Дополнительное образование как ресурс развития ребенка

Дополнительное образование как ресурс развития ребенка thumbnail

Фадиенко Евгения Владимировна

учитель начальных классов АОУМ ОСОШ №2

с.Омутинское, Тюменской области

Дополнительное образование как ресурс удовлетворения образовательных потребностей детей с разными образовательными возможностями

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: оно все больше нуждается в неформальном дополнительном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Парадокс заключается в том, что сам термин “дополнительное образование” до сих пор не имеет строгого научного определения и даже толкования, не нашел он своего места и в новой “Российской педагогической энциклопедии”. И это не удивительно: педагогика дополнительного образования детей только создается, в силу чего практикам во многих вопросах приходится разбираться самостоятельно. Обычно термином “дополнительное образование детей” характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает добровольно сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями в свободное время. Здесь одновременно происходит его обучение, воспитание и развитие. По своему «местоположению» в системе образования это та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.

Сегодня в Российской Федерации насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, но, кроме самостоятельных учреждений, дополнительное образование осуществляют детские дошкольные, общеобразовательные учреждения, гимназии, лицеи, колледжи, детские дома. Всего дополнительным образованием занято около 10 млн. детей в возрасте от 6 до 18 лет, при том, что по данным Госкомстата на 2001 г. число детей школьного возраста в РФ составляло 38,7 млн. человек. Следовательно, при всем благополучии дополнительным образованием занято около трети детей. А остальные – 2/3? Есть дети, которые категорически не хотят заниматься организованно в студиях, секциях, группах, кружках. Означает ли это, что такие дети остаются без воспитания?

И можем ли мы соединить воспитание со словом «дополнительное», в каком бы контексте оно не употреблялось? Это принципиально.

Да, образование может быть дополнительным.

В словарном понимании слова “дополнительный” (дополнительное) существует две отличающиеся интерпретации:

1) дополнительное – это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;

2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому ребенку ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, разным материалом и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения необходимого. В этом смысле существует объективная зависимость дополнительного образования от основного и заключается она в определении государством того содержания образования, которое является основным (общим и обязательным).

Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое, но многогранное развитие личности, раскрытие ее способностей, ранняя профориентация происходит именно в дополнительном образовании. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом – смысл дополнительного образования: оно дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Дополнительное образование нельзя рассматривать как ‘довесок’ к базовому: оно является самостоятельной образовательной сферой, которая дополняет, т.е. делает полным, доводит до полного, образование личности, ставя перед собой цели удовлетворения не столько общего социального заказа (его выполняет в разноуровневых вариантах основное образование), сколько персонифицированного (личностно ориентированного). И потому система дополнительного образования с ее разнообразием образовательной среды, с отработанными механизмами социального выравнивания возможностей для получения образования является зоной наибольшего благоприятствования для развития личности, ее задатков и способностей.

Читайте также:  Контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений

Занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.

В связи с тем, что значительная часть дополнительных образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников, у детей формируются практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Дополнительное образование, если оно становится значимым фактором школьной жизни, играет огромную роль и в деле формирования детского школьного коллектива, традиций школы, благоприятного социально-психологического климата в ней. Дело в том, что на основе различных направлений творческой деятельности в системе дополнительного образования создается большое количество детских объединений, не связанных напрямую с учебной деятельностью и неоднократно перемешивающих всех учеников. Это создает благоприятные возможности для расширения поля межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплочения детей в единый школьный коллектив.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система внеурочной занятости детей, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для учащихся интересной и полезной.

В 2012 – 2013 учебном году в соответствии с образовательными запросами учащихся и их родителей, возможностями школы в программу дополнительного образования включены кружки, которые дополняют образовательную программу по учебным предметам, а также расширяют её:

– кружок «Знайка»

– кружок «Страна дорожных законов»

– кружок «Подвижные игры народов моего родного края»

– кружок «Хоровое пение»

– кружок «Декоративно- прикладное искусство»

– кружок «Театральный «Друзья Петрушки»

– кружок «Выбор»

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. А организация дела зависит, в конечном счете, от самих педагогов и администрации школ.

Работа кружков и объединений строится в соответствии с разработанными учебными программами. Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Обязательно использование дифференцированного подхода к организации учебной деятельности в объединении: вовлечение каждого ребенка в деятельность, поддержка талантливых и одаренных детей.

Современное молодое поколение неравнодушно к образованию, но хотело бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Да и многие учителя понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Объединениями дополнительного образования в нашей школе руководят профессионалы. Их задача – помочь ребенку выявить свой талант, увидеть ступени собственного развития и обрести уверенность в своих силах, найти свое призвание.

Главной ценностью для педагога дополнительного образования детей является РЕБЕНОК, его ЛИЧНОСТЬ и ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Все кружки и секции осуществляют свою деятельность на протяжении всего учебного года, начиная с 17 сентября по 15 мая, в режиме пятидневной недели. Наиболее распространенной формой проведения занятий является кружок (группа), студия, мастерская. В работе объединений могут принимать участие и родители.

Читайте также:  Ноотропы в развитии речи ребенка

В образовательном процессе дополнительного образования используются различные формы организации деятельности детей: аудиторные занятия, практикумы, учебная игра, презентации, защиты проектов; групповые и индивидуальные занятия. Педагоги ориентируются на потребности, интересы детей, ищут те формы организации, которые актуальны и наиболее эффективны.

Подведение итогов, аттестация учащихся проводится в апреле-мае. В качестве форм подведения итогов обучения используются: презентации творческих работ, защита проектов, соревнования, концерты, выставки, открытые занятия, зачеты, олимпиады, турниры, конкурсы, игры, викторины.

Источник

16.05.2015

педагог дополнительного образования

Дополнительное образование на сегодняшний день является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества, так как органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие интеллектуально-творческой личности ребенка.
Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития.
Целью дополнительного образования является развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности. Таким образом, в основе дополнительного образования лежат две ценности: свобода и интерес.

Оценить


1883

Содержимое разработки

Замостьянова Елена Владимировна

«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Дополнительное образование на сегодняшний день является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества, так как органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие интеллектуально-творческой личности ребенка.

Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития.

Целью дополнительного образования является развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности. Таким образом, в основе дополнительного образования лежат две ценности: свобода и интерес.

Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает и поддерживает развитие.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

Добровольность выбора ребенком сферы деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями.

Многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка. Дополнительное образование детей разнонаправлено и вариативно. К числу наиболее перспективных направлений дополнительного образования детей относятся следующие: научно-техническое, эколого-биологическое, культурологическое, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое.

Личностно-ориентированный подход к ребёнку. В группах 10 – 15 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования.

Создание «ситуации успеха» для каждого. В процессе такого образования возможно создание «ситуации успеха» для любого ученика, что благотворно сказывается на воспитании его личностного достоинства.

Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности.

Признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении.

Все вышеизложенные особенности системы дополнительного образования детей позволяют ей быть разноуровневой, мобильной, динамичной и открытой.

Учреждение дополнительного образования детей представляет собой особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта.

Дополнительное образование формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается ребенок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его интеллектуальных и творческих способностей. Здесь каждый ребенок может найти дело по душе, по интересу. Какой бы направленности не были студии или кружки, работа их отталкивается от интереса к делу, развивает трудолюбие, без которого невозможно достичь результата, вместе с тем раскрывает и творческий потенциал ребенка. Педагог дополнительного образования «ведет» ребенка по индивидуальному образовательному маршруту с учетом его способностей и возможностей.

Читайте также:  Энциклопедия раннего развития ребенка скачать бесплатно

Дополнительное образование является единым пространством для интеллектуального и творческого развития обучающихся.

Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает искать, изобретать. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Интеллект и творчество – то, что необходимо каждому человеку в любой ситуации в постоянно меняющемся мире. Интеллект, как форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивает возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Развитие творческих возможностей формирует способность личности осознавать проблемы и противоречия, привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи.

Интеллектуальная деятельность и творчество – два сопутствующих и дополняющих друг другу процесса в дополнительном образовании.

Существует одно распространенное заблуждение: большинство людей уверено в том, что способность к творчеству – качество врожденное, она или есть сама по себе, или ее нет, и не будет. Другое дело – интеллект, его можно и нужно развивать. Между тем, исследования психологов показывают, что все обстоит прямо противоположным образом. Это интеллект – врожденное качество, зависит от генов, возможно, от особенностей внутриутробного развития, но корректировке поддается слабо. Показывает человек определенный уровень интеллектуального коэффициента в детстве – примерно такой же показатель будет у него и в молодости и в зрелом возрасте, практически независимо от уровня полученного образования и рода деятельности.

А вот творчество и креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким родился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. Но у этой медали и светлая сторона: если творчество так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, ее можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют, пишут бизнес-план или готовятся к уроку.

Создание условий для интеллектуальной и творческой деятельности является одним из принципов реализации личностно-ориентированного подхода в системе дополнительного образования.

Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребёнку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку всем обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития.

Дополнительное образование детей в Краснодарском крае в последние годы становится приоритетным направлением образовательной политики края, неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса всех типов образовательных учреждений, что позволяет создавать разноуровневую и целостную образовательную систему, решить задачу преемственности содержания различных видов образования с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

Литература

Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для вузов/ Гуревич П.С. – М., 2004. – С. 16.

Дайлидене, В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей: Дис. … канд. пед. Наук. – Оренбург, 2004 – С. 3-4

Зайкина В.Л. Роль педагога дошкольного образования в развитии творческих способностей детей // Дополнительное образование и воспитание – 2011 – №1 – С. 48

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.

Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Дополнительное образование и воспитание – 2011 – №1 – С. 37

Дополнительное образование: проблемы и перспективы: Тезисы докладов I Всероссийской заочной научно-практической конференции / Отв. ред. Н.Д.Наумов. — Нижневартовск: НГГУ,2011. — 98 с.

https://dopedu.ru/

https://dop-obrazovanie.com/images/logo.png

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки

Источник