Дошкольное образование как фактор всестороннего развития личности ребенка
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Заместитель заведующей
МБДОУ «Детский сад №15
г. Красноармейска Саратовской области»
Воробьева Тамара Николаевна
Современное поколение живет и действует в динамичном мире, стандарты которого предъявляет к человеку все возрастающие требования во всех сферах общества. Образовательная сфера не является исключением. «Для обновляющейся социальной реальности, прежде всего, должен быть сформирован новый, адекватный ей тип личности». Отсюда актуальной становится проблема создания необходимых условий для ее развития, а также приобретения способностей адаптироваться в быстро меняющимся рискогенном обществе, решать сложные профессиональные и повседневные задачи.
Современное законодательство РФ позволяет наиболее полно расширить границы образовательного пространства, создать благоприятные условия для полноценного проживания и подготовки дошкольников к жизнедеятельности в современном обществе.
Образование представляет собой триединство взаимосвязанных и целенаправленных процессов, во-первых, обучения, во-вторых, воспитания, в-третьих, развития активного формирования самосознания гуманистически ориентированной современной личности ребенка. Образование является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства, а приобретенные им знания, умения, навыки, компетенции, ценностные установки позволяют сформировать у него мотивацию профессиональной и образовательной деятельности в течение всей жизни.
Отметим, что воспитание детей дошкольного возраста является сложным, трудоемким и кропотливым процессом. Основная его цель заключается в том, чтобы направить ребенка на «добывание активной радости», выражающейся в действии, умении творить добрые дела для других и приносящей растущему человеку удовольствие. С этих, казалось бы, совсем небольших проявлений внимания к окружающим, начинается формирование у детей умения и желания доставлять радость другому человеку. Современные требования к дошкольному образованию дают возможность педагогам работать с большой отдачей, творчески, целенаправленно.
Творческий процесс — представляет качественный переход от известного к новому и неизвестному. Для того, чтобы отойти от повседневности, внести разнообразие в мир ребенка, стала актуальной работа по темам, которые позволяют объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными и интегрированными. При этом особое внимание уделяется познавательной и нравственной мотивации. Тематические дни в учебном процессе позволяют охватить самые разные формы обучения, наполнить их разнообразными образовательными технологиями, поисковой и проектной деятельностью, авторским экспериментированием.
Обратимся к авторскому опыту по развитию личности дошкольников на примере МБДОУ «Детский сад №15 г. Красноармейска Саратовской области». В дошкольном образовательном учреждении сложилась традиция в конце каждого месяца проводить творческие дни и недели. Среди них: «Яблочный денек», «День книги», «День шоколада», «День музыки», «День сказки», «День юмора», «День игры», «День русского языка», «День здоровья», «В стране Мульти – пульти», «В деревне Смешариков». Такие мероприятия креативны, позволяют творчески организовать процесс воспитания дошкольников. Проведение таких дней и недель требуют от педагога тщательной подготовки, которая сполна окупается эмоционально-положительной активностью ребят в течение дня или недели. Творческо-игровые дни построены на разнообразном игровом материале, помогают снять эмоциональное напряжение, приобщают детей к миру познавательной динамичной игры, развивают их эстетически, воспитывают чувство коллективизма и взаимопомощи.
Реализация данной образовательной технологии является залогом успешной и приоритетной формы работы с воспитанниками, в основе которой лежит прием погружения в тему.
Осуществляя воспитательную работу с дошкольниками на протяжении многих лет, нами было замечено, как дети любят праздники, как они готовятся к ним, какая это для них большая радость, возможность выбраться из повседневности.
Главной целью воспитания ребенка в дошкольном учреждении является комплексное и гармоничное развитие посредством игры, пения, танца, чтения стихов, представления небольших сценок, а не ординарная подготовка к очередному празднику. Использование развивающих моментов в ИРП вызывает одновременно и познавательный интерес к обучению. Тогда происходит непростое заучивание текстов, а разучивание, причем в интересной активной форме, когда каждый повтор игр, сцен, песни, танца содержит в себе творческую составляющую, динамичность, эмоциональность.
Отсюда следует, что задача педагогов дошкольного учреждения заключается в том, чтобы по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у личности дошкольника самостоятельность в эстетической оценке действительности. Такая работа дает возможность педагогам выйти на разработку авторских развлекательных игровых программ таких, как: «Ах, баня, баня, баня», «Праздник красного цвета», «Кафе хорошее настроение», «Правовая дискотека», «Праздник шляп» и многих других.
Данные тематические праздники наиболее интересны детям потому, что они расширяют их кругозор, формируют мировоззрение и отвечают современным подходам к личности ребенка, кроме того, они развивают у детей инициативу потребность создать что-то новое, свое. . Дошкольники в развлекательной доступной форме приобщаются к культуре, создавая с помощью педагога атмосферу доверия, взаимодействия, сотрудничества, поддержки. С помощью таких мероприятий дошкольники перемещаются из повседневности в мир праздника, игры, сказки, фантазии, юмора, смеха, что для данной возрастной группы вполне приемлемо и поэтому чувствуют себя раскованнее и комфортнее. Подобные познавательно-креативные программы позволяют создать атмосферу доверия, заинтересованности, радости и успеха, а также помогаю всесторонне и полно раскрыться ребенку как личности. Все это способствует укреплению духовного здоровья и личностного благополучия. Следует согласиться, что «субъективное благополучие является тем психологическим феноменом, который олицетворяет естественное стремление к внутреннему равновесию, комфорту, ощущение счастья, поэтому в индивидуальной судьбе каждого человека оно и занимает столь важное место, являясь регулятором поведения в обществе жизнедеятельности».
В современных социально-экономических условиях нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств маленького ребенка. Защита прав детей стала настолько важным и актуальным делом не только родителей, педагогов, но и общества в целом, что появилось решение проводить эту работу в дошкольном образовательном учреждении. Поэтому возникают закономерные вопросы:
– Как научить детей жить уже с ощущения счастья?
– Как научить радоваться жизни и беречь ее?
– Как воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе.
– И можно ли начать жизнь с ощущения счастья?
Автору данного исследования пришла идея разработать игровую развлекательную программу «Правовую дискотеку» и, конечно, она должна пройти в Диско – клубе. Данное мероприятие имело правовую направленность. Оно прошло в нестандартной обстановке, а в специально оформленном помещении за уютными, красочно оформленными столиками, на которых стояли соки и фрукты, в интересной активной форме, в атмосфере радости и отдыха. Каждый конкурс, танцы, песни, содержали в себе творческую новизну. Дети почти не сидели, они танцевали, аплодировали в такт музыки, выполняли различные движения. Стихи дети учат неохотно, и поэтому они прозвучали по-новому, в форме «РЭП», с увлекательными танцами и акробатикой, с сольными номерами. Каждый желающий почувствовал себя рэпером.
Проблема физического воспитания дошкольников, состояние здоровья подрастающего поколения, а также проведение всей работы в этом направлении в соответствии с положениями Закона «О безопасности» является весьма актуальной темой. По данной теме нами подготовлена и разработана игровая развлекательная программа «Ах, баня, баня, баня». Подвижные игры, аттракционы, конкурсы, розыгрыши, сюрпризы, которыми насыщена эта программа, вызывают у детей смех, удивление, восторг. Уже одно это обстоятельство делает, праздник незаменим средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настрой на жизнеутверждающий лад имеет высокую целительную силу. Такая игровая программа позволяет формировать у детей положительное отношение к закаливанию, гигиеническим процедурам, к определенному ритму жизни, режиму. Характерной особенностью этой игровой программы «Ах, баня, баня, баня» является включение игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет «Переправа в тазиках», «Сбор в баню», «Бег в простынях» и многое другое. Немаловажная роль отведена подбору познавательного материала, в том числе рассказ воспитателя о:
- финской, русской, японской бани;
- правильной подготовке веников;
- правилах поведения в бане;
- соблюдение техники безопасности.
Даже в этом мероприятии дошкольники пополняют свои знания, которые, безусловно, помогут им в практической жизни. Запоминание и, главное, правильное понимание пословиц, поговорок, прибауток, крылатых выражений, фразеологизмов об особенностях бани и принятия банных процедур направлено на систематизацию знаний детей о русской народной культуре, усвоении правил безопасности жизнедеятельности. Особо отметим также музыкальное сопровождение праздника, которое обеспечивает эмоциональный настрой, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале или конце игры, эстафеты. Нам близка идея о том, что «личностное развитие в информационном обществе, обществе риска в условиях модернизации современного отечественного образования во многом зависит от использования в качестве стратегического ресурса традиций народной культуры, способной развиваться, изменяться и адаптироваться к окружающей действительности».
Подготовка к таким праздникам доставляет детям большое удовольствие, радость. Дети получают возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на их умственные способности и личные качества. Самое главное, меняется отношение детей к пониманию здорового образа жизни.
Таким образом, дошкольное образование является важным ресурсом формирования личности современного ребенка. Целью предложенных нами игровых развлекательных программ, опирающихся на народную и современную отечественную культуру, является эмоционально-личностное развитие детей. В основе игровых программ лежит организация педагогического процесса путем формирования личностно-эмоционального благополучия детей, способности к снятию стрессовых напряжений, развития положительных эмоций, навыков социальной компетентности, здорового образа жизни, воспитания правовой культуры. Условием организации программ являются: активные формы проведения, диагностика знаний детей, комплексная работа с семьей. Дети в развлекательной доступной форме приобщаются к ценностям культуры, коммуникативному общению. Авторские программы помогают учесть индивидуальную специфику каждого ребенка и его место в конкретном коллективе воспитанников. Соответственно, такой подход к работе является ресурсным гарантом образования и развития личности современного дошкольника в условиях дошкольного учреждения.
Источник
Когда в семье появляется ребёнок, родители ставят перед собой великую и понятную цель – воспитать его как Человека с большой буквы. Мама с папой очень хотят, чтобы он вырос настоящей, хорошо развитой личностью, яркой индивидуальностью. Они перечитывают множество методических пособий снова и снова, чтобы понять, как из младенца вырастить физически крепкого и интеллектуально развитого человека, который бы к тому же обладал целым набором крепких нравственных установок.
Наверняка, вы слышали о принципе всестороннего развития личности ребёнка. Специалисты советуют использовать его в обучении как педагогам, так и родителям. Но что именно он означает и что вкладывают в этот термин его создатели?
Что такое принцип всестороннего развития?
Всестороннее развитие – это гармоничное развитие всех сторон человека, при котором всем аспектам уделяется равное количество внимания. Грубо говоря, ребёнок дошкольного возраста должен не только хорошо считать или пересказывать сюжеты книг, но ещё быть физически активным и социально адаптированным к различным ситуациям в мире.
Принцип всестороннего развития – это должный метод воспитания и обучения детей. Он основан на понятных утверждениях, которые необходимо применять к сыну или дочери.
Всесторонне развитие личности ребёнка необыкновенно важно для формирования его индивидуальности, для развития физических и интеллектуальных способностей, духовных качеств.
Аспекты всестороннего развития ребёнка
- Физическое развитие: поддержание физической формы ребёнка и комплексная забота о состоянии его здоровья.
- Интеллектуальное развитие: повышение умственных способностей, развитие логического и творческого мышления, умение осознавать собственные действия и их возможные последствия.
- Социальное развитие: коммуникативные навыки, умение общаться, выражать свои мысли, делиться идеями, взаимодействовать с коллективом.
- Эмоциональное развитие: умение управлять собой и своими переживаниями, сдерживать или преобразовывать негативные эмоции, выражать свои чувства, понимать и принимать чувства других людей.
- Творческое развитие: раскрытие способностей и реализация творческого потенциала ребёнка.
- Духовное развитие: понимание и соблюдение нравственных принципов, принятие общечеловеческих ценностей и идеалов.
Всестороннее развитие ребёнка делает его реализованной во всех отношениях личностью и закладывает фундамент для будущей успешной жизни.
Взаимосвязанные принципы
- Принцип самоценности возраста. Любой возраст ребёнка воспринимается не как этап на пути к достижению определённой цели, а как самобытный период его жизни с соответствующими особенностями восприятия.
- Принцип деятельности. Любое развитие должно быть направлено на формирование конкретных умений и навыков, которые пригодятся ребёнку на данном этапе жизни.
- Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Родители должны воспринимать ребёнка как отдельную личность с собственными взглядами, потребностями и желаниями.
- Принцип полноты образования. Очень важно позаботиться о качественном образовании, которое даст ребёнку все необходимые знания, навыки и умения.
- Принцип интеграции образования. Теоретическое образование должно воплощаться в реальной жизни, чтобы ребёнок сам увидел и понял, как помогут ему приобретенные знания.
Считается, что пик познавательной активности у детей попадает на период от 7 до 12 лет. В это же время у ребёнка формируется собственная мотивация к получению новых знаний и обучению. Поэтому очень важно использовать этот период максимально продуктивно.
Как применить принцип всестороннего развития для детей?
Для наглядности рассмотрим способы всестороннего развития детей в соответствии с обозначенными аспектами.
Аспект развития | Необходимые действия |
Физическое развитие | • * Следите за полноценным питанием, сном и отдыхом ребёнка. • * Запишите сына или дочь в спортивную секцию по интересам. • * Гуляйте вместе на свежем воздухе, в парке, в лесу. Выезжайте на природу, отправляйтесь в путешествия. |
Интеллектуальное развитие | • * Обсуждайте с ребёнком выученный материал, помогайте выполнять домашние задания, интересуйтесь его новыми открытиями. • * Обустройте домашнюю библиотеку, в которой будут книги, соответствующие возрасту и интересам ребёнка. • * При необходимости позаботьтесь о дополнительном образовании для ребёнка – например, запишите его на развивающие курсы. • * Ходите с ним в музеи, театры, галереи, на выставки. Это разовьет у малыша художественный вкус и эстетическое восприятие. |
Социальное развитие | • * Общайтесь с ребёнком в кругу семьи, не игнорируйте его и поддерживайте беседы. • * Поощряйте общение со сверстниками и интересуйтесь друзьями ребёнка. Позвольте малышу пригласить товарищей в гости. И сами отпускайте его на различные праздники. • * Если ребёнку трудно найти общий язык с другими людьми, запишите его на интересные коллективные занятия или в театральный кружок. Только перед этим обязательно проконсультируйтесь с ним, куда он хочет пойти. |
Эмоциональное развитие | • * Создайте в семье атмосферу доверительности и душевной близости. Пусть малыш знает, что он всегда может рассчитывать на вас. • * Обсуждайте с ребёнком его эмоции и переживания. • * Обращайте внимание на сложности, возникающие у ребёнка, оказывайте всевозможную поддержку и помогайте решать возникающие проблемы. |
Творческое развитие | • * Если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, запишите его в соответствующий кружок. • * Поощряйте творческие занятия ребёнка и предоставляйте ему возможность раскрыть свой потенциал |
Духовное развитие | • * Общайтесь с ребёнком на темы нравственности и морали. • * Прививайте общечеловеческие ценности: любовь и сострадание, милосердие, доброту, честность |
Некоторые аспекты можно объединять. Методы всестороннего развития детей применяются в «Академии развития интеллекта AMAKids». Так, записав ребёнка на занятия по ментальной арифметике вы делаете вложение в его развитие: интеллектуальное (быстрый счёт, повышение умственных способностей), социальное (общение со сверстниками и педагогами) и творческое (поиск нестандартных решений, активизация правого полушария мозга).
Всестороннее развитие ребёнка – это не просто красивые слова. Это конкретные действия, придерживаясь которых вы поможете своему ребёнку вырасти счастливым и успешным человеком. Поэтому не полагайтесь только на школьное образование – принимайте непосредственное участие в развитии своих детей раннего возраста.
Источник