Дошкольный возраст развитие деятельности ребенка

Дошкольный возраст развитие деятельности ребенка thumbnail

Вид деятельности

Особенности

Рекомендации по развитию

    Бытовая

    В младенческом возрасте:

    – у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический

    человеческий биоритм «сон-бодрствование»;

    – через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей

    начинается процесс их очеловечивания;

    – выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется

    положительное эмоциональное отношение к ним;

    – формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения

    (нравится купаться, любит кашу);

    – закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми

    процессами.

    В раннем возрасте:

    – бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;

    – у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем

    составят основу сложных форм поведения;

    – формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;

    – ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;

    – у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе(опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям(дисциплинированность) и к делу(целеустремленность).

    В дошкольном возрасте:

    – формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной

    и общественной значимости их;

    – происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой

    деятельности;

    – изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы

    поведения в быту;

    – складываются первые бытовые привычки;

    – ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной

    инициативе.

    В младенческом возрасте:

    -соблюдение режима дня;

    – привлечение к аккуратности;

    -привлечение ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия.

    В раннем возрасте:

    -соблюдение режима дня;

    -систематичность выполнения действий;

    – для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.

    -постоянно обращать внимание ребенка на преобразования предметов (мокрое-сухое и т.п.), малыш

    начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить

    простейшие причинно-следственные связи.

    В дошкольном возрасте:

    – режим дня

    – систематичность выполнения действий;

    – положительная оценка выполнения действий в правильной последовательности;

    – объективность требований;

    – важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к

    дошкольнику;

    -постепенное усложнение навыков;

    -систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его

    известную самостоятельность.

      Трудовая

      В раннем детстве развиваются предпосылки трудовой деятельности.

      Предпосылки трудовой деятельности складываются в

      предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности.

      Предпосылки:

      – освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших

      трудовых умений и навыков;

      – стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.

      В дошкольном возрасте:

      – складываются общественные мотивы труда;

      – расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;

      – формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;

      – расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы

      трудовой деятельности;

      – складывается совместный со сверстниками труд;

      – появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие

      трудолюбие;

      – формируется представление о труде взрослых.

      В дошкольном возрасте

      -постепенное усложнение компонентов  (мотивов, целей, контроля, навыков) трудовой деятельности

      -формирование общественного мотива труда («надо»).

      -объяснение смысла труда взрослых;

      -четкая формулировка цели деятельности в младшем дошкольном возрасте и обобщенная в старшем;

      – давать ребенку посильные задания,

      научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда;

      – критерий оценки

      трудовой деятельности – качество труда;

      – поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и

      предоставлять ему возможность проявить свою самостоятельность.

        Игровая

        В раннем возрасте:

        – формируются первые игровые умения;

        – складывается способность ставить и решать игровые задачи;

        – начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

        – формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

        В раннем и дошкольном возрасте:

        – игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;

        – ребенок осваивает разные виды игры;

        – с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя

        возможности познания этих сфер.

        У детей младшего дошкольного возраста:

        – предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

        – играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

        -формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

        -формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-изобразительной игры: предметные действия «понарошку».

        У детей среднего дошкольного возраста:

        -формировать у детей более сложные игровые умения.

        -учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

        -развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

        -использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

        У детей старшего и подготовительного дошкольного возраста:

        -обеспечить условия для игровой деятельности детей.

        -дать возможность свободного выбора ребёнком игры, соответствующего его интересам.

        -развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру

          Изобразительная

          Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

          – изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

          – формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

          – развивается умение создавать и воплощать замыслы;

          – осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

          – целенаправленное обучение

          изобразительной деятельности;

          -постепенное освоение технических умений и навыков;

          – не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое;

          –  правильная организация рабочего места (освещение, высота мебели по возрасту );

          – максимальную свободу для проявления творчества: разнообразие изобразительных средств;

          -доброжелательность во время занятия, похвала.

            Конструктивная

            Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

            – дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

            – дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

            – расширяется область творческих проявлений.

            – постройка должна соответствовать требованиям реального сооружения и

            выполнять его назначение;

            –   научить  ребенка умению наделять постройку определенным содержанием, обыгрывание постройки;

            – развивать две взаимосвязанные стороны конструктивной

            деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры;

            -организовать  аналитико-синтетическую

            деятельность по обследованию предметов

            ( научить выделять части, устанавливать функциональное назначение

            каждой из них, определять соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывать ситуации, в которых конструкция будет использоваться)

            -разнообразие конструкторов.

              Общение со взрослыми

              Ситуативно-личностная, или непосредственно-эмоциональная форма общения:

              -воспринимает тембр, громкость и высоту звуков;

              –  предпочитает новые объекты уже известным ему и более сложные — простым;

              -активные и инициативные действия ребенка, чтобы привлечь внимание взрослого, удержать его возле себя, заинтересовать собой: двигательное оживление, вокализации;

              – Возникает первая форма общения со взрослым, проявляющаяся в виде «комплекса оживления».

              Ситуативно-деловая форма общения ( с 6 мес.):

              -практическое сотрудничество со взрослым;

              -экспрессивно-мимические средства

              дополняются предметными (выражает свое стремление к сотрудничеству позами,

              жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными

              эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается спектр положительных переживаний.

              В младшем дошкольном возрасте возникает

              внеситуативно-познавателъная форма общения.

              -главный мотив общения – познавательный;

              -возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших;

              – основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально

              содержательную информацию.

              К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым -внеситуативно-личностная.

              -главный мотив общения – личностный;

              -общение имеет «теоретический» характер и включено в

              познавательную деятельность;

              – ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире

              людей», а не предметов.

              -потребность не просто в доброжелательном внимании,

              а во взаимопонимании и сопереживании;

              -темы общения  о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях;

              – желание достичь единства мнений с взрослым поэтому ребенок соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения

              или отношение к обсуждаемым вопросам;

              В онтогенезе строго фиксирована  только последовательность появления

              форм общения, но не их связь с возрастом.

              -относится к ребенку как к субъекту, полноправному партнеру по общению;(отношение к ребенку как к личности -решающее

              условие для становления коммуникативной деятельности);

              – важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании

              контактов с ребенком;

              -доброжелательное

              внимание взрослого, и соучастие в практических действиях;

              – взаимопонимание и сопереживание ребенку;

                Общение со сверстниками

                Эмоционально – практическое общение

                – дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой;

                -стремления к соучастию в общих совместных практических занятиях( забавы, веселье, раскованные игры) ;

                -каждый участник взаимодействия прежде всего озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям.

                 -дети мало слушают друг друга и демонстрируют себя друг другу.

                -развертывается инициатива детей

                -в контактах дети чувствуют себя свободными и действуют на равных;

                -расширение диапазона эмоций — и положительных и отрицательных.

                Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (четыре-пять лет):

                – сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером;

                – сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной;

                – основное содержание их коммуникативной потребности: деловое сотрудничество:

                дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели;

                – дошкольник уделяет внимание к умениям и поступкам товарищей;

                – стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного М. И Лисиной феноменом «невидимого зеркала». Дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки;

                -соревновательность, склонность к конкуренции, желание утвердить себя;

                – потребность в признании и уважении ровесника;

                 Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (шесть-семь лет):

                – жажда сотрудничества (сотрудничество носит практический, деловой характер). На смену играм с сюжетом и ролями, приходят игры с правилами.

                -взаимодействия  со сверстниками нуждаются в постоянной и тщательной коррекции  со стороны взрослого.

                -взрослый выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов;

                – ранние контакты со сверстниками;

                Ситуативно- деловая  форма общения с ровесниками у дошкольников требует заботы взрослых для ее становления, особенно в случаях

                Источник

                В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

                Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно “вливается” в жизнь общества.

                Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое “Я сам”), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю “почему”) и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

                Особенности дошкольного развития детей

                В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

                На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

                С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

                Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте.

                Основные аспекты развития в дошкольном возрасте

                Психическое развитие

                Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:

                • восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию. Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков (например, круглый как мяч);
                • памяти – в три года у ребенка память непроизвольна, а потому он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. Однако уже к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
                • мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 4-е года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.

                На психическое развитие детей влияние оказывает, в первую очередь, близкое окружение ребенка и наследственность. Поэтому родителям очень важно научиться принимать и понимать своего ребенка и максимально эффективно взаимодействовать с ним. Во многом этому помогают специальные тренинги, которые организовывают на базе развивающих центров.

                Эмоциональное развитие

                В дошкольном возрасте активно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, основанные на появлении новых интересов, потребностей и мотивов. Если раньше ребенок сам был объектом эмоций со стороны взрослых, то дошкольник становится субъектом эмоциональных отношений, поскольку начинает сопереживать другим. Эмоции помогают ребенку не только осозновать действительность, но и реагировать на нее. В этот период жизни базовый набор эмоций ребенка (радость или страх) существенно расширяется: он может сердиться, ревновать, грустить и т.д. В его арсенале появляется язык передачи эмоций посредством жестов, движений, взглядов или интонаций голоса.

                Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми (в том числе и сюжетно-ролевыми) или трудовой деятельностью.

                Познавательное развитие

                Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:

                • психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
                • получения и анализа информации;
                • отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).

                Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них. Взрослые должны следить, чтобы ребенок получал информацию, соответствующую его познавательным способностям, из достоверных источников, а также направлять процесс познания на содержательное упорядочивание полученной информации и установление осмысленных взаимосвязей.

                Речевое развитие

                Развитие речи у ребенка – это индивидуально выраженный процесс, который зависит от огромного количества самых разных факторов (в том числе, от психологических особенностей ребенка и его окружения). Однако, как правило, к семи годам язык становится для дошкольника средством не только общения, но и мышления. Его словарный запас плавно увеличивается с 1000 слов (в три года) до 3000-3500 слов (в 6 лет). Он владеет всеми формами грамотной устной речи и способен общаться посредством развернутых сообщений (рассказы, монологи) и диалогической речи.

                Родной язык дети усваивают, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому залогом успеха развития речи дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими людьми. Причем, взрослые должны общаться с детьми “взрослым” языком (то есть, не “сюсюкая” и не “коверкая” слова, подстраиваясь под детское произношение). Важно не просто слушать малыша, а задавать ему наводящие вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все “почему” и всячески поощрять его желание “поболтать”.

                Физическое развитие

                Дошкольный возраст – это важный этап в физическом развитии ребенка, поскольку именно в этот промежуток времени интенсивно формируются важнейшие системы организма: увеличивается масса мышц, окостеневает скелет, развиваются органы дыхания и кровообращения, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий и т.д. Отсюда можно сделать однозначный вывод: физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Тем более, что специалисты уверяют – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.

                Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

                Источник