Духовного развития ребенка в игре

Духовного развития ребенка в игре thumbnail

Я подобрала 10 игр, которые помогут педагогам воспитать в ребенке духовно – нравственную личность. Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе. Особенно дети любят играть в эти игры на празднике, когда участие принимают родители.

1. «Подбери цвет»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

темнота – свет

дружба – вражда

грязь — чистота и т. д.

2. Шарик с пожеланиями

Задачи: расширять словарный запас слов и учить детей использовать их в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.

В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру — пожелание.

Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

3. Пять  орешков.

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

4. «Помоги дедушке и бабушке.

Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.

Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки щерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.

Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с полу очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

5. Пасхальный кулич

Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На фланэлеграфе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

6. «Заветные буквы»

Задачи: учить детей среди нескольких букв выбирать нужные.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на пасхальных яйцах и куличах.

7. «Розовые очки»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.

Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.

Вы вздыхаете уныло,
Видя в таксе — крокодила,
В апельсине — кожуру,
В лете — страшную жару,
Пыль в шкафу, на солнце пятна…
Дело в зренье, вероятно.
Так воспользуйтесь советом,
Маленькие старички, —
Надевать зимой и летом
С розовым стеклом очки.
Те очки вам будут впору…
Вы увидите — и скоро
В таксе — лучшую подружку,
В апельсине — сока кружку,
В лете — речку и песок,
А в шкафу — одни наряды…
Знаю, будете вы рады!

Читайте также:  Доклад социально личностное развитие ребенка

А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.

8. «Волшебный стул»

Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один — прекрасно поет; другой — приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий — надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4—5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.

На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.

Первый этап — игра проводится в микрогруппах.

Второй этап — игра проводится с участием всех детей группы.

9. Свеча

Задачи: расширять словарный запас слов, учить детей правильно строить предложения и стараться не повторять сказанное.

Предварительная работа. Педагог читает несколько пожеланий в стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.

Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

10 Ангел-хранитель.

Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.

Игра. Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому — предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

Советы организаторам

1. Если игра понравилась детям, проводите ее неоднократно. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.

2. Если есть дети, которые не изъявят особого желания играть, ни в коем случае не заставляйте их — они имеют право выбора.

3. Особое внимание обратите на тональность игры, которую вы зададите. Поэтому обязательно участвуйте в игре с детьми на равных. Ваша помощь особенно нужна там, где ребенок говорит мало.

4. Не бойтесь пауз, тишины, когда дети молчат, не находят что сказать. Разрядите обстановку: спокойно скажите, что так просто, без усилий не всегда найдешь нужные слова. Но необходимо учиться и стараться. От ваших слов станет уютнее, и группа заговорит.

Источник

Юлия Щербинина
Духовно-нравственное развитие дошкольников в игровой деятельности

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста –

залог душевного здоровья.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Большое внимание в развитии духовно-нравственных качеств личности ребенка уделено игровой деятельности. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.

Русские народные игры:

Имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры используются во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Данные игры оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укреплению здоровья ребенка, развивают ловкость, силу и стремление к победе. Например: «Третий лишний», «Краски», «Ехал Грека».

Игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания. Например: «Волшебные очки» – помогает ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера. «Передай хорошее настроение» – формирует доброжелательные отношения к близким людям. «Поводырь» – развивает чувство ответственности за другого человека.

Читайте также:  Кризис духовного развития у ребенка

Игровые приемы, которые учат соучастию, используют и на занятиях. Например, при работе в парах и на занятиях, можно использовать такие задания:

– назови ласково своего соседа;

– посмотреть в глаза друг другу и поздороваться, сказав «Доброе утро».

Игры, направленные на доброжелательные отношения – это:

«Жизнь в лесу» – учит детей сотрудничать между собой без слов.

«Волшебный стул» – воспитывает умение быть ласковым, активизирует в речи детей нежные и ласковые слова

«Волшебники» – воспитывает доброжелательные отношения друг к другу, умение проявлять заботы и внимание.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие компоненты:

Сюжет – то есть деятельность, которую отражают дети в своих играх.

Содержание – тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.

В ходе сюжетно-ролевых игр дети берут на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

Строительные игры

Следующий вид игры, который можно использовать в своей работе, строительная игра, это игра с использованием строительного материала. Строительные игры помогают детям, развить чувство коллектива, воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку играть, трудиться, а также умение договариваться, помогать друг другу, ведь все эти качества немаловажный аспект в развитии духовно – нравственных качеств ребенка, ведь если ребенок научился помогать сверстнику, он научится помогать и остальным.

Театрализованные игры

Театрализованные игры (игры драматизации) – они делают возможным знакомство детей с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Зрелищность театрализованных игр вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Подвижные игры

Отличительная черта подвижных игр – их эмоциональность.

Подвижные игры помогают ребенку развить в себе такие качества, как взаимовыручка, командный дух, сопереживание, справедливости. Дети, с радостью принимают в них участие как в роли ведущего, так и в роли игроков, дети с нетерпением ждут смены водящего и стараются показать, что именно они будут достойны водить.

Дидактические игры

Это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила.

Дидактическая игра – это игра направлена на получение конкретного результата.

У детей формируются духовно – нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

Благодаря проведению таких игр, наблюдается, что дети пытаются найти гармонию во взаимоотношениях друг с другом и взрослыми, повышается уровень таких нравственных качеств, как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость. Расширяется кругозор и словарный запас, повышается интеллектуальный уровень детей. Формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть. Развивается чувство собственного достоинства, умение жить в согласии с собой и своей совестью. Труд ребёнка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.

Развитие дошкольника лежит через художественную литературу. Ребенок стремится подражать героям, которые ему нравятся, переносят все это на игру, и проживая жизнь героя в игре, получают духовный и нравственный опыт. Ушинский считал, что литература, с которой встречается впервые ребенок, должна вводить его в мир народных чувств, народной жизни. Такая литература приобщает ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, это устное народное творчество: пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. Сказки детям помогают отличать добро и зло, дети начинаю понимать, что хорошо, а что плохо. Сказка осуждает такие черты характера, как лень, жадность, скупость, и одобряет смелость, трудолюбие и верность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Каждая сказка учит ребенка быть дружелюбным, трудолюбивым. Усиливает воспитательную суть сказки музыка. По мнению ученого Буре, музыка является одним из наиболее эффективных путей эстетического воспитания, так как отражает состояние внутреннего мира человека, влияет на формирование нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости, музыка воодушевляет и сплачивает на совместную деятельность. Постоянное общение ребенка с музыкой способствует более чуткому и глубокому реагированию на все явления окружающей жизни, в том числе и духовно-нравственной. Роль музыки в сказках заключается в том, что она иллюстрирует основные нравственные истины, формирует убеждения и тем самым вносит незаменимую лепту в процесс становления духовно-нравственного мира ребенка.

В детском саду используются такой жанр устного народного творчества, как потешки. Потешки воспитывают и учат понимать, что хорошо, а что плохо. Также потешки, поговорки, пословицы можно использовать в режимных моментах.

Читайте также:  Развитие ребенка детям о ягодах

Целесообразно на занятиях в детском саду проводить беседы на нравственные темы. Такие беседы включают в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой произведения, игры и задания. Так же можно провести экскурсию в библиотеки, музеи, другие социальные структуры, познакомить детей с архитектурой, особенностями, их назначения. В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Взаимодействие воспитателей и родителей в деле духовного воспитания проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и родителей.

Духовно-нравственное воспитание в современном обществе будет успешным, если будут созданы условия, способствующие формированию культурного поведения. Можно сказать, что формирование духовно-нравственного воспитания во многом зависит от методов воспитания и от условий, в котором он живет.

Источник

Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер, понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Валлон, Патрик, Шалер, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие [22, с. 267-272].

К. Д. Ушинский (1824 -1871) противопоставлял проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считал, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Гольденсон, Л. Франк, Р. Хартли предполагали, что игра порождается “коллективным инстинктом” детей. Многие ученые придерживались и придерживаются точки зрения о том, что источником игры является культура, также как и игра является источником культуры. Многие из исследователей называют источником игры общественный разум.

Дж. Колларитс в своей статье указывал на то, что, несмотря на работы К. Грооса, Ф. Бойтендайка и других авторов, все еще нет единства и понимания природы игры, и это происходит, прежде всего, потому, что психологи в один и тот же термин вкладывают различное содержание. Автор рассматривает самые разнообразные критерии игры (упражнение, удовольствие, отдых, освобождение, общность с пространством, повторение, юношескую динамику) и показывает, что они, во-первых, встречаются не во всех играх и, во-вторых, встречаются и в неигровых формах деятельности. В результате он приходит к заключению, что точное выделение игры принципиально невозможно, так как нет такой особой деятельности [25, с. 74-97].

Дж. Селли, в свою очередь, лишь ставит вопрос о природе тех «привлекательных мыслей», которые ребенок реализует в игре, и всех тех преобразований, которым он подвергает действительность, но не дает на него сколько-нибудь исчерпывающего ответа [25, с. 106].

В. Штерн акцентирует внимание на том, что ребенок вводит в свою игру деятельность взрослых людей и связанные с этой деятельностью предметы. Следовательно, этот мир взрослых и является наиболее привлекательным. В. Штерн был одним из первых, кто указал на «тесноту» мира, в котором живет ребенок, как на причину возникновения игры и на игру как на форму бегства из этого тесного мира [23, с. 117-119].

В теории игры К. Коффки, с точки зрения гештальтпсихологии, игре придается большое значение в детском мире ребенка. Мир ребенка, согласно данной теории, похож на мир «примитивного человека», наделяющего живое и неживое мистическими свойствами, но такое обращение с вещами характерно только для детства. Становясь взрослым, человек обращается с ними совершенно иначе. То, что для ребенка являлось полноправным миром, для взрослого становится игрой [11, с. 167-168].

Близок к такой позиции и взгляд на игру Ж. Пиаже, который считал, что внутренний мир ребенка построен по своим собственным законам и отличается от внутреннего мира взрослого. По мнению Ж. Пиаже, мысль ребенка является посредником между аутентическим миром ребенка и логической мыслью взрослого [14, с. 59-60].

Таким образом, резюмируя все вышеизложенное, нами был сделан вывод о том, что круг отечественных и зарубежных исследователей называет разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры. Основную сущность игры, ее внутреннюю природу составляет активность, вызванная импульсом биологически неактуальных возможностей, функциональной тенденции ребенка. Таковы многочисленные попытки создания общей теории происхождения игры. Но это не означает, что игры как особой формы поведения, характерной для периода детства, не существует; это лишь означает, что в пределах тех биологических и психологических концепций, из которых исходили авторы теорий игры, такая теория не могла быть создана.

Источник