Духовное развитие ребенка в чем заключается

Духовное развитие ребенка в чем заключается thumbnail

Духовное развитие

Многие считают, что для духовного развития необходимо как можно больше творчески развивать малыша. Заниматься с ним танцами, музыкой, рисованием, читать разнообразную литературу. Для других это что-то связанное с богом, поэтому необходимо с детства знакомить ребенка с библией и церковью. Существует большое количество догадок в этом вопросе.

Духовный рост начинается в семье и продолжается всю жизнь. Это гармоничное развитие малыша.

Такому развитию ребенок самостоятельно не научится. Важно чтобы и родители развивались духовно. Потому что все, что ребенок умеет и чему может научиться, в первую очередь, берется из семьи. Дети с рождения любят повторять и подражать родителям, копируют их образ жизни. И нет особого смысла пытаться развивать малыша духовно, если мама с папой не считают нужным заниматься этим сами.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Основа духовного развития – родительский пример. Начинать духовно развивать ребенка необходимо с себя, с семьи. И только тогда духовная составляющая в ребенке будет развиваться. Отношения в семье должны быть теплые, доверительные, построенные на взаимоуважении и понимании. Духовное развитие малыша зависит от правильного и грамотного отношения любящих родителей.

Если в семье не чувствуется любовь и гармония, то ни о каком духовно развитии речи быть не может. А все усилия, которые родители прикладывают, будут только развивать его творческие, физические или интеллектуальные способности.

Духовное развитие ребенка происходит через все пять органов чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Поэтому родители всегда должны думать об окружающей обстановке своего дитя.

Что делать для духовного развития ребенка

Нет определенных требований и правил, необходимых для духовного развития. Ценности, которые есть в семье, традиции, уровень развития семьи, являются базой для духовного развития малыша. Родители должны сами чувствовать духовную составляющую и передавать ее своим детям.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.

Когда малыш только появляется в семье, первое время он полностью зависит от родителей, как в физическом, так и в психологическом плане. В это время у ребенка устанавливается определенное отношение к миру. Можно ли ему доверять или стоит быть осторожным? Нужно чтобы кроха чувствовал, что его любят, он долгожданный, и он любим, потому что через родительскую любовь малыш формирует отношение к окружающему миру.

Семье необходимо жить в гармонии, любви, терпении и заботе друг о друге и все эти чувства и проявления ребенок будет впитывать как губка.

Когда ребенок начинает ходить, он очень любознателен. Родителям необходимо правильно и грамотно направлять его интерес в нужное русло. Можно читать различные книжки, изучать яркие картинки, смотреть хорошие мультики. Заниматься всем, что вызывает интерес у ребенка.

Через родителей у малыша формируется образ человеческих взаимоотношений. Именно родители должны показать, какое отношение может быть к окружающим.

Конечно, стоит отдавать ребенка в различные кружки и на разнообразные занятия, развивать его творческие и интеллектуальные способности. Все это будет способствовать духовному развитию малыша. Но самое главное, что необходимо сделать – это установить в семье теплые, доверительные отношения. И только тогда ребенок, действительно, будет развиваться духовно.

Источник

Духовность человека — это сложное гармоничное объединение качеств личности и свойств психики, которые составляют основу для психического и личностного совершенствования. Возникает закономерный вопрос: каковы признаки развития духовности, или, говоря по-другому, что именно в мыслях, чувствах, поступках ребёнка даёт основание констатировать, идёт ли у него этот процесс?

Совершенствование человека можно проследить, наблюдая позитивные изменения в составляющих духовности:

• В умственной (интеллектуальной) — от познания предметов с помощью органов чувств, до осмысления их сущности, взаимосвязи, способности к самостоятельному решению интеллектуальных заданий разной сложности;

• В чувственно-эмоциональной — от простых эмоций (удивление, радость, печаль, зависть), до способности любить, сопереживать, сочувствовать;

• В гуманистической — от детского эгоизма, эгоцентризма, до альтруизма, гуманизма, то есть желания сделать что-то для других людей, может, даже уступая своим собственным интересам;

• В действенно-волевой — от непроизвольных действий до осмысленных поступков, умения управлять своим поведением;

• В эстетической составляющей — от простого созерцания эстетичных предметов, явлений природы, до потребности создавать прекрасное своими руками или своими усилиями, способности переживать чувство удовлетворения от красоты.

Следовательно, развитие духовности ребенка — проблема сложная, длительная, но крайне актуальная, и решать её призваны, в первую очередь, психологи, педагоги, родители, то есть те люди, в чьих руках будущее и судьба человека, только вступающего в жизнь.

С чего начинается Человек? С сугубо человеческих видов деятельности? С его поступков относительно других людей? По-видимому, это так. Но проблема в том, чтобы у ребёнка были сформированы такие потребности, которые бы побуждали его к духовным, гуманным поступкам и видам деятельности. Ведь, как доказано психологами, человека к деятельности подталкивают именно потребности.

Поэтому, первым шагом в воспитании Человека является развитие его духовных потребностей — в общении, познании себя и Вселенной, эстетическом удовлетворении, потребности в благотворительности.

У некоторых педагогов и родителей бывает ошибочное мнение, что ребёнок, который был лишен материнской заботы, ласки, вырастет чутким к человеческим страданиям, сочувственным и добрым. Однако психологические исследования свидетельствуют, что дефицит любви, уважения, заботы, вызывает формирование безразличия, и даже агрессивности.

Науке точно известно, что человек который хочет творить добро, способен к сочувствию, если с рождения чувствует себя в безопасности, эмоциональном «тепле». Уже в первые дни жизни внимательные родители наблюдают, что у ребёнка есть потребность в любви. Для его удовлетворения малышу нужна атмосфера согласия в семье, разнообразное общение, он нуждается в чутком мягком отношении, эмоциональном комфорте, ощущении значимости для окружающих его взрослых.Духовное развитие ребенка в чем заключается

Источником развития духовности является, бесспорно, общение, в частности духовное общение — обмен мнениями, знаниями, чувствами, впечатлениями, интересами. Этот самый тонкий и самый сложный вид общения зарождается уже в начале жизни малыша.

В своём зрелом виде духовное общение становится возможным при условии интереса и доверия людей друг к другу. Если родители становятся интересными для ребёнка, у него достаточно рано формируется потребность в общении. А позже для родителей остаётся только одно — не потерять доверие своего сына или дочери.

Одной из первых, при содействии родителей, у детей появляется еще одна духовная потребность, заключающаяся в расширении знаний об окружающей среде и самом себе. Если это получает постоянную поддержку взрослых, познавательная потребность впоследствии превращается в любознательность — личностную черту, которая считается основой развития мышления.

Говоря о развитии духовности, нужно подчеркнуть необходимость формирования уникальной, сугубо человеческой потребности воспринимать и творить красоту, то есть эстетичной потребности. Для её становления необходимо соответствующее внимание взрослых к особенностям восприятия ребёнком эстетичных предметов, явлений, а также целеустремленное использование соответствующих форм воспитательной работы, среди которых посещение музеев и выставок, театров, а также собственное творчество ребёнка.

Самым высоким показателем духовного развития специалисты считают гуманность — отношение к любой форме жизни как высшей ценности, и бескорыстное восприятие жизни другого человека (существа). Психологической основой для становления гуманистических качеств личности является потребность в благотворительности. По-видимому, это и есть самая значимая человечная потребность. Сложность её формирования связана с тем, что маленькие дети по своей психологической природе — эгоцентрики. То есть они воспринимают себя как определенный центр жизни и внимания взрослых, что действительно отвечает реальности. Поэтому перед родителями появляется важное задание: убедить малыша в том, что, кроме него, существуют другие люди, дети, существа, которые тоже нуждаются во внимании, помощи, и, более того, также имеют потребность творить добро.

Источник

Кре­ще­ние само по себе, без духов­ной жизни, не спа­си­тельно. Это лишь семя, кото­рое может про­расти и дать плод, а может и, засох­нув, уме­реть. Как же вос­пи­ты­вать ребёнка после Кре­ще­ния? Об этом неболь­шая под­борка реко­мен­да­ций одного из пра­во­слав­ных отцов. Изна­чально они соби­ра­лись для себя, а не для пуб­ли­ка­ции. Это не все­гда лич­ные мысли, ино­гда это цитаты из книг, кото­рые автор заметки счёл полезными.

Образование и нравственное воспитание

1. Пра­во­сла­вие инте­ресно для ребенка. Оно инте­ресно не только разу­кра­шен­ным хра­мом, заво­ра­жи­ва­ю­щим обря­дом, необыч­ными одеж­дами, пением и проч. Пра­во­сла­вие инте­ресно самим уче­нием, ведь оно учит о том, что духов­ный мир это такая же реаль­ность, как и мир наш, зем­ной, и этот духов­ный мир рядом, он про­сто невидим.

2. Обра­зец веры для детей — их роди­тели. Тле­ю­щая вера роди­те­лей неспо­собна вос­пла­ме­нить сердца их детей горя­чей верой Богу. У ребёнка огонь веры раз­го­ра­ется не от пра­вил (они помо­гают вере не угас­нуть), а от окру­жа­ю­щего его духа веры и любви. Он дол­жен узна­вать Хри­ста не из книжки с кар­тин­ками, а из настро­е­ния, образа мыс­лей, из образа жизни, вза­им­ных отно­ше­ний чле­нов семьи.

3. Необ­хо­димо в первую оче­редь дать ребёнку не только зна­ние о Боге (усво­е­ние рели­ги­оз­ных истин), а Зна­ние Бога (вос­при­я­тие Бога внут­рен­ним чув­ством). Ребёнка сле­дует учить (в т.ч. соб­ствен­ным при­ме­ром) обра­щаться к Богу (с бла­го­дар­но­стью, прось­бой, пока­я­нием) и оце­ни­вать любую ситу­а­цию с т.з. воли Божьей, выра­жен­ной в Еван­ге­лии. Само слово «рели­гия» озна­чает не про­стое поня­тие о Боге, а живую связь с Ним. Задача рели­ги­оз­ного руко­вод­ства заклю­ча­ется в том, чтобы помочь ребёнку сохра­нить пра­виль­ное соот­но­ше­ние между собой и Богом, не дать раз­ви­ваться соблаз­нам чув­ствен­но­сти и гордости.

4. Не пугайте ребёнка Богом. При этом можно ска­зать, что его пове­де­ние непри­ятно (про­тивно) Богу, что Бог создал нас для любви и добра, а мы сами стре­мимся быть несчаст­ными и отво­ра­чи­ва­емся от Отца Небес­ного. Можно объ­яс­нить, что любой грех лишает нас боже­ствен­ной бла­го­дати и мы ста­но­вимся без­за­щитны перед злом.

5. Ста­рай­тесь дать ребёнку гар­мо­нич­ное зна­ние о Боге, о том, что Тво­рец Все­лен­ной не про­сто «доб­рый фокус­ник», выпол­ня­ю­щий любое жела­ние, что у Него Своя воля, что Он пре­мудр и нико­гда не оши­ба­ется, нико­гда не пере­стаёт быть бла­гим, даже, если нам не вме­стить Его волю. Бог ува­жает нашу волю, но и мы должны сми­ренно при­ни­мать Его волю и не роптать.

6. С ран­него дет­ства объ­яс­ните ребёнку, что смерть — не конец, смерть — это дверь в иной мир; что есть смерть физи­че­ская, а есть смерть духов­ная — неже­ла­ние знать Бога и испол­нять Его волю, выра­жен­ную в Его Запо­ве­дях. Объ­яс­ните, что души всех людей бес­смертны, вре­менно смертны лишь наши тела.

7. Важно дать ребёнку не про­сто умо­зри­тель­ную, но дея­тель­ную веру. Если у нас есть неве­ру­ю­щие род­ствен­ники, то нужно не мучать себя вопро­сами об их уча­сти, а молиться за них. Если кто-то из близ­ких умер, то нужно помочь ему молит­вой, а не про­сто изво­дить себя горем, ведь его душа очень нуж­да­ется в нашей помощи!

8. Необ­хо­димо опе­ре­же­ние нрав­ствен­ным обра­зо­ва­нием рационально-информационного.

9. Оце­ни­вайте пове­де­ние детей через призму Запо­ве­дей Божиих. Выучите их вме­сте с ними. При нару­ше­нии объ­яс­няйте, какую запо­ведь Божию они нару­шили, какой грех совер­шили. Ребё­нок дол­жен осо­зна­вать, что сво­ими делами он радует и огор­чает не только роди­те­лей, но и Бога.

10. Палом­ни­че­ские поездки имеет смысл совер­шать только с цер­ков­ными палом­ни­че­скими служ­бами, экс­кур­со­воды кото­рых могут гра­мотно изла­гать цер­ков­ное вероучение.

11. Твёрдо пре­се­кайте ложь ребёнка. Делайте акцент, что пер­вый лжец — дьявол.

12. Важно сфор­ми­ро­вать у детей навыки духов­ной без­опас­но­сти, систему нрав­ствен­ных оценок.

13. Науче­ние ребенка хри­сти­ан­скому про­ще­нию обид не исклю­чает уме­ние дать сдачи, посто­ять за ближ­них, ведь к трусу сложно при­ме­нить поня­тие «про­ще­ние».

14. Мило­сер­дие вос­пи­ты­ва­ется через жертву. Можно начать с малого — отда­вать уже ненуж­ные игрушки. Важно предо­ста­вить ребенку воз­мож­ность ока­заться в ситу­а­ции, когда кто-то ждет от них мило­сти или нуж­да­ется в их мило­сер­дии, а не только зуб­рить «Бла­женны мило­сти­вые…».

15. Как одна­жды заме­тил англий­ский писа­тель Честер­тон, рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние малыша начи­на­ется не тогда, когда отец начи­нает ему рас­ска­зы­вать о Боге, но когда мать учит гово­рить «спа­сибо» за вкусно испе­чён­ный пирог. Душа должна учиться быть благодарной.

16. Не ута­и­вайте от ребёнка слож­ные вопросы, осо­бенно от под­ростка. Если Вы не помо­жете найти взве­шен­ный ответ, то за вас это сде­лают отпав­шие от Церкви или бого­борцы в выгод­ном им ракурсе. Объ­яс­ните, что Цер­ковь — это ана­лог боль­ницы, а одно из имён Бога — Врач. И с нашей сто­роны нера­зумно судить дру­гих за то, что они больны не теми же стра­стями, что и мы.

Духовное чтение

1. Сле­дует еже­дневно читать Еван­ге­лие. Обу­че­ние осно­вам веры издревле было обя­зан­но­стью отца. Жела­тельно воз­ве­сти это в еже­ве­чер­нюю тра­ди­цию. В наше время суще­ствует мно­же­ство посо­бий для рели­ги­оз­ного вос­пи­та­ния детей.

2. Полезно читать и жития свя­тых, адап­ти­ро­ван­ные для детей. Ребё­нок не дол­жен быть пас­сив­ным слу­ша­те­лем, после про­чте­ния сле­дует обсуж­дать про­чи­тан­ное, зада­вать вопросы. Важно пока­зать свя­тых не как леген­дар­ных героев давно минув­ших вре­мён, а как наших веч­ных настав­ни­ков и помощ­ни­ков, к кото­рым мы можем обра­щаться. Пока­зать, что было глав­ным в жизни всех этих вели­ких людей.

3. Полез­ная тра­ди­ция для детей и взрос­лых — еже­дневно выпи­сы­вать и заучи­вать тро­нув­ший сердце стих из про­чи­тан­ной главы Евангелия.

Молитва

1. День всех чле­нов семьи начи­на­ется и закан­чи­ва­ется молит­вой. Для детей пра­вило может состо­ять из несколь­ких крат­ких молитв, напри­мер т.н. «начало обыч­ное» (с него начи­на­ются молитвы утрен­ние и на сон гря­ду­щим) в любом молитвослове.

2. Молитва перед едой и после неё — мощ­ней­шее сред­ство духов­ного воспитания.

3. Перед зав­тра­ком при­нято вку­шать неболь­шой кусо­чек просфоры (её можно при­об­ре­сти в храме и наре­зать) и свя­той воды (все­гда можно набрать в храме) с молит­вой «На при­ня­тие просфоры и свя­той воды».

4. Когда ребё­нок выхо­дит из дома (а также перед сном), его нужно пере­кре­стить с молит­вой. Напри­мер, такой: «Гос­поди, бла­го­слови» или «Огради́ (имя ребёнка), Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Тво­его́ Кре­ста́ и сохрани́ его от вся́каго зла́». Или: «Гос­поди, Иисусе Хри­сте, Сыне Божий, бла­го­слови, освяти, сохрани силою живо­тво­ря­щего Кре­ста Твоего»;
Если у вас строп­ти­вый под­ро­сток, то можно сде­лать это вслед ему, так, чтобы он не видел.

5. Не нала­гайте на ребёнка боль­шого молит­вен­ного пра­вила. При науче­нии молитвы особо важны вни­ма­ние и искренность.

6. К молит­вен­ному пра­вилу имеет смысл добав­лять молитвы в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств: празд­ни­ков, свя­того дня, постов, чей-нибудь болезни, какого-нибудь радост­ного или печаль­ного события.

7. При домаш­ней молитве зажи­гайте свечу или лам­паду, жела­тельно, чтобы это было обя­зан­но­стью ребёнка.

8. Не моли­тесь поздно, когда ребё­нок меч­тает только о сне и его вни­ма­ние расслаблено.

9. Сле­дует при­учить чадо к крат­ким молит­вам: «Бла­го­слови Гос­поди», «Слава Тебе, Гос­поди», «Гос­поди поми­луй», «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», «Слава Богу за всё»; «Гос­поди, бла­го­слови меня на уче­ние» (искренне, не автоматически).

10. Помо­гите ребёнку сде­лать помян­ник. Все имена там должны впи­сы­ваться только им самим по соб­ствен­ному зову сердца, ведь это его помянник.

11. В ком­нате ребёнка (как и в дру­гих ком­на­тах и сто­ло­вой) должны быть иконы. Глав­ной и боль­шей по раз­меру должна быть икона Спа­си­теля или Пре­свя­той Троицы.

Церковные Таинства и службы

1. В вос­крес­ные дни хри­сти­ане участ­вуют в Таин­стве Свя­того При­ча­ще­ния. Дети до 7‑ми лет могут при­сту­пать к Таин­ству без испо­веди. Не сле­дует дирек­тивно руко­во­дить под­го­тов­кой ребёнка к этому Таин­ству. Можно мягко посо­ве­то­вать, напом­нить, но не тре­бо­вать. Доверь­тесь свя­щен­нику, он сам помо­жет ребёнку. При под­го­товке к испо­веди ребё­нок дол­жен поду­мать о своих гре­хах и о каж­дом попро­сить у Бога прощения.

2. Перед Литур­гией дети должны хоро­шенько выспаться, тогда для них утрен­ние сборы не будут в тягость.

3. Мла­де­нец идёт в храм потому, что так делают его роди­тели. Затем можно объ­яс­нять «Тебя ждёт Гос­подь, Он будет рад, если ты при­дёшь в Его дом». Задача не в том, чтобы дети бес­пре­ко­словно шли в храм, но в том, чтобы они полю­били Цер­ковь.

4. Для того чтобы полю­бить службы, нужно их изу­чить. Исполь­зуйте посо­бия для детей по изу­че­нию Боже­ствен­ной Литур­гии. Вклю­чайте молит­во­сло­вия бого­слу­же­ний в молит­вен­ное пра­вило ребёнка: то, что поёт хор, но не молитвы свя­щен­ни­ков или ектении.

5. При­учить к бого­слу­жеб­ному кругу постов и празд­ни­ков. Встреча празд­ни­ков накап­ли­вает в душе запас свя­тых впе­чат­ле­ний, радост­ных и чистых пере­жи­ва­ний, что ста­нет фун­да­мен­том буду­щей созна­тель­ной рели­ги­оз­ной жизни. Три ком­по­нента празд­ника: празд­нич­ная одежда; вкус­ная еда; празд­нич­ное времяпровождение.

6. Перед нача­лом учеб­ного года во мно­гих хра­мах слу­жится моле­бен для учащихся.

7. Дети должны сто­ять близко к алтарю и наблю­дать за дей­стви­ями слу­жи­те­лей, а не в при­творе или рядом с роди­те­лями, глядя в спину впе­реди сто­я­щего взрослого.

Аскетика

1. Объ­яс­ните ребёнку меха­низм совер­ше­ния греха (от помысла до дей­ствия). Если чело­век не отсе­чёт свои стра­сти в юно­сти, то, с годами, сила его воли осла­беет и стра­сти ста­нут сильнее.

2. При­учать к тому, что душа — вла­ды­чица тела, а не наобо­рот. Учить ребёнка пре­воз­мо­гать лень, уста­лость, обос­но­вы­вать свои жела­ния. Дети должны почув­ство­вать огра­ни­че­ние как необ­хо­ди­мость. Они должны знать, что роди­тели огра­ни­чи­вают их от любви. Ребе­нок, кото­рый не может созна­тельно и совер­шенно сво­бодно отка­заться от удо­воль­ствия, — про­сто ребе­нок с нераз­ви­той волей.

3. Сле­дует опре­де­лить круг обя­зан­но­стей детей (уборка кро­вати, помойка, накры­вать на стол, магазин).

4. Ребё­нок дол­жен пони­мать цели постов и их смысл. Для него пост дол­жен стать путе­ше­ствием, шко­лой вос­пи­та­ния духа, а не вре­ме­нем уны­ния и зави­сти тем, кто может себе всё поз­во­лить. Про­дол­жи­тель­ность мно­го­днев­ных постов должна соот­вет­ство­вать воз­мож­но­стям ребёнка. Напри­мер, про­дол­жи­тель­ный Пет­ров пост (в те годы, когда он более 8‑ми дней) можно све­сти до одной, послед­ней седмицы.

Прочее

1. Воцер­ков­ля­ю­щимся семьям сле­дует при­гла­сить свя­щен­ника из бли­жай­шего храма освя­тить квар­тиру. И жилище освя­тите, и с батюш­кой потом смо­жете ближе позна­ко­миться и пообщаться.

2. При­вле­кайте к вос­пи­та­нию ребёнка крест­ных, в слож­ных слу­чаях обра­щай­тесь к духов­нику семьи.

3. Для гар­мо­нич­ной духов­ной жизни важны дове­ри­тель­ные отно­ше­ния с детьми. Роди­тели должны знать о том, какие духов­ные про­блемы есть у их ребёнка — для того чтобы ему помочь.

4. В семье должна быть иерар­хия. Млад­шие должны осо­зна­вать ува­же­ние, под­чи­не­ние и бла­го­дар­ность стар­шим как закон. Стар­шие, в свою оче­редь, должны питать к млад­шим любовь, помо­гать и защи­щать их.
Из В. Роза­нова: «Житей­ское пра­вило, что дети должны ува­жать роди­те­лей, а роди­тели должны любить детей, — нужно читать наобо­рот: роди­тели именно должны ува­жать детей, — ува­жать их свое­об­раз­ный мирок и их пыл­кую, гото­вую оскор­биться каж­дую минуту натуру; а дети должны только любить роди­те­лей, — и уже непре­менно они будут любить их, раз почув­ство­вав это ува­же­ние к себе».
Иерар­хич­ность будет усво­ена детьми тогда, когда они видят её у роди­те­лей, когда мать не пере­чит отцу, когда роди­тели не осуж­дают бабу­шек и деду­шек, когда не роп­щут на начальников.

И самое глав­ное! Моли­тесь за ребёнка, моли­тесь всё остав­шу­юся часть зем­ной жизни, моли­тесь, даже, если кажется, что изме­нить уже ничего невоз­можно. Для Бога воз­можно всё.

Кирилл Бори­сов

Источник