Дополнительное образование как условие развития личности ребенка
Дополнительное образование как условие гармоничного развития личности ребенка
Если представить образование в виде саженца, то почвой для его развития и роста будут предметы художественно-эстетического цикла, как предметы, формирующие и развивающие творческую личность, а уже затем зазеленеют ветви осознанно востребованными специальными знаниями (математическими, естественнонаучными и т.д.). Это позволит гармонично развиваться всему саженцу. К сожалению, наше общее образование зачастую берет за основу не почву, а сам саженец, в надежде, что от него начнут расти побеги творческого развития. Предметы художественно-эстетического цикла в школе считаются второстепенными, а декоративно-прикладная деятельность на занятиях изобразительным искусством и уроках трудового обучения больше ориентируется на формирование определенных знаний, умений и навыков.
На мой взгляд, занятия ДПД должны и могут способствовать гармоничному развитию детей. Развивая чувственную сферу личности ребенка, они развивают его духовно, формируют способность к сопереживанию, восприимчивость и отзывчивость ко всему прекрасному в жизни. На таких занятиях ребенок приобретает чувство единства с миром, родственное внимание к нему. Односторонне интеллектуализированная школа до сих пор не решает этих задач.
Все это и побудило меня на составление авторской технологии, цель которой развить способность детей создавать и адекватно воспринимать художественный образ. Приобретение знаний языка изобразительного искусства, умений и навыков различных видов и техник ДПД является лишь средством достижения этой цели, и они не должны подменять собою цель в сознании ученика и самого педагога.
Занятия художественным творчеством предполагают адекватные методы и формы преподавания, тогда и только тогда они принесут ожидаемые результаты. Преподавание искусства требует диалогического общения педагога с детьми. В нашей школе преобладает метод сообщения знаний, метод монолога. На мой взгляд, педагог и ученик – собеседники, они совместно выясняют и находят. Важное значение имеет «овеществление в слове» мысли ребенка. Хотя «мысль изреченная есть ложь», т.е. в слове мысль внутренняя никогда не проявляется полностью, но только через речь она может получить логическую форму и быть глубже осознанной ребенком. В чем преимущество восприятия художника перед обыденным восприятием? Прежде всего в деятельном его характере. Для художника «смотреть» значит «видеть», а «видеть» значит «понимать». И потому занятия изобразительным творчеством прежде всего должны поддержать и развить зарождающийся интерес ребенка к сравнениям, к самостоятельному мышлению, от формы вглубь, к содержанию. Именно поэтому в обсуждении всех тем должен постепенно возникать вопрос «Зачем?». Не только «Что?» и «Как?» изображено, декорировано – но ЗАЧЕМ это делалось, ЧТО этим выражалось. Существенным переходом от узнавания («Что?») к пониманию («Зачем?») является поиск ответа на вопрос «Какой?», т.е. эмоциональная оценка увиденного детьми (какой характер, настроение, отношение к изображаемому?).
На первых порах в студии таких «рассматривания вслух» мы выполняем коллективно, причем я участвую в них на равных условиях. Каждое из найденных слов-образов обсуждается, дети учатся творить сами, и учатся ценить найденное другими. По мере развития эмоционального восприятия детей, накопления ими словарного запаса, такие задания становятся индивидуальными. Появляется возможность использования следующих форм заданий:
Накопление словаря ощущений и впечатлений.
Мини-сочинения (по теме, по произведению, о каком-либо предмете – одушевление предмета).
Составление словаря образов (Слова – Хорошие слова – Прекрасные слова – Самые замечательные слова).
Необходимым условием гармоничного развития детей является единство восприятия и создания на занятиях ДПИ. Ребенок переживает, глубоко осознает каждую тему в целостности всех видов восприятия: смотря репродукции, слушая стихи, прозу, музыку. Но школьные программы, предоставляя детям возможность самовыражения только средствами изобразительного искусства, ограничивают их развитие. Я считаю, что детям нужно давать широкий простор для проявления своих творческих способностей. И поэтому рядом с основными направлениями изобразительной деятельности ребенка, определяющими его развитие в области ДПИ (выражение впечатлений через цвет, линию, композицию) на наших занятиях являются другие, не менее важные, – слово (обращение к литературным произведениям, создание собственных словесных образов); движение (пластические этюды); звук (озвучивание шумами и музыкой, созданных в воображении, на бумаге и в материале образов).
Преподавание искусства должно не просто учитывать возможности и особенности детей того или другого возраста, но сознательно опираться на благоприятные возрастные предпосылки. Следует так организовать учебный процесс, чтобы эти качества детей, закрепляясь и развиваясь, при переходе на следующую возрастную ступень включились в новый виток развития, а не подавлялись и утрачивались.
Для младшего школьника это в первую очередь интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт. У подростка преобладает готовность осваивать явления художественной культуры, формы и способы работы взрослых людей. Для юношеского возраста характерно стремление к личностному самоопределению, к осознанию собственной неповторимости. С учетом этих особенностей я ввожу те или иные формы проведения занятий.
В работе с младшими школьниками делаю акцент на создание игровой ситуации. Игры изобразительные, пластические, словотворчество, игры-сказки присутствуют на каждом занятии, что помогает развить восприятие, внимание, мышление, творческие способности у детей, сделать процесс приобретения новых знаний, умений, навыков увлекательным. По мере взросления игра усложняется, перед детьми ставятся новые задачи, решение которых требует не только более глубокого эмоционального погружения в игровую ситуацию, но и определенного уровня овладения практическими знаниями в различных видах деятельности. Появляются и новые типы занятий – занятия-праздники как формы коллективной работы, занятия-образы, занятия – экспериментирование, занятия – наблюдения и обсуждения.
Хочется особо сказать о такой форме работы как домашние задания, которые повсеместно задаются в школах на дом – дорисовать то, что не успел закончить на уроке, что малопривлекательно и не интересно для ребенка. К тому же зачастую перегружают детей не только интеллектуально, но и психически.
Поэтому мой принцип – не давать таких домашних заданий, которые бы снова усаживали детей за стол, вся домашняя работа сводится к созерцанию и наблюдению. Такие задания учат детей не только различать цвета и линии в предметах и явлениях природы, замечать как их друзья-животные выражают свое настроение, характер, но и способствуют психической разгрузке школьников.
Ребенок – не только представитель той или иной возрастной ступени, но и неповторимая индивидуальность. В искусстве это проявляется в работе над творческими заданиями. И здесь встает вопрос – по каким критериям оценивать детские работы и нужна ли эта оценка детям. Оценивать в баллах можно степень овладения изобразительной техникой, умение и навыки пользования материалами и средствами ДПИ, но и в эту оценку уже проникает приблизительность и субъективизм.
В наших школах до сих пор преобладает репродуктивная форма обучения искусству (по образцу). Соответственно и оценивается работа ребенка на столько, на сколько она соответствует этому образцу. А отход от стандарта, проявление воображения, индивидуальности ребенка иногда не только не поощряется педагогами, но и служит поводом для снижения оценки. Для оценки же творческих работ отметка, на мой взгляд, вообще не пригодна. Но сама оценка работы нужна ребенку: ему интересно знать как воспринимается его работа зрителями. Это должна быть качественная оценка, развернутое оценочное суждение, которое сравнивает ребенка «с самим собой», а не с другими – на что толкает, явно или неявно, количественная отметка. Это, по сути, мини-рецензия на детскую работу, что конечно прибавляет забот педагогу, который и так перегружен бумагами.
В нашей студии мы каждое завершенное задание заканчиваем коллективным просмотром и обсуждением. Это способствует формированию у детей способности к адекватной оценке, дает возможность каждому ребенку высказать свои впечатления, принять творческое участие в обсуждении работ товарищей.
Творческие задания оцениваются по критериям, с которыми дети знакомятся заранее:
1.Выразительность работы, т.е. присутствие того, ЧТО требует выражения (план содержания) и поиск того, как это выразить (план выражения).
2. Владение техникой, материалами.
3. Старательность, настойчивость в работе.
Внимание, доброжелательность обстановки, в которой проходит обсуждение, компенсирует даже не очень лестные отзывы.
Главное, что ребенок выносит из таких обсуждений – возможность дальнейшей работы над своим обсужденным (но не осужденным!) творением.
Вопросы, которых я коснулась, поднимают далеко не все проблемы преподавания искусства. Ситуация в настоящее время сложилась так, что эти проблемы успешнее решаются именно в дополнительном образовании. С этих позиций дополнительное образование можно рассматривать как дополнительное условие (или возможность) гармоничного развития ребенка.
Источник
Елена Сивохина
Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка
Статья.
“Дополнительное образование как сфера самореализации и саморазвития личности ребенка“
Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окружающими в различных видах деятельности. Поэтому, социальный заказ, адресованный школе,существенно изменился: подготовку не послушного и дисциплинированного исполнителя, а формирование инициативной личности, способной к опережающей созидательной деятельности на основе творческой активности, умеющей работать и жить в новых социокультурных условиях.
Исследования показывают, что наиболее благоприятным периодом для формирования способностей к творчеству являются ранние школьные годы, т. к. именно в этот период закладываются психологические основы для творческой деятельности.
Каждый возрастной период обладает своей возрастной чувствительностью, “сензитивностью” в связи с чем обучение некоторым знаниям и умениям в младшем школьном возрасте оказывается иногда более эффективным чем в старших. На основе исследований можно сделать вывод, что младший школьный возраст- это прежде всего, период накопления знаний. Успешному выполнению важной жизненной функции благоприятствуют доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, чувственно –образный характер детского мышления, нерасчленностью творческой и сотворческой деятельности.
Учебно-воспитательный процесс школы, ориентированный, в основном, на репродуктивный характер усвоения знаний, умений, навыков, не способен в полной мере развивать творчество учащихся. Для эффективной реализации поставленной цели (воспитание творческой личности) призвана участвовать система дополнительного образования.В данном направлении она обладает большим педагогическим потенциалом: компенсирует отсутствие в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности; обеспечивает ребенку комфортную эмоциональную среду, содействует выбору индивидуального маршрута и темпа его освоения
Однако, как показывает анализ практики, значение дополнительного образования в развитии творчества не оценивается должным образом, особенно в общеобразовательных учреждениях. Во многих школах дополнительное образование рассматривается как своеобразный «наполнитель второй половины дня», назначение которого «отвлечение учащихся от улицы».
На современном этапе подготовка педагогов дополнительного образования в вузах как целостное явление отсутствует, поэтому проблема кадров в дополнительном образовании как количественно, так и качественно далека от идеального. Модернизация современного российского образования диктует необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания,перехода ее в новое качественное состояние, утверждение ее развивающего значения, сознание новых видов воспитательных учреждений. В связи с этим использование социально-педагогических возможностей дополнительного образования является весьма актуальным,так как основное предназначение учреждений дополнительного образования- удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Кроме того, значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно является мощным средством формирования мотивации развития личности. В процессе такого образования открываются большие возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка,что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностных достоинств, расширяется культурное пространство самореализации личности ребенка, стимулируется его стремление к творчеству. Увлеченность совместным творческим делом и общность интересов воспитанника и педагога в сфере дополнительного образования создают основу интенсивного и целенаправленного процесса формирования гуманистических ценностных ориентации.
Органическое сочетание в системе дополнительного образования различных видов досуговой деятельности с формами образовательной деятельности позволяет решать проблему занятости детей в свободное время, сокращая тем самым число детей девиантного поведения, рост детской безнадзорности, негативные явления в детской, подростковой и молодежной среде.
Вместе с образовательными школами учреждения дополнительного образования детей составляют разноуровневую и целостную образовательную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках социокультурного и образовательного пространства страны. Таким образом, дополнительное образование ориентированно на:
-динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для реализации жизненного пути;
-стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способности к самостоятельному решении возникающих проблем и постоянному самообразованию;
-активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;
-обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение его с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку им тех или иных действий, ситуаций и соответственное построение своего поведения;
-новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к многообразию и овладение специализированными языками наук в малых группах исследователей;
преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания детей и развитие всего многообразия форм их жизнедеятельности.
Школа и учреждения дополнительного образования взаимодополняют и взаимообогощают друг друга. Поэтому педагогический процесс в учреждениях дополнительного образования происходит в форме поиска решений как отдельных, так и извечных общечеловеческих проблем. Результатом этого становится жизнетворчество, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно -важных целей.
Одной из сущностных характеристик дополнительного образования является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей. Развивая дополнительное образование общеобразовательные учреждения взаимодействуют с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики.
Источник
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Токсабаева Оксана Игоревна
Педагог дополнительного образования
Кружок «Журналистика»
Еще Абай Кунанбаев в свое время заметил, что«дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает».
Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение.
Как справедливо подчеркивает Глава государства Н.А. Назарбаев: «Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее». Такой подход, безусловно, верный, учитывая современные тенденции, когда все мировое сообщество остро нуждается в поколении молодых, грамотных, конкурентоспособных, морально-нравственных граждан, способных подсказать правильные пути решения проблем, вывести общество из социально-экономического, политического, нравственно-идеологического кризиса.
Мы уверены, что каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, на учебных занятиях в школе, а еще тогда, когда дети самостоятельно решают чем заниматься, с кем быть и какими быть. В такие минуты они наиболее социально значимо раскрываются, реализовывают свою индивидуальность. Такую возможность детям представляет внешкольная деятельность: различные секции, кружки, студии по выбору и т.д.
Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополнительного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности.
Следовательно, школа и организация дополнительного образования должны создавать условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Создание системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развивать творческие способности у детей.
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ с учетом интересов личности ребенка.
На наш взгляд система дополнительного образования детей должна реализовывать следующие задачи:
развивать творческие способности и творческую активность учащихся;
развивать познавательные интересы;
формировать мотивацию успеха;
создавать условия для самоутверждения и самореализации личности;
создавать условия для всестороннего развития личности.
Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности.
Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельности.
Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное образование. Искусство, художественное творчество позволяют предать детям духовный опыт человечества, способствующий восстановлению связей между поколениями. Учреждения дополнительного образования детей художественной направленности (музыкальные школы, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют воспитанию творческой личности, помогают развивать коммуникативные качества, умение выразить себя.
Организация научно-технического творчества приобщает ребенка к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изобретательством. Как правило, занятия техническим творчеством развивают интеллект, воспитывают в ребенке такие качества, как усидчивость, дисциплинированность, интерес к точным наукам.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни.
Одним из основных направлений в системе дополнительного образования детей по праву является развитие детского туризма и краеведения. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество – все это и многое другое становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины.
Немаловажен тот факт, что дополнительное образование оказывает существенное влияние на процесс самоопределения ребенка, так как в системе дополнительного образования дети получают основательную допрофессиональную подготовку, хорошо ориентируются в мире профессий. В числе профессий, которые дети хотели бы приобрести в будущем, на первом месте – юрист, врач, журналист, музыкант.
Кроме того, большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе цену, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более всего во взаимоотношениях с окружающими они ценят доброжелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки.
Все вышесказанное позволяет констатировать:
чем дольше ребенок занимается в системе дополнительного образования детей, тем выше выражены у него познавательные интересы;
чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу;
чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собственный успех и тем выше процент детей, определивших на данном этапе выбор как своей будущей профессии, так и жизненного пути в целом.
И в качестве заключения я бы хотела процитировать слова замечательного мыслителя, человека с большой буквы, нашего земляка Ахмета Байтурсынова, которые как нельзя лучше подходят для жизненного кредо учителя: «Если для народа главное богатство – здоровье, главные богатства для души – знания и искусство. Только при их помощи народы находят свое место в рядах цивилизации. Главная задача – дать знания молодежи, научить ремеслу, дать им профессию».
Список использованной литературы:
1.Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, №9. 2.
2.Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: «ВЛАДОС», 2000. 5. Клайберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001
3.Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей – потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 282-287.
Источник