Духовное развитие ребенка в семье

Духовное развитие

Многие считают, что для духовного развития необходимо как можно больше творчески развивать малыша. Заниматься с ним танцами, музыкой, рисованием, читать разнообразную литературу. Для других это что-то связанное с богом, поэтому необходимо с детства знакомить ребенка с библией и церковью. Существует большое количество догадок в этом вопросе.

Духовный рост начинается в семье и продолжается всю жизнь. Это гармоничное развитие малыша.

Такому развитию ребенок самостоятельно не научится. Важно чтобы и родители развивались духовно. Потому что все, что ребенок умеет и чему может научиться, в первую очередь, берется из семьи. Дети с рождения любят повторять и подражать родителям, копируют их образ жизни. И нет особого смысла пытаться развивать малыша духовно, если мама с папой не считают нужным заниматься этим сами.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Основа духовного развития – родительский пример. Начинать духовно развивать ребенка необходимо с себя, с семьи. И только тогда духовная составляющая в ребенке будет развиваться. Отношения в семье должны быть теплые, доверительные, построенные на взаимоуважении и понимании. Духовное развитие малыша зависит от правильного и грамотного отношения любящих родителей.

Если в семье не чувствуется любовь и гармония, то ни о каком духовно развитии речи быть не может. А все усилия, которые родители прикладывают, будут только развивать его творческие, физические или интеллектуальные способности.

Духовное развитие ребенка происходит через все пять органов чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Поэтому родители всегда должны думать об окружающей обстановке своего дитя.

Что делать для духовного развития ребенка

Нет определенных требований и правил, необходимых для духовного развития. Ценности, которые есть в семье, традиции, уровень развития семьи, являются базой для духовного развития малыша. Родители должны сами чувствовать духовную составляющую и передавать ее своим детям.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Когда малыш только появляется в семье, первое время он полностью зависит от родителей, как в физическом, так и в психологическом плане. В это время у ребенка устанавливается определенное отношение к миру. Можно ли ему доверять или стоит быть осторожным? Нужно чтобы кроха чувствовал, что его любят, он долгожданный, и он любим, потому что через родительскую любовь малыш формирует отношение к окружающему миру.

Семье необходимо жить в гармонии, любви, терпении и заботе друг о друге и все эти чувства и проявления ребенок будет впитывать как губка.

Когда ребенок начинает ходить, он очень любознателен. Родителям необходимо правильно и грамотно направлять его интерес в нужное русло. Можно читать различные книжки, изучать яркие картинки, смотреть хорошие мультики. Заниматься всем, что вызывает интерес у ребенка.

Через родителей у малыша формируется образ человеческих взаимоотношений. Именно родители должны показать, какое отношение может быть к окружающим.

Конечно, стоит отдавать ребенка в различные кружки и на разнообразные занятия, развивать его творческие и интеллектуальные способности. Все это будет способствовать духовному развитию малыша. Но самое главное, что необходимо сделать – это установить в семье теплые, доверительные отношения. И только тогда ребенок, действительно, будет развиваться духовно.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 158»

«Воздействие семьи на духовно – нравственное развитие детей»

Выступление воспитателя О.А.Максимовой

на заседании Совета педагогов

Новосибирск

8.04.2010

Все родители убеждены в том, что они любят и знают своего ребенка, но на вопрос, в чем именно они видят проявление этой любви, большинство ответить затрудняются. А если предложить назвать положительные качества  своего ребенка, то независимо от возраста, образования, практически все родители называют не более трех – четырех положительных качеств своего ребенка. При этом ответы стандартны («добрый мальчик», «ласковая девочка», «он не жадный»), поэтому возникает вопрос, а знают ли родители своих детей?

Родительская любовь, как правило, – это любовь к ребенку во имя его будущего, а не во имя удовлетворения собственного родительского чувства. Люди перешли к одиночно – коммунальному сосуществованию, формально члены семьи живут под одной крышей, у них общий бюджет, но родители и дети видят друг друга крайне редко, нет общих интересов, дел, целей. Это не зависит от возраста детей и качества жизни. Дети много времени проводят в дошкольном учреждении, посещают дополнительные школы, кружки. Родители в первую очередь озадачены материальным положением семьи, и с каждым годом семьи любого уровня дохода тратят больше сил и времени на поддержание привычного уклада жизни. И родители, и дети фактически «не знакомы» друг с другом. Слишком много времени отнимает борьба за материальное благополучие и стабильность. Отсюда желание окружить ребенка своеобразной «защитной стеной», которая обеспечивала бы ему максимальный материальный и психологический комфорт (лучшие игрушки, одежда, книги и т.д.).  Желание родителей освободить своего малыша от любых трудностей, обеспечить его всем, по их мнению, необходимым и лучшим оборачивается для ребенка эгоизмом, его неумением и нежеланием строить отношения с другими людьми по принципу терпимости и взаимопонимания. Показателен такой пример. Нашим детям в ходе бесед и игр индивидуально предлагались задания ассоциативного эксперимента, когда на слово – стимул ребенок отвечает словом или словосочетанием, ассоциативно отражающим его смысл. Особенно важным является личностный смысл, которым ребенок обозначает слово – стимул.

Читайте также:  Скачать мультик для развития ребенка

Для проведения этого задания отобрали слова – стимулы, обозначающие родственные связи внутри семьи: семья, мама, папа, дом. Результаты ярко осветили проблему детско–родительских отношений. Так, на слово – стимул «мама» ответы не отличались разнообразием: «она готовит вкусно», «она меня лечит», «красивая», «мне все покупает» и т.д. Другими словами, мама для ребенка остается, пожалуй, самым светлым и нужным человеком. Что касается слова- стимула «папа», детские представления оказались несколько другими. Так, примерно большее количество детей в группе считает, что «он работает», «играет с телефоном», «смотрит телевизор», «всегда ругается», «никогда со мной не играет» и т.д. К сожалению, ответов с положительной эмоциональной окраской было не так много. В них вошли такие ответы: «папа умный», «папа все умеет», «папа меня любит».

Интересны и показательны реакции на слово – стимул «семья», «дом». Тревожным фактором являются отрицательные ответы, такие как «рыцарский замок, где борьба»,  «ругаются», «маленькая семья». В основном ответы положительные: «мы все», «моя семья», и даже есть такие ответы, которые основаны на рекламе «майонез», сок «моя семья».

Думается, приведенных примеров достаточно для вывода о том, что посредством детской речи можно узнать о действительном положении дел в любой семье. В целом этот вывод не очень утешителен. Можно привести и такой пример: в конце дня, когда родители приходят в детский сад за своими детьми, первые слова детей говорят сами за себя. Вместо слов «здравствуй, мамочка» или «папочка», доносятся: «что ты мне купила?», «ты мне купишь что-нибудь?». Самое интересное в этом наблюдении является то, что на отказ дети реагируют крайне агрессивно и все равно добиваются своего желания.

Для развития стабильных семейных отношений необходимы не только экономическая база, но и духовная основа, способствующая семейным отношениям. Сущность семейного воспитания заключается в характере и качестве повседневной жизни и взаимоотношений, реализующихся в традициях, обычаях, устоях, привычках, обязанностях и т.д. Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер и нравственность ребенка всем строем своей жизни.

Переход от традиционно патриархального уклада жизни к современному образу жизни преимущественно городской нуклеарной (т.е. состоящей из двух поколений, родители и их дети) семьи вызвал глобальные изменения в отношениях родителей и детей, наставников и учеников. Главное изменение состоит в том, что те отношения, которые основывались на одном решении родителей, сменяются коллегиальным, а право суждения о достоверности и необходимости обретаемых знаний становится исключительным правом детей.

Рыночные условия диктуют свои требования к ориентации воспитания на социально статусное положение ребенка в обществе. При этом возникает серьезная проблема сохранения духовно – нравственного воспитания ребенка в семье. Духовность и нравственность стали почти обузой для современного российского общества так как никем не контролируются и не фиксируются. Духовность всегда связана с бескорыстием, а сейчас корыстолюбие приобретает почти повальный характер. Родители оказались не способны соблюсти баланс между воспитанием у детей таких качеств, как практичность, деловитость, предприимчивость и милосердие, великодушие, порядочность. Вместе с тем духовность – результат общего развития личности. Не существует специальных упражнений и воздействий для ее формирования. Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным. Нельзя полюбить труд не трудясь, а лишь внушая себе, что труд – высокая ценность. Бессмысленно призывать любить красоту, помещая человека в условия «помойки». Воспитывать духовность нужно с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов («мама спит», «нужно не шуметь», «раздели конфету на всех или предложи попробовать»), терпимости («ты быстро оделся, а бабушка нет, она старенькая»), соблюдения этикета и т.д. Упущения в воспитании таких качеств обязательно скажутся: вырастая, ребенок начинает играть в духовность, исполняя навязанную ему роль, он не сможет без свидетелей сохранить высокий уровень поведения и отношений, и в экстремальной ситуации произойдет неожиданное для всех и постыдное для человека падение. Духовное развитие заключается, во-первых, в освобождении от принуждения извне, когда ценность принимается не под давлением, во-вторых, в объеме и круге установленных личностью ценностей, когда их палитра многоцветна, как и  сама жизнь. Воздействие семьи на духовно – нравственное развитие детей отличается интимностью, индивидуальностью, неповторимостью и любовью.

Читайте также:  Цель развитие творческих способностей ребенка

Любовь – одна из важных сфер семейного взаимодействия: супругов друг к другу, родителей к детям, младших членов семьи к старшим и т.п. Она создает единую психическую и духовно-эмоциональную атмосферу семьи. Любовь должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, каков он есть. Если человек не получает такой любви в детстве, ему сложно компенсировать это во взрослой жизни. Родители должны  помнить, что их любовь к ребенку – залог его психического здоровья. Все, что укрепляет эту любовь, играет решающую роль в формировании детской личности.

Родители не знают, как нужно любить своего ребенка. Их присутствие дома, рядом с ребенком на прогулке, постоянные поучения, даже специальные занятия – это еще не любовь. А ведь именно любовь в будущем помогает справиться с трудностями подросткового периода. В американской этнопедагогике есть «золотое» правило: родители каждый день обнимают своего ребенка и говорят ему: «Я тебя люблю», «Ты самый лучший мальчик на свете», «Ты самая милая девочка в мире». На это отводится не менее получаса в день. Американские педагоги так и говорят – «на любовь». Для наших родителей  полчаса «на любовь» не дозволительная роскошь. Важнейшая потребность, которую испытывает ребенок, вступающий в общение, – получить от партнера «поглаживание», т.е. сочувствие, одобрение как подтверждение общего расположения к себе. Это- необходимое условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности в себе. По данным психологов, ребенку для ощущения эмоционального благополучия нужно не менее восьми «поглаживаний» в день.

Семья является основным источником сочувствия и поддержки и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а за пониманием. Можно предложить  родителям обратить внимание на то, как часто и за чем подбегает к ним ребенок во время прогулки, в гостях, дома. И они сами увидят, что он ничего не взял, ничего не взял, ничего не сказал, а хотел дотронуться до мамы. Для ребенка важно это прикосновение. Он спокоен, мама рядом, здесь, с ним. Иначе говоря, она обращает на него внимание.

Василий Андреевич Сухомлинский говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, презирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его (ребенка) надо сделать».

Незыблемая основа духовно – нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.

Источник

Каких детей называют «кристальными детьми»?

Многие родители, бабушки, дедушки уже чувствуют, что их маленькие детки, внуки – другие. Они очень отличаются от детей постарше, тем более от самих взрослых, какими те были в детстве. Эти дети как маленькие мудрецы знают о многом, некоторые даже могут рассказать о том, как нужно жить на Земле, и своим примером они учат нас строить новые отношения на основе любви и доверия к миру. Они очень чувствительны, их невозможно обмануть, у них хорошо развита интуиция: они как будто видят человека насквозь.

Читайте также:  Онлайн обучение развития ребенка 4 года

Таких детей называют «кристальными детьми». Они уже с рождения обладают важными знаниями, являясь более зрелыми, древними душами. Нам, взрослым, необходимо помочь этим деткам раскрыться для мира, постараться почувствовать и понять их.

Не все детки, которые сейчас рождаются, являются кристальными, но по наблюдениям родителей и специалистов, работающих с детьми, в настоящее время все больше и больше воплощаются на земле такие детки. Многие взрослые отмечают, насколько они другие: свободолюбивые, умные, наблюдательные, бесстрашные, талантливые… Маленькие дети пришли в этот мир уже в других, более высоких вибрациях, которые и являются их отличительной особенностью.

Существующая система воспитания, где царит атмосфера “уравниловки”, подавления свободной воли и отсутствует индивидуальный подход к каждому ребенку как к уникальной неповторимой личности, может стать для кристального ребенка просто трагедией.

Поэтому актуальной потребностью сегодняшнего общества является создание совершенно новой системы образования, в основе которой будут лежать принципы уважения личности ребенка, его свободного выбора, самовыражения, способствующие выявлению на ранней стадии развития ребенка его таланта и предназначения.

Необходимо создать такие условия, чтобы дети делились с окружающими своими знаниями, видением, пониманием происходящих вокруг событий, чтобы они больше раскрывались для мира.

Это потребует создания совершенно других программ обучения на базе законов мироздания, где отношения между учителем и учеником будут строиться на основе взаимного уважения, доверия, любви, где основными предметами будут те, которые несут знания, способствующие стремлению ребёнка к познанию себя, мироздания, чтобы он мог свободно и уверенно идти по жизни, стать честным, порядочным, высокодуховным человеком, уважающим мнение другого, осознающим свою ответственность не только за свою жизнь, своих близких, но и за всю планету.

Как адаптировать ребенка к реалиям настоящей жизни?

Как адаптировать ребенка к реалиям настоящей жизни, где есть агрессивная среда, укоренившиеся веками стереотипы поведения быть как все, где проживают дети и взрослые с разным уровнем воспитания и отношения к людям, миру?

В современных условиях актуальной является задача научить ребенка относиться спокойно и с пониманием ко всему, что происходит. Например, ребёнку с детства внушают мысль, что нужно слушаться взрослых, что их мнение всегда правильное. У ребенка со временем на подсознательном уровне откладывается стойкое убеждение, которое затем по умолчанию работает как программа: нужно быть послушным, угодить взрослым, чтобы выглядеть в их глазах хорошим.

Еще в раннем детстве некоторые взрослые начинают давать оценки поступкам ребенка, с возрастом ставить в пример других детей, кто умнее, лучше и т.д. Так у ребенка начинаются душевные терзания и зарождается одна из разновидностей нашего эго – самооценка. У кого-то она занижена, у кого-то завышена.

Таким образом, постепенно человек начинает терять свою особенную неповторимость, индивидуальность, подгоняя себя под определенные стандарты, искусственно навязанные обществом. А, главное, перестаёт слышать зов своей Души и начинает забывать, для чего, для выполнения какой задачи он пришёл на эту Землю.

Сейчас новые дети смотрят на мир другими глазами, умеют прислушиваться к себе, следовать своим истинным желаниям, и самооценка таких детей не зависит от мнения других. Однако чаще всего именно в этом заключаются конфликты между детьми и родителями, теми родителями, которые еще не готовы понять и принять таких детишек.

Если такого ребенка будут пытаться ломать, подгоняя под общепринятые стандарты общества, то родители рискуют сделать своего ребенка несчастным или человеком с низкой самооценкой.

Однако радует то, что именно сейчас идет массовая переоценка ценностей многими людьми на всей нашей планете. Безусловно, этот процесс затронет вопросы духовного развития человека, взаимоотношений между людьми в различных сферах человеческого общества и, прежде всего, в семье, семейных отношениях, вопросах воспитания детей.

И, конечно же, родителю нужно начинать с себя. Постараться стать счастливыми родителями счастливых детей.

Рамзия Юмашева, ученица Школы Гивина

Читайте также:

Секрет изобилия внутри тебя!

О развитии души, перевоплощениях человека и что происходит после смерти. Интервью с Павлом Шаматриным

Реинкарнация. Как Душа выбирает следующее воплощение?

Ставьте ???? лайк, если нашли что-то полезное для себя и подписывайтесь на наш канал!

#дети #дети индиго #воспитание ребенка #рамзия юмашева #индиго

Источник