Духовность семьи как основа развития ребенка

Семья как основа духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения.

Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты [1].

Проблемами духовности и нравственности занимались как зарубежные (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Фромм, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель,), так и отечественные ученые (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Б.С.  Братусь, В.А.Сухомлинский). В  немецкой классической философии   на  основы  духовности  и  нравственности   обратили  внимание   И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах [2].

 Б.С.Братусь  в  своей  работе  «Психология. Культура. Нравственность»  признает многообразие, противоречивость, сложность человека и его внутренней жизни.  Обращение  к понятиям духовности  и нравственности  в связи с проблемами обучения и воспитания он   считает  особенно актуальным, так как  они   отражают  содержательную сторону жизни личности, подчеркивает глубину и сложность человека, олицетворяющего собой преобразованную и одухотворенную природу, несводимую к простой совокупности психических процессов, свойств и состояний [3].

Одна из главных задач нравственного воспитания – формирование активной жизненной позиции личности, которая включает в себя познание окружающих явлений, их оценку с точки зрения ее убеждений и ценностных ориентаций, а также обстоятельный выбор способа поведения в определенных обстоятельствах. Такое сложное психологическое образование полагает длительную и разностороннюю воспитательную работу с самого раннего детства: развитие нравственных чувств, убеждений, системы ценностных ориентаций, трудовых навыков, воли, характера, правил поведения и норм общения с другими людьми и т.п. Осуществлять указанную работу, призваны все звенья системы воспитания: семья, школа, детские учреждения и организации [4].

Кризисное состояние социальной ситуации развития обусловлено разрушением естественных институтов социализации, социальных сообществ:

·  семьи,

·  детских сообществ, позитивных неформальных и государственных детских организаций,

·  сферы образования (школы в широком смысле), а также воздействием агрессивной и развращающей информационной среды [5].

Не менее важен и вопрос об угрозах, которые глобализация привносит в сферу семьи. Т.Гурко, специалист по проблемам семьи и гендерных отношений, выделяет ряд проблем, порожденных глобализацией. Она обращает внимание, в том числе и на особенности миграционных процессов. В условиях глобальной экономики люди устремляются в более благополучные государства в поисках высокого заработка и в надежде на лучшую жизнь. Они всегда оказываются в положении дискриминируемых по национальному признаку или статусу мигранта, часто бесправны, попадают в экономические ловушки, а женщины чаще могут быть подвергнуты дополнительной эксплуатации. Более того, в эпоху империализма миграция разрушает родственные, семейные связи. Родители терпят лишения, чтобы обеспечить будущее детей в более благополучной в экономическом положении стране. Сами дети быстрее адаптируются к новым условиям, усваивают язык и местную культуру, однако «отрыв от корней» не может не создавать проблем при формировании идентичности, особенно в подростковом возрасте. Тенденция разрыва родственных связей как основного механизма трансляции национальной культуры превращает людей в «частички без рода и племени», что грозит в условиях секуляризации обществ создать мир «бескультурья» или в лучшем случае «массовой культуры» [6].

Экран (ТВ, интернет, компьютер) как совокупный взрослый мир, формирующий, навязывающий общую деморализацию детского сознания, осуществляемую в следующих направлениях:

– меркантилизация (культ денег, телесности, утилитарности), вестернизация (культурная интервенция, порождающая комплекс культурной неполноценности);

– сексуализация (как ослабление духовно-нравственного потенциала нации через развращение);

– демонизация (навязывание потусторонних бесовских сил как позитивных, темная духовность) [7].

Среди всех звеньев системы воспитания семье принадлежит особая роль, так как именно в ней закладываются духовно-нравственные основы личности подрастающего человека. Семья – это колыбель духовного рождения человека. Она является одним их древнейших институтов воспитания, где происходит самопознание и формируются потребности ребёнка в любви, ласке, уважении и общении. Семья также является первичной средой, где человек должен учиться творить добро [7].

Первыми и главными воспитателями ребёнка являются родители, обращаясь к ним А.С. Макаренко говорил: “Главные основы воспитания человека закладываются до 5 лет, а далее идёт только обработка человека”.

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период “первоначального фактического складывания” личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований [8].

Важнейшей функцией семьи в воспитании ребенка является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости и т.п.), эмоционально – ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В семье у ребенка складываются «первые представления о хорошем и плохом, прекрасном и безобразном, добром и злом закладываются основные потребности личности». Именно в семье он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви, уважения к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с людьми. И если на ранних этапах становления личности семья что-то недодала в этом плане, несформированность нравственных ценностей и нравственных чувств может сказываться на протяжении всей последующей жизни, выражаясь в неспособности к глубоким чувствам дружбы, любви, сострадания [9].

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

А ведь в семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность [10].

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Если родители хотят что бы в семье был порядок, необходимо устанавливать традиции для своей семьи. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. Так, за вечерним чаем все члены семьи рассказывают о том, что произошло интересного в течение дня, обсуждают планы на будущие выходные. Главное, что бы и дети были включены в активное обсуждение, высказывали свое мнения.

Полезный обычай – разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее. И свидетельство ответственности за свои поступки для ребенка.

Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём празднование должно сводиться не только к поеданию чего – то вкусного, а совместной деятельности в проводимом событии взрослых и детей. Для детей все праздники – необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви.

Один из лучших традиций – это традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что ему читают, даже звук голоса родителя будет ему полезен. Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели. Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Важнейшей особенностью сказок является – дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» [7].

        Таким образом, семья сегодня подвержена очень большому количеству рисков. От успешной выработки механизмов защиты семьи от негативных тенденций будет во многом зависеть семейные формы будущего. Особое внимание уделяется педагогами ДОУ по выстраиванию взаимодействия с семьей по вопросам возрождения народных традиций в семейном воспитании. Одной из задач современной системы образования является приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки. Главная наша задача помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память, уважительно относиться к своим древним корням, чтить и уважать память предков, систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно; микро коллектив, благодаря которому ребенок дальше воспитывает в себе, в том числе и родители, различные качества (особенности характера, силу воли, выдержку, умение сотрудничать с окружающими людьми). Семья выступает важнейшим кислородом в воспитании духовности и нравственности ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.

Литература:

  1. Янкова З.А., Родзинская И.Ю. Проблемы большого города. – М., 1982.
  2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1975.
  3. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. // Вопросы психологии. – 1993.
  4. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах ДНВ детей. – М., 2002.
  5. Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006.
  6. Гурко Т.А. Глобализация и семья. Азербайджан. 2008.
  7. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. – М.: «Просвещение», 1981.
  8. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности.- М., 2001.
  9. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. -2006. – №12.  
  10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности // Дошкольная педагогика. – 2007. – №8.

Источник

Роль семьи

в духовно-нравственном воспитании детей

Машкина Нина Матвеевна – воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад  № 35 «Родничок»

Ребёнок учится тому,

что видит у себя в дому.

Родители пример ему.

С.Брант.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного   воспитания. Духовно-нравственное воспитание   формирует  ядро личности, благотворно влияющие  на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к  духовно- нравственному воспитанию в  настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью» по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Ибо первые 3-5 лет весь мир человека – это, прежде всего, его семья, которая удовлетворяет его потребности: в еде, общении, защищенности и в главной человеческой потребности – быть любимым, быть нужным в этом мире. Здесь пробуждаются и начинают развертываться  дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить, жертвовать – именно родители – первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного развития маленького человека.

Жизнь маленького ребёнка начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент духовно-нравственного его развития. В семье с раннего возраста ребёнок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и к нему самому. Чем крепче семья, чем крепче в неё связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека.

Испокон века воспитание доброго нрава ребёнка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребёнок теряет способность формироваться как личность.

В семье, в любви и заботе, в единении и взаимной поддержке фиксируются практически все человеческие добродетели. Значение семьи для всех его членов исключительно велико, она играет роль оплота, своего рода убежища, территории, защищённой не только стенами, крышей над головой и законом, но и столь необходимой человеку атмосферой родственности, близости и доверия.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всех последующей жизни. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнаёт, «что такое хорошо и что такое плохо».

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребёнка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребёнок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои эмоции. Семья готовит ребёнка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передаёт ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребёнка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребёнка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребёнку большую помощь. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное чувство удовлетворения.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребёнку новые образцы поведения, с их помощью он познаёт окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция всё более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребёнка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребёнка, то они ведёт себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребёнка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, сёстрам и братьям. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

О нравственном здоровье семьи, её духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой семейные традиции оказывают огромное влияние на детей. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью как коллектив.

Лучшее наследство, которое мы можем оставить детям, хорошее воспитание.

Помните! Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому не известной пылинкой. Человек рождается для того, чтобы оставить о себе след вечный, Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни. Если вы хотите остаться в сердце человеком – воспитывайте своих детей, да так, чтобы в старости не пришлось краснеть за них.

Таким образом, воспитание духовных ценностей в семье играет важную роль в жизни ребёнка. Это поможет непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой будет формироваться и закрепляться изначальное стремление ребёнка к возвышенному, святому и доброму.

Источник