Духовно нравственное развитие одаренного ребенка

Духовно нравственное развитие одаренного ребенка thumbnail

К. В. Копанова

Учитель английского языка МБОУ «Лицей №1» г.о. Ступино

Особенности духовно-нравственного воспитания одаренных детей

Одаренность по-прежнему остается загадкой для многих. И эта проблема в последние десятилетиявызывает все больший интерес как во всем мире, так и в родном отечестве. Об этом свидетельствует открытие специализированных школ, целенаправленная разработка обучающих программ для одаренных детей, появление многочисленных публикаций по данной тематике и т.д.

Детский возраст – это период становления личности, способностей, происходящих бурных интегративных процессов в психике ребенка. И от того, в каких условиях ребенок проведет этот отрезок жизни, и кто будет рядом с ним, во многом будут определены его способности к образованию. «Что такое одаренность? Как она проявляется? Кто такие «Одаренные дети»? Сколько их? Как с ними работать? – эти вопросы задает себе любой учитель, несмотря на то, что у каждого, скорее всего, есть свое внутреннее представление о таком явлении, как одаренность.

Эта проблема волновала человечество еще несколько десятков и даже сотен лет тому назад, в то время как понятие «одаренность» учеными трактовалась по-разному. Так, в толковом словаре В. И. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный. Способный человек – умственно одаренный или развитой; способный к математике» [1, c. 490] .

Известный психолог Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит достижение большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности»

[3, c. 134].

Забота об одаренных людях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, образования и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких людей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей.

На сегодняшний день учеными разработаны методики обучения одаренных детей, учебные программы, осуществляется специальная подготовка учительских кадров [3, c. 135].

Одним из ключевых направлений в работе с одаренными детьми является их духовно-нравственное воспитание, которое должно проводиться комплексно: это формирование морально-нравственных и социально-значимых качеств ребенка в семье и при получении образования. В решении этого комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. Ведущая роль в этом процессе, несомненно, принадлежит школе [2, c.59].

В ней проявление одаренности происходит в определенной возрастной последовательности. В раннем детском возрасте, обычно, проявляется способность к рисованию, музыке, театру, то есть одаренность в искусстве возникает раньше, чем в научной области. При реализации образовательного процесса легко проследить проявление одаренности в точных и гуманитарных науках. Огромное значение при формировании духовно-нравственных ценностей одаренных детей имеет творческая деятельность, которая дает возможность ребенку экспериментировать, иметь собственное мнение, оценивать свою работу и право на ошибку.

Воспитание чувств одаренного ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Учеными доказано, что ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у одаренного ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, чему они его учили и как его воспитали [4, c.5].

Традиционными ценностями и источниками нравственности являются: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, любовь и верность, труд и творчество, наука, искусство и литература, традиционные российские религии, природа, человечество. Эти группы ценностей имеют особо важное педагогическое значение. Каждая из вышеперечисленных групп базовых ценностей педагогически оформляется в целевую программу воспитания и социализации школьников [2, c.60].

Главной проблемой духовно-нравственного воспитания одаренных детей является отсутствие у них проводников – подготовленных к такой работе учителей и родителей. К сожалению, большинству учителей просто некогда заботиться об одаренном ребенке, а иногда ученики с поражающими познаниями и не всегда понятной умственной активностью им даже мешают. Таким образом, одаренные люди испытывают значительные трудности в социализации и адаптации, что вызывает у них высокое нервно-психическое напряжение, невротизацию, и даже приводит к дезадаптации [3, c. 76].

Педагог, работающий с одаренными детьми должен, в первую очередь, руководствоваться принципом «не навреди», так как ошибки в педагогике наносят вред личности ребенка. Учитель должен работать в двух направлениях: осуществлять как урочную, так и внеурочную деятельность. Если формирование духовно-нравственных ценностей происходит в процессе обучающей деятельности, необходимо приобщать детей к этим ценностям путем ежедневного примера педагога, иллюстрирующего неприятие им компромиссов в нравственной сфере, честность и в отношении себя, и своих учеников, признание собственных ошибок [5, c. 4].

Одаренный ребенок выступает как развивающийся субъект нравственности, строит в соответствии со своими ценностями отношения с миром и другими людьми. Его духовно-нравственное развитие определяется миром взрослых, сверстниками и им самим. Для обеспечения полноценного духовно-нравственного развития необходимо создание благоприятной образовательной среды, в которой закладываются цели и ценности жизни человека, способствующие реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка. Эта среда должна содержать в себе развивающие образовательные программы, методы поддержки детства по гармонизации отношений ребенка с миром, с другими людьми и с самим собой, оптимизации его духовного потенциала, созданию детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, формирования чувства общности, способности к сопереживанию, состраданию, радости успехам другого человека [5, c.7].

Задачи педагога при духовно-нравственном воспитании школьников носят многоуровневый характер: формирование мировоззрения, гражданской позиции, семейных ценностей, нравственных ориентиров. Исходя из этого, в состав программы духовно-нравственного воспитания одаренных детей могут входить следующие виды деятельности: продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков); театральная игровая деятельность (смоделированные сценки и спектакли духовной тематики); познавательная деятельность (чтение исторической и православной литературы, сказок); творческая деятельность (живопись и графика, музыкальное творчество, танцы); нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями); литературно-музыкальные вечера, концерты, совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы). Только благодаря подобным мероприятиям, воспитывающим нравственность и духовность, одаренным школьникам будет легче понимать и воспринимать реальность, а также делать попытки изменить ее к лучшему [4, c.77].

Все вышесказанное свидетельствует о том, что одаренные дети нуждаются в особой помощи взрослых, педагогическом сопровождении, и в особых условиях жизни, обучения и духовно-нравственного воспитания для развития и реализации своих способностей. Общество должно осознавать, что одаренные дети – это прежде всего духовное и экономическое богатство и будущее страны. Примечательны слова советского поэта Льва Озерова: «Не упиваясь словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами…».

Читайте также:  Периодизация психического развития ребенка лисина

Список использованной литературы:

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО изд. «Астрель», 2001.

  2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика. – 2009. – №4.

  3. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М.: изд-во «Москва», 1982.

  4. Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике – М.: ПЕР СЭ, 2000.

  5. Юнг К.Г. Феномен одаренности // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты под ред. А.М. Матюшкиной – М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.

Источник

Заявка на участие в краевом конкурсе на лучшую методическую разработку «Работа с обучающимися, проявившими выдающиеся способности»

1 ФИО автора Цараева Марина Руслановна

2 Место работы МБОУ ИСОШ №4 им.А.М.Клинового,г.Железноводск

3 Занимаемая должность Педагог-психолог

4 Номинация «Начальное образование»

5 Название методической разработки Программа внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие одаренных учащихся»

6 E-mail verona2904@mail.ru

7 Контактный телефон 89283069925

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ УЧАЩИХСЯ»

Автор:Цараева Марина Руслановна, педагог-психолог МБОУ ИСОШ №4 им.А.М.Клинового, г.Железноводск

Программа разработана и реализована в 2019 г.

Пояснительная записка

При разработке программы внеурочной деятельности с одаренными учащимися мы вначале определили для себя основные критерии одаренности. Как известно, одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют высокую потребность в познании. Одаренность учащихся может быть общей, когда уровень развития познавательных процессов ребенка находится на уровне, значительно опережающим сверстников; либо специальной (спортивной, художественной и т.д.)

При составлении данной программы внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие одаренных учащихся» мы руководствовались убеждением, что духовно-нравственное развитие ребёнка является необходимым условием для полноценного развития личности.

Уже многие годы школьное образование уделяет большое внимание проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся. В соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ разработана Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Концепции дается определение духовно – нравственному развитию личности и духовно – нравственному воспитанию личности гражданина России. Духовно – нравственное воспитание личности – это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.

В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений ребенка об окружающей среде на основе патриотических, культурно-исторических и православных традиций России. Духовно – нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к своей Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие таких духовно-нравственных качеств, как патриотизм, толерантность, товарищество, милосердие, уважительное отношение к людям и т.д..

Одаренные дети, как известно, отличаются высоким уровнем интеллектуального развития, развитием общих или специальных способностей. Но наряду с этим у многих современных детей, в том числе и одаренных, также наблюдается примитивность интересов, равнодушие и неуважение к окружающим их людям, не сформированы о добре и зле, нет понимания базовых духовно-нравственных ценностей.            

Результатом духовно- нравственного воспитания является нравственная воспитанность человека, которая проявляется в общественно ценных свойствах и качествах личности, в отношениях с окружающими, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию.

К сожалению, в настоящее время в большинстве школ отсутствует целенаправленная работа по развитию духовно-нравственных качеств одаренных детей. Все это приводит к тому, что дети, демонстрирующие одаренность, при этом отличаются недостаточным уровнем развития духовно-нравственной сферы.

Всё выше сказанное привело к необходимости разработки и реализации программы внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие одаренных детей».

Планируемые результаты

Реализация программы внеурочной деятельности с одаренными учащимися начальной школы должна привести к:

– ознакомлению учащихся с основными категориями духовности и нравственности;

– осознанию детьми духовно-нравственных норм.

Содержание программы внеурочной деятельности «Духовно-нравственное развитие одаренных учащихся»

Программа делится на два блока.

Первый блок: Для ознакомления детей с основными духовно-нравственными категориями мы подобрали 10 сказок о нравственных категориях (сказки о добре, мудрости, милосердии и т.д.) В результате занятия строились следующим образом – после прочтения детям сказки (5-10 минут) следовала последующая беседа на данную тему (15-20 минут). Благодаря близкому для школьников виду выражения своих мыслей через рисование, мы включили в программу элементы изобразительного искусства, благодаря которым полученные знания лучше усваиваются детьми и становятся для них понятными и близкими. После беседы школьникам предлагались различные задания для передачи данной категории нравственности средствами изобразительного искусства (на задания отводилось 10-15 минут).

Первый блок программы внеурочных занятий рассчитан на 10 занятий по числу основных нравственных категорий. Продолжительность занятий – 40 – 45 минут.

Занятие 1. «Добро» Задание по данной теме после прослушивания сказки и проведения беседы: изобразить добрый поступок из своей жизни.

Занятие 2. «Зло» Задание по данной теме после прослушивания сказки и проведения беседы: изобразить злой поступок и последующее наказание злого поступка.

Занятие 3. «Мудрость» Задание по данной теме после прослушивания сказки и проведения беседы: изобразить своих бабушек и (или) дедушек как пример и символ мудрости.

Занятие 4. «Мужество» Задание по данной теме после прослушивания сказки и проведения беседы: изобразить наших солдат во время Великой Отечественной войны. (Задание не конкретизировалось: можно было изображать портреты солдат или их поведение на поле боя).

Занятие 5. «Умеренность» Задание по данной теме после прослушивания сказки и проведения беседы: изобразить символы здорового образа жизни человека.

Занятие 6. «Справедливость» Задание по данной теме после прослушивания сказки и проведения беседы: изобразить пример несправедливого поступка из своей жизни.

Читайте также:  Развитие ребенка на втором месяце видео

Занятие 7. «Счастье» Задание по данной теме после прослушивания сказки и проведения беседы: изобразить счастье в понимании ребенка.

Занятие 8. «Дружба» Задание по данной теме после прослушивания сказки и проведения беседы: изобразить своих друзей.

Занятие 9. «Милосердие» Задание по данной теме после прослушивания сказки и проведения беседы: вспомнить пример милосердного поступка из своей жизни (помог кому то, пожалел и т.д. ) и изобразить его.

Занятие 10. «Долг» Задание по данной теме после прослушивания сказки и проведения беседы: изобразить своих родителей (в ходе беседы с детьми обсуждался долг пред родителями: нужно слушаться и помогать своим родителям).

Второй блок: Для осознания детьми духовно-нравственных норм мы подобрали цикл из 10 рассказов, где главные действующие лица – дети младшего школьного возраста – ведут себя в разных ситуациях определенным образом, проявляя свои духовно-нравственные качества. У данных рассказов не имеется окончания, которое и должен придумать ребенок, исходя из качеств, проявленных героем. После прочтения рассказа следует его обсуждение.

Также мы разработали методические рекомендации родителям одаренных учащихся по формированию духовно- нравственных качеств и оформили их в виде памяток.

Список литературных источников

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. 2015.- №11.- С. 68-71.

2. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 2012.- № 4.- С. 78-80.

3.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика – 2012 – №2 – С. 67-68

4.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. – М. :Просвещение, 2015.- 254с.

5.Воронкова Ю.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования: Автореф. канд пед. наук.- М., 2012.-18 с.

6.Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А.Я. Данилюк // Педагогика, 2014. -№ 9.- С. 63-88.

7.Дмитриева Н.Г. Основы духовности и нравственности // Начальная школа. 2014. – №4. – С. 8 – 10.

8.Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2013.- №3.- С. 9-12.

9.Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012.- №6.- С. 3-6.

10.Петракова, Т. И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Научно-методические рекомендации / Петракова Т.И., Евладова Е.Б.- М.: Дрофа, 2014.- 53 с.

Источник



В данной статье рассмотрен вопрос о духовно-нравственной одаренности в процессе морального, ценностного и духовного развития человека. Определена роль педагога-психолога, его специфика работы и форма адекватной образовательной среды при взаимодействии с духовно и нравственно одаренными детьми.

Ключевые слова: духовно-нравственная одаренность, личность, развитие, психолого-педагогическая работа.

У каждого взрослого, психологически-сформированного человека есть определенный ряд критериев, по которым он может разграничивать добро и зло, определять смысл жизни, назначение человека и его границы свободы. В современном мире все чаще случаются инциденты, связанные с аморальными, противозаконными, противоречащими нормам и правилам поступками. И этому есть определенный ряд причин.

Во-первых, урбанизация, то есть бурный темп развития города при котором духовная составляющая человека как личности запаздывает в развитии или формируется не в полной мере. Именно с увеличением численности населения образовательный процесс претерпевает существенные изменения, на него возлагается больший спектр обязанностей, а также возникает потребность в усилении духовной и ценностной ориентации подрастающего поколения.

Во-вторых, финансово-экономическое положение в мире, подталкивает людей на подавление своих моралей и ценностей. Современные люди на таких возрастных этапах как подростковый возраст, юность, зрелость подвержены в большей мере к социальной зависимости — зависимости к деньгам. Доказано, что в настоящее время только 1 % людей не зависит от денег. Основываясь на этом, можно утверждать, что материальное благополучие стоит на первом плане, что нельзя сказать о духовной составляющей личности.

В-третьих, СМИ играет большую роль в моральном, этическом и духовном становлении человека. К сожалению, в большинстве случаев, все то, что мы можем видеть сегодня по телевизору, нельзя назвать правильным с точки зрения формирования всесторонне развитой личности, потому что данное время препровождения не несет никакой смысловой нагрузки. Если старшее поколение, которое воспитывалось в советской системе образования, еще может дифференцировать поступающий поток информации, то современное поколение, в частности дети, не могут справиться с этой задачей. Причиной этому могут быть недостаточное внимание родителей по разным причинам, психологическая и физическая неготовность к данному процессу.

Поэтому, в современной России вопрос о моральном, ценностном и духовном развитии человека стоит очень остро. Государственная политика в области образования нацелена на развитие духовно-нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и державы.

Многие ученые считают, что в данном процессе большую роль играет духовно-нравственная одаренность [3]. Примером этого могут служить исследования Ф. Н. Козырева, в которых используется методика ОНИКС. Благодаря данной методике удалось определить способность школьников к нравственному суждению, и как следствие доказать наличие такого феномена как духовно-нравственная одаренность [2].

Анализируя научную литературу, можно утверждать, что духовно-нравственная одаренность — это способность личности, на протяжении всей жизни обладать высокими духовными, ценностными и моральными качествами, направленными на служение людям.

Данный вид одаренности был выделен сравнительно недавно, а ее направленность состоит в духовной составляющей жизни человека. Представителями в этой сфере неизменно остаются духовные деятели, практики, философы, которые оказывают существенное влияние на духовную жизнь общества, а также привнесшие в нее новые смыслы, новые способы осмысления реальности. Также стоит отметить, что в современном мире данный феномен изучен недостаточно [6].

Духовно и нравственно одаренные люди были всегда. На протяжении многих веков рождались дети, которые отличались от сверстников высоким уровнем духовно-нравственных суждений, кротостью, чистотой помыслов. Несомненно, большинство таких детей становились священниками, религиозными деятелями, авторитетами в духовных вопросах. Стоит вспомнить жизнь Сергия Радонежского, Павла Флоренского, Махатма Ганди.

На современном этапе становления российского государства, приоритетным направлением работы с молодежью является формирование нового движения, которое будет направлено на развитие духовных, этических и высоконравственных ценностей. По сути, духовно и нравственно одаренный человек это личность способная побороть в себе безнравственность, бескультурье и реализовать свой потенциал в добровольческом движении. В подтверждение этого высказывания В. В. Путин провозгласил 2018 год «Годом добровольца и волонтера». Несмотря на то, что 2018 год завершился, правительство намерено продолжить поддерживать волонтеров, добровольцев и уже разработало концепцию развития этой сферы до 2025 года [7].

Читайте также:  Ребенок в животе развитие по месяцам

Но какими же качествами должен обладать духовно и нравственно одаренный человек, какие ценности должны преобладать в его жизнедеятельности и насколько он должен быть готов делиться с другими людьми теми самыми знаниями в духовной, ценностной и нравственной области? На этот вопрос можно найти ответ, анализируя высказывание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который сформулировал ценностные приоритеты современной России, а именно: «Вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство. Кроме перечисленных, это мир, единство, нравственность, честность, патриотизм, милосердие, семья, культура, национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность. В этом перечне присутствует и свобода — не как единственная или главенствующая и подавляющая все другие ценности, но как одна из многих важных базисных ценностей».

Одна из главных и актуальных задач педагога-психолога — это помочь духовно-нравственно одаренным детям донести до своих сверстников те самые ценности, которые были упомянуты ранее, при помощи актуальных символов и речевого воздействия в соответствии с возрастными потребностями в этом. Именно творческая деятельность, в большей мере, дает возможность ребенку экспериментировать во многих областях его жизнедеятельности, тем самым формируя духовно-нравственные ценности одаренных детей [1].

В настоящее время понятие нравственного идеала переживает значительный кризис, что в большей мере отражается на воспитании одаренных детей. Для России важным остается формирование в умах детей потребности в остроте чувств при сознании ложных ценностей и лицемерия окружающих, нравственности, патриотизме, гуманизме которые должны соответствовать духовным составляющим общества. Наряду с этим, ребенок нуждается в положительных образах для развития духовно-нравственной одаренности, которые могут, проявляется в личном примере взрослого, жизненном пути духовно и нравственно одаренного человека. Одаренный ребенок более четко определяет ложность декларируемого равенства ребенка и взрослого, авторитетность последнего необходимо для духовно-нравственного воспитания.

Специфика работы педагога-психолога с духовно-нравственными одаренными детьми состоит в установлении приоритетов, взглядов при воспитании на определенном возрастном этапе развития и критериев определения сформированности духовно-нравственных качеств. Также крайне важно организовать условия, при которых воспитание нравственной позиции личности сможет разграничивать добро и зло, быть готовым к действию с позиции милосердия, мотивировать ребенка к такому поведению, при котором будет выражаться сочувствие, защита, взаимопонимание по отношению к другим людям [5].

Существует ряд принципов, придерживаясь которых педагог-психолог способен эффективно провести свою педагогическую и психологическую работу по развитию духовно-нравственной одаренности. Прежде всего, необходимо руководствоваться принципом «не навреди», так как при определенных педагогических ошибках дальнейшая жизнь ребенка может изменить кардинально и, причем не в лучшую сторону. Следующим шагом в развитии духовно-нравственной одаренности является личный пример педагога, который заключается в неприятии компромиссов в нравственной сфере, честности по отношению к себе и другим людям, принципиальности и категоричности при оценке безнравственных проступков, признании собственных ошибок. Наряду с вышеуказанными принципами, педагог должен руководствоваться тремя основными взаимодополняющими друг друга принципами, такими как природосообразности, культуросообразности, гуманности [4].

Ребенок является развивающимся субъектом нравственности. Основываясь на своих ценностях, он строит не только отношения с отдельными людьми, но и с обществом в целом. Основа духовно-нравственного развития определяется миром взрослых, сверствников и личным. Для того что бы полноценно обеспечить духовно-нравственное развитие необходимо создать адекватную образовательную среду, в которой основополагающими являются цели и ценности жизни человека. Данное образовательное пространство должно способствовать реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренного ребенка, при этом избегая односторонности развития, опасности искажения личностного развития, а также чрезмерности психической нагрузки. Эта среда должна включать определенные образовательные программы и методы поддержки детства направленные на гармонизацию отношений ребенка с миром, другими людьми и с самим собой; оптимизацию его духовного потенциала; создание детского игрового пространства для нравственного развитие личности ребенка; формирование таких чувств как общность, способность к сопереживанию и состраданию, радость успехам другого.

Литература:

  1. Джишкариани Т. Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование/ Т. Д. Джишкариани. — Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. — 151 с.
  2. Козырев Ф. Н. Оценка способности к нравственному суждению с помощью диагностического комплекса «ОНИКС»: апробация и первые результаты // Вопросы образования. — 2012 — № 3–141–164 с.
  3. Савенков А. И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
  4. Созонова В. В. Духовно-нравственное воспитание одаренных детей // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — 362–364 с.
  5. Чухин С. Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников: учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Г. Чухин, О. Ф. Левичев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 113 с.
  6. Шитякова Н. П. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии [Текст: учебное пособие / Н. П. Шитякова, И. В. Верховых. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. — 197 с.
  7. Распоряжение от 27 декабря 2018 года № 2950-р. Концепцией развития добровольчества (волонтёрства) в России до 2025 года предусматривается развитие методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки деятельности по привлечению волонтёров к работе в учреждениях социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, оказанию помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций. https://static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственная одаренность, ребенок, большая мера, одаренный человек, ценность, адекватная образовательная среда, духовно-нравственное развитие, духовное развитие человека, современная Россия, современный мир.

Источник