Духовное развитие для ребенка сказки
МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок»
Тема выступления
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Саитова Галина Викторовна
« Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Духовность – это то, чем и ради чего человек живет и действует.
Нравственность – это то, как он живет и действует.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия духовности и нравственности через сказку. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Через сказку дети познают свое место в этом мире, получают первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.
Именно сказки в доступной форме объясняют детям, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности.
Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих.
Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, говорили о преображающей силе сказок, а русские мыслители И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой видели в сказке отражение души русского народа.
В.А. Сухомлинский считал, что «…Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.», «…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В сказках содержится огромный образовательный потенциал, который педагоги могут успешно использовать, организуя процесс воспитания и образования детей. Сказка дает нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике.
У детей с помощью сказки можно воспитать: волю , веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.
А также с помощью сказки у детей можно развить :
умение слушать, умение познавать, умение сравнивать, сопоставлять, мыслить словами, связную речь, логическое мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты, эстетическое чувство, чувство юмора.
Но этого всего возможно достичь лишь в случае, когда ребенок заинтересован и увлечен, поэтому необходимо выбирать сказки, подходящие для определенного возраста. Для этого более подробно остановимся на том, какие сказки и в каком возрасте необходимо читать.
Первые годы жизни ребенка -это период колыбельных песен, потешек, прибауток, стихотворений. Они формируют отношения к окружающему миру, обогащают чувства ребёнка, его речь, пробуждают познавательную активность, самостоятельность.
Через них ребенок приходит к первым сказкам. Это сказки о животных с простым повторяющимся сюжетом, где главная задача высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному и научить доброжелательности, помощи друг другу.
Это «Курочка Ряба», «Репка, «Колобок», «Теремок».
После 3-х лет происходит осознание ребенком собственного «Я», поэтому он начинает ассоциировать себя с главными героями сказки, подражать им, развивается способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Для этого мы подбираем сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло, чтобы развить восхищение добрыми героями и осуждение злых.
Эти сказки помогут детям понять:
– как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»);
– как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
– что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»);
– что никуда без разрешения одним ходить нельзя ( «Маша и медведь»);
– что надо слушаться родителей, старших (сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
После 5-ти лет детям мы начинаем читать сказки, в которых положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами. Такие сказки развивают все стороны личности детей: мышление, воображение, эмоции, поведение.
Именно, с помощью сказки ребенок получает возможность познавать окружающую жизнь не только умом, но и сердцем.
В таких сказках главные герои не только животные, но и люди, волшебники и колдуны. В таком возрасте детям хорошо подойдут русские народные сказки, сказки Бажова, сказки зарубежных сказочников: Андерсена, Шарля Перро, Братьев Гримм и другие.
Между 6-ю и 7-ю годами мы читаем детям любые сказки, сюжет которых захватывает ребёнка, возбуждает его любопытство, развивает умственные способности и чувства. Дети начинают понимать внутренний смысл сказки, ее эмоциональный подтекст. Понятие о добре и зле заложено в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, царевичей, в виде добрых волшебниц.
Это сказки и былины «Илья Муромец и Добрыня Никитич», «Спящая красавица», «Мальчик-с-пальчик», «Кот в сапогах» и другие произведения Ш. Перро; «Аленький цветочек» А. Аксакова; «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева» Г.Х. Андерсена.
С возраста 6-7 лет читаем сказки-притчи. Это очень эффективное средство развития, воспитания и обучения. Мудрость, которая подаётся в простой и ясной форме, учит детей думать, развивает интуицию и воображение. Притчи заставляют детей задумываться о своём поведении и, иногда, посмеяться над своими же ошибками.
Я хочу поделиться своими вариантами работы со сказкой. Обычно, работу по сказке я провожу поэтапно.
Основные этапы работы со сказкой.
- Подготовка к сказке.
На первом этапе проводится подготовительная работа, знакомство с главными героями. Если сказка о животных, называть их, где живут, описать их внешний вид, рассказать об их повадках. Активно используется наглядный материал: иллюстрации, игрушки. Можно читать про животных стихи, потешки; знакомить с пословицами и поговорками, относящимися к сюжету сказки, времени года, объяснять их смысл. Вся эта работа в дальнейшем помогает лучшему усвоению содержания сказки.
- Знакомство со сказкой.
На втором этапе идет непосредственное знакомство со сказкой. Перед началом важно ввести детей в атмосферу сказки, настроить их на прослушивание. Вся эта работа поможет сконцентрировать внимание детей.
Например, можно просто позвать к себе детей и сказать: «Сейчас мы с вами отправимся в сказочную страну и т.д.». А можно устроить сюрпризный момент с приходом сказочного героя, который пригласит в свою сказку. А можно незаметно положить книгу с новой сказкой, обратить внимание на неё, что интересного она может рассказать? Таких примеров можно привести много.
Затем детям читается сказка, эмоционально, с выражением, возможно с демонстрацией иллюстраций или слайдов.
- Беседа по сказке – обмен мнениями
После прочтения проводится беседа с детьми по содержанию сказки.
Примерные темы для беседы по сказке
– положительные герои
– отрицательные герои
– волшебные предметы
– сказочные действия
– сказочные места
– наличие трудных задач
– сказочное время
– сказочное превращение
– свое отношение к героям
4.Рассуждаем и творим по сказке
Тематика сказки продолжается и в последующие дни. Разнообразные задания и виды деятельности должны способствовать более полному проникновению в содержание сказки и решать некоторые образовательные задачи. Мы используем «Универсальную схему вариативной работы со сказкой» (по методике Фесюковой Л.Б.), которая содержит следующие примерные разделы:
– нравственный урок: выяснения главного смысла сказки (чему учит? На что нацеливает?)
– задания на воспитание добрых чувств
– речевая зарядка по тематике сказки
– задания на развитие мышления и воображения
– творческая деятельность по сказке.
Пример использования «универсальной схемы вариативной работы со сказкой» на примере сказки «Гуси – лебеди»
Нравственный урок
Выяснение вместе с детьми главного смысла сказки. подведение к тому, что главный смысл сказки отражен в пословице: «Как аукнется, так и откликнется». Обсуждение с примерами.
Воспитание добрых чувств
Мне почему-то больше всего в сказке нравится речка, яблонька и печка. Как вы думаете, почему? (ответы детей) а кому сопереживаете вы? (ответы детей)
Речевая зарядка
– почему сказка называется «Гуси- лебеди»? придумайте ей другое название.
– назовем грустные, веселые слова из сказки.
– возьмем у детей интервью о девочке из сказки.
– этимология слов «причитала», «слезами заливалась.
– как вы дома относитесь к братьям (сестрам)?
– отражают ли смысл сказки пословицы: «И мутную воду пьют в невзгоду», «Трудно найти, легко потерять»?
5.Развитие мышления и воображения
Придумаем сериал по сказке. Темы для серий-продолжений могут быть следующими: «Гуси – лебеди невидимки»; «печка, яблонька и речка стали великанами»; «дело было зимой», «как бы я спасла братца»? и т.п.
Сказка развивает руки творческая деятельность по сказке
Методом пальцевой живописи нужно изобразить стаю лебедей, уносящих мальчика. Можно оформить книжку – картинку об этом.
Обязательно, работая со сказкой, нужно знакомить старших детей с наличием в сказках зачинов, присказок, концовок, различных сказочных оборотов и выражений. Можно предлагать им сочинение собственных зачинов, концовок, сказочных оборотов и выражений.
На донном этапе основной акцент делается на развитии активной речи детей, умении находить причинно- следственные связи тех или иных поступков героев, умений ребенка думать, сопоставлять, сопереживать.
6.Повторение сказки
На данном этапе в последующие дни педагоги вместе с детьми вспоминают сказку и ее события. В работе используется наглядный материал, словесные дидактические игры: «Начни сказку», «продолжи сказку», «Закончи сказку», формируется умение продолжить любой текст( в нашем случае сказку) в заданном ключе, соблюдая композиционные требования.
Можно предложить детям дать подробную характеристику героям сказки, подбирая как можно больше прилагательных, которые характеризуют героев.
На этом этапе можно удачно использовать разнообразные формы речевых заданий.
Речевые задания на конструирование слов, словосочетаний и предложений:
– придумать несколько однородных слов (лес – лесок, лесовичок);
– придумать рифмы к словам (кузнец – удалец), возможно с переходом к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
– Составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «от каждого- по словечку»: «Колобок» – «Колобок катится» – Колобок катится по дорожке» – Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.
Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приёмы в работе со сказками:
– найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
– сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе- «длиннохвостая». «пушистохвостая»);
-разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях, этому способствует правильное ударение (мука-мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
– Объяснить происхождение слова: в сказках присутствует множество слов, происхождение которых лежит на поверхности (закоулочки…)
Эта работа тоже направлена на развитие речи детей. На этом этапе можно использовать и такой прием, как прослушивание сказки на аудиокассете. Дети слушают правильную и красивую речь артистов, как они передают голосом характер героев сказки. Это в дальнейшем помогает детям в театрализации сказки. Они стараются подражать их голосам, играя роль того или иного героя в сказке.
7.Театрализация сказки
На последнем этапе проходит театрализация сказки. По своему желанию дети выбирают для себя роль, надевают маски, костюмы и разыгрывают сказку по ролям. Несколько импровизационных репетиций и можно показывать сказку в сюжетной игре «Театр», детям других групп и даже родителям.
Инсценировка небольших сказок и разыгрывание их по ролям помогает выражать характеры сказочных героев, развивает речь детей и творческие способности. Такая работа сплачивает коллектив, дает возможность каждому ребенку внести свой вклад в «общее дело». Дети становятся добрее, отзывчивее, заботливее и, главное, человечнее, верят в силу любви и добра.
Викторины по сказкам
Работая со сказками, соблюдая данные множественные этапы, достаточно глубоко «погружая» детей в содержание и увлекательные сказочные сюжеты, происходит более качественное запоминание и знание сказки, что позволяет впоследствии использовать данные знания в разных формах работы.
Например, периодически можно проводить литературные викторины по сказкам. Их можно проводить в виде соревнования, когда дети делятся на две команды и соревнуются между собой.
Элементы сказок в групповой среде
Целесообразно, погружаясь в сказку, наполнять групповую среду данной тематикой. Это могут быть и костюмы в театрализованном уголке, и куклы-персонажи для настольного театра, и разнообразные настольные дидактические игры по сказкам, которые позволяют детям лучше запомнить содержание сказки, книжки-раскладки, «живые» картинки по сказкам.
Работа над сказкой должна проводиться не только в детском саду, но обязательно и дома, в семье ребенка. Для этого мы проводим беседы и консультации для родителей.
Мы объясняем им:
-почему нужно читать и рассказывать сказки; как правильно это делать;
-что такое сказка и как правильно её подобрать для ребенка;
– после прочтения сказки необходимо обсуждать её содержание вместе с ребенком;
– о роли сказки в развитии ребенка.
Только работая совместно с родителями можно добиться желаемых результатов в использовании сказки как средства духовно-нравственного воспитания детей.
В заключении хотелось бы сказать. Что сказка должна иметь место в жизни ребенка. недаром в народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок». И, используя образовательный потенциал сказок, мы не только приобщаем детей к народной культуре, но и решаем множество образовательных задач.
Подводя итог можно сделать следующие выводы:
1. Сказка является одним из самых доступных и действенных средств для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
2. У детей с помощью сказки можно воспитать: волю , веру в себя, смелость, трудолюбие, настойчивость, обязательность, оптимизм целеустремленность, доброту и честность.
3. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.
Источник
Сказка – не обман, а тайна
Если взрослые сами выбирают, что им читать или слушать, то маленькие дети доверчиво впитывают то, чем напичканы родительские головы. Вот только нотации в виде длительных нравоучений о правилах поведения и смысле жизни, пересыщенные премудрыми цитатами, как правило, если не отпугивает дошколят, то вызывает у них отторжение и раздражённое непонимание.
Как же тогда донести им заключенную в слове мудрость? Как помочь побороть свои страхи, комплексы, потерю веры в себя или друзей. Например, когда садиковская подружка вдруг ни за что ни про что подняла на смех (да еще и перед всей группой!) за привычку спать с любимой игрушкой, у которой уже потрепались ушки! Или дружок, хвастаясь новым трансформером, наступил на обожаемого солдатика! Когда мама никак не понимает, что пенка на горячем молоке — невообразимо ужасное, никак не проглатывающееся нечто, от чего еще страшнее.
Вот тут-то и выручает сказкотерапия для дошкольников!
Сказка – это всегда тайна, интрига, которую так хочется разгадать! Её с одинаковым вниманием и желанием готовы часы напролет слушать и супер активные живчики, и флегматично неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.
Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем
Для гармоничного развития личности маленького человека нужны и важны всякие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь знакомим его с предметами, понятиями, традициями. Это отстранённая – не жизненная ситуация, участвовать в которой для ребенка попросту нет смысла.
Сказкотерапия дает им возможность поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Воплощая её, мы используем сказку, как инструмент для исправления беспокоящей дошколенка ситуации, корректируем модель его поведения, набело переписывая сценарий разбушевавшихся в его маленькой, но личной жизни проблемы.
Примеряя роль главного (конечно же!) героя на себя ребенок, во-первых:
- четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
- показывает, каким он видит решение проблем;
- сам (!) выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.
Во-вторых, подбирая примеры сказок, мы можем:
- акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
- корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
- помочь ему избавиться от той или иной привычки;
- показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.
Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – находим или придумываем мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребятенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказываем сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создаем героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.
Придумывая, а главное – детально обговаривая (!) с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.
В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между ребятней и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!
Пример сказки
Если ваше дитя никак не освоит необходимость говорить «волшебные» слова, не любит считаться не с чьим мнением, кроме своего собственного, делает многое наперекор, попробуйте прочитать ему сказку о непослушной мышке.
Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее крутились – угождали да ублажали. Старались родители да старшие сестры и братья побаловать маленькую, да наступила пора готовить запасы на зиму – нужно было покрутиться. Звали они с собой малявочку, а та губы надула, хвост отвернула – не хочет помогать, желает только из норки выйти да погулять. Но родители её не выпускают – страшным котом пугают, что наверху живет, да добавляют: «Старших ты не уважаешь, добрых слов не знаешь – сиди дома!». И ушли.
Скучно стало серенькой. Что делать? Стала она тайком от всех ход себе наружу рыть – и выскользнула из норки!
Целый день путешествовала шилохвостая по дворику, который казался огромным сказочным лесом. Мышка ведь маленькая – даже травинка и та выше её.
Ближе к вечеру заурчало у неё в пустом животе – есть захотелось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по первому же капризу. Смотрит, какой-то пушистый зверек пьет из миски сметану.
— Подвинься, — пробурчала она котенку (а это был именно он!).
— Зачем? – удивился он.
— Есть хочу.
— А разве ты не знаешь волшебные слова: «пожалуйста, извините, разрешите…», или хотя бы «здравствуйте»?
— Вот еще, — фыркнула мышь. – Хочу есть и все тут – без всяких слов.
— Нет, так дело не пойдет, — мяукнул котенок. – Мне не жалко сметаны, — он даже отодвинулся, — но ты поступаешь очень некрасиво.
— Ах так, — разозлилась голодная мышка. И как схватит котеночка за усики, как дернет их – вся головенка его в сметану нырнула.
— Мама! – заплакал ни за что ни про что обиженный котенок.
— Что тут случилось? – над миской выросла большая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты измазался-то весь, — она осуждающе покачала головой, вылизывая мордашку мальца.
— Это не я, — захныкал он.
— А кто же? – удивленно оглянулась кошка.
— А вот она! – котенок, размазывая ресничками сметану, показал лапкой на притаившуюся под листочком подорожника проказницу.
— Мышь?! – глаза мамы-кошки вспыхнули хищным огнем, шерсть вздыбилась, еще мгновенье и…
— Ой-ой-ой! – визжала мышка, падая в норку, которая на её счастье была прямо под ней.
Мама, папа, братья, сестры – бросились к ней.
— Там! Там, — дрожала мышка, указывая на когтистую лапу, пытающуюся разрыть землю вокруг норы, — чудище: лохматое, хвостатое, зубатое…
— Кошка-а! – испуганно выдохнула ее родня, стремительно отбегая вглубь норы.
Когда наконец-то все успокоилось, мама вдруг спросила:
— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыскали, да только землю, разбросанную у входа, нашли.
— Я… Я, — растерянно лепетала мышка.
Хотела она соврать, но мамины глаза так внимательно смотрели на дочку, что вранье вылетело из головы. Сказала она всю правду, несмотря на то, что боялась: сейчас ей попадет! Но мама лишь прошептала: «Я так верила тебе, доченька». Отвернулась и заплакала.
Никто и ничего больше не сказал мышке. Все молчали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И казалось, что тишина ей шепчет что-то такое, что обязательно нужно понять и запомнить. Только где искать это «что-то»? Оглянулась мышка по сторонам, присмотрелась к своим родным и их друзьям: как они общаются, как поступают – не врут, уступают друг дружке, приветливо улыбаются, всем помогают и не забывают сами поблагодарить за помощь…
И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе относились по доброму и хорошему (а не просто баловали, потому что ты меньше всех), учись быть вежливой и уважай желание других, никогда и никому не делай зла, и раз тебе доверяют – не обмани доверие – второй шанс дается не часто.
И как только она это осознала, появились у нее много друзей и подружек. И больше мышка никогда не скучала!
И еще о роли сказки в воспитании ребенка
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.
Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.
Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.
Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.
Развивающий аспект
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
- образное мышление;
- активную речь;
- внимание;
- умение связно выразить мысль;
- творческие способности и фантазию;
- все виды памяти;
- умение правильно использовать мимику.
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.
Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.
Познание мира
Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью малыш видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.
Ни одна деталь не укроется от внимания малыша. Мама, в сотый раз рассказывая одну и ту же историю, может упустить какую-то реплику или поворот сюжета, но ребенок – никогда. Для него каждое слово наполнено смыслом, а словесные «прорехи» грозят разрушением сказочного мира.
Дело в том, что дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.
Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы психолога или внимательного, любящего родителя.
Сказка учит не только радоваться добру. Важен и тот отрицательный опыт, о котором узнает малыш. До поры до времени он не должен покидать пределы своей домашней вселенной, которая дает защиту и тепло, иначе можно встретиться с нешуточной опасностью («Золушка», «Колобок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»). Слова не всегда правдивы, а значит, не следует верить на слово чужим людям. Критическое мышление, которое формируют такие сказки, поможет ребенку применить на практике элементарные правила безопасности.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.
Видеопримеры добрых детских сказок:
Источник