Духовное развитие ребенка 4 года
Елена Гаврилова
Консультация «Нравственное воспитание детей 3–4 лет»
Нравственное воспитание детей 3-4 лет.
Повседневные незаметные на первый взгляд влияния на ребенка со стороны близких людей являются по существу очень действенными. Они создают у него те или другие черты характера, формируют его поведение.
Поэтому, воспитывая ребенка, совершенно необходимо заниматься не только его физическим и умственным развитием, но не менее важно позаботиться и о формировании его поведения, о его нравственном воспитании.
В трехлетнем возрасте отношение ребенка к людям, вещам, явлениям, его действия, поступки в большой мере зависят от его эмоций. Он скорее поделится игрушками, когда у него вызовут сочувствие к другому ребенку, чем подчинится строгому, даже и обоснованному, приказу сделать это. В зависимости от того, какие чувства — положительные или отрицательные — преобладают у ребенка, у него создается то или другое настроение, формируется то или другое поведение (бодрое, жизнерадостное, вялое, пассивное, возбужденное).
Поэтому взрослые, воспитывающие ребенка, должны стараться как можно чаще вызывать у него положительные чувства и предупреждать, а по возможности и не допускать возникновения отрицательных эмоций — проявления гнева, страха, неудовольствия, раздражения.
Часто источником тяжелых переживаний ребенка является односторонняя сильная его привязанность к одному из близких. Если ребенок привык быть только с матерью, если она постоянно держит его на руках, целует, обнимает, забавляет, то причин для слез у такого ребенка много. Ведь мать при всей своей любви к ребенку не может быть всегда с ним; уход же ее будет вызывать у него возбуждение, крик, плач.
Ребенку нужна любовь и ласка матери, но его интересы не должны быть связаны только с ней. Если он активный, деятельный, умеет играть, заниматься один и, помимо матери, связан с другими членами семьи, то он будет спокойно переносить ее отсутствие. В этом возрасте малышу уже можно объяснить, что «мама пошла на работу», «мама пошла в магазин и сейчас придет» и т. д.
Будут ли у ребенка преобладать положительные или отрицательные эмоции в большой мере зависит от того, как организована его жизнь, и какие эмоции своим поведением вызывают у ребенка старшие. Если, например, старшие дети не считаются с малышом, дразнят его, а родители постоянно лишь упрекают, разговаривают раздраженно, не считаются с его интересами, то и ребенок не может быть бодрым, спокойным и проявлять интерес и сочувствие к другим.
Знакомя ребенка с окружающим, рассказывая ему сказки, смотря с ним картинки, надо вызывать у него соответствующее отношение к тому, что он воспринимает,учить его оценивать поступки: «Мальчик бьет собачку — это плохо, так делать нельзя», «Школьник помогает подняться упавшей старушке — это хорошо. Надо всем помогать».
Одним из существенных моментов воспитания является формирование положительных взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. Общительность, приветливое, ласковое обращение с окружающими, сочувствие, посильная помощь, умение считаться с интересами других, не мешать им — все эти положительные качества могут быть уже воспитаны у детей 3- 4лет.
В детском саду, где малыши много общаются между собой и где им прививаются положительные взаимоотношения, можно часто наблюдать проявление нежного, внимательного отношения детей друг к другу, заботы, сочувствия, привязанности, умения хорошо, дружно совместно играть.
Ребенок очень легко перенимает особенности взаимоотношений взрослых. Поэтому, желая выработать у ребенка то или иное поведение, взрослые сами должны вести себя соответствующим образом. Если они вежливы друг с другом, всегда спокойны, доброжелательны, внимательны к другим, то и ребенок ведет себя так же. Не надо в присутствии малыша ссориться, выяснять отношения.
Крик, возбужденное состояние передаются ребенку, отрицательно действуют на его нервную систему. Он перенимает неправильные поступки взрослых, свидетелем которых был: сначала в игре с куклой, а затем и в своем отношении к брату, сестре, даже матери он начинает проявлять себя так, как это делали окружающие взрослые в его присутствии.
На четвертом году жизни у ребенка нужно воспитывать умение выполнять элементарные правила общежития. Прежде всего, спокойно выполнять такие требования взрослых, как вести себя тихо. Не мешать, например, когда взрослые читают, отдыхают.Он должен соблюдать уже некоторые правила вежливости: здороваться, прощаться, говорить «спасибо», «пожалуйста», подать упавшую вещь взрослому; спокойно, не мешая окружающим, вести себя в автобусе, в гостях, у врача.
Надо учить детей доводить начатое до конца (например, убрать все игрушки на место). Настойчиво преодолевать затруднения (надеть ботинок, застегнуть пуговицу); терпеливо ждать (мама занята и не сразу может дать что-либо); преодолевать желание, если оно невыполнимо, сдерживать слезы (не плакать, если из-за дождя нельзя пойти гулять, без капризов возвращаться с прогулки домой).
Какие же для этого имеются способы? Чтобы ребенок выполнял требования взрослых, они должны быть обоснованы и посильны ему. Двухлетний и даже трехлетний ребенок не может, например, спокойно стоять и ждать, пока мама, держа его за руку, разговаривает с встретившейся ей на улице знакомой. Но он в состоянии уже выполнить требование заняться чем-нибудь и не шуметь, пока брат учит уроки. Зная, что чувства детей играют большую роль в их жизни, надо требования к ребенку делать эмоционально привлекательными, вызывающими у него положительное к ним отношение.
Если вы, предлагая ребенку сделать что-то для него неприятное, например, пойти спать, когда не хочется,скажете при этом: «Ведь ты уже большой. Сейчас папа увидит, как ты научился расшнуровывать ботинки и как сам умеешь аккуратно складывать одежду», то он захочет это показать и охотно пойдет спать.
Потребовав что-либо от ребенка, надо непременно проследить, как он это выполнит. Тогда у него войдет, а привычку обязательно выполнять требования взрослых.
Требования к сыну или дочке не должны меняться в зависимости от настроения близких или от того, кто их предъявляет. Часто бывает, что мама требует, чтобы дочка ела обязательно сама, а бабушка «жалеет» внучку и кормит ее. Или сегодня разрешают лечь в кровать с игрушкой, а завтра категорически запрещают.
Различные требования одного и того же лица или несогласованность, отсутствие единства в требованиях и воспитательных приемах у разных членов семьи дезорганизуют ребенка. В таких случаях у него не могут быть выработаны определенные навыки поведения и ожидать от него послушания не приходится. Иногда даже вследствие такой несогласованности у ребенка могут возникнуть нервозность, повышенная раздражительность, упрямство.
С желаниями ребенка обязательно надо считаться. Если же вопреки его желанию необходимо выполнить то или другое требование, следует объяснить ребенку, почему это необходимо. Например, ребенок увлекся какой-либо игрой, но пора идти гулять.Нельзя неожиданно категорически предложить ему: «Оставь свою игру, давай одеваться». Следует предварительно, минут за пять,предупредить его: «Кончай играть, скоро пойдем гулять». Если ребенок продолжает с увлечением играть, а одевание на прогулку уже нельзя откладывать,надо сказать: «Ты не убирай кубики, оставь все так. Придем с прогулки, и ты снова будешь строить».
Учитывая большое влияние чувств на поведение ребенка, надо обязательно поощрять и хвалить его, когда он поступает правильно, и высказывать неодобрение, если ребенок поступает неправильно.
При воспитании ребенка нужно как можно реже пользоваться порицаниями («Ты непослушный», «Какой ты упрямый, нехороший!», чаще указывать, как ему следует в том или ином случае поступить.
На поведение ребенка отрицательно влияют чрезмерно частые одергивания и запрещения. Они нарушают его уравновешенное поведение, вызывают возбуждение. Однако это отнюдь не означает, что ребенку все должно быть разрешено и его нельзя ни в чем ограничивать. Но запрещений не должно быть слишком много, и чем младше дети, тем и запрещений должно быть меньше. Надо так организовать жизнь ребенка, чтобы дозволенного было больше, чем недозволенного. А самое главное — надо удовлетворять возрастные потребности ребенка — в движении, в разнообразной деятельности, в частом общении со взрослыми.
В возрасте 3-4 лет следует постепенно приучать ребенка руководствоваться в своих поступках не только собственным желанием (хочу — не хочу, приятно — неприятно, но уже установленными правилами и считаться с оценкой своих поступков старшими. Поэтому надо не только прекращать нежелательное поведение ребенка, но необходимо объяснять ему, что так поступать или делать нельзя и почему именно нельзя, и обязательно подсказать, как же надо сделать, поступить.
Поведение взрослых должно быть образцом для ребенка. Трудно требовать от ребенка, чтобы он обязательно мыл руки перед едой, если он видит, что старший брат или отец садятся за стол, не выполняя этого правила. Легче приучить ребенка к порядку, если он постоянно видит, как аккуратно обращаются с вещами взрослые.
Однако, хотя пример окружающих имеет большое значение в воспитании ребенка, одного примера совершенно недостаточно. Надо активно упражнять ребенка в положительных поступках и действиях. Надо, чтобы он делился сластями, уступал свои игрушки другим детям, жалел маленького братишку, наливал котенку молоко, кормил птичек и т. п.
Только в процессе активной деятельности создаются и закрепляются необходимые навыки, нравственные привычки и чувства.
В процессе повседневной жизни надо приучать ребенка уважать и ценить труд людей: «Вытирай ножки, видишь, мама вымыла пол»; «В комнате было так чисто, а ты разбросал игрушки, убери их на место,»; «Какое красивое платье сшила тебе бабушка, иди поцелуй ее и скажи спасибо»; «Папа починил тебе игрушечную коляску, а ты опять садишься на нее и снова сломаешь» и т. п.
Положительное отношение к труду окружающих людей, желание самому принять в нем посильное участие, первые «трудовые» действия, радостное удовлетворение от результата своих усилий — все это лишь начальные,. но очень ценные трудовые качества, и их уже возможно, а значит, и нужно, воспитывать у маленьких детей.
С ранних лет надо прививать ребенку интерес, любовь к природе и бережное, заботливое отношение к животным. Это обогатит его ум и чувства, сделает его жизнь более интересной и яркой, разовьет пытливость ума. Он будет расти отзывчивым, мягким. Вы не раз, наверное, видели, с каким интересом ваш ребенок наблюдает, например, за бабочкой. Как радуется при виде детенышей животных, какое удовольствие доставляют ему красивые, яркие цветы, их запах, гладкие камешки и. И от нас с вами зависит развить эти переживания, научить ребенка не только с интересом наблюдать мир природы. Видеть красоту вокруг себя и глубже воспринимать ее, но и бережно, заботливо относиться ко всему живому.
Оставьте ребенка без внимания, предоставьте его самому себе — и он может сорвать и тут же смять и бросить цветок, без сожаления наступить на жука, схватить котенка за хвост и т. п. Из этих, невинных на первый взгляд поступков и действий маленьких детей в дальнейшем могут сформироваться отрицательные черты поведения, такие, например, как отсутствие чуткости, грубость и даже жестокость в обращении с окружающими.
Мы знаем, что на ребенка больше всего действует пример близких людей. Но мало, как уже говорилось, дать положительный образец поведения, нужны и более активные меры обучения ребенка. Иногда ребенок не обращает внимания на то, что повседневно окружает его, — не прислушивается к пению птиц, не замечает, что листья стали совсем желтые, и мимо многого другого проходит, как бы совершенно не замечая. Мы должны сами, сознательно вызывать у малыша интерес и привлекать его внимание к разнообразию и красоте окружающей природы.
Наблюдая вместе с детьми за изменениями природы, нужно давать им доступные объяснения, учить их радоваться прекрасному,бережно относиться к живому: «Идет снег, какой он пушистый, как тихо вокруг»; «Солнце садится, смотри, какое красивое небо»; «Слышишь, курочка зовет цыплят. Она боится, чтобы они далеко не убежали»; «Это васильки, они синие. А эти беленькие цветы — ромашки. Поставим их в воду, чтобы они не завяли»; «Смотри, дождевой червяк. Не раздави его — он полезный».
Привлекайте своего малыша к уходу за цветами, домашними животными. Давайте для игры шишки, камешки и другой природный материал. Все это будет способствовать развитию его моральных и эстетических чувств.
Источник
На чтение 8 мин.
У многих детей в возрасте 4 лет происходит признание себя как личности, они внутренне ощущают себя взрослыми, способными запомнить и переработать множество информации, хорошо владеют речью, самостоятельно одеваются, кушают и убирают за собой игрушки. К тому же они все еще остаются маленькими, еще не дошкольники, но уже и не младенцы. В данный период от родителей требуется максимум терпения и деликатности, чтобы при необходимости корректировать его поведение и направлять дальнейшее развитие.
Ребенок в 4 года активный, любознательный, веселый
Особенности развития детей
В этом возрасте большую роль играет особенности детской психологии, учитывая которую взрослые могут грамотно выстраивать формирование способностей малыша. Развитие ребёнка в 4 года идет по разным направлениям.
Физическое развитие
Они становятся более самостоятельными, начинают одеваться без помощи взрослого. В норме ребенок 4 лет должен уметь нижеследующее, если у него пока не получается, тогда следует проводить корректирующие занятия.
В 4 года малыш должен много прыгать и бегать
- ходить уверенным шагом, при этом не шаркая;
- во время бега изменять темп и ускорение, сохраняя равновесие;
- выдерживать бег на расстояние от 10 до 20 метров;
- бегать на протяжении 1 минуты;
- на протяжении 3-4 секунд стоять на одной ноге;
- производить прыжки вперед от 2 до 3 метров;
- прыгать на одной ноге;
- спрыгивать с 20 сантиметровой высоты;
- перешагивать через маленькие препятствия;
- проползать через низкие предметы;
- лазать по лесенкам на шведской стенке;
- бросать и ловить мяч;
- кататься на велосипеде;
- не паниковать перед водой;
- катать мяч;
- держать равновесие на низкой скамейке.
В 4 года детей можно записывать в спортивную секцию
Социальное развитие
Ребенок 4 лет довольно любознателен, ему нравятся новые знакомства. Он уже в состоянии заводить тесное общение, первые шаги дружбы. Однако, у детей дружеские отношения как легко возникают, так и распадаются, причем без какой-либо причины. Дети данного возраста делят людей на хороших и плохих. Исходя из психических данных, было бы неплохо водить детей вместе играть во двор, к друг другу в гости. Пока у детей происходят совместные занятия и общение, у их мам тем временем появится свободное время.
В 4 года у детей появляются друзья
В данном периоде ребенок нуждается в похвале, уважении со стороны родителей, он стает обидчив на замечания.
Именно поэтому задача взрослого заключается в том, чтобы корректно подходить к формированию характера малыша. Сейчас он учится вежливому общению, вниманию, сочувствию, конечно, опираясь на пример взрослого.
Умения и навыки самообслуживания развивают родители и воспитатели
Обучение чтению
Ребенок 4 лет вполне может начинать осваивать чтение. Однако, начиная занятия дома, нужно ориентироваться на уровень его устной речи. Если у ребенка развернутая речь, и он хорошо слышит и произносит звуки, тогда можно начинать обучение.
Развитие речи в 4 года
Прежде всего, необходимо понимать, что у каждого малыша свой темп восприятия нового материала. Он способен грамотно выражать свои мысли, но на страничках букваря вполне может забуксовать. Не стоит здесь раздражаться, можно на небольшое время отложить занятия, возможно он психологически не готов к данным нагрузкам.
Совет: выученные буквы для лучшего запоминания можно нарисовать, слепить, приклеить на холодильник, чтобы они находились как можно чаще перед глазами.
Обучать дома можно по нескольким методикам. Очень популярна в настоящее время методика Жуковой. На страницах своего букваря она дает рекомендации родителям, на что лучше обратить внимание и предлагает метод перехода от простого к сложному.
Кубики Зайцева – эффективный способ обучения чтению
Не менее популярная методика Зайцева с его знаменитыми кубиками. Зайцев предлагает действовать, опираясь на ведущую для малыша деятельность – игру. Во время этих занятий дети меньше утомляются.
Родители сами могут выбрать методику для занятий, не важно традиционная она или основанная на современных подходах. Главное-ребенку должно быть интересно, веселые занятия располагают к дальнейшему интересу в обучении.
Как обучать математике ребенка 4 лет
Многие родители задумываются, как организовать занятия дома. Ведь, когда ему интересно, то урок проходит быстро и качественно. Во время обучения счету необязательно сидеть на месте. Можно проходить количественный счет составляя на кухне тарелки.
Дома хорошо закрепляется счет во время игры в магазин, для детей будет увлекателен процесс оплаты за игрушки.
В 4 года малыша можно знакомить с деньгами и так развивать умение считать
Для детей 4 лет разработано много занятий, помогающих закрепить знания об геометрических фигурах. Для этого хорошо использовать вырезанные фигуры разного цвета и размера. Если во время работы с предметами попутно собирать картинки, то можно одновременно формировать воображение. Развивать будущего математика можно собирая сюжеты из новых элементов, например, солнце из 2 полуовалов, а прямоугольник из большого квадрата и 2 маленьких.
Развитие дома математических способностей происходит во время формирования представлений о понятиях «много» и «один», «больше» и «меньше».
Можно играть в «пчелок», прячущихся от медведя. Медведь – один, а пчелок – много. На полянку вылетела пчелка – одна, еще вылетела – стало две, еще – три. Сколько стало пчелок на полянке? Снова много.
Роль сюжетно-ролевых игр
Игра- это основной вид деятельности для детей 4 лет. В процессе игры происходит формирование дисциплинированности, внимания, воображения, ловкости. Основная фишка данного занятия заключается в том, что ребенок придумывает себе роль, и сам ее играет, это важно для дальнейшей его социализации. Он в игре прорабатывает полученные впечатления и знания. К сожалению, на сегодняшний день дошкольное времяпровождение вытесняет игру, на ее место приходят компьютеры, телевизоры, смартфоны.
Совет: для того, чтобы у детей легче происходил процесс социализации, нужно находить время на игру с ними.
Сюжетно-ролевая игра в повара
Пользуются спросом у детей ролевые игры в семью, где мама может исполнять роль дочки, а дочка-мамы. Кстати, для этой игры можно использовать кукол. Данная игра способна научить взаимопониманию, усвоению домашних правил.
Поможет справиться с боязнью врачей игра «Больница». Причем, в качестве пациентов могут выступать, как зверушки, так и родители. Неплохо вначале ведущую роль доктора вести взрослому, а потом постепенно устраняться, при этом наблюдая за ходом событий.
Аналогичным способом можно играть с малышом 4 лет и в «Накрывание ужина», «Большую уборку», «Детский сад». Кстати, внимательный родитель именно во время этих игр может узнать о том, что беспокоит малыша.
Развитие мелкой моторики
Занятия на развитие мелкой моторики у ребенка 4 лет – это залог на будущий интеллект крохи.
Известные психологи утверждают, что именно в пальчиках находится ум малыша. Если у него хорошая моторика, то тогда он имеет неплохо развитую речь, память. Такие дети лучше рассуждают, строят предложения. Слабо развитая моторика 4-леток может спровоцировать неподготовленность к письму или проблемам с речью.
Развитие моторики с помощью лепки
Для развития мелкой моторики можно использовать подручные материалы: шнурки, капсулы от «Киндер-сюрпризов», пуговицы, прищепки, рис, гречку. Хорошо развивают пальчики нанизывание бусин на проволоку, пирамиды на штырь, застегивание пуговиц, замочков, кнопочек, молнии.
Отдельно хотелось упомянуть про гимнастику для пальчиков. Вначале занятия можно похлопать в ладоши, причем задавая определенный темп и громкость, походить по столу указательным и средними пальчиками. Затем пусть большой пальчик поздоровается со всеми остальными по очереди. На данном моменте можно повторить и названия пальчиков. Данные занятия следует проводить ежедневно.
Пальчиковая гимнастика – упражнения
Хорошо развивает моторику лепка, рисование, обведение фигуры по точкам, в летний период-рисунок песком на пляже. Главное условие результативности – это регулярность занятий.
Знания об окружающем мире
Ребенок 4 лет должен уже многое знать о себе и об окружающем его мире. Давайте посмотрим, что он должен уметь и знать, может быть на что-то ушло от взрослого внимания.
В 4 года дети активно интересуются окружающим миром
- знать свою фамилию, имя, отчество, имена мамы, папы, бабушки, дедушки, сестер и братьев;
- называть свой возраст;
- название города, в котором он живет, домашний адрес;
- разбираться со временами года, когда летают бабочки, падает снег, когда на деревьях желтые листья, когда тает снег;
- иметь представление об основных явлениях природы, какие осадки бывают в летний период, что выпадает зимой;
- различать знакомые бытовые приборы и давать им характеристику: форма, цвет, предназначение;
- различать фрукты от овощей;
- различать домашних и диких животных;
- называть животных и их детенышей.
В данном возрасте дети стремятся к самостоятельности, они жаждут все узнать. Основная задача родителей – это не препятствовать получению новых знаний, нужно давать им больше самостоятельности, поддерживать, не зацикливаться на неудачах. Иначе может вырасти неуверенная в себе личность.
Видео. Развитие речи у ребенка 3-4 лет
Источник