Дошкольное развитие ребенка в детском саду
Взросление ребёнка как психолого-физиологический процесс обусловлено изменениями разных аспектов развития. Именно поэтому, начиная работу с детьми, педагог должен, прежде всего, изучить особенности развития разных сфер личности ребят конкретной возрастной группы, а также психолого-педагогические нюансы организации занятий. Попробуем систематизировать эти направления методической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Сферы развития дошкольников
Определяющим фактором в работе с дошкольниками является этап психолого-физиологического развития. Эти ступени совпадают с делением детей по группам: первая младшая (1,5–3 года), вторая младшая (3–4 года), средняя (4–5 лет), старшая (5–6 лет) и подготовительная (6–7 лет). Каждый из этапов определяется особенностями пяти сфер развития малышей:
- физического;
- познавательного (в некоторых источниках — интеллектуального, когнитивного);
- эмоционального;
- социального;
- адаптивного, то есть умения приспосабливаться к миру вокруг, например, воспитание культурно-гигиенических навыков (в методической литературе эту сферу объединяют с физическим развитием).
Рассмотрим нюансы этих сфер в разных возрастных группах, чтобы понять, что подразумевается под каждой из областей развития.
Таблица: особенности физического развития дошкольников разного возраста
Таблица: особенности познавательного развития дошкольников разного возраста
Таблица: особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников
Таблица: особенности социального развития дошкольников
Основные аспекты развития дошкольников
Для формирования каждой из обозначенных сфер развития педагог в процессе образовательной деятельности расширяет спектр аспектов, её составляющих. При этом воспитатель или специалист узкого профиля (инструктор по физическому воспитанию, например), опирается на возраст детей, развивая именно тот аспект, который формирует целостность всей системы.
Таблица: аспекты развития дошколят по сферам формирования личности
Методы и средства развития дошкольников
Исходя из содержания каждой из сфер развития ребёнка, приходим к выводу о том, что аспекты формирования личности в том или ином виде включаются в цели и задачи организации любого вида образовательной деятельности. А их реализация возможна благодаря методам, то есть совокупности способов (средств) достижения поставленных учебно-воспитательных целей. В педагогической практике детского сада используется четыре основных метода работы с дошколятами.
Речевой метод
Среди способов использования слова для развития малышей особо стоит остановиться на нескольких.
Фольклор
Этот способ включает загадки, пословицы и поговорки по разным темам и обычно используется в качестве мотивации в начале занятия (пословицы и поговорки могут также вводиться и в конце урока для подведения итогов). Для младшего дошкольного возраста загадки лучше использовать с договорками по рифме, так как, исходя из особенностей познавательного развития, у малышей ещё слишком мало жизненного опыта, чтобы додумываться об ответе без подсказки:
- Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … Айболит. На сметане мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился… Колобок. (на занятии по развитию речи при изучении сказок);
- Он твердит одно — га-га, Кто обидел? Где? Когда? Никого я не боюсь, Ну, конечно, это… гусь. Он зимой в берлоге спит, Потихонечку храпит, А проснётся, ну реветь, Как зовут его … медведь. (при рассмотрении тем, связанных с изучением домашних и диких животных.
Пословицы и поговорки обычно используются в средней и старших группах. В работе с детьми 6–7 лет эти фольклорные элементы часто предназначаются для чтения самими малышами. Так, в качестве иллюстративного материала к трудовой деятельности малышей можно предложить такой набор пословиц, поговорок:
- «Глаза боятся, а руки делают»;
- «Готовь сани летом, а телегу зимой»;
- «Семь дел в одни руки не берут»;
- «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Это интересно. Для мотивации ребят также используются стихотворения и песни по темам. Заучивание рифмовок традиционно считаются самым эффективным способом развития памяти малышей.
Сказки
Для развития фантазии, образного мышления этот жанр фольклора является самым эффективным способом взаимодействия с малышами. Тексты могут быть как классические («Золушка», «Три поросёнка», «Репка», «Теремок» и пр.), так и терапевтические, то есть направленные на коррекцию того или иного нарушения в развитии ребёнка (гиперактивность, агрессивность и пр.).
Объяснение и беседа
Эти элементы словесного метода сопровождают любой вид деятельности ребят. С методикой подготовки и проведения бесед с ребятами разного возраста можно ознакомиться здесь.
Объяснения составляются максимально лаконично и на доступном для понимания малышей языке. Так, при рассмотрении темы «Бытовые приборы» в средней группе своим воспитанникам я раскрываю суть этого понятия так: «Эти специальные приспособления облегчают нашу жизнь и ускоряют выполнение домашних дел».
Наглядные средства
Без использования зрительного канала восприятия всестороннее развитие ребёнка невозможно, поэтому педагог, организуя деятельность малышей, обязательно подключает:
- картинки по теме;
- видеоматериалы для показа (например, занятия, построенные на просмотре мультфильмов на изучаемую тему с последующим обсуждением их содержания);
- игрушки, а также материалы для игр;
- спортинвентарь.
Видео: материалы для просмотра и обсуждения — Аркадий Паровозов о безопасности в доме
Развивающая среда в группе
Все эти материалы в соответствии с актуальностью для детей того или иного возраста распределяются по зонам предметно-развивающей среды, которая является принципиальным требованием оформления группы. Подробнее о её организации, например, для старшей группы можно узнать здесь.
Обязательными элементами (зонами, областями, центрами, уголками) развивающей среды в группе являются:
- зона физического развития;
- область познавательного развития, куда входят игровой центр, музыкальный уголок, книжный уголок, математическая зона, экспериментальный центр, зона конструирования, уголок природы;
- центр речевого развития;
- зона для театрализованной деятельности;
- уголок труда.
Как оформить развивающую среду своими руками
Наполнение центров развития в группе напрямую зависит от материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения. Но даже если должного обеспечения нет, сделать оригинальную развивающую среду в группе могут сам педагог при участии родителей.
Для создания положительного эмоционального микроклимата на дверях группы можно разместить улыбающееся солнышко, на лучиках которого написано, что в группе можно делать всё. Далее уточняется, что подразумевается под этим «всё»: смеяться, дружить, играть, отдыхать и т. д. Кроме того, самодельными могут быть:
- сенсорные тренажёры (картинки для игр с прищепками, мешочки или коробочки, мисочки с крупой и пр.);
- календарь природы, дневник поведения группы;
- игрушки в игровом центре (например, куклы из капрона для драматизаций или картонные куклы с отверстиями под пальцы);
- дидактические игры по ФЭМП, развитию речи, ФЦКМ (игры с пуговицами, шнуровками и пр.), ознакомиться с порядком изготовления которых можно здесь.
Фотогалерея: эскизы материалов предметно-развивающей среды, выполненных своими руками
Практический метод
Одним из самых эффективных способов развития всех сфер личности дошкольника является практическая деятельность:
- творческая (создание рисунков, поделок, аппликаций);
- экспериментальная (проведение опытов).
О методике организации и проведения экспериментов можно узнать здесь.
Это интересно. В старшей и подготовительной группах к творческим способам добавляется совместное с педагогом или родителями изготовление лэпбуков — буклетов или папок с материалами (играми, справочными материалами и пр.) для детального рассмотрения какого-либо аспекта изучаемой темы. Например, лэпбук по ФЭМП на тему «Геометрия в природе», в котором природные образы сравниваются с геометрическими фигурами (ёлки — пирамиды, травинки — отрезки, лужи — овалы, круги, прямоугольники и т. п.).
Игровой метод
Это базовый метод работы с детьми. Можно сказать, что остальные методы являются сопроводительными для игрового. Традиционно игры по направлениям образовательной деятельности делятся на:
- обучающие, в основном, опирающиеся на познавательное развитие детей;
- подвижные, нацеленные на физическое развитие;
- театрализованные, совмещающие и развитие познания, физических качеств, и эмоций;
- пальчиковые для развития мелкой моторики и стимуляции работы речевых центров.
Ознакомиться с примерами игр по разным аспектам психолого-педагогического развития дошкольников, а также по другим способам классификации этого вида деятельности можно здесь.
Отдельно стоит остановиться на таком виде игр, как игры на эмоциональное развитие детей. Они способствуют эмоционально-волевому развитию личности, совмещая все другие виды игровой деятельности.
Методика организации занятий по развитию
Как отмечалось выше, сферы и аспекты развития включены в занятия разной образовательной направленности (например, познавательное развитие в уроки ФЭМП, ознакомления с окружающей средой, физическое развитие в занятия физической культурой, развитием речи и т. д.). Поэтому обобщить представления о целях, задачах и методах развития в конкретной возрастной группе поможет комплексно-тематический план по образовательным областям.
Это интересно. В старшей и подготовительной группах практикуется проведение комплексных («развивающих») занятий, включающих аспекты развития всех сфер развития.
Таблица: комплексно-тематический план в средней группе (фрагмент на конец августа-начало сентября)
Автор — Муллер Л.А., воспитатель МБДОУ №8 «Сказка», г.Сергач, Нижегородская область.
Подготовка занятия по развитию
Следующим этапом методической работы является подготовка занятия по теме в рамках того или иного образовательного направления. Прежде всего, педагогу следует принять во внимание обозначенные Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) временные рамки проведения уроков.
Таблица: временной план занятий в группах разного возраста
Разработка конспекта занятия
Исходя из темы, педагог:
- формулирует цели, задачи урока;
- расписывает каждый из этапов, чётко их хронометрируя.
Таблица: Калашникова О.А., конспект развивающего занятия «А мы многое умеем!» для старшей группы
Видео: занятие по развитию речи на тему «Курочка с цыплятами» в первой младшей группе
Видео: фрагмент занятия по физическому развитию на тему «Домашний зоопарк» во второй младшей группе
Видео: занятие по социально-эмоциональному развитию в средней группе
Видео: занятие на развитие познавательной сферы (ФЭМП) на тему «Письма Королевы Математики» в старшей группе
Видео: занятие по развитию речи на тему «Весенняя капель» в подготовительной группе
Анализ и диагностика умственного развития дошкольников
Все сферы развития малышей тщательно анализируются с целью выявления соответствия реального уровня принятым нормам. Для проведения исследования используются диагностические карты, где фиксируются результаты по каждому из критериев развития на начало года и на конец. Для проведения анализа по сферам развития педагог проводит диагностику в виде тестов по отдельным аспектам. Задания этого рода определяются образовательной программой, по которой работает детский сад, и конкретизируются методическим советом ДОУ. Приведём пример варианта исследования уровня интеллектуального развития малышей 4–5 лет, то есть воспитанников средней группы, занимающихся по образовательной программе «Радуга».
Таблица: план обследования интеллектуального развития детей 4–5 лет по программе «Радуга»
Образовательный процесс в ДОУ строится на основании психолого-педагогических особенностей развития детей разного возраста. Уровень сформированности каждой из сфер развития личности малыша определяет целесообразность использования того или иного набора способов взаимодействия с ребятами. Оценить эффективность этой работы помогает анализ развития ребёнка, который проводится дважды: в начале и в конце учебного года.
- Автор: Наталья Василишин
- Распечатать
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность – ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:
Источник
Цатурова
Консультация для детского сада «Развитие ребёнка в детском саду»
Дошколята
Мы с моей подружкой Томой
Ходим вместе в детский сад.
Это вам не то, что дома!
Это школа малышат!
Здесь мы делаем зарядку,
Ложкой правильно едим,
Приучаемся к порядку!
Детский сад необходим!
Учим мы стихи и песни
В нашей группе дошколят!
Места нет для нас чудесней!
Чем любимый детский сад!
(И. Гурина)
Детский садик-это важный этап в жизни каждого ребёнка. Именно здесь дети узнают мир. Они получают навыки жизни, учатся устраивать взаимоотношения с другими детьми,получают комплексную профессиональную подготовку к школе: формирование речи, обучения и творческое развитие.
В дошкольном возрасте ребёнок формируется как личность, следуя распорядку дня, у ребёнка вырабатывается дисциплина. В детском саду ребёнок учится самостоятельности, обслуживать самого, отвечать за свои поступки, отстаивать свое мнение, находить компромисс с другими. В дошкольном возрасте у детей вырабатывается иммунитет на разные вирусные заболевания, приобретаемые в общении с другими детьми.
В садике необходимы просторные помещения для проведения занятий и игр, отдельные спальные комнаты, также нужен уголок природы и уголок опытно – эксперементальной деятельности.
Для полноценного развития ребёнка необходимо достаточное колличество развивающих игр в детском саду, литературы, игрушек и интерактивного оборудования. Для полноценного развития ребёнка, как личности, основополагающим фактором служит грамотный подход воспитателя к ребёнку.
Публикации по теме:
Консультация «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»
Адаптация ребёнка к условиям детского сада Почти в каждой семье, где родился маленький ребёнок, рано или поздно возникает вопрос о поступлении.
Консультация для родителей «Что должно лежать у ребёнка в шкафчике в детском саду»
Очень важно с ранних лет прививать детям навыки самообслуживания. Ребёнок учится самостоятельности. А это значит, в детском саду он сам.
Консультация для родителей «Готовьте ребёнка к детскому саду заранее»
Чтобы ребёнок мог быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.
Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»
Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.
Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности»
Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.
Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка»
Дошкольное детство – это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Именно в эти годы ребёнок приобретает первоначальные.
Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка»
Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.
Консультация «Как воспитывать и развивать слабослышащего ребёнка дошкольного возраста в условиях обычного детского сада»
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ, родителей, гувернёров. • К вам в группу поступает слабослышащий ребёнок. 1. До поступления.
Сценарий праздника «День рождения ребёнка в детском саду»
Дорогие коллеги! Предлагаю Вам интересный сценарий празднования дня рождения детей у нас в детском саду! Ребёнок – именинник, восседает.
Сценарий выпускного праздника в подготовительной группе детского сада «Маленькая страна в детском саду»
Выпускной в подготовительной группе детского сада «Маленькая страна в детском саду». Воспитатель: Очень взволнован сегодня детский сад,.
Источник
Рейтинг В дошкольном возрасте у ребенка развиваются познавательная, физическая и эмоциональная сферы |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Дошкольный возраст (от 2,5 до 5 лет) – прекрасный период в жизни ребенка. В младенческом возрасте он научился доверять своим родителям. Когда он научился ходить, он стал немного самостоятельнее. В дошкольном возрасте ребенок использует доверие и независимость, чтобы исследовать новые форматы игры (например, игру на воображение) или новую обстановку (например, детский сад).
Дошкольникам нужно научиться делать собственный выбор и чувствовать удовлетворение от этого. Как сказал известный американский психолог Эрик Эриксон, «главная задача дошкольного возраста – научиться проявлять инициативу социально приемлемыми способами».
Стиль мышления и обучения детей дошкольного возраста можно описать такой фразой: «У тебя есть то, что ты видишь». Дошкольники понимают окружающий мир буквально. Например, если разрезать ребенку кусок торта на четыре части, а его брату такой же кусок – на две части, ребенок будет думать, что у него в два раза больше угощения. Он будет объяснять это тем, что четыре кусочка – это больше, чем два. Дошкольник может начать дружить с другим ребенком из-за того, что у него есть что-то привлекательное (например, красивое платье или новая игрушка).
Взрослые играют важную роль в жизни дошкольника, позволяя ему проявлять инициативу и исследовать окружающий мир. Поведение взрослых, их жизненная позиция и стиль мышления влияют на развитие дошкольников. То, как они разговаривают между собой и с детьми, помогает дошкольникам развить языковые навыки. Важно, чтобы взрослые давали детям возможность придумывать себе игры. Это помогает им лучше понимать себя и окружающих, а также развивать воображение.
В этой статье мы рассмотрим основные этапы развития детей в дошкольном возрасте, а также советы о том, как родители могут способствовать их развитию. Особое внимание мы уделим таким вопросам, как игры на воображение, подготовка к школе и раннее развитие грамотности.
Развитие ребенка в возрасте 2,5-5 лет
Каждый ребенок растет и развивается в своем темпе. В разное время у него проявляются различные показатели развития. Рассмотрим показатели, которые обычно проявляются у детей в возрасте от 2,5 до 5 лет в разных сферах (физическое развитие, общение и т. д.). Показатели в списках размещены по мере их появления у ребенка – от ранних к более поздним.
Показатели физического развития
- Ребенок развивает силу и координацию движений.
- Ребенок лучше контролирует движения рук и пальцев.
- Ребенок умеет завязывать шнурки.
- Ребенок умеет застегивать пуговицы и молнии.
- Ребенок умеет бить и ловить мяч.
- Ребенок умеет забивать гвозди.
- Ребенок самостоятельно одевается и обувается.
- Ребенок самостоятельно ходит в туалет.
- Ребенок рисует карандашами и красками.
- Ребенок умеет вырезать ножницами.
- Ребенок умеет нанизывать бусины на нитку.
- Ребенок умеет прыгать на месте и запрыгивать на ступеньку или невысокую скамейку.
Как родители могут помочь в развитии ребенка
- Обеспечьте ребенка предметами, которые будут развивать у него мелкую моторику. Это могут быть мелки, фломастеры, ножницы, паззлы, кубики, бусы, пластилин и т. д.
- Обеспечьте ребенка предметами, которые будут развивать у него крупные мышцы. это могут быть мячи, трехколесный велосипед, скакалка и т. д.
- Ограничьте ребенку время просмотра телевизора. Ребенок должен научиться получать удовольствие от физической активности.
- Создайте дома обстанновку, которая будет мотивировать его к физической активности.
- Планируйте прогулки всей семьей в местном парке.
Мышление и обучение
- У ребенка развивается любопытство.
- Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи.
- Ребенок распознает буквы и цифры.
- Ребенок понимает сходства и различия.
- У ребенка появляется понятие времени.
- Ребенок распознает цвета, формы и текстуры.
- У ребенка проявляется ведущая рука: правая или левая.
- У ребенка развивается память.
- Ребенок начинает развивать практические навыки.
Как родители могут помочь в развитии ребенка
- Задавайте ребенку открытые вопросы («Как ты понял, что нужно соединить эти детали паззла?»).
- Дайте ребенку возможность экспериментировать. Например, смешивайте с ним краски разных цветов. Опускайте в банку с водой различные предметы (камешек, перо, пробку и т. д.) и предложите угадать, что из предметов утонет, а что останется на поверхности.
- Повесьте в спальне ребенка часы. Составьте распорядок дня ребенка и повесьте его в видном месте (например, на холодильник).
- Используя обрезки ткани разной текстуры и цветов, сшейте для ребенка одеяло.
- Сделайте для ребенка карточки для запоминания слов. На карточках должны быть изображения животных, предметов и т. д.
- Поощряйте ребенка рассказывать о событиях из прошлого. Например, говорите ему: «Расскажи мне о сегодняшнем дне. Чем ты занимался? С кем ты играл?»
Выражение чувств
- Ребенок становится ласковым.
- У ребенка развивается чувство юмора.
- Ребенок легко вдохновляется и разочаровывается.
- Ребенок может демонстрировать сильные чувства страха, радости, гнева, любви.
- Ребенок может требовать к себе внимания с помощью своего поведения.
Как родители могут помочь в развитии ребенка
- Помогите ребенку определять и выражать свои эмоции в устной форме, например: «Ты выглядишь так, как будто тебе грустно. У тебя что-то случилось в школе?»
- Поощряйте ребенка рассказывать о своих чувствах, признайте, что это поможет вам сблизиться с ним.
- Внимательно наблюдайте за ребенком, слушайте его и реагируйте на его эмоции.
- Купите ребенку мягкие игрушки или куклы, чтобы он мог выражать эмоции в играх на воображение (например, утешить плачущую куклу, помирить поссорившихся плюшевых медведей и т. д.).
Осознание себя и других людей
- Ребенок проявляет самостоятельность и играет в игры на воображение.
- Ребенок может контролировать себя.
- Ребенок делится игрушками со сверстниками и соблюдает очередь в играх.
- Ребенок заводит друзей.
- Ребенок проявляет уважение к чужим вещам.
- Ребенок запоминает свое имя, фамилию, адрес, номер телефона, возраст и пол.
Как родители могут помочь в развитии ребенка
- Предоставьте ребенку возможность работать самостоятельно или в небольших группах (например, поощряйте детей вместе собрать паззл или установите ребенку время, когда он должен оставаться один и читать книгу).
- Создавайте ребенку среду для игры на воображение.
- Давайте ребенку простую работу. Например, поручайте ему поливать цветы, вытирать пыль с мебели или убирать игрушки.
Общение
- Ребенок начинает задавать много вопросов.
- Словарный запас ребенка стремительно увелиивается.
- Ребенок поддерживает более сложные беседы, чем ра