Доречевой период развития ребенка с церебральным параличом
Темы докладов.
1. Ранняя помощь детям с нарушением ОДА
2.Особенности познавательной деятельности у дошкольников с ДЦП.
3. Двигательные нарушения у детей с ДЦП
4..Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП.
5. Влияние нарушений моторного развития на формирование речи.
6. Соотношение форм дизартрии с формами ДЦП.
7. Особенности эмоционально-волевого развития дошкольников с ДЦП
8. Способы общения доступные ребенку с анартрией.
9. Алалия и задержка развития речи у детей с нарушением ОДА .
10. Дизартрия и анартрия у детей с нарушением ОДА
11.Игровые методы развития речи у детей с нарушением ОДА.
12.Организация логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением ОДА
13.Логопедическая коррекция дизартрии у детей с нарушением ОДА.
14. Профилактика нарушений речи у детей с нарушением ОДА
15 Требования к учебно-методическим пособиях для работы с детьми с нарушением ОДА.
16. Требования к проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми ДЦП
17..Взаимосвязь логопедической работы и лечебной физкультуры в системе абилитации детей с нарушением ОДА.
18. Особенности формирования письма у детей с ДЦП
19. Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в специальном дошкольном учреждении
20. Особенности речевого развития детей с ДЦП в первые годы жизни.
21. Особенности становления различных видов деятельности дошкольников с ДЦП
22. Вклад института ортопедии им. Т.И.Турнера в лечение и реабилитацию больных с нарушениями ОДА
23. Особенности семейного воспитания детей с ДЦП
24. Своеобразие психических функций у детей с церебральным параличом.
25. Особенности развития игровой деятельности детей с церебральным параличом.
26. Состояние изобразительной и конструктивной деятельности при ДЦП.
27. Особенности овладения трудовой деятельностью детьми дошкольного возраста с церебральным параличом
28. Психологическая готовность детей с церебральным параличом к школьному обучению.
29. Коррекция двигательного развития в процессе трудового воспитания.
30. Содержание коррекционной работы по развитию изобразительной деятельности у детей с церебральным параличом.
31. Содержание коррекционной работы по развитию трудовой деятельности у детей с ДЦП.
32. Основные направления и приемы обогащения словарного запаса.
33. Формирование элементарных математических представлений у детей с церебральным параличом.
34. Содержание работы по формированию представлений об окружающей действительности.
35. Значение комплексного медико-психолого-педагогического воздействия при детском церебральном параличе.
36. Содержание работы по подготовке к обучению в школе детей с ДЦП.
37. Роль семьи в воспитании ребенка с ДЦП.
38. Основные направления и содержание семейного воспитания детей с ДЦП раннего и дошкольного возраста.
Рекомендуемая литература
Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – СПб., Дидактика-Плюс, 2003.
Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие: кн. Для родителей / Нэнси Р. Финни; под ред. Е.Ф. Клочковой; перю с англ. Ю.В. Липес, А.В. Снеговой. – 4е изд. – М.: Теревинф, 2014. – 336с. – (Серия «Ообый ребенок»).
Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. Изд. 2-е, стер. / Ренате Хольц. Пер. с нем. А.Н. Неговориной; Под ред. и с предисловием Е.В. Клочковой. – М.: Теревинф, 2007. – 336с.
Абрамович-Лехтман Р.Я. Психологическая помощь детям с церебральными параличами // Лечебная помощь детям с церебральными параличами: Труды НИИ им. Г. И. Турнера. – Л., 1962.
Акош К. Помощь детям с церебральным параличом – кондуктивная педагогика. – М., 1994.
Бадалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988.
Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988.
Ботта Н., Ботта П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения. – Л.: ЛМУ, 1964.
Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом // Дефектология
Рекомендуемая литература
Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского
Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1985.
Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. Мастюковой Е.М. – М., 1989.
Раменская О.П. Психологическое изучение личности дошкольника с церебральным параличом. – М., 1980.
Сараева Н.М. Различия в волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Дефектология. – 1980. – № 2.
Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам экстенсивных методов // Дефектология. – 1979. – № 6.
Саркисян Л.А. Состояние и концепция высшего профессионального образования инвалидов-опорников // Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999.
Семенова К.А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных с детским церебральным параличом. – Ташкент, 1979.
Семенова К.А. Патогенетическая восстановительная терапия больных детским церебральным параличом. – Киев, 1986.
Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. – Ташкент, 1979.
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001.
Стацевич Е.Е. Советы психолога детям с детскими церебральными параличами. – М., 1993.
Финни Н. Ребенок с церебральным параличом. – М., 2001.
Чавес С. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: Автореф. дис. … канд. наук. – СПб., 1992.
Шамарен Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. – Элиста, 1999.
Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2004.
Эйдинов М.Б. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959.
Добрый вечер! Отправляю вам доклад тема №7 ” Алалия и задержка развития речи у детей с ОДА” подготовили доклад Назарова Юлия, Голикова Таня, Пикареня Дарья, Кульман Олеся
ДОКЛАД ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДИЗАРТРИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОДА Выполнили: Студентки IV курса заочной формы обучения
Егорова Ю.И.
Коновалова(Сазыкова) М.Е.
Некрасова А.С.
Руссу А.И.
Здравствуйте! IV курс заочной формы обучения направление – специальное (дефектологическое)образование, профиль – логопедия.
Сельницева, Мотырева. Ганюшкина, Ермаченкова
Доклад на тему: ” Особенности познавательной деятельности у детей с ДЦП”
Доклад “Соотношение форм дизартрии с формами ДЦП” IV курс заочной формы обучения направление – специальное (дефектологическое)образование, профиль – логопедия.
Александрова,Ивлева,Кораблева,Мусаутова,Шовкопляс.
Доклад: 4. Влияние нарушения моторного развития на формирование речи
Выполнили:
студентки 4 курса
заочной формы обучения
направление – специальное (дефектологическое) образование, профиль – логопедия
Белильникова А. Зданович А. Зейналова С. Зелинская О. Сидорова О. Ровнушкина О.
Доклад на тему “Дизартрия и анартрия у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата”
IV курса заочной формы обучения (сокращенка)
Глушаковой И.В.
Янушко Ю.А
Доклад на тему : ” Способы общения доступные ребёнку с анартрией. Выполнили студентки 4 курса заочной формы обучения. Веселова В.В.,Кононович Ю С.,Медникова К. О., Никишина Ю. П.
Доклад: 14. Требования к проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми ДЦП
Выполнили:
студентки 4 курса заочной формы обучения
направление – специальное (дефектологическое) образование, профиль – логопедия
Жулина В.Н. Пелевина А.А.
Доклад на тему : “Профилактика нарушений речи у детей с ОДА”. Выполнили студентки 4 курса заочной формы обучения .
Юрченко Т.В.
Попова А.А.
Гончаренко К.И.
Ефремова М.Д.
Юлия, добрый вечер.
Тема заявлена: “Алалия и задержка развития речи у детей с ОДА” по алалии, ну почти совсем ничего. Нужно было озвучить логопедическую работу при алалии, что у детей с ДЦП алалия может сочетаться с дизартрией и тоже описать ЛР. Зачёт поставлю только потому, что не было лекций.
ЗАЧЁТ
Юлия, добрый вечер.
Нет ссылок по тексту и информации по познавательной деятельности у детей с ДЦП можно было и побольше найти и озвучить в докладе.
ЗАЧЁТ
Доклад на тему: “Организация логопедической работы в ДОУ для детей с нарушением ОДА” Выполнили студентки 4 курса заочной формы обучения направление – специальное (дефектологическое) образование, профиль – логопедия: Соломатина И.А.
Усенко Е.О.
Шубина И.Ю.
Янковская А.Е.
Екатерина, добрый вечер.
Очень скромненько по содержанию. Нужно было описать логопедическую работу при каждой форме дизартрии.
ЗАЧЁТ
Сабина, добрый вечер.
Это совсем несерьёзно. 6 человек и всего 4 странички. Ещё если бы этот доклад написали 3 человека худо бедно можно бы было натянуть зачёт. На данный момент зачёт поставить не могу. Либо дополняйте доклад по этой теме , либо разделитесь и возьмите другие темы.
НЕЗАЧЁТ
Юлия, молодцы!!!! Очень хороший доклад.
ЗАЧЁТ!
Валя, добрый вечер.
ЗАЧЁТ!
Источник
Все дети в зависимости от уровня развития их голосовой активности могут быть отнесены к четырем группам, которые соответствуют четырем уровням доречевого развития.
1 уровень — отсутствие голосовой активности.
Характеристика голосовой активности, функции общения. Голосовая активность детей проявляется только в плаче и крике. Голос детей с церебральным параличом тихий, слабый, немодулированный, быстро истощающийся. По крику нельзя определить состояние ребенка и его желания. Дифференцированной голосовой активности нет — дети не гулят. Период бодрствования короткий, на его фоне возникают отрицательные реакции. Эмоциональное общение с окружающими у детей выражено слабо. Улыбка недостаточно выразительна или вообще отсутствует.
Характеристика сенсорного развития. Фиксация взора на предметах и игрушках слабо выражена. Прослеживание движущегося оптического объекта фрагментарно. Акустическая установка на звуковые раздражители снижена.
Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Оптические и слуховые раздражители вызывают защитно-оборонительные реакции в виде вздрагивания, плача. Имеющиеся у некоторых детей ориентировочные реакции носят слабо выраженный познавательный характер.
Характеристика двигательного развития. Положение тела детей вынужденное, отсутствуют произвольные движения Дети не удерживают голову, не могут повернуть ее в какую-либо сторону при прослеживании за движущейся игрушкой. Функции рук не развиваются.
Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. У детей с церебральным параличом изменения мышечного тонуса губ, языка проявляются в паретичности, спастичности, дисто-нии или гиперкинезах. Нарушение подвижности губ и языка затрудняет процессы сосания и глотания. Нередко отмечается подтекание молока из углов губ или носа. Лицо амимичное. Иногда нарушается дыхание: оно поверхностно, аритмично, асинхронно с сосанием.
2 уровень — наличие недифференцированной голосовой активности.
Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми возможно установить эмоциональный контакт, вызвать у них улыбку и оживление. Общение детей осуществляется посредством недифференцированных движений тела, головы, сопровождающихся неорганизованной вокализацией, что соответствует раннему доязыковому уровню развития общения нормальных детей. Дети издают недифференцированные звуки как спонтанно, так и отраженно, но певучего гуления нет. Детям доступно нечеткое произношение гласных звуков о, э, ы. Их крик не является средством выражения своих состояний и желаний. Голос немодулированный. В целом период бодрствования у них протекает вяло.
Характеристика сенсорного развития. Ярко выражены недостаточность зрительного внимания, ограничение полей зрения, косоглазие; слуховое внимание на голос и речь также снижено. Иногда отмечается повышенная чувствительность на любой слуховой раздражитель, которая находит свое выражение в защитных реакциях в виде плача и вздрагивания.
Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Ориентировочные реакции на внешние раздражители возникают при условии постоянной стимуляции ребенка. Дети равнодушны к игрушкам, не обнаруживают адекватной реакции на новую ситуацию. Познавательная деятельность развита слабо, эмоциональные реакции бедные.
Характеристика двигательного развитая. Произвольная моторика крайне ограничена. Дети слабо удерживают голову, кисти рук в порочных положениях. У них начинает развиваться зрительно-моторная координация, они тянутся к игрушкам, но захват удается после многократных попыток. Манипулятивная деятельность отсутствует. При попытках посадить их дети не удерживают вертикального положения тела в специальном стуле.
Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Нарушения функций мышц языка приводят к формированию его патологической формы. Наличие оральных синкинезий затрудняет произвольные движения языка и губ. Изменения тонуса мышц органов артикуляции проявляются в виде спастичности, паретичности, дистонии. Голос детей слабый, немодулированный. Дыхание в ряде случаев стридорозное. Выражена псевдо-бульбарная симптоматика.
3 уровень — гуление. Этот уровень у детей с церебральным параличом в форме спастической диплегии характеризуется неравномерностью развития сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательной деятельности, эмоциональной сферы и звукового общения с окружающими.
Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми легко устанавливается эмоциональный контакт, они реагируют на интонации голоса человека. У них ярко выражены «комплекс оживления» и направленность на общение со взрослыми. Крик детей на этом этапе уже является средством выражения состояний, желаний и, следовательно, средством общения с людьми. Спонтанно и по подражанию дети произносят звуки гуления: длительные по звучанию гласные, губные и гортанные согласные звуки в сочетании с гласными (бу, пу, ма, ха, ко). В гулении появляются аутоэхолалии, т. е. самоподражание при гулении.
Характеристика сенсорного развития. У детей появляются дифференцированные зрительные и слуховые реакции: они узнают мать, отличают знакомых людей от незнакомых, их голоса. Трудности восприятия сильно ограничивают возможности познавательной деятельности детей.
Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети проявляют интерес к окружающему, обращают внимание на яркие игрушки, могут совершать с ними элементарные манипуляции. Дети эмоциональны, активны, различают некоторые речевые инструкции в конкретной ситуации.
Характеристика двигательного развития. У детей, находящихся на этом уровне, развивается зрительно-моторная координация. Они могут захватить игрушку, совершить с ней примитивные манипуляции, но их движения ограниченны, напряжены, крайне неловки; игрушки часто выпадают из рук. Дети в состоянии удержаться в вертикальном положении в специальном стуле, но самостоятельно не сидят и не стоят.
Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Становится сильно заметной псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в нарушениях голоса, дыхания, процесса кормления. Часто проявляются такие патологические симптомы артикуляционного аппарата, как спастичность, паретичность, дистония, гиперкинезы языка, оральные синкинезии. Подвижность языка, губ значительно ограничена.
4 уровень — лепет. У детей обнаруживаются диспропорции в развитии отдельных функций; так, уровень развития эмоциональной сферы намного опережает уровень двигательного и речевого развития.
Характеристика голосовой активности, функции общения. Средствами общения с окружающими являются выразительные движения головы и глаз, мимика, модулированный крик, лепет, упрощенные слова. Лепет характеризуется бедностью звуков и представляет собой сочетание губных согласных с нечеткими гласными звуками. Слогового лепета, как правило, не отмечается.
Спонтанный лепет наблюдается редко, чаще возникает отраженный, односложный лепет. Аутоэхолалии в лепете выражены крайне слабо. Имеющиеся простые лепетные слова произносятся редко, после длительной стимуляции. Потребность речевого общения у детей выражена слабо, речевая активность низкая. Дети хорошо понимают обращенную речь: как простые ситуативные инструкции, так и сложные двух-трехступенчатые задания.
Характеристика сенсорного развития. Нарушения зрительного восприятия, связанные с косоглазием, ограничением полей зрения и т.п., приводят к трудностям фиксации взора на предмете. Однако высокий уровень психической активности детей способствует тому, что они приспосабливаются к «недостаткам» зрительного анализатора (рассматривают игрушку, повернув голову в сторону так, чтобы можно было фиксировать ее взором и т.д.). Нарушения слухового восприятия проявляются в снижении слухового внимания на речь, в трудностях локализации звука, речи. Все эти сенсорные нарушения задерживают темп психического развития детей.
Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети отличаются высокой активностью познавательной деятельности, устойчивостью внимания. Они заинтересованы в эмоциональном контакте; их эмоции носят дифференцированный характер. Дети проявляют живой интерес ко всему окружающему, длительно используют игрушку. У некоторых детей начинает развиваться предметная деятельность, но тонкие ручные движения у них отсутствуют. Уровень развития импрессивной речи значительно опережает уровень развития экспрессивной речи, а в ряде случаев даже приближается к возрастной норме.
Характеристика двигательного развития. Дети могут сидеть в специальном стуле, держать голову, брать игрушки и манипулировать ими, но при этом часто отмечаются атаксия, гиперкинезы в руках, дизметрии, порочные положения кистей рук и пальцев. При помощи взрослых дети могут стоять и преступать у опоры, но положение ног при этом порочное. При поддержке за обе руки дети переступают, но часто с перекрестом ног. Некоторые дети могут самостоятельно сидеть.
Характеристика артикуляционного аппарата. Патологическое состояние артикуляционного аппарата проявляется в изменении мышечного тонуса губ, языка, гиперкинезах языка, что приводит к ограничению их подвижности, отсутствию произвольных артикуляционных движений и к другим изменениям. Почти у всех детей имеет место повышенная саливация и псевдобульбарные явления, выраженные в большей или меньшей степени. У всех детей отмечаются слабость кусания и жевания.
Таким образом, изучение детей с церебральным параличом позволило обнаружить у них нарушения голоса, преимущественно его интонационных особенностей. Что касается гуления, то время его появления часто соответствует возрастной норме, но дальнейшее развитие гуления у детей с ДЦП происходит иначе, чем у их здоровых сверстников: слабо выражено отраженное гуление и самоподражание, отсутствует певучесть звуков. Крик детей длительное время не является средством общения в силу недоразвития интонационно-выразительной системы речи в целом. Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава, отсутствием модуляции голоса, слоговых рядов. Звуковая активность крайне низкая. Дети предпочитают общаться криком, мимикой, жестом. В большинстве случаев в лепете не прослеживается последовательности этапов, характерных для здорового ребенка. Первый этап развития лепета у детей с церебральным параличом выражен крайне слабо. Далее у них не формируется механизм аутоэхалалии, т.е. самоподражания. И, наконец, физиологические эхолалии, слоговой лепет, что соответствует третьему этапу развития лепета, появляется поздно и в искаженном виде. Двигательное развитие детей, страдающих церебральным параличом, грубо нарушено; это препятствует процессу становления их восприятия. Хватательная и манипулятивная функции рук также недоразвиты.
Сенсорные нарушения, проявляющиеся в недостаточности зрительного, слухового и кинестетического анализаторов, задерживают развитие познавательной деятельности.
У подавляющего большинства детей отмечается патология артикуляционного аппарата; изменен мышечный тонус, нарушена подвижность языка и губ, наблюдаются гиперкинезы языка и т. д. В результате этого артикуляционный аппарат детей не готов к звукопроизношению. Речедвигательный и речеслуховой анализаторы отстают в своем развитии…
Источник