Духовное развитие ребенка в начальной школе

Формирование общекультурной компетентности.
Духовное развитие детей младшего школьного возраста
Одним из принципов «Концепции гражданского воспитания личности в условиях развития Российского государства», «Концепции превентивного воспитания детей и молодежи», «Государственной национальной программы «Образование, Россия ХХІ века» является направленность на духовное развитие детей.
В наше время рыночных отношений это вопрос встает очень остро. В то время, когда большинство вопросов решают деньги, духовность не стоит на первых позициях, ее оттесняют все дальше и дальше.
Родители, обеспокоенные экономическими благами семье, часто не обращают внимание на духовное развитие ребенка. Они покупают ребенку книги для чтения, не вдумываясь в содержание той или иной книги. Книга покупается для того, чтобы ребенок больше читал, чтобы лучше читать, а не обогатиться духовно.
Как родной мы стали видеть кормушку под окном ребенка, чтобы ребенок вырастал доброй, любила родной край и природу. Это не потому, что родители не хотят этого делать, они просто не обращают на это внимание.
В семье хранится на видном месте старинная вещь не потому, что это вещь прабабушки или прадедушки, а потому, что это стало модно. В комоде лежит вышитое полотенце не для того, чтобы достать, вспомнить теплые руки и нежность прабабушки, которая вышила его, рассказать о ней своим детям, а для того, что может когда-нибудь пригодится.
Родители часто вспоминают о моральной поведение детей лишь тогда, когда кто-то обидит их ребенка.
Школа была и остается носителем знаний, добра, духовных ценностей своего народа. Наша задача помочь родителям осознать ценность духовного воспитания настоящей личности которая будет уважать сама себя и с любовью, добротой и уважением относится ко всем и всему что ее окружает.
Выполняя эти задачи, стремлюсь с самого начала пребывания ребенка в школе создать для нее условия, где бы она чувствовала себя уютно, хотела общаться со мной и детьми, шла в школу с большой охотой и радостью, доброжелательно относилась к сверстникам. Именно поэтому мы составляем «Правила поведения в классе». Эти правила составляют сами дети на основе того, как бы они хотели, чтобы относились к ним.
1. Относиться к товарищам надо так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
2. У каждого есть прекрасное имя. Обращайтесь к товарищу по имени.
3. Когда хочешь изобразить кого – то- посмотри в зеркало. Не показывай себя таким плохим.
4. Не унижай никого, не обзывай. А как бы было тебе, если бы тебя обозвали.
5. Береги свои школьные вещи. Чужие вещи брать без разрешения нельзя.
6. Драться нельзя. Драка – это признак слабости, беспомощности.
7. Каждый может свободно высказать свое мнение. Уважай мнение товарища.
8. Говори все время правду и тебе легче будет на душе. Ты не будешь бояться, что раскроется ложь.
9. Отвечай за свои поступки с достоинством. Ты – ученик, а это звучит гордо.
Постоянно поддерживаю атмосферу доверия, потому что учитель может усилить чувство веры, или уничтожить его (Шалва Амонашвили). Ни в коем случае нельзя выдавать тайны детей. Надо создать условия, чтобы дети сами их рассказали.
На уроке стараюсь создать атмосферу покоя. В классе всегда есть дети, которые нуждаются в постоянной помощи. Но подход учителя на уроке часто их пугает, смущает. Даже «сильные» ученики теряются, когда подходит учитель и стоит над ним. Поэтому у меня в классе есть подставной стул. Когда к ребенку подсесть – это не радует ее, а создает атмосферу поддержки, помощи, а не проверки. В таких условиях ребенок старается лучше работать.
Обучая детей, ставлю целью выработки общечеловеческих ценностей, духовных ценностей.
Большое внимание уделяю развитию ребенка, как неповторимой индивидуальности, формированию у него творческого потенциала. Всегда помню слова Шалвы Амонашвили: «Мы бросаем в душу ребенка семена. Семена долго не хранится. Косточка винограда – это не виноград. Ее надо сажать, поливать. Мы используем только маленькую часть своих возможностей». Поэтому стараюсь растить те зернышки, что попали в душу, развивать как побольше возможностей ребенка. Использую для этого разные методы.
Мы в классе создали кукольный театр. Куклы в нем есть и купленные, а есть и сделанные руками детей. Все они берегутся и бережно используются, потому что знают, сколько надо вложить труда, чтобы сделать куклу или декорацию. Декорации изготавливаем удовольствием, ибо в этой работе столько пространства для деятельности и фантазии. Готовим сценки на экологическую, правовую тематику, о поведении зверят из лесной школы, народные и авторские сказки, сказки на новый лад. Выступаем с ними перед учащимися начальных классов, на родительских собраниях.
Кукольный театр нам очень помогает на уроках.
Когда ребенку на уроке интересно, она рассеянная, вялая – она не усваивает материала. Когда ребенку на уроке интересно, она живая, энергичная, любознательная, инициативная. Как меняет настроение детей на уроке появление какого сказочного героя или просто животные. Как внезапно засияют глаза у детей, появляется интерес. А эта зверушка просто предложил задачу из леса. И дети наперегонки решают задачи для Ежика.
А кто хочет быть ежиком и сам составит задачку для детей? На такой вопрос поднимается в классе лес рук. Но надо еще и передать все это голосом Ежика. Здесь же развивается и выразительность, и артистичность речи.
На уроке украинского языка при составлении диалога часто используются одни и те же реплики. А когда в руки детей вложить учеников из лесной школы и попросить рассказать друг другу как они провели каникулы. Как много интересного вы услышите из уст детей. Дайте задание просто описать Сороку и дайте задание описать Сороку устами Лисички, над головой которой стрекотала в лесу Сорока. Какие две разные ответы вы получите!
Минутка каллиграфии.
У совы под крылом карточка с правильным написанием складов с апострофом. Совой сегодня будет Таня, и она дает задание детям (девочка придумывает короткий рассказ или приключение и голосом Совы рассказывает.): «Я сидела на дереве возле одного дома. В нем живет мальчик Юра. Днем же я ничего не вижу. А когда стало темнеть, я увидела на Юркином столе его тетрадь с выполненным домашним заданием. Я очень расстроилась, потому что мальчик забыл в слове с апострофом оставить место для апострофа. Апостроф поставил, а места между буквами не было. Я ему написала на стекле морозной правильное написание, а вам хочу напомнить: для апострофа нужно оставить между буквами место, как для одной буквы:
Ри рья вьет вью мяг ве вьет
Словарный диктант
Синичка: «Я облетала дворы и подъезды, парки и скверы, сады и поля, собрала вам разные слова, чтобы вы правила изучали и их правильно писали: двор, семья, созвездие, объединение, съезд, расходился, разгулялся, бесхвостый, взволнован, потерян, сломан, сфотографирован».
(Дети записывают слова и объясняют написание каждого слова).
При дифференциации заданий задача от Лисички, Зайца и Медведя. Каждая группа детей (или отдельные дети) получают задания по своим возможностям.
Элементы театрализации способствуют лучшему усвоению материала, помогают детям лучше раскрыться, раскрывают мышление, выразительность мышления.
Чтобы предотвратить утомлению детей на уроках провожу физкультминутки. Физкультминутки составляю сама, связываю их с темой урока, с данной упражнением. Поэтому они носят не только обще развивающий характер, но и учебный и воспитательный.
Делай добро всем на свете.
От этого будет веселее.
Улыбнись Тане,
улыбнись к Кругу.
Скажи всем :”Хмурится довольно»
Давайте прыгать, давайте дружить.
Без смеха и дружбы нельзя нам жить.
(Слова, отвечающие на вопрос кто? что?)
– Что висит на груше ?
– Груша. – А под грушей кто спит?
– Павлуша. –
Что несут в руках каждый день?
Полные грушами корзины.
(Безударные е, и)
что-То в лесу зашумело?
Может, мышонок пробежало ?
Или зайчик скок да скок.
Или медведь склонился набок.
Ну, а, может просто ветер
гнёт голые ветви.
(Правописание слов вперед, назад, вправо, влево)
Буквы наши похилились,
Потому что у нас пальчики устали.
Положим мы ручки.
И возьмемся в бочки
Ножка правая, левая ножка
В спине что-то заболело
Наклонились назад,
А теперь вперед еще раз.
Наклонились вправо, влево –
Приступаем к делу.
(Употребление префиксов)
Кто это крутится в нас?
Ну, конечно, наш Панас!
Кто изогнулся, как дуга?
НЕТ, не я, и не я.
Стали ровно, руки вниз
Раз присели — поднялись
Плечи вперед возвели
И обратно их отвели.
Обвели глазами класс.
И теперь порядок в нас.
(Слова в прямом и переносном смысле)
Мальчик идет себе в лес.
Март весну принес.
Ходит, хождений зима рощей, волшебница
А коза ходит по лугу не боится.
Стонет, воет метель за окном.
Стонет дед старый, потому что ходит с палкой.
(Увеличение, уменьшение па несколько единиц)
Увеличит на,
Уменьшит на.
Закрутилась голова
Потому как увеличит – то добавить
Все должно больше стать.
Ну, а уменьшит – это отнять.
Все должно меньше стать.
(Увеличить, в; уменьшить, в)
Разложить, разрезать – это поделить.
Делись со всеми и будешь ты мирно жить.
А в кучку собрать, или ссыпать вместе
Это надо умножить – знай ты сразу.
Направо, налево когда раздашь
То знай – это ты делишь
все поровну и все.
Мы пошли в лес по грибы
Раз, два, три.
На пеньке среди поляны
Разместились грибы бравые.
Это о пеночки малые –
Насобираем мы их.
Сели, встали, собрали
И в корзинку положили.
(профессии людей)
Хочу быть столяром – стук, стук, стук.
Маляром, как буду, – кисть возьму в руки.
А чтобы быть каменщиком, надо уметь класть
Фундаменты, стены, как большой мастер.
Хочу быть я пилотом – в небе летать.
шофером и комбайнером не против я стать.
(о птицах)
Ласточка в небе летает,
Мух, комаров там собирает.
Дятел сидит на суку,
Стучит в ветку сухую.
Все птицы в небе летают
Дерево оберегают.
В лес пошли мы по грибы. Раз, два, три
Гриб – в корзинку, гриб в корзину
По—кла—ли.
А теперь нарвем орешков
И подтянемся немножко.
Корзина полный мы положили
И домой спешили
Раз, два, три.
(кусты, деревья)
Кусты – это низенькие
Деревья – высокие.
Реки (узенькие
А есть и широкие.
Кругом покрутились.
На месте остановились.
Разочек присели
И тихонько сели.
Вдохнули воздух
И улыбнулись приветливо.
(Часть речи)
Глагол – что делать?
Сесть, встать, ходить.
А прилагательное – это который
Ниже, выше, голубой.
Потолок, доску, и поздравления
Существительным величием.
На какой же он таки
Кто? или что? Отвечает
Кто? – это кошка или мышка.
Что? – это парта или книжка.
Мы части речи знаем
И еще немножко изучаем.
Добро поднимается до неба
А ложь унижает очень
ни справа, Ни слева не надо
Обидит человека, мой друг.
За окном расцветал цветок
Улыбнись
В дупле спряталась белка
Посмотри
На облачке сидит луч
Подтянись
Громко хлопаем в ладоши
Раз, два, три.
Воспитывая детей добрыми, честными, на уроках математики при решении простых задач ставлю два вопроса: учебная (что надо знать?) и воспитательное (а как бы вы поступили?). Это способствует воспитанию учащихся, растет интерес к решению задач.
В. Сухомлинский отметил, что забота о здоровье – это самая главная работа. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы, прочность знаний.
Заставить ребенка вести здоровый образ жизни невозможно, однако прививать, воспитывать культуру здоровья – просто необходимо и это нужно начинать с первых дней ребенка в школе.
Знание основ здорового образа жизни и владение соответствующими умениями соблюдать его, служат основой для выработки устойчивых взглядов и убеждений, которые и побуждают системно осуществлять конкретные поступки.
В процессе усвоения знаний и умений формируются понятия норм образа жизни, своей личной роли в сохранении собственного здоровья.
Обучение детей здорового образа жизни – это составная часть общечеловеческой культуры.
Изучая растения, мы идем тропинками здоровья.
Знакомясь с телом человека, мы разгадываем ребусы, кроссворды.
Сколько тепла, добра и красоты дает человеку природа. Учу видеть красоту в стебельке травы, листочке дерева, незаметной в траве цветке.
Рассматриваем листочек в руках, а затем поднимаем его и рассматриваем против солнышка. Каким теплом и нежностью сияют детские глаза!
Общение с природой всегда было средством воспитания духовных качеств детей младшего школьного возраста. В условиях ухудшения экологической ситуации в Украине со всей остротой встает вопрос об улучшении экологического образования младших школьников. Самих знаний по охране окружающей среды, если они не воплощаются на практике, недостаточно. Важно, чтобы ученики принимали участие в сохранении и обогащении природы родного края, только в этом случае у них будут формироваться необходимые умения и навыки, разовьется ответственное отношение к окружающей среде. Стараюсь организовывать деятельность так, чтобы через самостоятельные открытия, решения проблемных задач, разнообразные действия с природными объектами они овладевали новыми знаниями, умениями и навыками.
Организуя познавательную деятельность детей с целью усвоения знаний о природе, используя наблюдения за явлениями природы. Экскурсии, походы имеют глубокую учебно-воспитательную, природоохранную направленность, содержит ряд задач по экологии.
Любование природой. Что может быть нежнее за первый цветок, хрупкий молодой листочек. Я не боюсь на уроке математики отвлечься на минутку и обратить детское внимание на пушистый хлопьями снег, что идет за окном или золотистое осеннее дерево, на которое упали лучи солнца. Обращаю внимание на рождественских (народное название), который пышно цветет в классе, благодаря заботливым рукам детей, когда за окном мороз и снег. Мы составляем о нем задачи, предложения.
Неисчерпаемым источником духовности является народное творчество, изучение обычаев и быта украинского народа. Изучать быт своего народа нам помогает музей быта и этнографии, созданный в нашей школе.
С каким интересом дети рассматривали старые вещи быта, одежду, сельскохозяйственный инвентарь в домах старожилов нашего села. Нежностью и благодарностью горели у детей глаза, когда мы проводили исследовательскую работу по собиранию фольклора. С каким уважением и любовью смотрели дети на стареньких бабушек, которые пели нам песни своей молодости, обрядовые песни.
Изучение художественных произведений — еще одна сокровищница духовности, которая воспитывает и эстетически, и морально. Мы ставим кукольные спектакли, переделываем сказки на новый лад. Осуждаем зло, прославляем добро.
Воспитание духовной культуры человека начинается, прежде всего, с семьи. Семья — это тепло, которое согревает человека всю жизнь. Поэтому большое внимание уделяю семейному воспитанию. Для этого постоянно провожу работу с родителями: советуюсь с ними, интересуюсь их проблемами, стараюсь дать советы. Родители являются постоянными участниками воспитательных часов и праздников.
Если ребенок уважает своих родителей, родственников, то он с уважением будет относиться ко всем взрослым. Уважение к старшим — это национальная духовная традиция украинского народа. Нет родных отца и матери. Учу детей общаться с родителями, уравновешивать понятия «хочу», «могу», «надо». В свою очередь, провожу работу с родителями по преодолению слепой родительской любви, потакании детям.
Родители должны быть авторитетом для детей. И на каждом празднике подчеркиваю детям, какие у них хорошие родители.
Ничто не заменит ребенку семейного тепла, и поэтому учу детей ценить тепло.
Душу человека он в ее мыслях, чувствах и стремлениях. Здоровье человеческой души — это чистота ее мыслей, чувств и стремлений.
Я хочу, чтобы мои дети выросли здоровые душой. Поэтому, начиная каждый день, я желаю им добра, любви, душевной теплоты, предлагаю улыбнуться друг другу, улыбнуться солнышку, послать улыбку маме и папе, всем родным.
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутск средняя общеобразовательная школа № 75
Духовное развитие младших школьников в современном мире
VI городская школа-конференция «Воспитание духовности в современном мире»
Подготовил учитель:
Романовская Марина Николаевна
г. Иркутск – 2017
План
- Освещение теоретических вопросов по проблеме
1.1. Введение (актуальность данной проблемы)
1.2. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
в 4-х классах
- Презентация педагогического опыта
- Используемые методы и приемы
- Внеурочная деятельность
- Социальное партнерство
- Заключение
- Освещение теоретических вопросов по проблеме.
- Введение
Цель: Обобщить и представить опыт работы по духовно-нравственного воспитанию младших школьников.
Задачи:
1.Расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам нравственного воспитания младших школьников;
2. Вовлечь педагогов в обмен мнениями об успехах и трудностях духовно-нравственного воспитания обучающихся; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является сегодня одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, школой, обществом и государством в целом. К сожалению, в современном мире люди стали более нетерпимыми, жесткими и жестокосердными по отношению друг к другу. Из повседневной жизни постепенно вытесняются следующие понятия: добро – как источник радости, мира и согласия в душе; покаяние как отречение от зла; милосердие – как милость в сердце; благодать – как добрые дела и любовь к близким.
Вопрос духовно-нравственного воспитания уходит корнями далеко в историю. Педагог Я.А. Коменский цитировал в свое время древнеримского философа Сенеку: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Также очень часто он обращался и к известному народному изречению: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
В настоящее время вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения приобрели особую значимость. Президент В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию отмечал, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития современного государства, как его политическая и экономическая стабильность». Вся история Государства Российского доказывает, что идеалом нашего народа всегда были святость, духовность и любовь к Родине.
Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И сегодня, существенную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения отводят именно школе, где создается особая духовная атмосфера, особый внутренний уклад, которые способствуют духовному становлению ученика, пробуждают в нем желание делать добро.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.
А младший школьный возраст является периодом наиболее интенсивного становления моральных установок, поэтому нравственное воспитание в этот период приобретает особую значимость. В этом возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными этическими нормами. .
Акцент стоит сегодня не на передаче знаний, а на их создании – на исследованиях, на творческих задачах, на проектных работах младших школьников. Важно создать условия, в которых ребенок научится мыслить, создавать новое, работать в команде, ставить и реализовывать цели, управлять своим состоянием и своим развитием.
Именно в этом возрасте, возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Решение о введении предмета « ОРК и СЭ» продиктовано потребностью усилить нравственное воспитание детей в школах, и в то же время, новый предмет может иметь большое педагогическое значение и для семейного воспитания
1.2 Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-х классах.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основной особенностью учебного предмета является его интегративный характер. Содержание предмета взаимосвязано с другими предметами начальной школы: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»,с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.
Знания, которые получает ученик в начальной школе, от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.
Изучение культурно-религиозных традиций и нравственных норм, заложенных в содержание курса ОРКиСЭ, рассматривается как основа воспитания нравственных качеств ученика, формирования гармоничной толерантной личности.
- Презентация педагогического опыта.
- Используемые методы и приемы.
В нашем ОУ из шести модулей, предложенных, изучается один модуль: «Основы светской этики». В школе созданы необходимые условия для преподавания нового курса. Занятия по предмету проводятся в оборудованных кабинетах, оснащенных аудио, мультимедиа- оборудованием, все участники образовательного процесса имеют комплект рекомендованных учебно-методических материалов.
В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности использую современные обучающие технологии. Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход к обучению, т.е. интерактивные методы обучения:
работа в малых группах, парах; групповое обсуждение; диалог; экскурсии в храм, музей; мозговой штурм; творческие задания; метод проектов и др. Через проекты, исследовательскую деятельность, творческие отчеты, уроки мужества, фестивали, обучающиеся начальной школы воспринимают окружающую среду, мир, природу, людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в семье, в обществе, в школе. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность.
В ходе интерактивного обучения обучающиеся взаимодействуют с собственным жизненным и учебным опытом, с опытом своих одноклассников. В результате сотрудничества возникает новое знание.
Работа с текстом, чтение историй, художественных рассказов, фрагментов священных книг, притч и т.д. является неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКиСЭ.
На уроке по теме «Россия–Родина моя», был акцент на понятии «Россия-многонациональная страна». Учащиеся самостоятельно, работая в группах составляли правила толерантного отношения к людям ,в том числе к людям другой национальности. На протяжении всего урока звучала фраза: «Мы разные-в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».
Было предложено домашнее задание: провести интервью с членами семьи по вопросам:
-на сколько соблюдаются традиции своих народов;
-стихи каких национальных поэтов знают.
В заключительной части урока звучало стихотворение С.Орлова «Родное»
Мои уроки прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям.
Предмет «ОРКСЭ» имеет не вероучительный, а культуроведческий характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа.
Результаты анкетирования учащихся говорят о том, что курс, основанный на диалоге, общении, сотрудничестве, становится для учащихся интересным, значимым, привлекательным, значит, и эффективным. Учебный курс предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и укреплению семьи.
2.2. Внеурочная деятельность
Наряду с урочной деятельностью, вопрос духовного воспитания рассматривается и во внеурочной деятельности. К дню толерантности был проведен праздник «Дружба народов». Идеей этого праздника стало то , что в Иркутске, в том числе в нашей школе учится много детей разных национальностей.
Было проведено анкетирование, в ходе которого выяснились национальности семей или родственных корней, желание представить свою национальность. Было опрошено 57 семей 1 и 4 класса. На празднике было представлено 7 национальностей: Белоруссия, Молдавия, Бурятия, Россия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Татарстан.
Родители изъявили желание представить свою национальность в традиционных костюмах, песнях, стихах, танцах, народных промыслах.
Совместное творчество сблизило детей, родителей, сплотило семьи, так как все были заняты общим делом. Родители сшили национальные костюмы, подготовили презентации своей культуры, подготовили атрибуты своей национальности. Нашу страну Россию представило несколько семей, которые рассказали о символах России, национальных блюдах. В костюмах были не только дети, но и большинство родителей, которые представляли свою национальность вместе с ребенком. На празднике звучали татарские , узбекские, русские, украинские песни, стихи на азербайджанском языке, были исполнены русские, цыганские, узбекские, татарские танцы. Представлены народные промыслы России : гжель, хохлома.
Родители на празднике были очень тронуты той обстановкой, которая царила в зале. Такое мероприятие, думаю оставило след на всю жизнь в душах как родителей, так и детей, след гордости за свою национальность, за Россию.
В результате проведенного мероприятия дети стали добрее, терпимее, отзывчивее, милосерднее друг другу. Родители написали отзывы праздника на сайт школы. Сценарий праздника был отправлен на Всероссийские конкурсы «Творческий переполох» в номинации «Лучший сценарий» и занял 1 место и диплом лауреата в творческом конкурсе разработок внеклассных мероприятий «Новые идеи 2016» .
2.3 Социальное партнерство
Это мероприятие побудило учеников и родителей к благотворительной деятельности. Родители предложили организовать сбор игрушек, книг, детских вещей для Центра помощи детям Свердловского района Иркутской области. На благотворительную акцию откликнулось 46 семей. Уроки, праздники, акции – все это звенья одной цепи, призывающие задуматься о тех, кто рядом и проявлять к ним нужно терпение, милосердие, сострадание.
Все мы : учителя, родители, дети –участники образовательного процесса. Роль учителя огромна.
Именно преподавателям курса «ОРК и СЭ» ,доверяется очень важная работа – достучаться до сердец обучающихся и их родителей. Они должны последовательно, глубоко, профессионально говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значениях в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, каким бы не было беспощадно настоящее. И дети как правила ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к свету, или оставим во тьме неведения. От этого зависит наш завтрашний день.
Считаю, что самое правильное, только личный пример родителей, друзей, общественности поможет решить сложившуюся проблему нравственного воспитания подрастающего поколения, правильно сформировать взгляды детей, расставив приоритеты. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
И как сказал Л.Н. Толстой: « Только личным примером конкретного дела могут решаться проблемы духовности в современном мире»
Все нравственное воспитание детей сводится к личному примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.
III. Заключение
Таким образом: нравственные качества человека, будущего общества должны закладываться уже сегодня, не только на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку, но и во внеурочной деятельности. Школа содействует формированию целостной структуры личности, что позволит ребёнку в будущем позитивно преодолевать кризисные периоды взросления, быть духовно здоровым человеком, подлинным гражданином своего Отечества. Образование – это та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития. Наша задача – помнить об этом.
В заключении хотелось бы обратиться к словам В.А. Сухомлинского, который сформулировал «закономерность нравственного воспитания»: «Если человека учат добру – … в результате будет добро». Только учить надо (с любовью) постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. И тогда наши ученики станут социокультурными личностями, способными принять, сохранить и развить наследие семьи, края, своей страны.
Список использованных источников
1.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р «О введении с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, 2011г.
3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 2000 гличности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.
4. Инструктивно-нормативное письмо Минобрнауки России № 08-250 от 22.08.2012г «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях для учителей и организаторов введения курса»
5. Духовный мир младших школьников: состояние, проблемы становления, диагностика. / Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Педагогика./ Ростов-на-Дону: РГПУ.— 2012— С.146-152.
Источник