Дополнительное образование детей зона свободного развития ребенка

Дополнительное образование детей зона свободного развития ребенка thumbnail

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – «ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ» ЛИЧНОСТИ

Отечественная система дополнительного образования детей в её новом качественном состоянии развивается на протяжении последних десяти лет. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образования, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства, поскольку, ограничено сочетает в себе воспитание, обучение и развитие ребёнка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации.

        В законе РФ «Об образовании» прописано, что каждый ребёнок школьного возраста обязан получить в общественной школе знания, заложенные в государственный образовательный стандарт. Вместе с тем, у многих детей есть большое желание помимо школы заниматься своим делом – спортом, художественным творчеством, познать природу, окружающий мир, заниматься туризмом и краеведением, техникой и изобретательством, научно-исследовательской деятельностью. Такую возможность предоставляет система дополнительного образования детей, способствующая процессу творческого развития личности и самоопределения ребёнка.

        Всероссийское исследования, проводимые среди учащихся общеобразовательных учреждений, показывают, что более 60% школьников испытывают потребность в активной творческой деятельности, 67% хотели бы участвовать в различных объединениях по интересам, клубах и кружках, 75% респондентов отметили желание уже в школьные годы получить основы будущей профессии. В целом, практически все опрашиваемые проявили стремление к самостоятельности, развитию творческих способностей, самоопределению. Однако реальная возможности большинства современных школ недостаточны для решения проблемы творческого развития личности каждого ребёнка с учётом его потенциальных возможностей, интересов и потребностей, а дополнительное образование предоставляет каждому ребёнку возможность поробовать себя в различных ролях, таким образом, оно является «зоной ближайшего развития» (А.Г. Асмолов) для образования России.

        Являясь педагогом дополнительного образования детей, руковожу хореографическим коллективом «Звёздный ритм», цель которого развитие мотивации обучающихся к изучению хореографического искусства, формирование и развитие творческих способностей детей.

        Искусство танца – это великолепное средство воспитания и развития ребёнка. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личность. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.

        Пройдёт совсем немного времени и будет видно, как ребёнок преобразуется: появится гордая осанка, правильная координация движений, утончённая пластика. Всё это непременно сделает его более цельной личностью, научит лучше понимать себя и других. Я думаю, что в этом будет и моя заслуга, ведь настоящий танец – это истинный праздник для души и тела, это первый шаг к свободе и красоте прекрасного танцевального мира.

        Таким образом, занятия в танцевальном коллективе несут в себе, помимо красоты, и психотерапевтический эффект, помогая ребёнку выражать себя открыто и ярко, не боясь внутренних противоречий, освобождает его от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в душе.

        Танец позволяет каждому полностью раскрепоститься и учит не бояться самого себя, не бояться выражать свои эмоции.

        Конечно, как молодому педагогу мне предстоит решить ряд проблем: сплотить коллектив единомышленников (педагог, дети, родители), сформировать общекультурные интересы обучающихся, позитивное отношение к здоровому образу жизни. Я думаю, что у меня всё получится.

Источник

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ответственный за работу блока дополнительного образования: Галкина Татьяна Станиславовна (495) 389-23-00

Браганец Лидия Анатольевна (495)382-79-80

Здоровье, образование, РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ обучающихся, его познавательных способностей – стало главным в организации единого образовательного пространства школы.

Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию. Учебный план дополнительного образования школы, а также программы дополнительного образования разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г № 196 , в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденным Главным государственным санитарнымврачом Российской Федерациив постановлении от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.

Дополнительное образование в школе строится на следующих приоритетных принципах:

  • Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности
  • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
  • Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка
  • Единство обучения, воспитания, развития
  • Практико-деятельностная основа образовательного процесса

Дополнительное образование в школе было ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного продукта, но пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Это и общение с друзьями, людьми старшего возраста, с организацией досуга, поиском путей повышения своего статуса в группе. Поэтому в дополнительном образовании школы большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической деятельности

Успешность развития дополнительного образования детей в условиях образовательного учреждения во многом зависит от уровня его организованности.

В ГБОУ Школе №924 дополнительное образование как структурное подразделение функционирует с 1996 года, и существует в тесной взаимосвязи и на равных правах с учебно-воспитательным процессом. Успех работы зависит от сотрудничества педагогов дополнительного образования с классными руководителями, воспитателями, социальными педагогами, психологами.

Особенностями функционирования является :

  • создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;
  • образовательный процесс ведется круглогодично, как в течение учебного года, так и в период школьных каникул.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Ценностно-ориентационная, направленная на освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;
  • Коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умения вести диалог;
  • Социально-адаптационная, обеспечивающая ребенку умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества
  • Психотератевтическая,создающая комфортные отношения в коллективе, где ребенок имеет право на ошибку, где он может пережить ситуацию успеха; Профориентационная, позволяющая подрастающему поколению достаточно рано получить представление о мире профессий, снизить риск неверного определения своего профессионального труда;
  • Культурообразующая, способствующая активному включению ребенка в самые разные пласты культуры, позволяющие не только расширить свой кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения.

Основные задачи дополнительного образования

  • развитие творческих способностей и творческой активности учащихся;
  • развитие познавательных интересов;
  • формирование мотивации успеха;
  • создание условий для самоутверждения и самореализации личности;
  • создание условий всестороннего развития личности

Также в системе дополнительного образование не мене важным считается решение следующих задач:

  • Построение образовательного процесса в соответствии с целями и принципами гуманистического образования;
  • Создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучение их здоровой жизнедеятельности;
  • Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий;
  • Создание здоровьесберегающей образовательной среды;
  • Формирование у учащихся общей культуры и как ее неотъемлемой части – культуры здоровья.
Читайте также:  Программы развития ребенка зпр дошкольного возраста

Во всех объединениях дополнительного образования уроки строятся с соблюдением:

  1. Строгой дозированной учебной нагрузки;
  2. Построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
  3. Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  4. Благоприятного эмоционального настроя.

Огромнейшее внимание уделяется работе с детьми инвалидами, детьми с особенностями развития, детям испытывающим дискомфорт в школьной среде. К каждому ребенку педагог старается найти индивидуальный подход, учитывая его особенности физического и умственного здоровья.

В дополнительном образовании нашей школы сама специфика деятельности детей требует организации образовательного процесса с позиции развивающего обучения. Здесь образовательный процесс имеет менее формализованный характер, по сравнению с базовым образованием, поэтому он ближе к природным основам развития ребенка. Если на основных уроках обучение инициируется со стороны учителя, то в системе дополнительного образования детей – прежде всего со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности, интересного, следовательно, здоровьесберегающего.

Результаты работы объединений ДО, кружков и секций в 2017-2018 учебном году:

Название /Руководитель

Олимпиады

Проектная деятельность

Результаты межрайонных и городских мероприятий

Юный лингвист/

Мещерякова Н.А.

МОШ филология 14 призеров

«Не прервется связь поколений» 3 призера , 2 победителя.

ВОШ русский язык – 3 призера (муниципальный тур)

Конкурс проектных работ- 3 победителя , 1 призер(муниципальный тур)

Олимпиада «Россия- моя история» 18 победителей, 10 призеров.

«История и культура храмов столицы»- 3 победителя.

«Музеи парки усадьбы» – 3 победителя

«Экологическое краеведение» Мельникова –Поддубная М.А

VII Московский городской конкурс социально-значимых экологических проектов 4 место межрайон

«Биолог»

Батюта А.В.

ВОШ биология 3 призера муниципальный тур

МОШ биология, 1 призер городской тур

«Хочу исследовать»

Калачев С.С.

НПК защита проектов в лицейских классах ,

успешная защита школьный уровень

«Юный эколог-исследователь»

Ткачева Л.Б.

НПК защита проектов в лицейских классах

успешная защита школьный уровень

Изостудия «Солнышко» Гармаш Л.А.

МОШ по ИЗО ШКОЛЬНЫЙ – 28 чел,

ОКРУЖНОЙ – 8 чел. Победители – Сидоренко (8 кл.); Дорохова (9 кл.); Алекперли ; Горулева ( 5кл.);

Призеры- Иванова (9кл.); Красовская ( ) ;Панфилова ( 6кл);

ГОРОДСКОЙ- 3 чел.- Призеры- Дорохова Полина, Сидоренко Анна, Панфилова Лена.

Конкурс «Золотая Русь». – региональный

Призер: 5 человека

Международный конкурс детского и юношеского рисунка им. Н. Рушевой- 4 чел .

«Гармония»

Цивадзе Е.А.

Межрайонный фестиваль детского творчества «Мы разные, но мы вместе»

Хор 1 классов – 2 место

Дуэт Бармосина Наталья и Григорян Адриан – 1 место

Окружной музыкальный фестиваль «Мой дом Россия», хор 1 классов – диплом 2 степени

Ступеньки роста

Участвовали:

Хор 1 классов

Дуэт Бармосина Н., Григорян А.

Отборочный заочный тур (видео) – победители

Очный этап

Хор – 3 место

Дуэт – 3 место

Город

Анисимова Д. – участник

Хмаладзе С. – лауреат I степени

Фейерверк созвучий в рамках фестиваля «Эстафета искусств»

Номинация «Класс – хор»

I тур (округ) – призеры

Город – участие

Номинация «Музыка слова»

I тур

Анисимова Д. – призер

Хмаладзе Саба – победитель

Город

Анисимова Д. – участник

Хмаладзе С. – лауреат I степени

X Московский фестиваль детской патриотической песни. (Офицеры России)

Участие

Хор 1 классов

Кутузов Ярослав

Фестиваль детской патриотической песни Национальной гвардии России

межрайон:

Хор – участие

Бармосина Наталья – победитель, стала участником финального отборочного тура.

ОФП Футбол

Лазовик Д.Р.

«Волейбол»

Поддубный Т.Б.

Участие в Спартакиаде школ г. Москвы :

Волейбол (Школьная спортивная лига)

Девушки 2000-2002 г.р. – 1 место в межрайоне(6 место в Москве)

Девушки 2003-2004 г.р. – 1 место в межрайоне

Юноши 2003-2004 г.р. – 2 место в межрайоне

Юноши 2005-2006 г.р. – 1 место в межрайоне

Девушки 2005-2006 г.р. – 1 место в межрайоне

Мини-футбол (Школьная спортивная лига)

Юноши 2004-2005 г.р. – 1место в межрайоне

Футбол

Юноши 2004-2005 г.р. – 1место в межрайоне

Президентские соревнования- 11 класс Б – 1 место в межрайоне

11 класс Б – 1 место в Округе ЮАО, 9 место по городу Москва

Шахматы «Белая ладья» – 3 место в межрайоне

Шахматы «Пешка и ферзь» – 2 место в межрайоне

Баскетбол «Победный мяч» Девушки 2000-2002 г.р. – 3 место в межрайоне

«Биолог» Батюта О.В.

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

Муниципальный тур 2 призера

«Первые шаги в мире информатики»

Бакалдина Т.Ю.

МОШ по информатике

Конкурс по игровому программированию «Инфостар» в рамках Второго открытого городского фестиваля “Ступеньки роста”(Городской тур) 5 человек.

«Пути реализации предпрофессионального образования. Организация и проведение предпрофессиональной олимпиады» Робосет (Московский международный форум «Город образования») – участие

«Робототехника» Самусевич О.В.

МОШ по робототехнике

Призеры 2 чел.

Фестиваль «Юные техники и изобретатели» 3 призера

Конкурс по игровому программированию «Инфостар» в рамках Второго открытого городского фестиваля “Ступеньки роста” Городской суперфинал 6 человек.

Источник

В статье поднимается вопрос перегруженности детей и подростков школьными уроками, домашними заданиями после школы, а также вопрос негативного влияния этой перегрузки на семью. Говорится о необходимости индивидуализации образования и о том, насколько возможно в реалиях настоящего времени решить эту проблему за счет дополнительного образования. Обсуждаются педагогические возможности дополнительного образования, в том числе воспитательные, задачи, которые решает именно дополнительное образование. Статья актуальна тем, что затрагивает реально существующую проблему расстановки приоритетов, с которой сталкиваются большинство семей школьников, а также большинство педагогов дополнительного образования. Статья адресована педагогам и родителям.

Ко мне, как к тренеру, педагогу дополнительного образования, часто приходят родители детей, которые увлеченно занимаются в спортивной секции, чтобы сообщить, что ребенок вынужден бросить занятия, так как “не тянет”, “уроки делать некогда”, “надо готовиться к экзаменам” и т.д. Мне кажется, настало время поговорить о роли дополнительного образования в нелегкой жизни наших детей.

Даже родители детей детсадовского возраста уже настраиваются на ранний старт в образовании, стараются скорее начать подготовку к будущей карьере ребенка и ничего не упустить. Еще до школы они наполняют мозг ребенка, как сосуд, всеми возможными знаниями, которые могут ему пригодиться в будущем. А уж когда ребенок идет в школу, его жизнь превращается в непрерывную гонку на выживание – больше, выше, быстрее. Бесконечные домашние задания, проекты, тематические недели, олимпиады, элективы мелькают калейдоскопом. Бесконечное “должен”, притом, что цель далеко не всегда ясна. Создается ощущение, что даже жизнь взрослого человека не настолько жестко регламентирована – он обязан заботиться о своей семье и работать, но, в значительной степени, может делать это так, как считает нужным. И работу он тоже может выбирать себе по душе. Давайте посмотрим правде в глаза: мы, взрослые люди после рабочего дня обычно не остаемся в офисе поработать еще часок-другой. И после ужина мы тоже не работаем. А если работа суточная – отдыхаем тоже сутками. Взрослый человек чувствует, что заслужил право на отдых, на занятие любимым делом, на общение с семьей, друзьями. Этой простой радости почему-то лишены наши дети – они и дома остаются “рабами системы”. Почему же жизнь ребенка, подростка и его родителей до поступления в вуз так похожа на страшный комбинат по переработке сознания и свободного времени?

Читайте также:  Венгер игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста

Одна из причин понятна: в погоне за повышением качества образования работа всех образовательных комплексов становится все более регламентированной. Рейтинг школы является важнейшим показателем качества ее работы, он приносит школе статус, деньги, различные бонусы. Удивительно, но факт: при низком рейтинге получается, что весь образовательный комплекс работает впустую. Получается, что имеет значение только та деятельность учителя, которая приносит баллы, например, участие во всевозможных рейтинговых мероприятиях. А еще рейтинг напрямую зависит от способных и трудолюбивых детей, которые станут победителями олимпиад и 100-балльниками по ЕГЭ. Создается такое ощущение, что не школа создана для учеников, а ученики нужны для поддержания статуса школы. Никто этого не произносит вслух, но обесценивается умение учителя заинтересовать своим предметом, человечное отношение, умение создать дружескую атмосферу в классе, качественный разбор нового материала на уроке – ведь они ничего не принесут в рейтинг школы. Учитель вынужден добиваться высоких результатов от своих учеников любой ценой, перекладывая образовательные задачи на родителей.

В результате ребенок и после уроков не может вырваться из школьного конвейера. Часто, помимо обычного домашнего задания по всем предметам, ему нужно решить пробный тур очередной олимпиады, сделать вместе с родителями небольшой проект или реферат, а также несколько листов упражнений по английскому, еще сделать работу над ошибками (так как получил двойку), собрать портфель на завтра. Понятно, что все это не слишком сложно для взрослого, хорошо организованного человека, но для ребенка эти задания находятся в зоне его ближайшего развития и ему сложно (особенно живому и подвижному или, наоборот, медлительному ребенку). И за этими школьными обязанностями и проходит его детство и юность… Если вдуматься – становится страшно и обидно за ребенка школьного возраста, который все еще смеет любить играть, гулять, дружить, читать книги не по школьной программе и (даже страшно подумать!) серьезно занимается в каком-то кружке. Домашние задания никогда не заканчиваются, оценки не всегда радуют и вот уже родитель в унисон со школьными учителями, требует от своего неорганизованного ребенка досконального и своевременного выполнения всех заданий, контролирует, наказывает и снова требует. На это часто уходят все жизненные силы ребенка и все ресурсы семьи, хорошие оценки покупаются ценой свободы, жизнь всей семьи в вечернее время становится беспросветной.

Можно ли замедлить образовательную гонку? Как вырастить образованного, но счастливого и психически здорового человека? Как раскрыть талант ребенка, понять, в чем его призвание? На эти вопросы пытаются ответить думающие родители. Можно спокойно отдать ребенка в обычную школу, не бороться за поступление в профильный класс, но тогда ребенок автоматически оказывается в определенной культурной среде… Можно перевести ребенка на домашнее обучение – но не каждый родитель на это способен, на это решаются единицы. В общем, есть над чем подумать. Мне кажется, что существуют шаги, которые в состоянии сделать каждый родитель, не меняя ничего кардинально, однако, расставив по-другому акценты. Нужно распрощаться со своим желанием всегда видеть своего ребенка в числе лидеров – не только первые вырастают счастливыми и успешными людьми. Надо заранее простить ему рассеянность, небрежно сделанное домашнее задание, неважные оценки, забытую сменку, не призовое место в олимпиаде. Надо отказаться от навязчивого желания любой ценой впихнуть в своего ребенка как можно больше знаний.

Насколько изменено наше родительское сознание видно на одном примере. Идет родительское собрание в начальной школе, выступает директор: “Во втором классе у ваших детей в дополнение к 3 часам бесплатного английского был один дополнительный час за 2000 в месяц. В этом году мы идем вам навстречу – за ту же плату у ваших детей будет 2 дополнительных часа английского языка в неделю”. Почти все родители в порыве восторга подписывают договор на дополнительный английский. Теперь третьеклашки 2 раза в неделю будут иметь по 6 уроков и в сумме у них будет по 5 уроков английского в неделю – чего не сделаешь для успешного будущего своего ребенка…  В общем, нам, родителям, нужно понять, что основное образование все равно обязательно для всех, и наш ребенок его получит. Это значит, что можно потратить время и душевные силы на что-то, подходящее именно моему ребенку.

“Дети не должны бездельничать!” – скажут ответственные родители.

Правильно. Ребенок не может жить без движения, без увлечения, без того, чтобы у него что-то хорошо получалось, без чего-то необычного. Здесь на помощь как раз и приходит дополнительное образование, помогающее развивать личные таланты ребенка – секции, музыкальная школа, изостудия, всевозможные кружки. Но очень важно, чтобы это был не очередной электив по подготовке к ЕГЭ или по изучению второго иностранного языка, а что-то принципиально иное, пробуждающее в человеке жизнь, а не окончательно ее уничтожающее. Важно понять, что школа подгоняет образ мышления, действий под единый стандарт, дополнительное образование, наоборот, дает возможность ребенку и педагогу выразить свою индивидуальность. У ребенка и родителей появляется, наконец, свобода выбора и возможность серьезных занятий не по принуждению, а по увлечению. Можно сколько угодно рассуждать о том, что пение или футбол не помогут ребенку поступить в вуз и не стоит тратить силы и время на пустяки, но именно эти “непрактичные” увлечения дают ребенку жизненные силы, воспитывают его и развивают творческие способности. Насыщенность, яркость, интерес в жизни ребенка, подростка зависит от того, есть ли у него какое-то интересное увлекательное дело, которое как раз и способно дать дополнительное образование. Именно тот талант ребенка, который не раскрывается в школе, может раскрыться в дополнительном образовании.

Спортивные секции, в основной своей массе, независимо от вида спорта, выполняют главную функцию – переключают внимание ребенка с умственной нагрузки на физическую активность.

Мне лично кажется оптимальной ситуация, когда у ребенка, помимо школы, есть дополнительно хотя бы один вид увлекательной двигательной активности и хотя бы один вид творческой или технической деятельности – музыка, рисование, бисероплетение, конструирование.  Спортивные секции, в основной своей массе, независимо от вида спорта, выполняют главную функцию – переключают внимание ребенка с умственной нагрузки на физическую активность. То, чему ребенок научится на занятиях – важно. Главная же задача – помочь ребенку выжить, замедлить гонку и побыть живым подвижным ребенком, таким, каким ему положено быть. Что самое главное в спортивной секции – двигательная активность, общее физическое развитие, познание своих возможностей двигательных и волевых. Командные виды спорта учат детей взаимодействию со сверстниками, взаимовыручке, вниманию к товарищам, работе в команде. В этом смысле очень хорош спортивный туризм. При подготовке к соревнованиям, на выступлениях и в походах ребята учатся быстро принимать решение, взаимодействовать, правильно распределять роли в команде –  и все это происходит естественным образом. Художественные и технические кружки развивают творческие способности (а этого так не хватает в основной школе), формируют нестандартное мышление, дают навык интересной практической творческой работы, к тому же просто переключают внимание ребенка на любимое занятие.

Читайте также:  Глен доман гармоничное развитие ребенка книга

Какую еще функцию выполняет дополнительное образование? Оно может воспитывать. Ни для кого не секрет, что взрослеющему ребенку, особенно подростку, очень важно найти авторитет вне семьи, он – не просто школьник, ученик, он – человек, который ищет свой путь в жизни. Известная восточная мудрость гласит: “ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно зажечь”. Надо понимать, что у учителя в школе очень мало степеней свободы для индивидуального подхода к ребенку, для того, чтобы в нужный момент сказать нужное слово, поддержать – он обязан дать определенные знания. У педагога дополнительного образования несравненно больше свободы в выборе содержания и формы преподнесения материала, больше возможностей для свободного общения с учениками, меньше стесненность во времени. Он скорее преподает по призванию, любит свой предмет и способен увлечь им ребенка. Именно у педагога дополнительного образования есть возможность “зажечь” учеников своей увлеченностью любимым делом и передать свое мировоззрение через отношение к этому делу. Часто происходит так, что у хорошего педагога дети буквально “заболевают” шахматами, футболом, единоборствами, музыкальным инструментом, ученики начинают видеть в этом занятии смысл своего существования. Через призму любимого и интересного дела ребенок начинает оценивать свое отношение к учебе, к своим обязанностям, начинает понимать, что такое трудолюбие и ответственность. Известно, что ребенка вначале привлекает не столько предмет, сколько личность педагога, отношение к предмету зависит от отношения к педагогу.

Нельзя забывать и о круге общения: часто в менее формальной обстановке на дополнительных занятиях у ребенка складывается хорошая компания, появляются друзья, интересное живое общение. Хорошим примером можно считать туристическую группу – ребята, прошедшие вместе все трудности похода, становятся друг другу родными, часто такая дружба сохраняется на всю жизнь. Сейчас многие дети ничем не интересуются или ничем не интересуются, кроме телефона. Еще и учатся плохо. Парадоксально, но часто, только они начнут ходить на кружок, и вот уже родители с восторгом рассказывают, как ребенку нравятся занятия, как ему становятся важны достижения, как он вдруг ожил, торопится на занятия. Можно порадоваться за такого ребенка – глядишь, возникший интерес поможет ему “проснуться”. К сожалению, часто это не мешает родителям использовать увлечение ребенка как удобный рычаг воздействия: “не сделаешь уроки – на тренировку не пойдешь”, “будет тройка в четверти по русскому – на сборы не поедешь” и т.п. Родители не считают увлечение ребенка чем-то серьезным, ребенок не приходит на тренировку, не едет на тренировочные сборы, а потом и совсем бросает занятия. В таком случае хочется верить, что интерес к занятиям не был его единственным настоящим увлечением.

Да, дополнительное образование осложняет и без того сложную жизнь, отнимает и без того редкое свободное время, стоит дополнительных денег. Среди родителей, вообще, существует негласная убежденность, что уж если в начальной школе немного побаловались кружками, то дальше точно надо начинать учиться по-настоящему, некогда заниматься ерундой. Честно говоря, у меня до сих пор не прошло удивление от одной беседы с мамой моего ученика, которая однажды сообщила, что, хотя ребенку очень нравятся туризм, но теперь начинается подготовка в математический класс, и у него больше не будет свободного времени. “А в каком же он классе?” – спросила я, понимая, что этот ребенок должен быть еще в начальной школе. Оказалось, что в третьем, соответственно, поступает в четвертый. Да, школа не очень поддерживает дополнительные увлечения детей. В хороших школах никто и не скрывает, что детям некогда заниматься в кружках – действительно, школьники плавно кочуют с уроков на элективы, а с элективов домой делать уроки. Возникает закономерный вопрос: где взять время на дополнительные занятия, особенно старшекласснику? Как все успевать?

Удивительно, но практика показывает, что для увлеченного ребенка начинают работать какие-то другие законы. Даже в музыкальной и спортивной школах, где совсем не маленькая нагрузка, появляется совсем другая мотивация, потому, что эти занятия – свободный выбор ребенка и его родителей. У меня есть множество примеров, когда ребенок, благодаря интересным и любимым дополнительным занятиям становится более организованным и успевает больше, чем тот, кто все вечера просиживает за уроками. Дорогие родители, не забывайте, пожалуйста, что именно в подростковом возрасте происходит самоопределение, переоценка, самоутверждение. Справедливо ли лишить в этот момент подростка поддержки значимых для него занятий, круга общения, смысла? Хочется поклониться тем родителям, которые поддерживают и финансируют необязательные увлечения своего ребенка, спокойно помогая ему распределять время, расставлять приоритеты нестандартным образом, чтобы ребенок успевал заниматься тем, что для него является глотком свежего воздуха. Встречаются и такие дети, которые, даже при негативном настрое родителей, бьются за свои увлечения “до последней капли крови”. Такого подростка как ни нагрузи – он постарается все успеть, будет меньше спать, будет делать уроки по дороге в школу, но найдет время для любимого дела. Таким парадоксальным образом происходит воспитание успешного и целеустремленного человека, знающего, чего он хочет. Мне кажется, что родители, которые спокойно относятся к основному образованию, и стараются всегда сохранить для своего ребенка занятия “для души” и “для здоровья”, в первую очередь, сохраняют его душевное равновесие и создают в его жизни надежную внутреннюю опору.

А.Е. Апатенкова,
педагог дополнительного образования, ГБОУ школа №1534
воспитатель, ГБОУ школа №536

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Источник