Дополнительное образование как фактор развития личности ребенка
Дополнительное образование детей
как фактор развития личности
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Дополнительное образование – особое образовательное пространство, осваиваемое учащимися с учетом их интересов и потребностей.
Оно существует не для того, чтобы давать им, детям, дополнительную специальность. А для того, чтобы образовывать их в дополнение к тем знаниям, умениям и навыкам, которые они получают в школе.
Дополнительное образование детей в его новом качественном состоянии по праву рассматривается как важнейшая составляющая единого образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, и нуждается в постоянном внимании и поддержке как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Дополнительное образование детей, как правило, в значительной мере осуществляется специалистами, мастерами своего дела, увлеченными своей профессией, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, – результативность.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования гражданских позиций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Бездарных людей не бывает. В каждом ребенке есть способности. Важно заметить эту искорку и дать ей разгореться. Счастливы те родители, которые вовремя это сделали и привели малыша в Дом детского творчества, где опытные педагоги помогут ему раскрыться творчески и реализовать свои незаурядные способности.
Сила и привлекательность системы дополнительного образования детей в их непохожести на школу – обязательную среду обитания современного ребенка. В системе дополнительного образования сочетаются различные виды человеческой жизнедеятельности: обучение, общение, занятие «любимым делом», отдых, развлечение, творчество, праздник.
Сегодня наш Дом творчества представляет собой многопрофильное учреждение дополнительного образования, которое отличается гибкостью, дифференциацией образовательных программ, методов обучения и воспитания. Это не только место получения знаний, но и место, где осуществляется процесс формирования ценностей, норм и правил человеческого общежития.
Основная цель деятельности учреждения: формирование духовно богатой, физически здоровой, социально активной творческой личности ребенка через организацию дополнительного образования детей и подростков, осуществление мер по созданию условий для работы молодежных и детских общественных объединений, развитие творческих способностей детей и молодежи, а также их культурного досуга.
В 2018 году государственной системе (внешкольного) дополнительного образования детей исполнится 100 лет. Это достойная дата и большой праздник для миллионов детей, их родителей и педагогов.
Сегодня мы не можем говорить о дополнительном образовании, не упоминая об основных столпах системы, на которых она держится и развивается. Это, конечно же, педагоги. Удивительные мастера своего дела, Мастера с большой буквы, умеющие организовать теплую душевную атмосферу занятий, передающие тепло сердец, свое мастерство из рук в руки, как крупицы самого дорогого.
Если соединить все тропинки наших направлений, то получится большая дорога жизни, дорога добра и света, на которую вышли сотни талантливых воспитанников учреждения.
А компасом, указывающим путь в будущее, служит сплоченная команда талантливых педагогов, которая ведет своих воспитанников в удивительный мир острова детства. И если ты – капитан, значит, несешь ответственность за выбранный маршрут.
Миссия Дома детского творчества – создание воспитательно -развивающего пространства, способствующего раскрытию творческого потенциала ребенка, создание Дома радости для детей.
Дом, наш любимый детский дом. Он, как человек, он любит, когда в нем много народу, весело и шумно. Мы хотим, чтобы Дом творчества всегда оставался местом, где очень часто улыбались взрослые и постоянно звучали радостные детские голоса.
Главное – помочь ребятам найти себя в этой жизни, выбрать дело по душе, определить свой образ жизни, создать условия самовыражения.
В нашем Доме творчества будущие хозяйки могут выбрать себе по душе кружки декоративно-прикладного искусства: вязание, вышивка, научатся шить прекрасные мягкие игрушки, мордовские куклы, которые всегда привлекают внимание и радуют глаз. Девочки приобщаются к труду, приобретают необходимые для жизни навыки и умения.
С ними работают педагоги – рукодельницы: Бурлакова Г.Н., Горелова Л.Н., весь свой багаж знаний и умений они всецело передают детям, используя различные формы и методы работы по развитию таланта и творчества воспитанников, совершенствуя и перерабатывая содержание учебных программ, а также разрабатывая собственные – авторские.
Ежегодно работы детей представляются на районных и республиканских выставках народного творчества. Неоднократно детские труды отмечались грамотами.
На кружках технического творчества дети учатся выполнять аппликации, поделки из соломки, соленого теста, папье – Маше, изучают основы начальное технического моделирования.
С большим удовольствием дети и подростки занимаются в кружках художественно – эстетического творчества. Особенно популярны кружки этого направления: ВИА «Лидер», сольное пение, юный гитарист, танцевальный, клуб досуга, студия изобразительного искусства «Юный художник», фольклорные коллективы, кукольный театр и др.
По этому направлению работают педагоги – талантливые от природы сами и умеющие увлечь своих воспитанников: А.И.Замотаев –Е.К.Федосова, Ю.В.Ощепкова, и др.
Удивительным украшением любой выставки детского творчества и всего нашего учреждения являются работы пейзажей, натюрмортов, ИЗО – студии «Юный художник». Здесь творят фантазеры и умельцы талантливого педагога и мастера красок и цвета – Чикарева Т.Г., Недякина Н.А.
На базе ДДТ работают методические объединения старших вожатых и заместителей директоров по воспитательной работе школ района, классных руководителей, на заседаниях которого обсуждаются важные и острые проблемы воспитания и планирования воспитательной работы в школе.
Дом детского творчества является координатором работы детских общественных объединений и организаций в школах райцентра и района.
Районный Дом детского творчества является организатором проведения всех районных конкурсов, праздников, акций, фестивалей детского творчества. Ежегодно проводится большое количество районных мероприятий по разным направлениям деятельности и интересам школьников интеллектуального, познавательного и развлекательного характера.
Важным направлением деятельности ДДТ является патриотическое воспитание школьников. В каждой школе района действуют отряды поисковиков и юнармейцев, работающие по программе Движения юных патриотов.
Одна из приоритетных задач ДДТ – работа с одаренными детьми. В районе разработана и реализуется программа «Одаренные дети Ельниковской земли». С целью поддержки наиболее талантливых и одаренных детей, занимающихся в различных детских объединениях, секциях, кружках и достигших высоких результатов в учебной, исследовательской, творческой, спортивной, общественной деятельности в районе проводится отборочный тур программы, победители которого принимают участие в республиканском конкурсе Международного форума «Одаренные дети».
Воспитанники и творческие коллективы Дома творчества -постоянные участники республиканских фестивалей детского и народного творчества «Шумбрат, Мордовия», «Пластилиновая ворона», выставок народно-прикладного искусства, за что не раз отмечались дипломами фестивалей и конкурсов.
Меняется мир, меняемся мы, но сегодня с уверенностью можно сказать, что неизменным остается главное – преданность своему делу – воспитанию детей.
Юбилей … 100 лет дополнительному образованию – это веха, когда надо остановиться, оглянуться, увидеть самое ценное, яркое и уверенно шагать вперед в будущее. За эти годы немало поколений прошло через внешкольные учреждения. Мы – педагоги, дети и родители вместе продолжаем строить свой Дом, где каждый чувствует себя причастным к сегодняшней яркой и насыщенной жизни единого коллектива.
И не смотря на все те большие трудности, которые переживает сегодня система дополнительного образования, мы полны энергии, творческих сил, оптимизма, за нами традиции воспитания, профессиональный опыт педагогов, с нами любовь наших детей.
Источник
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Токсабаева Оксана Игоревна
Педагог дополнительного образования
Кружок «Журналистика»
Еще Абай Кунанбаев в свое время заметил, что«дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает».
Перспективы развития нашей страны во многом определяются тем, каким вырастет подрастающее поколение.
Как справедливо подчеркивает Глава государства Н.А. Назарбаев: «Воспитание детей – это огромные инвестиции в будущее». Такой подход, безусловно, верный, учитывая современные тенденции, когда все мировое сообщество остро нуждается в поколении молодых, грамотных, конкурентоспособных, морально-нравственных граждан, способных подсказать правильные пути решения проблем, вывести общество из социально-экономического, политического, нравственно-идеологического кризиса.
Мы уверены, что каждый ребенок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одаренности. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, на учебных занятиях в школе, а еще тогда, когда дети самостоятельно решают чем заниматься, с кем быть и какими быть. В такие минуты они наиболее социально значимо раскрываются, реализовывают свою индивидуальность. Такую возможность детям представляет внешкольная деятельность: различные секции, кружки, студии по выбору и т.д.
Известно, что примерно 70% детей не имеют ярко выраженных склонностей к какой-либо деятельности. В данной ситуации родители, учителя, педагоги дополнительного образования могут и должны помочь ребенку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности.
Следовательно, школа и организация дополнительного образования должны создавать условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Создание системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развивать творческие способности у детей.
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ с учетом интересов личности ребенка.
На наш взгляд система дополнительного образования детей должна реализовывать следующие задачи:
развивать творческие способности и творческую активность учащихся;
развивать познавательные интересы;
формировать мотивацию успеха;
создавать условия для самоутверждения и самореализации личности;
создавать условия для всестороннего развития личности.
Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни. Кроме того, разнопрофильность кружков создает условия для разностороннего развития личности.
Современная система дополнительного образования готова предложить ребенку широкий выбор образовательных программ по различным видам творческой деятельности.
Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей является художественное дополнительное образование. Искусство, художественное творчество позволяют предать детям духовный опыт человечества, способствующий восстановлению связей между поколениями. Учреждения дополнительного образования детей художественной направленности (музыкальные школы, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют воспитанию творческой личности, помогают развивать коммуникативные качества, умение выразить себя.
Организация научно-технического творчества приобщает ребенка к кропотливой самостоятельной творческой работе, связанной с научно-техническим прогрессом, изобретательством. Как правило, занятия техническим творчеством развивают интеллект, воспитывают в ребенке такие качества, как усидчивость, дисциплинированность, интерес к точным наукам.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни.
Одним из основных направлений в системе дополнительного образования детей по праву является развитие детского туризма и краеведения. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество – все это и многое другое становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины.
Немаловажен тот факт, что дополнительное образование оказывает существенное влияние на процесс самоопределения ребенка, так как в системе дополнительного образования дети получают основательную допрофессиональную подготовку, хорошо ориентируются в мире профессий. В числе профессий, которые дети хотели бы приобрести в будущем, на первом месте – юрист, врач, журналист, музыкант.
Кроме того, большинство детей, занимающихся дополнительным образованием, считают себя самостоятельными, они более уверенно ощущают себя в любом обществе, знают себе цену, у них адекватная оценка себя и окружающих. Более всего во взаимоотношениях с окружающими они ценят доброжелательность, справедливость, внимание, помощь и поддержку, проявления любви, умение и желание прощать недостатки.
Все вышесказанное позволяет констатировать:
чем дольше ребенок занимается в системе дополнительного образования детей, тем выше выражены у него познавательные интересы;
чем шире и разнообразнее интересы ребенка, тем более он альтруистичен и готов принести пользу обществу;
чем больше занятость детей вне школы, тем более они самостоятельны, тем более оптимистично они смотрят в свое будущее, тем более они ориентированы на собственный успех и тем выше процент детей, определивших на данном этапе выбор как своей будущей профессии, так и жизненного пути в целом.
И в качестве заключения я бы хотела процитировать слова замечательного мыслителя, человека с большой буквы, нашего земляка Ахмета Байтурсынова, которые как нельзя лучше подходят для жизненного кредо учителя: «Если для народа главное богатство – здоровье, главные богатства для души – знания и искусство. Только при их помощи народы находят свое место в рядах цивилизации. Главная задача – дать знания молодежи, научить ремеслу, дать им профессию».
Список использованной литературы:
1.Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997, №9. 2.
2.Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: «ВЛАДОС», 2000. 5. Клайберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001
3.Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей – потенциал воспитания // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 282-287.
Источник
Дополнительное образование как фактор развития личности ребенка .
В любое время, для любой страны одним из приоритетов развития общества было становление социально зрелой, умеющей грамотно взаимодействовать с другими людьми, личности. И чем раньше эта личность начнет формироваться, тем более эффективным будет ее развитие.
Одно из определений понятия «личности» звучит так: «Личность – это человек, взятый со стороны таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены и проявляются в его связях и отношениях с социальной средой. (Р.С.Немов) Эти характеристики определяют разнообразные действия и поступки человека, значимые для него самого и окружающих людей». В связи с этим, всегда актуальна задача педагогов уметь правильно влиять на эти характеристики, грамотно направляя человека в его становлении. В современных условиях общество оказывает свое влияние на подрастающее поколение через различные социальные институты воспитания. Особая роль среди них принадлежит организациям дополнительного образования. Они являются частью социальной микросреды, в которой личность реализует свой творческий потенциал, потребности в индивидуальной психической, физической и социальной компетенции в свободное время. Рыночные отношения, конкуренция, свободный выбор стимулируют потребность детей и подростков в дополнительном образовании, раннем профессиональном самоопределении, усиливается интерес родителей к внешкольной деятельности детей.
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Посещение ребенком, развивающейся личностью, объединений дополнительного образования не должно остаться для него незамеченным. Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования детей должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.Цельюдеятельности МБУДО «ЦДТ «Радуга» является формирование личности обучающегося, адаптированной к социуму, через современные подходы к воспитанию и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, общепринятых норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:
– формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
– обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического, трудового воспитания обучающихся;
– выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
– профессиональную ориентацию обучающихся;
– создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
– социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
– формирование общей культуры обучающихся;
– удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований Следует этому принципу и объединение «Увлекательный английский», которое работает на базе МБУДО «ЦДТ «Радуга» города Бузулука. Дополнительные занятия по английскому языку оказывают самое благоприятное воздействие на развитие детей, их познавательных и языковых способностей, содействует решению многих воспитательных и образовательных задач. Возможности влияния дополнительного образования по английскому языку на развитие личности ученика поистине уникальны, у детей развиваются интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества, общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и другие. Кроме того, приобщение ребёнка с помощью дополнительных занятий по английскому языку к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой – воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни. Правильно организованные занятия достаточно эмоциональны, способствуют возможности снять у детей скованность, застенчивость, помогают раскрепостить ребенка в его общении с детьми и педагогом. Эффективности работы объединения способствует максимальный учет способностей обучающихся, их наклонностей, психологической совместимости при подборе партнеров для общения. Для реализации целей дополнительного образования необходимо использовать разнообразные методы, приемы, чтобы активизировать деятельность ребенка вообще, чтобы занятие стало эмоциональным, интересным, дающим возможность познания. Дополнительное образование не только углубляет и расширяет знания английского языка, развивает умения и совершенствует навыки коммуникативной деятельности, но и способствует раскрытию творческих способностей учащихся, их социокультурному развитию и, тем самым, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, учит толерантности, что особенно актуально в нашей многонациональной стране. Ведь в связи с интенсивными процессами социокультурной интеграции в современном мире возникает актуальная необходимость формировать и развивать у учащихся толерантное отношение к межкультурным различиям. Практическое применение данного объединения дополнительного образования занимает важное место в процессе обучения английскому языку, создаёт условия для развития творческой активности детей, реализуя при этом профессиональный и личностный потенциал педагога. Тематическое разнообразие содержания программы объединения определяется его центрацией на изучении двух коммуникативных сфер: повседневно-бытовой и социально-культурной, тем самым обучающийся не только узнает новый дополнительный материал, но и учится взаимодействовать с другими детьми, учится правильному выстраиванию диалога, обретает коммуникативные навыки, столь необходимые в наше время.
В современной стремительно развивающейся ситуации цифровизации дети чаще выбирают выбирают виртуальное общение при помощи гаджетов, многие из них не обладают навыками взаимодействия друг с другом, сторонятся сверстников, избегают коллективных видов деятельности.
На занятиях в нашем объединении происходит моделирование и воссоздание
организационных форм, имеющих место в реальном общении.
Очень хорошо «работают» в этом плане разнообразные дидактические игры.
Объясняется это тем, что игра является действенным средством социализации личности. Игровая деятельность способна изменить и расширить сферу деятельности личности. Управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих.
Например, игра «Каждому ёжику –своя еда». Основной задачей игры является закрепление грамматического материала, в частности форм глагола to be.
Задача детей разложить фрукты и овощи для каждого ежика в соответствии с формой глагола. (Например, помидор с надписью «you» кладем к ёжику с формой are) Вместе c тем в игре дети учатся договариваться, принимать мнение другого, оспаривать свое, причем именно коллективная форма этой игры вызывает больший интерес у детей, чем индивидуальный ее вариант.
Играть можно поочередно небольшими группами, тем самым направляя детей на то, чтобы они наблюдали за действиями других участников игры, выслушивали мнения сверстников. По окончании игры проводится анализ результатов групп. У каждой группы подчеркивается основное достижение (правильность выбора, готовность помочь сверстнику, быстрота работы и т. д).
Порой на занятиях становится заметным то, что у ребенка не развиты базовые навыки общения: он не умеет слушать, перебивает, выказывает недовольство, когда ему делают замечания, и так далее. Все это несомненно вредит его развивающейся личности и задача объединения «помочь» и в этой ситуации.
Для самых маленьких наших обучающихся используются такие задания как «Послушай и раскрась правильно». Каждому ребенку даётся лист с заданием, где нарисованы предметы, которые он уже знает (игрушки, еда, транспорт, школьные принадлежности) и пустые круги рядом с ними. Послушав задание, ребенку необходимо выбрать нужный предмет и раскрасить круг в заданный цвет. Например, a trainred colour, a hat yellow colour. Решая несколько задач, ребенок учится правильно воспринимать информацию, быстро её анализировать, получать правильный результат от своей работы. После выполнения задания педагог читает правильный вариант ответов и дети смотря на свои работы, видят свои успехи или промахи, которые обсуждаются педагогом и детьми совместно. Нужно отметить, что оценивается именно выполненное задание, но никак не ребенок, который его сделал.
Одним из интересных заданий, имеющих целью дать правильное развитие определенных личностных качеств, является защита мини-проектов на тему «Я супер-герой». Обучающимся на выбор даются шаблоны супер-героев (мальчика или девочки). Дети, используя английский язык, должны придумать имя своему герою, его суперспособности и качества, которые помогают людям. Мини-проекты мы используем как для самостоятельной работы на занятии, так и в качестве домашнего задания. После подготовки, каждый обучающийся показывает своего героя и зачитывает рассказ о нём. Задача педагога состоит в том, чтобы побудить детей в своих героях выразить себя и возможно те качества, которых у них нет и они хотели бы иметь, чтобы правдивости было больше, чем выдумки.
Таким образом, мы видим, что обучающиеся в нашем объединении входят посредством занятий в многообразный мир социальных взаимодействий, для них открывается простор для творчества социальных отношений. В этой деятельности возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои действия, предвидя реакцию других людей, а также для реализации своих возможностей. При этих условиях дополнительное образование становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
.
Источник