Дополнительное образование ресурс развития ребенка

Дополнительное образование ресурс развития ребенка thumbnail

Мартынова Марина Владимировна

Тихонова Елена Владимировна,

методисты методического отдела

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Ресурсы дополнительного образования при реализации воспитательного компонента ФГОС.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения вопросам воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения  уделяется особое внимание. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, положенная в основу ФГОС, определяет воспитание как педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Для реализации поставленных задач определены базовые национальные ценности, описан идеал личности современного человека, гражданина России. 

Первой и приоритетной образовательной структурой в решении задач по воспитанию и духовно-нравственному развитию детей остается школа; она является единственным социальным институтом, через который проходят все граждане России и который  является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Вторыми  в ряду образовательных учреждений по реализации воспитательной составляющей ФГОС можно считать  учреждения дополнительного образования. Интеграция  основного и дополнительного образований через организацию внеурочной деятельности детей становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт.

Осуществление интеграции общего и дополнительного образования детей возможно на основе согласованности действий всех участников процесса, комплексности подходов к вопросам воспитания и долгосрочности. Интеграция дает возможность образовательным учреждениям соответствовать современным требованиям образования и воспитания, объединять усилия разных специалистов для получения качественного педагогического результата, предоставлять более широкий выбор видов деятельности. Специалисты в области образования отмечают, что в качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:

 – разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное  проектирование, коллективные творческие дела, акции и других формах деятельности, направленных на решение воспитательных задач;

 – кооперация ресурсов и обмен ресурсами между учреждениями общего и дополнительного образования детей (интеллектуальными, кадровыми, информационными,  финансовыми, материально-техническими и др.);

 – предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);

 – обмен опытом;

 – совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

В результате такой интеграции и максимального использования ресурсов системы дополнительного образования у образовательных учреждений появятся новые перспективы развития.

В настоящее время Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга готов к сотрудничеству и предлагает свои ресурсы:

  1. Методические разработки современных образовательных технологий по теме «Формирование семейных ценностей у подростков» и содействие в их применении в других образовательных учреждениях:  
  • технология видеокейс («Забота о старших», «Забота о младших», «Многодетность», «Супружество» и т.д.);
  • технология организации мастер-классов;
  • технология организации семейной мастерской («Роспись зонтиков», «Роспись рождественских пряников», «Сувенир для самых близких»);
  • технология организации совместной досуговой деятельности для родителей и детей («Дорога к музею», «Любовь как семейная ценность»);
  • технология диалогового взаимодействия (круглый стол «Отцы и дети в наше время», «Дискуссия на основе метафор»);
  • технология организации проектной деятельности;
  • технология ролевого моделирования («Ролевое моделирование на основе пословиц»).
  1. Положения, планы проведения социально- значимых акций и проектов, при необходимости оказание содействия в их проведении на базе образовательных учреждений района:
  • проект «Моя семья – мое Отечество»,
  • акции «Улица героя» и т. д.,
  • эстафета памяти «Помним, чтим, храним»,
  • радио-композиция «Говорит город-герой Ленинград»,
  • цикл мероприятий по пропаганде здорового образа жизни: «Школа – территория здоровья» и т. д.
  • цикл мероприятий по толерантности: «Уроки толерантности», «Мир в красках толерантности» и т. д.
  1. Участие в сетевом сообществе ДД(Ю)Т Московского района и ОДОД школ Московского района .
  2. Организация научно-практических семинаров, круглых столов, конференций по актуальным проблемам воспитания.
  • Театральная лаборатория «Современная семья глазами подростков».
  • Научно-практический семинар «Формирование семейных ценностей средствами дополнительного и основного образования».
  1. Обмен опытом по организации образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий.

Раздел «Дистанционное обучение» предлагает посетителям сайта Дворца видео занятия по художественным направлениям:

  • работа в акварельной технике;
  • художественное изготовление декоративных сувениров из природных материалов с выходом на дизайнерские находки;

в перспективе

  • работа с бумагой (аппликация, бумажная пластика);
  • лепка из пластилина (или пластики); занятия по графике (графическими материалами: карандаш, мелки, тушь, акварельные карандаши и т.д.);
  • художественная обработка ткани (батик, текстильный дизайн и т.д.) и др.

Готовятся видео материалы по обучению конкретным художественным приемам. Данные материалы могут быть использованы педагогами на занятиях по изобразительной и прикладной деятельности.

  1. Обмен опытом по организации дистанционного взаимодействия с родителями обучающихся.

В разделе «Родительский клуб» сайта ДД(Ю)Т родители  могут найти полезную информацию о психологических особенностях детей, их развитии и многое другое:

  • “Волшебные слова”;
  • “Дисциплина с любовью”;
  • “Ребенок и компьютер”;
  • “Памятка родителям от ребенка”;
  • “Отравляющая педагогика”;
  • “Памятка родителям первоклассников”;
  • “Психологический портрет идеального первоклассника”;
  • “Родители, позаботьтесь о себе”;
  • Мини-практикум для родителей содержит рекомендации психологов, которые помогут лучше организовать общение с ребенком, дать ему возможность почувствовать поддержку взрослых и уверенность в себе.

Все информационные ресурсы, перечисленные выше, могут быть предоставлены в виде брошюр по запросу руководителей заинтересованных организаций.

В перспективе работы Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга  в рамках  интеграции со школами района планируется:

1. расширение деятельности по заказу образовательных учреждений:

  • организация досуговых мероприятий, выставок творческих работ учащихся образовательных учреждений на базе Дворца;
  • организация мастер – классов для родителей и детей с привлечением педагогов Дворца на базе образовательных учреждений района (мастер- классы, творческие конкурсы, проекты, акции и т.д.);
  1. расширение деятельности сетевого сообщества,
  2. организация психолого-педагогического сопровождения детей в конкурсном движении.

Таким образом, основной задачей педагогов должно стать максимальное использование ресурсов  основного и дополнительного образования. При объединении совместных усилий педагогов по созданию условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся будет возможным достижение оптимального результата при реализации ФГОС.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М: Просвещение, 2011.
  2. Ресурсный потенциал системы дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС общего образования/Материалы Межрегиональной научно – практической конференции. – Новосибирск, 2012.

Источник

Фадиенко Евгения Владимировна

учитель начальных классов АОУМ ОСОШ №2

с.Омутинское, Тюменской области

Дополнительное образование как ресурс удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: оно все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Парадокс заключается в том, что сам термин “дополнительное образование” до сих пор не имеет строгого научного определения и даже толкования, не нашел он своего места и в новой “Российской педагогической энциклопедии”. И это не удивительно: педагогика дополнительного образования детей только создается, в силу чего практикам во многих вопросах приходится разбираться самостоятельно. Обычно термином “дополнительное образование детей” характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает добровольно сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями в свободное время. Здесь одновременно происходит его обучение, воспитание и развитие. По своему «местоположению» в системе образования это та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.

Читайте также:  Чем занять ребенка в 3 года дома для развития года

Сегодня в Российской Федерации насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, но, кроме самостоятельных учреждений, дополнительное образование осуществляют детские дошкольные, общеобразовательные учреждения, гимназии, лицеи, колледжи, детские дома. Всего дополнительным образованием занято около 10 млн. детей в возрасте от 6 до 18 лет, при том, что по данным Госкомстата на 2001 г. число детей школьного возраста в РФ составляло 38,7 млн. человек. Следовательно, при всем благополучии дополнительным образованием занято около трети детей. А остальные – 2/3? Есть дети, которые категорически не хотят заниматься организованно в студиях, секциях, группах, кружках. Означает ли это, что такие дети остаются без воспитания?

И можем ли мы соединить воспитание со словом «дополнительное», в каком бы контексте оно не употреблялось? Это принципиально.

Да, образование может быть дополнительным.

В словарном понимании слова “дополнительный” (дополнительное) существует две отличающиеся интерпретации:

1) дополнительное – это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;

2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому ребенку ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения необходимого. В этом смысле существует объективная зависимость дополнительного образования от основного и заключается она в определении государством того содержания образования, которое является основным (общим и обязательным).

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, раскрытие ее способностей, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом – смысл дополнительного образования: оно дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Дополнительное образование нельзя рассматривать как ‘довесок’ к базовому: оно является самостоятельной образовательной сферой, которая дополняет, т.е. делает полным, доводит до полного, образование личности, ставя перед собой цели удовлетворения не столько общего социального заказа (его выполняет в разноуровневых вариантах основное образование), сколько персонифицированного (личностно ориентированного). И потому система дополнительного образования с ее разнообразием образовательной среды, с отработанными механизмами социального выравнивания возможностей для получения образования является зоной наибольшего благоприятствования для развития личности, ее задатков и способностей.

Занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.

В связи с тем, что значительная часть дополнительных образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников, у детей формируются практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Дополнительное образование, если оно становится значимым фактором школьной жизни, играет огромную роль и в деле формирования детского школьного коллектива, традиций школы, благоприятного социально-психологического климата в ней. Дело в том, что на основе различных направлений творческой деятельности в системе дополнительного образования создается большое количество детских объединений, не связанных напрямую с учебной деятельностью и неоднократно перемешивающих всех учеников. Это создает благоприятные возможности для расширения поля межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплочения детей в единый школьный коллектив.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система внеурочной занятости детей, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для учащихся интересной и полезной.

В 2012 – 2013 учебном году в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей, возможностями школы в программу дополнительного образования включены кружки, которые дополняют образовательную программу по учебным предметам, а также расширяют её:

– кружок «Знайка»

– кружок «Страна дорожных законов»

– кружок «Подвижные игры народов моего родного края»

– кружок «Хоровое пение»

– кружок «Декоративно- прикладное искусство»

– кружок «Театральный «Друзья Петрушки»

– кружок «Выбор»

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

Работа кружков и объединений строится в соответствии с разработанными учебными программами. Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации учебной деятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержка талантливых и одаренных детей.

Современное молодое поколение неравнодушно к образованию, но хотело бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Да и многие учителя понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Объединениями дополнительного образования в нашей школе руководят профессионалы. Их задача – помочь ребенку выявить свой талант, увидеть ступени собственного развития и обрести уверенность в своих силах, найти свое призвание.

Главной ценностью для педагога дополнительного образования детей является РЕБЕНОК, его ЛИЧНОСТЬ и ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Все кружки и секции осуществляют свою деятельность на протяжении всего учебного года, начиная с 17 сентября по 15 мая, в режиме пятидневной недели. Наиболее распространенной формой проведения занятий является кружок (группа), студия, мастерская. В работе объединений могут принимать участие и родители.

В образовательном процессе дополнительного образования используются различные формы организации деятельности детей: аудиторные занятия, практикумы, учебная игра, презентации, защиты проектов; групповые и индивидуальные занятия. Педагоги ориентируются на потребности, интересы детей, ищут те формы организации, которые актуальны и наиболее эффективны.

Читайте также:  Развитие речи ребенка от рождения до школы скачать

Подведение итогов, аттестация учащихся проводится в апреле-мае. В качестве форм подведения итогов обучения используются: презентации творческих работ, защита проектов, соревнования, концерты, выставки, открытые занятия, зачеты, олимпиады, турниры, конкурсы, игры, викторины.

Источник

Ничто не стоит на месте, в том числе система российского образования. Сегодня никого не удивишь интерактивными досками на уроках, модульными технологиями, применением сетевых и электронных средств обучения. Однако, «прыжок» в новую технологическую эпоху невозможен без новых форм образования.

Еще в 2014 году была утверждена концепция развития дополнительного образования детей (ДОД), благодаря которой образование должно стать доступным, расширен спектр программ, модернизирована инфраструктура, обновлен кадровый потенциал, внедрены механизмы государственно-частного партнерства при оказании услуг.

В рамках этой концепции Министерство просвещения активно продвигает национальный проект «Образование» с амбициозными, прозрачными и понятными ориентирами. Проект, согласно которому уже к 2024 году наша страна должна войти в первую десятку по качеству общего образования, составив конкуренцию мировым лидерам.

Более 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены интересными и востребованными программами дополнительного образования. Каждый ребенок получит индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.

Утопия, скажете вы? Нет, утверждают разработчики. Воплотить проект помогут инновационные формы допобразования, центры с новым подходом к обучению. Что же нового в этих платформах, на кого они рассчитаны и как стать участником? Разбираемся в вопросе.

Школа инновационного мышления — детский технопарк «Кванториум»

«Кванториум» представляет собой уникальную среду ускоренного развития ребенка по актуальным инженерно-техническим и научно-исследовательским направлениям. По сути это своеобразная школа мышления и ее основная цель — воспитание нового поколения инженеров, способного обеспечить технологический прорыв. Берут туда ребят в возрасте от 10 до 18 лет, хотя в ряд квантумов можно попасть только с 12 лет (в связи со спецификой оборудования).

Занятия проходят не в кружках а в квантумах (от слова квант – энергия): ведь каждый ребенок – это, в первую очередь, безумный сгусток энергии. Вместо учеников воспитанники, вместо учителей – наставники, которые не передают знания, а учат задавать вопросы, работать с большими объемами информации и верифицировать ее. Кстати, наставником может стать любой «технарь», умеющий работать с высокотехнологичным оборудованием и желающий заниматься с детьми. Перед началом занятий весь педагогический и методический состав «Кванториума» проходит обучение в Москве у федеральных операторов.

Стать воспитанником технопарка также может каждый, кто готов к изменениям, хочет обучиться чему-то новому, саморазвиваться. Обучение бесплатное. Однако при наполненности бюджетных мест регион может набрать детей на платной основе. Главный лозунг «Кванториума»: «Мы верим, что каждый ребенок талантлив. Наша задача — выявить этот талант и развить его».

Теперь о квантумах. На данный момент их 13: аэроквантум, автоквантум, биоквантум, космоквантум, геоквантум, промдизайнквантум, наноквантум, энерджиквантум, промробоквантум, VR/AR-квантум, IT-квантум, хайтек, data-квантум. Все они оснащены высокотехнологичным оборудованием, начиная со станков термо- и механообработки и заканчивая операционными микроскопами для нейрохирургии, а также уникальным программным обеспечением для демонстрации опытов и проведения экспериментов.

Чем занимаются ребята? Если кратко, то работают с приборами и оборудованием, учатся делать что-то своими руками, приобретают нужные навыки, решают (под руководством опытных наставников, представителей бизнеса и промышленности) реальные производственные задачи. Открыть «Кванториум» может каждый регион с населением свыше 60 000 человек.

Центры поиска и поддержки талантливых детей «Сириус»

По образовательной идеологии «Сириус» близок «Кванториуму» — те же компетенции, та же проектная и исследовательская работа. Но есть одно «но»: если «Кванториум» аккумулирует талантливых ребят в регионах, то «Сириус» их собирает в Сочи. А значит, уровень оборудования на порядок выше, направления занятий — шире. Да к тому же «Сириус» работает исключительно с одаренными детьми, показавшими выдающиеся способности в каком-либо направлении, — выявляет, развивает и сопровождает их в дальнейшей профориентации.

Образовательный центр «Сириус», созданный фондом «Талант и успех», объединяет опыт лучших российских школ. Здесь собраны самые сильные российские педагоги, тренеры и ведущие деятели искусства, науки и спорта, разрабатываются новые профессиональные программы мирового уровня. Попасть сюда могут школьники с 10 до 17 лет, продемонстрировавшие выдающиеся успехи в науке, спорте, искусстве, литературе и техническом творчестве. Занятия идут круглый год, проезд и пребывание бесплатно.

Ежемесячно в «Сириус» приезжают около 800 детей в сопровождении более 100 преподавателей и тренеров, повышающих здесь квалификацию. Да, параллельно с детьми педагоги проходят обучения и подтягивают свои hard и soft компетенции. Занятия ведут выдающиеся деятели искусства в сфере классического балета, академической музыки, изобразительного искусства, педагоги спортивных, химико-биологических, физико-математических школ.

Программа рассчитана на 24 дня и включает в себя как специализированную подготовку, так и развивающий досуг — творческие встречи и мастер-классы, комплекс оздоровительных процедур. Специальную подготовку дети получают по математике, физике, биологии, химии, информатике, проектной направленности, а также по направлениям: «Шахматы», «Хоккей», «Фигурное катание», Живопись», «Основы гончарного искусства», «Анималистика», «Скульптура. Рисунок», Хореография», «Литературное творчество», «Научно-техническое творчество».

Синтез искусства, науки и спорта, считают организаторы, стимулирует гармоничное творческое развитие личности, являясь неотъемлемым условием воспитания будущего лидера. Поэтому школьники знакомятся с культурным наследием нашей страны, с отечественной историей и литературой.

При поддержке «Сириуса» на данный момент в 89 регионах нашей страны работают собственные центры выявления и поддержки одаренных детей. Они помогают ребятам выстраивать индивидуальные образовательные траектории и оказывают тьюторскую поддержку.

Центры цифрового образования «IT-куб»

Если детский технопарк «Кванториум» воспитывает инженерно-технических специалистов широкого профиля, то «IT-куб» растит будущего сотрудника IT-компании. Учатся здесь школьники с 8 до 17 лет. Ребята учатся самостоятельно разрабатывать информационные системы, получают навыки программирования на Java и C-подобных языках, занимаются проектной деятельностью.

Почему «IT-куб»? Шесть граней символизируют шесть образовательных программ — программирование на Python, мобильная разработка, VR/AR разработка, программирование роботов, основы алгоритмики и логики, кибергигиена и большие данные.

Однако главной задачей «IT-куб» ставит раннюю профориентацию ребенка. Недаром обучающие программы разработаны совместно с партнерами — лидерами рынка: Яндекс Лицей, IT школа Samsung, Фирма 1С, LEGO Education, CISCO, Microsoft, VIVO, Крибрум, а также с региональными компаниями, изъявившими желание войти в проект.

Все программы рассчитаны на несколько лет. В итоге ребенок не просто получает актуальные и востребованные знания, навыки и компетенции в сфере информационных технологий, а становится опытным разработчиком. Так ли это на самом деле, говорить рано. Площадка появилась только в прошлом году.

Технологическое образование в «Домах научной коллаборации»

Дом научной коллаборации позиционирует себя как центр формирования осознанного подхода к образованию, нового типа мышления и ценности саморазвития на протяжении всей жизни. Ну а если проще, то это центр, открытый на базе высшего учебного заведения, где абсолютно все слои населения занимаются по дополнительным общеразвивающим программам.

Школьники с 5 по 9 класс проходят обучение в «Детском Университете», с 10 по 11 класс — в «Малой Академии». При помощи научно-исследовательских и проектных технологий ребята в рамках школьной программы получают углубленные знания по специализации ВУЗа. Школьников готовят к участию в проектных олимпиадах, соревнованиях, хакатонах, конференциях, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях технической и естественно-научной направленностей.

Но даже не это главное. Ребята знакомятся с вузом, с его научной, технической и методической базой. Общаются со студентами и преподавателями и, в результате, делают более осознанный выбор будущей профессии.

Читайте также:  Рост ребенка в год и 5 месяцев развитие вес рост

Педагоги учатся по программам: «Урок технологии», «Урок биологии» и «Педагог К-21». Обучающий комплекс формирует современные компетенции и навыки учителя, в том числе: навыки проектного управления, основ программирования, командной работы и работы с информационными ресурсами, а также изобретательское, критическое, креативное и продуктовое мышление. Программы призваны полностью обновить содержание и технологию преподавания учебных предметов в системе общего, дополнительного и среднего профессионального образования.

Федеральная сеть центров образования «Точки роста»

Все предыдущие центры ориентированы на крупные города и мегаполисы. А что же для сельской местности? Центры дополнительного образования «Точки роста» для детей из малых городов, сёл, рабочих посёлков. Своего рода общественное пространство при школе для самореализации детей, педагогов, родителей, развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности.

Призваны обеспечить качественное образование школьников по программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей. Занятия ведутся по новым методикам воспитания и обучения с использованием обновленного оборудования. На данном этапе охватывают предметы «Информатика», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности». Во внеурочное время ребята занимаются шахматами, творчеством и проектной деятельностью.

Что изучают? Основы программирования, мобильную разработку и VR/AR, аддитивные технологии и ТРИЗ, актерское мастерство и искусство самопрезентации, основы мультипликации, социальной рекламы, умного блогерства.

Проект дает возможность сельским школам обновить содержание образовательных программ и методик преподавания, модернизировать материально-техническую базу учебного заведения, внедрить дистанционные формы обучения и сетевые формы взаимодействия. А детям — принять участие во всероссийских и международных соревнованиях, предварительно «прокачав» свой проект в «Кванториуме».

Мобильные технопарки «Кванториум»

Еще один проект для детей из отдаленных территорий. Представляет собой некую передвижную платформу, своеобразный минитехнопарк на колесах. Мини, потому что в силу ограниченного кузовного пространства все оборудование в машину не помещается. Обучение в мобильных технопарках «Кванториум» проходит по четырем-пяти основным квантумам, в соответствии с федеральным стандартом.

Уникальность комплекса в его мобильности. Приезжая в отдаленные сельские территории, эта капсула открывает для юных исследователей широкий мир инженерно-технического творчества. Две недели ребята знакомятся с технологиями будущего, работают на современном высокотехнологичном оборудовании, изобретают и создают собственные проекты по естественнонаучным и инженерно-исследовательским направлениям. Ведь после трансформации кузова в салоне появляется 15 рабочих мест для занятий.

А что же дальше? После отъезда обучение переходит в дистанционный формат. По словам разработчиков, задача мобильных технопарков — не просто привезти и показать современные технологии, а зажечь интерес в детях. Дать понимание того, что даже живя в отдаленных городах и селах, но имея под рукой интернет, компьютер, телефон, можно программировать и создавать виртуальную реальность!

Через два-три месяца технопарк возвращается, и школьник под руководством наставников завершает проект. Тем более что в его распоряжении 3D принтеры, фрезерные и лазерные станки, паяльная и сборочная зоны. Практика показывает, что мобильные технопарки — это единственная возможность, на сегодняшний день, охватить научно-техническим творчеством большое количество детей при минимальных затратах.

Центры молодежного инновационного творчества «ЦМИТ»

Центр молодежного инновационного творчества, в отличие от предыдущих форматов, является открытой негосударственной площадкой дополнительного образования. Здесь дети обучаются различным направлениям инженерно-технического творчества, работают на цифровом оборудовании, приобретают навыки моделирования, 3D-прототипирования и 3D-программирования, разрабатывают проекты по робототехнике, электронике, промышленному дизайну и IT-технологиям.

Но приоритет работы ЦМИТ – в некоммерческом использовании оборудования, в умении воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Соответственно, обучение детей и подростков проходит в формате хакатонов и конкурсов на разработку технических решений на базе кейсов предприятий и компаний. Как правило, над одним проектом работает целая команда школьников, студентов, представителей бизнеса и разработчиков инновационных технологий.

Однако это не все направления деятельности центров. ЦМИТы организуют и проводят мероприятия, направленные на развитие детского научно-технического творчества (конкурсы, выставки, семинары, круглые столы, мастер-классы, экскурсии). Участвуют в организации кружков, курсов, образовательных программ. Осуществляют техническую и производственную поддержку предпринимателей, разрабатывающих перспективные виды продукции и технологии, и даже выполняют различные работы на своем оборудовании по заказам физических и юридических лиц

И все для того, чтобы предоставить детям и подросткам бесплатный доступ к высокотехнологичному оборудованию для приобретения навыков, востребованных в ближайшем будущем.

Проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее»

Естественно, в нашем обзоре мы не смогли пройти мимо профориентации школьников, теми более, что в национальном проекте «Образование» ей отдается далеко не самое последнее место. «Билет в будущее» — масштабный профориентационный проект, рассчитанный на учеников 6-11 классов, в том числе на детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Программа знакомит ребят с миром профессий, дает возможность попробовать свои силы по ряду компетенций.

Как это работает? Сначала школа регистрирует участников (самостоятельная регистрация на проекте пока не предусмотрена), каждому выдается индивидуальный логин и пароль. Затем школьники проходят онлайн-диагностику, определяющую сферу профессиональных интересов, уровень знаний и компетенций, после которой программа предлагает посетить три профориентационных мероприятия.

Мероприятия погружают школьника в профессиональную индустрию, дают возможность понять, какая деятельность подходит ему больше всего. По результатам каждый участник получает индивидуальные рекомендации с информацией о кружках, курсах, развивающих занятиях, доступных в городе и максимально подходящих под увлечения, интересы и уровень его знаний.

Таким образом, «Билет в будущее» не дает ответа на вопрос «Кем быть?». А лишь предоставляет школьнику возможность выбора будущей профессии, возможность понять себя и определиться со своими интересами.

Интерактивная цифровая платформа «ПроеКТОриЯ»

Еще один проект для профориентации школьников, правда, на этот раз ориентирован больше на старшеклассников и авторов инженерных разработок. Представляет собой одновременно интернет-издание с информационно-образовательным контентом, игровую платформу с опросами, конкурсами, флешмобами и онлайн-площадку для работы над проектными задачами.

Основная цель «ПроеКТОриИ» — помочь школьнику сориентироваться в возможностях карьерного развития и осознанно подойти к выбору будущей профессии. На портале дети погружаются в решение реальных производственных задач (на минуточку) ведущих российских компаний. В числе партнеров: «Ростех», ОАО «РЖД», Росатом, «Ростелеком», Mail.Ru Group, «РОСКОСМОС», «Концерн ВКО, «Алмаз-Антей», Группа ЧТПЗ, Газпромнефть и т.д.

Школьники пробуют себя в роли инженеров-разработчиков, моушн-дизайнеров, нейролингвистов, сити-менеджеров, AR-аниматоров, BIM-инженер-проектировщиков, агроинженеров. В списке — более 700 профессий по направлениям: космические, информационные, аграрные, градостроительные, экологические, химические, креативные технологии, а также технологии материалов, энергии, здоровья, движения, спорта, медиа, культуры, управления, безопасности.

В реализации проектов ребятам помогают представители вузов — тьюторы портала. Известные педагоги и ученые консультируют каждую ком?