Духовное развитие личности ребенка средствами художественного слова

Дошкольный возраст – период освоения норм морали и социальных способов поведения. И в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, знанием принятых в обществе норм, правил поведения и взаимоотношений, способностью к сочувствию, сорадости, содействию. Дополнительная образовательная программа «Воспитание звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста» решает коррекционные задачи, но прежде всего, она должна способствовать духовно-нравственному росту воспитанников. Наша образовательная программа предполагает реализацию задач формирования нравственного отношения детей к миру и к себе на основе использования художественных текстов. Нравственные правила приобретают в художественных текстах живое содержание, которое перестраивает духовный мир ребенка. Воспитание художественным словом является формой познания действительности и способом развития духовно-нравственных качеств личности. Сегодня для нашего общества характерно снижение статуса чтения, что обусловлено глобализацией средств массовой информации. Результаты анкетирования, проведенного среди родителей воспитанников, свидетельствуют о том, что сегодня только в 8% семей регулярно читают детям, причем, чаще всего читают ребенку перед сном, то есть чтение просто убаюкивает, а не преследует никаких воспитательных целей. Таким образом, можно говорить об утрачивании традиций семейного чтения. А значит, использование нравственного потенциала художественных текстов в воспитательных целях,  становится одной из важнейших задач в работе с детьми дошкольного возраста. 

Нравственный потенциал произведения, конечно же, сам по себе не переходит во внутренний мир ребенка. От мастерства педагога зависит глубина проникновения ребенка в смысл художественного произведения, его степень переживания и осмысления нравственных проблем, способность извлечь нравственные категории. Для успешного решения задач нравственного воспитания маленьких читателей, а вернее сказать маленьких слушателей, художественными средствами, необходимо опираться на особенности восприятия художественных текстов детьми дошкольного возраста. Детское восприятие книги синкретично: текст, иллюстрации, полиграфическое оформление, иногда даже место чтения и «исполнитель» находятся в детском восприятии в тесном единстве. Первоначально ребенка интересует не столько смысл, сколько звук. Поэтому дети отдают предпочтение стихотворным хореически организованным текстам, так как «при использовании хорея межакцентный интервал составляет ровно один слог».  Постепенно происходит и проникновение ребенка в смысл. Главная отличительная особенность художественного восприятия детей – преобладание «практического» над «условным». Ребенок идентифицирует себя с героем, по какому- либо признаку (имя, деталь внешности, возраст, эмоциональное состояние). Он верит в реальность вымысла и переносит описанное в жизнь, а себя в сюжет текста, придумывает собственные детали и эпизоды.  Он пытается практически воздействовать на  художественное произведение. Так, ребенок двух лет  может закрасить рот лисе, чтобы она не съела колобка, а в старшем дошкольном возрасте  придумывает «безопасные повороты сюжета». Постепенно реальность и вымысел дифференцируются в детском сознании, но практический план доминирует над условным в течение всего дошкольного возраста. Чтобы ребенку уйти от наивного реализма, чтобы в его сознании появился второй план, нужен значительный опыт – не только и не столько жизненный, сколько эстетический – опыт восприятия художественных произведений. Этот опыт накапливается по мере увеличения количества воспринятых (услышанных, увиденных) художественных текстов, чем больше ребенку читают, тем богаче его внутренний мир. Так как, перечисленные особенности восприятия изменяются по мере взросления, то необходимо, помимо простого прослушивания детьми художественных текстов,  в воспитательной работе использовать и развивать перечисленные выше  качества восприятия, особенно феномен «содействия». Впервые этот термин ввел психолог А.В. Запорожец, считая содействие условием понимания текста. Ребенок должен пройти  через эту ступень для того, чтобы глубже понять художественный текст. Осмысление ребенком прочитанного является условием формирования интереса к художественному чтению.  Оно формируется на основе содействия через упражнения, в которых проявляется творческая активность детей. Упражнениями  практического воздействия могут быть:

– раскрашивание черно-белых иллюстраций к текстам;
– имитация процесса чтения в эгоцентрической речи– это могут быть любые вариации на тему прослушанного      текста, можно «читать» своим игрушкам;
– воспроизведение  прочитанных взрослым текстов  в инсценированных диалогах;
– сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного взрослым текста;
– работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна;
– рисование и лепка на основе прочитанных взрослым текстов;
– придумывание конца текста или введение своих персонажей (как хотелось бы);
– придумывание вопросов героям текста;
– проигрывание придуманного конца сказки.

Если дети научатся преобразовывать содействие в сопереживание и сотворчество, веру в реальность вымысла – в «правду возможного», а отождествление себя с персонажами – в эмпатию, то в будущем можно надеяться на их духовный рост. 

Богатый нравственный потенциал содержится в следующих формах художественного слова — потешки, сказки, лирические стихотворения, загадки, пословицы, поговорки. Педагог организует данный процесс, уделяя особое внимание отбору художественных текстов, методику чтения и проведения бесед после прочтения, чтобы помимо коррекционной задачи, состоящей в закреплении произносительных умений и навыков, формировать и развивать у детей нравственно-этические представления. При чтении и рассказывании художественных произведений используются такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире:

1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
2) введение слов – этических оценок поступков героев;
3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, то есть замена их синонимическими конструкциями;
4) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.

Практический опыт работы по программе показывает, что наиболее эффективным является:

– чтение литературных произведений педагогом;
– заучивание детьми стихотворений;
– заучивание отрывка из текста;
– беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога;
– ответы на вопросы педагога;
– дополнительные разъяснения педагога, разбор житейских ситуаций;
– загадывание загадок;
– работа с пословицами и поговорками;
-рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
-чтение литературных произведений родителями.

Выводы по результатам анкетирования, наблюдений и бесед свидетельствуют о существовании такие проблем, как высокая профессиональная занятость многих родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей, наличие у некоторых родителей своих собственных убеждений и взглядов на воспитание, отличающихся от принятых в обществе, а так же невысокий уровень образования и культуры определенной категории родителей. Но, очевидно, что процесс нравственного воспитания на материале художественных текстов должен основываться на организации взаимодействия с семьей, потому что именно родители отвечают за воссоздание ребенком нравственного образа жизни. Работа с родителями детей с нарушениями речи характеризуется гибкостью и адресностью. Она основывается на результатах диагностики взаимоотношений родителей и детей, а также на совместном планировании воспитательного процесса с другими педагогами. Дифференцированный подход в работе с родителями строится на выделении  основных характеристик семей, отражающих возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка. Существуют гармоничные семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Другие семьи, характеризуются нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивают положительную направленность в воспитании детей. Есть конфликтные семьи, где родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях, ни о каком  чтении и нравственном  воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Бывают внешне благополучные семьи, но в которых процветает бездуховность, отсутствуют  интерес к чтению и истинные нравственные ценности. Особенно трудно взаимодействие с неблагополучными семьями, для которых характерны скандалы, аморальное поведение. 

Таким образом, основной целью взаимодействия с родителями является организация сотрудничества на основе единой педагогической позиции. Формы организации взаимодействия: консультации, информационные стенды, родительские собрания, совместные занятия и проекты, педагогические гостиные.

Предполагаемые результаты работы по духовно-нравственному воспитанию на материале художественных текстов в рамках дополнительной образовательной программы:

– позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе,  оптимистическая детская картина мира;
– потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование;
– субъективное психо-эмоциональное благополучие;
-чувства патриотизма;
– опыт литературно-художественной культуры;
– эстетическая грамотность;
– ответственность за свои дела и поступки;
– знание форм традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье.

Главный же результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятии зла.

Список использованной литературы
Дубовис Д.Н., Хоменко К. Е. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах А. В. Запорожца//Хрестоматия по психологии художественного творчества. М., 1998
Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет. М.: 2008
Глухов  В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов – М., 2001
Граб Л.М. Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет / Л.М. Граб. – Волгоград: Учитель, 2010
Тихеева  Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева – М.: Просвещение, 1981
Чернова Т. В., Лебеденко И. Ю. Организация взаимодействия логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР // Дошкольная педагогика –
2007.

Источник

Ольга Микушева
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» – так утверждал В. А. Сухомлинский, советский педагог и писатель. Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. В дошкольномвозрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. В. А. Сухомлинский так же утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Духовно-нравственное воспитание должно позволить детям наслаждаться спокойствием своего мира. Время и заботы, любовно и бережно уделенные взрослыми детям, никогда не будут потеряны впустую, а призваны восполнить педагогический долг по реализации права ребенка на счастье. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания.

Острота проблемы формирования духовно-нравственных качеств личности на сегодняшний день заключается в том, что в век информационных технологий личность каждого человека, а ребёнка в особенности, находится под постоянным воздействием различных потоков информации, как позитивной, так и негативной. Низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка также негативно сказываются на воспитании подрастающего поколения. В наше время, когда материальные ценности преобладают над духовными, у детей могут быть искажены представления о доброте, справедливости, милосердии, поэтому духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, когда закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Ее влияние на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать радости и горести героев, как свои.

При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольниканеобходимо использовать следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Приобщая детей к художественной литературе, необходимо подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать,которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

Художественное слово может стать действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника, способствовать формированию у него образа нравственного идеала. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Знакомство детей с художественнойлитературой можно начинать с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. Эти произведения, родившись в глубине души русского народа, выражают мечту русского человека о светлом будущем, удовлетворении не только материальных, но и духовных потребностей. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Важным духовным барьером для людей всегда были, есть и будут совесть, честь, долг и ответственность. Они являются мерилом поступков для многих людей, что нашло отражение в пословицах и поговорках.

Они содержат в себе богатый материал для формирования духовно развитой личности, поскольку являются сконцентрированной народной мудростью. В предельно доступной и краткой форме в них представлены главные ценности русских людей, а также социально-исторический и бытовой опыт народа, проверенный практикой многих поколений.

Тема веры, добра, милосердия и послушания широко представлены в народных сказках и составляют их духовно-нравственное содержание.

«У каждого народа свои сказки,и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.» – писал К. Д. Ушинский. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Духовно- нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях современного мира наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочное действие из нравственно – поучительного в чисто развлекательное. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста.

Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Слушая сказки в детстве, ребенок накапливает бессознательно некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет разворачиваться ситуация. Поэтому сказка для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями в реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки»,отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Будет более мудрым и созидательным. Сказка это волшебство, а волшебство – это ещё превращение. В сказке – реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Сказка – это еще терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта. Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом. Без знания сказок самое блестящее воспитание и образование не полноценно. В сказках противоборствуют лишь чрезвычайно сильные и очень слабые, невероятно храбрые и невыносимо трусливые герои, великаны и карлики. В восприятии и оценках литературных произведений детьми также преобладают полярности, «белые» и «черные» тона. Вот почему сказки нужны детям, ведь в своих лучших образцах они, по словам В. А. Жуковского, нравственно чисты и не оставляют после себя «дурного, ненравственного впечатления». Благодаря сказкам, у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать, радоваться, без которой человек не человек.

Сказки воспитывают трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, воспитывают у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Главный положительный герой сказок, как правило, своей искренностью, непосредственностью очень близок детям. И его кажущаяся неразумность, пройдя через множество жизненных испытаний, оборачивается мудростью. Он завоевывает уважение и почет, то, о чем в глубине души мечтает каждый ребенок.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Но в наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края. Не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. В сказках и заключается ценность в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может дать правильную моральную оценку, важная роль отводится воспитателю, он помогает осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев.

В работе со старшими дошкольниками можно использовать былины, в которых описаны подвиги наших праотцов — богатырей, бескорыстных служителей своему народу и Отечеству, чтобы на доступном для дошкольников уровне показать значение слов «верность Отчизне», «доблесть», «патриотизм». Ведь русские богатыри, как никто другие, подходят для толкования данных определений. Они бились с врагами во имя спокойствия и благополучия Руси, защищали родную землю от всех, кто посягал на ее свободу и независимость, служили ей без корысти. Обращаясь к вековым традициям русского народа, на примере былинных героев и происходит «закладка» в детях положительных черт русского характера. Кроме того, былины показывают наличие у этих бесстрашных героев таких чувств, как доброта и милосердие к людям, отмечают их набожность. Ведь недаром в народных сказаниях приводится та мысль, что Илья Муромец после своих ратных подвигов и воинской службы раздал нажитые им богатства на украшение храмов и нищим и посвятил себя богослужению.

Чтение художественных произведений должны сопровождаться показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций помогает понять смысл произведения. Книги необходимо подбирать выразительные, яркие – начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств.

Это позволяет более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Таким образом, использование художественного слова в духовно- нравственном воспитании дошкольников будет способствовать формированию моральных качеств личности ребенка, поможет в систематической и планомерной работе по воспитанию подрастающего поколения.

Источник