Духовно нравственное развитие личности ребенка

«Духовно-нравственное развитие обучающихся и воспитанников как основа гармоничного развития личности ребенка»

«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке».

Виссарион Григорьевич Белинский

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. Если нравственное воспитание дошкольников в семье и детском саду различно, то у ребят возникает дисгармония. К примеру, в детском саду акцентируют внимание на дружбе, а папа и мама могут потворствовать агрессии и драчливости своего чада, видя в этом самозащиту. То есть к нравственному воспитанию должны быть единые требования, как у педагогов образовательных учреждений, так и у родителей, тогда будет положительный результат.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок.

Я начала работать по данному вопросу с детьми  с первой  младшей группы. Малыш 2—3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам. Поэтому очень важно, подавать пример детям своим отношением к окружающему миру. Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, – и хорошему и плохому, и правильному и неправильному. Поэтому взрослый должен всегда подавать только хороший пример.

В начале учебного года мной были поставлены задачи по духовно-нравственному воспитанию:

  • обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;
  • создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия и отзывчивости;
  • формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
  • приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
  • учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
  • приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах.

Для реализации поставленных задач используются различные формы и методы.

Во-первых, это организованная образовательная деятельность. Почти всегда на ООД в гости к детям приходит сказочный герой, создается проблемная ситуация. Спрашивая у детей: «Как мы можем ему помочь?», подводила их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить морковку для зайчика, нарисовать ягодки рябины для птиц, т.к. им зимой нечего есть, после прочтения  произведений, чтобы бабушка и дедушка из сказки «Курочка ряба» не плакали, дети вылепить яйца, построить теремок  для животных, которые остались без дома.

Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия, при помощи нашей куклы Любознайки. Например, к нам в гости пришла Любознайка Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т.п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как кукла Катя и Любознайка играли» (Любознайка играет с мячом, подбегает кукла Катя, вырывает у нее мяч. Любознайка  плачет, а Катя веселится, играет с мячом. Я спрашиваю у детей: Почему Любознайка плачет? Как нужно поступить Кате? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

В-третьих, с детьми проводятся различные беседы:

1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Игнат  уступил игрушку Мише, Лиза поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Матвей отнял игрушку у Тимоши, Захар  ударил Давида и т.п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;

2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;

3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Два жадных медвежонка», литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», Сутеев «Яблоко», «Мешок яблок»

4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).

Следующая форма работы – игра. Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, такие как  «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Строители», «Семья». Во время игр я учу детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.

Наблюдения за трудом взрослых и привлечение детей к трудовой деятельности (собирать игрушки, протирать листочки у цветов, поливать цветы, дежурство по группе) также является одним из эффективных приемов для духовно-нравственного воспитания. При наблюдении за трудом взрослых, важно на конкретных примерах  подвести малыша к пониманию доступных понятий (любой труд почётен, труд людей взаимосвязан и служит общему благу, людей труда уважают, уважение к труду проявляется в бережном отношении к тому, что сделано рукам тружеников, а также к посильному участию младшего в делах взрослых, и в первую очередь в стремлении обслужить себя, оказывать помощь маме, бабушке, папе, дедушке.) Таким образом, мы воспитываем у детей уважение к труду окружающих, отзывчивость.

Также ведется  ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т.п.); ласково встречаю вернувшегося после болезни ребенка, предлагаю помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагаю помочь другим в одевании на прогулку и т.п.; стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

Проводится  работа с родителями:  различные беседы, рекомендации, консультации по теме «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста», из которых  родители познакомились  с задачами по духовно-нравственному воспитанию детей  младшей группы, с формами и методами работы с детьми в детском саду по данной проблеме.

В  родительском уголке родителям предлагались консультации «Рецепты воспитания нравственности дошкольника», «Умеем ли мы общаться?», «Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-личностных нарушений».

Воспитание морального облика, нравственного поведения лучше начинать с дошкольного возраста. Результата можно достичь быстрее при сотрудничестве педагогов и родителей. Детям необходимо не только разъяснять нравственные правила, принципы и нормы, но и своим примером демонстрировать их на практике. Таким образом, духовно-нравственное развитие воспитанников – это основа гармоничного развития личности ребенка»

Источник

Елена Борисоглебская
Духовно-нравственное воспитание — важнейшая сфера развития личности ребёнка

Сегодня в условиях дефицита общения, отсутствия моральных принципов с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России.

Воспитание определяет все сферы личности ребёнка:

– психофизическую, пробуждая потребность в здоровом образе жизни;

– социальную, формируя навыки жизни в обществе;

– социокультурную, развивая гражданское, патриотическое сознание и качества личности;

духовную, наполняя – её высшими чувствами и образами.

Задача ДОУ дать детям возможность обретения нравственно востребованного духовного опыта через приобщения их к истокам православия, ориентирующим их на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни.

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Обучающие задачи:

– дать начальные православные представления и понятия о российском народе его культуре, православном храме, о семье, о православном образе жизни человека;

– содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

Воспитательные задачи:

воспитывать чувство благоговения к святыням, стремление подражать высоким образам – примерам доброго поведения в жизни и положительным героям художественных произведений и сказок;

воспитывать духовно-нравственные чувства;

воспитывать любовь к родной природе.

Развивающие задачи:

– формирование и развитие творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно- нравственную жизнь («созидателя» и «преобразователя».

Духовно-нравственное развитие личности ребёнка происходит путём:

развития у детей способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни и формирование умения делать самостоятельный нравственный выбор;

– содействия развитию речи детей: обогащению словаря;

– знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней;

– знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями духовной музыки, живописи, иконописи и т. п.

Грамотно осуществляемое воспитание, помогающее ребёнку овладевать умениями и навыками в области эмоционально – волевой, поведенческой сферы, практической деятельности, направляет, а в случае необходимости и корректирует детское развитие: физическое, психическое, социальное, духовное. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребёнка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла православных праздников, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек).

Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа. Только на основе прошлого можно понять новое. А народ, не помнящий прошлого, не хранящий и не передающий все самое ценное своим последующим поколениям — народ без будущего. Проблема эта, нет сомнений, стоит перед современным обществом. Существующий тысячелетиями праздник является явлением сложным, многогранным, синтезирующим в себе мировоззрение, искусство, культуру, быт народа.

Приобщая детей к культурным ценностям и достижениям, праздник всегда являлся и является эффективным средством воздействия на духовный мир человека, поскольку мы живем в славянском мире, нас интересуют корни ритуальных элементов в этих праздниках и воспитательные возможности тех традиционных праздничных действований, которые сохранены с древности до настоящего времени как духовная, социально-эстетическая ценность.

Народная праздничная культура предоставляет неограниченные возможности для формирования, развития и воспитания личности ребенка.

Детский фольклорный праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению исторического наследия прошлого и формированию нравственных чувств, навыков нравственного поведения. Фольклорные праздники, как правило, приурочены к каким- либо датам народного календаря.

Результатом организации фольклорных праздников в детском саду становится активность и заинтересованность детей, развитие певческих навыков, дети вместе со взрослыми (родителями) участвуют в обрядах, праздничных гуляниях, играх (колядках, проводы зимы, с удовольствием исполняют народные песни, участвуют в играх, хороводах.

Воздействие народных праздников, чтения художественной литературы, произведений духовной музыки, живописи, иконописи, театрализованных представлений на ребенка – является эффективным средством обогащения его духовной культуры.

Источник

Доклад

«Духовно-нравственное воспитание ,как средство реализации основных направлений ФГОС»

Подготовила: учитель начальных классов Сафонова Н.А.

        В.А. Сухомлинский писал:  «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

        В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско -пионерско-комсомольские традиции. Сегодня  подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания  так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным для сегодняшнего педсовета.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Несколько статистических фактов:

– в России рождается 17% детей с психическими отклонениями.

-15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков.

-На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации.

-Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков.

-По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.

Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.  Сегодня на нашем педагогическом совете наша творческая группа  осветит   вопросы нравственного воспитания школьников как с теоретической, так и с практической точки   зрения, попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности, проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии.

Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы. Созданные и реализуемые в настоящее время воспитательная система школы, концепция  «Духовно- нравственного  воспитания учащихся начальной школы»  помогают  нам осуществлять намеченные планы.

Начнем с понятия «Воспитание».

Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.

Вспомним принципы воспитания:

  • Принцип гуманистической направленности
  • Принцип природосообразности
  • Принцип культуросообразности
  • Принцип эффективности социального взаимодействия
  • Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи,  общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен  знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

      О задачах воспитания мы много слышали и читали.                                

  •   Блок 1: Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределении
  • Блок 2: Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности;
  • Блок 3: Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к  размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает?  Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра  основ  духовно-нравственного воспитания. Нужен новый  взгляд на саму сущность этого воспитания.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов.

Нравственное воспитание молодежи – неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время  происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом,  целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и

      Общечеловеческие ценности  

  • Любовь к матери
  • Патриотизм.
  • Любовь к Родине
  • Свобода воли
  • Добро и зло
  • Самовоспитание
  • Добродетель
  • Совесть
  • Надежда                                                                                                                                                                   

Система нравственного воспитания включает в себя:

•  Во-первых, понимание и  учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

•  Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

•  В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание – это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное – самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

Основные источники нравственного опыта

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

На уроках литературы можно показывать взаимосвязь этики и художественного творчества. Сегодня ученики не читают Толстого, не хотят понимать героев Достоевского, отторгают Лескова. Об этом стоит говорить.

Как это происходит на современном уроке , на котором  реализуются новые федеральные государственные образовательные стандарты ?

Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке.   Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.

Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане.

В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным,  последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения,  духовной культуры.

Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих  на нравственное воспитание:

  • Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)
  • Профессионально-педагогические
  • Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)
  • Эмоциональная отзывчивость
  • Волевые качества
  • Особенности темперамента
  • Состояние здоровья
  • Творческое мышление
  • Диалоговое общение
  • «Преобразовательные» способности
  • Педагогическая рефлексия
  • Положительные этические качества (добродетели)
  • Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

Педагога отличают следующие качества: 

  • яркая индивидуальность;
  • любовь к детям;
  • внутренняя сила, целеустремленность;
  • широта и глубина интересов;
  • уверенность  в правильности избранного им пути;
  • творческое отношение к детям, к своему делу;

Технология развития чувства
«педагогической любви»

  • 1.Постараться понять, что они – дети, потому и ведут себя как обычные дети.
  • 2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле – с “плюсами” и “минусами.
  • 3. Возможно более полно узнать, почему он стал “таким”, и постараться “выработать” в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
  • 4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
  • 5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать “ситуации успеха”, оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
  • 6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
  • 7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

Классные руководители проводят различные виды диагностических исследований своих классных коллективов. Среди этих диагностик особым образом выделяется диагностика уровня воспитанности.                                                                                                                                 

Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является  опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями.

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. области общественных отношений, деятельности, сознания.  Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России. Любовь к своему народу. Любовь к своей “малой Родине”. Служение Отечеству.

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная. Доверие к людям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство. Гражданское общество. Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.

7. Искусство и литература включает ценности: Красота. Гармония. Духовный мир человека. Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.

8. Природа — Жизнь. Родная земля. Заповедная природа. Планета Земля.

9. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Важно, чтобы школьники получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее  многообразии и национальном единстве. А для этого необходимо, чтобы каждая из вышеобозначенных групп базовых ценностей составляла целевую программу воспитания.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. На детских  рисунках  всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава.

   А на  классном  часе обсудите со своими детьми следующую историю:

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.

Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги …

Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважаемые взрослые и дети!

Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души.

 Поговорите с детьми  о том, как они , и их родители  строят  свою жизнь.  Какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца!

Источник