Доречевое развитие ребенка с алалией
Алалия — органическое нарушение (недоразвитие) речи центрального характера. При алалии у детей запаздывает созревание нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Это нарушение может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Доречевым периодом принято считать первые три года жизни ребенка, когда происходит интенсивное формирование клеток коры головного мозга и ребенок пользуется речью еще очень малый промежуток времени. Мозговые системы, наиболее значимые для речевой функции, не прекращают своего развития после окончания внутриутробного периода, а продолжает развиваться после рождения ребенка.
Причины:
Черепно-мозговые травмы во время родов и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии в некоторых случаях бывают последствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание. Клетки мозга, являются наиболее чувствительными к кислородному голоданию. Поражается тот слой коры головного мозга, который обеспечивает формирование высших корковых функций человека, в первую очередь — речи и психики.
Причинами так же могут быть внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикация плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.
Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения.
Алалия один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной вся речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические (смысловые) дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.
Алалия наблюдается у детей с сохранными периферическим (физиологическим) слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности.
Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими. А это в свою очередь приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое в данном случае носит вторичный характер. Дети — алалики существенно отличаются от умственно отсталых, по мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.
При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств, при алалии преобладающими являются языковые нарушения. Среди неречевых расстройств выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.
Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
У алаликов серьёзно снижена работоспособность, внимание, они быстро утомляются, устают даже после непродолжительной умственной работы, они раздражительны. Часто при выходе из алалии у детей возникает заикание.
В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две основные формы алалии: моторную и сенсорную.
Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная — с нарушением речеслухового анализатора. Однако такое деление в настоящее время уже не исчерпывает всего многообразия проявлений алалии у детей.
Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.
Причины возникновения моторной алалии:
Родовые травмы и асфиксии.
Внутриутробные энцефалиты и менингиты.
Неблагоприятные условия развития.
Интоксикация плода.
Врождённая отягощённость.
Внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга.
Болезни раннего детства с отягощением на мозг.
Моторная алалия не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС.Отдельные проявления моторной алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребёнка на более ранней стадии.
Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.
Симптомы моторной алалии:
Речевые:
Дети, страдающие этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).
Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как понимание глаголов, так и использование в речи.
Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например — трашет – трактор пашет.
Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровнена (знают в основном названия предметов).
Неречевые:
Наблюдаются выраженные неврологические нарушения:
· Оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка).
· Общая моторная неловкость, у детей с моторной алалией нарушено равновесия.
· Нарушение мелкой моторики.
· Признаки минимальной мозговой дисфункции.
· выраженные вегетативно-сосудистые изменения.
Психопатологические симптомы:
· Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить).
· Психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы.
· Неравномерно формируются высшие психические функций (память, внимание, мышление и т. д.).
· Локальные поражения коры головного мозга затрагивают и близ лежащие речевые зоны.
· Затруднено программирование своих действий, наблюдается снижение произвольности действий.
· Дети бывают заторможены, но чаще расторможены и импульсивны.
· Плохо адаптируются к условиям, которые их окружают.
· Присутствует выраженная несформированость игровых действий.
· Дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.
В последнее время логопеды и неврологи диагноз моторная алалия ставят гораздо чаще, чем он имеет место быть. Моторная алалия нечто вроде расхожего диагноза ОРВИ и ОРЗ, все не говорящие дети автоматически записываются в моторные алалики, хотя таковыми являются далеко не всегда.
Сенсорная алалия
Ребенок с сенсорной алалией имеет сохранный слух и способности к развитию активной речи, но у него имеется разрыв между значением и звучанием слов, и, как следствие, понимание речи окружающих затруднено. Дети не понимают речь, не пользуются ею, что вызывает сопутствующие нарушения – затруднены контакты с окружающими людьми, зрительного восприятие искажено, происходит задержка умственного развития и т.д.
Таким детям, как правило, ставится неверный диагноз: олигофрения, аутизм, тугоухость и т.д., и разумеется проводимая коррекция будет неадекватной.
У детей с сенсорной алалией, отмечается невнимательность к звукам, они могут слышать тихие звуки, а могут совсем не реагировать на звуковые раздражители, с большим трудом заучивают отдельные слова и с трудом удерживают их в памяти, их пассивный словарь обогащается медленно, возникает разрыв между называемым предметом и пониманием слова, его обозначающего.
Иногда дети лучше воспринимают речь окружающих утром — после сна рабочая функция коры мозга выше, а к вечеру по мере нарастания утомления понимание речи такими детьми значительно ухудшается. Реже происходит наоборот, дети лучше воспринимают речь вечером, когда после ночного сна действует тормозной фон, а к вечеру, восприятие несколько улучшается, клетки мозга в включаются в рабочий ритм.
Увеличение громкости обращенной речи не улучшает понимание у детей с сенсорной алалией, это позволяет отличить их от слабослышащих детей. Сильные раздражители вызывают запредельно охранительное торможение в коре головного мозга, и недоразвитые клетки выключаются из деятельности. Тихая спокойная речь воспринимается ребёнком значительно лучше, чем громкая речь, крик. Использование слуховых аппаратов, у сенсорных алаликов не улучшает восприятие речи, в то время как у слабослышащих функция восприятия значительно улудшается.
У детей с сенсорной алалией часто присутствует гиперакузия (повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, звук капающей воды, тихий скрип и т. д). Здоровые люди слышат такие звуки, но не реагируют на них, за исключением моментов утомления, раздражения. Дети с сенсорной алалией воспринимают эти звуки обостренно, и очень болезненно на них реагируют: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные ощущения.
Дети, страдающие сенсорной недостаточностью, обладают высокой речевой активностью.
У них наблюдается логоррея — ребенок бессвязно воспроизводит все известные ему слова. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания, услышанные им ранние или в данный момент. Произнесенные таким образом слова и словосочетания не осмысливаются и не закрепляются.
Ребенок с сенсорной алалией с упоением слушает собственную речь, интонацию своего голоса. Речь сенсорного алалика сопровождается живой мимикой и жестами, имеет выразительную интонацию.
Дети сенсорной алалией не способны контролировать собственную речь. Высказывания ошибочны по форме и не точны по содержанию, часто бывает трудно понять, о чем так горячо он говорит. Обильно присутствуют парафразии (замены), элизии (пропуски звуков, частей слова) персеверации, контаминации (части разных слов соединяются друг с другом). В целом, речь ребенка с сенсорной алалией – это повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью. Грубо нарушенная речь при сенсорной алалии не может использоваться как средство общения.
Также у сенсорных алаликов наблюдаются нарушения личности; разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребенка.
Итог таков, что у детей с сенсорной алалией нарушена не сама возможность развития речи, а преимущественно возможность обучаться речи на основе слуха, что является ведущим фактором в определении специфики коррекционной работы с этой категорией детей.
Источник
Алалия − не такое хорошо изученное речевое нарушение как, например, дизартрия, входит в список заболеваний МКБ-10. Специалисты не могут определить точно механизмы ее возникновения и предлагают способы по эффективной коррекции этого дефекта. При алалии нарушаются все речевые компоненты. У ребенка искажено не только звукопроизношение, но и грамматический строй, связная речь. Чтобы преодолеть алалию, необходимо проводить комплексные занятия не только с логопедом, но и с неврологом, дефектологом, нейропсихологом, психологом.
Краткая характеристика и классификация
Алалия − это частичное или полное отсутствие речи у детей при сохранном слухе. Появление этого дефекта обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга. Алалия считается одним из самых трудных речевых нарушений, потому что без помощи логопеда у ребенка не формируются средства общения.
Есть два вида алалии, отличающиеся механизмами образования:
- Моторная алалия − это когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может самостоятельно ответить. Про таких детей часто родители говорят, что они все понимают, только ответить не могут.
- Сенсорная − у ребенка нарушен не только механизм воспроизведения речи, но и ее восприятие. То есть он не понимает, что говорят окружающие. Характерная особенность этой формы − эхолалия − ребенок автоматически повторяет слова и фразы окружающих.
Родителям нужно обратиться к специалисту, если ребенок:
- Не отвечает, когда его зовут, и не обращает внимания на речь окружающих. Но на неречевые и тихие звуки (скрип, шуршание бумаги) реагирует.
- Не вслушивается в речь, как это свойственно слабослышащим детям.
- Не стремится понять, что ему говорят, и не использует для общения мимику, жесты.
Для коррекции любой формы алалии нужно обратиться к специалисту. Это позволит сформировать у малыша все речевые компоненты и поможет ему их использовать при общении с окружающими.
Особенности моторной алалии
При этой форме нарушена произносительная сторона речи (экспрессивная) из-за органического поражения речевых участков коры головного мозга, а именно зоны Брока. Из-за этого нарушен процесс формирования высказываний, при этом понимание речи остается сохранным. Причины возникновения моторной алалии разнообразны, практически все они обусловлены тяжелым течением беременности, внутриутробными патологиями и болезнями, влияющими на формирование структур головного мозга, родовыми и послеродовыми травмами.
Все эти факторы оказывают неблагоприятное воздействие на нервную систему, из-за чего происходит нарушение работы моторных нейронов.
Нарушается программа движений вследствие изменения работы речевого центра головного мозга. Но, кроме перечисленных причин, моторная алалия (как и сенсорная) может быть симптомом более серьезных нарушений:
- Задержка развития − ребенок медленнее развивается умственно. Он затрудняется с выполнением несложных заданий, ему трудно составлять предложения, потому что для этого нужно приложить умственные усилия, а из-за задержки развития малышу трудно это сделать.
- Аутизм − одно из наименее изученных и сложных нарушений. В этом случае у малыша просто нет потребности во взаимодействии с окружающим миром − ему комфортно в своем. У некоторых детей речь отсутствует вплоть до школьного возраста, другие используют речь только в быту.
При этих вариантах алалия является признаком более сложных нарушений. Обычно этот дефект обусловлен несколькими причинами, поэтому и коррекционная работа должна быть комплексная.
Формы моторной алалии
Существует две разновидности этого дефекта:
- Кинестетическая. Очаг поражения − нижние отделы постцентральной области коры головного мозга. Это участок афферентной системы, отвечающий за организацию программы движений артикуляционного аппарата. Поражение этого участка приводит к трудностям в отборе необходимых движений. Ребенок не отличает одно движение от другого, простыми заменяет сложные. Это явление называют оральной апраксией.
В устной речи кинестетическая форма моторной алалии проявляется в виде замен звуков, хотя могут быть искажения и смешения. При данном варианте всегда нарушено произношение нескольких групп звуков. В результате происходит недоразвитие фонематических процессов.
Могут быть нарушения темпо-ритмической стороны речи и искажение слоговой структуры. Из-за затруднений в формировании высказывания у алаликов снижена потребность в общении. Интонация у них сохранна, они могут верно воспроизвести слоговую структуру за взрослым, но самостоятельно сделать это у них не получается. При данном варианте ставят ОНР (общее недоразвитие речи) 2 или 3 уровня.
- Кинетическая. Локализация поражения − премоторная область коры головного мозга. Это участок эфферентной системы, и при его недоразвитии у ребенка возникают трудности в формировании комплекса движений, то есть артикуляционных укладов. При этом варианте алалии нарушается работа голосового и дыхательного аппарата. Могут быть затруднения в создании правильной артикуляции и усвоении структуры слова и других лексических единиц. У детей с кинетической формой алалии в устной речи доминируют искажения и замедленный темп речи.
Нарушается слоговая структура и происходит недоразвитие фонематических процессов. У малыша с таким дефектом затруднения в реализации коммуникативной функции речи. При кинетической форме алалии неврологическая симптоматика (моторная и эмоционально-волевая сферы) выражена более ярко, чем при кинестетическом варианте. При кинетическом варианте структура дефекта соответствует ОНР 1 или 2 уровня.
Определив структуру дефекта, специалист составляет план коррекционной работы. Ведь у каждого из вариантов свой механизм нарушения, который нужно учитывать при подборе упражнений для преодоления дефекта.
Проявления моторной алалии
Начальные признаки алалии можно заметить еще на первом году жизни ребенка. Но родители не придают этому значения. Это более поздние этапы гуления, лепета, ребенок не стремится к общению с родителями, не реагирует на их появление. У него снижена познавательная активность. При таких проявлениях стоит обратиться за консультацией к специалисту, который точно определит нарушение это или нет, даст рекомендации по развитию речи.
Чаще всего родители начинают беспокоиться на втором году жизни ребенка. В этот период в речи малыша появляются первые слова, которые он складывает во фразы, начинает формироваться фонематическая система, свойственная родному языку. И если ваш малыш не заговорил к 1,5-2 годам − нужна логопедическая помощь. Чем раньше начнете лечить ребенка, тем эффективнее и благоприятнее будет прогноз на выход из алалии. Не нужно слушать народное мнение, что это нормально, когда первые слова появляются к трем годам − оно неправильное.
В характеристике детей с моторной алалией отмечают сформированность произносительных возможностей, но они не умеют ими пользоваться. Они не могут выбрать подходящий звук для оформления высказывания. Поэтому в их речи присутствуют замены одних фонем на другие, трудности в произвольном повторении звуков и слов. При этом иногда малыш может произносить звуки правильно, только непроизвольно.
У алаликов голос тихий и невыразительный, а его первые слова долгое время похожи на лепет, часто в них опущены слоги. Фразовая речь является таковой из-за ритмического рисунка, а слоговая структура слов искажена, особенно у длинных слов. Дети с этим дефектом долгое время произносят только ударный слог.
У малышей с моторной алалией в пассивном словаре имеется большое количество слов, и они прекрасно понимают речь окружающих. Но в активной речи они используют их гораздо в меньшем объеме. Характерная особенность − существительных в пассивном словаре больше, чем глагольной лексики. Ребенок заменяет в речи одни слова на другие, которые входят в одну тематическую группу (например, вместо стола − стул и т. д.). Иногда малыш может соединять слоги из разных слов, поэтому окружающим бывает трудно понять, о чем он говорит.
Имеются нарушения грамматического строя. Во фразах и предложениях малыш неправильно согласовывает слова, опускает предлоги. Чтобы общаться с окружающими, дети с моторной алалией используют жесты и мимику.
У детей имеются и неречевые признаки этого нарушения.
Они неуклюжи, с трудом усваивают новые моторные навыки, особенно связанные с пальчиковой моторикой. Особенно заметны нарушения в работе артикуляционного аппарата: трудности в движении губ, языка, что является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Часто у детей с этим нарушением отмечается нежелание общаться с другими людьми, потому что им нужно прикладывать для общения больше усилий, чем другим. Некоторые понимают, что их речь отличается от речи окружающих, и стесняются этой особенности. У алаликов неравномерно формируется внимание, память и мышление.
Некоторые малыши отличаются заторможенностью, неловкостью, а другая группа − расторможенностью и гиперактивностью. Они с трудом адаптируются к новым условиям, не понимают правил игры. Поэтому алалики замкнуты, с трудом идут на контакт.
Некоторые специалисты ставят нарушение «моторная алалия» практически всем неговорящим детям. Но родители должны понимать, что нужна не только консультация логопеда, но и невролога, чтобы точнее определить специфику нарушения.
Принципы организации логопедической работы по преодолению алалии
Независимо от формы этого речевого нарушения коррекционная работа будет основываться на общих принципах по преодолению дефекта:
- Принцип необходимого становления речевых компонентов в соответствии со структурными и функциональными требованиями (исключение − сенсорная алалия).
- Принцип одновременного развития речевых и неречевых процессов − на занятии корректируют не только речь, но и моторную сферу и высшие психические функции.
- Принцип деятельного подхода при формировании речевых навыков − все инструкции сопровождают действиями и наглядным материалом.
- Принцип опоры на физиологические нормы развития детской речи.
- Принцип развития смысловой стороны, то есть нужно объяснять смысл действий.
- Принцип преодоления сниженной потребности в общении у ребенка.
- Принцип поэтапности коррекционной работы.
- Принцип опоры на сохранные речевые функции.
- Принцип опоры на органы чувств − компенсация недоразвития речевой функции за счет других анализаторов.
- Принцип учета возможностей ребенка, то есть взрослый должен предъявлять адекватные требования.
- Принцип опоры на ведущий вид речи: специалист формирует у ребенка понимание того, что речь − основной инструмент для взаимодействия с окружающим миром.
- Принцип наглядности и комментирования деятельности − необходимо использовать картинки, игрушки, дидактические игры; взрослый должен озвучивать свои действия.
Чтобы коррекционная работа была результативной, специалист должен строить занятия на основе данных принципов. Нужно заниматься коррекцией не только речевых процессов, но и других сфер, чтобы развитие ребенка было гармоничным. Любое недоразвитие функции или замедленная работа какого-либо процесса может привести к дисбалансу в речевом развитии. Все эти принципы позволяют учесть специфику работы с этим дефектом.
Этапы логопедической помощи
Независимо от формы алалии и структуры дефекта, логопедическая работа по преодолению этого нарушения состоит из четырех этапов:
- Подготовительный. На этом этапе логопед формирует предпосылки для речевой деятельности. Специалист создает ситуации, побуждающие малыша к общению. Также он формирует у него понятие о важности речи в жизни человека. На подготовительном этапе проводят работу по развитию темпо-ритмической стороны речи и высших психических функций.
- На втором этапе формируют начальные речевые навыки. Проводят работу над расширением и уточнением словаря, учат ребенка соотносить слово с предметом. Логопед учит малыша узнавать слова по их звуковому оформлению, занимается коррекцией звукопроизношения. Кроме того, дают упражнения на обобщение и классификацию предметов.
- Цель третьего этапа − формирование высказывания как главной речевой единицы. Логопед делает акцент на коррекцию грамматического строя и учит малыша структурировать высказывание.
- На четвертом этапе происходит формирование понятия о коммуникативной и познавательной функциях речи. Логопед дает больше заданий для формирования связной речи − это ее планирование, воспитание навыков самоконтроля. Специалист учит алалика выбирать речевые средства для формирования высказывания.
Упражнения для каждого этапа логопед подбирает в соответствии с формой алалии. Учитывая особенности структуры дефекта, специалист сможет организовать работу так, чтобы удалось добиться высоких результатов и максимально скорректировать недостатки речевого развития.
Особенности логопедической помощи при моторной алалии
Коррекция моторной алалии, кроме основных принципов и этапов работы, имеет особые направления:
- нормализация моторных функций − все задания необходимо комментировать;
- развитие эмоционально-волевой сферы − работа проводится также в контексте речи, тем самым она выполняет регулирующую функцию;
- развитие психологической базы речи − коррекция высших психических функций;
- развитие словесно-логического мышления и регулирования речи;
- коррекция звукопроизношения и преодоление оральной апраксии;
- в развитии фонематических процессов основной упор делают на восприятие речи;
- развитие экспрессивной стороны речи.
Начинать работу нужно с того момента, когда у малыша начались трудности. Поэтому для диагностики важно, чтобы родители смогли рассказать логопеду о том, когда были этапы гуления, лепета и первых слов. Тогда логопед сможет построить работу максимально эффективно.
Рекомендации по проведению занятий
Кроме логопеда, с алаликом должен заниматься и дефектолог. Потому что, кроме трудностей с речью, у него имеются и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Дефектолог уделяет больше внимания коррекции высших психических функций и личностных особенностей.
Также необходимо наблюдаться у невролога, потому что причиной дефекта является органическое поражение определенных участков коры головного мозга. Он назначит подходящее медикаментозное лечение, что позволит ребенку лучше заниматься.
Во время первых занятий очень важно установить контакт. Задача взрослого − вызвать у ребенка стремление к общению. На занятиях должна быть спокойная расслабляющая атмосфера. Хвалите малыша за любые достижения, создавайте ситуацию успеха, тогда у него сохранится интерес к занятиям.
Прогнозы преодоления моторной алалии и мнение современных специалистов
Прогноз преодоления данной формы алалии, в основном, благоприятный. Но все зависит от того, когда была начата коррекционная работа. Чем раньше родители обратились за помощью к специалистам, тем эффективнее она будет. Некоторые, услышав, что их ребенок начал говорить, прекращают домашние занятия.
Это неправильно, ребенок «проскочил» этапы, которые проходили дети с нормальным речевым развитием. Если первые слова появились только в три года, малыш будет стремиться общаться с окружающими фразами. Но он не умеет их правильно строить, звукопроизношение нарушено, поэтому его речь будет непонятна большинству взрослых и детей.
Поэтому обязательно продолжайте занятия с логопедом и другими специалистами. Нужно корректировать еще и неврологическую симптоматику, чтобы развитие ребенка было гармоничным. В современной логопедии вопрос об алалии изучен гораздо больше, но наблюдается тенденция того, что специалисты все чаще ставят этот диагноз, не проведя более подробной диагностики.
Некоторые современные логопеды предлагают необычные методы по преодолению алалии: используют нестандартный материал на занятиях, проводят уроки, подбирая все определенного цвета и т. д. Нестандартные подходы к занятиям довольно спорны: конечно, необычные методики могут быстрее «запустить» речь у ребенка. У более впечатлительных детей это может вызвать еще большее нежелание общаться.
Благодаря современным исследованиям, алалию удается диагностировать в раннем возрасте и рано начать коррекционную работу. Сегодня моторная алалия у ребенка − это не означает получение инвалидности. Если родители выполняют все рекомендации и занимаются с ним дома, дают необходимые препараты, то им удается достичь высоких результатов.
В результате, к моменту поступления ребенка в школу у него могут остаться незначительные признаки речевого нарушения. У него не будет больших затруднений в освоении обычной школьной программы.
Поэтому, если у ребенка есть признаки моторной алалии, родителям нужно быстрее обратиться за консультацией к специалистам. Ранняя коррекция приносит наиболее высокие результаты. Если занятия будут систематическими, и родители будут соблюдать рекомендации, то можно максимально скорректировать речевое развитие ребенка.
Источник