Дооперациональное мышление стадия развития интеллекта ребенка

Дооперациональное мышление стадия развития интеллекта ребенка thumbnail

Как швейцарский психолог создал свою теорию интеллекта и изучал детскую речь

Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Ему удалось на самом деле узнать, и узнать точно, на опыте: как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах и вообще — как мы учимся думать.

Молодой Жан Пиаже с детства любил биологию, постоянно наблюдал за самыми разными живыми существами и писал о них статьи. При этом он получил степень доктора философии и интересовался психоанализом. Все эти занятия и увлечения как будто подготовили его к тому, что стало главным делом жизни Пиаже — к наблюдению за детьми. Молодой доктор философии становится учителем в парижской школе для мальчиков, директором которой был Бине, изобретатель теста IQ. Пиаже помогает Бине обрабатывать результаты теста и обращает внимание на то, что дети одного возраста постоянно делают похожие ошибки. Ошибки, которых не делают взрослые. Это и навело Пиаже на мысль о том, что когнитивное развитие преодолевает некие общие для всех ступеньки, что наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Позже, кроме чужих детей, Пиаже с рождения наблюдал и троих своих.

Метод Пиаже сочетал в себе строгие научные наблюдения и эксперименты (к которым он привык ещё в юности) и свободную беседу (как в его любимом психоанализе). Собственный метод Пиаже назвал «клинической беседой», и он отлично подходил для изучения мышления детей.

Что выяснил Пиаже

Согласно Пиаже, центральный стержень развития психики — это интеллект. Ребёнок развивает и формирует всё более адекватную схему ситуации — и таким образом, активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребёнок постепенно начинает понимать некоторые законы, которые действуют в мире вещей и людей. Каждый этап развития характеризуется типичными ошибками (ограничениями) мышления.

Стадии развития детского интеллекта

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года)

При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он — нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами.

2. Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет)

Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта.

Например:

  • предметов, которые лежат в ряд, по мнению ребёнка, становится больше, если их расставить с большими промежутками;
  • даже после нескольких проб дошкольник не в силах понять, что если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится;
  • ребёнок считает, что кусок пластилина уменьшится, если из шарика его раскатать в колбаску. А верёвка станет короче, если её изогнуть.

Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению — он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций.

Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.

Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами — все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».

Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития.

3. Период конкретных операций (7 — 11 лет)

Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет.

Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы — просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат — разновидность четырёхугольника, а утка — разновидность птицы. Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право. Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более — логическое мышление. А оно развивается позже.

4. Период формальных операций (после 12 лет)

Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.

Читайте также:  Определение рождение и развитие ребенка

Как детское мышление связано с речью

Пиаже первым заговорил о том, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Именно поэтому неговорящий ребёнок — не значит неразвитый ребёнок. Не речь, а оперирование предметами и понятиями — та основа, на которой развивается интеллект. И развитие это всегда идёт снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.

Со времён Пиаже его методы были усовершенствованы, а выводы — многократно проверены, скорректированы и дополнены. Сейчас аналоги клинических бесед вовсю используются в диагностике развития детей. Ну а нам стоит помнить, что невозможно ни перескочить через стадию развития, ни ускорить её прохождение. Хотя в конце предыдущего этапа перед детьми вполне можно начинать ставить задачи следующего. Например, играть с двухлетними в «телефон», прикладывая к уху не настоящий телефон, а его символ-замену. Или показывать пяти-шестилетним, что большой предмет может быть лёгким, а маленький — тяжёлым. Или писать с 10-11-летними сочинение «с точки зрения моей собаки». Ведь, в конце концов, чёткой границы между этапами нет. Главное — не делать грубых ошибок, которые говорят только о нашем взрослом эгоцентризме, не имеющем объяснения с точки зрения теории развития и потому не таком простительном.

Фото: Wikimedia Commons, iStockphoto (Jovanmandic, mzoroyan, djedzura)

ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:

Школьники Яндекс.Лицея делают чат-ботов и игры на Python. Ваш ребёнок тоже сможет!

«Когда говорят, что детей с особенностями стало больше из-за изменений в мире, — это бред»

Обязательные прививки, сон в обуви и никаких супов: как устроены детские сады в Италии

Источник

Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Ему удалось на самом деле узнать, и узнать точно, на опыте: как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах и вообще — как мы учимся думать.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Молодой Жан Пиаже с детства любил биологию, постоянно наблюдал за самыми разными живыми существами и писал о них статьи. При этом он получил степень доктора философии и интересовался психоанализом. Все эти занятия и увлечения как будто подготовили его к тому, что стало главным делом жизни Пиаже — к наблюдению за детьми. Молодой доктор философии становится учителем в парижской школе для мальчиков, директором которой был Бине, изобретатель теста IQ. Пиаже помогает Бине обрабатывать результаты теста и обращает внимание на то, что дети одного возраста постоянно делают похожие ошибки. Ошибки, которых не делают взрослые. Это и навело Пиаже на мысль о том, что когнитивное развитие преодолевает некие общие для всех ступеньки, что наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Позже, кроме чужих детей, Пиаже с рождения наблюдал и троих своих.

Дооперациональное мышление стадия развития интеллекта ребенка

Жан Пиаже

Метод Пиаже сочетал в себе строгие научные наблюдения и эксперименты (к которым он привык ещё в юности) и свободную беседу (как в его любимом психоанализе). Собственный метод Пиаже назвал «клинической беседой», и он отлично подходил для изучения мышления детей.

Что выяснил Пиаже

Согласно Пиаже, центральный стержень развития психики — это интеллект. Ребёнок развивает и формирует всё более адекватную схему ситуации — и таким образом, активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребёнок постепенно начинает понимать некоторые законы, которые действуют в мире вещей и людей. Каждый этап развития характеризуется типичными ошибками (ограничениями) мышления.

Стадии развития детского интеллекта

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года)

При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он — нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами.

Дооперациональное мышление стадия развития интеллекта ребенка

2. Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет)

Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта.

Например:

  • предметов, которые лежат в ряд, по мнению ребёнка, становится больше, если их расставить с большими промежутками;
  • даже после нескольких проб дошкольник не в силах понять, что если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится;
  • ребёнок считает, что кусок пластилина уменьшится, если из шарика его раскатать в колбаску. А верёвка станет короче, если её изогнуть.

Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению — он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций.

Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.

Дооперациональное мышление стадия развития интеллекта ребенка

Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами — все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».

Читайте также:  Обследования головного мозга ребенка при задержке развития

Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития.

3. Период конкретных операций (7 — 11 лет)

Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет.

Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы — просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат — разновидность четырёхугольника, а утка — разновидность птицы. Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право. Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более — логическое мышление. А оно развивается позже.

Дооперациональное мышление стадия развития интеллекта ребенка

4. Период формальных операций (после 12 лет)

Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.

Как детское мышление связано с речью

Пиаже первым заговорил о том, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Именно поэтому неговорящий ребёнок — не значит неразвитый ребёнок. Не речь, а оперирование предметами и понятиями — та основа, на которой развивается интеллект. И развитие это всегда идёт снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.

Со времён Пиаже его методы были усовершенствованы, а выводы — многократно проверены, скорректированы и дополнены. Сейчас аналоги клинических бесед вовсю используются в диагностике развития детей. Ну а нам стоит помнить, что невозможно ни перескочить через стадию развития, ни ускорить её прохождение. Хотя в конце предыдущего этапа перед детьми вполне можно начинать ставить задачи следующего. Например, играть с двухлетними в «телефон», прикладывая к уху не настоящий телефон, а его символ-замену. Или показывать пяти-шестилетним, что большой предмет может быть лёгким, а маленький — тяжёлым. Или писать с 10-11-летними сочинение «с точки зрения моей собаки». Ведь, в конце концов, чёткой границы между этапами нет. Главное — не делать грубых ошибок, которые говорят только о нашем взрослом эгоцентризме, не имеющем объяснения с точки зрения теории развития и потому не таком простительном.

Фото: Wikimedia Commons, iStockphoto (Jovanmandic, mzoroyan, djedzura)

Источник

Основная характеристика данной ста­дии развития — это становление мышле-

ния как системы ментальных операций. Непрерывность между стадией сенсомо-торного интеллекта и дооперациональной стадией состоит в том, что в предыдущем периоде у ребенка были развиты сложные координированные действия. Согласно Пиаже, ментальные операции — это ин-териоризированные формы действий, ко­торые младенец уже освоил, например упорядочивая, комбинируя и разделяя объекты в физическом мире. Однако мыш­ление не является еще полностью логичес­ким, потому что детские ментальные действия в репрезентируемом мире должны быть систематизированными и скоордини­рованными.

Пиаже разделил дооперациональную стадию на две субстадии: доконцептуаль-ную (2—4 года) и интуитивную(4—7 лет).На доконцептуальной субстадии наблюда­ется быстрое развитие символических функций: языка, воображения, способ­ности действовать «понарошку». Так, ре­бенок может использовать объекты, заме­няющие реальные: кормить куклу палоч­кой, как ложкой, укладывать ее спать на кусочек материи, как на подушку, и т. п. На интуитивной субстадии ребенок спо­собен выполнять ментальные операции (классификации, количественное сравне­ние объектов) интуитивно, не осознавая принципов, которые он использует. Он применяет операции и не может объяснить причину решения задачи.

Пиаже выделил две особенности дет­ского мышления, которые существенно ограничивают ментальные операции на стадии дооперационального интеллекта. Это — эгоцентризмдетского мышления и анимизм(одушевление неживой природы).

Типичный диалог Пиаже с ребенком, иллюстрирующий эти особенности.

Пиаже: Солнце движется?

Ребенок: Да, когда гуляешь, оно идет за мной, если я поворачиваю — оно тоже поворачивает.

Пиаже: Почему оно движется?

Ребенок: Потому что, когда идешь, оно тоже идет.

Пиаже: Почему оно идет?

Ребенок: Чтобы слушать, о чем мы го­ворим.

Пиаже: Оно живое?

5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Ребенок: Конечно, если бы это было не так, то оно не ходило бы за нами и не могло бы светить (цит. по: [Hetherington, Parke, 19931).

; Диалог демонстрирует обе характерис­тики: одушевленность и эгоцентризм. Ребенок полагает, что мир организован и создан для него (солнце подражает ему, поворачивает за ним, ходит, слушает его).

Эгоцентризм детского мышления на дооперациональной стадии проявляется также в неспособности ребенка видеть веши с точки зрения другого человека. Данная особенность наиболее ярко про­является в задаче «Три горы». Макет трех гор разного размера находился в центре стола, вокруг которого были расставлены стулья. Ребенок сидел на одном из них, а кукла помещалась на каком-либо из ос­тавшихся стульев. Ребенок должен был идентифицировать по картинкам с раз­ными видами гор, какое именно изобра­жение «видит» кукла со своей позиции. Верные решения оказались доступными только детям 9-10 лет. , . Обе характеристики детского мышле­ния, выделенные Пиаже, подвергались критике. Критика анимизма детского мышления состоит в том, что Пиаже ис­пользовал в диалогах такие объекты, как солнце, луна, ветер, которые часто имеют сказочные и магические интерпретации. В экспериментах А. Мезей и Р. Гельман (1988), было показано, что если использо­вались простые и знакомые объекты для сравнения, то дети младше 4 лет хорошо различали живые объекты, например млеко­питающих, от неживых статуэток. Даже дети 3-летнего возраста отличали движение повозки от движения животного, а чучело животного — от самого животного.

Читайте также:  Детский сад познавательно речевое направление центр развития ребенка

Критика эгоцентризма детского мыш­ления была направлена на неадекватность и отвлеченность вопросов и заданий, ко­торые использовал Пиаже. М. Дональдсон 11985], а затем П.Лайт [Light, 1988) и М. Сигал [Siegal, 1991| предположили, что ошибки детей логически решать задачи в большей степени связаны не с их ограни­чениями в понимании вопросов, а с абст­рактностью, отвлеченностью задач, не имеюших социального контекста. В зада­чах Дональдсон ребенок должен был спря-

тать куклу-мальчика сначала от одного, а затем от двух полицейских. В этой задаче дети 3,5 года давали 90% правильных от­ветов. Обсуждая исследования Дональдсон и задачу Пиаже «Три горы», М. Кокс [Сох, 1991J пришла к выводу, что задача на интерпретацию невидимых объектов у Дональдсон не требует такой сложной связи пространственных отношений, как в задаче с тремя горами. Кокс заключила, что знания более сложных пространствен­ных сцен (как вид трех разновеликих гор) появляются позже, чем предполагает Дональдсон. Однако дети 4-6 лет могут отделить свою собственную точку зрения от другой. Интерпретация задачи Пиаже «Три горы* состоит не в том, что дети опи­раются на эгоцентрическую точку зрения, они просто выбирают лучший вид сцены. Кокс предлагала детям такую же задачу, как Пиаже, но только на столе были раз­ложены предметы разной величины — кув­шин, бутылка и стакан. Дети выбирали тот вид предметов, который позволял им ви­деть их все одновременно, и отвергали те виды, в которых один предмет «пере­крывал» другой, мешая их восприятию. Г'”* Ключевой характеристикой мышления ‘ дошкольников, согласно мнению Пиаже, является их центрация на какой-то одной характеристике задачи в данное время, что оставляет мышление дологическим. Эта особенность проявляется в решении раз­ных задач. Ребенок дошкольного возраста не способен выполнить задачу на сернацию. Сериацией называется способность распо­лагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Напри­мер, разложить палочки по их длине.

Ограничения мышления обнаружива­ются и в задачах классификации (установ­ление отношений класс-подкласс). Если ребенка, которому были даны семь игру­шечных собачек и три кошки, спрашивали, кого больше, собак или кошек, он отве­чал правильно. Но если его спросить, кого больше, животных или собачек, он ответит неверно.

Основным достижением при заверше­нии стадии дооперационального мышления Пиаже считал способность к сохранению (консервации). Сохранение есть главная составляющая компетенции ребенка, ко-

5.2. Когнитивное развитие

торая помогает ему видеть закономерности в окружении, кажущемся изменчивым и неправильным. Сохранение позволяет иг­норировать изменения, непосредственно воспринимаемые в мире, и тем самым подчеркивает неизменность и непрерыв­ность существования. Сохранение отно­сится к разным атрибутам объекта, напри­мер массе, длине, количеству. Ошибки в решении задач детьми 5-6-летнего воз­раста, демонстрирующими несформиро-ванность понятия о сохранении, называют феноменами Пиаже.Примеры задач на сохранение представлены на рис. 5.4.

Дологичность мышления на стадии дооперационального интеллекта связана с характеристиками логических операций, свойственных детям данного возраста. Важнейшая характеристика — необрати­мость.Дети не понимают, что каждая логическая операция обратима. Пример необратимости при решении простой логической задачи ребенком 4 лет:

«*У тебя есть брат?» — «Да». «Как его имя?» — «Джим». «У Джима есть брат?» — «Нет».

Вторая характеристика дооперацио­нального мышления, тесно связанная с сохранением, — транзитивность,пред­полагающая образование общей системы операций, обеспечивающей переход от одного состояния к другому. Например, ребенок игнорирует действия эксперимен­татора по переливанию жидкости из ши-

рокого сосуда в узкий, решая задачу (где жидкости больше?) только на основании конечной характеристики — уровня жид* кости в сосуде.

Третья характеристика мышления детей-дошкольников — центрация.Ребенок фо­кусируется на одном измерении, например высоте воды в сосудах. Такая центрация не позволяет перейти к рассмотрению возможностей реципрокного взаимодейст­вия изменений между атрибутами объекта.

Стадия конкретных операций(7-11 лет) Пиаже выдвинул положение об освое­нии ребенком системы конкретных опе­раций. Операция — тип схемы, который определяется как интериоризированное, обратимое образование. Это означает, что ребенок может совершать действия не только в поведенческом плане, но и в ментальном. Тогда операции должны об­ладать характеристиками обратимости, сохранения и транзитивности, которые начали формироваться на предыдущей стадии развития мышления. В период конкретных операций происходят карди­нальные изменения: уменьшается центра­ция и эгоцентризм мышления; возрастает способность понимания сохранения коли­чества, массы, объема; формируется понятие времени и пространства; растут возмож­ности классификации и сериации и на их основе развиваются характеристики обра­тимости и транзитивности. Однако на дан-

Объем (жидкость в стаканах)

Количество {фишки в каждом РЯДУ)

рис. 5.4. Задачи Ж. Пиаже на сохранение – –

Источник