Духовное развитие ребенка раннего возраста

Духовное развитие ребенка раннего возраста thumbnail

Прасковья Каурова
Духовно-нравственное развитие детей раннего возраста

Формирование духовно-нравственных норм эффективно и необходимо начинать с самого раннего детства. Нравственное воспитание в раннем дошкольном возрасте возможно за счёт способности ребенка осуществлять первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, то есть нравственные нормы, и формирует свое отношение к этим нормам, но не всегда соблюдает их в реальных поступках.

Важно понимать, что нравственное воспитание маленьких детей – это

долгий и трудоемкий процесс, результативность которого во многом зависит

от единства требований со стороны взрослых. Они должны научить

малышей нормам морали, правилам поведения, бережному отношению к

окружающим его предметам живой и неживой природы, а также способствовать проявлению у ребенка нравственных черт характера, таких как сострадание, порядочность, доброта, уважение, честность.

Окружение в котором, прибывает ребёнок каждый день, где он учится взаимодействовать со сверстниками и воспитателями всё это направлено на духовно-нравственное развитие детей. Дети приходят каждый день и впитывают в себя как «губка» – знания, умения общаться в социуме и навыки поведения.

В своей группе каждое утро мы начинаем с традиционного приветствия друг друга и улыбки при проговаривании ласково имени своего соседа. После чего, начинаем дружно делать утреннюю гимнастику, настраиваясь на высокий эмоциональный доброжелательный настрой на целый день.

У детей раннего возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Мы активно помогаем в организации подвижных, дидактических сюжетно-ролевых игр так как понимаем, что эта потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений. Вместе с тем мы учим детей замечать

нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).

В игре с сюжетными игрушками мы учим детей соблюдать нравственные нормы поведения, действия, которые дети ярко демонстрируют, подражая нам, близким людям – маме, папе, бабушке. Малыши очень любят,заботиться о куклах: кормить их, укладывать спать и т. д. На этом этапе развития игры считаем важным обучать детей действиям с игрушкой (особенно с куклой). Постоянно целенаправленно, систематически даём малышам определенные представления о том, что делают взрослые, расширяя круг игровых действий мы подводим постепенно их к сюжетно – ролевой игре.

В процессе повседневной жизни дети приучаются уважать и ценить труд взрослых: «В группе было так чисто, а ты разбросал игрушки, убери их», «Кушай аккуратно, не кроши хлеб» и т. п. Положительное отношение к труду окружающих людей, желание самому принять в нем посильное участие, первые «трудовые» действия, радостное удовлетворение от результата своих усилий — все это начальные, но очень ценные трудовые качества, и их уже возможно, а значит, и нужно, воспитывать у маленьких детей. Только в процессе активной деятельности создаются и закрепляются необходимые навыки, духовно-нравственные привычки и чувства.

Стараемся своим примером способствовать воспитанию у детей положительного отношения к животным, растениям. Давая игрушке, например кошке молоко или когда «лечим» заболевшего зайчика, объясняем свои действия, их направленность, даём им оценку. Вызывая добрые чувства у детей, желание помочь. Что находит своё отражение в действиях детей: глядя на упавшего плюшевого мишку, ребёнок жалеет его, поднимает, погладить, говорит ласковые слова.

Прививать ребенку интерес, любовь к природе и бережное, заботливое отношение к животным, птицам- является важной задачей при формировании духовно-нравственных качеств. Проводя прогулки, мы учим детей наблюдать и замечать изменения в погоде, природе. Предлагаем детям помочь, птицам подкармливая их крошками хлеба или зерном, засыпаем снегом корни деревьев зимой, наблюдаем за первой появившейся зелёной травкой и т. д.

Дети живут своими представлениями о добре и зле. Рассказать о этих чувствах более подробно нам помогает русский фольклор. При чтении книг и рассматривании картинок, мы расширяем представления детей об окружающем мире, о хитрости и упрямстве, дружбе и любви. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, показываем детям на примере сказок. Сказка не дает прямых наставлений детям («слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. А театр на столе или фланелеграфе, пальчиковый театр, а иногда и драматизация с участием самих детей помогает малышам «прочувствовать» сказку, сопереживая и сочувствуя главным героям.

В нравственном воспитании, семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В этом направлении стараемся работать и мы, ведь не каждый взрослый (к сожалению) может показать свою любовь, восхищение своим ребёнком. Мы своей работой стараемся донести до родителей как это важно для малыша и помогают нам в этом такие формы работы с родителями как индивидуальные беседы, консультации, проведение анкетирования и собрания.

Таким образом, воспитание нравственных качеств у детей раннего

возраста – это каждодневный труд педагогов и родителей. Эмоциональность

и восприимчивость детей раннего возраста позволяет заложить фундамент для развития гармоничной личности с помощью освоения моделей поведения, стереотипов, норм морали и моральных качеств во взаимоотношении с людьми.

Источник

В ран­нем воз­расте у детей начи­на­ется про­цесс нрав­ствен­ного раз­ви­тия лич­но­сти, кото­рое вклю­чает три аспекта:

  • когни­тив­ный (инфор­ма­ци­он­ный) аспект – зна­ния и пред­став­ле­ния о нрав­ствен­ных поня­тиях, эта­ло­нах, нор­мах, пра­ви­лах, лич­ност­ных нрав­ствен­ных качествах;
  • эмо­ци­о­нально-моти­ва­ци­он­ный аспект – нрав­ствен­ные чув­ства, соци­ально-нрав­ствен­ные эмо­ции, мораль­ные мотивы и пред­по­чте­ния, нрав­ствен­ная оценка и самооценка;
  • пове­ден­че­ский аспект – мораль­ные дей­ствия и поступки, нрав­ствен­ные при­вычки, т.е. реа­ли­за­ция нрав­ствен­ных норм и требований.

Вза­и­мо­связь когни­тив­ного, аффек­тив­ного и пове­ден­че­ского ком­по­нен­тов в лич­ност­ной сфере обу­слов­ли­вает един­ство нрав­ствен­ного созна­ния и пове­де­ния. Дан­ные ком­по­ненты только начи­нают фор­ми­ро­ваться в ран­нем воз­расте. Этому спо­соб­ствуют стрем­ле­ние детей к сов­мест­ной дея­тель­но­сти со взрос­лыми, их высо­кая подражательность.

В ран­нем дет­стве ребе­нок начи­нает пони­мать опре­де­лен­ные нрав­ствен­ные пра­вила пове­де­ния. Такое пони­ма­ние огра­ни­чено кон­крет­ной ситу­а­цией, рам­ками наглядно-дей­ствен­ного мыш­ле­ния ребенка. Пони­ма­ние пра­вил и норм пове­де­ния осно­вано на соб­ствен­ном опыте ребенка, когда он осо­знает нега­тив­ные послед­ствия при нару­ше­нии пра­вил и пози­тив­ные – при соблю­де­нии. В связи с этим уже с ран­него воз­раста ребенка взрос­лый дол­жен обос­но­вы­вать выдви­га­е­мые тре­бо­ва­ния, опи­ра­ясь на кон­крет­ные жиз­нен­ные ситу­а­ции и на соб­ствен­ный опыт ребенка. В актив­ном сло­варе детей мало слов, обо­зна­ча­ю­щих нрав­ствен­ные кате­го­рии, исполь­зу­ется оценка, эти­че­ские поня­тия: хорошо – плохо, добро – зло и др. Поня­тия “плохо” и “хорошо” пер­во­на­чально выра­жают отно­ше­ние взрос­лого, а ребе­нок только вспо­ми­нает и повто­ряет их в подоб­ных ситу­а­циях. Содер­жа­ние моти­ва­ци­он­ной направ­лен­но­сти с пози­ции нрав­ствен­ной вос­пи­тан­но­сти еще слабо развито.

Раз­ви­тие эмо­ци­о­наль­ного ком­по­нента нрав­ствен­но­сти ребенка свя­зано с фор­ми­ро­ва­нием интел­лекта, его мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти, системы зна­ний о поощ­ря­е­мых и пори­ца­е­мых образ­цах пове­де­ния. Посред­ством этого у ребенка посте­пенно появ­ля­ется воз­мож­ность оце­ни­вать свое пове­де­ние, под­го­то­виться к вос­при­я­тию пред­сто­я­щей оценки своей дея­тель­но­сти со сто­роны взрос­лых. Нрав­ствен­ные эмо­ции ребенка про­яв­ля­ются и укреп­ля­ются в про­цессе наблю­де­ний за кон­крет­ными дей­стви­ями и поступ­ками чело­века. Для нрав­ствен­ного раз­ви­тия ребенка необ­хо­дима орга­ни­че­ская связь зна­ний (мораль­ных поня­тий) и мораль­ных оце­нок пове­де­ния (хорошо – плохо). Фор­ми­ро­ва­ние только зна­ний о мораль­ных каче­ствах людей не может обес­пе­чить воз­ник­но­ве­ние у ребенка соот­вет­ству­ю­щих нрав­ствен­ных чувств и эмо­ций, они появ­ля­ются у него как выра­же­ние соб­ствен­ного отно­ше­ния к опре­де­лен­ному поступку чело­века, на основе име­ю­щихся потреб­но­стей, сово­куп­но­сти зна­ний и пере­жи­ва­ний. Роль взрос­лого в нрав­ствен­ном раз­ви­тии детей заклю­ча­ется в том, что он учит ребенка оце­ни­вать поступки и вызы­вает у него соот­вет­ству­ю­щее эмо­ци­о­наль­ное отно­ше­ние к тому, что в дан­ный момент про­ис­хо­дит в кон­крет­ной ситу­а­ции. Закреп­ля­ясь в созна­нии ребенка, такие оценки начи­нают выра­жать его поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к себе и поступ­кам других.

Услож­не­ние дея­тель­но­сти ребенка и его воз­рас­та­ю­щая само­сто­я­тель­ность при­во­дят к необ­хо­ди­мо­сти вве­де­ния более слож­ных нрав­ствен­ных пра­вил пове­де­ния. Под­чи­ня­ясь этим пра­ви­лам, ребе­нок учится регу­ли­ро­вать свои дей­ствия. Выпол­не­ние нрав­ствен­ных норм и пра­вил имеет для детей не само­сто­я­тель­ное зна­че­ние, а явля­ется сред­ством под­дер­жа­ния поло­жи­тель­ных кон­так­тов со взрос­лым и полу­че­ния поло­жи­тель­ной оценки взрос­лого. Потреб­ность в пози­тив­ной оценке взрос­лого сти­му­ли­рует ребенка посту­пать в соот­вет­ствии с правилами.

Ран­ний воз­раст соот­вет­ствует домо­раль­ному уровню раз­ви­тия мораль­ного созна­ния ребенка по кон­цеп­ции Л. Кол­берга. Домо­раль­ному уровню соот­вет­ствуют стадии:

  • послу­ша­ние ребенка для избе­га­ния наказания;
  • обу­слов­лен­ность поступ­ков эго­и­сти­че­скими сооб­ра­же­ни­ями вза­им­ной выгоды (послу­ша­ние в обмен на полу­че­ние каких-то кон­крет­ных благ и поощрений);
  • обу­слов­лен­ность поступ­ков жела­нием одоб­ре­ния со сто­роны “зна­чи­мых дру­гих” и сты­дом перед их осуждением.

Это не зна­чит, что ребе­нок под вли­я­нием этих моти­ви­ру­ю­щих фак­то­ров систе­ма­ти­че­ски кон­тро­ли­рует свое пове­де­ние. Детям ран­него воз­раста очень сложно удер­жаться от немед­лен­ного удо­вле­тво­ре­ния сию­ми­нут­ного жела­ния и еще слож­нее выпол­нить непри­вле­ка­тель­ное дей­ствие по пред­ло­же­нию взрос­лого. При выпол­не­нии неин­те­рес­ных зада­ний взрос­лого, дети либо изме­няют их, либо отвле­ка­ются и не дово­дят дела до конца.

Фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­ных при­вы­чек и поступ­ков фор­ми­ру­ется посте­пенно, если взрос­лый созна­тельно выдви­гает систе­ма­ти­че­ские, непро­ти­во­ре­чи­вые и моти­ви­ро­ван­ные тре­бо­ва­ния, про­ве­ряет их выпол­не­ние, то выпол­не­ние таких пра­вил ста­но­вится при­выч­ным для ребенка. Ребе­нок быстро реа­ги­рует на при­выч­ные пра­вила. Посте­пенно фор­ми­ру­ются дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность, орга­ни­зо­ван­ность, потреб­ность выпол­нять пра­вила, что спо­соб­ствует усво­е­нию более слож­ных пра­вил пове­де­ния и ста­нов­ле­нию нрав­ствен­ных качеств лич­но­сти. Фор­ми­ро­ва­ние нрав­ствен­ных при­вы­чек в ран­нем дет­стве про­ис­хо­дит в повсе­днев­ной дея­тель­но­сти, когда взрос­лый пока­зы­вает модель-обра­зец пове­де­ния и тре­бует от ребенка сле­до­вать дан­ному образцу сна­чала в сов­мест­ной с ним дея­тель­но­сти, а затем в самостоятельной.

Прак­ти­че­ский пример

Мак­сим М., 2 года 8 меся­цев. Его мама ста­ра­ется, чтобы сын видел про­яв­ле­ния сочув­ствия и заботы чле­нов семьи по отно­ше­нию друг к другу. “Не шуми, папа устал, он спит. Не раз­буди папу”, – гово­рит мама шепо­том. Мак­сим, под­ра­жая ей, начи­нает вести себя тихо и, если кто-нибудь из взрос­лых слу­чайно забу­дется, он сам напом­нит: “Незя, папа пит”.

В целом для ребенка ран­него воз­раста харак­терна сти­хий­ная нрав­ствен­ность. Поло­жи­тель­ные поступки ребе­нок совер­шает по просьбе взрос­лого и чаще всего не выде­ляет их как тако­вые. Без кон­троля и оце­нок со сто­роны взрос­лого ребе­нок дей­ствует ситу­а­тивно и импуль­сивно, поэтому часто пра­вила нару­шает. Нрав­ствен­ное пове­де­ние детей ран­него воз­раста тесно свя­зано с поло­жи­тель­ным эмо­ци­о­наль­ным отно­ше­нием к объ­екту, на кото­рый оно направ­лено. Ребе­нок ско­рее совер­шит хоро­ший посту­пок по отно­ше­нию к тому взрос­лому или ребенку, к кото­рому хорошо отно­сится. Пози­тив­ное эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, сим­па­тия и доб­ро­же­ла­тель­ность по отно­ше­нию к окру­жа­ю­щим людям и живот­ным явля­ются осно­вой для нрав­ствен­ных проявлений.

Таким обра­зом, нрав­ствен­ное раз­ви­тие ребенка ран­него воз­раста про­ис­хо­дит на основе предъ­яв­ле­ния взрос­лым системы тре­бо­ва­ний и при­уче­ния к их выпол­не­нию. Этому спо­соб­ствует стрем­ле­ние детей к уста­нов­ле­нию и под­дер­жа­нию поло­жи­тель­ных кон­так­тов со взрос­лым. На основе под­ра­жа­ния оцен­кам взрос­лых фор­ми­ру­ются пер­вые оце­ноч­ные суж­де­ния, кото­рые затем транс­фор­ми­ру­ются в соб­ствен­ное отно­ше­ние ребенка к себе и дру­гим людям. Однако ситу­а­тив­ность и импуль­сив­ность пове­де­ния часто при­во­дит к нару­ше­нию тре­бо­ва­ний и запре­тов. Нрав­ствен­ные про­яв­ле­ния ребенка зави­сят от эмо­ци­о­наль­ного отно­ше­ния к объ­екту и воз­ни­кают сти­хийно, неосо­знанно при побуж­де­нии взрос­лого или в кон­крет­ной ситуации.

Источник

Духовно – нравственное воспитание детей раннего возраста

                                «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

                                                                                                                                В.А.Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.

В основе лежат всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно-значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ, бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».

Первые шаги и первые слова, первый поход в гости и первая стрижка, первый утренник и первый выученный стишок – это памятные моменты в жизни каждого малыша, которые становятся возможными благодаря своевременному развитию движений и действий, речи, восприятия, памяти и мышления. В возрасте 2-3 лет ребенок уже может проявлять характер и требовать того, что ему хочется, но физическое и эмоциональное состояние ещё не развито настолько, чтобы понимать, что хорошо для него, а что плохо. В этом возрасте роль родителей и педагогов во многом заключается в «смягчении» активных проявлений малыша. У ребенка необходимо сформировать самые первые моральные оценки и суждения. Научить понимать, что такое нравственная норма, и сформировать свое отношение к ней. Как же воспитывать ребенка в возрасте 2-3 лет, объясняя ему правила социума, и не нарушая личности ребенка?

Средства духовно-нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее.

Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству. Сказки, песенки, потешки – это самые первые и любимые произведения у детей.

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:

– С раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям, к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.

– Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю.

– Знакомить детей с основами труда.

В работе по духовно – нравственному развитию можно выделить несколько направлений:

Духовно – образовательное направление: занятия, беседы.

Оздоровительно – воспитательное направление: праздники, народные игры, прогулки, физкультминутки.

Культурно – познавательное направление: кукольный и пальчиковый театры, музыкальные минутки.

Нравственно – трудовое направление: организация продуктивной и трудовой деятельности детей.

В группе раннего возраста тема духовно-нравственного направления распределяется в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками, включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому, и неприятие зла.

Источник

Светлана Москалёва
Духовно-нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста

«Духовно – нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста».

1. Введение.

2. Основные цели и задачи духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.

3. Разнообразие форм и методов работы.

4. Приобщение родителей.

5. Вывод.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, так как большую часть времени многие дети проводят в дошкольных образовательных заведениях. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности,благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие.

Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми.

Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возрастаосуществляется в процессе решения следующих задач:

1. Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.

2. Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.

3. Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.

4. Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.

5. Формирование духовно-нравственных качеств.

Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры.

Разнообразие форм и методов работы.

1. Игра.

Развивать духовно-нравственные качества личности ребенка дошкольного возраста, в первую очередь, можно с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников, но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, воспитывает хорошие манеры.

Для формирования духовно-нравственных качеств детей, используют игры, которые учат умению общаться, помогают ребенку в накоплении социального опыта. Используют игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.

2. Народные праздники и традиции.

Ни для кого не секрет, что русские народные праздники, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонии. Они способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Такие праздники,как : Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас и другие, которые можно отметить всем детским садом, способствуют расширению знаний о традициях русского народа, развивают интерес к ним.

3.Фольклор : потешки, пословицы и поговорки, сказки.

Духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения поучительны чистотой и непосредственностью. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Поэтому, можно сказать, что литература – богатейший источник, побудитель человеческих чувств – нравственных, интеллектуальных, эстетических. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей.

В детском саду чаще всего используется такой вид устного народного творчества, как потешки. Потешка не только учит движению, она воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Данный вид устного народного творчества можно использовать во всех режимных моментах. Большую роль в воспитании духовно – нравственных качеств личности у детей играют пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум,но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. В детском саду пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы.

Например: одеваются на прогулку,медлительному ребенку говорят: «Семеро одного не ждут», на занятиях по аппликации не аккуратность,спешку в работе: «Поспешишь – людей насмешишь».Во время наблюдений можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой». Загадки – полезное упражнение для детского ума.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение.Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д., но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают.Например: сказки «Репка», «Теремок», учат детей быть дружными, трудолюбивыми; «Гуси лебеди», «Сестрица – Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики». Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается – «Хаврошечка», «Царевна Лягушка».

4. Беседы.

Кроме всего, необходимо проводить беседы с детьми. Беседа побуждает их думать и говорить. Вопросы позволяют ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают. В эстетических беседах с детьми, закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость,показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. В детском саду – с помощью воспитателя – ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя.

Воспитание и развитие у дошкольника духовно-нравственныхкачеств необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственнойкультуры можно использовать следующие методы:

-групповые родительские собрания;

-консультации;

-дни открытых дверей;

-папки-передвижки.

Вывод.

Работая в направлении «Духовно-нравственное воспитание» необходимо создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к народным, духовным традициям и общечеловеческим нормам морали. Проводя занятия с детьми,ставить определенные задачи:

• Вызвать интерес детей к истории своего народа, к духовным праздникам России.

• Развивать представления детей о традициях семьи, преемственности связывающей разные поколения.

• Обогатить знания детей об образе жизни людей, их трудовой деятельности.

• Приобщать детейк истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.

• Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Если придерживаться этих задач и целей и систематически проводить беседы, игры, приобщать к народным традициям, использовать разнообразные методы в работе по развитию духовно-нравственных качеств, стараться совместно с родителями, можно будет говорить об успешном процессе духовно-нравственного воспитания личности ребенка дошкольного возраста.

Источник