Дополнительное образование для развития ребенок

Дополнительное образование для развития ребенок thumbnail

Минпросвещения России обеспечивает разработку системы мер по развитию дополнительного образования детей.

В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» к 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Федеральный проект предусматривает обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме, чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и совершенствование профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров.

К началу 2020 года появятся более 110 детских технопарков «Кванториум» с охватом от 385 тыс. детей, не менее 15 мобильных  технопарков для детей из сел и малых городов и не менее 15 центров дополнительного образования в образовательных организациях высшего образования с ежегодным охватом от 6 тыс. детей; региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи откроются еще в 16 субъектах Российской Федерации.

Для формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития детских способностей и талантов к 2024 году будет организована работа региональных центров по трем направлениям (наука, спорт, искусство) во всех субъектах страны. Важная задача таких центров – воспитание молодых талантливых ребят, их мотивация к активному участию в развитии своего региона. Региональные центры станут координаторами взаимодействия с образовательными организациями, в которых обучаются одаренные дети, чтобы помочь каждому ребенку выстроить индивидуальную  образовательную траекторию и оказать тьюторскую поддержку.

Путем тиражирования опыта открытых уроков «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего» и других аналогичных мероприятий Минпросвещения России обеспечивает развитие механизмов ранней профессиональной ориентации детей и их обучения по индивидуальным учебным планам в соответствии с избранными ими профессиональными компетенциями.

Минпросвещения России обеспечивает утверждение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования, в рамках которой, в частности, пройдет внедрение системы персонифицированного финансирования и учета детей в дополнительном образовании и общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам. Это поможет семьям выбирать те из них, которые отвечают запросам и уровню подготовки детей с разными образовательными потребностями и возможностями.

Физическая культура и спорт

Одна из приоритетных задач Минпросвещения России – создание условий для обеспечения здорового образа жизни, развитие массового спорта, формирование системы мотивации у детей и подростков к здоровому образу жизни. Современная система школьного и массового спорта, дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности имеют ведущее значение в процессах воспитания личности ребенка и обладают широкими возможностями, направленными на социализацию и личностное развитие детей и молодёжи, способствуют повышению личных показателей физической подготовленности, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, развитию двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Массовый спорт является одним из инструментов физического воспитания детей и молодёжи. В первую очередь массовый спорт представлен во внеурочной деятельности в школах и в деятельности организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.

Для решения этой задачи созданы условия по развитию школьных спортивных клубов, которые включают систематический подход в рамках урочной и внеурочной деятельности физкультурно-спортивного направления в общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей.

Ежегодно Минпросвещения России совместно с Минспортом России и Минобрнауки России утверждает Всероссийский сводный календарный план мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в школах, организациях дополнительного образования, колледжах и вузах.

Все мероприятия по развитию массового спорта Минпросвещения России проводит во взаимодействии с всероссийскими федерациями по видам спорта и физкультурно-спортивными общественными организациями.

Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия на внутришкольном, муниципальном и региональном этапах представлены соревнованиями, спартакиадами, спортивными праздниками, днями здоровья и спорта, тематическими неделями, конкурсами и акциями.

Число учреждений дополнительного образования детей, объединений и научных обществ:

  • 12 353 всего
  • из них 5 192 школы
  • из них 2 871 центра

Численность занимающихся в организациях:

  • 10 232 036 всего
  • из них 2 017 049 в школах
  • из них 4 068 675 в центрах

Туристические базы и детские оздоровительные  учреждения:

  • 374 всего
  • из них 172 центра
  • из них 21 школа
  • из них 92 спортивных школы и 14 спортивных школ олимпийского резерва

Суммарная численность работников учреждений дополнительного образования – 441 353:

  • из них 263 756 педагогических работников
  • из них 138 706 человек в составе учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала

Последнее обновление: 30 декабря 2019, 13:13

Источник

Ничто не стоит на месте, в том числе система российского образования. Сегодня никого не удивишь интерактивными досками на уроках, модульными технологиями, применением сетевых и электронных средств обучения. Однако, «прыжок» в новую технологическую эпоху невозможен без новых форм образования.

Еще в 2014 году была утверждена концепция развития дополнительного образования детей (ДОД), благодаря которой образование должно стать доступным, расширен спектр программ, модернизирована инфраструктура, обновлен кадровый потенциал, внедрены механизмы государственно-частного партнерства при оказании услуг.

В рамках этой концепции Министерство просвещения активно продвигает национальный проект «Образование» с амбициозными, прозрачными и понятными ориентирами. Проект, согласно которому уже к 2024 году наша страна должна войти в первую десятку по качеству общего образования, составив конкуренцию мировым лидерам.

Читайте также:  Значение искусства на развитие ребенка

Более 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены интересными и востребованными программами дополнительного образования. Каждый ребенок получит индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями.

Утопия, скажете вы? Нет, утверждают разработчики. Воплотить проект помогут инновационные формы допобразования, центры с новым подходом к обучению. Что же нового в этих платформах, на кого они рассчитаны и как стать участником? Разбираемся в вопросе.

Школа инновационного мышления — детский технопарк «Кванториум»

«Кванториум» представляет собой уникальную среду ускоренного развития ребенка по актуальным инженерно-техническим и научно-исследовательским направлениям. По сути это своеобразная школа мышления и ее основная цель — воспитание нового поколения инженеров, способного обеспечить технологический прорыв. Берут туда ребят в возрасте от 10 до 18 лет, хотя в ряд квантумов можно попасть только с 12 лет (в связи со спецификой оборудования).

Занятия проходят не в кружках а в квантумах (от слова квант – энергия): ведь каждый ребенок – это, в первую очередь, безумный сгусток энергии. Вместо учеников воспитанники, вместо учителей – наставники, которые не передают знания, а учат задавать вопросы, работать с большими объемами информации и верифицировать ее. Кстати, наставником может стать любой «технарь», умеющий работать с высокотехнологичным оборудованием и желающий заниматься с детьми. Перед началом занятий весь педагогический и методический состав «Кванториума» проходит обучение в Москве у федеральных операторов.

Стать воспитанником технопарка также может каждый, кто готов к изменениям, хочет обучиться чему-то новому, саморазвиваться. Обучение бесплатное. Однако при наполненности бюджетных мест регион может набрать детей на платной основе. Главный лозунг «Кванториума»: «Мы верим, что каждый ребенок талантлив. Наша задача — выявить этот талант и развить его».

Теперь о квантумах. На данный момент их 13: аэроквантум, автоквантум, биоквантум, космоквантум, геоквантум, промдизайнквантум, наноквантум, энерджиквантум, промробоквантум, VR/AR-квантум, IT-квантум, хайтек, data-квантум. Все они оснащены высокотехнологичным оборудованием, начиная со станков термо- и механообработки и заканчивая операционными микроскопами для нейрохирургии, а также уникальным программным обеспечением для демонстрации опытов и проведения экспериментов.

Чем занимаются ребята? Если кратко, то работают с приборами и оборудованием, учатся делать что-то своими руками, приобретают нужные навыки, решают (под руководством опытных наставников, представителей бизнеса и промышленности) реальные производственные задачи. Открыть «Кванториум» может каждый регион с населением свыше 60 000 человек.

Центры поиска и поддержки талантливых детей «Сириус»

По образовательной идеологии «Сириус» близок «Кванториуму» — те же компетенции, та же проектная и исследовательская работа. Но есть одно «но»: если «Кванториум» аккумулирует талантливых ребят в регионах, то «Сириус» их собирает в Сочи. А значит, уровень оборудования на порядок выше, направления занятий — шире. Да к тому же «Сириус» работает исключительно с одаренными детьми, показавшими выдающиеся способности в каком-либо направлении, — выявляет, развивает и сопровождает их в дальнейшей профориентации.

Образовательный центр «Сириус», созданный фондом «Талант и успех», объединяет опыт лучших российских школ. Здесь собраны самые сильные российские педагоги, тренеры и ведущие деятели искусства, науки и спорта, разрабатываются новые профессиональные программы мирового уровня. Попасть сюда могут школьники с 10 до 17 лет, продемонстрировавшие выдающиеся успехи в науке, спорте, искусстве, литературе и техническом творчестве. Занятия идут круглый год, проезд и пребывание бесплатно.

Ежемесячно в «Сириус» приезжают около 800 детей в сопровождении более 100 преподавателей и тренеров, повышающих здесь квалификацию. Да, параллельно с детьми педагоги проходят обучения и подтягивают свои hard и soft компетенции. Занятия ведут выдающиеся деятели искусства в сфере классического балета, академической музыки, изобразительного искусства, педагоги спортивных, химико-биологических, физико-математических школ.

Программа рассчитана на 24 дня и включает в себя как специализированную подготовку, так и развивающий досуг — творческие встречи и мастер-классы, комплекс оздоровительных процедур. Специальную подготовку дети получают по математике, физике, биологии, химии, информатике, проектной направленности, а также по направлениям: «Шахматы», «Хоккей», «Фигурное катание», Живопись», «Основы гончарного искусства», «Анималистика», «Скульптура. Рисунок», Хореография», «Литературное творчество», «Научно-техническое творчество».

Синтез искусства, науки и спорта, считают организаторы, стимулирует гармоничное творческое развитие личности, являясь неотъемлемым условием воспитания будущего лидера. Поэтому школьники знакомятся с культурным наследием нашей страны, с отечественной историей и литературой.

При поддержке «Сириуса» на данный момент в 89 регионах нашей страны работают собственные центры выявления и поддержки одаренных детей. Они помогают ребятам выстраивать индивидуальные образовательные траектории и оказывают тьюторскую поддержку.

Центры цифрового образования «IT-куб»

Если детский технопарк «Кванториум» воспитывает инженерно-технических специалистов широкого профиля, то «IT-куб» растит будущего сотрудника IT-компании. Учатся здесь школьники с 8 до 17 лет. Ребята учатся самостоятельно разрабатывать информационные системы, получают навыки программирования на Java и C-подобных языках, занимаются проектной деятельностью.

Почему «IT-куб»? Шесть граней символизируют шесть образовательных программ — программирование на Python, мобильная разработка, VR/AR разработка, программирование роботов, основы алгоритмики и логики, кибергигиена и большие данные.

Однако главной задачей «IT-куб» ставит раннюю профориентацию ребенка. Недаром обучающие программы разработаны совместно с партнерами — лидерами рынка: Яндекс Лицей, IT школа Samsung, Фирма 1С, LEGO Education, CISCO, Microsoft, VIVO, Крибрум, а также с региональными компаниями, изъявившими желание войти в проект.

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка первого года жизни

Все программы рассчитаны на несколько лет. В итоге ребенок не просто получает актуальные и востребованные знания, навыки и компетенции в сфере информационных технологий, а становится опытным разработчиком. Так ли это на самом деле, говорить рано. Площадка появилась только в прошлом году.

Технологическое образование в «Домах научной коллаборации»

Дом научной коллаборации позиционирует себя как центр формирования осознанного подхода к образованию, нового типа мышления и ценности саморазвития на протяжении всей жизни. Ну а если проще, то это центр, открытый на базе высшего учебного заведения, где абсолютно все слои населения занимаются по дополнительным общеразвивающим программам.

Школьники с 5 по 9 класс проходят обучение в «Детском Университете», с 10 по 11 класс — в «Малой Академии». При помощи научно-исследовательских и проектных технологий ребята в рамках школьной программы получают углубленные знания по специализации ВУЗа. Школьников готовят к участию в проектных олимпиадах, соревнованиях, хакатонах, конференциях, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях технической и естественно-научной направленностей.

Но даже не это главное. Ребята знакомятся с вузом, с его научной, технической и методической базой. Общаются со студентами и преподавателями и, в результате, делают более осознанный выбор будущей профессии.

Педагоги учатся по программам: «Урок технологии», «Урок биологии» и «Педагог К-21». Обучающий комплекс формирует современные компетенции и навыки учителя, в том числе: навыки проектного управления, основ программирования, командной работы и работы с информационными ресурсами, а также изобретательское, критическое, креативное и продуктовое мышление. Программы призваны полностью обновить содержание и технологию преподавания учебных предметов в системе общего, дополнительного и среднего профессионального образования.

Федеральная сеть центров образования «Точки роста»

Все предыдущие центры ориентированы на крупные города и мегаполисы. А что же для сельской местности? Центры дополнительного образования «Точки роста» для детей из малых городов, сёл, рабочих посёлков. Своего рода общественное пространство при школе для самореализации детей, педагогов, родителей, развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности.

Призваны обеспечить качественное образование школьников по программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей. Занятия ведутся по новым методикам воспитания и обучения с использованием обновленного оборудования. На данном этапе охватывают предметы «Информатика», «Технология», «Основы безопасности жизнедеятельности». Во внеурочное время ребята занимаются шахматами, творчеством и проектной деятельностью.

Что изучают? Основы программирования, мобильную разработку и VR/AR, аддитивные технологии и ТРИЗ, актерское мастерство и искусство самопрезентации, основы мультипликации, социальной рекламы, умного блогерства.

Проект дает возможность сельским школам обновить содержание образовательных программ и методик преподавания, модернизировать материально-техническую базу учебного заведения, внедрить дистанционные формы обучения и сетевые формы взаимодействия. А детям — принять участие во всероссийских и международных соревнованиях, предварительно «прокачав» свой проект в «Кванториуме».

Мобильные технопарки «Кванториум»

Еще один проект для детей из отдаленных территорий. Представляет собой некую передвижную платформу, своеобразный минитехнопарк на колесах. Мини, потому что в силу ограниченного кузовного пространства все оборудование в машину не помещается. Обучение в мобильных технопарках «Кванториум» проходит по четырем-пяти основным квантумам, в соответствии с федеральным стандартом.

Уникальность комплекса в его мобильности. Приезжая в отдаленные сельские территории, эта капсула открывает для юных исследователей широкий мир инженерно-технического творчества. Две недели ребята знакомятся с технологиями будущего, работают на современном высокотехнологичном оборудовании, изобретают и создают собственные проекты по естественнонаучным и инженерно-исследовательским направлениям. Ведь после трансформации кузова в салоне появляется 15 рабочих мест для занятий.

А что же дальше? После отъезда обучение переходит в дистанционный формат. По словам разработчиков, задача мобильных технопарков — не просто привезти и показать современные технологии, а зажечь интерес в детях. Дать понимание того, что даже живя в отдаленных городах и селах, но имея под рукой интернет, компьютер, телефон, можно программировать и создавать виртуальную реальность!

Через два-три месяца технопарк возвращается, и школьник под руководством наставников завершает проект. Тем более что в его распоряжении 3D принтеры, фрезерные и лазерные станки, паяльная и сборочная зоны. Практика показывает, что мобильные технопарки — это единственная возможность, на сегодняшний день, охватить научно-техническим творчеством большое количество детей при минимальных затратах.

Центры молодежного инновационного творчества «ЦМИТ»

Центр молодежного инновационного творчества, в отличие от предыдущих форматов, является открытой негосударственной площадкой дополнительного образования. Здесь дети обучаются различным направлениям инженерно-технического творчества, работают на цифровом оборудовании, приобретают навыки моделирования, 3D-прототипирования и 3D-программирования, разрабатывают проекты по робототехнике, электронике, промышленному дизайну и IT-технологиям.

Но приоритет работы ЦМИТ – в некоммерческом использовании оборудования, в умении воплощать свои инженерные идеи в функциональные прототипы. Соответственно, обучение детей и подростков проходит в формате хакатонов и конкурсов на разработку технических решений на базе кейсов предприятий и компаний. Как правило, над одним проектом работает целая команда школьников, студентов, представителей бизнеса и разработчиков инновационных технологий.

Однако это не все направления деятельности центров. ЦМИТы организуют и проводят мероприятия, направленные на развитие детского научно-технического творчества (конкурсы, выставки, семинары, круглые столы, мастер-классы, экскурсии). Участвуют в организации кружков, курсов, образовательных программ. Осуществляют техническую и производственную поддержку предпринимателей, разрабатывающих перспективные виды продукции и технологии, и даже выполняют различные работы на своем оборудовании по заказам физических и юридических лиц

Читайте также:  Роль самосознания в развитии личности ребенка

И все для того, чтобы предоставить детям и подросткам бесплатный доступ к высокотехнологичному оборудованию для приобретения навыков, востребованных в ближайшем будущем.

Проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее»

Естественно, в нашем обзоре мы не смогли пройти мимо профориентации школьников, теми более, что в национальном проекте «Образование» ей отдается далеко не самое последнее место. «Билет в будущее» — масштабный профориентационный проект, рассчитанный на учеников 6-11 классов, в том числе на детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Программа знакомит ребят с миром профессий, дает возможность попробовать свои силы по ряду компетенций.

Как это работает? Сначала школа регистрирует участников (самостоятельная регистрация на проекте пока не предусмотрена), каждому выдается индивидуальный логин и пароль. Затем школьники проходят онлайн-диагностику, определяющую сферу профессиональных интересов, уровень знаний и компетенций, после которой программа предлагает посетить три профориентационных мероприятия.

Мероприятия погружают школьника в профессиональную индустрию, дают возможность понять, какая деятельность подходит ему больше всего. По результатам каждый участник получает индивидуальные рекомендации с информацией о кружках, курсах, развивающих занятиях, доступных в городе и максимально подходящих под увлечения, интересы и уровень его знаний.

Таким образом, «Билет в будущее» не дает ответа на вопрос «Кем быть?». А лишь предоставляет школьнику возможность выбора будущей профессии, возможность понять себя и определиться со своими интересами.

Интерактивная цифровая платформа «ПроеКТОриЯ»

Еще один проект для профориентации школьников, правда, на этот раз ориентирован больше на старшеклассников и авторов инженерных разработок. Представляет собой одновременно интернет-издание с информационно-образовательным контентом, игровую платформу с опросами, конкурсами, флешмобами и онлайн-площадку для работы над проектными задачами.

Основная цель «ПроеКТОриИ» — помочь школьнику сориентироваться в возможностях карьерного развития и осознанно подойти к выбору будущей профессии. На портале дети погружаются в решение реальных производственных задач (на минуточку) ведущих российских компаний. В числе партнеров: «Ростех», ОАО «РЖД», Росатом, «Ростелеком», Mail.Ru Group, «РОСКОСМОС», «Концерн ВКО, «Алмаз-Антей», Группа ЧТПЗ, Газпромнефть и т.д.

Школьники пробуют себя в роли инженеров-разработчиков, моушн-дизайнеров, нейролингвистов, сити-менеджеров, AR-аниматоров, BIM-инженер-проектировщиков, агроинженеров. В списке — более 700 профессий по направлениям: космические, информационные, аграрные, градостроительные, экологические, химические, креативные технологии, а также технологии материалов, энергии, здоровья, движения, спорта, медиа, культуры, управления, безопасности.

В реализации проектов ребятам помогают представители вузов — тьюторы портала. Известные педагоги и ученые консультируют каждую команду, сопровождая ее на всех этапах. В финале подключается бизнес. Представители компании оценивают проекты и выносят экспертное заключение, которое затем идет в личное портфолио школьника.

Таким образом, выигрывают все участники проекта. Предприятия и ВУЗы знакомятся с одаренными школьниками, с их проектами и решениями инженерных задач, чтобы выбрать потенциального сотрудника. Школьники получают шанс довести до совершенства навыки в инженерно-техническом творчестве и реализовать свой потенциал.

Центры профессиональной подготовки «ЦОПП»

Если «ПроеКТОриЯ» и «Билет в будущее» — проекты для школьников, то Центры опережающей профессиональной подготовки затрагивают абсолютно все слои населения. Это площадки, где собраны все региональные ресурсы по профориентации, ускоренному профобучению, подготовке и переподготовке кадров по перспективным и востребованным профессиям на уровне движения «WorldSkills». Такое единое окно для школьников, граждан и работодателей.

Школьники и педагоги здесь знакомятся с образовательными программами и находят оптимальный (по соотношению цена-качество) вариант обучения. Образовательные учреждения предлагают на площадке сервисы для родителей, студентов и работодателей по профнаправлениям, направляют специалистов для повышения квалификации и смотрят информацию о потребностях регионального рынка труда. Работодатели получают доступ к базам данных рабочих кадров и формируют запросы на разработку профпрограмм под свои индивидуальные запросы.

Логика разработки и запуска программы следующая: заказчик – техническое задание – разработка программы подготовки – подбор преподавателей – подбор площадок, обладающих материально-технической базой – организация профподготовки – итоговый демонстрационный экзамен – сдача работы заказчику.

Таким образом, ЦОППы представляют собой своеобразную сеть бизнес-центров, где разрабатываются и аккумулируются лучшие региональные программы профессиональной подготовки (весь цикл от заказа до выпуска специалиста занимает не больше года). И любой педагог, заинтересованный в аккредитации своих образовательных практик, может прийти в центр и предложить их для дальнейшего развития.

Подводя итог, отметим, что все программы национального проекта «Образование» нацелены на раннюю профориентацию школьников. Но только тех, кто в этом заинтересован. Проект не учитывает твердых середнячков, а тем более «трудных» и «проблемных» подростков. А ведь таких детей ничуть не меньше, чем одаренных или подающих надежды. Если не больше….

Источник