Два подхода к психологической коррекции психического развития ребенка
Обращение к анализу состояния проблемы коррекции психического развития ребенка в зарубежной психологии продиктована двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что зарубежная психология располагает значительным арсеналом хорошо отработанных методов, процедур и техник коррекционной работы, адаптированных к задачам практической психологии. Второе обстоятельство – отчетливо выступившая в последнее время тенденция прямого некритического заимствования коррекционных методов и техник, попытка их использования без соответствующего анализа теоретических истоков и оснований, во многом определяющих ограничения и возможности их внедрения.
Все подходы к проблеме коррекции психического развития ребенка в зарубежной психологии можно условно разделить на две большие группы:
психодинамический подход, реализующий представления о сознании, его структуре и динамике развития как фокусе приложения терапевтических усилий, и поведенческого, направленного на модификацию стимульно-реактивных связей, определяющих проявления активности индивидуума во внешней среде и его отношения с действительностью.
Психодинамический подход
С момента зарождения детского психоанализа были основаны две школы, различающиеся по теоретическим взглядам и техникам практического приложения: школа Клейн и классическая, или фрейдовская, школа. Между этими школами существовали расхождения в понимании механизма трансфера – центрального процесса, определяющего успех терапии.
Поскольку прямое использование в детском психоанализе метода вербальных свободных ассоциаций наталкивалось на значительные трудности, представители психоанализа стали искать пути их преодоления. Возможности их преодоления выступили в практике психоанализа в виде регулярных контактов с родителями, в особом характере взаимодействия аналитика с ребенком и наблюдении за игрой ребенка. Это привело к введению в психоаналитическую практику трех принципиально новых специфических для детского возраста положений: 1) о необходимости установления связи аналитик – родители; 2) о спецификации связи аналитик – ребенок; 3) о необходимости обращения к анализу игры как символической деятельности ребенка.
Аналитик – родители, ребенок, игра как символическая деятельность
Требование установления тесного терапевтического альянса терапевта с родителями ребенка представляется особенно важным и имеющим значительный эвристический материал. Осознание аналитиками необходимости такого союза с родителями в профилактике и преодолении отклонений в развитии личности ребенка привело к созданию перспективной практики работы психолога с родителями в различных ее формах – от просвещения и консультирования до тренинга родительских групп.
Помимо установления связи с родителями важную роль в коррекционном процессе играет связь терапевта с самим ребенком. Если первоначально в качестве условия установления такой связи А. Фрейд видела позитивно-эмоциональное отношение ребенка к терапевту, то по мере развития детской аналитической техники такими средствами установления терапевтической аналитической связи становятся кооперация и игра.
Работа психоаналитического направления по созданию эффективных терапевтических техник и процедур коррекции личностного развития в 30-е годы нашего века привела к их обобщению в двух формах психодинамического подхода – игротерапии и арттерапии.
Источник
Гребнева Елена Александровна
Выступление на спец. семинаре по теме:
«Онтогенестический подход к коррекции психического развития ребенка»
Психический онтогенез характеризуется существованием так называемых «сензитивных периодов». Если какой – либо из компонентов нового «союза» не сформировался в должной степени, то система все равно закрывается, не дожидаясь его окончательного созревания, и по миновании сензитивного периода сама по себе уже не гармонизируется. Т.е. то, что не сформировано в соответствующий сензитивный период развития, само по себе не компенсируется автоматически в более старшем возрасте, а требует специальных и сложных усилий.
Детский возраст характеризуется незавершенностью формирования и созревания структурно – функциональнызх отделов мозга, высокой пластичностью психики и наличием больших компенсаторных возможностей. Избавив ребенка от болезненных симптомов мы тем самым создаем предпосылки для нормального онтогенеза психики.
Каждый возрастной период характеризуется специфичным для него социально заданным содержанием ведущей деятельности.
Содержанием ведущей деятельности в период новорожленности является создание и поддержание социально заданных условий жизни ребенка (удовольствие – неудовольствие).
Содержанием ведущей деятельности в младенческом возрасте является общение взрослого и ребенка.
Содержанием ведущей деятельности раннего возраста – это овладение предметными действиями, образцы которых задпет взрослый.
Содержанием ведущей деятельности дошкольного влзраста является моделирование окружающей действительности (прежде всего, поведение взрослых в разных ситуациях).
Содержанием ведущей деятельности младшего школьного возраста является обучение, осуществляемое в социально заданных формах.
Содержанием ведущей деятельности подросткового возраста представлено построением системы социальных отношений с другими людьми.
Содержанием ведущей деятельности юношеского возрастасосавляет процесс личностного самоопределения.
Если какой – либо из возрастных этапов прожит ребенком недостаточно полноценно, то искажается и весь дальнейший ход психического развития.
На основе изложенных теоретических положений был разработан онтогенестический подход к психокоррекции и психотерапии детей и подростков. Принципиальной идеей этого подхода является гармонизация личностной структуры, семейных и внесемейных взаимоотношений и решение актуальных психотравмирующих проблем за счет сочетания двух разнонаправленных процессов.
Первый процесс называют позитивным регрессом. Он представляет собой возвращение к онтогенестически ранним формам психического функционирования, общения и деятельности.
Второй процесс – это решение сегодняшних проблем ребенка за счет его «возвышения» до зоны его ближайшего развития. Это позволяет подойти к тем же проблемам с высоты нового уровня онтогенеза мышления (например, не только конкретно – образно, но и обстрактно – логически их осмыслить), более зрелого уровня онтогенеза общения, самопознания и т.д.
В соответствии с концепцией онтогенестически ориентированной психокоррекции и психотерапии была разработанка практическая методика семейно – групповой и лечбно – коррекционной работы. Важнойособенностью этого подхода является постоянный учет трех пространственно – временных змерений: «здесь и теперь», «тогда ,(в прошлом) и там», «вскоре и вблизи».
Характеристика задач психокоррекционной работы
Основным психологическим новообразованием дошкольного возраста является ориентация на соотношение между отдельным действием и общей структурой поведения, в которое оно включено. Он осознает смысл своего действияи той ситуации, в которой оно совершается. На этой основе складывается способность формировать собственное намерение, а ак же появляется первичный образ «Я», т.е. осознание себя, как субъекта, обладающего теми же качествами, что и окружающие взрослые.
Соответственно, позитивный регресс в работе с дошкольниками заключается в возврате к более ранним формам функционирования с целью их предельно сокращенного во времени проживания ребенком и последующего преодоления. Несформированность в дошкольном возрасте сюжетно – ролевой игры требует специальных занятий по развитию воображения, игрового замещения, умения адекватно воспроизводить поведение взрослых. Ориентация психокоррекции на зону ближайшего развития ребенка – дощкольника может включать овладение игрой по правилам, играми в поддавки, на вылет и т.п., а так же с нормативами социального поведения на обучающих групповых занятиях.
психологическое образование – позиция. Важнейшим механизмом ее является ориентация на широкое социальное окружение. Для младшего школьника динамика его социально – возрастной позиции выражается в смене стремления называться и выгляеть «учеником» в потребность быть им, т.е. соответствовать всем критерниям данной роли.
Исходя из особенностей детей младшего школьного возраст, содержание психотерапии и психокоррекции включает позитивный регресс к более ранним формам функционрования в случае, если они являются несфорнмированными или ущербными. Так дети с элективным мутизмом отличаются слабостью воображения, что затрудняет овладение сюжетно – ролевой игрой. Кроме того, симбиотическая привязанность к матери (котрая является для них и бесплатным переводчиком, и экскурсоводом по эжтзни), а так же нередко известная интеллектуальная недостаточность нарушают формирование первичного образа «Я». Таким образом, в младший школьный возраст они вступают с дефицитом тех психических функий, которые должны были сформироваться на предыдущих этапах развития. Для младшего школьника с элективным мутизмом «кризис 7 лет» фактически не пройден, а лишь находится в зоне ближайшего развития ребенка. Появление же позиции школьника представляет собой более отдаленную перспективу. Соответственно первым этапом психокоррекции становится позитивный регресс с созданием искусственного сензитивного периода для овладения сюжетно – ролевой игрой, игрой по правилам, формирования собственных намерений, соотнесения отдельных действий с общей структурой поведения. Для родителей детей – мутистов становление функции учителя также представляется достаиочно отдаленной целью развития. В связи с этим позитивный регресс предполагает задавание и даже навязывание ребенку отдельных поведенческих моделей. В зоне ближайшего развития родительской позиции при этом находится моделирование у ребенка целостного поведения, включенного в систему отношений человека с мром и, прежде всего, с другими людбми.
Ориентирующую роль в функционировании подростка начинает играть новое интегративное психологическое образование – самосознание. Самосознание подростка отражает представление о себе не глазами «абстрактного взрослого», как позиция младшего школьника, а глазами конкретных представителей окружающей социальной действительности – прежде всего, сверстников. Благодаря этому, в отличие от позиции младшего школьника, в самосознании представлена не частная функция ребенка, а его общее положение в системе социальных отношений. Оно и служит основанием, позволяющим самостоятельно и сознательно выбирать деятельность и своюфункцию в ней. Самосознание представляет собой также «инструмент» саморазвития, которое наиболее интенсивно совершается именно в подрастковом возрасте.
Соответственно в работе с подростками позитивный регресс может заключаться в совершенствовании нормативности поведения и самопознания в процессе совместной деятельности, восполнении дефицита успешности при недостаточной уверенности в собственных силах. Несформированные к окончанию младшего школьного возраста навыки самостоятельной учебной деятельности и отсутствие позитивного отношения к процессу обучения могут потребовать соответствующих усилий по их «реконструкции». Ориентация на зону ближайшего развития (переход в юношеский возраст) может включать формальное знакомство с разными сферами жизни и различными мировоззренческими концепциями. Такое «исправление прошлого» и «овзросление настоящего» создают дополнительные возможности для оптимизации онтогенических задач «сегодняшнего дня», каковыми являются:
– построение системы социальных отношений подростка с другими людьми в процессе общения со сверстниками и общественно значимой деятельности;
– переход от позиции ученика к позиции младшего партнера во взаимодействии с родителями и другими взрослыми;
– самостоятельный и сознательный выбор деятельности и своей функцуии в ней.
Социальный или антисоциальный характер такого выбора во многом завист от наличия альтернатив отсутствующему в современном обществе универсальному срциальному институту, обслуживающемуведущую деятельность подрастковго возраста (спортивные секции). В противном случае удовлетворение подрастковой потребности в инициации будет осуществляться стихийно, начиная от объединений спортивных или музыкальных фанатов и заканчивая уличными бандами. При этом подростковый кризис может растягиваться на весь соотвентствующий период. Более того, многие негативные проявления подрасткового кризиса могут сохраняться и на протяжении следующеговозрастного периода, в юношеском возрасте.
В каждом конкретном случае психокоррекционная работа определяется не только возрасными характеристиками развития, но и сложившимся или складывающимся психотипом ребенка. Для каждого психотипа характерны свои типы конфликтов. Например, бурная предприимчивость в сочетании со слабостью грани между дозволенным и запретным может обусловить асоциаотное поведение при возрастании требований к дисциплине, соблюдению норм и правил, особенно в условиях учреждения с жестко – регламентированным режимом (школа – интернат, суворовское училище). Стремление казаться лучше и быть в центре внимания в сочетании с психической незрелостью в ситуации, требующей упорным трудом добиваться признания окружающих, направляет «артистизм» по невротическому или патохарактерологическому пути. Ослабление внешнего контроля и жесткой регламентации поведения направляет безвольногго и жаждущего новых впечатлений на поиск ситуации праздности, безделия, пьянства и азартных игр, характерных для ассоциальных компаний.
Психотипические особенности развиваются и видоизменяются под влиянием межличностной ситуации развития ребенка, т.е. системы его отношений с ближайшим социальным окружением. При нарушении межличностной ситуации возникает опасность искажения нормального хода психического развития ребенка.
Учитывая все выше сказанное психокоррекционную работу необходимо строить не в форме индивидуальных занятий с ребенком, а как систему воздействий, направленных на нормализацию и гармонизацию межличностной ситуации в целом. Каждому возрасту соответствует определенный уровень психологической зрелости.
Успешность коррекции зависит от многих разнородных факторов: от характера имеющегося психологического синдрома; давности его возникновения; возрата ребенка; готовности к сотрудничеству родителей и педагогов.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
(2 часа).
1. Задачи коррекции психического развития. Формы коррекции.
2. Виды психокоррекционной работы с детьми: психодинамическая и поведенческая психотерапия, семейная психотерапия, сказкотерапия, телесная терапия, психодрама, холдинг-терапия и др.
3. Общие принципы работы с родителями в процессе консультирования. Беседа. Родительские группы.
1. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются:
· Коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка;
· Профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.
Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекции, а также способов их достижения является принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, определяемого исходя из понятия «зона ближайшего развития».
В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д.Б. Эльконин предлагал различать 2 формы коррекции:
1. Симптоматическую коррекцию, направленную на симптомы отклонений в развитии;
2. Коррекцию, направленную на источники и причины отклонений в развитии.
Вторая форма коррекции каузальной направленности имеет безусловный приоритет над симптоматической коррекцией. Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем обстоятельством, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь совершенно различные природу, причины и психологическую структуру нарушений в развитии ребенка и требовать различных способов преодоления и профилактики негативной симптоматики. Поэтому для успеха коррекции необходимо исходить из психологической структуры нарушений и анализа их генезиса. Коррекционные усилия, т.о., должны быть сконцентрированы не столько на внешних проявлениях отклонений в развитии, сколько на действительных источниках, порождающих эти отклонения, на их причинах.
В зависимости от содержательно – психологической направленности коррекции в рамках нормального онтогенетического развития следует различать:
· коррекцию умственного развития,
· коррекцию развития личности,
· коррекцию и профилактику развития невротических состояний и неврозов.
В зависимости от форм организации психологической помощи можно выделить 3 её типа:
1. Лекционно – просветительскую (адресуется группе родителей, воспитателей или учителей и призвана давать общую информацию о закономерностях развития ребенка на разных стадиях онтогенеза, об особенностях психического и психологического развития ребенка на каждой из стадий, о факторах положительно или отрицательно влияющих на формирование и развитие ребенка и т.д.);
2. Консультативно – рекомендательную (адресуется, как правило, родителям и другим близким взрослым ребенка и представляет собой составление более или менее подробных рекомендаций по профилактике или преодолению различных трудностей и отклонений в развитии, при активной позиции самих родителей и ребенка);
3. Собственно коррекционную работу (в форме индивидуальной, групповой или семейной психотерапии).
2. Что касается основных видов психокоррекционной работы с детьми, то здесь не наблюдается такого разнообразия школ, подходов и методов, как, например, в психотерапии взрослых.
Применяемые в детской психотерапии подходы различаются как по типу проблем, на которые она направлена, так и по объему самой психотерапевтической помощи; основные из них – психодинамическая терапия, поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия и семейная психотерапия.
Психодинамическая терапия, ориентированная на разрешение бессознательных конфликтов, появилась одной из первых. Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая малышу рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения
Психодинамический подход предполагает внедрение в психологическую работу трех принципиально новых положений:
1. О необходимости установления связи аналитик – родители;
2. О спецификации связи аналитик – ребенок (формирование позитивного эмоционального отношения, кооперация, за счет вербализации терапевтом чувств и переживаний ребенка «здесь и теперь»);
3. О необходимости обращения к анализу игры как символической деятельности ребенка.
В связи с последним положением все техники психодинамического направления достаточно приблизительно объединяются в игротерапию и арттерапию (терапию искусством или рисуночную терапию).
В игротерапии выделяют 2 её вида: направленную и ненаправленную (или директивную и недирективную). Кроме того, игротерапия может проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Арттерапия представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии – одобрение принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества.
Поведенческая психотерапия детей ставит своей целью научить ребенка адаптивным способам поведения. Для этого психотерапевт обеспечивает ребенку возможность освоить новые образцы поведения и попрактиковаться в них, а также старается ободрить ребенка и вознаградить его за желательное поведение. Данный подход ориентирован на процесс деятельности ребенка, в ходе которой ему стараются привить новые навыки, побороть страхи, снять депрессию или облегчить социальные взаимодействия. Например, боязнь говорить на людях можно преодолеть, если подготовить ребенка к речевому общению и дать ему возможность попрактиковаться. Психотерапевт должен наблюдать за действиями ребенка и обеспечивать обратную связь, оценивая их результаты и вознаграждая за успехи.
Когнитивно-поведенческая психотерапия направлена на формирование адаптивного поведения и использует подкрепление вознаграждением, как это характерно и для собственно поведенческой терапии, однако учитывает также когнитивные процессы, т.е. особенности восприятия и мышления данного ребенка. Другими словами, внимание уделяется тому, как ребенок воспринимает и перерабатывает получаемую в ходе психотерапии информацию. Когнитивно-поведенческий подход ориентирован на процесс научения, психологическую подготовку ребенка к различным непредвиденным обстоятельствам и на подбор примеров поведения, которым он мог бы следовать; одновременно этот подход предполагает наблюдение за тем, как ребенок осмысливает то, чему его учат.
Семейный подход в психотерапии может использовать любую из перечисленных стратегий, но он сосредоточен на семье как едином целом, а не только на ребенке. При этом ребенок рассматривается как продукт всей системы взаимоотношений в семье, и именно с ней связывается возникновение и развитие дезадаптации ребенка. Лечение, таким образом, предполагает взаимодействие со всеми членами семьи.
Существует и другие подходы к классификации основных направлений психокоррекционной работы с детьми (см. распечатку).
Что касается формы проведения коррекционной работы, то здесь можно выделить 4 формы психокоррекции:
1. Индивидуальная коррекционная работа;
2. Парная коррекционная работа;
3. Групповая психокоррекция. Общими показаниями к применению групповой коррекционной работы (в основном игротерапи) являются:
Ø Социальный инфантилизм;
Ø Замкнутость, необщительность;
Ø Фобические реакции;
Ø Сверхконформность и сверхпослушание;
Ø Нарушение поведения и вредные привычки;
Ø Неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.
Если для назначения индивидуальной психотерапевтической или коррекционной работы противопоказаний практически нет (за исключение, возможно, только глубокой степени умственной отсталости), то для назначения групповой работы такие противопоказания имеются.
Ø Ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции между сибсами;
Ø Ярко выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе;
Ø Ускоренное сексуальное развитие;
Ø Крайняя агрессивность;
Ø Актуальное стрессовое состояние;
Ø Острое переживание психотравмирующей ситуации.
Подбор детей в группу должен осуществляться по принципу дополнения и включать детей с разнообразными симптомами, что обеспечивало бы возможность идентификации с другим образцом поведения.
4. Детско – родительская (или семейная) психотерапия, включающая работу со всей семейной системой (и со всеми семейными системами: детско – родительской, супружеской и др.). Предполагается коррекция не только нарушений, демонстрируемых ребенком, но и нарушений детско – родительских и супружеских отношений. Психотерапевтический эффект достигается, в основном, с помощью использования специально организованной и спонтанной совместной деятельности ребенка и родителя.
В каждом конкретном случае выбор той или иной формы психокоррекционной работы диктуется специфическими особенностями демонстрируемой симптоматики, социальной ситуации развития, в которой находится ребенок, особенностями детско – родительских отношений. Наиболее часто используется сочетание индивидуальной и групповой психокоррекции. Парная и семейная психотерапия встречаются насколько реже.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2320; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник