Дошкольный возраст фундамент общего развития ребенка

Дошкольный возраст фундамент общего развития ребенка thumbnail

Статья. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом:
Духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека.
Нравственность– это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой – служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей, конкретные факты из жизни старших членов семьи. Поэтому, для высоких результатов воспитания духовной личности, педагогами дошкольных учреждений планируется разнообразная работа с родителями: беседы, консультации, совместная подготовка и участие на детских праздниках и развлечениях и т.д.

В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам.  Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.

Источник

ŸÕǙb¤ÛH]keº3Í°ísŽ;[÷œ”R¦–ž …µ³N¤ÿ¾ŒÒ1ÜK6íXWZï
[1©¹ÙªrräÍa5…[•ÄõQ—eŸsrÒiùF¹æTåjÐð~Êà7ôÕ¦lT£°V 0ZÇ¿;Lþa ¤¯9K‰km>A҂[O„ÇÚyQ0,zb§ é|Ž ‚™4ò‹®{²ALV’ÀiF–ÐóºP¬±s;
s3ªášwÙËÔPAù„Ñ¿R„Ÿq‘ì…t´LŠ‹ô¯db• qBKJš‰›DEØÄ5Ë6GØî¹wÝ£·T~5ée4ÇF:i¨ÕÔ»lB±%{¯ùp:îrl@ñJ€M.uü¤©}f‹[Sd¿›x‹pÑómDM÷²T„[J|›lªZûE2ùŠÑ’´GÇ ºÃŠF‘à0â’ÕÔ¹,
;¾ó„Òó5Õ³£IT±8žxO•‹™mƒ‘6,€±m.vΪ[´ˆg,Ù ªµàödèè!낀°ì,¯t%äGE0ÒØ2Ó
¦ç¶Õ&š”PþF4ùm4ˆ#w^¯¤n9Ë0BE‡iey!ãÖ:É Î訣CãDAû93í#—U(‰¿”Ò SQ6¨Å;žQŠ@Ü4õ0uwe*øDŽ!X‘­„1MìåÇ  æÛωò•WŽÍyÅÞ9ћg€X߁’“Ð72ÂnÕ  $çÉÚJÈñ‘Äō¹³ÜbZÁÖÛ’lFì6)”ág³îÔ7å._‹@IÙ=ß)ªUP¤…pÝV½´ñ 7[ÄF®qÐ×VO„êŸW§k!‰€E­T@^ñ32B¬!#“O£äF0 «WTÓ:¤«áARªx²nÉ®‹@”ƒÉ#+E¹²YàËå ˤ̩§­2¿KïâÊJ=)õ=ÀZWÎMÐÓ,oóö¦Çµ0M3sΔoMÛÏÿRq•Mòs&Ì(!Êù¡x{‘KZ= Õ.‰¬aé}¤-¾À*Äò݃Wœ2ä˜&cDԔE“¹T/gËh X”-—£•´¥q‘¸9¶Z½ŽEZK0Öc•(ÙVOÁGPӒ±–£—X~­ã{1¤R̍äÕlÇãå$òºœ SÔMè˜æ”Q¥B‡EºÐ*(-Ë,– ËP—XçfzfsÓ­€Fª°à΁&QyÍEPÖdÙÄNZk J²­/OÊù€z/9À‘åÌÞ¦³F$+×*¥öë
w!”.¸nd¬¦÷BÆO¢e¬°5 F2ëÏEp¦d}óz¡ó›Á†e$K:µüx©QÞ¢ëàõEƒ~™™€«î¹­yÂIóKU/ÊÛÐ^Ê:uPö”WJ@IÜ¢ÛD|3¼È Ð‡7ÉÆòåÐâ&AXϵħj]ðH9™9ªÛàQjš[Žº#ö8HÑ

|¤Îà+=Ñ!K…¦-hásS’mºNqäF,t’á¯ÒÉKMsmÑÐ9{ˆRŸ‹¶ûTOMÖà……Å©˜¬7„ü ~[¹KðV‘hf‡”XµKJŒéʗÎù$H1³0jPÅj´…§zR㲪1µå«7÷ÇaTüÑÁ§ÊímÅF«7¬còãÚê6aAIÝÖT”àͼøëŠ:c Oß³PØ-éÛ¹&X‚G´Öšjýâ>‹6Þ°:榔
r!¿Ï蛓T ¥a8/…bÅé’Xx
¦ÔšÊ¬¬ªÄòy.¡šj?WÓ߁‚Ó“¼1Úí²³öf²m¤¢ÜB9¾)n@‰5+EÎYÐbT¡ X“¦¯ªJ#ì¸:õS
[ú‹FJ§;/R$uŒ†i/[¡t¥DE ÁH‘½£çåÁPzyŠ}e5ãÊ/f¯ÚÐOƒéÊí‚w•€ñMxèyöFxôR=„‡éVkÝÏF]Œ/ˆˆ²”®ERP‰£q©Èߨřvê¬ Í
ï÷­Û¿Q‹´‘ôd;üÖïߨÅè3{6’§¦2†$CT¾”I†ŠÈ
æžDÓLÖRA»»qkÖ®nˆÝZ &Jjn¤ÚÂs›ëâҖ¤ÛˆbõˆÝÎ
µr“֍C[qSzI;
´ÖJjôQëõ£
 ht-iL;KêØÁøñ7ªUYÚÒ!83Lp» Ä«Œ ÜKƒ’¸µ¥âzÝp¼«züÆ>Ö÷¹ÌÃ7ñ:xÖ­*fÂëËE­YnɛzeZæj‰Ý”¸í æB“’
Þ> –^•H¶½¥¦êW‚%ÍÛ>ÞR^6ªîsg•Ú³gz’îìzeX%|”$l–×á,=~ªb†æ5å R#é˧×;ùÓpºÉIŽY{>]žkNÕm#Š–ì÷HÉ­
°
‰mÝäãÜ~ØÁrlL%RôáAº)Aqc)©·vôž™8ýMŸ v¡ÞZxÍx”{cË.O¼:ÄÒf±]äÀëOËöIý’TÅÀy¬®{ÖTf€©0Àݓͻ:së»,>…E:Tqú7$uʨÄnÅvàSV’|oô‘„±{Çgú‹‚øWáéD_X¡y¾KÒ%i`ÌðJê32¬yߥEÉFúKd²Còü~Zê#t’ÍIbb‹ß3†»¦¤Ê»ÚH
‚š·4¤ÝtG;N`–F÷应U*ò´9ixÈR“rkÏÚgÏìB[†IßX®ð½®:„¶šÛÖͶy¤-*ðfˆ|Ø@ ,iG›©´¶ÁY«v ~¿¯OBír²=|î·õÉt SRŸ÷ýeÉâ&]•
×f&BÑÑv àЦO…ªœ¡Wïßޔ¹LKû8ª
•8ŽDkö«‹^¤xª­aè÷v¿¸èó× ¸¶4Zèg
q°Ï娩#6þj”þËِ¯ßŒÉ­ßîS©™¡éÇ¥TÝ.E³±»b׎K÷@¹œØ¹ƒëíÜÕYbÍ@Déy n¢åKÉ3’ho›!°â±p ÖHd6ÚYGé±
Cî/èM
ÓÛMŒ½N¡fò
-0éæÔsysñÛÝc2ÈT»ç(Ë÷oèdN|k—zÕY†‡Ž°UÄØ5·“^eÑ+;Þ먏ÄîäæòÊKڕKJ^- ¢d­{í’4z>tî0zÓSÃÖ_±,y}ìe)ç–:gSn‡’æ‚šò%U^zíÃЯhî c›ÒJëSÏËúšBVV^ÍnÊ-ƒˆX7¥Êvµù6¸°r“»ÿÕwÚù•{¯0ÒrjbÍãOå{Ÿ”—¦Ò†·“Àx‰vbiìvÔ°Á‘ø8)ÇÜMÞ¹é6ñ
Cé>37³N—jDµ;±4ôj/fö©y‡ÍòêïÌÝ°FºSæ«C6×°º_í”.Aþ;εþn§Trº±:Ì­Õ©õ$»Ål–Þâ¹Õ-/›cmÛgÀšZ²¶°iqrìùßwà„s¾ìr¶ÑÛ
¯Q»ïD¹‘ºß)0r
šˆîµ#šy÷o”´SÍ*ã ìW„tú^½l6¾™¢Š›î!¶Ê¶cÊTÙg4tÛ°è±J¢¡gnc²aJ ‡öûrHRáˆ@ø$Û¢ÓÒDúîk¤ÕñI%š;îx-¦{ݽh@°-™½¶·é”(.­c‰éÊg²³ ¹|¦„™l‰N Ógc7xÈFê¿ð¢ ÛV*ììe*áÚSI5TcAÿí瘧
endstream
endobj
5 0 obj
>
endobj
6 0 obj
[ 7 0 R]
endobj
7 0 obj
>
endobj
8 0 obj
>
endobj
9 0 obj
>
endobj
10 0 obj
>
endobj
11 0 obj
>
endobj
12 0 obj
>
endobj
13 0 obj
>
endobj
14 0 obj
>
endobj
15 0 obj
[ 16 0 R]
endobj
16 0 obj
>
endobj
17 0 obj
>
endobj
18 0 obj
>
endobj
19 0 obj
>
endobj
20 0 obj
>
endobj
21 0 obj
>
endobj
22 0 obj
[ 23 0 R]
endobj
23 0 obj
>
endobj
24 0 obj
>
endobj
25 0 obj
>
endobj
26 0 obj
>
endobj
27 0 obj
>
endobj
28 0 obj
>
endobj
29 0 obj
>
endobj
30 0 obj
>
endobj
31 0 obj
[ 32 0 R]
endobj
32 0 obj
>
endobj
33 0 obj
>
endobj
34 0 obj
>
endobj
35 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 36 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 1>>
endobj
36 0 obj
>
stream
xœ­[‹Ç~è?ÌãnȞíû…,3³³!ƒ z[ü ËĖqքüûô½«/§»Ç6BZÍÙsêTW×í«ªžÇÓ/o_>üôvxzz?üïçï¿ýøן>¾}ùúÓñx8?_çïß=¾à&‡Ÿß¿Ãdþà›`©ùFÅáÏïߙˣÚü+¹}ÿîõ ¡“F„IDø ñlþ²ãrŸ¢æ39>Чðe®ŸÍϓ»æŸÁáú%|–Gõ”#üåÈÌÓø9Pùn÷óÅ_wŸOî3Â>B¤6Ì&Ôù(ÇïþþþÝÕÁ‚Ô‚ ’mŠCI¼Þñûò±t¯Bͽ>tÿ ï°¸¯ßEoˆ¯£mZ—‚w²¶â½; ‡ë7—ÃãΆŸ¿¾½}ýq¼çÍRáŽS«{~÷ßÿÞ?ð;ó¼Û>þrÏîÞ¾|ºçw¿Þ?лÿj>ÿgGLëMÀ÷½Þ=ìÜÊÝ)nýò“!ýùþAÜ}Ýì[]’/§ª|çP¼‡Ço­`¿¹üíù€‚ð°}€I¤1¦L±Mی8ùþý»ÏêÑëf
gÞâ„ܔʜ½Z¦`ÌÄj²Qhm(oÆBx°bõ%¸o¢ö£ÕøŒœAñ#í>å>šÇܛ¬qZS”ñQ÷ËS²EK‰Ÿ‹‰FÿâŸÕ:Ӎ&ìâø5ú

Источник

Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенкаДошкольное детство – фундамент развития личности ребенка

«Детство – важный период жизни, и от того, как прошло детство, что вошло в разум ребенка и его сердце, зависит, каким человеком станет

сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский

Развитие личности — одна из главных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке существует формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.

Читайте также:  Развитие 4 месячного ребенка мальчик

Сегодня на дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком на всю жизнь.

Скачать конспект

При введении ФГОС вся система образования должна быть построена на идее, что ребенок есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся личность.

Дошкольное детство должно быть разнообразным. В этом и суть всего ФГОС. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Наши дети невероятно разные. Они всё более и более отличаются от нас.

В детском саду «Золотая рыбка» в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, всестороннее развитие личности ребенка, для этого созданы все условия:

  1. Организована богатая ППРС (обратите внимание на слайды);
  2. Подобраны профессиональные педагогические кадры;
  3. Используются инновационные педагогические технологии;
  4. Разработано программное обеспечение (как общеразвивающее так и модифицированные (дополнительные) программы);
  5. Ведется работа по преемственности со школой и другими социальными институтами;
  6. Взаимодействие с родителями (законными представителями);
  7. Организована кружковая деятельность.

Весь воспитательно- образовательный процесс – это поэтапное становление личности каждого ребенка. Я хочу остановиться на одном из главных личностных качеств –это воспитание любви к родному краю. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям; учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания нравственных качеств личности. И поэтому, вариативная часть образовательной программы направлена на Формирование нравственно — патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами региональной культуры через реализацию модифицированной программы «Край родной, навек любимый».

Специфика программы основана на следующих направлениях:

  1. нравственно — патриотическое воспитание детей средствами региональной культуры, охватывающий жизнь ребенка от семьи до родной страны.
  2. региональный компонент, состоящий из элементов «Байкаловедения» (кружок «Путешествие по Байкалу» М.К. Лебедевой, ФГБУ «Заповедное подлеморье»), «Баргузиноведение» — проект «Мы одна семья» — изучение Баргузинской долины, родного поселка Усть – Баргузин.

Мы используем такие формы работы, как:

  • интерактивные
  • виртуальные маршрутные экскурсии по краю
  • видео – викторины
  • квест– игры
  • флэшмобы, а также традиционные и инновационные технологии.

Для формирования нравственно – патриотических качеств личности ребенка в детском саду мы создали благоприятные условия:

  • Обустроили экологическую тропу на участке детского сада
  • Оформили комнату нравственно – патриотического воспитания «Край родной, навек любимый»
  • Организовали мини – музеи в группах и приемных
  • Обновили и дополнили центры «Маленький патриот»
  • Разработали экскурсионные маршруты (ФГБУ «Заповедное подлеморье», Экологический центр «Подлеморье», Техникум туризма и сервиса, Городская библиотека, Усть – Баргузинский лесхоз, школа им. Шелковникова К.М., река Баргузин, река Шанталык, озеро Байкал).

Анализ выполнения программы показал высокий уровень знаний детей в области нравственно – патриотического воспитания. У детей сформировано понятие о родном крае; они проявляют любознательность по отношению к родному поселку, республике, столице, их историям, достопримечательностям; знают русские и бурятские традиции, их промыслы, обряды; проявляют уважение и толерантность к этническим представителям родины; участвуют в социально значимых событиях, ощущают гордость за свою страну, ее достижения; с удовольствием включаются в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини музеев, выставок, связанных с познанием малой родины; отражают свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает в образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).

Таким образом, формирование нравственных ценностей у дошкольников является важнейшим показателем целостности личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

Личность ребенка реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения. Ежегодные результаты мониторинга индивидуального маршрута детей показывают, что проведенная работа не проходит даром. Наблюдается положительная динамика по всем пяти образовательным областям, а также по трем блокам личностных качеств -организационно-волевые, ориентационные, поведенческие.

Ежегодно разрабатываем и утверждаем план работы по преемственности детского сада и школы. Одной из важных его составляющих является взаимопосещение. Для учителей начальных классов у нас проходят открытые занятия. Педагоги отмечают, что дети любознательные, ответственные, коммуникабельные, эмоционально – отзывчивые, легко общаются с педагогом и сверстниками, умеют управлять своим поведением, планируют свои действия, способны решать интеллектуальные и личностные задачи. Т. е. на пороге школы в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности. А мы, в свою очередь наблюдаем результаты выпускников, посещая открытые уроки, и видим, что наши первоклассники успешно адаптировались, ведут себя активно, заинтересованы в успешном обучении.

Дошкольный возраст – фундамент развития личности ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Мы – педагоги, должны понимать, от того как прошло дошкольное детство, что вошло в разум ребенка и его сердце, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш!

Источник

Ирина Любушкина
Особенности развития детей дошкольного возраста

1. Особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребёнка и его отношение к окружающему миру. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.

Меняется социальная ситуация. Интенсивно формируются новые личностные качества, черты характера. Осуществляется подготовка к немаловажному событию в жизни каждого ребенка – поступлению в школу.

Читайте также:  Роль компьютера в развитии ребенка

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание. Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки развития воображения складываются ещё в раннем возрасте, наивысшего расцвета оно достигает именно в дошкольном детстве.

Ещё одним важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребёнка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения.

Переходный период от раннего к младшему возрасту знаменуется кризисом 3-х лет. Происходит становление самосознания ребенка, появляется собственное «Я»

-Негативизм – реакция отрицания на требование или просьбу взрослого, стремление сделать наоборот.

-Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого желает, а для того, чтобы считались с его мнением.

-Своеволие – ребенок принимает только то, что он придумал или решил сам

-Обесценивание – ребенок может сломать любимую игрушку (обесценивание старых привязанностей к вещам, может начать ругаться (обесценивание старых правил поведения, у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности.

2. Профессиональные качества воспитателя

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности.

Профессиональная направленность.

В основе такого качества личности, как профессиональная направленно, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Эмпатия.

Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм.

Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Культура профессионального общения.

Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.

Во-первых, обладать высоким культурным уровнем и безукоризненным поведением. Дети — хорошие «подражатели», именно поведению воспитателя они подражают в первую очередь. Во-вторых, стараться наладить партнёрские отношения с родителями, уметь предупредить и разрешить конфликтные ситуации. В-третьих, с уважением и вниманием относиться к коллегам, обмениваться опытом, воспринимать критику.

Педагогическая рефлексия.

Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью.

Авторитетность.

Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии.

Из необходимых качеств личности воспитателя также можно выделить: добросовестность, требовательность к себе, инициативность, терпение и выдержку. Хорошо, если воспитатель дошкольного образования умеет мастерить, рисовать, хорошо петь, имеет актёрские навыки. В этом случае он всегда будет интересен своим воспитанникам.

Педагог должен быть творческим человеком и обладать такими качествами, как креативность (оригинальность, четкость, активность, фантазию, концентрированность, чувствительность). Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, способность к преодолению инерции мышления, самостоятельность, целеустремленность, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, наблюдательность

Таким образом,основными профессионально-значимыми качествами являются:

– педагогический такт,

– педагогический оптимизм,

– креативность,

– самореализация,

– педагогический долг и ответственность,

– эмпатия.

Среди профессионально важных качеств воспитателя специалисты выделяют:

владение современными методиками и технологиями в сфере обучения и воспитания детей

широкая эрудиция

педагогическая интуиция

высокий уровень интеллекта

высокоразвитая нравственная культура.

3. Программы воспитания и развития детей дошкольного возраста

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа.

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Читайте также:  На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольногообразования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

4. Работа педагога с родителями

Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

На что надо опираться в работе с родителями:

1. Использование навыков положительного общения.

1) Мы больше спрашиваем и слушаем родителей ребенка, чем указываем и даем советы.

2)Часто сообщаем родителям о прогрессе достижениях в развитии их ребенка:

используем индивидуальные формы направления информации семьям и получения сведения о них.

даем родителям понять, что мы готовы обсуждать с ними очень важные темы, касающиеся их ребенка.

своевременно и положительно реагируем на предложения, идеи, просьбы родителей.

сообщаем родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка, в ходе бесед, телефонных разговоров.

помогаем родителям понять, что они могут оказать существенное положительное влияние на жизнь своего ребенка.

Привлекаем родителей к обучению детей, используя при этом такие формы, которые позволят им чувствовать себя легко и комфортно;

Готовы принимать родителей в группе в любое время, на протяжении всего дня.

Помогаем родителям определяться с платными образовательными услугами (кружками, в открытии способностей, талантов детей.

Формы работы с семьей.

Групповые родительские собрания.

Разнообразные формы организации таких мероприятий:

«Круглый стол» с родителями в нетрадиционной форме, обстановке, с обязательным участием специалистов, старшего воспитателя, на котором обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. Участники свободно общаются друг с другом.

Консультации для родителей. Они близки к беседам. Воспитатель стремиться дать родителям квалифицированный совет. Консультации могут быть плановыми, неплановыми, индивидуальными, групповыми, 3-4 раза в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Консультация требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагога родителям. Какие консультации интересуют родителей, можно определить их заранее, опросив родителей или провести анкетирование.

Анкетирование родителей, одна из форм работы с родителями.Родители бывают разные: говорливые, молчуны, спокойные, невыдержанные, скромные, застенчивые и т. д. Не все могут поделиться с воспитателем о своей семье, о своем ребенке, трудностях и сложностях воспитания, успехах. Вот поэтому и необходимо анкетирование, чтобы знать мнение родителей, что им нравиться, а над чем надо поработать, что-то исправить.

Открытые занятия с детьми.

Посещение на дому.

Источник