Дополнительное образование как пространство развития активности ребенка

Дополнительное образование как пространство развития активности ребенка thumbnail

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

· создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее осво­ения, педагога;

· многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

· личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

· личностио-ориентированный подход к ребенку, созда­ние «ситуации успеха» для каждого. В центре дополни­тельного образовательного процесса находится кон­кретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности. Для этого педагог дополнительного образования стремится получить детальную информацию об индивидуальных особенностях, потребностях, интересах, склонностях каждого ребенка, его уровне интеллектуальной, эмоционально-ценностной, трудо­вой и физической подготовки; психофизиологических качествах личности, а также о микросреде сверстников, где вращается ребенок, его семье и т.д.;

· создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

· признание за ребенком права на пробы и ошибки в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопреде­лении;

· применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им до­полнительной образовательной программы (вида дея­тельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулирова­ли бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка

В 1992 г. в соответствии с Законом Российской Федера­ции «Об образовании» эта форма образования была включена в более широкую область – дополнительное образование детей как вариативная часть общего образования, целена­правленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Причем надо иметь в виду, что наряду с дополнительным об­разованием детей в образовательном пространстве по прежнему существует внеурочная работа (работа классного руко­водителя по организации воспитательного процесса в рамках коллектива своего класса), внеклассная работа (орга­низация воспитательного процесса в рамках школы), вне­школьная работа (организация воспитательного процесса с коллективом класса или школы вне рамок школы). Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное – по выбору, по характеру, «по душе».

Личность формируется в постоянной деятельности, преодолении себя, в переживаниях горя и радости, в сопричастности к общению, большому настоящему делу. Между тем, многим детям в развитии их творческих способностей, самореализации в школьные годы мешают определенные трудности в общении (низкий уровень коммуникативности), отсутствие усидчивости, сложности в учебе.

В данной ситуации есть два пути решения проблемы: либо махнуть на такого уча­щегося рукой, навесив на него соответствующий ярлык: («трудный ребенок», «неуспевающий» и т.п.), либо поста­раться увлечь его интересным делом с учетом его желаний, возможностей, потребностей. И через это увлечение помочь ребенку обрести уважение окружающих, чувство собственного достоинства, развить его мотивацию к зна­ниям, активной творческой деятельности.

Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельно­сти. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное образование. Искусство, художественное творчество позволяют предать детям духовный опыт человечества, способствующий восстановлению связей между поколениями.

Учреждения дополнительного образования детей художественной направленности (музыкальные школы, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют вос­питанию творческой личности, помогают развивать коммуникативные качества, умение выразить себя. Организация научно-технического творчества приоб­щает ребенка к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изо­бретательством. Как правило, на станцию юных техников приходят ребята, которые мечтают стать летчиками и космонавтами, моряками и автомобилистами, изобретателя­ми и радистами и т.п. Занятия техническим творчеством развивают интеллект, воспитывают в ребенке такие качества, как усидчивость, дисциплинированность, интерес к точным наукам.

Эколого-биологическое дополнительное образование детей направлено на развитие интереса ребенка к изучению биологии, географии, экологии и других наук о Земле. Изучая мир флоры и фауны, исследуя окружающую среду, ребенок учится искусству ощущать себя частью природы, нести ответственность за все, что происходит вокруг. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни. А эта задача является приоритетной как для школы, так и для семьи.

Развитие детско-юношеского спорта должно осуществляться не только за счет увеличения количества спортив­ных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреж­дениях образования, по месту жительства. Одним из основных направлений в системе дополнительного образования детей по праву является развитие детского туризма и краеведения. Свыше миллиона детей и подростков участвуют в реализации целевой программы туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество».

История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество – все это и многое другое становится предметом познания де­тей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины. В послед­ние годы заметно возросло число «школ выживания», где ребята приобретают необходимые знания и практические навыки поведения в экстремальных ситуациях.

В ходе модернизации российского образования активизировалась роль дополнительного образования в реше­нии проблем профильного обучения учащихся. Исследо­вания показали, что девочки в большей степени стремятся получить художественное образование, особенно их при­влекает музыка и вокал (50,9%), хореография (30,9%), прикладное творчество (29,1%), на втором месте – спорт (25,5%).

Среди мальчиков наибольшей популярностью пользуются занятия техническим творчеством (33,3%), спортом, музыкой и информатикой.

Кроме того, дополнительное образование оказывает существенное влияние на процесс самоопределения ребен­ка. Самоопределение наиболее значимо в подростковом и старшем школьном возрасте, так как наличие возрастных особенностей приводит к тому, что дети особенно остро переживают конфликт между своими желаниями и воз­можностями их удовлетворения, что характеризуется про­явлением типичных личностных реакций: активным про­тестом, стремлением подражать избранному образцу, на­стойчивым желанием добиваться успеха именно в той об­ласти, где он не чувствует себя уверенно, стремлением ос­вободиться от опеки, контроля со стороны старших. Эти проявления являются нормальными возрастными особен­ностями, которые, однако, при неблагополучных условиях (как внешних, так и внутренних) могут перерастать в ак­центуации характера и усиливаться вплоть до психичес­ких расстройств при неправильном воспитании, вести к различным формам отклоняющегося поведения. Одной из причин, порождающих такую ситуацию, является совре­менная социальная ситуация развития детей, когда они порой лишены возможности обсуждать остро волнующие их проблемы, связанные с особенностями и потребностя­ми возраста; часто им недоступна информация о том, как преодолеть стресс, конфликт, кризис и т.д.

Читайте также:  Здравствуй малыш развитие ребенка от рождения до трех месяцев

Большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе це­ну, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более все­го во взаимоотношениях с окружающими они ценят доб­рожелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки. Все вышесказанное позволяет констатировать:

· чем дольше ребенок занимается в системе дополни­тельного образования детей, тем выше выражены у не­го познавательные интересы, тем более он уверен в правильности собственного выбора сферы приложения творческой активности;

· чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу;

· чем больше ребенок ориентирован на семью, а члены семьи являются для него образцом для подражания, тем шире ребенок представляет свои возможности в разви­тии творческих способностей и самоопределении;

· чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собственный успех и тем выше процент детей, определив­ших на данном этапе выбор как своей будущей профес­сии, так и жизненного пути в целом.

Каковы же особенности личности педагога дополни­тельного образования, играющие большую роль в воспитании, творческом развитии ребенка и процессе его само­определения? Он отличается стремлением к сочетанию профессиональных знаний с высоким уровнем культуры и специфической направленностью личности.

Такой педагог может рассматриваться как субъект развивающей деятель­ности, а его психолого-педагогическая компетентность и эмпатийность – как единство личностных и профессио­нальных компонентов педагогической деятельности. Кроме высокого профессионализма, он должен обла­дать свободой от стереотипов и педагогических догм, спо­собностью к творчеству, широкой эрудицией, высоким уровнем психолого-педагогической подготовки, высокой культурой и гуманными установками по отношению к людям, в особенности к детям.

Одна из главных отличительных черт такого педагога – наличие стремления пони­мать и принимать ребенка таким, каков он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности в осуществлении педагогического процесса, обучать, опи­раясь на сильные стороны каждого ребенка. Установлены профессионально значимые психологи­ческие характеристики личности педагога как субъекта развивающей деятельности. Это: степень включенности в развивающее педагогическое пространство, направлен­ность на успех ребенка, склонность замечать в людях доброе, хорошее, способность реализовывать субъект-субъектные отношения.

В работе педагога дополнительного образования мож­но выделить три необходимых фактора, оказывающих существенное влияние на процесс воспитания, творческого развития личности ребенка и его самоопределения: вос­питывающая среда – речевая, поведенческая, зрительная и др.; деятельность воспитывающего характера, проникнутая глубоким нравственным содержанием; социальные и личностно-значимые отношения, в которые вступает личность в процессе своего участия в деятельности.

Основные принципы взаимодействия педагога и обучающегося:

 – поддерживать в ребенке его достоинства и позитив­ный образ «Я»;

– говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

– отмечать сдвиги в личностном росте посредством с равнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;

– не навязывать ребенку вопреки его желанию способы деятельности и поведения;

– принимать и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы, качества.

Воздействуя на ребенка таким образом, педагог разделяет с ним ответственность за творческое развитие его личности, за изменения в его внутреннем мире (в мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях, действиях и т.д.). Особенности личности педагога дополнительного образова­ния, знания, отношение к делу, к учащимся, методическое мастерство во многом определяют успех в реализации воспитательного потенциала дополнительного образования детей.

Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях:

· свободный выбор сфер и видов деятельности;

· ориентация на личностные интересы, потребности, способности,

· возможность свободного самоопределения и самореализации;

· единство обучения, воспитания, развития;

· практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Пространство дополнительного образования способно: создать условия для усвоения молодежью социального опыта, соответствующего образу жизни данной социальной группы, которая реализует определенную социокультурную функцию через осуществление какой-либо социальной деятельности; оказать индивидуальную педагогическую помощь в преодолении трудностей; помочь в ориентации на общие и дифференциальные социокультурные ценности; содействовать в самоопределении по отношению к исполнению социокультурной функции и к интеграции в определенное социокультурное сообщество (А. В. Мудрик).

Работа учреждений дополнительного образования, клубов по месту жительства получила новый импульс в своем развитии. Данные учреждения рассматриваются как важные социальные институты, способные удовлетворить многообразные социальные потребности молодежи, создавая условия для общения и социального самоопределения, развития практических и познавательных навыков, лидерских качеств, социально-психологической поддержки молодежи по месту жительства.

Поэтому актуальным в настоящее время является подход, рассматривающий работу учреждений дополнительного образования, клубов по месту жительства с точки зрения социального обслуживания молодежи. Данная постановка вопроса приобретает актуальность в связи социальными проблемами молодежи: дефицитом мест для общения и встреч молодежи; безнадзорности и наркомании; отсутствия свободного доступа в молодежные учреждения; необходимости социального патронажа и поддержки молодежи.

Для решения этих проблем учреждения дополнительного образования и клуб по месту жительства могут осуществлять следующую деятельность: · разработку и реализацию концепции, воспитательных программ для подростков, молодежи, студентов в единстве с социально-досуговым, психологическим и образовательным компонентом; · определение основных критериев оценки деятельности с точки зрения реализации социальных программ; · отработка режима работы в вечернее время и в выходные дни; · разнообразные виды кружковой деятельности, различные формы социально-психологической, реабилитационной работы; · организация досуговой деятельности, которая может существовать в виде нерегламентированной подростковой и молодежной субкультуры; · создание на своей базе общественной молодежной организации.

Современная образовательно воспитательная система дополнительного образования, укрепление и развитие функциональных связей и контактов учреждений образования с центрами дополнительного образования, социокультурными и социально педагогическими структурами – все это ведет к созданию научно-обоснованное пространство дополнительного образования, которая будет способствовать развитию социальной активности личности молодого человека

Источник

Дополнительное образование как пространство

успешной социализации воспитанников

Современное российское общество не является однородным, оно представлено различными социальными группами. Одну из таких групп составляют дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые требуют особого внимания.

Среди множества проблем, связанных с воспитанием детей этой категории не последнее место занимает подготовка их к самостоятельной жизни, их выход в социум.

Обращаю ваше внимание на данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

– ежегодно из детских домов России во взрослую жизнь выходят около 20 тыс. чел., из них:

Читайте также:  Психологическое заключение на ребенка с отклонениями в развитии

– 40 % в первые же годы попадают в тюрьмы;

– 35% становятся бездомными;

– 10 % кончают жизнь самоубийством;

– и только 15 % – « условно успешные», среди которых алкоголики, проститутки и просто безработные, весь « успех» которых лишь в том, что они не доставляют особых хлопот государству.

По- настоящему же успешных – доли процента ( 2-4%).

Как видим, данные Генеральной прокуратуры подтверждают наличие серьезной проблемы в подготовке выпускников детских домов.

Если взять данные по – нашему детскому дому, они естественно лучше. По –настоящему к успешным мы относим 30- 35 % выпускников.

В Конвенции ОНН о правах ребенка указывается на особенное внимание к подготовке детей, утративших родительскую опеку, к самостоятельной жизни.

Работая над данной проблемой, педагогический коллектив нашего д дома определил следующие задачи:

– обеспечить успешную социализацию воспитанников;

– формировать ( обогащать) их социальный опыт ( хотя их опыт не всегда положительный);

– направить воспитание на поддержку успешной социализации.

Для реализации данных задач мы используем такие ресурсы детского дома как:

– освоение знаний, умений, опыта в процессе овладения дополнительными образовательными программами в системе нашего дополнительного образования и школы;

– участие в различных массовых детдомовских, школьных, городских, областных, всероссийских мероприятиях;

– подготовка к участию и непосредственное участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, тематических выставках;

– обеспечение дальнейшего творческого роста.

Хочу акцентировать ваше внимание на то, что именно дополнительное образование детского дома стало ключевым звеном в формировании юного гражданина, в его социализации, развитии его творческих способностей. Оно обладает огромным потенциалом воспитательных возможностей, имеет возможность формировать и развивать личностные качества ребенка.

В чем же заключается сущность успешной социализации? Мы считаем:

-в потребности личности в саморазвитии и самоактуализации;

– в готовности к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора;

– в успешной презентации индивидуальных способностей;

– в комфортности в межличностных отношениях;

– в общей и коммуникативной культуре;

– в гражданской зрелости и нравственной устойчивости.

И здесь на первый план выходит процесс воспитания. Мы должны рассматривать ВОСПИТАНИЕ как процесс управления социализацией личности, включающий в себя:

– сопровождение процесса социализации личности ребенка;

-его поддержка в процессе социализации на основе индивидуализации;

– предупреждение и преодоление барьеров социализации личности воспитанника.

Но по своей сущности эти процессы различны.

ВОСПИТАНИЕ – это целенаправленный процесс, дискретный, т.е. прерывный , потому что осуществляется в семье ддома, в общеобразовательной школе, в системе дополнительного образования. Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания.

А СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это процесс непрерывный, осуществляется всю жизнь, начиная с рождения и не прекращается на протяжении всей жизни, но в тоже время стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сферах не оставляют нас равнодушными, мы не можем

« отгородиться» от них.

А. В. Мудрик обращает внимание на две разные формы социализации, которые не противоречат друг другу:

это – АДАПТАЦИЯ к определенным социальным условиям и не адаптация к среде, и ИНТЕГРАЦИЯ в определенную среду. И пока среда стабильна ( например, среда ддома) ребенок чувствует себя вполне комфортно в ней. А нестабильность среды, мы знаем, приводит к стрессовым ситуациям, к жизненным трагедиям.

ИНТЕГРАЦИЯ- это форма взаимодействия индивида с социальной средой. Она предполагает, что:

– человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора;

– человек способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ и НАСТОЙЧИВОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ и ГОТОВНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯМ немыслимы без ценностной установки, предполагающей ответственность за нравственно ценный выбор средств достижения цели.

Отсюда вытекают ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ, которые определяют СОДЕРЖАНИЕ и НАПРАВЛЕННОСТЬ всего процесса социализации, которые наиболее успешно могут быть решены на определенном возрастном этапе, средствами конкретной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей детей, с учетом ресурсов программ, тематических мероприятий, участия в конкурсах, различными формами работы:

1.ФОРМИРОВАНИЕ у ребенка таких качеств, как «ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ». Это качество формируется уже в раннем возрасте, в начальной школе благодаря тому, что педагог, воспитатель не ограничиваются тем, что называют цель предстоящей деятельности, а задают вопросы: « Зачем мы это будем делать?» « Для чего?» « Для кого?» и т. д.

» РАБОТОСПОСОБНОСТЬ»- это качество ведь тоже не сразу развивается.

» УСИДЧИВОСТЬ» , СТАРАТЕЛЬНОСТЬ, АККУРАТНОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ ДОВОДИТЬ НАЧАТОЕ ДО КОНЦА.

» КОЛЛЕКТИВИЗМ», ГОТОВНОСТЬ к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимной поддержке, самостоятельность, общественная активность, коммуникативные качества в общении, взаимодействии, проявление самостоятельности.

. « СТРЕМЛЕНИЕ « познать себя, свои потенциальные возможности, определить путь жизненного и профессионального самоопределения.

2.СОЗДАНИЕ каждому ребенку, подростку ситуации успешности. А для этого- включение ребенка, подростка в ту деятельность, которая позволяет ему самореализоваться, почувствовать себя значимым.

И созданная нами система дополнительного образования помогает изучить и развивать интересы, способности, склонности наших воспитанников, дает возможность прикоснуться к азам будущей профессии. Ибо правильно сделанный подростковый выбор является началом пути к ценности, самореализации, психологическому, материальному благополучию в будущем. Успешное самоопределение –это активная, творческая .счастливая жизнь.

Социальная адаптация детей- сирот – это успешное усвоение ими ролей в системе общественных отношений.

Дети – сироты получают социальную помощь государства как бы авансом. Задача общества состоит в том, чтобы вырастить из них полноценных здоровых граждан, привить им профессиональные и различные жизненные навыки, которые облегчат последующую социальную адаптацию.

Мы все знаем, как сложно дается нашим детям процесс социализации.

Основными и общими проблемами наших воспитанников являются: – негативизм (бессмысленное противостояние)

– конформность ( подверженность влиянию)

– социофобия ( навязчивый страх в социально-значимых ситуациях)

– инфантильность

В основе большинства проблем лежит сенсорная недостаточность-депривация.

Каждый воспитанник как правило отягощен целым рядом негативных или несформированных качеств и характеристик личности.

Самая же большая проблема наших детей-невозможность иметь равные условия с «домашними» детьми.

Здесь имеются ввиду и фактор личного пространства, и психологические проблемы, связанные с оторванностью от родных (или с их отсутствием), с регламентированным распорядком дня. Все это вносит в жизнь ребенка некоторые ограничения, а значит неудовлетворенность, нереализованные желания и стремления.

Именно депривация, как следствие «деформации» детства, приводят к школьной дезадаптации, основанной на неуспешности в учебе, и, далее, к потере интересов и ориентиров в жизни и поиску неадекватных способов самоутверждения.

Читайте также:  Собственная активность ребенка как условие развития его психики

Чтобы корректировать поведение наших воспитанников, успешно их социализировать ,мы в своей практике воспользовались реализацией известного концептуального подхода к развитию и социализации личности с помощью вовлечения их в насыщенную, интересную, разнообразную работу дополнительного образования детского дома ( фото доп. обр.). В детском доме созданы очень интересные творческие студии.

Это заслуга педагогов дополнительного образования, очень интересных людей, которые неформально относятся к своим задачам.

Дополнительное образование направленно на построения особого личностно-ориентированного процесса воспитания, когда целью являются не внешние результаты, хотя и они важны, а внутренние изменения, происходящие в ребенке, его сознании, его самооценки. Уменьшение контингента детей позволяет охватить вниманием каждого, осуществить индивидуальный подход, помочь выстроить ему свое будущее.

Продуманная системная творческая работа в рамках дополнительного образования, мы считаем, способствует успешности социализации наших воспитанников, формированию профессионального самоопределения, подводит воспитанников к взвешенному, самостоятельному выбору своей профессиональной деятельности.

В современных условиях проблемы профориентации детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей детерминированы как объективными, так и субъективными факторами. Объективно ускоряются темпы развития рыночных отношений, обостряются конкурентные отношения, возникают кризисные явления, ослабляющие социальную защищенность различных категорий населения, прежде всего детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей.

Условиями конкурентоспособности детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является востребованная профессия, социально- трудовая компетентность, адаптивность.

Всем известно, что воспитанники детских домов имеют поверхностное, идеализированное представление о той или иной профессии. Часто их суждения основываются на внешних атрибутах, количестве зарабатываемых денег. Выбирая профессию, неадекватно оценивают свои способности и возможности.

.

А доп.образование представляет широкий спектр занятий по интересом, дает возможность прикоснуться к азам будущей профессии.

Вот перед вами детское кафе.

Прекрасно оборудовано детское кафе, где наши воспитанники занимаются освоением искусства кулинарии.

Кулинария-искусство приготовления пищи. «В здоровом теле-здоровый дух!» – говорили древние, здоровье и настроение, готовность трудиться –вот чему способствуют занятия кулинарией.

Умение красиво подать блюдо, правила сервировки-воспитывают эстетический вкус.

Мы наблюдаем, как, навыки и умения закладываются на занятиях по кулинарии. Вы видите: воспитанники учатся искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, выставкам, готовить разные закуски, салаты. Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается возможность готовить и интересные информационные материалы , они пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой. Владения кулинарии требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям. Полученные знания- это первый шаг к выбранной профессии. И как результат наши выпускники овладевают данной профессии(фото). А Каталевский Валентин, выпускник 2015 г.-собирается посвятить свою жизнь именно профессии повара.

А вот вы видите наших детей на занятиях хореографии.

Хореография-это движение, а движение-это, как известно, жизнь. Она вдохновляет, она характеризует, развивает, она делает красивыми!

Осознавать свои действия, поступки, уметь контролировать себя, свое эмоциональное состояние, быть внимательным к себе-вот что мы наблюдаем у наших танцующих детях.

Дети счастливы и радуются по- новому и малым своим победам-удавшемуся шпагату ,отработанному трюку, получившемуся виртуозному перевороту.

А если есть успех и желание двигаться дальше, значит, будут и большие победы, и не только в стенах детского дома, но и самостоятельной жизни.

Вот Матюшина В., Лысенко Ан.-выпускницы( фото), продолжают овладевать профессиональными навыками в «Шахтинском музыкальном колледже».

А вот мы в швейной мастерской.

Наша мастерская-эта одна из ступенек подготовки воспитанников к трудовой деятельности, которая дает широкий выбор направлений и возможностей участия в деятельности детей с различными интересами.

Дети получают возможность заниматься новым делом, осваивая навыки организации труда.

На протяжении всей своей работы с детьми в детском доме, мы стремимся привлекать детей к творческой деятельности, научить их видеть прекрасное в обыденном, сделать что-то самостоятельно, своими руками.

Занимаясь в швейной мастерской наши воспитанники учатся выполнять различные швейные работы: ремонтировать одежду, шить, успешно участвуют в выставках, ярмарках-продажах.

Тем самым мы формируем у них практические умения и навыки, умение ориентироваться в направлениях современной моды и профессиональном самоопределении. Овладение азами швейного дела стало для Лысенко Алены, Уразовой М., Уразовой Е. первой ступенькой к их профессиональной самореализации и социальной независимости в будущем. Сейчас они продолжают учебу в техникуме дизайна и сервиса г.Шахты и в ДГТУ, усиленно овладевая выбранной профессии. Вот, что они говорят: (фото- высказывания).

(фото).

Вы, проходя по детскому дому видели художественные изделия наших воспитанников, они украшают холлы, спальни, весь детский дом. Аппликации, вышивки, куклы, мягкие игрушки, сувениры-вот небольшой пример того, чем занимаются наши дети в свободное от занятий время. Занимаясь в различных кружках, дети раскрывают свои способности, учатся конструировать, создавать своими руками нужные людям вещи. Но самое главное заключается в том, что пробуя себя в разных делах, они находят дорогу к выбору профессии.

А это залог успешной социализации и адаптации воспитанников-выпускников нашего детского дома, чтобы они стали полноценными гражданами своей страны, стали полезными в современном обществе.

И мы делаем все для создания оптимальных условий для личностного развития воспитанника и его социальной адаптации. Администрация и весь коллектив сотрудников создают благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие умственному, эмоциональному, физическому развитию личности ребенка, формированию веры в свои собственные силы.

МЫ стараемся мотивировать их на успех, стремиться к саморазвитию,чтобы воспитанник, выйдя за стены детского дома, не стал нытиком, просителем, завистником, несамостоятельным инфантильным слабаком, не был рабом обстоятельств, чтобы он мог с достоинством справиться с любыми трудностями, найти разумный выход из любой жизненной ситуации.

Данная система работы дает свои результаты:

  1. У детей повысился уровень знаний о профессиях, о сферах деятельности, где будут востребованы эти профессии. Ребята знают об учреждениях начального профессионального образования и правила приема в них, 80% определяется с выбором будущей профессии и целенаправленно готовятся для поступления.

  2. Повысился уровень мотивации к занятиям в системе доп.образования, 90% воспитанников с интересом их посещают.

  3. Дети активно участвуют в конкурсах разного уровня: школьных, домовских, областных.

  4. Социально-психологический климат доброжелателен, комфортен, каждый воспитанник занимает благоприятную социальную позицию.

Все это залог успешной социализации наших воспитанников.

Источник