Достижение ребенком уровня развития необходимого и достаточного
Согласно пункту 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 (далее – Типовое положение), дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (включительно).
В соответствии с пунктом 21 указанного Типового положения содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными Минобразования РФ, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 (далее – Требования). Данным нормативным правовым актом устанавливается, что обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обязательная часть образовательной программы должна обеспечивать, в соответствии с пунктом 2.6. Требований, достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Пункт 2.10. Требований подчеркивает, что для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного возраста, в образовательной программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
Таким образом, задача дошкольного образовательного учреждения – не обеспечение образования ребенка до 7 лет, а обеспечение достижения дошкольником готовности к школе, а именно – уровня развития ребенка, необходимого и достаточного для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Как указано выше, в Типовом положении подчеркивается, что образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и реализуется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.
Возрастные рамки дошкольного образования (как и начала школьного образования) установлены законодательством исходя из возрастных особенностей развития основной массы детей в целях проектирования воспитательно-образовательного процесса в соответствии с их возрастными особенностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют различные ограничения познавательной, коммуникативной и иных видов деятельности. В связи с индивидуальными особенностями их психофизического развития ориентация при определении их образовательного маршрута, в том числе – и при реализации образовательной программы дошкольного образования, только на возрастные критерии не позволяет решать основную задачу дошкольного воспитания и образования – достижения дошкольником готовности к школе.
Таким образом, если установлено, что ребенок не готов к школе, в том числе – не достиг уровня психофизического развития, необходимого для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования, специалисты, работающие (консультирующие) с ребенком, могут рекомендовать увеличить срок дошкольного образования до достижения ребенком уровня готовности к школе.
На уровне законодательства не определен порядок продления договора, заключенного между дошкольным образовательным учреждением и законными представителями ребенка, посещающего данное учреждение, на следующий учебный год после достижения ребенком 7-летнего возраста в случае необходимости увеличения срока дошкольного образования. В этом случае следует руководствоваться приведенными ниже нормативными актами.
В соответствии с пунктом 27 Типового положения порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе. Если устав учреждения не содержит искомых положений, то вопрос о порядке продления договора должен быть адресован к учредителю образовательного учреждения. Учредитель может определить основания для продления договора и порядок его продления в уставе образовательного учреждения. До внесения соответствующих дополнений в устав может быть применена аналогия закона. В соответствии со статьей 19 Закона РФ «Об образовании» по разрешению учредителя образовательного учреждения возможно обучение детей до достижения ими возраста шести лет шести месяцев в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования. Таким образом, применяя аналогию закона, продление договора о дошкольном образовании после достижения ребенком 7 лет возможно по разрешению учредителя дошкольного образовательного учреждения.
Основаниями для продления договора могут быть заключения специалистов (как медицинского, так и психолого-педагогического профиля) с рекомендациями о продолжении дошкольного образования или заключение психолого-медико-педагогической комиссии как организации, создаваемой в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания (Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденное Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. № 95). Для детей-инвалидов основанием может являться и соответствующее заключение индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, т.к. в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» детям-инвалидам обеспечивается образование в соответствии с их индивидуальными программами реабилитации.
Родители, у которых имеются рекомендации специалистов о продлении дошкольного образования или соответствующее заключение психолого-медико-педагогической комиссии, или заключение индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, обращаются с письменным заявлением с приложением копий рекомендаций (оригиналы предъявляются) к руководителю дошкольного образовательного учреждения (копия заявления с отметкой о приеме родителями сохраняется до получения письменного ответа). Руководитель образовательного учреждения либо продлевает договор о посещении учреждения (в случае если такая возможность урегулирована уставом или учредителем в другой форме), либо дает родителям письменный ответ с пояснениями по порядку продления договора: например, необходимо разрешение учредителя (с указанием куда обращаться).
Отказ учредителя образовательного учреждения в выдаче разрешения на продление договора о дошкольном образовании после достижения ребенком 7 лет может быть обжалован в Рособрнадзор, прокуратуру, суд.
Источник
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комментарий к Ст. 64 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку соответствующие нормы содержала ст. 18 Закона N 3266-1. Между тем, в рамках комментируемой статьи 64 Закона Об образовании России указанные положения в значительной степени обновлены и дополнены новыми нормами.
Статья посвящена правовой регламентации дошкольного образования. Основы правового регулирования дошкольного образования в Российской Федерации заложены Конституцией РФ, которая в ст. 43 гарантирует бесплатность и доступность дошкольного образования в государственных и муниципальных учреждениях, возлагая тем самым на государство обязанность обеспечить реализацию данного права. Однако конституционные нормы не конкретизируют содержание данного права и не определяют детали правового регулирования данной сферы образовательных отношений. Более детальная регламентация осуществляется на уровне комментируемого Федерального закона и подзаконных актов. Так, стратегические аспекты развития сферы дошкольного образования заложены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. N 1662-р*(83). В числе первоочередных задач Концепцией обозначено повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, которое призвано обеспечить поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Отметим также, что Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 599 “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки”*(84) поставлена задача достижения к 2016 г. стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
В части 1 комментируемой статьи 64 Закона Об образовании в Российской Федерации определяется понятие дошкольного образования. Закон Российской Федерации “Об образовании” не содержал четкого определения данного понятия, однако устанавливал, что дошкольные учреждения создаются и функционируют в помощь семье в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей. Комментируемый Федеральный закон конкретизирует цели дошкольного образования, называя в их числе: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Таким образом, акцент делается на общеразвивающей цели дошкольного образования. Дошкольный возраст – возраст ускоренного физического и психического развития ребенка, формирования в нем общих навыков и умений, предопределяющих его дальнейшее физическое, интеллектуальное, психическое развитие и являющихся базовыми для последующего становления индивидуальных особенностей развития. Немаловажными являются охрана и укрепление здоровья дошкольников.
Довольно массивный регуляционный пласт в сфере дошкольного образования составляет законодательство субъектов Российской Федерации. Так, в Калининградской области принят Закон от 10.11.2009 г. N 388 “О государственной поддержке дошкольного образования в Калининградской области”. Данный Закон, предусматривая механизмы государственной поддержки дошкольных образовательных организаций, нацелен на развитие муниципально-частного партнерства в сфере дошкольного образования и регулирует формы такого партнерства, а также меры его финансового стимулирования.
Субъектами Российской Федерации реализуется большое количество разнообразных региональных и муниципальных краткосрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на развитие сети дошкольных образовательных учреждений*(85). При разработке и реализации таких программ ставятся цели повышения уровня доступности дошкольного образования и совершенствования его материально-технической составляющей. Программы определяют субъекты и объекты программ, объемы и источники финансирования мероприятий в рамках программ. Мероприятия могут включать: реконструкцию и строительство зданий дошкольных образовательных организаций; возврат ранее перепрофилированных зданий дошкольных учреждений; создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях и групп детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях и др.
В Санкт-Петербурге действует специальная программа строительства и реконструкции детских садов*(86). В некоторых субъектах Российской Федерации реализуются программы, предусматривающие специальные мероприятия, направленные на увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях*(87). В Саратовской области предпринимаются меры по возврату в действующую сеть дошкольных образовательных учреждений объектов, в которых находятся областные учреждения*(88). Представляется, что наличие региональных и муниципальных программ, направленных на развитие сети дошкольных учреждений и обеспеченных соответствующим финансированием, при условии их качественной реализации может способствовать скорейшему решению проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных организациях и полноценной реализации права граждан на дошкольное образование.
В некоторых субъектах Российской Федерации действуют программные документы, определяющие основные тренды развития дошкольного образования на соответствующей территории. Так, в Республике Саха (Якутия) утверждена Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 годы*(89), которая содержит анализ современного состояния дошкольного образования в Республике и определяет целевые ориентиры и прогнозный компонент дальнейшего развития исследуемой сферы. Необходимо отметить, что в Концепции не только поставлены задачи увеличения количества мест в детских дошкольных учреждениях соответственно демографическим потребностям, но и заданы содержательные целевые параметры развития данной сферы общественных отношений (например, расширение инновационных организационно-педагогических форм дошкольного образования; нацеленность на развитие инклюзивного образования и т.п.).
Часть 2 комментируемой статьи определяет общую направленность образовательных программ дошкольного образования. Содержание образования в дошкольной образовательной организации определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно ст. 12 комментируемого закона разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.
По общим нормам, закрепленным в ст. 11 Закона Об образовании в РФ, федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к тому или иному уровню образования, включают в числе таковых требования: а) к структуре программы; б) к условиям реализации программы; в) к результатам освоения программы. Непосредственно содержание образования определяют образовательные программы; для уровня дошкольного образования – образовательные программы дошкольного образования. Государством разрабатываются примерные образовательные программы, которые представляют собой учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые объем и содержание образования того или иного уровня, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности и др.
Согласно комментируемой статье 64 образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения образовательных программ начального общего образования. При этом образовательные программы дошкольного образования строятся на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разрабатывается. Кроме того, в стадии проработки находится вопрос о порядке разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения их реестра. Очевидно, до введения в действие федерального государственного образовательного стандарта и формирования реестра примерных основных общеобразовательных программ при реализации образовательных программ дошкольного образования надлежит руководствоваться Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 г. N 2151), а также Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. N 655). Следует иметь в виду, что Министерством образования и науки РФ разработаны Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования (письмо от 21.10.2010 г. N 03-248), примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “Успех” (письмо Министерства образования и науки РФ от 22.07.2010 г. N 03-13).
Таким образом, комментируемый Федеральный закон предусматривает стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных организациях, который, учитывая самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования, дает возможность адаптирования обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников, а также опосредует педагогическую автономию образовательных организаций.
В части 3 комментируемой статьи закрепляется право родителей несовершеннолетних, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Такая помощь согласно Закону может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях, однако не исключается и создание специальных консультационных центров. Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Это новое полномочие субъектов РФ в сфере дошкольного образования, предусмотренное комментируемым Федеральным законом. Введение данного полномочия потребует его закрепления в соответствующих нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Кроме того, во избежание декларативности названных норм субъектам Российской Федерации необходимо предусмотреть финансовое обеспечение осуществления данного полномочия. Отметим также, что полноценное функционирование консультационных центров в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях нуждается в регламентации в нормативных актах субъектов Российской Федерации правового статуса таких центров и механизмов их взаимодействия с родителями.
В отдельных субъектах Российской Федерации на муниципальном уровне существует практика регламентации вопроса организации бесплатной методической, диагностической и консультативной помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Это обусловлено тем, что прежнее законодательство об образовании предусматривало правомочие органов местного самоуправления по организации и координации такой помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Так, в Астраханской области администрацией муниципального образования “Лиманский район” постановлением от 22.03.2011 г. N 324 утверждено Положение об организации методической, диагностической, консультативной помощи семьям, воспитывающим детей на дому. Положение предусматривает, что организация такой помощи производится на базе дошкольного учреждения посредством интеграции деятельности специалистов такого дошкольного учреждения (воспитателя, психолога, логопеда, социального педагога и других специалистов), которые проводят групповые и индивидуальные занятия с родителями, воспитывающими детей на дому (лектории, консультации, семинары для родителей и т.д.).
Практика создания консультационных центров для родителей с детьми дошкольного возраста распространена во многих европейских странах. Например, в Финляндии существуют бесплатные детские сады со свободным посещением, находящиеся в муниципальном ведомстве. В таких садах родители сами ухаживают за детьми и могут получать консультации по уходу и обучению. В Дании статья 11 Сводного закона о социальных услугах (Consolidation Act On Social Services, 2007) обязывает местные администрации создавать условия для получения гражданами услуг дошкольного образования, в том числе организовывать бесплатные консультационные центры, в которых семьи, родители могут получить квалифицированную помощь в решении любых проблем, связанных с воспитанием и уходом за детьми, в том числе на анонимной основе.
Источник