Достижения моего ребенка в школе развития
Есть много факторов, влияющих на успех. Важно их учитывать.
«Успех идет от неудачи к неудаче без потери энтузиазма» – вот лучший эпиграф, который мы смогли подобрать к нашей статье. Из поколения в поколение родители неустанно ищут волшебную методику воспитания, которая сделает их детей успешными и счастливыми. Во всем мире системы Бенджамина Спока, Марии Монтессори, Антона Семеновича Макаренко, Рудольфа Штайнера и Глена Домана пользуются невероятной популярностью, несмотря на то, что их авторов нет в живых.
Вопрос «Как достичь счастья?» остается открытым благодаря тому, что мир постоянно меняется. Пятьдесят лет назад считалось престижным долгие годы работать на одном месте, в то время как сейчас подобная перспектива чаще всего ассоциируется с застреванием и вызывает сочувствие. Новая эпоха рождает новые потребности и мечты, людей с иными взглядами и ценностями. Выходят из моды профессии, теряет актуальность школьная программа, вертикальному карьерному росту мы все чаще предпочитаем горизонтальный. Каково быть родителем в XXI веке? Что из себя представляет успех в современном мире? Насколько важна успеваемость? К чему готовить детей? Сегодня мы расскажем о том, как избежать повторения чужих ошибок и зарядить ребенка на будущие достижения.
Что такое успех?
В наше время принято считать, что успех – это материальная обеспеченность. Однако, всем хорошо известно, что и богатые плачут, что благополучная жизнь – это не только финансовый достаток.
К сожалению, отечественных эмпирических исследований ощущения счастья в детском возрасте крайне недостаточно, чаще в литературе можно встретить личное мнение педагогов и родителей по этой проблеме. Изучением осведомленности детей о счастье впервые задалась кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики МГУ Зырянова Н.М. в рамках проекта по изучению образа мира у современных дошкольников, когда исследовалось в том числе и ощущение счастья у детей 6 лет. Было выявлено, что для счастья детям необходимы любовь и внимание родителей, интересная, насыщенная жизнь, отсутствие наказаний, наличие нужных вещей и игрушек и т.д. Вопрос «Что такое счастье?» оказался для детей не очень простым, тем не менее, не было тех, кто не смог бы дать ответ. Большинство отвечало, что «Счастье – это когда ты радуешься чему-либо» или «Когда у тебя все получается». Немалое количество детей связало понимание счастья с семьей: «Счастье – это когда родители не на работе», «Когда у тебя есть брат», «Когда бабушка с дедушкой приезжают в гости». Из наиболее оригинальных ответов были: «Счастье – это когда у тебя все дома как в мультике», «Счастье – это любовь», «Когда люди влюбляются и у них рождается ребенок», «Это когда тебе подарили машинку и ты говоришь: «Какое счастье…».
На вопрос «Что нужно сделать, чтобы ты стал счастливым?» многие отвечали, что нужно улыбнуться, поиграть с друзьями, съесть конфету, поиграть в футбол или чтобы его насмешили или обняли. Некоторые дети говорили, что для того, чтобы быть счастливым надо поехать в Париж или пойти в музей.
Изучение здоровых, успешных, самоактуализирующихся, счастливых людей началось только во второй половине XX века под влиянием работ гуманистически ориентированных психологов. Общим для большинства работ является представление об успехе как субъективном ощущении: счастья, благополучия, удовлетворенности жизни и т.д.
Школа как социальный институт формирует у ребенка способность размышлять, анализировать и принимать взвешенные решения, содействует освоению самого сложного – самоорганизации, которая предполагает целый ряд составляющих: выбор жизненных целей и построение планов, преодоление неизбежных трудностей, неудач и творческий поиск смысла собственной жизни. Успешный ученик – тот, который реализовал свой потенциал.
Все родители хотят, чтобы дети хорошо учились и имели высокие показатели по всем предметам. Советы, приведенные ниже, помогут вам создать благоприятные для ребенка условия обучения и помочь ему достичь высоких результатов, однако, важно помнить, что оценки – не самый важный показатель. Успех в обучении не зависит исключительно от уровня IQ, существует множество внешних и внутренних факторов, которые могут влиять на отметки, достижения и мотивацию.
1. Будьте союзником в желаниях ребенка
Доктор психологических наук Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своих работах пишет о том, что ребенок любого возраста мечтает о том, чтобы его принимали. Потребности в принятии и любви — это одни из базисных потребностей и детей, и взрослых. Кроме согласия с тем, какой ребенок есть, принятие также предполагает удовлетворение потребности в свободе самореализации ребенка и в его самостоятельности. Не направляйте его на те цели, которые считаете важными сами. Увлечение может казаться вам не достойным внимания, меж тем ребенок будет находить в нем что-то важное для себя и своего развития. Нужно постоянное прислушивание и выслушивание, поддержка в начинаниях.
Если вы хотите, чтобы ребенок чем-то занялся, увлекайте его своим примером. Если новая деятельность поначалу для него неинтересна и нейтральна, то начните с энтузиазмом, со вкусом, с эмоциональной позитивной окраской делать это вместе с ним. Ребенок привыкнет, вы постепенно уйдете из этого дела, а он продолжит. Помните, однако, что передачу нужно сделать очень деликатно, не бросать его сразу.
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
2. Поощряйте достижения и не ругайте за ошибки
Ребенок должен поверить в свои силы с вашей помощью, почувствовать уверенность в том, что ему многое по плечу.
Не так давно исследователи медицинского факультета Стэнфордского университета провели эксперимент, в рамках которого изучили 240 детей в возрасте от семи до десяти лет, и обнаружили, что позитивный настрой влияет на нейрокогнитивные механизмы, способствуя улучшению успеваемости. В частности, анализ выявил, что позитивное отношение улучшает функции гиппокампа, области мозга, ответственной за память.
То, как сам ребенок оценивает свои способности, насколько он верит в то, что он сможет решить задачу, влияет на то, сможет ли он в действительности преодолеть эту трудность.
3. Создавайте условия для возникновения самостоятельности
Психолог, педагог и публицист Людмила Петрановская рассказывала об эксперименте, в ходе которого мам с детьми пригласили в кабинет психолога, где было много игр, игрушек и других любопытных вещиц. Экспериментатор-врач встречал их новостью о том, что ему необходимо срочно отлучиться на некоторое время. Перед уходом он давал разрешение брать любые предметы, которые находятся в комнате.
Психологи наблюдали за реакцией мамы и ребенка через секретное зеркало. После этих наблюдений психологи с помощью специальных методик измеряли познавательную активность у детей. Оказалось, самой низкой она оказалась у детей, родители которых полностью брали на себя инициативу и начинали руководить познавательным процессом — «Посмотри, какая полезная и интересная развивающая игра! Делай так и так».
Подобную ошибку совершают многие родители, помогая детям делать домашние задания и зачастую предотвращая возникновение ошибок. Если ребенка постоянно страховать, он не научится делать что-либо самостоятельно.
Поначалу, когда вы движетесь в русле формирования самостоятельности, показатели успеваемости будут ниже. Очевидной станет несамостоятельность единственных в семье детей, с которыми нужно быть особенно внимательными. Есть хронически рассеянные дети, которым необходимо помогать чуть больше. Но помните, что ответственность за домашнее задание – это ответственность ребенка. Помочь в организации процесса обучения могут, например, домашние обязанности с их ежедневной ответственностью. Полить цветы, покормить домашних животных, вынести мусор – то, что необходимо делать регулярно – приучает ребенка к самодисциплине.
4. Обучайте детей социальным навыкам
Исследователи из Государственного университета Пенсильвании и Университета Дюка изучали более 700 детей начиная с дошкольного возраста вплоть до достижения ими 25 лет. В результате обнаружилась взаимосвязь между социальными навыками, которые дети приобрели в детском саду, и успехом, достигнутым ими через два десятилетия. Двадцатилетнее исследование показывает, что социально компетентные дети, которые добровольно сотрудничают с окружающими, помогают, понимают их чувства и решают проблемы самостоятельно, скорее получат к 25 годам рабочее место и высшее образование, чем их асоциальные сверстники.
Налаживайте контакт с ребенком в виде бесед и разговоров. На собственном примере учите ребенка общаться: выражать свои чувства, уважать собеседника. Развивайте его речь, учите грамотно строить предложения и формулировать мысль с помощью наводящих вопросов. Давайте ему возможность обсудить, высказаться и подумать вместе с вами о тех ситуациях, которые произошли за день. Узнавайте подробности и новости, интересуйтесь и проводите с ребенком больше времени. Роль родителей – организовать пространство для общения своего ребенка с другими людьми: посещать места, где есть дети его возраста, приглашать друзей ребенка в гости, поощрять знакомства. И самое главное – не общаться вместо сына или дочки, не отвечать самим на заданные ребенку вопросы.
5. Учите ребенка ориентироваться в потоке информации, проверять ее и структурировать
Один из наиболее важных навыков в современном мире – навык быстрой обработки больших массивов информации. Знать, где посмотреть и как грамотно законспектировать- это первый шаг на пути к успеху.
Однако, не менее важным в наши дни оказывается навык расшифровки уже структурированных данных. Последние исследования, проведенные в рамках программы PISA (Programme for International Student Assessment) говорят о том, что по всему миру у большинства школьников на данный момент наблюдаются проблемы с анализом информации и чтением таблиц.
Если минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения, то функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться к ней.
Способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века, поэтому крайне необходимо объяснять ребенку, как применять новые знания на практике.
Успех и успешность не идентичны. Успех – достижение цели, а успешность – качество, способность достигать успеха. Успех – это прежде всего достижение собственных целей и удовлетворенность от жизни, а не соответствие ожиданиям.
Сегодня существует множество тренингов и мастер-классов на тему «Как стать успешным», однако стратегия успеха развивается еще в детстве. Детство – самый благоприятный период для формирования умений, необходимых для успешности и задача родителя – направить ребенка, научить ставить цели и достигать их.
Источник
Самое важное в школе- это учебные достижения ребенка
Необходимо ответь на вопрос, для кого они более важны- для ребенка или для его родителей? Ответ очевиден для родителей. В ответственный момент когда все меняется в жизни ребенка, некоторых родителей интересуют учебные достижения своего ребенка, а ребенка больше всего интересует- «будут ли у меня новые друзья, понравлюсь ли я учительнице, будут гордиться мной мои родители (а не оценками)». Вот вопросы стоящие перед первоклассником. Сфера интересов ребенка находиться в поле взаимоотношений со сверстниками и учителями. Но кроме этого есть еще важные вещи, как новый портфель, одежда, и всевозможные новые предметы для учебного процесса.
С поступлением в школу, с изменением основного вида деятельности с игровой на учебную, у ребенка постепенно на первый план выходят личностные характеристики сверстников. Интересно, что детей мало пока интересует учебная деятельность самое главное – это общение. Существует три составляющих:
Аффективный- он связан с развитием эмоциональной сферы личности и поэтому уровень общения зависит от выраженности этой сферы. Это наличие положительных и отрицательных эмоций у ребенка, степень конфликтности, развитие чувств и умение ими пользоваться.
Поведенческий- выражен результатами деятельности, поступками детей. Каждый по своему использует свою мимику во время общения, по- своему передвигается в пространстве общения. От этого зависит отношение детей друг к другу вовремя общения.
Когнитивный- включает психологические процессы, связанные с познанием мира и самого себя. А так же ощущения, представление, память, воображение, внимание, мышление.
При смене деятельности с игровой на учебную, то есть с приходом в школу, у ребенка меняется суть общения. Учитель первого класса для ребенка аккумулирует в себе основные потребности в общении. Дети стараются в своем поведении походить на учителя, они копируют его манеру говорить, ходить. Нужно учить ребенка правильному общению и пониманию важности этого действия. Родителям самим нужно правильно общаться со своим ребенком и его друзьями.
Понимание- это необходимый элемент во взаимодействии взрослых и детей. Очень важно для взрослого научиться видеть мир глазами ребенка, понимать его тайные чаяния и надежды и помогать выражать их словами и поступками.
– главное во взаимоотношениях с вашими детьми – не накормить и одеть, а выслушать и сострадать.
– отставьте все свои дела, если ребенок принес к вам свои печали или радости.
-помните, что детские проблемы не менее важны, чем ваши.
– будьте предельно искрении в разборе проблем своего ребенка, он чувствует любую фальшь!
Принятие- выражение положительного отношения к ребенку, с учетом его индивидуальности, самобытности. К ребенку нужно подходить с верой в его потенциальные возможности в совершении того или иного дела. Для ребенка важно быть принятым взрослым, быть ими любимым. Он постоянно старается доказать свою полезность взрослому миру.
– если вас не устраивает качество отдельного действия, которое выполняет ребенок, то выражайте свое недовольстве именно этим действием, а не ребенком в целом.
-постоянно работайте над повышение самооценки ребенка.
– подходите к любому действию ребенка с «оптимистической гипотезой».
– чаще рассказывайте ребенку о своих детских неудачах и их последствиях.
Признание – выражения права ребенка на свое собственное решение возникших проблем. Взрослому очень трудно признать за ребенком право на самостоятельный выбор решения. Постоянно поучает и решает за него. Необходимо чаще «отпускать на волю» вашего малыша. А иначе как он научиться быть самостоятельным. Постепенно приучите его самостоятельно собирать портфель, должен быть ответственным за подготовку к урокам. Это приходит не сразу. Ребенок часто забывает положить все необходимое в портфель, но если родители будут настойчивы и внимательны и будут неуклонно работать с ребенком по развитию ответственности, он справиться с этим.
– если ребенок для вас личность, то признание его самостоятельности – обязательный аспект вашего взаимодействия.
– постарайтесь поверить в силы своего ребенка.
-не предъявляйте ему требований, превышающих его возможности.
– старайтесь не упрекать ребенка, если он не справился с каким-то заданием.
– старайтесь делать дела вместе, оставляя за ребенком превалирующее место.
– постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он почувствует себе ответственным за их выполнение.
Научившись общаться, ребенок будет чувствовать себя более уверенно и в овладении знаниями, умениями и навыками. То есть основную функцию школа сможет реализовать только в том случае, если ученик «примет» для себя все, что будет делать учитель. Этому же будет способствовать и правильная позиция родителей, которая выражается в поддержке ребенка, в придании ему силы и значимости его личности.
Материал составлен
педагогом-психологом Шеремет Т. А.
МБОУ ЦДК «Детство» г. Краснодара
Источник
Самое важное в школе- это учебные достижения ребенка
Необходимо ответь на вопрос, для кого они более важны- для ребенка или для его родителей? Ответ очевиден для родителей. В ответственный момент когда все меняется в жизни ребенка, некоторых родителей интересуют учебные достижения своего ребенка, а ребенка больше всего интересует- «будут ли у меня новые друзья, понравлюсь ли я учительнице, будут гордиться мной мои родители (а не оценками)». Вот вопросы стоящие перед первоклассником. Сфера интересов ребенка находиться в поле взаимоотношений со сверстниками и учителями. Но кроме этого есть еще важные вещи, как новый портфель, одежда, и всевозможные новые предметы для учебного процесса.
С поступлением в школу, с изменением основного вида деятельности с игровой на учебную, у ребенка постепенно на первый план выходят личностные характеристики сверстников. Интересно, что детей мало пока интересует учебная деятельность самое главное – это общение. Существует три составляющих:
Аффективный- он связан с развитием эмоциональной сферы личности и поэтому уровень общения зависит от выраженности этой сферы. Это наличие положительных и отрицательных эмоций у ребенка, степень конфликтности, развитие чувств и умение ими пользоваться.
Поведенческий- выражен результатами деятельности, поступками детей. Каждый по своему использует свою мимику во время общения, по- своему передвигается в пространстве общения. От этого зависит отношение детей друг к другу вовремя общения.
Когнитивный- включает психологические процессы, связанные с познанием мира и самого себя. А так же ощущения, представление, память, воображение, внимание, мышление.
При смене деятельности с игровой на учебную, то есть с приходом в школу, у ребенка меняется суть общения. Учитель первого класса для ребенка аккумулирует в себе основные потребности в общении. Дети стараются в своем поведении походить на учителя, они копируют его манеру говорить, ходить. Нужно учить ребенка правильному общению и пониманию важности этого действия. Родителям самим нужно правильно общаться со своим ребенком и его друзьями.
Понимание- это необходимый элемент во взаимодействии взрослых и детей. Очень важно для взрослого научиться видеть мир глазами ребенка, понимать его тайные чаяния и надежды и помогать выражать их словами и поступками.
– главное во взаимоотношениях с вашими детьми – не накормить и одеть, а выслушать и сострадать.
– отставьте все свои дела, если ребенок принес к вам свои печали или радости.
-помните, что детские проблемы не менее важны, чем ваши.
– будьте предельно искрении в разборе проблем своего ребенка, он чувствует любую фальшь!
Принятие- выражение положительного отношения к ребенку, с учетом его индивидуальности, самобытности. К ребенку нужно подходить с верой в его потенциальные возможности в совершении того или иного дела. Для ребенка важно быть принятым взрослым, быть ими любимым. Он постоянно старается доказать свою полезность взрослому миру.
– если вас не устраивает качество отдельного действия, которое выполняет ребенок, то выражайте свое недовольстве именно этим действием, а не ребенком в целом.
-постоянно работайте над повышение самооценки ребенка.
– подходите к любому действию ребенка с «оптимистической гипотезой».
– чаще рассказывайте ребенку о своих детских неудачах и их последствиях.
Признание – выражения права ребенка на свое собственное решение возникших проблем. Взрослому очень трудно признать за ребенком право на самостоятельный выбор решения. Постоянно поучает и решает за него. Необходимо чаще «отпускать на волю» вашего малыша. А иначе как он научиться быть самостоятельным. Постепенно приучите его самостоятельно собирать портфель, должен быть ответственным за подготовку к урокам. Это приходит не сразу. Ребенок часто забывает положить все необходимое в портфель, но если родители будут настойчивы и внимательны и будут неуклонно работать с ребенком по развитию ответственности, он справиться с этим.
– если ребенок для вас личность, то признание его самостоятельности – обязательный аспект вашего взаимодействия.
– постарайтесь поверить в силы своего ребенка.
-не предъявляйте ему требований, превышающих его возможности.
– старайтесь не упрекать ребенка, если он не справился с каким-то заданием.
– старайтесь делать дела вместе, оставляя за ребенком превалирующее место.
– постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он почувствует себе ответственным за их выполнение.
Научившись общаться, ребенок будет чувствовать себя более уверенно и в овладении знаниями, умениями и навыками. То есть основную функцию школа сможет реализовать только в том случае, если ученик «примет» для себя все, что будет делать учитель. Этому же будет способствовать и правильная позиция родителей, которая выражается в поддержке ребенка, в придании ему силы и значимости его личности.
Материал составлен
педагогом-психологом Шеремет Т. А.
МБОУ ЦДК «Детство» г. Краснодара
Источник