Двигательная активность ребенка условие общего развития

Галина Королёва
Двигательная активность — важнейшее условие нормального развития ребёнка

Организация двигательной активности – одно из основных слагаемых общего воспитательного процесса, без которого невозможно всестороннее, гармоническое развитие ребёнка. Практика показывает, что там, где всерьёз поставлена работа по физической культуре, количество пропущенных детодней по болезни резко сокращается. Регулярные занятия спортом в семье позволяют вырастить здоровыми даже физически ослабленных от рождения детей.

Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, – верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физкультурой, правильному питанию, соблюдению здорового режима.

Физическое воспитание начинается с первых дней жизни ребёнка, оно является, по сути дела, охраной его жизни, так как совмещает в себе заботу об удовлетворении самых насущных нужд малыша – гигиенический уход, правильное и регулярное питание, удовлетворение биологической потребности в движении, становление двигательных навыков – сидения, вставания, хождения, бега, прыганья.

Педагоги давно отметили такую закономерность: ловкий ребёнок, как правило, умный ребёнок. Тот, кто быстро и чётко схватывает «рисунок» движения, так же быстро и чётко усваивает учебный материал. Поэтому подготовка к школе обязательно должна включать развитие физических возможностей ребёнка, укрепление и закаливание его организма.

Взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания определяется с одной стороны, единством цели и задач воспитания, с другой – единством биологического и социального в структуре личности и её развитии. Воздействие каких – либо факторов на отдельные стороны личности затрагивают и всю личность в целом. В процессе физического воспитания можно активно влиять на развитие сознания и поведения людей.

Крепкое здоровье и полноценное физическое здоровье определяют общую высокую работоспособность, быструю приспособляемость к выполнению задач различного рода. Физические упражнения оказывают глубокое влияние на рост и развитие организма, расширение его функциональных возможностей. Двигательная деятельность положительно сказывается на развитии лобных отделов мозга, которые играют ведущую роль в осуществлении умственной деятельности. Движения кистей рук, пальцев стимулируют развитие речедвигательного центра. В связи с этим раньше и полноценнее развивается речь, а следовательно, и мышление ребёнка. Движения активизируют работу всех анализаторных систем, таким образом, быстрее и успешнее развиваются органы чувств.

Тесная взаимосвязь физического и умственного воспитания проявляется также в развитии пространственных ориентировок. Они являются необходимым компонентом разнообразных видов умственной деятельности, а осваиваются наиболее активно в физических упражнениях при участии не только зрительного, но также двигательного и других анализаторов.

При проведении режимных процессов, физических упражнений, закаливания расширяется кругозор детей, они приобретают некоторые элементарные специальные знания. Крепкое здоровье является основой активной умственной деятельности. Эмоциональная насыщенность большинства физических упражнений усиливает их влияние на формирование личности ребёнка. Положительные эмоции тонизируют работу коры головного мозга, влияют на синхронизацию его биотоков. Это содействует развитию всех анализаторных систем, успешному протеканию различных психических процессов.

Источник

Двигательная  активность – важное условие  для всестороннего  развития  и  воспитания  ребенка.

Воспитатель

Дубинская В.А.  г.Руза

Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей.

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырёх часов в день.

Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведённое на прогулки, должно строго соблюдаться.

Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. Оформление участков – работа непростая, требующая больших физических затрат. Поэтому привлечение родительской общественности является обязательным условием.

В целях насыщения прогулки интересными делами в ее структуру предлагается вносить наблюдения и дидактические задания, совместные с взрослым трудовые действия и подвижную игру. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей. Все эти структурные части выступают не как отдельные мероприятия, а взаимно дополняют и углубляют друг друга.

При планировании воспитателями прогулок в планах ВОР, важно соблюдать все 5 этапов.

  1. Наблюдение;
  2. Трудовая деятельность;
  3. Игровая деятельность;
  4. Индивидуальная работа;
  5. Самостоятельная деятельность детей.

Наблюдения: 

  1. в планах ВОР указывается объект, тема, цель наблюдения, цель проведения и с кем оно проводится;
  2. наблюдения за живыми и неживыми объектами;
  3. наблюдения за явлениями окружающей действительности.

Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), указывается форма труда – индивидуальные групповые поручения,   коллективный труд.

Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. В план должны включать игры

Читайте также:  Занятия для ребенка 6 лет на развитие кратковременной памяти

Малоподвижные (“Сделай фигуру”, “Змея”, “Узнай кто позвал”); игры средней активности (“Зима”, “Заморожу”, Кто самый внимательный”); игры с высокой двигательной активностью (“Мышеловка”, “Ловишка с ленточками”, “Гуси-лебеди”).

В обязательном порядке в планах отражается разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Подвижные игры активизируют движения детей, обогащают их новыми яркими впечатлениями. В подвижных играх закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Если на улице холодно, сыро, то такую игру надо организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается. К каждой подвижной игре следует подготовить яркие атрибуты. Это могут быть эмблемы на лентах, разнообразные шапочки птиц, зверушек, крупные мягкие выразительные сюжетные игрушки. Длительность каждой игры не более 3-4 минут, количество участников не регламентируется (по желанию детей). Взрослый может также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять. Желательно подготовить на неделю не менее пяти-семи разных подвижных игр и подобрать к ним атрибуты.

Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно снова возвратиться к первой игре.

В занятие физической культурой для младших дошкольников могут быть включены две игры. Одна, более подвижная – в основную часть, вторая, более спокойная – в заключительную часть занятия; цель последней – успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части. Например, на одном занятии могут быть проведены такие две игры: “Воробушки и кот” (где все дети активно бегают, приседают, изображая летающих и клюющих птичек, где имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей) и “Найди флажок” (в которой дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный воспитателем флажок).

Со второй младшей группой (четвертый год жизни) программой предусмотрено 3 физкультурных занятия в неделю. Одно из них рекомендуется проводить в течение всего года на воздухе во время прогулки. Содержание этих занятий зависит от времени года и погоды. В теплое время года на таких занятиях имеют место упражнения в основных движениях и подвижные игры. В зимнее время чаще всего включаются простейшие спортивные упражнения, такие, как скольжение по ледяным дорожкам, катание на санках, ходьба на лыжах, и в сочетании с ними – подвижные игры.

При менее благоприятной погоде (весной, поздней осенью) занятия могут быть построены преимущественно из игровых упражнений и подвижных игр.

Физические упражнения чаще всего предшествуют игре. Например, сначала воспитатель организует игровое упражнение «С кочки на кочку» (прыжки на двух ногах из кружка в кружок), затем проводит игру «Найди свой домик» (кружки, начерченные для прыжков, могут служить детям домиками). При сочетании игр со спортивными упражнениями порядок может быть обратным. Вначале педагог организует воспитанников на игру, чтобы немного разогреть их, провести разминку, а после дает им возможность поупражняться в ходьбе на лыжах, катании на санках, езде на велосипеде.
Физические упражнения могут быть включены непосредственно в содержание подвижной игры. Это особенно удобно, когда игра уже знакома малышам и ее требуется усложнить в целях повышения двигательной активности детей. Например, в игру «Поезд» вносится такое дополнение: дети уезжают на поезде далеко в лес, бегают, прыгают, ходят по бревну и т. п. Затем по сигналу воспитателя участники игры строятся друг за другом и уезжают домой.

Во второй младшей группе при подготовке к подвижным играм и физическим упражнениям с детьми четвертого года жизни необходимо соблюдение следующих основных требований: знание воспитателем практического материала, создание условий, в которых будут проводиться подвижные игры и упражнения, наличие необходимых пособий (крупных и мелких) и удобное их размещение. Важным фактором повышения эффективности игр является продумывание педагогом приемов активизации детей, индивидуального подхода, назначения воспитанников на ответственные роли, такой организации детей, которая помогла бы усложнить их игровые действия, и т. п.
Если малыши ранее не встречались с персонажами предстоящей игры, детей следует познакомить с ними заранее. Делать это лучше всего в свободное от занятий время. Можно, например, на участке понаблюдать, как прыгают воробушки, рассмотреть иллюстрацию, на которой изображены наседка и цыплята, зайчик или другие животные. Целесообразно предложить тут же детям проделать движения, характерные для этих персонажей, чтобы при объяснении игры не тратить время на их усвоение.

Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Читайте также:  Ребенок развитие в соответствии с возрастом

Самостоятельная деятельность детей. Для ее организации необходимо создать условия: атрибуты, выносной материал, орудия труда для трудовой деятельности.

В самостоятельной детской деятельности следует поощрять применение дошкольниками двигательных умений, полученных на занятиях. Необходимо способствовать организации игр с мячом, обручем, а также игры в кегли.
Детей этого возраста очень привлекают качели и карусели, такие игры, как «Прятки», «Жмурки». Педагог должен создавать условия для проведения этих игр и оказывать воспитанникам помощь в их организации. Зимой дети катают санки, перевозят снег, кукол, друг друга. С невысокой горки они катаются на санках с помощью воспитателя и самостоятельно. С самого начала нужно приучать малышей спускаться с горки только тогда, когда на склоне никого нет, подниматься по ступенькам.

Полезно подключать более старших детей к созданию условий для игр и упражнений маленьких, к помощи им в овладении разнообразными движениями. Педагог должен постоянно наблюдать за самостоятельной двигательной деятельностью воспитанников, направлять интересы детей так, чтобы игры с повышенной интенсивностью движений чередовались с более спокойными.

 В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В дошкольном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, полноценном физическом и психическом развитии ребенка.

Источник

Тамара Яковлева
Двигательная активность как средство физического и психического развития детей

Двигательная активность – средство физического и психического развития детей.

Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Как раз посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. Движения входят составным компонентом в различные виды человеческой деятельности, являются внешним выразителем и характеристикой поведения человека.

Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства, когда активный двигательный режим способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.

По мнению психологов, развитие личности осуществляется в деятельности. Ведущей деятельностью ребенка является игра.А его игровая деятельность выражается прежде всего в движениях: в манипуляциях игрушками, во взаимодействии со взрослыми, детьми, с окружающими предметами. Первые представления о мире, его предметах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в его мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие.

Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения.

Таким образом, движения, двигательная активность, как это явствует из высказываний специалистов разного профиля, являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического, психического и социального развития ребенка.

Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства – критический период в жизни ребенка. Ведь именно в этом возрасте формируется фундамент здоровья человека.

«Двигательная активность — естественная физическая и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».

Двигательная активностьобусловлена многими факторами:

– социальными (режим дошкольного учреждения, профессиональная

подготовленность воспитателя, постановка физического воспитания).

– природными (климат, сезоны года).

– биологическими (состояние здоровья, возраст, половые различия,

функциональные особенности центральной нервной системы и высшей

нервной деятельности).

В дошкольном возрасте не установлено существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек. Также установлено, что весной и летом дети двигаются больше, чем осенью и зимой. И все-таки большая или меньшая двигательная активность детей определяется, главным образом, предложенным двигательным режимом. На повышение двигательной активности оказывают влияние: достаточная площадь для игр, правильное размещение оборудования и игрушек, новизна игровых и физкультурных пособий.

Все виды движения — одно из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная деятельность тонизирует ЦНС детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается эмоциональная, волевая, познавательная сфера ребенка.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка октябрьское поле

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависит от двигательной активности. Так Ж.Тиссо говорил: «Движение составляет главный источник здоровья».

Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в детском саду, в школе и дома. В детских учреждениях такой режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной сферы детей.

Двигательная активность должна занимать 50-60 % времени всего периода бодрствования ребенка. Однако следует отметить, что потребность в движении у всех детей разная, что объясняется их индивидуальными особенностями. В связи с этим родителям и педагогам ДОУ важно создать все необходимые условия для реализации потребности детей в двигательной активности и её разнообразии.

В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). Каждая подгруппа детей характеризуется определенными сочетаниями уровней объема, продолжительности и интенсивности двигательной активности.

К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью двигательной активности независимо от объема и продолжительности двигательной активности. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий.

Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей двигательной активности. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр, они являются инициаторами коллективных игр.

Дети третьей подгруппы имеют низкий объем двигательной активности в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У них отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость.

Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачами развития двигательной активностиу ребенка дошкольного возраста является:

– выявление интересов, способностей детей в двигательной деятельности и

реализация их через систему физкультурно- оздоровительной работы;

– формирование необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;

развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;

– формирование моральных качеств (силы воли, выносливости);

профилактика простудных заболеваний;

– воспитание уважения к собственному здоровью и обязанности беречь

его.

В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используются

следующие организованные формы двигательной деятельности детей:

– физкультурные занятия;

– утренняя гимнастика;

– физкультминутки;

– подвижные игры и физические упражнения на улице;

– физкультурные досуги, праздники;

– дни здоровья;

– закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;

– самостоятельная двигательная активность;

– работа с родителями.

Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ.

Решающая же роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Дети, как известно, продукт своей среды — она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что дети изучают мир, прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Поэтому вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте ДОУ с семьей.

Детям необходимо объяснять не только значимость тех или иных действий и привычек, но и подавать собственный пример. Так, если взрослые регулярно занимаются физкультурой и спортом, соблюдают режим дня, правила гигиены, закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Таким образом, правильная организация двигательной активности, как в семье, так и в дошкольном учреждении является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению здоровья подрастающего поколения.

Источник