Достижения в развитии ребенка в 3 года
Жизнь с трехлетним ребенком похожа на приключение. Ваш дом наполняется смехом, упрямством, независимостью и постоянным проявлением любопытства. Малыш учится общаться на новом уровне, уверено контролирует свое тело и развивает воображение. С каждым днем он становится более интересным и творческим.
Можно выделить основные этапы и ориентиры развития в три года, но не стоит забывать о том, что все дети уникальны. Задача родителей – не упустить время и помочь раскрыться скрытому потенциалу своего ребенка.
Этапы развития ребенка в три года:
1. Социальное развитие.
Малыш развивает свои социальные навыки, зарождаются первые дружеские отношения с другими детьми. В три года он начинает осознавать себя в окружающем мире, появляются первые «не хочу» и «не буду». Здесь важно мягко указать ребенку на границы дозволенного. Если трехлетка почувствует, что ему все можно, в нем начнет зарождаться эгоист. В этот период важно показать, что малыш любим и желанен, особенно, если в доме появляется второй ребенок. Любовь – это то, в чем остро нуждается не только новорожденный, но и первенец.
2. Эмоциональное развитие.
Сопровождается частыми истериками и слезами. Это объясняется периодом кризиса трех лет, ребенок «отделяется» от своей матери и становится самостоятельным. Истерики – это реакция на стресс, с которым малыш учится бороться. В этом возрасте формируется основа для будущего эмоционального и психического развития. Благодаря наблюдению за сверстниками и взрослыми, малыш учится понимать свои и чужие эмоции. Может выразить сочувствие, когда другому человеку больно или грустно, делится игрушками и учится играть с другими детьми. Если кризис трех лет прошел не правильно, в будущем малышу будет проблематично справляться со сложными ситуациями. Важно научить ребенка делиться игрушками, иначе он никогда не будет принят в детский коллектив.
3. Когнитивное развитие.
Позволяет ребенку сосредоточиться и поглощать огромные объемы информации. Уже в этом возрасте малыш способен начать изучать алфавит и цифры. Появляется множество вопросов и понимание полученных ответов. Родители должны знать, что теперь ребенок может усидеть на одном месте до 30 минут, он любознателен и жаждет новых знаний. Поэтому не стоит упускать время, лучше заняться развивающими упражнениями. Малыш с радостью будет рассматривать картинки, находить сходства и различия, собирать большие пазлы, рисовать и слушать чтение сказок.
4. Общее физическое развитие.
Трехлетний ребенок не только растет в высоту и набирает вес, у него развивается мелкая и крупная моторика. Малыш бегает, прыгает, ловит мяч, играет в футбол, катается на трехколесном велосипеде.
Развиваются навыки самообслуживания: может налить себе сок, намазать масло на бутерброд, застегивает пуговицы, завязывает шнурки, сам собирает одежду в зависимости от сезона. В три года важно развивать мелкую моторику, давать возможность пользоваться ножницами, рисовать, вырезать, нанизывать бусины.
Чего ждать в плане умственного развития от ребенка трех лет:
1. Малыш в три года понимает родной язык и говорит, как минимум, 300 слов, а то и больше. Умеет говорить предложениями из 6-8 слов, с существительными и глаголами. Может понять двойную конструкцию-поручение, например, «сходи в свою комнату и принеси кофту».
2. С ребенком в три года можно строить пирамидки из кубиков, находить решение, почему башня неустойчивая и исправлять ошибки. Ребенок легко запоминает и воссоздает конструкцию по памяти.
3. Трехлетний малыш задает множество вопросов обо всем, что видит. Чем сложнее и настойчивее вопросы, тем лучше развита познавательная активность у ребенка.
4. Помнит важные или яркие события, даже если они произошли неделю назад. Может рассказать о них и ответить на наводящие вопросы.
5. Умеет обижаться, радоваться, шутить и грустить. Может быть доброжелательным или враждебным.
6. В состояние идентифицировать предметы по размеру и цвету.
7. При правильном воспитании формируется положительное отношение к своей личности, гордость и стремление сделать все как можно быстрее и лучше. Появляются выражения: «Я сам!», «Я могу», «Я хочу!».
Не страшно, если ваш ребенок не умеет делать какие-то вещи, перечисленные в этой статье. Это всего лишь говорит о том, что он развивается в своем собственном темпе и ему нужно уделить чуть больше внимания, чтобы помочь обрести необходимые навыки и знания.
Вы нас очень поддержите, если поставите “Лайк” и ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал 🙂
Источник
Содержание
- Особенности развития детей третьего года жизни
- Внимание на третьем году жизни ребенка
- Представление и понятие об окружающем мире
- Сенсорное развитие
- Игры и занятия на третьем году жизни ребенка
В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.
В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.
Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.
В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.
Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.
Особенности развития детей третьего года жизни
- Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
- Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
- Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
- На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.
Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.
Внимание на третьем году жизни ребенка
На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.
Представление и понятие об окружающем мире
На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).
У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).
Сенсорное развитие
Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.
Игры и занятия на третьем году жизни ребенка
Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:
- предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
- сюжетные игры (игра с куклой);
- наблюдения;
- рассматривание картинок, книг;
- элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
- игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.
Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.
Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».
Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.
На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.
А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.
Источник
Интеллектуальное развитие:
- Называет и отличает 2-3 дерева.
- По опорным обобщающим словам находит предметы («Покажи обувь, посуду, мебель»).
- Различает времена года.
- Называет существенные детали и части предметов.
- Находит простые связи между предметами и явлениями.
- Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.
- Различает и правильно называет части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека.
- Различает некоторые фрукты и овощи.
- Различает части суток (день, ночь), знать, чем они отличаются.
- Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Восприятие:
– Разбирает и складывает шестисоставную матрешку (с 3.5 лет).
– Собирает пирамидку с учетом размера колец.
– Конструирует из кубиков по подражанию.
– Складывает картинку из 4 частей, собирает несложные игры-вкладыши.
– Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб.
– Самостоятельно называет основные 4 цвета – красный, синий, желтый, зеленый.
– Самостоятельно называет плоские фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник.
– Самостоятельно называет объемные фигуры: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус.
Внимание:
- Выполняет задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут.
- Находить 3-4 отличия между предметами.
- Удерживает в поле зрения 3-4 предмета.
- Находит два предмета, похожих друг на друга.
- Выполняет задания по предложенному образцу.
- Устойчивость внимания – 15-20 мин
Память:
- Запоминает 3-4 картинки.
- Знает наизусть несколько четверостиший.
- Повторяет небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого.
- Вспоминает, что он делал утром, днем, вечером.
- Рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
- Понимает и выполняет комбинированные команды из 5 действий («Подними лопатку, положи в ведерко, дай маме, иди к девочке и играй!»).
Мелкая моторика:
- Изображает простейшие предметы и явления действительности.
- Повторяет простые движения пальчиковой гимнастики.
- Показывает указательный палец вместе со средним.
- Делает колечки (каждый палец соприкасается с большим).
- Умеет проводить прямые горизонтальные линии, не выходя за края «дорожки».
- Умеет рисовать «клубочки».
- Перерисовывает крестик.
- Обводит по контурам, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.
- Копирует квадрат (с 3.5 лет).
- Умеет проводить прямые линии в разных направлениях – «лучики у солнышка».
- Умеет проводить прямые наклонные линии – «ветки у елочки».
- Можно давать ножницы.
- Старается раскрашивать, не выходя за контуры.
- Умеет соединять одинаковые предметы линиями.
- Застегивает пуговицы.
Крупная моторика:
– Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги.
– Ездит на трехколесном велосипеде.
– Может стоять на одной ноге 10 секунд.
– Прыгает на одной ножке и двух ногах.
Математика:
- Находит в окружающей обстановке много предметов и один.
- Умеет определять равенство и неравенство предметов выражать словами «большой», «маленький», каких предметов больше, меньше.
- Сравнивает 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте). Использует слова «высокий», «низкий» «толстый», «тонкий».
- Может усвоить представление о шести формах: Круг. Овал. Квадрат. Прямоугольник. Треугольник. Многоугольник. Показывать похожие на них предметы.
- Может усвоить представление о восьми цветах: Красный. Оранжевый. Желтый. Зеленый. Синий. Фиолетовый. Белый. Черный;
- Умеет пользоваться понятиями «много», «один», правильно согласовывать их с существительными.
- Умеет сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий».
Речевое развитие:
- Умеет отвечать на вопросы типа: «Что ты будешь делать, если ты устал?”(тебе холодно, голоден…).
- Понимает короткие рассказы взрослого.
- Правильно реагирует на словесные указания.
- Согласовывает слова в роде, числе, падеже.
- Правильно пользуется предлогами в, на, за, под, перед, сзади, к.
- Употребляет предложения с однородными членами.
- Может рассказать о событии своими словами, сделать выводы из чего-то, связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картинке (2-4 предложения).
- Умеет подобрать антонимы: огонь-горячий, лёд-…?; Конь-большой, мышь -…?; мама – женщина, папа -…?
- Имеет активный словарь до 1500 слов.
- Начинает использовать сложные предложения, строит фразы из 4–5 слов.
- Использует в своей речи местоимения («Я», «ты» и т. д.);
- Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.
- Употребляет в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д.);
- Употребляет в речи прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет.
- Употребляет в речи наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.).
- Знает названия транспортных средств | (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колёса, руль), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детёнышей.
- Называет свое имя и фамилию, сколько лет, имена ближайших родственников, имя и отчества своих воспитателей.
- Пересказывает небольшие потешки, сказки, рассказы, узнает сказочных героев.
- Понимает названия цветов: “Дай красный мяч”.
- Слушает длинные сказки и рассказы.
- Отвечает на вопросы:
Как твоя фамилия? С кем ты живешь? Что ел на завтрак? Во что любишь играть?
Социальное развитие:
– Любит давать игрушки и брать их у других.
– Любит общаться с детьми и взрослыми. Играет и/или общается с другими детьми.
– Развиваются навыки совместной игры.
– Любит помогать взрослым.
– Легко расстается с мамой на целый день.
– Вступает в новый контакт через 5 мин.
Ведущие потребности:
– В доброжелательном внимании.
– В сотрудничестве.
– В уважении.
– Общение со сверстниками.
– В самовыражении.
– В соучастии.
Ведущая деятельность:
Игровая. Переход от манипуляций с предметами к ролевой игре.
Ведущая функция:
Восприятие.
Особенности возраста:
– Кризис 3-х лет. Формирование системы «Я». Ребенок добивается нового статуса, в следствии чего появляется упрямство и негативизм.
– Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим.
– Появление смысловой структуры сознания.
– Развитие происходит через общение. С взрослым общение становиться вне ситуативно – познавательным.
– При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение: «Делай, как я».
– Общение вне ситуативно – познавательное. Совместное обсуждение со взрослым явлений, событий, взаимоотношений в предметном мире
– Смотрит в другого, но видит себя.
– Слышит, но не слушает.
Новообразования:
– Усвоение первичных нравственных норм.
– Самооценка.
– Появление элементов партнерского общения.
Домашние обязанности:
– Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом).
– Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).
– Собирает и кладет игрушки в соответствующее место.
– Убирает книги и журналы и вещи на нижнюю полку.
– Относит салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
– Убирает за собой оставшиеся после еды крошки.
– Чистит зубы, моет и вытирает руки и лицо, причесывается.
– Вытирает за собой следы «детской неожиданности».
– Приносит упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки.
Цели и задачи взрослых:
– Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками в игре и в повседневном общении.
– Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
– Формировать первые нравственные эмоции «хорошо» – «плохо».
– Формировать умения действовать по правилам.
– Формировать умения сопереживать, сочувствовать, способность к эмоциональной отзывчивости.
– Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.
– Не делать за ребенка то, что он может сделать сам.
Источник