Довербальное и раннее вербальное развитие ребенка
Логопункт МОУ СОШ № 3
Некоторые показатели психического и физического развития детей
п. Михайловка
2011/2012
1. Закономерности довербального (доречевого) и раннего вербального (речевого) развития
Возраст
Стадии развития
От рождения до 8 недель
Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребёнка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок.
От 8 до 20 недель (205 мес.)
Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. Развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6-8 нед. – улыбка при общении. С 15-16 нед. – смех при общении.
От 16 -20 недель до 30 недель (4-7,5 мес.)
Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5-6 мес. Произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными).
От 20-30 недель до 5-7,5-12 мес.
«Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления».
9-18 мес.
Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих ещё чёткого значения.
2. Оценка этапов довербального и начального вербального развития
Возраст
Основные показатели
1 мес.
Реакция сосредоточения на речевом общении
2 мес.
Улыбка при общении
3 мес.
Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
4 мес.
Дифференцированность комплекса оживления, смех.
5 мес.
Дифференцированность направления звука, певучее гуление.
6 мес.
Лепет.
7 мес.
Готовность к совместной деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку.
8 мес.
Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма.
9 мес.
Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».
10 мес.
Ситуационное понимание обращённой речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с стуацией.
11 мес.
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением.
1 год
Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.
1 год 3 мес.
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста.
1 год 6 мес.
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов
1 год 9 мес.
Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас – около 20 слов.
2 года
Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов.
2 года 6 мес.
Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов.
3 года
Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет своё имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».
3. Оценка понимания речи
Возраст
Основные показатели
3-6 мес.
Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса.
6-10 мес.
Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т.п.)
10-12 мес.
Понимает названия отдельных предметов.
12-14 мес.
Показывает их на сюжетных картинках.
15-20 мес.
Узнаёт их на картинках
20-24 мес.
Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа Покажи, кто сидит, кто спит; выполняет двухступенчатую инструкцию Пойди в кухню и принеси чашку; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – На чём ты сидишь?
2 года 6 мес.-3 года
Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без неё).
3-4 года
Понимает сложноподчинённые предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию.
4-5 лет
Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т.п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа Картина была нарисована Машей.
4. Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
Возраст
Навыки поведения
1-2 года
Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
2-3 года
Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы.
3-4 года
Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков.
4-5 лет
Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки.
5. Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
(базовый навык для формирования письма)
Возраст
Навыки поведения
3-6 мес.
Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 мес.
Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
1-2 года
Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий.
2-3 года
Может крутить пальцем диск телефона, рисует чёрточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
3-4 года
Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч.
4-5 лет
Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует «простой дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершённую картину.
5-6 лет
Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дорисовывает недостающие детали к картинке. Бьёт молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
6. Возрастные особенности развития общей моторики
Возраст
Навыки поведения
3-6 мес.
Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.). Приподнимает голову, поворачивается на бок (4-5 мес.), садится (6 мес.).
6-12 мес.
Посаженный, сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.), стоит самостоятельно; ходит, держась одной рукой (10 мес.), уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встаёт (12 мес.)
1-2 года
Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При лёгкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает ан месте, крутит педали трёхколёсного велосипеда.
2-3 года
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки.
3-4 года
Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 сек. Сохраняет равновесие при качании на качелях.
4-5 лет
Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице.
5-6 лет
Хорошо прыгает, бегает, прыгает через верёвочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколёсном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей.
Источник
Усова Татьяна
Консультация по развитию речи ребёнка «Раннее речевое развитие. Довербальный период»
«Раннее речевое развитие. Довербальный период.»
Первый год жизни ребенка называют доречевым, или довербальным, периодом. Он характеризуется морфофункциональным созреванием структур мозга, в том числе и структур, связанных с процессами производства и восприятия речи, формированием речевого тракта, установлением координаций между дыханием и моторными движениями, приводящими к возникновению артикуляций.
Звуковые выражения ребенка первого года жизни называют вокализациями. На протяжении довербального периода развитияпроисходит последовательная смена вокализаций: рефлекторные фонации (плачи) – гуление – лепет -предслова (лепетные слова) – первые слова. При этом появление нового типа вокализаций не исключает использование ребенком уже хорошо освоенных ранее вокализаций.
Стадия 1. Рефлекторные фонации (плачи)– от 0 до 1,5- 2 мес.
Первой звуковой реакцией новорожденного является крик. Крик-это врожденная реакция на различные воздействия- температурные, болевые, тактильные и др. С момента рождения и в первые 1.5-2 месяца жизни плач или крик является основной звуковой реакцией младенца.
Первый крик новорожденного имеет определенное диагностическое значение.
Громкий крик при рождении присущ здоровому новорожденному и сопровождается глубоким вдохом, хорошо расправляющим ранее спавшиеся легкие.
Слабый, писклявый крик или его отсутствие может свидетельствовать о недоношенности ребенка или родовой травме.
Сдавленный, слабый крик, возникающий не сразу, а через какое-то время после рождения, характерен для новорожденных с тяжелыми нарушениями нервной системы.
Здоровый грудной ребенок, правильно одетый, имеющий надлежащий уход и вскармливание, никогда не кричит долго и беспричинно. В первый месяц жизни младенцы плачут от 2 до 4 часов в сутки.
На 2-ом месяце жизни ребенок с помощью плача начинает привлекать внимание взрослого. Привлечение внимания взрослого наиболее доступным способом с помощью плача, является важным для выживания младенца. В животном мире детеныши также используют возможности своего голоса для призыва матери в случае опасности и дискомфорта.
С возраста 5-7 недель плач младенца изменяется в зависимости от его состояния.
Особенности младенческого плача при различных заболеваниях и тревожащих воздействиях:
Длительный постоянный плач: свидетельство дискомфорта – тугое пеленание, мокрые пеленки и т. д.
Периодический,приступообразный плач: возможны кишечные колики, вздутие живота, возникающие из-за неполного переваривания молока. Боли появляются приступами, между которыми ребенок чувствует себя хорошо. При прикосновении к животу боль усиливается, и ребенок плачет сильнее.
Плач при мочеиспускании: признак цистита или накопления солей в моче.
Плач при дефекации: признак раздражения или трещин в области заднего прохода.
Монотонный крик, прерываемый иногда отдельными,более резкими вскрикиваниями: свидетельство явлений нарастающего внутричерепного давления при воспалительных процессах мозга и среднего уха.
Стадия 2. Гуление – от 1.5 до 6 мес.
Гуление (гласоподобные звуки в различных сочетаниях) – это звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния.
Время возникновения индивидуально. Для гуления характерно произнесение ребенком звуков, напоминающих по звучанию гласные. Звуки появляются в результате случайного положения языка младенца в ротовой полости, а не в результате четкой артикуляции.
Младенцы разных национальностей в первые месяцы жизни издают одинаковые звуки, и только со второго полугодия жизни появляются звуки, характерные для той языковой среды, в которой воспитывается ребенок. Универсальность младенческих звуков определяется строением голосового аппарата. Вокальный тракт младенца по своему строению больше похож на тракт человекоподобных приматов, чем на речевой тракт взрослого человека.
У детей с нарушением слуха гуление возникает в те же сроки, что и у нормально слышащих детей.
У детей, воспитывающихся в условиях социальной депривации или страдающих тяжелыми заболеваниями ЦНС, гуление возникает позже, чем у домашних здоровых детей (5-6 месяцев).
К концу 2-ого месяца жизни ребенок начинает воспроизводить звуки, произносимые взрослым. В трехмесячном возрасте ребенок способен воспроизводить интонацию.
В одном из первых отечественных исследований по данному вопросу
(Кольцова,1979) было показано, что младенец в возрасте нескольких недель способен имитировать интонацию и звуки голоса взрослого человека, и процесс имитации осуществляется более успешно, если ребенок видит мимику говорящего.
В ходе эксперимента взрослый на протяжении 2-3 минут проделывал артикуляционные движения перед двухмесячными младенцами, как бы произнося звуки, но при этом не произносил их вслух. Младенцы, глядя на лицо взрослого, точно воспроизводили его мимику. Затем взрослый произносил уже «настоящие» звуки, и ребенок активно пытался повторить их. А далее взрослый закрывал лицо маской так, что ребенок не мог видеть движение его губ, но при этом вслух произносил звуки, и ребенок молчал. Этот пример ярко демонстрирует, что дети правильнее реагируют на звуковой сигнал, если он сопровождается соответствующей зрительной информацией, то есть характерным для данного звука расположением артикуляционных органов. Следовательно, вокальная имитация первоначально развивается на основе имитации мимики. Ребенок, имитируя артикуляционную мимику взрослого, непроизвольно издает соответствующий звук.
Одной из важнейших моторных предпосылок для развития речи является сосательный рефлекс. Благодаря тренировке губ и языка во время сосания интенсивно происходит развитие губных и языковых звуков.
Стадия 3. Лепет- от 5 до 12 мес.
В возрасте 4-5 месяцев в строении голосового аппарата ребенка происходят значимые изменения: появляется перегородка между полостями рта и носа; увеличивается в объеме полость рта. Это создает условия для более разнообразных движений языком и четкой согласованности между различными структурами голосового аппарата при произнесении звука.
Изменения, происходящие в строении артикуляционного аппарата младенца, обеспечивают возможность произнесения разнообразных звуков. Ребенок осваивает произнесение почти всех гласных и части согласных. Включение в вокализации согласных звуков приводит к образованию слогов, появляется лепет.
Типы лепета:
Простой лепет (5-7 мес.)– звукосочетания типа слогов, с более длительным произнесением гласного или согласного («ба», «да». «та»)
Канонический лепет (7-11 мес.) – повторение двух или трех одинаковых слогов
(«ба-ба», «па-па», «ба-ба-ба», «па-па-па»)
Слоговой или словесный лепет (9 мес.) – усложнение (в артикуляционном плане) звуковых комбинаций. Появлчяются сложные звукосочетания типа «гласный- согласный-гласный» («аба», «огу», «ата»,а также звукосочетания, начинающиеся с гласного или согласного( «бабаб», «татаб») и другие.
Стадия 4. Предслова и первые слова – от 10 до 12 мес.
Лепетное слово или предслово образуется во время лепета при соединении двух одинаковых слогов. К концу первого года жизни, наряду с лепетными словами, появляются первые истинные слова.
Отличие лепетного слова от истинного в том, что у лепетного слова отсутствует значение. Например, ребенок может обозначать словом «мама» и маму, и папу, и кошку. Истинное слово отличается от лепетного тем, что его звукоформа соответствует значению (Цейтлин,2000)
Некоторые рекомендации по развитию звуковой стороны речина первом году жизни:
1. С первых дней жизни для младенца важно присутствие близкого человека, физический и эмоциональный контакт с ним. У здорового, в срок рожденного малыша количество времени, в течение которого он плачет, и интенсивность плача полностью зависят от близкого взрослого, ухаживающего за ним. Обращайте внимание на особенности плача малыша. Стремитесь создать для ребенка максимально комфортные условия – берите малыша на руки, склоняйтесь над его кроваткой, улыбайтесь, разговаривайте с ним, меняя интонации, понижая и повышая голос.
2. Соблюдайте режим кормления. Следите за тем, чтобы ребенок правильно захватывал соску у бутылочки, не отрывался от нее во время кормления. Нормализация процесса кормления является одним из основных условий правильного раннего речевого развития. Во время сосания ребенок осуществляет движение губами и языком, которые затем будут использоваться им при произнесении звуков. Благодаря тренировке губ и языка во время сосания происходит развитие губных и язычных артикуляций.
3. Поощряйте произнесение ребенком звуков. Общаясь с ребенком, поощряйте любой произносимый им звук. Улыбайтесь ему, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребенка должно возникнуть желание общаться с вами и «играть» звуками при помощи языка и губ. Звуковая игра- основа для дальнейшего развития четкости и легкости произнесения звуков и слов, тренировка для речевого аппарата ребенка.
4. Для ребенка важно не только слышать обращенную к нему речь взрослого, но и видеть его лицо, иметь возможность следить за движениями губ, изменяющейся мимикой. Если вы и ребенок в процессе взаимодействия фиксируете взгляд только друг на друге, то такое взаимодействие называется симметричным. При такой форме взаимодействия вы можете попробовать менять мимику лица, произносить звуки, четко их артикулируя. Ребенок будет подражать вам. Так как время, в течение которого ребенок может сосредоточить взгляд на вашем лице, очень непродолжительно – от 30 секунд до 2 минут,- постарайтесь использовать его с пользой для ребенка.
Симметричное взаимодействие – лучшая форма привлечения внимания ребенка. Именно при такой форме взаимного внимания младенец учиться произнесению звуков вслед за вами. Стремитесь строить свое поведение таким образом, чтобы ребенок был заинтересован в общении с вами. После шестимесячного возраста младенцы отдают предпочтение окружающей обстановке, а не лицу взрослого.
5. Разнообразьте звуковое окружение ребенка. Разговаривайте с ребенком, меняя интонации и высоту голоса. Наряду с вашим голосом младенцу полезно слушать и другие звуки. На короткое время (на несколько минут) включайте радио, но лучше не громко, а так, чтобы его звук был приглушенным.
6. Постоянное шумовое окружение негативно влияет на раннее речевое развитие ребенка. Если младенец долгое время находится в помещении с высоким уровнем шума, при громкой музыке, постоянных разговорах взрослых, включенных телевизоре и радио, его речевое развитие замедляется. Младенец перестает издавать звуки, его голосовые реакции развиваются медленно и характеризуются бедностью звуков, звукосочетаний и интонаций.
7. Тренируйте пальцы ребенка, делайте ему массаж рук, используйте пальчиковые игры.
8. Развивайте у ребенка понимание речи. Проявите интерес к тем игрушкам, на которых фиксирует взгляд ребенок, а также вводите во взаимодействие с ребенком новые предметы (особенно это важно со второго полугодия его жизни, комментируйте свои действия. Показывая ребенку предмет и называя его, старайтесь продемонстрировать свойства этого предмета – так малыш лучше его запомнит. Старайтесь повторять такие «уроки» по несколько раз в день. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком о знакомых ему предметах, тем быстрее у него будет развиваться понимание речи.
Сопровождайте словесными комментариями все, с чем сталкивается малыш в процессе активного познания окружающего мира. Благодаря повторению определенных слов и демонстрации того, что они обозначают, ребенок постепенно будет запоминать их значение. Еще до того, как он сможет сам произносить слово, он уже будет знать его значение. Способность ребенка искать взглядом предмет, о котором его спрашивает взрослый, свидетельствует о том, что он начал понимать значение слова.
9. Поощряйте желание ребенка называть предмет вслед за вами.
10. Приучайте ребенка к выполнению простых указаний. Постепенно усложняйте задания. В ходе общения с ребенком вводите новые для него требования, четко выражайте свои просьбы, пожелания, указания с помощью конкретных слов, то есть ставьте перед ребенком речевые задачи.
11. Занимаясь с ребенком, развивайте и понимание речи, и произнесение слов. От ваших усилий зависит способность ребенка озвучивать свои желания или потребности. Если вы проявите настойчивость, побуждая ребенка к активному использованию речи, не станете потакать его желаниям, а на собственном примере продемонстрируете желаемый способ общения, вы добьетесь положительных результатов. Через некоторое время ребенок научится выражать свои желания и потребности с помощью речи.
12. Важным условием обучения ребенка правильному произношению звуков и слов является правильность речи взрослых. При общении с малышом учитывайте его речевые возможности. Требования, предъявляемые к речи ребенка, должны соответствовать его возрасту. При обучении ребенка нельзя перегружать его трудными для произношения и малопонятными словами.
Постарайтесь стать для детей хорошим учителями и помощниками на сложном и долгом пути овладения языком.
Источник