Дополнительное образование как средство развития ребенка

Дополнительное образование как средство развития ребенка thumbnail

Дополнительное образование дошкольников по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, создает равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. 

Задачами дополнительного дошкольного образования детей являются:

– индивидуализация личности;

– развитие творческих способностей;

 – приобщение детей к человеческим ценностям;

 – развитие нравственных качеств, формирование патриотических чувств;

– воспитание доброжелательных отношений, уважения к старшим;

 – формирование культурного поведения.

Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели. Мы согласны с компетентным мнением таких видных ученых как Е.Б. Владова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, которые  обосновывают следующие идеи: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность свободного самоопределения и самореализации; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование дошкольников способствует: – развитию индивидуальных способностей детей дошкольного возраста; – развитию эстетического, культурного, художественного, музыкального, спортивного воспитания детей дошкольного возраста; – оздоровлению детей; – развитию психологического воспитания; – оказание коррекционной помощи детям дошкольного возраста.

Зачастую дополнительное образование рассматривают только как некий придаток к основному образованию, выполняющему функцию расширения возможностей образовательных  стандартов. Однако это узкое понимание дополнительного образования, т.к. не учитывается его основное предназначение: удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Дополнительное образование можно отнести к сферам наибольшего благоприятствования для развития личности каждого ребенка, так как оно ориентировано на: раскрытие ценностно-смысловых компонентов мира и развитие самодеятельности детей; на раскрытие личностных интересов и склонностей; на построение пространства саморазвития, на индивидуализацию, воспитание свободной, самобытной личности; на поливозрастное образование, личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития. В дополнительном образовании ребенок получает возможность развивать себя как индивидуальность и вместе с тем осваивать богатства культурного опыта. Предмет или сфера деятельности в дополнительном образовании «приближается» к ребенку. Ему дают возможность определить собственный образовательный путь, что по сути дела означает, что педагог, приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия реализации собственных интересов, развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей. Таким образом,  можно подчеркнуть, что дополнительное образование является эффективным средством реализации индивидуальных способностей дошкольников. Чтобы это стало более понятно рассмотрим, что же входит в понятие «индивидуальность».

Понятие «индивидуальность» выражает особую форму бытия индивида, в рамках которой он  обладает внутренней целостностью и относительной самостоятельностью, что дает ему возможность активно проявлять себя в окружающем мире в соответствии со своими потребностями, задатками и способностями. В психологии под «индивидуальностью» понимают психологическую неповторимость человека, проявляющуюся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.  В философии наиболее полно понятие «индивидуальность» трактуется как особая форма бытия в обществе, в рамках которого человек живет и действует как автономная и неповторимая система, сохраняя свою целостность в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений. Индивидуальности невозможно обучить, и ее невозможно воспитать – она рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он сталкивался бы не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников), но и со своими собственными , преодолеть притягательность которых намного сложнее.

Таким образом, стоит отметить,  что каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых не возможна по-настоящему полноценно развитая личность. Ребенок с самого раннего возраста должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишний (на вырост), а актуальной – здесь и сейчас информацией. Это вызывает необходимость поддержки развития и реализации потенциала конкретного ребенка безотносительно какого бы то ни было заранее установленного (программой, условиями, запросами и требованиями взрослых, общественными стереотипами) идеала.

Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие, тогда как в стандартизированном общем образовании обучение является ведущим. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Князева О.Л., Маханёва М.Д., Стеркина Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1984.

3. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательского поведения у детей: автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2002.

4. А.В. Запорожец, Я.З.Неверович,  А.Д. Кошелева. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.

5. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6. Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (любое издание).

9.Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. – М., “Просвещение” 2015

Источник

Гришаков Д. Ю.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц».

Дополнительное образование как система развития

способностей детей.

Возрастные изменения в развитии личности – есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. В условиях обучения и воспитания детей они оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваивать способы предметных и познавательных действий, эмпирические и теоретические знания, но и быть психологически включенными в саму учебную деятельность, то есть сознательно овладевать теми способами учебных действий, которые изменяют и развивают их познавательные способности. Младшие школьники уже могут развивать свои способности и те личностные качества, которые лягут в основу развития их познавательной активности и как следствие повлияет на успешность в учебной деятельности.

Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

– естественное стремление школьников к познанию;

– положительное отношение к учебе;

-активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата; – проявление воли в процессе овладения знаниями.

Но не всегда общеобразовательные учреждения в состоянии создать необходимые условия для развития всех этих компонентов в должной степени, тогда как учреждения дополнительного образования (УДО), имеющие в своей основе принципы добровольности, выбор условий обучения, возможность более активного взаимодействия с педагогами и сверстниками, обладают дополнительными резервами для развития всех основных характеристик познавательной активности практически любого ребенка.

С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся.

Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.

Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей, а также дальнейшей их социализации в обществе.

Дополнительное образование как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений о самом себе и об окружающем мире. Свобода выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия решений в выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает в профессиональной ориентации.

Основное внимание в системе дополнительного образования детей сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развития видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы; совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации.

Дополнительное образование индивидуализирует образовательный путь ребенка в рамках единого социо-культурного и образовательного пространства страны. Отсюда вытекают требования к ориентации программ дополнительного образования детей на:

– динамичность образовательного процесса как социального явления;

– стимулирование творческой активности ребенка, развитие его способностей к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;

– активное усвоение содержания образования, прогнозирование его применения в различных ситуациях;

– обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение этого опыта с исторически сложившейся системой ценностей;

– самостоятельную оценку ребенком тех или иных действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего поведения.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся – телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью, в этом случае, становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало. Такой подход требует от учреждения дополнительного образования (УДО) достижения своих целей в обучении и развитии учащихся и развития самого себя как субъекта развивающегося образования.

Социальная функция УДО направлена на удовлетворение:

а) социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке

культуры, образования и здоровья населения);

б) родительского спроса (представления о том, что необходимо или что

недостает их ребенку: занятость по времени, предпрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, решение проблем неполной семьи, престижность занятий, здоровье);

в) детского спроса – удовлетворение потребности познавательного и личностного развития (общение, досуг и времяпровождение), детский спрос динамичен, поскольку он меняется в ходе развития ребенка;

г) экономического спроса – возможность заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т.д.) для взрослых и предпрофессиональная подготовка для детей;

д) правоохранительного спроса – профилактика девиантного и асоциаль-

ного поведения детей.

Психологическая функция УДО:

а) развивающая – создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умений и навыков). Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в УДО и в плане развития, и в плане самоутверждения;

б) социализирующая – общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе – попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий;

в) компенсаторная – психологическая компенсация неудач в семье, в школе

г) релаксационная – возможность отдохнуть от жесткой регламентации

поведения в семье и в школе;

д) консультационная – для педагогов, родителей и детей.

Образовательная функция УДО:

а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополни-

тельным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений;

б) профессиональное самоопределение и преддверие профессионального

образования (например, дизайн-студия, фотостудия, авиа-, авто-, судомоделирование);

в) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес каждого ре-

бенка.

Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность педагогу не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу – процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка.

Для УДО характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим различиям, как явные и потенциальные (скрытые) способности, возраст, мотивы, физические возможности, гендерные (социально-половые) и другие стороны индивидуального развития. Это предъявляет к организации учебно-воспитательного процесса в УДО особые требования.

Учебные программы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже не могут быть ориентированы строго на определенный вид и уровень развития способностей учащихся Напротив, они должны создавать условия и для развития детей, как с проявившимися и достаточно развитыми способностями, так и для проявления способностей у детей, которые еще “не нашли себя”, не проявили своих интересов и способностей.

Ведущими для раскрытия и всестороннего развития творческих возможностей ребенка являются три основных фактора: познавательная, личностная, творческая активность. Имеющийся в литературе коллективный психологопедагогический опыт показывает, что наилучший успех в обучении и социальном развитии учащихся может быть достигнут лишь тогда, когда учебная программа и методы ее реализации соответствуют интеллектуальным и творческим потребностям этих детей, а также особенностям их личностного развития.

Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей, личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.

Попробуем выделить некоторые подходы к содержанию и методике учебно-воспитательной работы с учащимися детского объединения дополнительного образования.

Особое место занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия.

Рассмотрим подробнее каждую из названных форм работы.

Комплектование состава детского объединения: этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий – организацию рекламы, запись, организационное собрание и оформление необходимой документации.

Первые занятия: каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, так как они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, поскольку складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям. В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:

1) создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;

2) познакомить ребят с учреждением, детским объединением, с образовательной программой, правилами работы;

3) получить необходимую информацию друг о друге, выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;

4) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.

Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Здесь можно использовать целый ряд игр (“Снежный ком”, “Расскажи мне о себе”, “Мое самое любимое” и др.).

На данном этапе педагог определяет причины, побудившие каждого из детей записаться в данное творческое объединение.

Второй этап занятия – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:

• разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержания его образовательной программы;

• описание содержания и результатов первого года занятий;

• объяснение основных этапов овладения мастерством;

• рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников;

• рассказ о традициях творческого объединения.

В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения). Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях объединения, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в домашнем быту, в лагере, во дворе и т.д.

Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:

• выставка детских творческих работ;

• стенгазета или рукописный журнал;

• альбом-летопись детского объединения;

• фотографии, слайды и видеофильмы;

• награды детского объединения и его воспитанников;

• выставка книг и периодической печати;

• информационный стенд.

Следующий этап занятия – выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:

• тесты или тестовые задания;

• викторины, конкурсы и соревнования;

• познавательные игры;

• выполнение практической работы или творческого задания.

Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:

• внесения корректив в образовательную программу;

• разработки индивидуальных заданий;

• объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.

Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.

Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:

• обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;

• самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;

• обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;

• выбор детского актива;

• распределение разовых и постоянных поручений.

Результатом этого этапа занятия является:

– создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;

– понимание детьми взаимной ответственности;

– включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;

– начало работы по формированию системы детского самоуправления.

Следующий этап занятия – собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.

Что касается методов обучения, то их можно классифицировать по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра. На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), тестирование. На этапе проверки полученных знаний – зачет, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, соревнование.

Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей), и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.

Развитие системы дополнительного образования детей невозможно без серьезного концептуального программно-методического обеспечения деятельности как всего блока дополнительного образования детей, так и деятельности каждого творческого объединения. Цели и задачи последних должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы. Дополнительные образовательные программы должны, с одной стороны, компенсировать недостатки школьного образования, а с другой – учитывать его достоинства. Поэтому педагоги дополнительного образования при разработке своих авторских программ должны познакомиться с содержанием тех учебных предметов, которые больше всего могут быть связаны с содержанием его дополнительной образовательной программы. Это может стать хорошей основой для совместной творческой работы с учителями-предметниками.

Дополнительные образовательные программы нового поколения должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой детей или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытого типа, т.е. ориентированными на расширение, определенное изменение с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования. На их основе можно выстраивать работу, которая будет отвечать социальнокультурным особенностям того или иного региона, традициям и условиям конкретного образовательного учреждения, возможностям и интересам различных групп обучающихся, их родителей, педагогов.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

Источник