Дополнительное образование как средство развития творчества ребенка

Дополнительное образование как средство развития творчества ребенка thumbnail

Ольга Александровна Давляева
Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей

Современное образование ставит задачу развития творческой личности, способной определить своё место в обществе и ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Развитие таких способностей актуально в условиях дополнительного образования. Ведь самой целью дополнительного образования: является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействие самоопределению их как личности, привлечение к здоровому образу жизни. А для достижения этой цели необходимо развитие творческих способностей, которые определяют успешность творческой деятельности личности. Именно в детском возрасте человек имеет большие возможности для их развития. Наиболее эффективно можно использовать этот потенциал в младшем школьном возрасте.

При создании условий для развития способностей к творчеству изменяется восприятие ребёнком окружающего мира, у него появляется больше возможностей для осуществления идей. Он учится видеть проблему, применять свои знания и умения в различных ситуациях, найти что-то новое в уже известном.

Дополнительное образование расширяет пространство, где дети имеют возможность развивать творческую активность, реализуют невостребованные основным образованием качества, могут выбирать содержание и форму занятий.

В учреждениях дополнительного образования детям предоставляется возможность заниматься творчествомв различных направленностях: художественной, технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической. В соответствии с интересами и возможностями, они могут заниматься исследовательской работой, спортом. Здесь созданы условия, благоприятные для развития творческих способностейкаждого обучающегося: комфортная психологическая обстановка, свобода в выборе деятельности, доброжелательная помощь взрослых, возможность самостоятельного решения задач.

Ребёнок, который смог раскрыть свои способности и реализовать их, более приспособлен к жизни в обществе. Используя цивилизованные средства, он стремится достичь поставленных целей.

Публикации по теме:

«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная.

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей
Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.

Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей
Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные.

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии
Из опыта работы. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность.

Мастер-класс для педагогов  «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей»Мастер-класс для педагогов  «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей»
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание.

Предметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольниковПредметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольников
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они успешно произрастают» Г. Нейгауз. Всем известно и доказано учёными,.

Презентация «Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»
«Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»Побирей Е. Н воспитатель МДОАУ ДС №14 г. БлаговещенскСЛАЙД 1 Тема.

Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зави-сит от взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Роль занятий по декоративно-прикладному искусству в развитии умственных способностей ребёнка.
Система дополнительного образования играет серьезную роль в воспитании активной и всесторонне развитой личности. Широкие возможности дополнительного.

Технология тестопластики в развитии художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Тема проекта «Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Кильчицкая.

Источник

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ВДОХНОВЕНИЕ» ГБО СОШ №11 г. КИНЕЛЯ

 «Дополнительное образование как средство поддержки и развития творческого потенциала обучающихся»

 Выполнила: Мирошниченко  Наталья Александровна,

методист  СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля Самарской области

2014г.

Введение

Теоретическое обоснование.

Изучение педагогического опыта деятельности учреждений дополнительного образования детей Российской Федерации подтверждает, что целью их деятельности является обновление содержания дополнительного образования и поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся.

Известно, что можно выделить два уровня способностей:

  • репродуктивный;
  • творческий.

Ребенок, находящийся на первом уровне, быстро овладевает определенной деятельностью и осуществляет ее по образцу. На втором уровне учащийся создает новое, оригинальное при помощи самостоятельной деятельности.

Говорить о развитии личности можно только тогда, когда она проявляет себя в креативной (творческой) деятельности.

 Творчество проявляется в какой-либо деятельности. Вне деятельности не может быть творчества. С. Рубинштейн отмечал: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть направлением его деятельности можно определить и формировать его самого… В творчестве созидается и сам творец». (С. Рубинштейн. Принципы творческой самодеятельности./ Вопросы психологии. – 1986. – №4. – с. 106). Из сказанного выше ясно, что творчество – особенного рода сверхдеятельностное отношение субъекта к миру и к себе самому, отношение ко всему сущему, как могущему быть иным.

В соответствии с этим творческая деятельность – поиск оригинальных решений поставленной задачи. Творческой деятельностью, пишет Л.С. Выготский, мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно – будет ли это вещью мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, расширяющая пределы человеческих возможностей.

Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала создать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. (Философский словарь).

Читайте также:  Сенситивный период для развития памяти у ребенка

Творчество, по замечанию Л.С. Выготского, есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Творчество, как считает Н.В. Кларин, способность образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели, направленность на достижение творческого результата.

Исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, склонность и умение фантазировать, способность человека направлять свою внутреннюю энергию на решение каких-либо проблемных задач, способность самостоятельно ставить новые задачи.

«Деятельность учащихся, когда они в процессе работы что-то изменяют, дополняют, комбинируют, делают «открытие для себя», представляет собой творчество» (Развитие технического творчества младших школьников. Книга для учителя./Под ред. П.Н. Андрианова, Н.А. Галагузовой. – М.: Просвещение, 1990, с. 10).

Проблема. Противоречия.

Работа с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. В практике  работы с одаренными детьми, как правило, основное внимание уделяется детям, в той или иной  степени уже проявившими свои способности. Но существуют и нереализованные возможности, лежащие в основе одаренности, имеются у каждого ребенка, очень большая часть детей с непроявленными или скрытыми способностями оказывается вне внимания специалистов и поэтому не получает необходимой для развития помощи и поддержки.

Цель: выявление, поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся СП ДОД «Вдохновение», их самореализация, профессиональное самоопределение в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов.

Ожидаемые результаты:

  1. созданные условия для выявления, поддержки и развития творческого потенциала обучающихся СП ДОД «Вдохновение»

Критерии оценки результатов:

  1. положительная динамика количества участников, победителей и призеров конкурсов, выставок, соревнований и пр. различного уровня
  2. разработка и апробация новых программ для работы с одаренными детьми
  3. увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы

СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля  предоставляет   каждому  ребенку  возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей, создает условия для  достижения  обучающимися  успехов безотносительно к уровню успеваемости  по обязательным учебным дисциплинам.  

               Индивидуально-личностная основа деятельности нашего учреждения позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области, формирование  практических действий на пути к мастерству.

                 Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из  направлений работы СП ДОД «Вдохновение».

Главными принципами создания благоприятных условий для развития способностей ребенка являются:

  • забота о душевном состоянии ребенка;
  • выявление творчески мыслящих и одаренных детей;
  • установление доверительных отношений с ребенком, подростком, с семьей воспитанника;
  • снятие депрессивного состояния;
  • организация ребенку «ситуации успеха»;
  • осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка;
  • влияние на разумную организацию досуга;
  •  включение обучающихся в различные виды полезной   деятельности;
  • возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление

Условия успешной работы с одаренными  обучающимися

  1. Постоянное совершенствование методической системы.

 В работе с педагогами  используются  следующие формы методической работы: обучение через курсы повышения квалификации,  методическое объединение педагогов, тематические педсоветы,  практические  и теоретические семинары, круглые столы, авторские семинары, открытые занятия, творческие недели,  индивидуальные консультации.  Развивается школа передового опыта, школа молодых педагогов, наставничество,  самообразовательная деятельность педагогов.

  1. Включение в работу с одаренными детьми в  первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами- это должен быть  компетентный  специалист, с творческим началом, педагог,  стремящийся к  интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работающий  над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

Система работы СП ДОД «Вдохновение»

Развитие творческого потенциала  обучающихся  предполагает системную работу.

Такая система условно   включает в себя  3 уровня:

1  уровень. первоначальный   уровень.  

Он  реализуется  в практических видах деятельности,  у обучающихся формируется  интерес к выбранному предмету,  ребенок приобретает   знания,  овладевает  умениями   и навыками ,  достаточными  для самовыражения на данном уровне.  Этот уровень предполагает  педагогическую диагностику, выявление склонностей  и способностей  обучающихся.

Этот уровень обеспечивает широкий охват детей и  подростков  дополнительным образованием.

 2 уровень. Уровень специализации.

Обучение на этом уровне ведется по предметной системе с преподаванием теории и истории изучаемой  образовательной области. Уровень предполагает  глубокую  заинтересованность обучающегося  предметом,  ребята познают широкий спектр способов творческой деятельности, углубляют свой социальный опыт.

3 уровень.   Работа  с одаренными детьми

Этот  уровень  предполагает индивидуальную, дифференцированную работу педагога  с обучающимися;  совместную   продуктивную   и творческую   деятельность;   проектную деятельность  обучающихся.

             На  каждом  из  уровней  обучающиеся   имеют возможность поучаствовать в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях.  От уровня к  уровню  изменяется и  уровень  конкурсов, выставок  и соревнований – от учрежденческих и городских  до областных, всероссийских и международных.

                      Таким образом,  данная система обеспечивает доступность дополнительного образования для детей с различным уровнем развития и способностями.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Безусловно,  функционирование такой  системы  работы с  детьми  удается наладить  творческим  педагогам,  которые реализуют   долгосрочные дополнительные  образовательные  программы.

Читайте также:  Моторное развитие ребенка 5 лет это

Сравнительный анализ достижений обучающихся СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля за 2 года

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

Всероссийский уровень

Областной

уровень

Окружной

Уровень*

Международный  уровень

Всероссийскийуровень

Областной

уровень

Окружной

Уровень*

Лауреаты

5

8

1 место

2

6

6

7

12

6

2 место

2

5

1

1

6

8

3  место

2

9

7

2

8

1

4 место

1

5 место

2

Благодарственное  письмо

1

7

2

2

10

3

Сертификат участника

1

2

12

11

6

10

15

Диплом участника

5

6

1

2

итого

18

35

29

24

8

56

33

Как видно из приведенной таблицы,  работа  системы  развития творческого потенциала обучающихся СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля  достаточно   успешна.  

Мы гордимся успехами наших воспитанников, но самое главное для нас – передать им мастерство, научить общаться, уважать  друг друга.  Некоторые наши воспитанники выбирают профессии, схожие  по профилю с тем, чему они обучались в наших объединениях. Но даже если ребенок выберет совершенно иную профессиональную область, знания и умения, которые он получил  в учреждении дополнительного образования,  останутся   с ним на всю жизнь.

Таким образом, дополнительное образование  увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность,  педагоги дополнительного образования помогают  обучающимся реализовывать свои личностные качества,  демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Обучающиеся клуба славянской культуры «Добрыня»- призеры международной олимпиады боевых искусств «Восток-Запад»

Обучающийся объединения «Художественная обработка дерева»  Глебов Константин – победитель городского конкурса «Талантливые дети- 2012» в номинации «Культура и искусство»

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991
  2. Развитие технического творчества младших школьников. Книга для учителя./Под ред. П.Н. Андрианова, Н.А. Галагузовой. – М.: Просвещение, 1990,
  3. С. Рубинштейн. Принципы творческой самодеятельности./ Вопросы психологии. – 1986. – №4.
  4. Система работы с одаренными детьми: опыт и перспективы: сборник материалов под ред. Т.И. Кобелевой – Самара: ООО «Артель», 2011

Источник

Школьная пора – это не только уроки, оценки, экзамены. Это еще и время становления личности, творческого развития, поиска, самоутверждения. На мой взгляд, именно дополнительное образование совместно  со школой   способно предоставить максимум возможностей для самоопределения школьника.  В период обучения в школе важно сформировать у школьников такие качества личности как ответственность, умение отслеживать свою точку зрения, проявление деловой активности, умение сотрудничать.  

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в   самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.    Система дополнительного образования является важным условием для развития личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций. Социальная адаптация, социализация, психологическая поддержка, четкая организация свободного времени, ситуации успеха и многое другое, что в полной мере предоставляет система дополнительного образования детей, неизмеримо важны в жизни каждого ребенка.  В условиях дополнительного образования дети развивают свой творческий потенциал и адаптируются в современном обществе.

Другая важная роль дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения.

       Дом детского творчества  создает юному человеку условия для личностного развития личности, творческих способностей, дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути.  Мы стремимся к тому, чтобы каждая минута, проведенная ребенком у нас, дала ему как можно больше нового, полезного, интересного. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Мы увеличиваем пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. У нас   ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, посещая детское объединение Дома детского творчества, он может оказаться в числе лидеров. Педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного».

      Обучение в объединениях осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам. Выбор образовательных направленностей и программ осуществляется с учетом запросов детей, родителей, социального заказа социума.  Посещая Дом детского творчества, ребенок сам  определяет  собственный образовательный путь.

        Мы предоставляем возможность обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической, социальной деятельностью, исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

     Программы художественно-эстетической  направленности направлены на развитие творческого потенциала ребенка, его фантазии, творческого воображения и художественного вкуса.

   Программы  краеведческой направленности дают возможность    обучающимся лучше узнать свой родной край, историю, культуру, приобщаться к исследованию родного края в разных формах – от простейших описаний до серьезных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность, развивать свои творческие способности. Сейчас мы работаем над созданием мини- музея.  Обучающимися детского объединения «Исток»  проводились экскурсии, посвященные  воинам –землякам Великой отечественной войне.

   Реализация программ социально-педагогической  направленности предусматривают развитие интереса к   здоровому образу жизни с осознанием противостояния вредных привычек, а также        способствует  воспитанию воли, настойчивости  в преодолении трудностей, приучает детей к взаимопомощи, честности, справедливости.

Читайте также:  С какого возраста начинать заниматься развитием ребенка

  Программы эколого-биологической направленности расширяют и углубляют знания обучающихся по   экологии,  способствуют формированию экологической культуры.      

     Выстроена   система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. Нами      разработана и реализуется программа «Одаренные дети».

  Программа предусматривает создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки способных и талантливых детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

   По работе с одаренными детьми   сложилась определенная система работы. Педагогами создается творческая атмосфера, которая создает ситуацию успеха. На первом этапе работы на основе наблюдений, опросов, интервью педагоги изучают интересы ребенка, его увлечения, необычные способности, выявляют способных и талантливых детей в разных видах деятельности.  

На следующем этапе работы педагоги с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов развивают и углубляют способности одаренных детей.   В процессе работы с одаренными детьми педагоги применяют разные формы работы:

– познавательно-развивающие мероприятия,

– учебно-исследовательскую деятельность,

– творческие конкурсы, соревнования, фестивали,

– конференции,

– выставки декоративно-прикладного творчества.

    Одной из форм работы с одаренными детьми является проведение  научно- практической конференции обучащихся  НОУ «Поиск»  , в которой ежегодно принимают участие не только обучающиеся Дома детского творчества, но и учащиеся образовательных учреждений: школы №1, Гимназии, Л-Меликовской , Налимовской, Путиловской.  В этом году проведена 11 научно-практическая конференция. Лучшие работы рекомендуются на участие в областной  научно-практической конференции НОУ «Поиск»,  где к сожалению ребята отказываются принимать участие из-за оплаты (одна работа стоит 550 руб.) и учебно-исследовательской конференции «Сохранение культурного и природного наследия»,    где ребята  занимают призовые места. В этой конференции по участию и по победителям  лидирует Гимназия.

Личность одаренного ребенка формируется не только через включение их в разнообразную деятельность объединений,  но и вовлечение их в культурно-массовые, воспитательные мероприятия, праздничные программы. Всего в этом учебном году проведено     ……….           различных мероприятий, среди них:  …………….

   Мероприятия дают представление о творческих возможностях обучающихся,  помогают раскрытию юных талантов и решают задачи по художественному воспитанию детей и подростков, а также целенаправленной организации их досуга.  

  Действует банк данных «Одаренные дети». На сегодняшний день в банк данных занесено 84 обучающихся. На каждого заведена карта личности одаренного ребенка. Ведется мониторинг результативности работы с одаренными детьми.

  Учреждения дополнительного образования являются той средой для детей, где они могут выявить и развить свои способности, таким образом, подготавливаясь к будущему профессиональному выбору.    

Проблема профессионального выбора не перестает быть актуальной для подростков. Определяя свой жизненный путь, многие из них испытывают серьезные трудности, связанные с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины этого в том, что большая часть старшеклассников не имеет четкого представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказывается не в состоянии оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности, соотнести предъявляемые той или иной сферой профессионально.

 Для того чтобы профориентационная  работа носила целенаправленный характер  был разработан проект «Мир профессий».   Цель проекта: помощь в профессиональном самоопределении  старшеклассников, повышение престижа рабочих профессий.  

     Проект     направлен на ознакомление с рабочими профессиями,  такими как  тракторист-машинист сельско-хозяйственного производства, сварщик, газосварщик, слесарь по ремонту сельско-хозяйственных машин и оборудования, повар, кондитер. Данных специалистов выпускает Называевский аграрно-индустриальный техникум.   В рамках  проекта совмещены различные формы профориентационных мероприятий  для учащихся образовательных учреждений  Называевского муниципального района.

Для обучающихся  нашего района социальным ориентиром может является  Содружество детских общественных объединений «Аист», которое уже более пятнадцати лет помогает в личностном становлении, реализуя самые разнообразные виды школьной деятельности. Непосредственно этот процесс проходит через реализацию   программы «Аист-территория детства». Разнообразный спектр деятельности РСДОО «Аист»   позволяет найти дело по душе каждому  ребенку, участвовать в акциях, программах, мероприятиях разной направленности, в том числе и экологической.

 В процессе работы   практически каждый ребенок получает возможность для проявления личной инициативы, что способствует формированию и становлению активной социальной и гражданской позиции, развитию творческих способностей, самопознанию и саморазвитию.   

 Направления реализуются через различные формы работ, предложенные Содружеством. Все задания пробуждают интерес к общественной работе, развивают и поощряют инициативу, развивают творческий потенциал подростка, воспитывают гражданскую ответственность и патриотизм, милосердие, способствуют формированию толерантности в современном многонациональном государстве, интерес к проблемам общества, активной социальной позиции в обществе. Кроме того, помогают подросткам самореализоваться и  самоутвердиться среди сверстников.

Предлагаемые формы работы дают возможность выбора для ребёнка того вида деятельности, где он может быть успешным, где может реализовать свой творческий потенциал.  

   Миссия дополнительного образования состоит в максимальном привлечении школьников в специально организованную, благоприятную среду в свободное от школы время. Решая данную проблему, мы стремимся помочь ребенку на начальном этапе выявить способности, которые помогут ему самоопределиться и занять свое место в социуме. Для решения данной задачи проводим Дни открытых дверей, организуем работу в  учебное и     каникулярное время,     Немаловажно отметить, что успех таких мероприятий зависит от партнерских отношений между педагогами школ и дополнительного образования: только единая цель и взаимодействие могут дать хорошие результаты.

Источник