Дошкольный возраст развитие деятельности ребенка
№
Вид деятельности
Особенности
Рекомендации по развитию
Бытовая
В младенческом возрасте:
– у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический
человеческий биоритм «сон-бодрствование»;
– через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей
начинается процесс их очеловечивания;
– выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется
положительное эмоциональное отношение к ним;
– формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения
(нравится купаться, любит кашу);
– закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми
процессами.
В раннем возрасте:
– бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;
– у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем
составят основу сложных форм поведения;
– формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;
– ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;
– у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе(опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям(дисциплинированность) и к делу(целеустремленность).
В дошкольном возрасте:
– формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной
и общественной значимости их;
– происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой
деятельности;
– изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы
поведения в быту;
– складываются первые бытовые привычки;
– ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной
инициативе.
В младенческом возрасте:
-соблюдение режима дня;
– привлечение к аккуратности;
-привлечение ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия.
В раннем возрасте:
-соблюдение режима дня;
-систематичность выполнения действий;
– для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.
-постоянно обращать внимание ребенка на преобразования предметов (мокрое-сухое и т.п.), малыш
начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить
простейшие причинно-следственные связи.
В дошкольном возрасте:
– режим дня
– систематичность выполнения действий;
– положительная оценка выполнения действий в правильной последовательности;
– объективность требований;
– важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к
дошкольнику;
-постепенное усложнение навыков;
-систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его
известную самостоятельность.
Трудовая
В раннем детстве развиваются предпосылки трудовой деятельности.
Предпосылки трудовой деятельности складываются в
предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности.
Предпосылки:
– освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших
трудовых умений и навыков;
– стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.
В дошкольном возрасте:
– складываются общественные мотивы труда;
– расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;
– формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;
– расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы
трудовой деятельности;
– складывается совместный со сверстниками труд;
– появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие
трудолюбие;
– формируется представление о труде взрослых.
В дошкольном возрасте
-постепенное усложнение компонентов (мотивов, целей, контроля, навыков) трудовой деятельности
-формирование общественного мотива труда («надо»).
-объяснение смысла труда взрослых;
-четкая формулировка цели деятельности в младшем дошкольном возрасте и обобщенная в старшем;
– давать ребенку посильные задания,
научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда;
– критерий оценки
трудовой деятельности – качество труда;
– поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и
предоставлять ему возможность проявить свою самостоятельность.
Игровая
В раннем возрасте:
– формируются первые игровые умения;
– складывается способность ставить и решать игровые задачи;
– начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;
– формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
В раннем и дошкольном возрасте:
– игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;
– ребенок осваивает разные виды игры;
– с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя
возможности познания этих сфер.
У детей младшего дошкольного возраста:
– предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
– играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
-формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
-формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-изобразительной игры: предметные действия «понарошку».
У детей среднего дошкольного возраста:
-формировать у детей более сложные игровые умения.
-учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
-развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
-использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
У детей старшего и подготовительного дошкольного возраста:
-обеспечить условия для игровой деятельности детей.
-дать возможность свободного выбора ребёнком игры, соответствующего его интересам.
-развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру
Изобразительная
Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:
– изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;
– формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;
– развивается умение создавать и воплощать замыслы;
– осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.
– целенаправленное обучение
изобразительной деятельности;
-постепенное освоение технических умений и навыков;
– не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое;
– правильная организация рабочего места (освещение, высота мебели по возрасту );
– максимальную свободу для проявления творчества: разнообразие изобразительных средств;
-доброжелательность во время занятия, похвала.
Конструктивная
Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:
– дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;
– дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;
– расширяется область творческих проявлений.
– постройка должна соответствовать требованиям реального сооружения и
выполнять его назначение;
– научить ребенка умению наделять постройку определенным содержанием, обыгрывание постройки;
– развивать две взаимосвязанные стороны конструктивной
деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры;
-организовать аналитико-синтетическую
деятельность по обследованию предметов
( научить выделять части, устанавливать функциональное назначение
каждой из них, определять соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывать ситуации, в которых конструкция будет использоваться)
-разнообразие конструкторов.
Общение со взрослыми
Ситуативно-личностная, или непосредственно-эмоциональная форма общения:
-воспринимает тембр, громкость и высоту звуков;
– предпочитает новые объекты уже известным ему и более сложные — простым;
-активные и инициативные действия ребенка, чтобы привлечь внимание взрослого, удержать его возле себя, заинтересовать собой: двигательное оживление, вокализации;
– Возникает первая форма общения со взрослым, проявляющаяся в виде «комплекса оживления».
Ситуативно-деловая форма общения ( с 6 мес.):
-практическое сотрудничество со взрослым;
-экспрессивно-мимические средства
дополняются предметными (выражает свое стремление к сотрудничеству позами,
жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными
эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается спектр положительных переживаний.
В младшем дошкольном возрасте возникает
внеситуативно-познавателъная форма общения.
-главный мотив общения – познавательный;
-возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших;
– основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально
содержательную информацию.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым -внеситуативно-личностная.
-главный мотив общения – личностный;
-общение имеет «теоретический» характер и включено в
познавательную деятельность;
– ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире
людей», а не предметов.
-потребность не просто в доброжелательном внимании,
а во взаимопонимании и сопереживании;
-темы общения о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях;
– желание достичь единства мнений с взрослым поэтому ребенок соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения
или отношение к обсуждаемым вопросам;
В онтогенезе строго фиксирована только последовательность появления
форм общения, но не их связь с возрастом.
-относится к ребенку как к субъекту, полноправному партнеру по общению;(отношение к ребенку как к личности -решающее
условие для становления коммуникативной деятельности);
– важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании
контактов с ребенком;
-доброжелательное
внимание взрослого, и соучастие в практических действиях;
– взаимопонимание и сопереживание ребенку;
Общение со сверстниками
Эмоционально – практическое общение
– дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой;
-стремления к соучастию в общих совместных практических занятиях( забавы, веселье, раскованные игры) ;
-каждый участник взаимодействия прежде всего озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям.
-дети мало слушают друг друга и демонстрируют себя друг другу.
-развертывается инициатива детей
-в контактах дети чувствуют себя свободными и действуют на равных;
-расширение диапазона эмоций — и положительных и отрицательных.
Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (четыре-пять лет):
– сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером;
– сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной;
– основное содержание их коммуникативной потребности: деловое сотрудничество:
дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели;
– дошкольник уделяет внимание к умениям и поступкам товарищей;
– стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного М. И Лисиной феноменом «невидимого зеркала». Дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки;
-соревновательность, склонность к конкуренции, желание утвердить себя;
– потребность в признании и уважении ровесника;
Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (шесть-семь лет):
– жажда сотрудничества (сотрудничество носит практический, деловой характер). На смену играм с сюжетом и ролями, приходят игры с правилами.
-взаимодействия со сверстниками нуждаются в постоянной и тщательной коррекции со стороны взрослого.
-взрослый выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов;
– ранние контакты со сверстниками;
Ситуативно- деловая форма общения с ровесниками у дошкольников требует заботы взрослых для ее становления, особенно в случаях
Источник
В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.
Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно “вливается” в жизнь общества.
Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое “Я сам”), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю “почему”) и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.
Особенности дошкольного развития детей
В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.
На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.
С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.
Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте.
Основные аспекты развития в дошкольном возрасте
Психическое развитие
Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:
- восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию. Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков (например, круглый как мяч);
- памяти – в три года у ребенка память непроизвольна, а потому он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. Однако уже к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
- мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 4-е года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.
На психическое развитие детей влияние оказывает, в первую очередь, близкое окружение ребенка и наследственность. Поэтому родителям очень важно научиться принимать и понимать своего ребенка и максимально эффективно взаимодействовать с ним. Во многом этому помогают специальные тренинги, которые организовывают на базе развивающих центров.
Эмоциональное развитие
В дошкольном возрасте активно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, основанные на появлении новых интересов, потребностей и мотивов. Если раньше ребенок сам был объектом эмоций со стороны взрослых, то дошкольник становится субъектом эмоциональных отношений, поскольку начинает сопереживать другим. Эмоции помогают ребенку не только осозновать действительность, но и реагировать на нее. В этот период жизни базовый набор эмоций ребенка (радость или страх) существенно расширяется: он может сердиться, ревновать, грустить и т.д. В его арсенале появляется язык передачи эмоций посредством жестов, движений, взглядов или интонаций голоса.
Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми (в том числе и сюжетно-ролевыми) или трудовой деятельностью.
Познавательное развитие
Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:
- психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
- получения и анализа информации;
- отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).
Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них. Взрослые должны следить, чтобы ребенок получал информацию, соответствующую его познавательным способностям, из достоверных источников, а также направлять процесс познания на содержательное упорядочивание полученной информации и установление осмысленных взаимосвязей.
Речевое развитие
Развитие речи у ребенка – это индивидуально выраженный процесс, который зависит от огромного количества самых разных факторов (в том числе, от психологических особенностей ребенка и его окружения). Однако, как правило, к семи годам язык становится для дошкольника средством не только общения, но и мышления. Его словарный запас плавно увеличивается с 1000 слов (в три года) до 3000-3500 слов (в 6 лет). Он владеет всеми формами грамотной устной речи и способен общаться посредством развернутых сообщений (рассказы, монологи) и диалогической речи.
Родной язык дети усваивают, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому залогом успеха развития речи дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими людьми. Причем, взрослые должны общаться с детьми “взрослым” языком (то есть, не “сюсюкая” и не “коверкая” слова, подстраиваясь под детское произношение). Важно не просто слушать малыша, а задавать ему наводящие вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все “почему” и всячески поощрять его желание “поболтать”.
Физическое развитие
Дошкольный возраст – это важный этап в физическом развитии ребенка, поскольку именно в этот промежуток времени интенсивно формируются важнейшие системы организма: увеличивается масса мышц, окостеневает скелет, развиваются органы дыхания и кровообращения, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий и т.д. Отсюда можно сделать однозначный вывод: физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Тем более, что специалисты уверяют – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Источник