Духовное развитие ребенка в доу

Наталья Александровна Алышева
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»

Актуальность. Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» – как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств,мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе ДОУ» (образовательная область «Социализация», экспериментальной программе по православной культуре «Мир – прекрасное творение», автор Любовь Петровна Гладких.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Задачи:

• приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям,

• раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований,

• активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу,

• формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу,

• охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,

• создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

В ДОУ оборудован кабинет православной культуры,где собран теоретический и практический материал:

– литература для детей («детская Библия», рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

– литература для родителей и педагогов;

– аудиокассеты и видеоматериалы:

– демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

– игры по духовно-нравственному воспитанию;

– иллюстрации;

– иконы.

Под руководством старшего воспитателя педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей,которые систематизировались в методическом кабинете по разделам:

– православные праздники в детском саду;

– продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

– консультативный и информационный материал для родителей;

– игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании. Организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитанияв различные виды детской деятельности:

– игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр.

дидактических: «Православные праздники»

конструктивных: «Выложи из палочек», «Моделирование храма».

словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.

В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

– продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

– театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил», («Давай помиримся»)

В группах оформлены православные и патриотические уголки для детей.

Россия, Родина, родной край… до боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека.

В православном уголке для детей,в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские православные журналы, православные календари для детей, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой,оформлены альбомы различной тематики: («Урайский храм», «Святые места России», «Православные святые»).

Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.

В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

– чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

– цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка аутиста

– знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица)

– тематические выставки детского творчества.

– знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

– экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

– экскурсии на природу (красота Божьего мира);

– слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

– постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом – ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитаниялюбви к матери посредством:

– анкетирования по выявлению сформированности знаний детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;

– чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме,внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

– бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

– занятий: «Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы», «От Матери земной до Матери небесной»;

– заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек;

– творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов;

– совместные мероприятия детей и мам.

В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.

Реализуем рабочую программу «Приобщение к истокам русской национальной культуры»,которая представлена следующими разделами:

«Как жили люди на Руси»;

«Декоративно-прикладное искусство»;

«Устное народное творчество»;

«Народная игра»

Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».

Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. И почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т. к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви. О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле. Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию, через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.

В течение года обязательно ведётся работа о народных и православных праздниках, с которыми мы знакомим детей – Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне.

Знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме экскурсии в Храм Михаила Архангела.

Дети при желании ставят свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.

Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.

Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди. Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди – это нагрудная икона. Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.

Читайте также:  Обеспечения равных возможностей полноценного развития ребенка

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитаниядетей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам,на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем.

Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

Источник

виктория прошкина
Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

Сл1 Россия,Родина,родной край….До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время,полное противоречий и тревог,когда привычными словами стали «насилие», «безнравственность», «бездуховность»,мы всерьез задумываемся о том,какими вырастут нынешние дошкольники. Засилье иностранных слов,песен,фильмов,игр способствуют спаду интереса к истории своей страны,традициям и обычаям,национальной культуре. Не получаем ли мы в лице современных дошкольников «потеренное поколение»,не имеющее никаких нравственных ценностей?

Дошкольное детство-это важный период в жизни ребенка,когда формируются ощущения собственных возможностей,потребность в самостоятельной деятельности,основные представления об окружающем мире,добре и зле в нем,представления о семейном укладе и родной земле.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым,нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка зависит прежде всего от родителей, педагогов и окружающих его взрослых,от того,как они его воспитывают,какими впечатлениями обоготят. сл2

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский

Детство-время развития всех сил человека, как душевных,так и телесных,приобритения знаний об окружающем мире,образования нравственных качеств и привычек.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. сл3

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в ДОУ:

Основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка,содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта,основанного на традициях русского Провославия.

Учитывая возростные особенности детей дошкольного возраста,в качестве приоритетных задач мы выделили следующие:

-приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.

-формирования гражданского самосознания,любви к Родине и русскому народу.

Формирование первоночальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь,семья. любовь,добро,верность)

-формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей,быть послушными,приветливыми,вежливыми,доброжелательными)

Я работаю воспитателем в МКДОУ «Куртамышский д/сад №1 общеразвивающего вида».сл 4-8

В своей работе использую разнообразные формы работы в разных видах деятельности:

1) Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа (русские народные игры “Гуси-лебеди”, “У медведя во бору”и т. д.)сл 9

Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника.Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду ”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно этому народу. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово, “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).

2)Продуктивная деятельность дает большие возможности для духовно-нравственного воспитания:сл 10-14

Изготовление поделок для родных и именинников (открытки для мам и бабушек к 8 Марта,ко дню матери)открытки для пап к 23 февраля,коллективная работа к дню Победы,аппликации к провославным праздникам (Вербное воскресенье,Пасха).

Выставки детскоготворчества как результат художественной деятельности:рисование,аппликации,лепки.

Читайте также:  Календарь развития ребенка от года до 5 лет

В прошлом году для ознакомления детейс многообразием окружающего мира: совместно с детьми и их родителями собирали и оформляли коллекцию «В мире открыток».,мини-музей «Русская изба».сл 15 Я планирую продолжать эту работу, так как считаю, что работа по созданию мини-музеев вызывает в ребёнке интерес к созданию композиции, воспитывает чувство сопричастности к жизни коллектива, а родителей стимулирует к участию в делах детского сада.

Очень много времени и внимания я уделяю воспитанию у детей любви к Родине.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском садуявляется проведение сезонных праздников: сл 16-23 осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица,значимые календарные даты, среди которых День Матери, День Защитника Отечества, 8 Марта и День Победы. День семьи. Провожу большую предшествующую работу к каждому празднику, это и просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы, различные выставки, приготовление подарков гостям, выставки рисунков «Моя мамочка», «Подарим маме цветы», фотогалерею «Вот такие наши мамы», выставку работ «У мамы руки золотые», «Портрет моего папы» .

3)Театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Давай помиримся», «Как поступить герою»

Яркой особенностью работы по формированию духовно-нравственного воспитания к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту,фольклору.

-чтение народных и авторских сказок,литературных произведений о материнской любви,ее мудрости,жертвенность ради своего ребенка,учит ребенка быть внимательным к матери «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога»-нанайская сказка….

-беседы : «Нет милее дружка,чем матушка» «Расскажи о своей маме»

-Заучивание стихов о маме

-совместные мероприятия детей и мам.

Русская культурная традиция свято хранит образы героев-защитников Отечества. Детское сознание справляется с ними легко и естественно,т. к. это реальные исторические личности,многие черты характера. Из рассказов педагога,литературы,видеофильмов дети узнают о былинном Русском Муромце как о реальном историческом лице, о Дмитрии Донском молодом московском князе,победившем огромное войско Мамая,на Куликовом поле….

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край,культуру. что назвается «пустить корни в родную землю».Дошкольный возраст,по утверждению психологов-лучший период для формирования любви к малой Родине.

В нашем детском саду разработан проект сл 24 по гражданско-патриатическому воспитанию «Ознакомление с родным городом,как средство патриотического воспитания в детском саду»

Цель :формировать у детей дошкольного возраста патриотическое отношение и чувство любви к своей семье,городу,природе. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа,уважение к прошлому,настоящему,будущему родного края.

В процессе реализации проекта решаем следущие задачи:

-формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с городом.

-воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества

-формирование основ экологической культуры,гуманного отношения ко всему живому.

-формирование художественного вкуса и любви к прекрасному,развитие творческих способностей.

Проект является долгосрочным.Срок реализации 4 года:2016-2019. И охватывает четыре возростных периода детей (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа)СЛ 25

Проект разделен на четыре раздела

1. Моя семья (Семья,детский сад,профессии)

2. Вот эта улица,вот этот дом. (Улицы,дома)

3. Частица малая России. (г. Куртамыш)

4. Наша кладовая (Богатства родного края)

В проекте имеется описание каждого раздела и тематический план по группам.

Определен ожидаемый результат реализации проекта.

Я организую целевые прогулки,экскурсии по городу. СЛ 26 27Целевые наблюдения и короткий рассказ взрослого способствуе тому,что ребенок,не перегружаясь излишней информацией,получает яркие представления об объекте,об истории нашего города. Совсем недавно мы были на экскурсии в пожарной части. СЛ 28 В группе оформлен уголок «Мой любимый Куртамыш»с изображением достопримечательностей города,стенд с государственной символикой.

Важную роль в развитии духовно-нравственной сферы ребенка играет класическая музыка,слушание колокольных звонов. СЛ 29. Мы имеем возможность слушать колокольный звон,т. к. наш детский сад находится рядом с Петро-Павловским храмом.

Я считаю, что работа по нравственному воспитанию помогает создавать фундамент для формирования нравственных качеств в дальнейшем и предупреждает накопления ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.

В группе детскогосада существует три обязательных правила:

• Нельзя бить и обижать людей;

• Нельзя ломать и портить результаты труда других;

• Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

СЛ 30

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты,в мире духовности и фонтазии. Ведь все лучшее,что начнет формироваться в детском саду,найдут свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последущее и духовно-нравственные достижения человека.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее,как бы плохо ни было настоящее. И дети ждут,чтобы взрослые показали им путь,который определяет им правильную достойную жизнь.

Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

К каким перспективам развития дошкольника мы должны стремиться?СЛ 31

В заключенье я предлагаю составить «Модель воспитанника детского сада».

уверенный в собственных силах;

любознательный, активный;

способный к волевым усилиям;

самостоятельный;

инициативный;

готовый отвечать за свои поступки;

доброжелательный, эмоционально отзывчивый

уважительно относящийся к семье и социуму;

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

коммуникативный;

овладевший предпосылками учебной деятельности.

Мы ответственны за то,чтобы детство наших детей было счастливым.

СЛ 32

Источник