Дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка

Дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка thumbnail

Ключевым периодом в развитии ребенка является дошкольный возраст, включающий в себя диапазон от 3 до 7 лет. Это очень важное время для становления личности малыша, его эмоционального, интеллектуального и нравственного развития, формирования важнейших для дальнейшей жизни навыков. Поэтому родителям предстоит приложить немало усилий, чтобы вырастить гармоничную личность, готовую к получению среднего образования и к выходу в «большую жизнь».

Общее описание периода

Для характеристики любого возрастного диапазона принято использовать три составляющие:

  • социальная ситуация развития;
  • ведущий вид деятельности;
  • психические новообразования.

С точки зрения социальной ситуации развития для периода характерна большая самостоятельность малыша, который постепенно начинает выстраивать собственную цепочку отношений, постигает мир при помощи игры, нередко подражая родителям. Ребенок всеми силами стремится включиться во взрослую жизнь.

Ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра, помогающая не только весело провести время, но и сформировать у ребенка важнейшие понятия, помочь ему сориентироваться в межличностных отношениях и в социуме в целом. Так, играя в «Дочки-матери», дети постепенно начинают осознавать ценность семьи, работы в команде, общения со сверстниками.

С точки зрения новообразований психики дошкольный возраст особенно важен, поскольку именно сейчас происходит развитие наглядно-образного мышления, то есть малыш постепенно начинает переходить от понимания конкретных предметов к постижению абстрактных явлений. Усложняется и развивается память, речь, появляются различные эмоции.

Сколько лет дошкольникам?

В рамках рассматриваемого возраста принято выделять три периода:

  • младший (3-4 года);
  • средний (4-5 лет);
  • старший (5-7 лет).

Каждый из них имеет свои особенности, поэтому понятно, что малыш в 3 года существенно отличается от шестилетнего.

Физическое развитие

В диапазоне от 3 до 7 лет происходит увеличение массы тела, дети становятся выше, конечности удлиняются, молочные зубы начинают постепенно заменяться коренными.

Исследователи выявили такие особенности физического развития дошкольников:

  • вес растет примерно на 2 кг в год (с 3 до 5 лет);
  • окружность головы до 5 лет каждый год становится больше на 1 см, с 5 до 7 лет – на ½ см;
  • окружность груди возрастает на 1,5 см каждый год.

Родителям важно следить за тем, чтобы во время игры или рисования ребенок сидел правильно, в противном случае велик риск нарушения осанки, появления сутулости, сколиоза и проблем со здоровьем.

Основные возрастные кризисы

Специалисты выделяют два кризиса дошкольного возраста, характеристика которых представлена в таблице.

Название Возможные причины Основные симптомы Рекомендации родителям
Кризис трех летПоведение родителей (гиперопека, авторитаризм), отсутствие братьев или сестер, болезненность. Чаще всего возникает у меланхоликов и холериков.Упрямство, деспотизм, строптивость, негативизм, своеволие, протесты, обесценивание – это семь основных признаков кризиса, выделенных Л.С. Выготским. Дети действуют «назло», нередко вопреки собственным желаниям, имея целью только отказать родителям (например, малыш сам замерз и хочет домой, но упрямство заставляет его не слушаться и продолжать гулять).Необходимо всеми силами сохранять спокойствие, не кричать на ребенка, поощрять его стремление к самостоятельности. Каждое проявление строптивости должно быть проанализировано. Следует поговорить с ребенком, рассказать о своих переживаниях – именно так он учится выражать свои эмоции и идти на контакт. Навязывать свою волю не надо, важно дать дошкольнику возможность выбора (например, какой мультик посмотреть).
Кризис семи лет (может также возникнуть в 6 лет)Нередко совпадает с началом процесса обучения, ребенок получает новую для себя роль, к которой ему предстоит привыкнуть, для него становится важным казаться более взрослым, получить свободу, которую родители пока не готовы предоставить.Отсутствие послушания, раздражительность, упрямство, потеря прежних интересов. Часто возникают конфликты с учителями и родителями. Дети методом проб и ошибок изучают границы дозволенного, проверяя родителей на прочность. Могут категорически отказываться от ранее им присущих социальных ролей.Предоставление ребенку большей свободы, пояснение ему, что у каждого человека, в том числе у дошкольника, есть свои обязанности, которые следует выполнять. Право на ошибку позволяет ребенку понять, что он сам несет ответственность за свои поступки.

Кризисом 6-7 лет завершается дошкольный возраст. Относительно спокойное течение кризисных периодов становится возможным только в случае грамотного поведения родителей, которые понимают, что их подрастающий малыш становится более самостоятельным, и выстаивают взаимоотношения с ним, учитывая эту истину.

Коротко о детских страхах

Бояться малыши начинают еще до года, но конкретные и разнообразные страхи появляются у них именно в дошкольный период. Так, в 3-5 лет дети могут опасаться темноты, замкнутого пространства, отдельных сказочных персонажей, боятся оставаться одни. Иногда страх ничем не мотивирован – так, пугать ребенка может безобидная на первый взгляд игрушка, с которой связаны личные неприятные ассоциации.

5-6 лет – тот возраст, когда проявляется себя страх смерти, поэтому родителям надо быть готовыми дать ответ на вопросы малыша о загробной жизни.

Чаще всего детские страхи проходят с возрастом, но в наиболее сложных случаях могут применяться различные коррекционные методы: сказкотерапия, арт-терапия и прочее.

Виды деятельности

Ведущим видом деятельности для дошкольного детства является игра. Дети берут на себя различные роли (родителей и детей, доктора и пациента, продавца и покупателя), придумывают и обыгрывают ситуацию, используя свои знания о взрослой жизни, подражая родителям. Уже в младшем дошкольном возрасте малыши в игровом процессе пытаются повторять за взрослыми. А в среднем и старшем периодах активно используются предметы-заменители (например, сорванная на улице трава становится капустой или луком, а нарезанные бумажки – деньгами при игре в магазин).

Но кроме этого выделяются и другие важнейшие формы деятельности, прежде всего – продуктивная. Поэтому малыши любят рисовать, лепить, собирать фигурки из элементов конструктора, моделировать.

Мнение Эксперта

Таня Охрименко, педагог-психолог: В этом периоде очень важно для родителя уметь наблюдать. То, как проходят его игры и вмешиваться только тогда, когда ребёнок вас просит. Так вы будете больше узнавать о ребёнке и в тоже время давать ему пространство для самостоятельности.

Многие родители начинают обучать дошкольника чтению и письму, английскому языку, счету, простейшим математическим операциям, но в силу возрастных особенностей ребенка делать это следует в игровой форме. Даже 5–6-летний ребенок еще не способен 40 минут просидеть за партой, сосредоточенно занимаясь, но вполне может усвоить информацию, полученную в процессе увлекательной ролевой игры.

Коммуникации

Дети дошкольного возраста общаются как со сверстниками, так и со взрослыми, при этом общение становится более содержательным, речь – богатой, связной и правильной. Чем старше дошкольник, тем общение с близкими ему по возрасту привлекает его больше, чем разговоры с родителями.

Коммуникации сейчас играют очень важную роль, помогая ребенку освоить социальное пространство и найти свое место в нем. Постепенно он начинает осознавать важность совместных действий со сверстниками. Достигший 3-летнего возраста малыш начинает понимать, что он не является центром мироздания, что есть другие люди, значимые для его родных и близких. Так, полной неожиданностью для него становится осознание того, что родители любят друг друга, а если в семье есть еще дети, то родительские чувства касаются также и их.

Именно в период дошкольного детства ребенок постепенно усваивает нормы поведения, осознает, что он не всегда может делать то, что ему хочется. При этом происходит его самоидентификация как личности.

Родителям очень важно понимать специфику дошкольного возраста, поскольку она во многом определяет то, как взрослым следует себя вести с малышом. Так, требовать от него выполнения обещаний пока рано, поскольку собственное слово является самым слабым мотивом, а невыполненные обещания формируют такую черту характера, как безответственность. Гораздо эффективнее будет хвалить его даже за небольшие успехи, чем ругать за неудачи.

Специфика развития мышления

Отличительной чертой дошкольного периода является формирование и развитие наглядно-образного мышления. Сейчас ребенок наделен гибким умом, пытливостью, любознательностью, он забрасывает родителей вопросами «почему?», его память в 4-5 лет меняется с непроизвольной на произвольную.

Дошкольное детство – важнейшее время в жизни ребенка, которое во многом формирует черты его личности: целеустремленность, социальную активность, эмоциональную сферу. Сейчас очень важно помочь малышу развиваться гармонично, используя сюжетно-ролевые игры и корректируя собственное поведение исходя из его растущей потребности в самостоятельности.

Источник

В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно “вливается” в жизнь общества.

Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое “Я сам”), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю “почему”) и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Особенности дошкольного развития детей

В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте.

Основные аспекты развития в дошкольном возрасте

Психическое развитие

Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:

  • восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию. Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков (например, круглый как мяч);
  • памяти – в три года у ребенка память непроизвольна, а потому он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. Однако уже к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
  • мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 4-е года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.

На психическое развитие детей влияние оказывает, в первую очередь, близкое окружение ребенка и наследственность. Поэтому родителям очень важно научиться принимать и понимать своего ребенка и максимально эффективно взаимодействовать с ним. Во многом этому помогают специальные тренинги, которые организовывают на базе развивающих центров.

Эмоциональное развитие

В дошкольном возрасте активно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, основанные на появлении новых интересов, потребностей и мотивов. Если раньше ребенок сам был объектом эмоций со стороны взрослых, то дошкольник становится субъектом эмоциональных отношений, поскольку начинает сопереживать другим. Эмоции помогают ребенку не только осозновать действительность, но и реагировать на нее. В этот период жизни базовый набор эмоций ребенка (радость или страх) существенно расширяется: он может сердиться, ревновать, грустить и т.д. В его арсенале появляется язык передачи эмоций посредством жестов, движений, взглядов или интонаций голоса.

Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми (в том числе и сюжетно-ролевыми) или трудовой деятельностью.

Познавательное развитие

Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:

  • психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
  • получения и анализа информации;
  • отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).

Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них. Взрослые должны следить, чтобы ребенок получал информацию, соответствующую его познавательным способностям, из достоверных источников, а также направлять процесс познания на содержательное упорядочивание полученной информации и установление осмысленных взаимосвязей.

Речевое развитие

Развитие речи у ребенка – это индивидуально выраженный процесс, который зависит от огромного количества самых разных факторов (в том числе, от психологических особенностей ребенка и его окружения). Однако, как правило, к семи годам язык становится для дошкольника средством не только общения, но и мышления. Его словарный запас плавно увеличивается с 1000 слов (в три года) до 3000-3500 слов (в 6 лет). Он владеет всеми формами грамотной устной речи и способен общаться посредством развернутых сообщений (рассказы, монологи) и диалогической речи.

Родной язык дети усваивают, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому залогом успеха развития речи дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими людьми. Причем, взрослые должны общаться с детьми “взрослым” языком (то есть, не “сюсюкая” и не “коверкая” слова, подстраиваясь под детское произношение). Важно не просто слушать малыша, а задавать ему наводящие вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все “почему” и всячески поощрять его желание “поболтать”.

Физическое развитие

Дошкольный возраст – это важный этап в физическом развитии ребенка, поскольку именно в этот промежуток времени интенсивно формируются важнейшие системы организма: увеличивается масса мышц, окостеневает скелет, развиваются органы дыхания и кровообращения, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий и т.д. Отсюда можно сделать однозначный вывод: физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Тем более, что специалисты уверяют – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июня 2017; проверки требуют 13 правок.

Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода:

  1. младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
  2. средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
  3. старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

Психическое развитие[править | править код]

В рамках советской и российской психологии, каждый возрастной период характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью и психическими новообразованиями.

Социальная ситуация развития[править | править код]

На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребёнка со взрослым. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребёнок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.

Ведущая деятельность[править | править код]

Ведущая деятельность на данном этапе — сюжетно-ролевая игра, которая определяет позицию ребёнка, его восприятие мира и отношений. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребёнка, способствующей ориентировке ребёнка в социальных и межличностных отношениях.[1].

Советский психолог Д. Б. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребёнка[2]:

  • Развитие мотивационно-потребностной сферы — освоение функций, смыслов, задач человеческой деятельности. Ребёнок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.
  • Преодоление познавательного «эгоцентризма», ребёнок начинает соотносить собственную позицию с иной точкой зрения, учится координировать свои действия с действиями окружающих.
  • Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане.
  • Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам.

Психические новообразования[править | править код]

Центральное новообразование дошкольного возраста — формирование наглядно-образного мышления, сопряженное с развитием ориентировочно-исследовательской деятельности. Происходит овладение мнемическими средствами, появляется возможность произвольного запоминания — память становится опосредствованной знаком. Речь носит функцию планирования и регуляции деятельности.

Новообразования эмоционально-личностной сферы связаны с соподчинением мотивов, формированием новых мотивов. Развитие самооценки способствует дифференциации Я-реального и Я-идеального. Эмоции начинают носить регулятивный характер в отношении собственного поведения.
Психологическая готовность к школе является важнейшим комплексным новообразованием дошкольного возраста, включающая в себя произвольность регуляции поведения, личностную и интеллектуальную готовность.

Детские страхи дошкольников[править | править код]

Первые детские (возрастные) страхи возникают ещё в возрасте до 1 года. Но именно в дошкольном возрасте у многих детей появляется много новых детских страхов. Например, в возрасте 3 — 5 лет ребёнок боится темноты, одиночества и замкнутого пространства[3]. В возрасте 5 — 6 лет многие дети начинают бояться умереть[4]. Этот страх намного слабее у детей, которые верят в загробную жизнь[5]. А. И. Захаров отмечал, что страх смерти по данным корреляционного анализа связан со целым рядом других детских страхов (нападения, темноты, сказочных персонажей и других)[6]. Впрочем, исследование, проведенное в белорусском Витебске показало, что страх смерти наиболее распространен не у дошкольников, а у младших школьников[7]. Обычно детский страх проходит в течение 3 — 4 недель[3]. В старшем дошкольном возрасте, как показало витебское исследование (были опрошены 40 детей в возрасте 5 — 7 лет, посещающие детский сад) наиболее часто встречаются страхи животных, темноты, чудовищ и сказочных персонажей, неожиданных и резких звуков, пожаров[7]. Для устранения детских страхов применяют различные методы психологической коррекции: арт-терапия, сказкотерапия и другие[8].

Физическое развитие[править | править код]

С медицинской точки зрения для этого этапа характерно первое физиологическое ускорение роста, нарастание массы тела замедляется, отчётливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных зубов.

Первое ускорение роста наблюдается у мальчиков с 4 до 5,5 лет, а у девочек после 6 лет. Длина тела увеличивается из-за относительного увеличения нижних конечностей. В возрасте 3-5 лет масса тела равномерно увеличивается на 2 кг в год.

Ежегодное увеличение окружности головы до 5 лет составляет 1 см (в 5 лет — 50 см), а после 5-ти лет — 0,5 см в год.

Окружность груди увеличивается на 1,5 см ежегодно.

Поскольку мышцы ещё недостаточно развиты, неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, препятствующая росту мебель могут неблагоприятно отразиться на формировании скелета и привести к нарушению осанки. Иммунная защита в дошкольный период достигает определённой зрелости.

Кризис трёх лет[править | править код]

В возрасте 3 лет происходит переход от раннего к дошкольному возрасту. Этот переход характеризуется так называемым кризисом трех лет, описанным в своем положительном значении советским психологом Л. С. Выготским. У ребёнка формируется принципиально новая система социальных отношений с миром на фоне возрастания его самостоятельности.

Кризис характеризуется возникающим противоречием между желанием ребёнка принимать участие в жизни взрослых и распадом прежней совместной деятельности и попытками ребёнка утвердить свою самостоятельность.
Л. Выготский выделяет симптомы кризиса, которыми характеризуется этот переходный период:

  • Негативизм;
  • Упрямство;
  • Строптивость;
  • Своеволие;
  • Обесценивание всего того, что раньше являлось значимым для ребёнка;
  • Деспотизм;
  • Протест.

Новообразованием кризиса трех лет является гордость за собственные достижения. Формируется самосознание ребёнка, проявляющаяся в становлении самостоятельной позиции.

Кризис семи лет[править | править код]

В качестве окончания данного возрастного этапа Л. Выготский рассматривает кризис 6-7 лет, основными симптомами которого являются:

  • Потеря непосредственности;
  • Появление «скрытности» в отношении своих чувств;
  • Утрата прежних интересов.

Появляется стремление к социально значимой позиции, большей самостоятельности. Отношение ребёнка к миру начинает регулироваться характером его отношений с окружающими людьми.

Дошкольный возраст в различных концепциях развития[править | править код]

Периодизация психического развития, созданная Фрейдом, строится на удовлетворении инстинктивных влечений ребёнка и связана со смещением сексуальной энергии по эрогенным зонам, что определяет прохождение пяти стадий психического, точнее психосексуального развития:
— Оральная (0-2 года);
-Анальная(2-3 года);
— Фаллическая(4-5 лет);
— Латентная(5-12 лет);
-Генитальная(12-18 лет).
Согласно теории Фрейда, благополучное прохождение оральной, анальной и фаллической стадий обеспечивает формирование психически здоровой личности. Трудности на этих стадиях могут привести к возникновению различных психологических проблем во взрослом состоянии.

Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже[править | править код]

Согласно операциональной концепции развития интеллекта Ж. Пиаже[9], в интеллект ребёнка претерпевает следующие этапы развития:

  • Сенсомоторный интеллект 0-2 года;
  • Репрезентативный интеллект и стадия конкретных операций 2-12 лет;
  • Формальные операции от 12 лет.

Согласно данной концепции, в возрасте 3-7 лет ребёнок находится на дооперациональной стадии интуитивного наглядного мышления.

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина[править | править код]

Согласно периодизации Д. Б. Эльконина[2], в развитии ребёнка выделяются следующие этапы:

  • Младенчество 0-1 год;
  • Раннее детство 1-3 года;
  • Дошкольное детство 3-7 лет;
  • Младший школьный возраст 7-12 лет;
  • Подростковый возраст 12-17 лет.

В качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте выделяется сюжетно-ролевая игра — это деятельность моделирующего типа, направленная на ориентацию ребёнка в социальных отношениях, системе смыслов, мотивов человеческой деятельности посредством принятия роли.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка Архивная копия от 24 сентября 2015 на Wayback Machine. Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. Герцена.
  2. 1 2 Эльконин Д. Б. Психология игры — М: Владос, 1999.
  3. 1 2 Моргунова Л. Н., Мусина А. Н., Ширинских Т. В. Детские страхи // Развитие современного образования: теория, методика и практика. — 2015. — № 4 (6). — С. 431
  4. ↑ Шишова Т. Страх мой — враг мой. — М.: Никея, 2012. — С. 52
  5. ↑ Шишова Т. Страх мой — враг мой. — М.: Никея, 2012. — С. 53
  6. ↑ Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Союз, 2000. — С. 71
  7. 1 2 Алецкая И. А. Негативные эмоциональные состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. — Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. — 2015. — № 2 (46). — С. 70 — 71
  8. ↑ Саржанова А. С., Егенисова А. К. Детские страхи и пути их преодоления // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 7-2. — С. 156
  9. ↑ Пиаже Жан. Психология интеллекта

Литература[править | править код]

  • Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 4 Кризис трех лет. Кризис семи лет. М., 1983
  • Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка
  • Пиаже Ж. Психология интеллекта
  • Поликлиническая педиатрия под ред. проф. Калмыковой М., 2007, стр. 95
  • Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999
  • Эриксон Э. Детство и общество

Источник