Доречевой период развития речи ребенка

Доречевой период развития речи ребенка thumbnail

Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

Речевые и психические функции ребенка осуществляются интегративной деятельностью мозга. Для своевременного становления этих функций в онтогенезе важцое значение имеют нормальное развитие и функционирование всех отделов центральной нервной системы, особенно коры головного мозга. Речь и психические функции являются сугубо человеческими высшими корковыми функциями, и в их формировании наряду с биологическими факторами большую роль играют социальные (окружение в широком понимании). Оценка развития этих функций очень важна для диагностики заболеваний нервной системы у детей раннего возраста.

В развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период, который длится от рождения до конца 1-го года жизни. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими.

Доречевой период у здорового ребенка условно делится на несколько этапов.

I этап доречевого развития охватывает первые 2 мес жизни. В это время совершенствуются и закрепляются биологические и адаптационные механизмы (функции дыхания, сосания); появляются первые эмоциональные реакции, имеющие приспособительное значение для организма; к концу I этапа крик ребенка начинает приобретать интонационную выразительность, что имеет важнейшее значение для развития общения ребенка со взрослым.

исследование речи ребенка

II этап доречевого развития (2,5—3 мес) характеризуется появлением начального гуления. В ответ на положительные эмоциональные раздражители ребенок гулит. Вместе с гулением появляется и первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым. Звуки гуления уже отличаются определенным многообразием с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков («гу, ге, ха» и т. д.).

Смена коротких звуков более протяжными происходит одновременно с новой стадией в развитии движений ребенка. Произношение протяжных звуков гуления требует от ребенка более длительного мышечного сокращения. В этот период здоровый ребенок уже хорошо держит голову, поворачивается со спины на бок, тянется к предмету, ощупывает и рассматривает свои руки, У него имеется длительная зрительная фиксация (до 5— 7 мин) и прослеживание предмета во всех направлениях. Звуки гуления произносятся на выдохе, так что в этот период происходит своеобразная тренировка речевого дыхания.

Таким образом, на этом этапе развивается общение при помощи недифференцированных движений тела и головы, сопровождающихся отдельными голосовыми реакциями.

III этап доречевого развития — период «истинного» гуления. При нормальном развитии этот период ребенок проходит в возрасте 3,5—4 мес.

Особенностью истинного гуления является то, что оно не сопровождается общими диффузными движениями ребенка и не является составной частью комплекса оживления. Напротив, в период истинного гуления общие движения ребенка притормаживаются, ребенок как бы сосредоточивается на новом для него ощущении. Это является важным условием для дифференцировки произносимых звуков как по их акустическим, так и кинестетическим признакам. В этот период образуются первые условные связи между слуховыми и артикуляторными образами произносимых звуков. На этой основе у ребенка формируется самоподражание собственным звукам. Это — качественно новый этап в доречевом развитии. В период истинного гуления звуки становятся продолжительным, певучими и более многообразными. Наряду с гортанными и гласными все чаще появляются губные звуки и сочетания гласных с губными.

В этот период интенсивно развивается сенсорное восприятие, которое начинает приобретать активный познавательный характер.

IV этап доречевого развития — это период лепета. Уже в возрасте 5—7 мес, когда здоровый ребенок путем самоподражания произносит сочетания гласных с губными согласными в виде цепочек звуков, намечается переход гуления в лепет. В период лепета наряду с самоподражанием более отчетливьш становится подражание звукам взрослого.

К концу доречевого периода невербальные формы общения ребенка с окружающими усложняются. Общение осуществляется при помощи обеих рук, более дифференцированных мимики и звуков. Пример такого общения: ребенок тянет руки к матери, произносит отдельные звуки, как бы просит «возьми меня».

Затем усложняется мимика. Она становится более выразительной, появляются символические жесты. Ребенок может общаться при помощи одной руки. Появляются разнообразные по интонации лепетные слова.

– Также рекомендуем “Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка”

Оглавление темы “Вегетативная нервная система. Периоды развития речи.”:

1. Оценка мышечного тонуса детей. Мышечная гипотония

2. Нарушение координации у детей. Непроизвольные движения у ребенка

3. Вегетативная нервная система ребенка. Развитие вегетативной нервной системы

4. Терморегуляция у детей. Исследование терморегуляции и потоотделения

5. Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

6. Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка

7. Оценка речевого аппарата. Экспрессивная речь у детей

8. Семиотика речевых расстройств. Нарушения речи в детском возрасте

9. Дизартрия у детей. Алалия у ребенка

10. Задержка речевого развития. Заикание у ребенка

Источник

Многих родителей малышей волнует вопрос, всё ли в порядке с их ребенком. Или нормально то, что малыш не говорит в 2 года. Иногда детские неврологи говорят мамам детей-молчунов, что отсутствие речи в 3 года — ничего страшного. Я хочу рассказать о нормах речевого развития, опираясь на периодизацию Б. М. Гриншпуна.

Он выделил 2 периода

1. Доречевой.

Крик — первый звук, который появляется у ребенка после рождения. Он может быть сильным, слабым, появиться сразу или после каких-то врачебных манипуляций.

3-6 месяцев — гуление. Ребенок начинает произносить серии звуков, обычно певучие, гласные (а-а-а), но могут слышаться и согласные звуки (а-а-а-о-о-о-м-м-м). Гуление у детей всего мира одинаково. Это биологическая программа. Гуление есть даже у глухих детишек.

6-12 месяцев — лепет. Появляются слоги (ба-ба-ба, па-па-па, ма-ма-ба). Это еще не первые слова, так как произносимое «ба-ба» не несет никакого смысла для ребенка. Лепет может быть слабым или активным, во многом лепет зависит от людей, которые окружают малыша. Дефектологи отмечают, что у детишек-отказников лепет не такой продуктивный, как у детей, с которыми играют родители. Взрослым надо понимать, что лепет — это важный этап в развитии ребенка, от которого во многом зависит собственно речевой этап. Поэтому так полезно агукать с малышом, повторять его лепетные словечки, эмоционально, громко и радостно. Чем больше взаимодействия и речевого общения с малышом на «его» языке, тем лучше. В этот же период ребенок начинает различать интонации, поэтому важно говорить ласково, с любовью.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка великий новгород

Отмечу, что лепет может отсутствовать у детей с аутизмом, глухих детей. Может запаздывать у детей с интеллектуальной недостаточность и у алаликов.

К году ребенку нужно дать возможность самостоятельно есть: жевать небольшие кусочки еды (не протертую еду, а твердую), пробовать самостоятельно пользоваться ложкой, пить из кружки (да, малыш еще неуклюжий, пачкается, но ему уже пора начинать самостоятельно кушать). И еще важный момент — дыхание, оно должно быть через нос, а не рот. Если ребенок дышит ртом, нужно обратиться к лору. То, как работают мышцы артикуляционного аппарата и то, как дышит ребенок тесно связано с речью. У детей с ротовым дыханием и неразвитыми мышцами могут быть проблемы с речью.

К 12 месяцам у ребенка должно быть 8-12 слов (например, мама, папа, баба, ку-ку, му). Если у вашего ребенка нет 8 слов в год, но при этом ребенок контактный, знает жест «пока», «дай», то можно подождать еще полгода, до 1,5 лет.

Если же в год у ребенка отсутствуют жесты, он не любит играть, то можно заподозрить аутизм, снижение слуха или «сенсорный компонент» (ребенок не понимает речь, в будущем может быть сенсорная алалия). С такими детками надо начинать заниматься как можно раньше.

2. Речевой период

1-1,5 года. В 1,5 года обязательно должны появиться первые слова. Если их нет, нужно обратиться к логопеду за консультацией.

В 1,5 года ребенок уже хорошо понимает речь и может выполнить простую просьбу: «Принеси кружку», «Погладь кису». У ребенка появляются согласные звуки п, б, м, н (гласные а, у, о, и, э уже есть). В словаре ребенка от 70 до 100 слов. Ребенок хорошо произносит простые слова (мама, папа, дядя, тётя, киса и т. д.).

1,5-2 года. Ребенок активен, его словарный запас растет: к двум годам — около 200 слов. Дети пытаются общаться со взрослыми, если не хватает слов, они используют жесты, самый популярный — указательный жест. Появляются первые глаголы, например, «дай», и более сложные слова по структуре: из 3 слогов (кубики, молоко). Дети уже могут произносить звуки в, ф, г, к, х и даже ль. Малыш вправе смягчать согласные, ведь и взрослые с ним сюсюкают. А детки говорят так, как слышат.

В 2 года уже формируется фонематический слух — способность различать звуки. Если перед ребенком поставить стол и стул и попросить его показать, где стул и где стол, он справится. Хотя такие задания могут быть сложны для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2-3 года. Словарный запас уже очень большой — около 1000 слов. В этом возрасте дети различают единственное и множественное число сущ. (муха — мухи), женский и мужской род (моя мама, мой папа) и активно пытаются употреблять все эти формы в речи, но иногда допускают ошибки — это нормально. В речи ребенка появляются полноценные длинные предложения, появляются союзы «когда» и «почему».

Период интересен словотворчеством ребенка: продавец = продаватель (как и «покупатель»), курица окурилась (по аналогии «кошка окатилась»). Словотворчество — важный показатель нормального речевого развития ребенка. У детей с умственной отсталостью и аутизмом словотворчества нет.

Период 3 лет заканчивается кризисом. Ребенок хочет стать независимым от мамы, превращается в маленького непоседу и нехочуху.

После 3 лет наступает дошкольный период, в 5-6 лет ребенка начинают готовить к школе. Речь детей уже становится правильной, а в 7 лет она ничем не отличается от речи взрослых.

Источник

Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка

В развитии сенсорной речи ребенка также можно выделить ряд этапов. В 3—6 мес начинается формирование предпосылок для пониманий речи: выраженность слухового внимания на речь, адекватная реакция на интонацию, узнавание голосов близких. В 6—8 мес начинает развиваться глобальное, ситуационное восприятие обращенной речи. Основное значение в «понимании» на этом этапе имеет акцентно-мелодическая модель предложения и наглядная конкретная ситуация. Существенную роль в этом процессе играет общение со взрослым, развитие ориентировочной деятельности.

В развитии моторной речи большая роль принадлежит речевому подражанию. После полутора лет ребенок путем подражания легко произносит знакомые и незнакомые слова, как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих. Автоматизация навыка речевого подражания резко ускоряет развитие моторной речи. Интенсивное развитие моторной речи обычно начинается со второй половины 2-го года жизни. До 1 года 6 мес ребенок произносит около 30 простых по звуковому составу слов, а к концу 2-го года — 200—300. К 3 годам в речи ребенка насчитывается до 1200—1500 слов, включающих почти все части речи. Имеются наблюдения о более медленном темпе развития речи на 2-м году жизни у мальчиков.

С момента появления у ребенка первых слов можно говорить о предложении, так как слово, включенное в предметную ситуацию, в этот период выполняет функцию предложения. Двухсловные предложения появляются у ребенка в в возрасте от 1 года 6 мес до 1 года 10 мес, трехсловные — через 2—4 мес. Таким образом, в конце 2-го года жизни у ребенка появляются интонационно четкие вопросительные и восклицательные предложения, начинается формирование грамматического строя речи. На 3-м году жизни происходит наиболее интенсивное развитие грамматического строя речи, так что к концу 3-го года речь ребенка по форме значительно приближается к речи взрослого.

освоение ребенка

Перед началом обследования ребенка с речевыми нарушениями собирают подробный анамнез, где отражаются особенности доречевого, речевого, моторного и психического развития ребенка, подробно анализируются особенности воспитания, окружения, отмечается наличие речевых нарушений или трудностей в обучении у членов семьи и родственников ребенка.

При оценке артикуляционного аппарата, особенностей дыхания, голосовых реакций ребенка с церебральной патологией в доречевой период необходимо учитывать его общее соматическое состояние, сенсорное развитие. При обследовании детей с двигательными нарушениями (с церебральными параличами) важно найти такое положение тела, при котором уменьшается мышечное напряжение в артикуляционном аппарате, облегчаются дыхание и голосообразование. Это положение врач должен указать логопеду-воспитателю, работающему с ребенком.

Обследование должно проводиться в положении ребенка на спине, животе, боку, а детей, умеющих сидеть, обследуют в положении сидя. При этом отмечают, в каком из этих положений артикуляционные и голосовые возможности ребенка проявляются в наибольшей степени. Может быть использована следующая рабочая схема обследования.

– Также рекомендуем “Оценка речевого аппарата. Экспрессивная речь у детей”

Оглавление темы “Вегетативная нервная система. Периоды развития речи.”:

1. Оценка мышечного тонуса детей. Мышечная гипотония

2. Нарушение координации у детей. Непроизвольные движения у ребенка

3. Вегетативная нервная система ребенка. Развитие вегетативной нервной системы

4. Терморегуляция у детей. Исследование терморегуляции и потоотделения

5. Доречевой период у детей. Исследование речи у ребенка

6. Этап первичного освоения языка. Развитие речи ребенка

7. Оценка речевого аппарата. Экспрессивная речь у детей

8. Семиотика речевых расстройств. Нарушения речи в детском возрасте

9. Дизартрия у детей. Алалия у ребенка

10. Задержка речевого развития. Заикание у ребенка

Источник

Цитата сообщения ММТ

Работа по развитию речи ребенка до года. Доречевой

Многие родители новорожденных детей,особенно первенцев, считают, что речь – это функция языка. На самом деле речь – это одна из психических функций человека, которая является результатом согласованной работы многих областей мозга, а также органов дыхания, голосообразования и артикуляционного аппарата, т. е. языка, челюстей, зубов, губ. При воспитании малыша традиционно почти все внимание родители уделяют своевременному кормлению, прогулкам, организации сна, а вот о речи забывают, считая, что она появится сама собой, и вспоминают только тогда, когда ребенок в два-три года не говорит. Оказывается, работу по развитию речи можно и нужно начинать с первых дней рождения ребенка, в так называемый доречевой период.
У человека наряду с различными системами органов есть система органов речи. В ней различают центральный и перифериический отделы. Центральный отдел находится в головном мозге в левом полушарии у правшей и в правом полушарии у левшей. Периферический отдел представлен органами дыхания, голосообразования и органами, воспроизводящими звуки, – это язык, губы, челюсти и зубы. Эти органы называются органами артикуляции. Но прежде чем изложить логопедические рекомендации по развитию речи у детей до года, необходимо коротко познакомить со стадиями развития речи.
Развитие речи до года можно разделить условно на четыре стадии:
Первая – это стадия крика. В крике преобладают гласноподобные звуки и их сочетания: а, о, у, я, уа. Приблизительно на третьей неделе новорожденный должен начать произносить гласноподобные звуки в ответ на разговор и улыбку матери или родных. Эти звуки не такие четкие, как у взрослых, имеют носовой оттенок, и лишь похожи на гласные, отсюда и название «гласноподобные» Произнесение гласноподобных звуков совпадает с определенным уровнем развития зрительного, слухового анализаторов, голосового аппарата и органов речи. К этому времени новорожденный уже должен уметь сосредоточивать взгляд на лицах родных, особенно на лице матери, игрушках, которые демонстрируют взрослые, прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голос матери среди других голосов, а губы и язык, развитые во время сосания, могут принимать артикуляцию гласных звуков. Поэтому вопрос логопеда на приеме в поликлинике в один месяц, что произносит ваш ребенок, не должен вызывать недоумение у родителей. Ребенок в один месяц должен уметь произносить гласноподобные звуки. Длительность периода гласноподобных звуков составляет приблизительно три-четыре недели.
Следующая стадия в развитии речи – это стадия гуления или гуканья. Гуление должно появиться в полтора месяца. Эта стадия характеризуется произнесением отдельных звуков к, г, х и их сочетаниями с гласными звуками: агу, кы, кхы, гу и т. д. Гуление продолжается до четырех-пяти месяцев. Звуки гуления могут возникать у малыша самостоятельно, например, при рассматривании игрушек, т. е. спонтанно. Но чаще всего, и это очень важно, звуки гуления возникают на улыбку и разговор взрослых с ребенком, т. е. эхолалично. Такое эхолаличное гуление – признак перехода от рефлекторных звуков к коммуникативным т. е. Являться звуками общения ребенка со взрослыми. В три месяца гуление достигает расцвета. В период гуления интенсивно развивается интонационная система языка. Звуки гуления постепенно приближаются к речевым звукам: к, г, х.
Стадию гуления сменяет стадия лепета. Для начала лепета характерно произнесение отдельных слогов: мааа, пааа, бааа, тааа, дааа, ля. Стадия лепета самая длительная. Она длится до одиннадцати месяцев. Появление лепета совпадает с изменением положения тела ребенка. Как правило, в шесть – шесть с половиной месяцев нормально развивающиеся дети уже сидят самостоятельно. В это время многие дети кроме грудного молока получают прикорм – творог, овощные и фруктовые пюре, мясо. Объем ротовой полости увеличивается, и создаются благоприятные условия для более разнообразных движений языка. Если в начале стадии лепета ребенок произносит отдельные слоги, то позже у него появляются длинные слоговые цепочки: ма-паба- тя-дя-дя. Расцветом лепета считается так называемая каноническая вокализация, которая приходится на семь – семь с половиной месяцев. Она характеризуется повторением двух одинаковых слогов: ба-ба, дада, ма-ма, ка-ка, га-га и т. д. Это прообразы будущих слов. Дальнейшее развитие лепета также связано с совершенствованием общей моторики. Малыши начинают вставать с помощью взрослых, с опорой, а затем и самостоятельно. Активно развиваются психические процессы, особенно память, возникает общение ребенка со взрослыми с помощью предметно-действенных средств.
В одиннадцать-двенадцать месяцев у ребенка появляются первые слова, имеющие определенное значение, – это стадия первых слов. Активный словарь годовалого ребенка должен насчитывать от десяти до двадцати – двадцати пяти слов. Он содержит правильно произносимые слова, лепетные слова, частично произносимые слова, звукоподражания. Правильно произносимые слова: мама, папа, баба, дядя, ляля, но возможны и другие слова. Как правило, первые слова состоят из двух одинаковых слогов. При произнесении этих слов годовалый малыш должен произнести только два слога с соблюдением правильного ударения. Если ребенок будет произносить не два слога, а больше, то это будет слоговая цепочка, а не слово. Неправильно поставленное ударение говорит о неосознанности значения слова. Лепетные слова: кака, бах, бух, боба, ам-ам, ням-ням, кока (яйцо), кх – кошка и все мягкое и пушистое. Лепетные слова могут долго задерживаться в речи ребенка.
Слова не полностью произносимые: зя (нельзя), ди (иди, уйди), да или дада (дай), ки (киса), па (упал). Звукоподражания – это звуки, которые издают птицы, животные, предметы техники. Примеры звукоподражаний: ку-ку, ав-ав, га-га, мау (мяу), би-би (машина), бе (блеяние барана), ме (крик козы), му (мычание коровы).
Что же надо делать, чтобы словарь годовалого малыша соответствовал норме? Иначе говоря, в чем заключается работа родителей по развитию речи у ребенка до года? Работа по развитию речи тесно связана с сенсорным развитием, одно без другого невозможно. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Через органы зрения, слуха и кожу в мозг ребенка поступает различная информация о предметах, звуках и ощущениях окружающего мира. В результате усвоения этой информации мозгом ребенка в нем зарождается мотивация речи, т. е. желание сказать. И чем шире информация об окружающем мире, тем больше у ребенка будет желание говорить. Поэтому работу по развитию речи надо начинать с развития зрительного, слухового и тактильного анализатора, т. е. зрения, слуха и кожных ощущений, причем с первых дней нахождения новорожденного дома. Для развития зрения необходимо делать так, чтобы взгляд малыша всегда был устремлен не на белый потолок или коврик перед кроваткой, а на предметы ярких теплых оттенков. Такими предметами могут быть игрушки, воздушные шарики, яркая одежда мамы. Для развития слуха нужно давать слушать звуки погремушек, колокольчиков, музыкальных инструментов: бубна, губной гармошки, дудочки, а также магнитофонные записи. Для развития тактильных ощущений рекомендуется вкладывать в руки погремушки и игрушки, сделанные из разных материалов. Но особенно важно уже в этот период эмоционально-речевое общение малыша с матерью, которое заключается в проговаривании мамой тех звуков, которые умеет произносить малыш.
Вспомним, что первая стадия речевого развития – произнесение гласно-подобных звуков. Поэтому мама должна произносить гласно-подобные звуки: а, и, у и сочетания из этих звуков: ау, иа, уа. При этом маме следует соблюдать определенные правила: необходимо наклониться над лицом ребенка, чтобы он видел положение губ, движения языка, чувствовал воздушную струю изо рта мамы. Важно и выражение лица мамы, доброе, ласковое. Звуки произносят длительно, четко, с разной интонацией. И тогда малыш, подражая взрослому, будет пытаться повторять за ним. С полутора месяцев, это время появления гуления, к произнесению гласно-подобных звуков при общении с малышом взрослые должны добавить звуки гуления: гу, гы, агу, гы, кхы, не забывая о соблюдении правил общения. С трех месяцев к работе по развитию зрения, слуха, тактильных ощущений и речевого общения присоединяется массаж и гимнастика для пальчиков кистей рук, гимнастика для большого пальца, а также массаж стоп и ушей. Массаж для большого пальца кисти руки. Он проводится поочередно на обеих руках.
• Растирать по бокам большой палец. Движения выполнять вверх, вниз.
• Растирать любым пальцем по часовой стрелке:
– подушку большого пальца;
– сустав большого пальца, задевая при этом ногтевое ложе.
• Осторожно отвести большой палец в сторону и постучать по боковой поверхности указательного пальца. Упражнение называется «постучать молоточком».
• Растирать любым пальцем основание большого пальца. Упражнения выполнять 10 – 20раз. Массаж ушей. Можно выполнять одновременно на обоих ушах:
– Растирать мочки ушей между большим и указательным пальцами. Мочки ушей являются проекцией головного мозга;
– Растирать кожные складки, идущие вдоль хряща ушных раковин, большим и указательным пальцами, не задевая при этом верхнюю часть уха. Кожные складки являются проекцией спинного мозга.
В три месяца происходит активное развитие хватательной функции рук. Это очень важный момент, на который следует обратить внимание. Маме следует учить ребенка брать игрушки левой и правой рукой, перекладывать из руки в руку, ощупывать игрушки, бросать их и поднимать. Именно хватательные движения подготавливают руку к освоению мелкой моторики пальцев рук. Рекомендуется давать в руки подушечки, сшитые из тканей разной структуры, деревянные, пластмассовые колесики от пирамидок, грецкие орехи, шарики. Эмоционально-речевое общение включает приветливую улыбку, ласковый разговор, сопровождаемый тормошением, обращением по имени. В разговоре с ребенком употреблять гу, кы, кхы, гы и начинать произносить слоги: ма, па, ба, дя… В возрасте с пяти до девяти месяцев продолжать показ игрушек, но начать знакомство уже с их названиями и звукоподражательными словами. При схватывании у малыша появляется попытка взять мелкие предметы: оторвать пуговицы с маминого халата, подобрать крошку с пеленки. Ребенку требуется более широкое эмоционально-речевое общение. Учите малыша прислушиваться к окружающим звукам, обозначайте эти звуки звуками речи: водичка капает: « Кап-кап», холодильник загудел: у-у-у, машинка едет: би-би. Учите малыша выполнять ваши просьбы: «Иди ко мне», «На», «Дай мне мишку», «Покажи», «Положи». Учите упражнения артикуляционной гимнастики: болтушку, цокот. Читайте стихи.
Пять месяцев – это стадия лепета, взрослым следует произносить слоги, цепочки из двух слогов: га-га, ба-ба, ка-ка, та-та, ля-ля, слова подражания голосам животных и птиц: га-га, ме, бе, ко-ко, пи-пи. С девяти-десяти месяцев предлагайте ребенку для развития мелкой моторики рисовать пальчиком на запотевшем зеркале, в пальчиковом бассейне, т. е. емкости, наполненной фасолью или горохом, доставать различные мелкие предметы. Научите ребенка надувать щеки, вытягивать губы в трубочку, широко открывать рот, показывать зубы, высовывать язык. Играйте с ребенком в «Сороку», «Ладушки», «Тю-тю», «Ку-ку», пойте песни, читайте стихи. При эмоционально речевом общении побуждайте ребенка повторять за вами звуки, слоги, слова. Таковы общие рекомендации логопеда по развитию речи у ребенка до года. Помните, что лишь многократное повторение мамой и взрослыми, окружающими ребенка, звуков, слогов, лепетных слов и побуждение к разговору приводит к желаемому результату. Выполнение этих рекомендаций правильного речевого воспитания – самая хорошая профилактика речевых расстройств. Она избавит родителей и ребенка от тревог, переживаний, связанных с недостатками речи.

Источник

Читайте также:  Мария монтессори раннее развитие ребенка скачать