Духовное нравственное развитие ребенка через музыку

Духовное нравственное развитие ребенка через музыку thumbnail

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.

« Музыка, подобно дождю,

капля за каплей, просачивается

в сердце и оживляет его».

Р. Роллан

Музыкальное искусство  в педагогике является  важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких  детей в прекрасный мир музыки, воспитывая  на ее основе  добрые чувства, прививая нравственные качества – какая  это благодарная и вместе с тем важная задача!

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
  • нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в  дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Основная цель музыкального руководителя –  не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом»  утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить плохого», гласит старинная украинская мудрость.

Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной  образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:

  1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.
  2. Активизация познавательной деятельности детей.
  3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
  4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит  тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин, русский философ, писатель). Поэтому нравственное воспитание  средствами  музыкального искусства  состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку  через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

На решение этих задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников направлены все виды музыкальной деятельности детей во время проведения музыкальных занятий, праздников и развлечений: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения.

Слушание или восприятие музыки является очень важным звеном в системе музыкального воспитания детей, т. к. может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать другим видам музыкальной деятельности дошкольников: пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах.

Решению задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников во время слушания музыки способствуют два необходимых и взаимосвязанных условия:

  • тщательный подбор музыкального материала
  • правильный выбор методов и приемов.

В отборе музыкальных произведений для детей основными являются критерии художественности и доступности. Художественность предполагает отбор разнообразных произведений – от шедевров музыкальной классики до музыки современности. Доступность означает, что произведения должны быть понятны детям:

  • их содержание должно быть представлено яркими образами;
  • музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребёнка;

Согласно этим требованиям музыкальный репертуар для слушания музыки на занятиях детьми раннего и младшего дошкольного возраста и репертуар для детей старшего дошкольного возраста имеет ряд отличительных особенностей. Так, для детей 2-5 лет выбираются произведения преимущественно вокального жанра, небольшие по объему, с художественными и эмоциональными образами, связанными с их жизненным опытом. Как правило, это короткие песенки и народный фольклор со знакомыми образами животных, игрушек и явлений природы (собачка, кошка, кукла, мишка, птичка, дождик, солнышко и т.д.). В старшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать более объемные со сложным образным и эмоциональным содержанием произведения вокального и инструментального жанров, фрагменты крупных сценических жанров («В пещере горного короля» Э. Грига, «Танец дикарей», пьесы из «Детского альбома» и альбома «Времена года» П. Чайковского, фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро»).

Но, даже правильно и грамотно подобранный музыкальный репертуар не может в полной мере решать задачи духовно-нравственного воспитания без тщательного отбора методов и приемов восприятия музыки. Так как слушание музыки является для детей условно пассивным видом деятельности, направленные не на двигательную активность, а на привлечение психических процессов, то и основные методы и приемы должны быть связаны со слуховым и зрительным восприятием. Это такие методы и приемы как поэтическое слово, беседа, рассказ, метод контрастного сопоставления, метод художественного анализа, иллюстрации, картинки, манипуляции с игрушками, метод активного восприятия, эмоциональное исполнение, инсцинирование, пластическое интонирование, имитационные движения и др.

Практический пример.

Младшая группа. Песня для слушания «Кошка» Ан. Александрова, сл. Я. Френкеля.

Отвечает требованиям по отбору репертуара: 

  • пример классического произведения для детей младшего возраста,
  • небольшое по продолжительности звучания (2 куплета),  
  • понятный, знакомый и доступный образ, связанный с жизнью,
  • повторяющиеся слова, фразы,
  • простая, лаконичная мелодия,
  • использование звукоподражаний («мяу»),
  • сюжет из жизни, встречающийся у любого ребенка,
  • уменьшительно-ласкательные формы слов (молочко, кисонька, детки).

Несмотря на свою высокохудожественную ценность, простое прослушивание  и даже исполнение этой песни не произведет своего воспитательного эффекта без сопутствующей, целенаправленной на духовно-нравственное развитие ребенка работы педагога.

Методы и приемы, направленные на духовно-нравственное воспитание.

  • эмоциональное исполнение песни музыкальным руководителем (сопереживание, сочувствие),
  • игрушка,
  • манипуляции с игрушкой (приветствие, поглаживание),
  • беседа (правильно расставленные акценты с помощью вопросов и пояснений: киска просила ласково, вежливо; дети киску заботливо, нежно угостили; киска поблагодарила; поблагодарила песенкой; песенка красивая, ласковая, с благодарностью и т.д.)
  • подпевание (эмоциональное сопереживание, отношение к животным),
  • стихотворение, близкое по содержанию либо контрастное,
  • картинка по содержанию либо контрастная с соответствующими пояснениями, комментариями и выводами.
Читайте также:  Проблема норма и аномалия психическом и личностном развитии ребенка

По аналогичному алгоритму подобная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста, расширяя круг применяемых образов и ситуаций, усложняя анализ музыкального произведения и его содержания, разнообразив методы и приемы согласно возрастным особенностям детей.

Пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах являются активными видами деятельности детей, дети в них принимают непосредственное участие в коллективной, групповой или индивидуальной форме. Эти виды деятельности являются основными на музыкальных занятиях,  в повседневной, самостоятельной деятельности детей, а также главным музыкальным оформлением праздников и развлечений в детском саду. Поэтому для решения задач по духовно-нравственному воспитанию основной акцент приходится на подбор репертуара для исполнения песен, игр, танцев, коллективного музицирования. С помощью него в рамках духовно-нравственного воспитания детей знакомят:

  • с традициями русского народа и укладом их жизни,
  • с народным фольклором,
  • с особенностями традиционной подготовки и проведения народных календарных праздников;

воспитывают и развивают:

  • чувство патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к истории России, ее традициям и праздникам,
  • умение замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь её,
  • нравственные и эстетические чувства ребёнка, формируют систему нравственных и эстетических эталонов,
  • навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию, радости и адекватному проявлению этих чувств,
  • уважительное, милосердное, внимательное отношения к близким,
  • художественный вкус и эстетические предпочтения на основе образцов традиционной духовной культуры.

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников нельзя ограничиваться только музыкальными занятиями, необходим комплексный подход, который включает в себя проведение праздников и развлечений.

Праздники, светские, календарные и православные, являются неотъемлемой частью нашей духовной культуры и всей жизни. Приобщение к ним начинается в детском саду, в дошкольном возрасте музыкальными руководителями и воспитателями. Участвуя в праздничных и развлекательных мероприятиях, дети знакомятся с праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и национальными традициями, в детях формируется праздничная культура. На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений (планирование, выбор содержания и тематизма, подбор музыкального, игрового, театрально-драматического, поэтического репертуара, отбор персонажей и костюмов, проведение праздника) обязательно и необходимо помнить о задачах, направленных на развитие духовно-нравственных качеств дошкольников.  

Так, при планировании праздников и развлечений в детском саду помимо традиционных и светских праздников (Новый год, 8 Марта, Выпускной, 9 мая) в годовой план можно включить празднование православных праздников и праздников, связанных с русскими народными традициями, народным календарем (Рождество, Масленица, Праздник урожая, Пасха, Рождественские Колядки, Осенины).

Именно в этих праздниках формируются элементы духовности, патриотизм, воспитывается национальная культура и положительное отношение к ней.

Кроме этого тематизм и содержание праздников и развлечений должен отражать такие темы как «Добро и зло», «Забота о близких»,  «Любовь к близким», «Любовь к Родине», «Любовь к природе», «Животные – наши друзья», «Любимая игрушка», «Мои друзья всегда со мной» и другие.  

Выбирая персонажей для праздников и развлечений, нужно помнить, что дети исполняют роли только положительных героев, а отрицательные персонажи всегда появляются только с поучительной, нравоучительной целью, и в конце представления исправляются и становятся на путь истинный.

К репертуару праздников и развлечений должен быть особый подход. С одной стороны песни, пляски, игры, сценки, художественное слово должны отвечать требованиям к выбору репертуара – быть высокохудожественными по содержанию, доступными для восприятия и исполнения, а также решать различные воспитательные задачи (духовно-нравственные, например). А с другой стороны, не следует забывать, что основная функция музыки на праздниках  создание радостного эмоционального настроя и настроения, праздничной атмосферы, что также является немаловажным моментом в духовно-нравственном воспитании детей.

Таким образом, несмотря на развлекательный и легкий характер, атмосферу непосредственности и эмоциональности,  праздники и развлечения в детском саду также направлены на реализацию задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Они развивают у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и сверстникам.

В заключение хочется сказать, что работа по духовно-нравственному воспитанию детей должна проходить целенаправленно, системно, охватывать все виды и формы деятельности дошкольников, все режимные моменты их пребывания в детском саду, при  участии и путем личного примера всего педагогического коллектива. Только при этих условиях  заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Литература

  1. Ветлугина Н. А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» – учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983.
  2. Радынова О.П., Комисарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений.» Дубна: Феникс Плюс, 2011.
  3. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей /Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». М., 2007.
  5. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н. Султанова, Н. Цилько /Дошкольное воспитание. – 2004. – №5. – С. 7-14.

Источник

Библиографическое описание:

Мусагитова, А. В. Духовно-нравственное воспитание музыкой / А. В. Мусагитова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1868/ (дата обращения: 22.10.2020).

Жизнь
на сегодняшний день ставит новые проблемы перед музыкальным
образованием в школе. Они порождены новой социально-культурной
ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний: над
умами властвует примитивное материальное богатство.
Фундаментальные
сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны с экономическими
кризисами. Экологические катастрофы, в том числе чрезмерное
загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе
действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на
духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом
кроются причины духовной деградации.

Читайте также:  Упражнения для развития коммуникативных качеств ребенка

Очевидна потребность в
совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного
воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной
деятельности школы.

Отдельные
концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в
исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по
вопросам нравственного воспитания. Одна из важнейших задач
художественного образования – это воспитание души ребенка средствами
искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления
его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно
нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что
должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и
видеть, слушать и слышать, создавать «родственное»
отношение к произведениям искусства, развивать пристальное внимание.
Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу
человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём
нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая
содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные
эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую
боль, чужие проблемы.

Искусство
желает быть услышанным, оно требует особого внимания, ему необходима
встреча: и не все равно, какая «встреча», не
«какая-нибудь», а художественная. Поэтому нравственное
воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение
сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить
способность переживать чужие радости и горести, выработать свое
отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Мир
бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа,
истину, ценность жизни. Музыка – носитель ценности, объект познания,
а учитель и ученик – коллективный субъект, постигающий мир
музыкально-педагогических ценностей.

Хочется
сказать, что на уроках музыки мы нередко сталкиваемся с детской
пассивностью, закомплексованностью, их неумением раскрывать свои
возможности. Поэтому учителю необходимо создать благоприятный
психологический климат в классе, способствующий раскрепощению ребят.

На
занятиях, посвященных устному народному творчеству, через пословицы,
поговорки, сказки, ребята для себя раскрывают нравственно-этические
понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. На
уроках, посвященных темам: «Труд», «Дружба»,
«Духовность» дети подбирают пословицы, поговорки,
составляют ребусы, кроссворды, придумывают мелодии песен и попевок.
Совместная деятельность детей на уроках музыки создает общее
эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при
выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успехам
других. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих
действий и поступков.

При
подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких,
застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных. Для того, чтобы
деятельность детей была продуктивной, определяются ближние и дальние
цели, на занятиях создаются ситуации творческого поиска и мотивов их
деятельности, что является своеобразным толчком, который выводит
ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует
творческому осуществлению выполняемой деятельности. В этом случае
работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее
интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и
патриотические убеждения.

Искусство
должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект
диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли,
чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в
себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями,
заложенными в музыкальном произведении, понять, может ли он пережить
чужую боль и страдание.

В России
духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало
духовно-нравственному становлению человека на основе православной
культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической,
научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому
человеку возможность более полного и объемного восприятия мира,
своего места в нём.

Особая роль в духовно –
нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством
дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное
воспитание они получают в детском саду – а в последующем и в школе.
Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования
личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель,
гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

Проблема духовно –
нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из
сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и
научно-педагогического содержания, от решения которой зависит
психосоциальное и духовное здоровье детей.

Кому
же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам
наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но
и нам, учителям. Ведь учитель – это, прежде всего духовный и
нравственный наставник, праведник и гуманист, – без этих добродетелей
мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

Все
программы по музыке (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Г.П.
Сергеева и др.) в общеобразовательной школе ориентированы на
постижение, главным образом, классической музыки. Эти программы не
учитывают того, что в повседневной жизни ребенок дома и на улице
слышит другую музыку, это далеко не лучшие образцы поп-музыки.

Телевизионные
передачи также не могут не влиять на подрастающее поколение.
Подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастает в
оторванности от истинных шедевров музыки, не помнит ни одного
музыкального сочинения серьезного искусства, которое бы нравилось.
Как видно, система духовно-нравственного воспитания функционально
неполна: в образовательной школе отсутствует базовый по отношению ко
всей системе воспитания курс духовно – нравственной культуры; далеко
не в полной мере используются особенности поликультурных традиций.

Считаем,
что показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных
произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству,
развить духовно-нравственное чувство – главная задача учителя музыки.
Отсюда школа является сферой активнейшего влияния на духовный мир
ребенка, что ставит учителя перед необходимостью систематически и
целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного развития
на любом уроке музыки.

Однако
целенаправленность формирования духовного мира личности школьника
средствами музыки не должна стать синонимом насильственности.
Современная педагогика и психология утверждают, что всякая личность
самоценна и имеет свою индивидуальность, неповторимость. Учитывая
сказанное, школа должна формировать личность не только как носителя
духовно-нравственной культуры, но и как активного ее преобразователя.
Вот в этот момент приходит понимание того, как важно то, чему мы учим
наших детей. Либо это современные песенки, исполняемые под
фонограмму, порой не имеющие никакого смысла, либо это культурный
пласт, накопленный нашими предками, – музыка, проверенная временем.

Читайте также:  Развитие ребенка до года слова

На
уроках музыки убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети,
насколько тонко они воспринимают музыку. Задача учителя не погасить
искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского
возраста интересами и переживаниями –необходимо учить радости.
Через радость ребенок должен познавать окружающий мир. Как поется в
одной детской песне: «Учиться надо весело, чтоб хорошо
учиться!» С радостью он должен идти на урок.

Профессия педагога особая,
связанная со сложным, хрупким миром ребенка. И задача учителя музыки
– не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к
информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать,
сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и
душа. Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки,
привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить
познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в
общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.
Духовно-нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны
прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника.

Сегодняшний
школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был
раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии,
но, увы, отстает в духовно – нравственном. К тому же новые условия
современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Новые
проблемы стоят перед массовым музыкальным воспитанием. Другая
кричащая проблема связана с ранней компьютеризацией: ученые
констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации
утрачивают образное мышление и творческие способности. Отсюда
возникает острая потребность сделать массовое образование творческим,
акцентировать в нём духовно – нравственное начало и ориентировать на
современные проблемы выживания человечества.

Как
помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые
засасывают человека физически и духовно? Во все времена это
проповедовало высокое искусство. В
аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки как
учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте.

Целенаправленное
духовное формирование личности происходит в младших классах
образовательных учреждений. Чем раньше ребенок получит возможность
познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным
станет его общее духовно-нравственное развитие.
Песня открывает
перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку
природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски
слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая
музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно
добиться того, чтобы они различали в природе музыку, созвучную песне,
которую будут петь.

Главная
цель учителя музыки не в воспитании отдельных талантов, а в том,
чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной
потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы
юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер
духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость,
восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в
более поздние периоды развития личности.

Один из путей
интенсификации музыкального образования – это насыщение содержания
музыкального образования новыми пластами музыкального искусства:
музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической
музыкой, джазом, авторской песней и т.п. Ведь музыка всегда являлась
самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте,
человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача
духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи
гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе
духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным
направлением становления личности.

Литература:

  1. Алиев Ю.Б. Настольная
    книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  2. Абдуллин Э.Б., Николаева
    Е.В.Теория музыкального образования. Учеб.для
    студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.Академия,2004.
  3. Кашапова, Л. М. Региональные музыкальные традиции в формировании
    этноличности школьника [Текст] / Л. М. Кашапова // Искусство и
    образование. – 2005. – № 4 (36). – C. 84–92.

  1. Явгильдина, З. М. Детский фольклор на уроках
    музыки [Текст] / З. М. Явгильдина // Искусство и образование. –
    2006. – № 3. – C. 74–80.

Основные термины (генерируются автоматически): урок музыки, музыка, ребенок, духовно-нравственное воспитание, музыкальное образование, нравственное воспитание, средство искусства, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Похожие статьи

Некоторые особенности современного музыкального

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовнонравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Музыка как средство эстетического воспитания детей

Воспитание искусством или искусство воспитания.

Музыкально-эстетическое воспитание детей младшего…

Духовнонравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике…

Музыка как средство духовнонравственного воспитания

музыка, ребенок, музыкальное творение, нравственное воспитание, музыкальное повествование, музыкальное произведение, музыкальная деятельность, музыкальная выразительность, современное общество…

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством…

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовнонравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Функции музыкального искусства и их реализация…

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовнонравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Отображение духовного мира в музыке | Статья в журнале…

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовнонравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Важность музыкального образования | Статья в журнале…

музыка, музыкальное воспитание, ребенок, воздействие музыки, музыкальная школа, музыкальное образование, школа, век, эстетическое воспитание, духовный мир.

Духовнонравственное воспитание учащихся на отделении…

Вопрос духовнонравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс…

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовнонравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Источник