Довербальный этап развития речи ребенка
Первый год жизни является довербального периодом развития, когда создаются важные предпосылки усвоения речи, которые определяют дальнейшее речевое развитие ребенка.
Потребность ребенка в общении со взрослыми в этот период по своему содержанию является стремление к доброжелательного внимания, обмена положительными эмоциями, на основе которого формируется мотивация признание и положительной оценки. В этот период происходит интенсивное развитие интонаций и появляются так называемые псевдослова. Первые интонации являются попытками обратить на себя внимание взрослого.
Довербальный этап развития речи
На основе потребности в общении ребенок начинает подражать звукам человеческой речи, затихает, прислушивается, когда взрослый с ней разговаривает. Подготовка к появлению речи происходит на основе развития понимания речи взрослых (развитие пассивного речи), а также развития предречевую вокализаций ребенка, предшествующих активном речи. Развитие понимания речи связан с развитием речевого слуха, языковых вокализаций с отработкой языковых артикуляций. Пассивное речи усваивается ребенком быстрее, чем активное. Ребенок рождается с готовым речевым аппаратом. Умение его использовать связано с приобретением соответствующих навыков, ознакомлением со словесными формами, накоплением содержания для вещания, установлением социальных связей. Развитие речи ребенка связано с возникновением и усилением потребности в общении со взрослым.
Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят. В первой половине 1-го года жизни он особенно реагирует на ритмично мелодичные звуки голоса человека, во втором – из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звуки речи. Особенно чувствительны к интонации, с которой к нему обращается взрослый, к мимике, которой сопровождаются высказывания. Четкое произношение слов, которые выражают похвалу, вызывает у него положительные эмоции, а слова, сказанные с нахмуренным лицом, – отрицательные.
Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано: уже на 3-й неделе она сосредоточивается на голосе; на 2-м месяце – перестает кричать, если с ним разговаривают, сосредоточивается на лице взрослого. Во второй половине 1-го года жизни устанавливает связь между словом и предметом или действием.
Сначала дети лучше понимают не слова, а жесты взрослого. В 5-6 месяцев ребенок подползает к взрослому, когда он его зовет жестом. На словесный вызов малыш приближается к взрослому только после 11,5 месяцев.
Со временем реакции ребенка на речь взрослого усложняются. В 7-8 месяцев малыш возвращается к предмету в ответ на вопрос взрослого «Где?». Однако связь между словом и предметом в этом возрасте очень неустойчиво: если предмет меняет свое местонахождение, младенец не узнает. В 9 месяцев ребенок уже находит несколько знакомых предметов независимо от их местонахождения. 7-8-ми-сячний малыш выполняет изучены движения, когда их называет взрослый (“Встань”, “Сядь” “До свидания”) 9-10 меся-ной – понимает элементарные поручения (“Дай мне ложку”), 10-11-месячный – по указанию выбирает предметы. К концу 1-го года жизни у него возникает связь между названием и самим предметом. Проявляется он в поиске и нахождении этого предмета. Это основными признаками начальной формы понимания речи. Понимание связи между предметом и его названием – важнейшее достижение в развитии речи младенца. Позже на этой основе могут возникнуть представление.
На 1-м году жизни у ребенка формируются предпосылки слушания: она сосредоточивается не только на языке взрослого, которая выразительнее действиями или мимикой, но и на звучании небольших песен, стихов.
Источник
Усова Татьяна
Консультация по развитию речи ребёнка «Раннее речевое развитие. Довербальный период»
«Раннее речевое развитие. Довербальный период.»
Первый год жизни ребенка называют доречевым, или довербальным, периодом. Он характеризуется морфофункциональным созреванием структур мозга, в том числе и структур, связанных с процессами производства и восприятия речи, формированием речевого тракта, установлением координаций между дыханием и моторными движениями, приводящими к возникновению артикуляций.
Звуковые выражения ребенка первого года жизни называют вокализациями. На протяжении довербального периода развитияпроисходит последовательная смена вокализаций: рефлекторные фонации (плачи) – гуление – лепет -предслова (лепетные слова) – первые слова. При этом появление нового типа вокализаций не исключает использование ребенком уже хорошо освоенных ранее вокализаций.
Стадия 1. Рефлекторные фонации (плачи)– от 0 до 1,5- 2 мес.
Первой звуковой реакцией новорожденного является крик. Крик-это врожденная реакция на различные воздействия- температурные, болевые, тактильные и др. С момента рождения и в первые 1.5-2 месяца жизни плач или крик является основной звуковой реакцией младенца.
Первый крик новорожденного имеет определенное диагностическое значение.
Громкий крик при рождении присущ здоровому новорожденному и сопровождается глубоким вдохом, хорошо расправляющим ранее спавшиеся легкие.
Слабый, писклявый крик или его отсутствие может свидетельствовать о недоношенности ребенка или родовой травме.
Сдавленный, слабый крик, возникающий не сразу, а через какое-то время после рождения, характерен для новорожденных с тяжелыми нарушениями нервной системы.
Здоровый грудной ребенок, правильно одетый, имеющий надлежащий уход и вскармливание, никогда не кричит долго и беспричинно. В первый месяц жизни младенцы плачут от 2 до 4 часов в сутки.
На 2-ом месяце жизни ребенок с помощью плача начинает привлекать внимание взрослого. Привлечение внимания взрослого наиболее доступным способом с помощью плача, является важным для выживания младенца. В животном мире детеныши также используют возможности своего голоса для призыва матери в случае опасности и дискомфорта.
С возраста 5-7 недель плач младенца изменяется в зависимости от его состояния.
Особенности младенческого плача при различных заболеваниях и тревожащих воздействиях:
Длительный постоянный плач: свидетельство дискомфорта – тугое пеленание, мокрые пеленки и т. д.
Периодический,приступообразный плач: возможны кишечные колики, вздутие живота, возникающие из-за неполного переваривания молока. Боли появляются приступами, между которыми ребенок чувствует себя хорошо. При прикосновении к животу боль усиливается, и ребенок плачет сильнее.
Плач при мочеиспускании: признак цистита или накопления солей в моче.
Плач при дефекации: признак раздражения или трещин в области заднего прохода.
Монотонный крик, прерываемый иногда отдельными,более резкими вскрикиваниями: свидетельство явлений нарастающего внутричерепного давления при воспалительных процессах мозга и среднего уха.
Стадия 2. Гуление – от 1.5 до 6 мес.
Гуление (гласоподобные звуки в различных сочетаниях) – это звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния.
Время возникновения индивидуально. Для гуления характерно произнесение ребенком звуков, напоминающих по звучанию гласные. Звуки появляются в результате случайного положения языка младенца в ротовой полости, а не в результате четкой артикуляции.
Младенцы разных национальностей в первые месяцы жизни издают одинаковые звуки, и только со второго полугодия жизни появляются звуки, характерные для той языковой среды, в которой воспитывается ребенок. Универсальность младенческих звуков определяется строением голосового аппарата. Вокальный тракт младенца по своему строению больше похож на тракт человекоподобных приматов, чем на речевой тракт взрослого человека.
У детей с нарушением слуха гуление возникает в те же сроки, что и у нормально слышащих детей.
У детей, воспитывающихся в условиях социальной депривации или страдающих тяжелыми заболеваниями ЦНС, гуление возникает позже, чем у домашних здоровых детей (5-6 месяцев).
К концу 2-ого месяца жизни ребенок начинает воспроизводить звуки, произносимые взрослым. В трехмесячном возрасте ребенок способен воспроизводить интонацию.
В одном из первых отечественных исследований по данному вопросу
(Кольцова,1979) было показано, что младенец в возрасте нескольких недель способен имитировать интонацию и звуки голоса взрослого человека, и процесс имитации осуществляется более успешно, если ребенок видит мимику говорящего.
В ходе эксперимента взрослый на протяжении 2-3 минут проделывал артикуляционные движения перед двухмесячными младенцами, как бы произнося звуки, но при этом не произносил их вслух. Младенцы, глядя на лицо взрослого, точно воспроизводили его мимику. Затем взрослый произносил уже «настоящие» звуки, и ребенок активно пытался повторить их. А далее взрослый закрывал лицо маской так, что ребенок не мог видеть движение его губ, но при этом вслух произносил звуки, и ребенок молчал. Этот пример ярко демонстрирует, что дети правильнее реагируют на звуковой сигнал, если он сопровождается соответствующей зрительной информацией, то есть характерным для данного звука расположением артикуляционных органов. Следовательно, вокальная имитация первоначально развивается на основе имитации мимики. Ребенок, имитируя артикуляционную мимику взрослого, непроизвольно издает соответствующий звук.
Одной из важнейших моторных предпосылок для развития речи является сосательный рефлекс. Благодаря тренировке губ и языка во время сосания интенсивно происходит развитие губных и языковых звуков.
Стадия 3. Лепет- от 5 до 12 мес.
В возрасте 4-5 месяцев в строении голосового аппарата ребенка происходят значимые изменения: появляется перегородка между полостями рта и носа; увеличивается в объеме полость рта. Это создает условия для более разнообразных движений языком и четкой согласованности между различными структурами голосового аппарата при произнесении звука.
Изменения, происходящие в строении артикуляционного аппарата младенца, обеспечивают возможность произнесения разнообразных звуков. Ребенок осваивает произнесение почти всех гласных и части согласных. Включение в вокализации согласных звуков приводит к образованию слогов, появляется лепет.
Типы лепета:
Простой лепет (5-7 мес.)– звукосочетания типа слогов, с более длительным произнесением гласного или согласного («ба», «да». «та»)
Канонический лепет (7-11 мес.) – повторение двух или трех одинаковых слогов
(«ба-ба», «па-па», «ба-ба-ба», «па-па-па»)
Слоговой или словесный лепет (9 мес.) – усложнение (в артикуляционном плане) звуковых комбинаций. Появлчяются сложные звукосочетания типа «гласный- согласный-гласный» («аба», «огу», «ата»,а также звукосочетания, начинающиеся с гласного или согласного( «бабаб», «татаб») и другие.
Стадия 4. Предслова и первые слова – от 10 до 12 мес.
Лепетное слово или предслово образуется во время лепета при соединении двух одинаковых слогов. К концу первого года жизни, наряду с лепетными словами, появляются первые истинные слова.
Отличие лепетного слова от истинного в том, что у лепетного слова отсутствует значение. Например, ребенок может обозначать словом «мама» и маму, и папу, и кошку. Истинное слово отличается от лепетного тем, что его звукоформа соответствует значению (Цейтлин,2000)
Некоторые рекомендации по развитию звуковой стороны речина первом году жизни:
1. С первых дней жизни для младенца важно присутствие близкого человека, физический и эмоциональный контакт с ним. У здорового, в срок рожденного малыша количество времени, в течение которого он плачет, и интенсивность плача полностью зависят от близкого взрослого, ухаживающего за ним. Обращайте внимание на особенности плача малыша. Стремитесь создать для ребенка максимально комфортные условия – берите малыша на руки, склоняйтесь над его кроваткой, улыбайтесь, разговаривайте с ним, меняя интонации, понижая и повышая голос.
2. Соблюдайте режим кормления. Следите за тем, чтобы ребенок правильно захватывал соску у бутылочки, не отрывался от нее во время кормления. Нормализация процесса кормления является одним из основных условий правильного раннего речевого развития. Во время сосания ребенок осуществляет движение губами и языком, которые затем будут использоваться им при произнесении звуков. Благодаря тренировке губ и языка во время сосания происходит развитие губных и язычных артикуляций.
3. Поощряйте произнесение ребенком звуков. Общаясь с ребенком, поощряйте любой произносимый им звук. Улыбайтесь ему, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребенка должно возникнуть желание общаться с вами и «играть» звуками при помощи языка и губ. Звуковая игра- основа для дальнейшего развития четкости и легкости произнесения звуков и слов, тренировка для речевого аппарата ребенка.
4. Для ребенка важно не только слышать обращенную к нему речь взрослого, но и видеть его лицо, иметь возможность следить за движениями губ, изменяющейся мимикой. Если вы и ребенок в процессе взаимодействия фиксируете взгляд только друг на друге, то такое взаимодействие называется симметричным. При такой форме взаимодействия вы можете попробовать менять мимику лица, произносить звуки, четко их артикулируя. Ребенок будет подражать вам. Так как время, в течение которого ребенок может сосредоточить взгляд на вашем лице, очень непродолжительно – от 30 секунд до 2 минут,- постарайтесь использовать его с пользой для ребенка.
Симметричное взаимодействие – лучшая форма привлечения внимания ребенка. Именно при такой форме взаимного внимания младенец учиться произнесению звуков вслед за вами. Стремитесь строить свое поведение таким образом, чтобы ребенок был заинтересован в общении с вами. После шестимесячного возраста младенцы отдают предпочтение окружающей обстановке, а не лицу взрослого.
5. Разнообразьте звуковое окружение ребенка. Разговаривайте с ребенком, меняя интонации и высоту голоса. Наряду с вашим голосом младенцу полезно слушать и другие звуки. На короткое время (на несколько минут) включайте радио, но лучше не громко, а так, чтобы его звук был приглушенным.
6. Постоянное шумовое окружение негативно влияет на раннее речевое развитие ребенка. Если младенец долгое время находится в помещении с высоким уровнем шума, при громкой музыке, постоянных разговорах взрослых, включенных телевизоре и радио, его речевое развитие замедляется. Младенец перестает издавать звуки, его голосовые реакции развиваются медленно и характеризуются бедностью звуков, звукосочетаний и интонаций.
7. Тренируйте пальцы ребенка, делайте ему массаж рук, используйте пальчиковые игры.
8. Развивайте у ребенка понимание речи. Проявите интерес к тем игрушкам, на которых фиксирует взгляд ребенок, а также вводите во взаимодействие с ребенком новые предметы (особенно это важно со второго полугодия его жизни, комментируйте свои действия. Показывая ребенку предмет и называя его, старайтесь продемонстрировать свойства этого предмета – так малыш лучше его запомнит. Старайтесь повторять такие «уроки» по несколько раз в день. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком о знакомых ему предметах, тем быстрее у него будет развиваться понимание речи.
Сопровождайте словесными комментариями все, с чем сталкивается малыш в процессе активного познания окружающего мира. Благодаря повторению определенных слов и демонстрации того, что они обозначают, ребенок постепенно будет запоминать их значение. Еще до того, как он сможет сам произносить слово, он уже будет знать его значение. Способность ребенка искать взглядом предмет, о котором его спрашивает взрослый, свидетельствует о том, что он начал понимать значение слова.
9. Поощряйте желание ребенка называть предмет вслед за вами.
10. Приучайте ребенка к выполнению простых указаний. Постепенно усложняйте задания. В ходе общения с ребенком вводите новые для него требования, четко выражайте свои просьбы, пожелания, указания с помощью конкретных слов, то есть ставьте перед ребенком речевые задачи.
11. Занимаясь с ребенком, развивайте и понимание речи, и произнесение слов. От ваших усилий зависит способность ребенка озвучивать свои желания или потребности. Если вы проявите настойчивость, побуждая ребенка к активному использованию речи, не станете потакать его желаниям, а на собственном примере продемонстрируете желаемый способ общения, вы добьетесь положительных результатов. Через некоторое время ребенок научится выражать свои желания и потребности с помощью речи.
12. Важным условием обучения ребенка правильному произношению звуков и слов является правильность речи взрослых. При общении с малышом учитывайте его речевые возможности. Требования, предъявляемые к речи ребенка, должны соответствовать его возрасту. При обучении ребенка нельзя перегружать его трудными для произношения и малопонятными словами.
Постарайтесь стать для детей хорошим учителями и помощниками на сложном и долгом пути овладения языком.
Источник
Введение. 3
1. Этапы довербального и начального вербального
развития детей. 4
2. Довербальное развитие речи ребенка. 6
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е.
овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит
несколько этапов.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих
взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия,
обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На
втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению.
Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои
первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап
охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает
речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с
окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Анализ поведения детей раннего возраста показывает – ничто в
их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь
присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными
высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой (“Что
это?”; “Ответь!”; “Назови!”; “Повтори!”), заставляет ребенка овладевать речью.
Следовательно, только в общении с взрослым перед ребенком встает особая
разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и
произнести вербальный ответ.
Цель нашей работы – рассмотреть особенности развития речи
ребенка в довербальный период.
В ходе выполнения работы решим несколько задач – рассмотрим
этапы довербального и вербального развития ребенка и значение общения для
развития речи ребенка.
Период до трех лет — наиболее важен для развития речи
ребенка. Ниже приводятся усредненные данные нормального довербального (т.е. доречевого) и начального вербального (речевого) развития
детей до трех лет с разбивкой по месяцам. Поскольку данные усредненные, то они
не должны в точности выполняться для каждого ребенка, однако при любых
существенных отклонениях следует обратиться к логопеду.
·
Голосовые реакции появляются у ребенка с момента
рождения: крик и плач;
·
1-2 месяца. Реакция сосредоточения на речевое
общение с ребёнком. Улыбка при общении;
·
3 месяца. Комплекс оживления (т.е.
эмоционально-двигательная реакция) при общении с взрослыми. Появляется специфическая
для данного возраста голосовая реакция, называемая гулением (первая стадия
лепета). Обычно гуление – это произнесение гласных звуков “а”, “ы”, “у”, возможно в сочетании с согласной. Например, “у-у-у-у” или “гу-у-у-у”;
·
4 месяца. Дифференцированность комплекса
оживления, т.е. разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок
отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует. Появляется
смех;
·
5 месяца. Ребенок дифференцирует направления
звука, т.е. ищет источник звука и сосредотачивает на нём внимание, например, на
лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распознавать неречевые звуки:
шум машины, шелест деревьев, лай собаки;
·
6-7 месяцев. Гуление переходит в лепет, т.е.
многократное повторение слогов: “ба-ба-ба”,“ма-ма-ма. Появляется готовность к
совместной игровой деятельности;
·
8-9 месяцев. Реакция на незнакомое лицо.
Промежуточный этап между лепетом и появлением первых слов. Лепет сводится к
похожим на слова т.н. лепетным словам, состоящим уже не из многократного повторения,
а двух открытых слогов: “ба-ба”, “па-па”. Но ребенок пока не соотносит
произносимые слова с людьми или предметами. Общение с помощью жестов, игра в
“ладушки”;
·
10-12 месяцев. Ситуационное понимание обращенной
речи, предметно-действенное общение с взрослыми, использование 4-5 лепетных
слов, понятных при соотнесении с ситуацией, понимание простых инструкций,
дополняемых жестами;
·
15 месяцев. Словарный запас увеличивается до
6-ти слов, ребенок понимает простые инструкции, не сопровождаемые жестами;
·
18 месяцев. Словарный запас увеличивается до
7-20 слов, ребенок может показать хотя бы одну из частей тела;
·
21 месяц. Словарный запас не менее 20 слов,
использование простых фраз из двух слов, ребенок может показать до 3-х частей
тела;
·
24 месяца. Словарный запас увеличивается до 50
слов, составление фраз из двух слов, ребенок знает до 5-ти частей своего тела;
·
30 месяцев. Адекватно использует местоимения
“я”, “ты”, “мне”; повторяет две цифры “один”, “два” в правильной
последовательности, имеет представление о числе “один”;
·
36 месяцев. Словарный запас не менее 300 слов,
использует фразы из трех слов, овладевает множественным числом существительных
и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых
предметов; выполняет задания “положи кубик под чашку” и т.п.; [1]
Этап охватывает 1-й год жизни детей срок небольшой по
сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное
значение в генезисе вербальной функции ребенка.
Ситуативно-личностное
общение
На протяжении 1-го года ребенок сменяет, по крайней мере,
две формы общения с окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими
взрослыми.
Оно характеризуется следующими чертами:
·
общение находится на положении ведущей
деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;
·
содержание потребности детей в общении сводится
к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов общения
является личностный мотив;
·
основным средством общения с окружающими людьми
служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических) движений
и поз.
Ситуативно-деловое
общение
В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием,
переходит на уровень второй, более сложной формы общения с взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно
отличается такими особенностями:
1) общение разворачивается на фоне предметных манипуляций,
составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение
ведущей;
2) содержание потребности детей в общении обогащается новым
компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с
окружающими взрослыми; этот компонент не отменяет прежней нужды детей в
доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;
3) ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив,
так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности,
ищут теперь контактов с взрослым;
4) основным средством общения с окружающими людьми для
младенцев служит категория изобразительных (предметно-действенных) движений и
поз предметных действий, преобразованных для функционирования в качестве
коммуникативных сигналов.[2]
Эмоциональные и первые простые практические контакты,
замыкающиеся между детьми и взрослыми в рамках двух первых форм общения, не
требуют от ребенка владения речью; он ею и не овладевает. Однако сказанное не
обозначает, что младенец вообще никак не сталкивается с речью. Как раз
наоборот: словесные воздействия составляют большую и значительную часть
поведения взрослого по отношению к ребенку. Поэтому можно предполагать, что у
младенцев рано появляется особое отношение к звукам речи вследствие их
неразрывной связи с фигурой взрослого человека, составляющей для ребенка центр
мира на этапе ситуативно-личностного общения и весьма важную его часть на этапе
ситуативно-делового общения.
Первый звук, который издает ребенок, – это его первый крик
при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового
аппарата.
Вокализации имеют вид коротких или певучих звуков, в которых
выражается состояние ребенка, начиная от восторга (вскрики, визг) и до
напряженного сосредоточения (гукание).
Подготовка к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с
упражнений в произношении отдельных
звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки “АИЫ”,
“ОИУ”. Здесь итог доброй традиции “огукать” с детьми.
Вокализации детей 1-го года жизни являются предречевыми,
хотя иногда некоторые из них имеют внешнее сходство со словами. Так, младенец
может лепетать «дя-дя», но этот звукокомплекс не отличается фиксированным
звучанием. Предречевые вокализации часто сопровождают занятия младенца с
предметами и служат голосовым аккомпанементом предметных действий. Однако часто
вокализации используются детьми и для общения с окружающими людьми.
Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П.
Денисова, М. Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые
вокализации в состав “комплекса оживления”, который является видом
социального поведения ребенка. С помощью вокализации дети по своей инициативе
привлекают внимание взрослого, с помощью звуков стараются удержать взрослого
возле себя, посредством их сообщают взрослому об испытываемом удовольствии или
о состоянии дискомфорта.
Таким образом, на 1-м году жизни дети активно слушают
словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращения старших партнеров и в
случаях инициирования контактов с окружающими людьми используют предречевые
вокализации. Еще до появления собственной речи дети уже понимают от 50 до 100
слов.[3]
Приблизительно в 8 месяцев ребенок начинает подражать
звукам, которые слышит.
Можно выдвинуть предположение о том, что еще в довербальный
период у ребенка складывается особое отношение к звукам речи окружающих
взрослых.
Отношение характеризуется преимущественным выделением звуков
речи среди других неречевых звуков и повышенной эмоциональной окраской
восприятия первых.
Уже в первом полугодии словесные воздействия взрослого
вызывают мощную ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько
секунд бурной радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к
младенцу, вызывает у него “комплекс оживления” (радостное поведение,
выражающееся улыбкой, сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением,
и звуками) максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по
эффективности равно ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.
Речевые воздействия взрослых вызывают во втором полугодии
ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у
детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов. В поведении
ребенка при слушании разговора взрослого в первую очередь выявляется
ориентировочное начало.
Таким образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди
звуковых раздражителей выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих
людей.
К концу 1-го года у детей наблюдается углубление анализа уже
самих речевых звуков: выделяются два разных параметра тембровый и тональный. Во
втором полугодии ребенок переходит к более сложному взаимодействию с взрослым.
В ходе этого взаимодействия у ребенка появляется нужда в новых средствах
коммуникации, которые обеспечили бы ему взаимопонимание с взрослыми.
Таким средством общения становится речь, вначале пассивная
(понимание), а затем активная (инициативные высказывания самого ребенка).
Общение – один из важнейших факторов общего психического
развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми
общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев
воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста
малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца,
радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя
звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой
пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно
сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие
детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими
детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной
речи.
Решающую роль в
становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного
характера. Первая – межиндивидуальная –
функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в
становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только
по требованию взрослого партнера. Прежде всего, это подтверждается практикой
воспитания детей.
Существуют печальные
примеры, которые показывают, к чему приводит, если много и с любовью не
говорить с ребенком. Родившись глухим, ребенок становится немым, если его
дефект не сразу обнаружен. В ответ на свои капризы, плач или крик он не слышит
ответа и перестает вообще реагировать. Но если чаще нежно брать такого ребенка
на руки, улыбаясь и нежно поглаживая, можно спасти его от полной духовной
изоляции.
Известный исторический пример: император Фридрих 2 в начале
18-го века захотел изучить праязык человечества и поставил опыт, в основе
которого лежала такая идея: если воспитывать ребенка, но при этом не
разговаривать с ним, то он сам по себе заговорит на этом праязыке. Результат
этого эксперимента плачевен – все младенцы умерли. Этот пример также
подтверждает то, что общение и любовь необходимы ребенку с самого рождения.[4]
Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже
реагирует на общение с ним: перестает плакать,
сосредотачивается на взрослом.
2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем,
в 6 недель это скорее будет своеобразное “ротовое внимание”.
3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении
со взрослым, “гукание”.Такие звуки возникают как реакция
на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а
также согласные г, к, н.
4 месяца. Появляется первый смех – повизгивание в
ответ на эмоциональное общение с взрослым.
5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, “поет”,
меняя интонацию голоса.
6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка
появляется первый слог ба или ма.
7 месяцев. Малыш уже готов к игровой
деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения
внимания окружающих.
8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое
лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи –
лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и
т.п. В речи используются звуки: п,
б, м, г, к, э, а.
9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов,
с радостью играет в “ладушки”.
10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении
как минимум 1-2 “лепетных слова” (типа ляля, баба),
понятных в конкретной ситуации.
11 месяцев. Использует уже как минимум 3
“лепетных слова”, понятных в конкретной ситуации.
1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок
употребляет уже 3-4 “лепетных слова”, понимает отдельные слова,
соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции,
сопровождаемые жестами (“поцелуй маму”, “где папа?”,
“дай ручку”, “нельзя”).
Довербальный этап охватывает первый год жизни ребенка.
Выяснено, что на этом этапе у ребенка формируются две формы общения:
а) Ситуативно-личностное, где содержание потребности детей в
общении сводится к нужде во внимании взрослых.
б) Ситуативно-деловое, где содержание потребности детей в
общении обогащается новым видом деятельности – предметной манипуляцией.
Овладение речью делает возможным первые шаги ребенка к
произвольному поведению – оно начинает управляться не только зримой ситуацией,
но и словами взрослого.
Развитие речевого слуха позволяет ребенку понимать большое
количество слов и узнавать названия
многих предметов, но усвоение им пассивной речи и произнесение активных слов в решающей степени зависит от
степени общения с взрослым. Чем больше
родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также
обращают внимание ребенка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них,
тем больше новых слов и названий запоминает ребенок, а, следовательно,
развивается его активный словарный запас.[5]
Таким образом, в нашей работе были рассмотрены особенности
развития речи ребенка в довербальный период.
В ходе выполнения работы решили несколько задач –
рассмотрели этапы довербального и вербального развития ребенка и значение
общения для развития речи ребенка.
1.
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. – М.,1991.
2.
Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка. – М.-Л.,1982
3.
Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития
ребенка. – Ростов-на-Дону, 1987.
4.
Л.С. Выгодский. Мышление и речь. – Н., 1982
5.
Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических
процессов ребенка. – М., 1956.
[1]
Л.С. Выгодский. Мышление и речь. – Н.,
1982, с.25
[2]
Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка.
– М.-Л.,1982, с.87
[3]
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и
младенец. – М.,1991.
[4]
См: Карпова
С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. – Ростов-на-Дону,
1987.
[5]
Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и
развитие психических процессов ребенка. – М., 1956.
Источник