Духовное развитие ребенка 3 лет
Татьяна Фадеева
Духовно-нравственное воспитание детей 3–5 лет
«Духовно-нравственное воспитание детей 3-5 лет»
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
Н. И. Пирогов
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
В основу формирования подходов к определению сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» для детейдошкольного возраста предложены следующие принципы:
1. отбор знаний, наиболее актуальный для ребенка данного возраста.
2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;
3. дифференцированный подход к каждому ребенку;
4. рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватные возрасту;
5. принцип интеграции образовательных областей;
6. деятельный подход;
7. развивающий характер обучения.
Следуя этим принципам творческая группа, состоящая из пяти педагогов нашего детского сада, собрав воедино весь свой опыт разработала проект
«Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста». Срок реализации 3 года, возраст детей: 3-6 лет.
Цель нашего проекта:
Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников.
Задачи:
• Развивать мотивационную сферу дошкольников, формировать стремления подражать положительным героям сказок.
• Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. Формировать средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии.
• Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
• Дать представление о нравственной свободе человека, учить детей различать понятия добра и зла, помочь увидеть красоту нравственных поступков.Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни.
• Разработать комплекс мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и патриотического воспитания детей.
Так как наша группа «Радуга»уже затронула все подпроекты: 1. «Сказка — ложь, да в ней намёк…», 2.«Как прекрасен этот мир…», 3. «В мире добра и чистоты», мы решили предоставить опыт работы по данному проекту.
Одним из самых эффективных и проверенных методов духовно-нравственного воспитания дошкольников, является сказка. Образность и конкретность помогает малышам разобраться с тем, какое поведение допустимо, а какое – нет.
Детей младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Все мы знаем как велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало. В нашей группе есть уголок театрализованной деятельности, в котором собраны разнообразные сказки. Это театры конусные, пальчиковые, теневые, на перчатках, на лопатках, на цилиндрах. Когда дети были в младшей группе они были зрителями в театре, а мы были для них бабушки-сказительницы, которые незаменимы в детстве, и являются соединяющим звеном поколений и традиций. А сейчас ребята сами выбирают сказки по своему желанию, обыгрывают их, показывают малышам.
Поставив перед собой цель – воспитание основ природного окружения и экологического воспитания ребёнка-дошкольника, я, со вторым педагогом, в своей группе,взяли данную тему для подпроекта: «Как прекрасен этот мир».
Всю свою работу мы строим с учетом ФГОС.
В групповой комнате созданы все необходимые условия для проведения системной Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и огород на окне, и экспериментально- исследовательская зона.
Так в системе используем мероприятия по посадке, росту растений и уходу за ними как в уголке природы так и на прогулках в цветнике.
Особое место в ознакомлении детей с природой отводится огороду на окне. Ранней весной мы проращиваем луковицы,сажаем семена растений на рассаду: «Витамины нам нужны», «Посадишь семечко – появится росток», «Мы овощеводы», «Во саду ли в огороде».
Имеется в нашей группе новый элемент развивающей предметной среды- это мини –лаборатория. Мини –лаборатория создана для развития познавательного интереса у детей к исследовательской деятельности,формирования у них научного мировоззрения: «Волшебница вода», «Необычные камни», «Что прячется на дне морском».
Есть на территории нашего учреждения и экологическая тропа,которая включает в себя различные виды деревьев: тополь, береза, черемуха, клен, елка, кустарники, первоцветы, муравейник, огород, луг, уголок леса.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для организации познавательно- исследовательской деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные времена года. Все это дает больше возможности для сенсорного развития детей, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок, эмоционального развития детей, в частности формировании чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.
Вся наша работа построена на основной деятельности дошкольников- игре.Игры используются как ролевые так и дидактические: «Кто где живет?», «Земля и ее обитатели», «Стань другом природы» и др. На собственном опыте мы убедились, что с помощью игр можно хорошо закреплять у детей полученные о природе представления.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Народные православные праздники — яркая форма отдыха детей, педагогов и родителей. К сожалению и дети, и взрослые не понимают смысла многих праздников и причин их возникновения. Познакомить детей с православными обычаями помогают мероприятия, где мы совместно с сотрудниками историко- краеведческого музея рассказываем о традициях. Мероприятия сопровождаются песней, игрой, творческим трудом. Наиболее полюбившиеся мероприятия — Рождество, Пасха, Троица. В рамках проведения городского мероприятия «Праздник Пасхи», наши воспитанники вместе с родителями приняли активное участие в конкурсе по изготовлению пасхальных яиц из разнообразного материала и были награждены грамотами и поощрительными призами, а в этом учебном году мы познакомили детей с таким праздником как Покров Святой Богородицы. Провели покровские посиделки, пригласив отца Иоанна из Свято-Никольской церкви, на которых дети познакомились с историей праздника.
Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа.
Третий наш подпроект: «В мире добра и чистоты».
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала.
Одной из главных целей образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении является создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта своего региона проживания, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Так, например, ребятам запомнилась экскурсия в краеведческий музей на тему «Байкал –жемчужина Сибири». Экскурсовод представила презентацию о Байкале, рассказала о животных, живущих в нашем крае, дети с удовольствием играли в народные бурятские игры, а в конце экскурсии получили картинки с легендами об озере. После этой экскурсии многие дети поделились впечатлениями о своей поездке с родителями на Байкал.
Много интересного дети узнали после экскурсии в дом-музей нашего земляка Евгения Евтушенко.
Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение
В своей работе ориентируем родителей на совместную работу в данном направлении: на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью.
Стараясь заинтерисовать родителей, кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций используем разнообразные формы работы.
Например мы приглашаем мам на утренник, посвященный Дню Матери, а в вестибюле проходит выставка «Что умеют наши мамы» на которой демонстрируется разнообразие их увлечений. Принимая участие в акции «Дари добро», собрав вещи и игрушки, родители и дети доставили огромную радость ребятишкам из школы №6 и в детском отделении поликлиники. Участвуя в проекте «Покормите птиц зимой», делая оригинальные кормушки, взрослые воспитывают у детей желание заботиться о зимующих птицах.
На Новый год родители с детьми с удовольствием делают игрушки на елку, участвуют в Рождественских посиделках.
В нашем детском саду проходила выставка музыкальных инструментов народов мира и мамами и папами были сделаны такие инструменты, как гусли, цимбалы, скрипки, домры, най, гитары, трещетки, балалайки, барабаны, маракасы и др. Теперь дети с увлечением играют на них в музыкальных уголках.
Многие семьи откликнулись на предложение сделать свое генеалогическое древо и ребята с гордостью рассказывали о своих родных, показывая их фотографии.
Была проведена выставка поделок «Военная техника» ,рисунков «Мы за мир на планете» и спортивный праздник (соревнования между папами с детьми групп№4 и №6) .
И конечно особое внимание уделяется празднованию Дня Победы. Мы говорим с детьми о войне, воинах, которые воевали и ценой своей жизни принесли нам Победу, учим детей хранить память о павших во время ВО, формируем представление о том, как сейчас чтят ныне живущих ветеранов. Дети разучивают стихи, песни к 9 мая, ходят к памятнику павшим героям в парк победы.
То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед обществом.
Конечно, необходимо совершенствовать профессиональный рост и самих педагогов, работающих в этом направлении, ведь зачастую воспитателям не хватает элементарных знаний по той или иной теме. Большая часть наших воспитателей прошли курсы повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию, в группы приобретена соответствующая литература
В этом году наша творческая группа: Тиминская С. В., воспитатель; Курилова Ю. Ю., воспитатель; Мастихина Т. П., воспитатель; Фадеева Т. И, воспитатель; Лузьянова А. Е., воспитатель. отправила свой проект на конкурс и победила в 1 (региональном) этапе ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи». За что вся творческая группа получили дипломы победителей от Министерства образования Иркутской области и Иркутской Митрополии русской православной церкви.
В перспективе, по окончанию работы проекта, собрав весь накопленный материал, мы планируем написать программу по духовно- нравственному воспитанию дошкольников.
. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Источник
О. Савва (Мажуко): «Смирять жену и детей – любимое православное развлечение»
«Гордость есть корень всех зол» – считал преподобный Иоанн Лествичник. Не потому ли борьба с гордостью – горячо любимое занятие православного человека, особенно если дело касается не его, а ближнего? Ну, как устоять и в своей семье не закрутить гайки потуже?
«Блаженны милостивые»: о чудесах духовной арифметики
В Нагорной Проповеди отражена суть христианского нравственного учения. Среди них есть такая: «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7). К какой милости призывает Христос? И почему только милостивые могут быть по-настоящему счастливы?
Почему подростки прекращают ходить в храм?
Одна из частых проблем приходской жизни – расцерковление подростков. Чадо с детства ходит в храм, вместе с родителями на службе, с готовностью исповедуется, регулярно причащается, посещает воскресную школу. Но подходит подростковый возраст – и ребёнка видно в храме всё реже…
“Блаженны плачущие”: они плачут, но почему-то счастливы
С амвона храма мы привычно слышим о том, что плачущие блаженны. Заповеди блаженства общеизвестны, не потому ли смысл слов Спасителя зачастую от нас ускользает? О чём плачут эти странные счастливые люди и как это касается нас?
Пустословие и доброе христианское общение: в чём разница?
Все мы время от времени испытываем потребность выговориться. Хорошо это или плохо? Не впадём ли мы в грех пустословия, желая высказаться сами и проявляя чуткость к проблемам ближнего? Можно ли проговорить весь день, но сердцем оставаться в молчании?
- Рубрики:
- Таинства
Покаяние и исповедь: работать над собой, ничего не смущаясь
Занимаясь христианским воспитанием детей, важно иметь навык воспитания самих себя через покаяние и исповедь. Зачем исповедовать грехи перед священником, если можно покаяться перед Богом? Не мешает ли христианская практика покаяния самоуважению?
Родословная Христа: на что способно воспитание детей в памяти о Боге
Генеалогию Спасителя современному неподготовленному человеку читать сложно: она кажется длинной, скучной и совершенно не нужной. Между тем, генеалогия Иисуса – это не просто родословие знаменитого человека. Это родословие Мессии.
«Блаженны кроткие»: почему кроткий способен повести за собой
«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», – произнёс Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди. Что такое кротость и почему именно кроткие наследуют землю? Способен ли кроткий человек отвечать на вызовы времени и быть лидером?
«Блаженны нищие духом» – лекарство от стресса в современной жизни
Благосостояние часто берётся за основу семейной этики. Но, стремясь обеспечить себе и ребёнку должный уровень достатка, мы находимся в постоянном стрессе и несчастливы. Как понимать Христову заповедь счастья «Блаженны нищие духом» и правильно ей следовать?
- Рубрики:
- Таинства
О. Савва (Мажуко): «Пусть первая исповедь будет праздником»
Как подготовить ребёнка к первой исповеди? Что делать, если первый опыт покаяния был не совсем удачным? Архимандрит Савва (Мажуко), насельник Свято-Никольского мужского монастыря Гомеля, отвечает на непростые духовные вопросы.
Источник
Духовное развитие
Многие считают, что для духовного развития необходимо как можно больше творчески развивать малыша. Заниматься с ним танцами, музыкой, рисованием, читать разнообразную литературу. Для других это что-то связанное с богом, поэтому необходимо с детства знакомить ребенка с библией и церковью. Существует большое количество догадок в этом вопросе.
Духовный рост начинается в семье и продолжается всю жизнь. Это гармоничное развитие малыша.
Такому развитию ребенок самостоятельно не научится. Важно чтобы и родители развивались духовно. Потому что все, что ребенок умеет и чему может научиться, в первую очередь, берется из семьи. Дети с рождения любят повторять и подражать родителям, копируют их образ жизни. И нет особого смысла пытаться развивать малыша духовно, если мама с папой не считают нужным заниматься этим сами.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.
Основа духовного развития – родительский пример. Начинать духовно развивать ребенка необходимо с себя, с семьи. И только тогда духовная составляющая в ребенке будет развиваться. Отношения в семье должны быть теплые, доверительные, построенные на взаимоуважении и понимании. Духовное развитие малыша зависит от правильного и грамотного отношения любящих родителей.
Если в семье не чувствуется любовь и гармония, то ни о каком духовно развитии речи быть не может. А все усилия, которые родители прикладывают, будут только развивать его творческие, физические или интеллектуальные способности.
Духовное развитие ребенка происходит через все пять органов чувств: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Поэтому родители всегда должны думать об окружающей обстановке своего дитя.
Что делать для духовного развития ребенка
Нет определенных требований и правил, необходимых для духовного развития. Ценности, которые есть в семье, традиции, уровень развития семьи, являются базой для духовного развития малыша. Родители должны сами чувствовать духовную составляющую и передавать ее своим детям.
В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист “Возрастные кризисы у детей: причины, симптомы, помощь” Скачайте его, и узнаете о том как помочь любимому малышу во время кризиса.
Когда малыш только появляется в семье, первое время он полностью зависит от родителей, как в физическом, так и в психологическом плане. В это время у ребенка устанавливается определенное отношение к миру. Можно ли ему доверять или стоит быть осторожным? Нужно чтобы кроха чувствовал, что его любят, он долгожданный, и он любим, потому что через родительскую любовь малыш формирует отношение к окружающему миру.
Семье необходимо жить в гармонии, любви, терпении и заботе друг о друге и все эти чувства и проявления ребенок будет впитывать как губка.
Когда ребенок начинает ходить, он очень любознателен. Родителям необходимо правильно и грамотно направлять его интерес в нужное русло. Можно читать различные книжки, изучать яркие картинки, смотреть хорошие мультики. Заниматься всем, что вызывает интерес у ребенка.
Через родителей у малыша формируется образ человеческих взаимоотношений. Именно родители должны показать, какое отношение может быть к окружающим.
Конечно, стоит отдавать ребенка в различные кружки и на разнообразные занятия, развивать его творческие и интеллектуальные способности. Все это будет способствовать духовному развитию малыша. Но самое главное, что необходимо сделать – это установить в семье теплые, доверительные отношения. И только тогда ребенок, действительно, будет развиваться духовно.
Источник