Духовное развитие ребенка через природу

В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость. В связи с этим тема духовно-нравственного воспитания особенно актуальна. Развивать в детях духовность, любовь к окружающему, доброту помогает приобщение к природе. Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях – окружающую среду. Дети стали реже общаться с природой, так как уменьшается количество зеленых насаждений, детей окружают здания, искусственные материалы, похожие на природные: например, искусственные растения украшают магазины, улицы. Тогда как в лесу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно для личностного и познавательного развития ребенка. Он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве.
Дети гораздо меньше общаются и с животными. Знакомство с ними происходит в основном, благодаря книгам, рисункам. Сегодня знакомство с природой осуществляется и через телевизор, компьютер. В этом нет ничего плохого, но только тогда, когда виртуальное общение уравновешивается общением с реальной природой. Животные, растения, вода – это неиссякаемый источник нравственного и духовного воспитания детей. Источник первых переживаний радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным, купаясь в реке, создавая различные фигуры из песка. 
В процессе общения с природой ребенок учится проявлять бережное и заботливое отношение к животному миру. Только общение с живой природой позволяет развивать у детей духовные чувства, нравственные ценности.
Общение с животными налаживает межличностные отношения людей. Психологи выделяют причины, которые приводят к потере возможности использовать окружающую среду для духовно-нравственного и интеллектуального развития детей.
Можно выделить несколько основных причин:

Технократический способ мышления современных людей. Сейчас человек активно вмешивается в процессы, происходящие в природе, и у детей формируется потребительское отношение к ней, они учатся только брать от природы, а не охранять и оберегать ее.

Именно поэтому, мы в своей работе сформулировали следующие задачи:

1. Ориентировать детей на сохранение своей планеты и ее ресурсов, как своей жизненной среды.

2. Формировать у детей такой принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие». Результатом такого воспитания является принятие человеком ответственности за развитие самого себя и природы в целом. 

Семейное воспитание.

Так как  семья формирует отношение ребенка к природе, закладывает в него нравственные ценности, то

3.  Необходимо помочь родителям осознать, что их отношение к природе оказывает влияние на восприятие детьми окружающего мира. Например, если в семье равнодушно относятся к природе и живут по принципу – «После нас хоть потоп!», то и у ребенка формируется такая привычка – «все бросают мусор, и я тоже».

Взаимодействие с миром природы способствует интеллектуальному развитию ребенка. 

Они являются источником первых знаний о природе. Ребенок распознает названия, познает их поведение, пищевые предпочтения.

Природа является источником развития сенсорики. Ребенок через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, движения, мягкость, фактуру.

Природа – это источник развития логического мышления. На основе представлений дети учатся видеть связи.

Природа – источник для различных видов деятельности – наблюдение, игра, труд, творчество. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.

Закладывать нравственные ценности, воспитывать у ребенка духовные чувства, по средствам взаимодействия его с окружающей средой, стоит начинать именно с дошкольного возраста. Это связано с особенностями развития мышления детей.
Дошкольник думает, что все в этом мире существует для него и других людей. Ребенок воспринимает природу через призму: «А что мне это может дать?» Например, «Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться», «Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам». Такое восприятие природы подкрепляется и отношением взрослых к природе, что может привести к рассмотрению природы, как источника обеспечения потребности, бездуховному отношению к ней.
Все в природе ребенок объясняет по аналогии с отношениями, существующими между людьми. Например, «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости». Ребенок считает природные объекты, способными думать, чувствовать. Поскольку все природное включается дошкольником в сферу «человеческого», то он и относится к ним как к людям. Но это отношение носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным человеку. Человек ставится выше природы. Поэтому дошкольников надо ориентировать на восприятие себя, как важного звена природы и на сохранение планеты, как своей жизненной среды.

Таким образом, на родителей, воспитателей ложится ответственность – воспитать любовь к природе у детей, чтобы иметь в своих ресурсах важный источник развития духовности, нравственности и интеллекта. Важно знать, что на характер взаимодействия дошкольников с природой оказывает влияние степень сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем спокойнее ребенок ведет себя при контакте с природой, больше проявляет познавательный интерес к ней, ориентируется на состояние и благополучие природы.

Читайте также:  Факторы влияющие на аномальное развитие ребенка

Итак, из выше сказанного мы делаем вывод , что в детском саду необходимо создавать условия для воспитания духовности, нравственности и развития интеллекта у детей через экологическое воспитание.
Мы определили в своей работе следующие задачи:

  1. Создать в детском саду, на его территории, условия для общения с природой, чтобы компенсировать негативное влияние урбанизированной городской среды на развитие ребенка. 
  2. Для развития органов чувств ребенок нуждается в контакте с природными материалами, которые дают ему разнообразные ощущения. Поэтому в детском саду должны быть не только искусственные, но и природные материалы: шишки, плоды и семена растений, камни, ракушки, песок, глина.
  3. Научить дошкольников видеть необычное в обычном, развивать их познавательный интерес, эмоциональное отношение к природе.
  4. Находить в природе вместе детьми интересные поводы для счета, сравнения, описания.
  5. Организовывать игры с природным материалом.
  6. Создавать условия для самостоятельной деятельности, в первую очередь исследовательской ( не ограничивать стремления ребенка исследовать окружающую среду – лужу, песочницу ,палки)
  7. Поддерживать детские инициативы для развития любознательности и познавательной деятельности.
  8. Включение в организованную деятельность детей релаксационных упражнений с природной тематикой. Выполняя их, дети не только снимают мышечное напряжение, но и получают информацию об окружающем, повадках животных. Помимо этого дети приобщаются к природе, чувствуют, как она прекрасна Например, релаксационное упражнение «Спящий котенок». «Облака». 
  9. Организовать работу с родителями, как информационного характера, так и практического: совместные экскурсии в лес, дендропарк, сбор природного материала, игры и мастерклассы)

Таким образом, в современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в детях духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие ребенка с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания детей.

Источник

Духовно – нравственное воспитание через экологию.

В настоящее время от правильного духовно – нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и выживание нашего общества.

С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, правильно относиться к другим людям и к себе самому.

Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, к природе, к себе.  Результатом духовно-нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора духовных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, использую для этого собственные наблюдения, выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, ребенок овладевает духовно- нравственными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь этот очень долог, поэтому руль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является бережное отношение к природе, т.е. экологическое воспитание.

Формирование экологической культуры следует начинать с дошкольного возраста. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношений к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой смогут быть решены только при условии формирования у всех людей экологического мировоззрения, повышение их экологической грамотности и культуры.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостях переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес  к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых – естествоиспытателей (К.А. Тимирязеева, И.В. Мичурина), писателей, художников и композиторов (А.С. Пушкин, М.Пришвин, И.Леветана, П.Чайковского и т.д.)  ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в них сознания реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит не редко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто служит причиной недоброжелательного отношений детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых и других. Это не только приносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить не правильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, что бы дети в дошкольном возрасте получали верные сведения о природе.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в изо деятельности

Умный и добрый воспитатель может организовать с малышом тесные доверительные отношения, обеспечивающие глубокое удовлетворение социальных потребностей ребенка и его гармоническое развитие. Каждому воспитателю нужно определить специфику, которая бы обеспечивала благоприятное эмоциональное самочувствие и развития способностей ребенка, осознание им своей индивидуальности и нужности людям.

Духовно – нравственное воспитание требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понимание относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и может быть, не совсем в той форме и не в том качестве каких мы ожидаем. Преобладающим в духовно – нравственном воспитании дошкольника должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способом действия.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, беречь и заботиться о ней, а так же уметь замечать действия других людей,  давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что за частую небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них, не обходимых знаний, вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.

В нашем детском доме мы стараемся подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранить и приумножить ее красоту.

У нас в детском доме воспитываются дети от 3 до 7 лет. Работу по экологическому воспитанию мы строим следующим образом:

  • Через занятия  –  формирование у детей представлений о  природе;
  • Наблюдение –  возможность чувственного познания, накопление конкретных сведений;
  • Словесный метод –  различные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию, которая чаще всего не доступна для наблюдения;
  • Практическая самостоятельная и совместная деятельность дошкольников – индивидуальные проявления детей в этой деятельности, являющиеся показателем степени их экологической культуры;
  • Природоохранительные акции – комплексные мероприятия, выходящие за пределы жизни детского дома;
  • Экспериментирование в природе – формирование начальных естественнонаучных представлений;

 В каждой группе создан уголок природы, где размещены растения. Дети с желанием ухаживают, и заботятся за растениями, радуются новому распустившемуся цветку. Такая забота и увлечения не пройдут бесследно: дети просто так не сорвут цветок, не сломают ветку.

Также во всех группах созданы мини огороды на подоконнике, где дети с педагогом (в зимний период) выращивают лук, огурцы, помидоры, землянику. Какое же это чудо когда из маленького семечка вырастает растения. Сколько нужно выдержки, терпения, заботы, трудолюбия, что бы дождаться результата.

Ребенок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно: все увиденное стремиться потрогать, обследовать со всех сторон. Такое восприятие природы вызывает у детей чувства береженого и заботливого отношения. И мы учим видеть проявления жизни природы во всей ее красоте.

Коллектив детского дома продумал как построить работу в летний период, что бы детям было интересно проводить летние месяцы, т.к. наш детский дом не имеет возможности выезжать за город , на природу. Поэтому мы постарались максимально приблизить природу к детям. На территории детского дома создали экологическую тропу.  Цель, которой формирование потребностей здорового образа жизни закладывание основы экологической культуры личности.

Одной из задач экологической тропы является формирование способности эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости. На видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия. Совместно с воспитанниками высадили целебные травы: пижму, герань луговую, тысячалистник, подорожник, мать-и-мачеху, ромашку аптечную, лопух, череду.

Наши медицинские работники знакомят детей со свойствами лекарственных растений, их пользой. Ребята с удовольствием пьют ароматный,  фито-чай в летнем кафе «Витамика».

Читайте также:  Ребенок развитие по месяцам фото живота

Так же у нас есть цветник и огород. Рассаду дети выращивают с  педагогами, а потом высаживают ее и каждая группа ухаживает за своей грядкой. Дети получают практические навыки ухода за растениями, наблюдают за их ростом.

Труд в природе способствует развитию у детей импатии (сочувствие, сострадание, сопереживание), позволяет ребенку увидеть результат своей деятельности. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка. Сколько восторга и радости получают дети от полученного результата, когда проводятся праздники «Урожая» и «Цветов», где их видят и оценивают воспитанники всего детского дома, тем самым у ребят повышается самооценка от достигнутого

Лето дает большую возможность соприкоснутся с миром насекомых, растений, птиц. Дети рассматривают бабочек, муравьев, жуков, слышат стрекотание кузнечика, пение птиц, ощущают нежный запах цветов.

В летний период у нас проходят тематические дни: путешествие в мир насекомых :

– «В гостях у муравьишки»

– «Встреча с Комаром-пискуном»

– «Встреча с пчелой Майей»

Цель этих мероприятий помочь детям погрузится в мир природы, систематизировать их знания. Дети лучше усваивают обобщающие понятия, понимают взаимосвязь разных явлений в природе, роль человека в ней. Так же  учим детей преодолевать чувство страха и брезгливости по отношению к насекомым.

Мы учим помогать птицам и растениям тогда, когда это им действительно не обходимо. Зимой все группы мастерят кормушки и развешивают на территории детского дома. Проходит праздник «Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли». Всю зиму дети подкармливают зимующих птиц. После снегопада расчищают дорожки, ведущие к кормушкам, стряхивают с кормушек снег, окапывают снегом корни кустов, отряхивают снег с веток деревьев и кустарников после сильного снегопада. Весною вместе с взрослыми развешивают скворечники.

Поэтому главным становится неформальная ориентировка на достижение ребенком конкретного результата, а возможность активного его включения в познавательную деятельность, воспитание его самостоятельности и инициативности при выполнении любых заданий, что приводит к развитию самой деятельности ребенка, а значит и его личностному развитию.

В систему работы с детьми так же включена разнообразная деятельность с литературными произведениями о природе. Таких авторов как В.В. Бианки, К.Т. Паустовского, Е.И. Чарушина, С.В. Сахарова, а также наших дальневосточных писателей П.С. Каморова и В.П. Сысоева. Дети с интересом слушают эти произведения, инсценируют и разыгрывают их. Вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Описание природы помогают ребенку осмысливать жизненные наблюдения, обобщать впечатления, полученные от наблюдений. Чем больше ребенок накапливает знания о природе, тем богаче, ярче становится его жизненный опыт.

Непосредственное воспитывающее и обучающее воздействия на дошкольника, развитие его духовно – нравственных качеств многократно усиливается при создании педагогических ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой. Поэтому мы ввели персонаж – Лесовичка. Он не живет в группе, а приходит в гости. Он обладает волшебной способностью видеть и знать обо всем, что происходит в группе. Лесовичек любит всех детей, радуется их добрым делам и хорошим поступкам. Плохие поступки его очень огорчают, но он не когда не ругает детей, хотя может сказать и показать, как он расстроился, содержание общение Лесовичка с детьми не ограничивается только нравственной сферой. Для разнообразия он время от времени, но не слишком часто, приносит скромное угощении; диск с мультфильмами; дидактическую игру, т.е. любую вещь, которая обрадует и заинтересует детей.  

У нашего детского дома давняя и большая дружба с нашим «Зоосадом», с конноспортивным клубом «Мустанг», с центром кинологической службы УВД на транспорте. Выезжая на экскурсии, дети получают возможность приобрести жизненный опыт в не стен детского дома, что имеет огромное значение для наших воспитанников. Как надеяться педагоги, непосредственное наблюдение за животными поможет развить чувственное познание и восприятие, привить навыки поведения в природе, воспитать культуру общения с животными. Такие встречи очень полезные для детей. Они развивают, повышают уровень развития психических процессов (память, внимание, речь). Дети становятся эмоционально раскрепощенными, а значит, лучше происходит процесс социализации.

Педагоги детского дома не останавливаются на достигнутом, а ищут новые формы работы с детьми по экологическому воспитанию и развитию духовно – нравственных качеств.

Таким образом, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает духовно – нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Список литературы:

1.Ладыгина Л. В. Воспитатель в детском доме. М., Изд – во «ГНОМ и Д», 2006

2.Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М., Изд – во «ТЦ Сфера», 2001

Источник