкиваться на предметы. При обучении бегу обращается внимание на правильное положение головы и туловища: при быстром беге туловище немного наклонено вперед, голова по отношению к туловищу – прямо; при среднем и медленном беге – туловище и голова прямо.

Прыгать на двух ногах на месте и с продвижением вперед; подпрыгивать вверх до предмета; прыгать в длину с места, в глубину (спрыгивать).

При выполнении прыжков следует учить детей занимать правильное исходное положение – носки ног у линии, ноги на ширине стопы, туловище несколько наклонено вперед, руки отведены немного назад, отталкиваться и приземляться мягко – на полусогнутые ноги и на носки; обязательна мягкая основа – мат, коврик; при прыжке в длину с места перед детьми ставится задача прыгнуть как можно дальше.

Бросать предметы вдаль и в цель, соблюдая направление; при метании принимать правильное исходное положение, делать энергичный замах.

При обучении метанию на дальность обращать внимание на направление вылета снаряда вперед-вверх с помощью специальных ориентиров (дети часто бросают предмет вперед-вниз); при метании в цель прицеливаться – смотреть на снаряд и на цель, пытаться попасть в указанную цель.

Ползать на четвереньках; подлезать под предметы, перелезать их; влезать на гимнастическую лестницу удобным для себя способом.

При обучении лазанью по горизонтальной и наклонной плоскостям в упоре на коленях и ладонях и на четвереньках обращать внимание на положение головы и туловища (держать прямо); при обучении лазанью по вертикальной плоскости приставным шагом акцентировать внимание на способе постановки ног на рейку – одна нога ставиться на рейку, другая приставляется к ней на ту же рейку.

Источник

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важнейших факторов хорошего физического и психического развития ребёнка является правильно организованная двигательная деятельность в детском саду. Здоровый малыш стремится к движениям, активной деятельности. Во многом подвижность ребёнка зависит его двигательных умений. У младшего дошкольника возрастает стремление действовать самостоятельно. В этом возрасте ребёнок обладает сравнительно большим запасом движений, он ещё не заботится о результатах своих действий, он поглощён процессом самих движений, их эмоциональным воздействием. Движения ребёнка приобретают всё, более преднамеренный характер, т. е. он уже в состоянии проделывать, повторять движение по своему усмотрению или предложению педагога, соблюдать направление, последовательность выполнения движений и др. Период до четырёх лет является подготовительным для освоения техники (наиболее рационального способа выполнения) разнообразных движений (сложных основных движений, спортивных упражнений).

Вот наиболее яркие особенности освоения движений детьми младшего дошкольного возраста (были учтены определённые рекомендации программы «Детство»).

  • «Ребёнок наиболее успешно осваивает физические упражнения в общении со взрослым (родителем, педагогом), наблюдая за его действиями и подражая им. При этом важно учитывать, что малыша интересует деловое и эмоциональное общение, когда педагог является постоянным источником новых игр и упражнений. …Объяснение взрослого ребёнок понимает лучше, если видит, как взрослый выполняет упражнение, и одновременно двигается сам». Это объясняет введение в двигательную деятельность младших дошкольников количества подражательных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений. При назывании движения через образ дети подражают зверям, птицам, рыбам. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений. Приёмы показа подражательных движений могут быть разными (это зависит от сложности того или иного движения, образа: можно сначала назвать образ, а потом показать подражательное движение, можно наоборот – сначала показать подражательное движение, а потом попросить детей угадать образ; сопроводить показ того, как двигаются при этом разные части тела и др.).
  • «Многие новые движения малыши легко осваивают в играх и игровых упражнениях, это связано с тем, что сами движения малыша довольно просты. В более старшем возрасте в подвижных играх будет более целесообразно лишь закреплять разученные ранее движения». Именно с этой особенностью связано введение в двигательную деятельность детей данного возраста большого количества игровых упражнений, подвижных игр разной интенсивности (даже игр – эстафет). Так, например, в содержание двигательной деятельности детей по освоению движений включён бег с препятствиями. Который дети воспринимают как игру. Разнообразие физкультурного оборудования (маты, модули, обручи разных размеров, шнуры – «косички», колокольчики и др.), используемого в качестве препятствий при беге, позволяет эмоционально окрасить достаточно монотонные движения в беге и вызывает интерес к движению.
  • Ребёнок «быстрее заинтересуется упражнением, захочет его выполнить и лучше запомнит новые движения на фоне положительных эмоций, а также при условии активизации различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.). Исходя из этого, помогаем ему, используя не просто показ, а сопровождая показ понятными для ребёнка словами, образами знакомых героев книг, мультфильмов. Повышать активность ребёнка при выполнении упражнений помогает также музыкальное сопровождение. Совместную двигательную деятельность педагога и детей сопровождаем стихами, попевками, потешками, песенками и др.
  • Повторяя за взрослым слова, которые тот произносит во время совместного выполнения движений, ребёнок непроизвольно запоминает текст, учится соотносить движения со словами, у него развивается речь, он может использовать самостоятельно всё то, чему учится в совместной деятельности со взрослым.
  • «Малыш быстро забывает даже понравившиеся ему упражнения. Запоминание будет более прочным, если ребёнок в течение некоторого времени (несколько дней) будет иметь возможность выполнять новое движение в неизменной обстановке. Для успешного освоения нового движения малышу необходимо повторить его не менее 24 – 25 раз. Эти повторы целесообразно равномерно распределять между 3 – 4 занятиями физической культурой (образовательными ситуациями) с минимальными временными интервалами между ними». Поэтому в содержании двигательной деятельности с детьми этого возраста все двигательные задания повторяются неоднократно (как в повторяющихся условиях, так и в изменяющихся).
  • «Важно продумать физкультурно – игровую предметную среду, которая будет окружать малыша. Для успешного использования всех физкультурно – игровых пособий в работе с детьми педагогам целесообразно на каждое их них иметь несколько функциональных карточек с описанием (изображением) возможных усложняющихся заданий для детей». В данном пособии предлагаются варианты организации физкультурно – игровой среды, которую можно создавать в физкультурном зале, игровой комнате, группе. Они представлены в виде схем с описаниями двигательных действий детей с использованием физкультурно – игрового оборудования. Основная идея заключается в расположении оборудования по всему периметру физкультурного зала. Это позволяет организовать одновременно самостоятельную двигательную деятельность большого количества детей (используя как поточный, так и подгрупповой способ выполнения двигательных заданий).
  •  Двигательная деятельность детей младшего дошкольного возраста осуществляется в разных формах двигательного режима: совместная деятельность со взрослым на занятиях физической культурой, утренней гимнастикой, прогулках на свежем воздухе; самостоятельная двигательная деятельность и др.

Используя различные формы работы с детьми при конструировании образовательного процесса, главной структурной единицей остаётся образовательная ситуация, которую заранее конструирует сам педагог или которая возникает спонтанно. Особенно важно уметь создавать образовательные ситуации, стимулирующие освоению малышом основных движений.

Совместная двигательная деятельность взрослого и детей может быть спроектирована на основе определённых сюжетов (когда все двигательные действия соединены одним сюжетом, придуманным воспитателем) или обыгрывания всевозможных действий с одним физкультурным пособием.

Утренняя гимнастика проводится в виде структурно простых обшеразвивающих упражнений: большинство движений в них выполняются в лицевой плоскости одновременно и однонаправлено. Малышу легче выполнять упражнения, состоящие из изолированных движений отдельных частей тела. Целесообразно вводить постепенно движения, в которых одновременно движутся разные части тела (поднять руку вверх, отвести ноге назад на носок). Для большего оздоровительного эффекта упражнения важно расположить в следующем порядке.

  1. Упражнения для рук и плечевого пояса.
  2. Повороты или наклоны туловища в стороны, наклоны вперёд.
  3. Упражнения для ног (приседания).
  4. Упражнения для брюшного пресса из исходного положения лёжа на спине, сидя.
  5. Поскоки или бег на месте в чередовании с ходьбой.

Утренняя гимнастика может быть проведена и в виде подвижных игр, на основе несложных ритмических упражнений под музыку, корригирующих упражнений для профилактики состояния основных систем детского организма (опорно – двигательной, дыхательной, игровой).

На прогулке оздоровительный и развивающий эффекты будут достигнуты только в том случае (Т. С. Грядкина, Н. А. Ноткина), если время двигательной активности детей составляет не менее 60 – 70% от её продолжительности. При этом важно обеспечить разнообразие движений: хорошо знакомые основные  движения, подвижные игры, имитационные движения во время наблюдений в природе.

В ходе самостоятельной двигательной деятельности ребёнок пробует свои силы, проявляет инициативу, подходит к оценке результативности своих действий. Показателями успешности хорошо организованной двигательной деятельности малыша являются:

  • достаточный объём двигательной активности, ей продолжительность;
  • содержание (разнообразие использованных двигательных умений;
  • хорошее настроение, положительные отношения между детьми;
  • достаточное количество соответствующих возрасту речевых реакций, сопровождающих деятельность ребёнка;
  • обращение к педагогу с целью приглашения к совместным действиям.

В программе «Детство» обозначены задачи, реализация которых способствует освоению основ двигательной культуры детьми 3 – 4 лет:

  • учить детей согласовывать свои действия с движениями других – начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп;
  • учить детей реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним;
  • учить детей самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения;
  • учить детей уверенно , в соответствии с указаниями педагога выполнять физические упражнения;
  • способствовать желанию ребёнка принимать активное участи в подвижных играх;
  • направленно развивать скоростно – силовые качества детей.

Решение указанных задач успешно реализуется методами и способами, описанными  в данном методическом пособии.

К четырём годам ребёнок может выполнять:

  • построение и перестроение; порядковые упражнения; повороты на месте;
  • общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов; в различных положениях (стоя, сидя, лёжа);
  • основные движения: разные виды ходьбы с заданиями; бег со сменой темпа и направления; прыжок в длину с места двумя ногами и в глубину (спрыгивание); прокатывание предметов, упражнения с мячом (отбивание и ловля); бросание предметов одной и двумя руками горизонтально и вертикально в цель, вдаль; лазание приставным шагом, перелезание через предметы и пролезание под ними;
  • спортивные упражнения: катание на трёхколёсном велосипеде; ступающий шаг и повороты на месте; попытка скользящего шага на лыжах;
  • основные правила подвижных игр.

Литература

М. С. Анисимова «Двигательная деятельность детей 3 – 5 лет».

Источник

Евгения Высоцкая
Двигательная активность детей 2–3 лет

В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью и знаниям. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического состояния детей. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Ведь от состояния здоровья человека зависит качество и продолжительность его жизни. Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека.

В документе «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» в разделе «Физическое развитие и здоровье» говорится о том,какие в детском саду должны создаваться условия для полноценного физического развития:

1. Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

2. В организации физкультурных занятий и в подвижных играх педагоги реализуют индивидуальный подход к детям.

3. Педагоги ДОУ способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни.

4. Педагоги ДОУ создают условия творческого самовыражения детей в процессе физической активности.

5. Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей.

6. В ДОУ ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей.

Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито.

Первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом.

В течение года происходит увеличение в показателях физического развития ребенка. Однако эти показатели не являются единственными, свидетельствующими об общем развитии движений и двигательной активности маленького ребенка.

В начале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.

Движения ребенка данного возраста считаются правильными тогда, когда, повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное. Отсутствие высокой точности и четкости в выполнении движения, а также неумение воссоздать отдельные его элементы не считаются для ребенка ошибкой. В этот возрастной период малыш осваивает новое движение в общих чертах (в целом). Дальнейшее совершенствование движения, его детальная отработка и точность выполнения осуществляются в последующих возрастах.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных.

Если на втором году жизни малыши умеют ходить, держат равновесие на ограниченной, неровной, возвышенной поверхности, способны выполнить бросок, катить какой-либо предмет, много ползают и лазают по лесенке-стремянке, но при этом они овладевают основными движениями неравномерно, поэтому в обучении им необходима индивидуальная помощь взрослых. То на третьем году жизни двигательная координация значительно улучшается — развивается согласованность движений рук и ног. В этом возрасте появляются и формируются бег и прыжки. Дети хорошо ходят, разнообразнее становятся виды метания, они лучше начинают ориентироваться в пространстве. Это позволяет использовать в работе некоторые построения и перестроения (в шеренгу, круг, колонну, а также игры с несложными правилами.

На третьем году жизни малышей уже можно постепенно приучать к правильному восприятию звуковых и зрительных сигналов, быстроте реакций на них, а также к самостоятельности. И опять же не будем забывать, что выполнение нового упражнения, которому обучают ребенка, должно вызывать у него определенные усилия, но быть доступным ему. Закрепление усвоенных навыков и их совершенствование достигаются путем повторения движений с обязательным усложнением (увеличение физической нагрузки, варьирование, изменение содержания).

Исходя из выше сказанного можно выделить 5 основополагающих принципов в развитии двигательной активности детей раннего возраста:

1. Принцип систематичности и последовательности. Этот принцип предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. При планировании устанавливается последовательность раскрытия темы, продумывается связь нового материала с ранее усвоенным знаниями, опытом детей.

2. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

3. Принцип наглядности. Этот принцип соответствует основным формам мышления дошкольников. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным – значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.

4. Принцип координации деятельности педагогов и специалистов.

Предполагает сотрудничество и скоординированность действий медицинских работников, воспитателей, помощника воспитателей в достижении общей цели.

5. Принцип преемственности. Предполагает тесное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников.

В целях развития и поддержания интереса детей к занятиям по физической культуре важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования и пособий. Рациональный подбор оборудования, его обновление путем смены и чередования деталей, внесение новых пособий, их перестановка – все это помогает реализовывать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное).

Не следует так же забывать, что поощряя активность каждого ребенка, воспитатель развивает его стремление заниматься еще и еще. Самое главное каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только все получается, но каждый раз – все лучше и лучше.

Двигательные навыки, полученные на занятиях, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Этому способствует спортивный уголок созданный в группе. При его создании необходимо учитывать требования гигиены и безопасности. Уголок должен располагать так, чтобы дети могли заниматься в нем, не мешая друг другу. Уголок должен быть оснащен физическим оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. В уголке доступно расположено как стандартное, так и нестандартное физкультурное оборудование. Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования способствует воспитанию художественного вкуса у детей. При создании оборудования могут учитываться взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. В вечернее время педагог может уделить внимание руководству самостоятельной двигательной деятельностью детей и индивидуальной работой по развитию движений.

Вот, например,некоторые из игр с использованием нестандартного оборудования:

“Соберись в букет” – дети под музыку выполняют подскоки с листочками в руках, с окончанием музыки должны встать около “пенечка” (“таблетки” из оборудования “Альма”) того цвета, какого листочки.

“Найди себе пару” – у детей листочки в руках. Они выполняют подскоки под музыку, различные ритмические движения, кружатся, бегут по залу мелкими семенящими шагами. С окончанием музыки должны найти пару с такими же (по цвету) листочками в руках.

“Кто быстрее соберет” – игра-аттракцион. На полу в обруче рассыпаны капсулы от киндер-сюрпризов или цветные крышки от пластиковых бутылок. Дети по сигналу собирают их в ведерко – кто быстрее.Вариант 2: собирают капсулы или крышки с завязанными глазами.

“Собери зерно” – игра-аттракцион. Крышки или капсулы от киндер-сюрпризов разбросаны по всему залу. Собирают командой в ведерко или корзину. Одна команда крышки, другая – капсулы.

Таким образом, физкультурные занятия должны быть направлены на развитие движений, обеспечивающих передвижение в пространстве, ориентировку в нем, умение сохранять устойчивое положение тела, способствовать развитию координации движений, формируют потребность в двигательной активности, а широкое использование подвижных игр, нестандартного оборудования сделает занятия развивающими и эмоционально насыщенными.

Источник