Духовно нравственное развитие ребенка это
«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»
«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке».
Виссарион Григорьевич Белинский
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования, как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей, тогда будет положительный результат.
В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок.
Я начала работать по данному вопросу с детьми с первой младшей группы. Малыш 2—3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам. Поэтому очень важно, подавать пример детям своим отношением к окружающему миру. Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, – и хорошему и плохому, и правильному и неправильному. Поэтому взрослый должен всегда подавать только хороший пример.
В начале учебного года мной были поставлены задачи по духовно-нравственному воспитанию:
- обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
- создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия и отзывчивости;
- формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
- приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
- учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
- приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах.
Для реализации поставленных задач используются различные формы и методы.
Во-первых, это организованная образовательная деятельность. Почти всегда на ООД в гости к детям приходит сказочный герой, создается проблемная ситуация. Спрашивая у детей: «Как мы можем ему помочь?», подводила их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить морковку для зайчика, нарисовать ягодки рябины для птиц, т.к. им зимой нечего есть, после прочтения произведений, чтобы бабушка и дедушка из сказки «Курочка ряба» не плакали, дети вылепить яйца, построить теремок для животных, которые остались без дома.
Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия, при помощи нашей куклы Любознайки. Например, к нам в гости пришла Любознайка Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т.п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как кукла Катя и Любознайка играли» (Любознайка играет с мячом, подбегает кукла Катя, вырывает у нее мяч. Любознайка плачет, а Катя веселится, играет с мячом. Я спрашиваю у детей: Почему Любознайка плачет? Как нужно поступить Кате? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».
В-третьих, с детьми проводятся различные беседы:
1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Игнат уступил игрушку Мише, Лиза поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Матвей отнял игрушку у Тимоши, Захар ударил Давида и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;
2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;
3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Два жадных медвежонка», литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок»
4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).
Следующая форма работы – игра. Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие как «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Строители», «Семья». Во время игр я учу детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.
Наблюдения за трудом взрослых и привлечение детей к трудовой деятельности (собирать игрушки, протирать листочки у цветов, поливать цветы, дежурство по группе) также является одним из эффективных приемов для духовно-нравственного воспитания. При наблюдении за трудом взрослых, важно на конкретных примерах подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.) Таким образом, мы воспитываем у детей уважение к труду окружающих, отзывчивость.
Также ведется ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка, предлагаю помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагаю помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.
Проводится работа с родителями: различные беседы, рекомендации, консультации по теме «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», из которых родители познакомились с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей младшей группы, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблеме.
В родительском уголке родителям предлагались консультации «Рецепты воспитания нравственности дошкольника», «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений».
Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике. Таким образом, духовно-нравственное развитие воспитанников – это основа гармоничного развития личности ребенка»
Источник
Ирина Ларионова
Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
Подготовил: Ларионова Ирина Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детского сада «Тополёк»
Токарёвского района Тамбовской области.
Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей обусловлена, с одной стороны, объективным и непрерывным процессом нравственного развития человека и объективной заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.
Начинать воспитание в этой сфере надо в раннем дошкольном возрас-те. Пластичность нервной системы человека в раннем дошкольном возрасте, способность к подражанию как один из механизмов саморазвития и основа зарождения способности образного мышления, активности — все это благодатные предпосылки нравственного (или безнравственного) развития человека. И начинается этот процесс практически с рождения — с элементарного чувства привязанности к матери. Одна из общих сущностных позиций заключена в понимании развития личности, как саморазвития. И православное, и светское воспитание признают главным, определяющим в развитии личности фактор саморазвития внутреннего мира на основе свободного выбора, рефлексии, коррекции образа «я» в соответствии с системой ценностно-нравственных ориентиров, принятых человеком. Вопрос состоит в том, какие ценности будут приняты человеком. Выявление, осмысление и практическая реализация этих связей — одна из задач и теоретическая основа разработки содержательных и методических аспектов интегрированного образовательного процесса.
Главным ресурсным условием решения проблемы является взрослый человек — компетентный педагог, вводящий ребенка в мир культуры и содействующий его личностному развитию.
Цель духовно-нравственного воспитания и развития детей — содействие развитию у них основ, базиса личностной культуры в отношении к людям, явлениям общественной жизни, природе, предметному миру, к самому себе в соответствии с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе.
Задачи, направленные на духовно-нравственное развитие детей:
1) приобщать детей к духовно-нравственным ценностям, различению добра и зла как основ саморегуляции, самоуправления поведением и деятельностью; развивать в единстве и гармонии все сферы личности ребенка (когнитивную, эмоциональную, волевую);
2) формировать у детей доступные системные знания об окружающем мире (людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире);
3) содействовать развитию интереса ребенка к родному краю — его природе, истории, народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.);
4) содействовать развитию у детей эмоциональной сферы:
• выражение разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение);
• формирование культуры их выражения (приемлемые вербальные и невербальные способы выражения, управление эмоциями);
• развитие способности к эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков;
• развитие эмоционального воспитания (воспринимать, различать, уважать чувства другого, учитывать их в своем поведении);
• становление и развитие предпосылок гражданских и патриотических чувств;
5) воспитывать у детей инициативную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, доступному созиданию, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков);
6) создавать условия для постепенного становления самосознания ребенка — предпосылок к объективному самоанализу, самооценке, зарождению основ рефлексивных способностей, стремлению к позитивному образу «я» в соответствии с нравственными ценностями, пробуждению совести;
7) содействовать возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию национальных особенностей, традициям, культуре других народов, зарождению способности вхождения в мировую культуру.
Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей.
1. Принцип развивающего образования, целью которого является духовно-нравственное становление и развитие ребенка.
2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых
3. Развитие образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы — идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.
4. Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие ребенка та-ким, каков он есть, доброжелательность, теплота в отношениях, вера в его позитивное развитие, стремление взрослого быть значимым для ребенка. 5. Принцип дифференцированного подхода — индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов. Дифференцированный т. е. с учетом семейных, национальных традиций и т. п.
6. Принцип деятельного подхода — развитие ребенка в специфических для дошкольника видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном поведении.
7. Принцип национального воспитания — следование в процессе духовно-нравственного воспитания и развития традиционным российским ценностям, воспитание ребенка с использованием материала народной педагогики, народной культуры и искусства, народных, в том числе национальных, традиций.
8. Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.
Содержание духовно-нравственного воспитания и развития проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе, во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области,в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, использование развивающих технологий и методик — проектирования, экспериментирования, занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами, элементов теории решения изобретательских задач, проблемных ситуаций и т. п. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (на-глядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения, доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность с это. Эффективность специально организуемой деятельности в образовательном процессе определяется не только оптимальным культурным содержанием (отбором культурного содержания, но и способами взаимодействия с детьми, способами организации совместной деятельности и определением при этом роли, места, способов включения взрослого в процесс этого взаимодействия•
Каковы возможные результаты духовно-нравственного развития ребенка к концу дошкольного возраста?
1) наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;
2) наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему (людям, природе, предметному миру, к себе; испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения);
3) стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями:
• самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
• преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения с взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;
• способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой нравственных ценностей ;
4) пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами,ценностями:
• задает вопросы взрослому;
• экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении;
• способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью;
5) возникновение предпосылок рефлексивных способностей, позволяющих осознавать свое «я» в соответствии с духовно-нравственными ценностями:
• знает собственные достоинства и недостатки;
• пытается (нередко с помощью взрослого) соотнести свое поведение с пра-вилами, нормами;
• определяет свои вкусы, интересы, предпочтения в деятельности, в отношениях со сверстниками, близкими людьми;
• осознает свое эмоциональное состояние;
• имеет свою позицию, может обосновать ее;
6) развитиеспособности управлять своим поведением и планировать действия:
• поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
• старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно.
Таким образом, педагогическое наблюдение за ребенком в естественных и специально создаваемых ситуациях позволяет увидеть динамику нравственного развития ребенка, тем самым позволяя выявить уровень развития в э той области.
Источник