Духовное развитие ребенка в современном мире
Муниципальная научно-практическая конференция
«Воспитание духовности в современном мире»
Размышления
о духовно-нравственном воспитании детей.
Дубовец Светлана Николаевна,
старший воспитатель МДОУ
г. Иркутска детского сада №75
г. Иркутск, 2012
Содержание
1. Введение
– актуальность
– проблемность
2. Основная часть
– духовные ценности
– средства духовного воспитания дошкольников
– определение нравственности и духовности
– воспитание духовности в детском саду и в семье
3. Заключение
4. Список используемой литературы.
Размышления о духовно-нравственном воспитании детей.
«Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…”
(В.А.Сухомлинский)
В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не могут создать необходимый авторитет у своих детей.
Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличение разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Все это говорит об актуальности нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения.
Мы часто не можем ответить на вопросы: почему дети растут бездушными, злыми? Почему детские сказки о Золушке и Иване – царевиче, почти не интересны нашим детям? Почему им нравятся Смешарики, Лунтики, Покимоны? Почему игры в Бэтмана, Человека-паука занимают главное место в жизни современных мальчиков, на второй план ушли игры в военных, космонавтов, моряков. Телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка.
К сожалению, такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, бережного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. Для каждого человека важно жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. И потому перед нами стоит проблема, как помочь духовному становлению наших детей?
Педагоги с горечью замечают, что воспитание малыша родители часто превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной профессиональной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Поскольку родители, в силу своей занятости, предпочитают общественное воспитание и с 1,6 лет отдают детей в детские сады, то именно мы, работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Задача воспитателя – подготовить ребенка к жизни среди людей, “сделать” его социально адаптированным.
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако в новых комплексных программах проблема духовно-нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.
К тому же не все педагоги знают, что такое духовно-нравственное воспитание. Некоторые путаются в понятиях «духовность» и «нравственность», и поэтому многие формы и методы не соответствуют принципам духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью. Нравственность зависит от духовности. Что такое духовность? Многие думают, что духовность – это культура. «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными». ( Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова). Духовность – это посыл нравственности. Духовность может быть разной, и какой Дух приемлет педагог, такое и воспитание нравственности у детей.
Можно выделить следующие наиболее важные духовные ценности:
– осознанное познание себя и мира. К необходимости такого познания каждый должен прийти сам, осознанно делая свой выбор;
– стремление к изменению себя в соответствии с познанными законами. Человек духовный стремится к совершенствованию (Ю.М.Орлов определяет самосовершенствование как “правильное использование опыта жизни”) себя через познание себя и окружающего мира. Можно прекрасно разбираться в искусстве, знать наизусть Библию, иметь несколько высших образований, но при этом оставаться человеком бездуховным. И напротив, духовным человеком может быть неграмотный крестьянин, поклоняющийся языческим божествам или духам Природы;
– не препятствие свободному выбору других людей. Духовность предполагает уважение свободного выбора другого человека.
– внутренняя религиозность. Под внешней религиозностью понимается посещение церкви и прочие действия атрибутивного характера. Внутренняя же религиозность – это отношение к Миру и Жизни как к божественным проявлениям, а значит, и стремление изменить себя в лучшую сторону.
Средствами духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к духовности, являются:
– Слово;
– Родительский авторитет, авторитет воспитателя, учителя;
– Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность или учение;
– Природный и предметный мир;
– Национальные обычаи, традиции, народные праздники;
– Общественное мнение (родителей, сверстников);
– Духовный и моральный климат семьи;
– Фольклор, художественная литература.
На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе.
Духовность, нравственность надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, ребенку с дошкольного детства необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Главной задачей в духовном воспитании дошкольника является воспитание привычки к делам милосердия, стремления делать добро, творение красоты. «С.А. Рачинский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, а в 50-е гг. ХХ века В.А. Сухомлинский на первое место в воспитании ставили задачу воспитания внутренней направленности человека, его глубинных способностей ощущения божественной красоты мироздания, которые рождают духовную любовь к окружающему миру и к другим людям»
В словаре Ожегова дается следующее определение нравственности: «Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей. И эти связи регулируются во многом нравственными и культурными правилами, которые развивались на протяжении веков. Культура и традиции выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества.
Специалисты нашего ДОУ убеждены, что в содержание образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине. В детском саду воспитание духовной культуры малыша начинается с индивидуальной работы с каждым ребенком в отдельности. Воспитатель нацелен на раскрытие творческого, интеллектуального, физического и эстетического потенциала ребенка. Необходимо помнить, что усвоить ценности, значимые для всех людей на Земле, ребенок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание добра и зла, справедливости, любви. Уже в младших группах предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, игрушке-забаве…). Малышей знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками, которыми так богат русский язык; с декоративно-прикладным искусством: хохломской и городецкой росписью; дымковской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложняются задачи по воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом. Дошкольники участвуют в фольклорных праздниках, организуют разнообразные выставки народного искусства, ярмарки детской игрушки, посещают в музее – краеведческие экспозиции. Через народное творчество ребенок может развиться как личность, может проявлять свои нравственные позиции, взаимодействовать со сверстниками в играх на основе общепринятых этических принципах. Для эффективного усвоения детьми духовных ценностей в детском саду проводятся специальные занятия по этике, регулярно устраиваются тематические утренники, периодически организовываются театральные представления с участием приглашенных артистов детских театров или посещение городских культурных мероприятий. Все это направлено на воспитание всесторонне развитой и духовно богатой личности. Опорой в нашей работе является работа по программе «Детство» (раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений»), программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой.
Традиционным в нашем детском саду стало проведение недели Дружбы, Добра и Красоты, на которых мы закладываем в сердцах детей умение сострадать и сопереживать, формируем в характере, уме и душе доброту, послушание, скромность, терпение, внимание дружелюбие и, самое главное, – любовь. Для каждой возрастной группы нами разрабатываются перспективные планы по следующим направлениям: как жили на Руси; я и моя семья; великие люди России; знаменательные даты; моя малая и большая Родина на основе интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, заучивание произведений фольклора, подвижные и дидактические игры. В планы музыкальных руководителей внесено участие детей в таких фольклорных и православных праздниках как Покров, Рождество, Масленица, Пасха. Запланированы консультации, лекции, позволяющее педагогам расширить знания о культуре русского народа («Воспитание детей на традициях русской народной культуры», «Семейные праздники»). Бала также продумана интеграция культурологического образования с разными видами детской деятельности. Это способствовало раскрытию творческого потенциала ребенка в музыкальной, коммуникативной, изобразительной, танцевальной областях на этническом содержании.
Педагоги вместе с родителями и детьми подбирают наглядный, дидактический материал по ознакомлению детей с историей и культурой родной страны, художественную и методическую литературу. В групповых помещениях созданы уголки краеведения и русского быта, где размещены предметы быта, рукоделия, организовываются мини-выставки домашней утвари и декоративно-прикладного искусства, подобраны пособия, дидактические игры, знакомящие детей с особенностями каждого вида.
Участие дошкольников в фольклорных праздниках и развлечениях («Путешествие в музей», «Экспедиции в старину», «Часы увлекательного чтения «Хочу все знать», «Ярмарки родительских идей», «Парад семейных реликвий» позволяет приобщить их духу тех времен, почувствовать настроение, чувства людей, проявить свои творческие способности, что способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранению истории и определяет будущее нашего народа. Среди всех видов искусств – народная музыка, игры, сказки, танцы – обладают, способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. Воспитание в музыке можно считать самым главным: благодаря ей «гармония глубоко внедряется в душу», овладевают ею, наполняют его красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Такой человек будет радостно воспринимать прекрасное, восхищаться и насыщаться им, согласовывая со всем этим свою жизнь.
Для того чтобы передать ребенку духовные ценности, прежде всего, необходимо, чтобы сами педагоги и родители придерживались их. Если взрослые не придерживаются ценностей, которым учат детей, то чему они могут его научить? Росс Кэмпбелл пишет: «Чтобы ребенок воспринял то, что у нас есть, он должен отождествить себя со своими родителями настолько, чтобы их жизненные ценности стали его жизненными ценностями. Если он не чувствует искренней и глубокой любви родителей, если они не принимают его в своем сердце таким, какой он есть – со всеми достоинствами и недостатками, ребенок испытывает серьезные затруднения, пытаясь отождествить себя с родителями и их ценностями».
Детство есть счастливейшее время жизни: время органической непосредственности; время уже начавшегося и еще предвкушаемого «большого счастья»; время повышенной доверчивости и обостренной впечатлительности, время душевной искренности, время ласковой улыбки и бескорыстного доброжелательства. Чем любовнее и счастливее была родительская семья, тем больше этих свойств и способностей сохранится в человеке, тем больше такой детскости он внесет в свою взрослую жизнь.
Поэтому необходимо отметить и важность в процессе воспитания связи таких явлений, как духовность и эмоциональность. Ребенок по сути своей склонен к эмоциональности. Поэтому, если его духовный опыт будет эмоционально приятным, то больше надежды, что он закрепится в сознании ребенка и духовность для него будет не только пустым словом. Росс Кэмпбелл отмечает: «…родители, желающие помочь ребенку в духовном плане, должны озаботиться его эмоциональным состоянием. Именно потому, что ребенок чувства запоминает легче, чем факты, у него в памяти должны накопиться приятные эмоциональные воспоминания, на которые уже можно нанизывать факты, особенно факты духовного содержания». Человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, и очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет. Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Задача педагогов – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Дошкольник учится в семье и в детском саду верному восприятию авторитета взрослого. В лице педагога, отца и матери он встречается с естественным авторитетом и учится воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь. Ребенок начинает понимать, что авторитет духовно старшего человека совсем не призван подавлять, пренебрегать его внутренней свободой и ломать его характер, но что, наоборот, он призван воспитывать человека к внутренней свободе. Главная цель духовного воспитания – обретение внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним.
У детей нет врожденного понимания нравственных ценностей. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится родителями, воспитателем, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка.
Список литературы
1. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-13.
2 Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 98-101.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1993.
4. Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007.
5. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007.- 736 с.
Источник
Без духовного воспитания ребёнок в современном мире становится уязвимым. Как правильно воспитывать духовно и в чём можно увидеть результаты такого воспитания? Об этом и многом другом со священником Павлом Гумеровым беседует Кристина Сандалова.
Интервью с протоиереем Павлом Гумеровым опубликовано на образовательном портале «Слово».
– Батюшка, с чего начинается духовное воспитание?
– Сперва нужно определиться, что такое духовное воспитание.
В восприятии светского человека «духовное воспитание» заключается в посещении театров, музеев, литературных и поэтических вечеров.
Но в действительности перечисленное относится к развитию душевной сферы.
Однако сейчас такое время, что без духовного воспитания, без веры, без основы, стержня детей не убережёшь.
Если раньше школа и общество прививали ребёнку базовые критерии нравственности, то сегодня у большинства людей нет понимания правильного и дурного, критерии размыты.
Многие родители и сами не знают, как строить жизнь, и детей растят в неведении. И в агрессивном мире вседозволенности и гедонизма без нравственно-духовной опоры устоять перед грехом чрезвычайно тяжело. В результате ребёнок, вырвавшись из родительского дома, рискует наделать ошибок, исправить которые будет невозможно.
Уже выросло поколение людей без ценностей, которые соответственно воспитывают детей – без маяков и ориентиров. А бывает, люди и понимают, что нужно переосмыслить своё прошлое, стремиться к духовным идеалам, но в реальности ленятся предпринимать усилия и учить ребёнка нравственности.
Как правило, родители отдают малыша в православную гимназию или воскресную школу и выключаются из процесса воспитания, всецело полагаясь на учителей. Однако невероятно трудно воспитать ребёнка в православной вере, если мама и папа не подают должного примера, а демонстрируют противоположное.
Невозможно привить здоровый образ жизни, когда мама и папа курят и злоупотребляет спиртными напитками. Если мы хотим, чтобы ребёнок не перебегал улицу в неположенном месте, нужно самим переходить её по пешеходному переходу на зелёный сигнал светофора. То же самое с духовным воспитанием.
Если родители хотят, чтобы ребёнок молился, ходил в храм, постился, он должен видеть это в семье и считать православные традиции естественной, привычной, обыденной частью жизни.
Когда ребёнок с детства знает, что мама с папой не сядут за стол без молитвы, что по воскресениям мы ходим в храм, у него закладывается, что именно так и должно быть в семье, что вера и служба в храме – не просто обряд, а часть души.
– Получается, традиции играют существенную роль?
– Конечно! Ведь что такое традиция? В переводе с латинского – «передача», передача устоев, духовных законов, ценностей. В России в начале прошлого века традиция прервалась, семья развалилась, и из-за этого возникла масса проблем, которые мы расхлёбываем и по сей день.
– Нередко случается, что родители старались прививать детям православный образ жизни, водили в храм, учили поститься, молились, однако в «трудном возрасте» подростки вдруг наотрез отказываются ходить в Церковь. Что делать в этом случае, и почему это происходит?
Мне кажется, в подростковом возрасте такой отказ естественен. Вспомним притчу о блудном сыне. Очевидно, что благочестивый отец любил сына, заботился, воспитывал в традициях, и, тем не менее, юноша все равно ушёл, оставив в горе отца.
Однако уход подростков из Церкви не означает, что воспитание в вере – бесполезное занятие. Отнюдь нет! И конец притчи, возвращение раскаявшегося сына, это подтверждает. Если бы отец не прививал мудрое, доброе, вечное, ребёнок вряд ли бы осознал свои ошибки и вернулся.
Разумеется, мы не знаем, как сложится судьба детей, и гарантию, что наш ребёнок не наделает ошибок и не потеряет веру, не может дать никто. Но это не значит, что мы должны бездействовать, наша задача – передать им положительный духовный опыт, накопленный нашими предками, святыми отцами и праведниками.
Только этот опыт и духовная жизнь дают силы, волю, стойкость к испытаниям. Ведь, когда человек вылетает из гнезда, попадает в институт, армию, рабочий коллектив, он обязательно сталкивается с искушениями, соблазнами.
И если у него с детства заложены основы, сформирован крепкий внутренний стержень, он получил духовный иммунитет, то он может отделить зерна от плевел, понять, «что такое хорошо и что такое плохо».
И даже сперва наломав дров, в конце концов, он может сделать верный выбор, вернуться к истокам. Но это при условии, что родители не формально водили малыша в храм, а сами духовно возрастали, беседовали с ребёнком о главном, что ребёнок видел искренность и глубокую веру.
– Многие родители с болью воспринимают отступление детей от Церкви…
– Это тяжело принять. Однако нужно помнить, что духовная жизнь часто идёт по синусоиде: то подъем, то спад. И даже у святых подвижников бывали разные периоды, поэтому если ребёнок в какой-то момент колеблется, впадает в искушение, родителям нельзя отчаиваться.
Сомнения в переходном возрасте – распространённая проблема, которая встречается даже в семьях священников. Я часто вижу по семьям моих прихожан: пока ребёнку было 5,7, 10 лет, малыш ходит с родителями каждые выходные, в 12-13 – все чаще пропускает службы, а в 15-17, смотришь – а родители одни.
Нередко, на мой взгляд, это происходит от ошибочного подхода взрослых к духовному воспитанию.
Когда малыш грудной, всё просто: младенца причастили, к кресту поднесли, просфору дали, и ребёнок доволен, а родители счастливы. Этим часто мама с папой и ограничиваются. Но в 12-15 лет уже требуется вести себя иначе, не будешь же и дальше водить ребёнка за ручку!
В первую очередь требуется пробуждать интерес. Ведь и взрослые люди с удовольствием делают только то, что им интересно. Поэтому если мы хотим привлечь детей к храму, к церковной жизни, важно подпитывать любопытство.
У ребёнка не должно быть ощущения, что посещение службы – это насилие, тяжкая обязанность, от которой хочется увильнуть, убежать к друзьям или к компьютеру. Нужно объяснять смысл богослужения, вместе читать Евангелие, обсуждать жития, возить по святым местам и на экскурсии.
Желательно найти какое-то полезное дело, например, пение на клиросе или помощь по церковно-приходской работе. Замечательно, если родители отдадут подростка в молодёжную православную организацию, привлекающую подростков к общественным работам, например, по восстановлению храмов.
Во-первых, у ребёнка появится компания ребят из православных семей, а, во-вторых, он будет ощущать свою значимость, чувствовать, что приносит пользу.
Я сам остался в храме, в первую очередь, по молитвам родителей, и ещё потому, что у меня были друзья, с которым я вместе посещал храм. Я видел, что не одинок, что мы вместе делаем какие-то дела, помогаем храму, стоим на службе, и это вдохновляло.
– Получается, от родителей требуется больше, чем просто научить ребёнка молитве, посту…
– Да, духовное воспитание – нелёгкий труд. Но без него ребёнку придётся сложно. Мы видим, что большинство людей в Церкви – люди, пришедшие к вере через скорби и страдания, тогда как, если бы их воспитывали в православии с рождения, многих ошибок и испытаний они сумели бы избежать.
И хотя, повторюсь, приучение к церковной жизни с ранних лет не гарантирует отсутствие колебаний в вере в определённом возрасте, но православное воспитание существенно снижает «степень риска», помогает защитить ребёнка от бед.
Когда мы растим детей согласно заповедям, мы объясняем, что за совершение греха неизменно последуют проблемы, и избежать этих трудностей можно, живя по правилам.
Духовно-нравственное воспитание можно сравнить с профилактической прививкой. Конечно, ребёнок может серьёзно заболеть несмотря на старания родителей, но такой шанс – один на тысячу при своевременном проведении нужных профилактических мероприятий.
– Однако некоторые родители, и даже психологи, говорят о том, что чем суровее условия, в которых растёт ребёнок, тем лучше он адаптируется к взрослой жизни.
– Не соглашусь. Мы говорим не о материальных суровых условиях, а о том, чтобы ребёнок получил в семье защиту от жутко суровых и агрессивных внешних духовных условий, от влияния мира, который «во зле лежит».
Детский дом, где дети не получают адекватного воспитания, не видят примера семейной жизни, любви, материнской заботы и ласки – первая ступень к детской колонии, тюрьме.
Если мы руководствуемся благом для ребёнка, мы должны успеть до подросткового возраста дать положительный «вектор», продемонстрировать правильный подход к жизни, научить истиной христианской любви.
Таким образом, мы подготовим ребёнка, и в будущем, столкнувшись с самостоятельным выбором, подросток уже будет знать, где свет, где тьма, и сумеет повернуться в нужную сторону. Но для этого должен быть сформирован внутренний стержень.
– Для совершения правильного выбора у ребёнка должна быть еще и сила воли. Подростку трудно устоять перед насмешками сверстников над православной верой или над тем, что он ходит в храм, соблюдает заповеди. Как помочь выстоять?
– Самое главное – ребёнок должен видеть, что мама с папой не допускают никакого компромисса, никогда не идут на сделку с собственной совестью, принципами, и дома молятся, и на улице не стесняются перекреститься, проходя мимо храма.
Для сына важно знать, что отец – человек волевой, мужественный, для дочери – что мама почтительная, любящая жена. Тогда дети, стремясь походить на родителей, будут следовать их примеру.
В этом смысле чрезвычайное значение имеет пост. С 7 лет уже можно приучать малыша поститься. Пост и молитва – прекрасное воспитание воли. Все смотрят телевизор и едят бутерброды с колбасой, а ребёнок знает, что у него в семье пост, и нужно сдерживать себя, не прикасаться несколько недель к деликатесам или не смотреть мультфильмы.
Не стоит ограждать ребёнка от поста, опасаясь за калории и недостаток витаминов. Обеспечить здоровый рацион ребёнку вполне реально. А вот, не приучив с малых лет к самоограничению в пище, можно лишить важного духовного опыта.
Если ребёнок в малом научится быть верен, он и в серьёзной ситуации легко сумеет устоять. Сегодня он сможет сдержать себя и не съесть предложенную другом шоколадку, а завтра – откажется от наркотиков.
И ещё: не бойтесь ребёнку внушить, что мы – другие, мы – воины Христовы, что православные представления часто идут в разрез с общепринятыми. Подросток должен понимать, что он вполне может пострадать и даже стать изгоем из-за своей веры, и это нормально.
В советское время верующие знали, что за веру могут не взять в вуз, в армии непременно отправят в стройбат, и будет крайне сложно получить хорошую работу. Потому что любого молодого человека, замеченного на церковных службах, КГБ тут же брало «на карандаш». Детям священников практически невозможно было получить высшее образование.
Либо ты должен был отречься, либо терпеть. Сегодня же от нас не требуется жертвы, а только твёрдость характера.
– Как вы считаете, в чем задача родителей с духовной позиции?
– Мне кажется, у родителей две задачи. Первая – ребёнка «образовать». Я имею в виду не образование, а сохранение образа Божия: взрослые должны приложить все усилия, чтобы ребёнок вырос настоящим христианином. Вторая – подготовить к самостоятельной жизни, дав чёткие ориентиры и критерии оценки.
Помните, что ребёнок – чадо Божие, который дан родителям на короткое время. Мы не сможем его постоянно контролировать, помогать, советовать, поддерживать.
Настанет время, и ребёнок отделится, получит профессию, создаст семью. И от того, как мы его подготовим, сложится его судьба. От духовно-нравственного воспитания зависит жизнь, поэтому, прежде всего, нужно «искать правды Божией, а все остальное приложится».
– Маленькие дети открыты и восприимчивы к религии, а в переходный период дети часто закрываются, начинают отвергать догматы, критикуют. Почему?
– Мне кажется, все индивидуально. Я в раннем возрасте не очень охотно ходил в храм, внутренне протестовал, а в подростковом возрасте заинтересовался, втянулся, и в последних классах школы принял решение идти в семинарию.
Я убеждён, что любой протест, отрицание ребёнка требует разговора. Важно не тащить малыша насильно за ухо, а поговорить, выяснить, что не нравится, объяснить, что и почему важно делать, заинтересовать.
Как и со школой – бесполезно и бессмысленно просто заставлять ребёнка учиться, нужно понять, где кроется причина недовольства, попытаться устранить её или помочь ребёнку преодолеть.
Даже в младенце нужно видеть личность, уважать детские чувства, ведь у малыша такая же бессмертная Богом данная душа, как и у нас с вами, и свободная воля тоже, и за них тоже Христос умер.
Это не означает, что не должно быть запретов или наказаний, уважение не исключает воспитание. Но запреты, ограничения или лишения должны быть объяснены ребёнку: почему, за что, отчего иначе нельзя.
Это ребёнка и располагает, и развивает у него чувство ответственности, сознательность. Ведь мы должны научить ребёнка, пока он ещё не вступил в самостоятельную жизнь, что все его поступки: и хорошие, и плохие будут иметь последствия. Без этого навыка очень тяжело придётся в любой сфере жизни.
– А как реагировать на серьёзные проступки детей?
– Зависит от возраста. Но почти в любом возрасте ребёнок совершает тот или иной проступок скорее под влиянием нахлынувшего на данный момент чувства, бессознательно, без холодного расчёта.
Конечно, нельзя оставаться безучастным, спускать все с рук. Но и нельзя действовать в гневе. Нужно сурово, но спокойно побеседовать, и непременно назначить определённое наказание.
Не стоит оставлять проступок, нарушение без последствий, иначе ребёнок попросту не поймёт, что хорошо, а что плохо и недопустимо. И наказание должно быть индивидуальным. На кого-то влияет лишение любимой игрушки, на другого – отказ от интересной поездки или похода в гости.
У ребёнка не должно возникать даже мысли, что родители «покричат-покричат, да и простят», он должен понимать, что за серьёзные нарушения наказание будет суровым и неизбежным.
Мы, конечно, можем создать нашему чаду какие-то особые, безумные, идеальные для него условия: все разрешать, ни за что не наказывать.
И пока он будет жить с нами, до поры до времени он будет считать, что всё нормально, но что будет потом, когда он пойдёт в школу, в армию, институт, на работу, там будут уже совсем другие условия, требования, над ним будут учителя, начальники, старшие, а уж они-то с ним носится не будут.
– Но как говорить с детьми на духовные темы?
– Уже с малых лет можно читать детскую Библию, беседовать на доступном детям языке о жизни святых, подбирая с возрастом более серьёзную литературу. Можно вместе смотреть фильмы на библейские сюжеты, а после – обсуждать.
Разумеется, это отнимает силы и время, но делать это необходимо. У нас в семье главным духовным воспитателем является моя супруга, матушка. Духовные книги она читает в основном на ночь, когда дети уже угомонятся и отходят ко сну, но спать им как всегда не хочется, и вот, лёжа в кровати, они слушают духовные рассказы, Евангелие.
Сейчас, слава Богу, большой выбор хорошей духовной литературы для детей. Есть о. Сергий Николаев, Б. Гонаго, о. Николай Агафонов и многие другие авторы. В постные дни, когда наши дети не смотрят мультики и фильмы, мы показываем им документальное кино духовного содержания, например, про монастыри.
Согласно статистике, подавляющее большинство родителей по-настоящему общаются с детьми всего несколько минут в день. Отсутствие общения порождает душевную и, конечно же, духовную разобщённость.
О каком духовном воспитании детей тогда может идти речь, если родители порой только проверяют уроки и кормят детей ужином…
Но ведь у обычного среднестатистического родителя, который в 18, 19 часов вечера приходит домой, остаётся ещё 4-5 часов до сна. Уделите из них часть времени на общение с детьми, и вы никогда об этом не пожалеете.
Опубликовано на портале «Слово»
Фото из открытых источников
Источник