Дооперациональное мышление стадия развития интеллекта ребенка
Как швейцарский психолог создал свою теорию интеллекта и изучал детскую речь
Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Ему удалось на самом деле узнать, и узнать точно, на опыте: как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах и вообще — как мы учимся думать.
Молодой Жан Пиаже с детства любил биологию, постоянно наблюдал за самыми разными живыми существами и писал о них статьи. При этом он получил степень доктора философии и интересовался психоанализом. Все эти занятия и увлечения как будто подготовили его к тому, что стало главным делом жизни Пиаже — к наблюдению за детьми. Молодой доктор философии становится учителем в парижской школе для мальчиков, директором которой был Бине, изобретатель теста IQ. Пиаже помогает Бине обрабатывать результаты теста и обращает внимание на то, что дети одного возраста постоянно делают похожие ошибки. Ошибки, которых не делают взрослые. Это и навело Пиаже на мысль о том, что когнитивное развитие преодолевает некие общие для всех ступеньки, что наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Позже, кроме чужих детей, Пиаже с рождения наблюдал и троих своих.
Метод Пиаже сочетал в себе строгие научные наблюдения и эксперименты (к которым он привык ещё в юности) и свободную беседу (как в его любимом психоанализе). Собственный метод Пиаже назвал «клинической беседой», и он отлично подходил для изучения мышления детей.
Что выяснил Пиаже
Согласно Пиаже, центральный стержень развития психики — это интеллект. Ребёнок развивает и формирует всё более адекватную схему ситуации — и таким образом, активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребёнок постепенно начинает понимать некоторые законы, которые действуют в мире вещей и людей. Каждый этап развития характеризуется типичными ошибками (ограничениями) мышления.
Стадии развития детского интеллекта
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года)
При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он — нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами.
2. Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет)
Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта.
Например:
- предметов, которые лежат в ряд, по мнению ребёнка, становится больше, если их расставить с большими промежутками;
- даже после нескольких проб дошкольник не в силах понять, что если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится;
- ребёнок считает, что кусок пластилина уменьшится, если из шарика его раскатать в колбаску. А верёвка станет короче, если её изогнуть.
Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению — он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций.
Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.
Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами — все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».
Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития.
3. Период конкретных операций (7 — 11 лет)
Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет.
Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы — просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат — разновидность четырёхугольника, а утка — разновидность птицы. Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право. Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более — логическое мышление. А оно развивается позже.
4. Период формальных операций (после 12 лет)
Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.
Как детское мышление связано с речью
Пиаже первым заговорил о том, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Именно поэтому неговорящий ребёнок — не значит неразвитый ребёнок. Не речь, а оперирование предметами и понятиями — та основа, на которой развивается интеллект. И развитие это всегда идёт снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.
Со времён Пиаже его методы были усовершенствованы, а выводы — многократно проверены, скорректированы и дополнены. Сейчас аналоги клинических бесед вовсю используются в диагностике развития детей. Ну а нам стоит помнить, что невозможно ни перескочить через стадию развития, ни ускорить её прохождение. Хотя в конце предыдущего этапа перед детьми вполне можно начинать ставить задачи следующего. Например, играть с двухлетними в «телефон», прикладывая к уху не настоящий телефон, а его символ-замену. Или показывать пяти-шестилетним, что большой предмет может быть лёгким, а маленький — тяжёлым. Или писать с 10-11-летними сочинение «с точки зрения моей собаки». Ведь, в конце концов, чёткой границы между этапами нет. Главное — не делать грубых ошибок, которые говорят только о нашем взрослом эгоцентризме, не имеющем объяснения с точки зрения теории развития и потому не таком простительном.
Фото: Wikimedia Commons, iStockphoto (Jovanmandic, mzoroyan, djedzura)
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ:
Школьники Яндекс.Лицея делают чат-ботов и игры на Python. Ваш ребёнок тоже сможет!
«Когда говорят, что детей с особенностями стало больше из-за изменений в мире, — это бред»
Обязательные прививки, сон в обуви и никаких супов: как устроены детские сады в Италии
Источник
Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Ему удалось на самом деле узнать, и узнать точно, на опыте: как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах и вообще — как мы учимся думать.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Молодой Жан Пиаже с детства любил биологию, постоянно наблюдал за самыми разными живыми существами и писал о них статьи. При этом он получил степень доктора философии и интересовался психоанализом. Все эти занятия и увлечения как будто подготовили его к тому, что стало главным делом жизни Пиаже — к наблюдению за детьми. Молодой доктор философии становится учителем в парижской школе для мальчиков, директором которой был Бине, изобретатель теста IQ. Пиаже помогает Бине обрабатывать результаты теста и обращает внимание на то, что дети одного возраста постоянно делают похожие ошибки. Ошибки, которых не делают взрослые. Это и навело Пиаже на мысль о том, что когнитивное развитие преодолевает некие общие для всех ступеньки, что наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Позже, кроме чужих детей, Пиаже с рождения наблюдал и троих своих.
Жан Пиаже
Метод Пиаже сочетал в себе строгие научные наблюдения и эксперименты (к которым он привык ещё в юности) и свободную беседу (как в его любимом психоанализе). Собственный метод Пиаже назвал «клинической беседой», и он отлично подходил для изучения мышления детей.
Что выяснил Пиаже
Согласно Пиаже, центральный стержень развития психики — это интеллект. Ребёнок развивает и формирует всё более адекватную схему ситуации — и таким образом, активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребёнок постепенно начинает понимать некоторые законы, которые действуют в мире вещей и людей. Каждый этап развития характеризуется типичными ошибками (ограничениями) мышления.
Стадии развития детского интеллекта
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года)
При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он — нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами.
2. Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет)
Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта.
Например:
- предметов, которые лежат в ряд, по мнению ребёнка, становится больше, если их расставить с большими промежутками;
- даже после нескольких проб дошкольник не в силах понять, что если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится;
- ребёнок считает, что кусок пластилина уменьшится, если из шарика его раскатать в колбаску. А верёвка станет короче, если её изогнуть.
Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению — он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций.
Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.
Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами — все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».
Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития.
3. Период конкретных операций (7 — 11 лет)
Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет.
Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы — просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат — разновидность четырёхугольника, а утка — разновидность птицы. Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право. Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более — логическое мышление. А оно развивается позже.
4. Период формальных операций (после 12 лет)
Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.
Как детское мышление связано с речью
Пиаже первым заговорил о том, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Именно поэтому неговорящий ребёнок — не значит неразвитый ребёнок. Не речь, а оперирование предметами и понятиями — та основа, на которой развивается интеллект. И развитие это всегда идёт снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.
Со времён Пиаже его методы были усовершенствованы, а выводы — многократно проверены, скорректированы и дополнены. Сейчас аналоги клинических бесед вовсю используются в диагностике развития детей. Ну а нам стоит помнить, что невозможно ни перескочить через стадию развития, ни ускорить её прохождение. Хотя в конце предыдущего этапа перед детьми вполне можно начинать ставить задачи следующего. Например, играть с двухлетними в «телефон», прикладывая к уху не настоящий телефон, а его символ-замену. Или показывать пяти-шестилетним, что большой предмет может быть лёгким, а маленький — тяжёлым. Или писать с 10-11-летними сочинение «с точки зрения моей собаки». Ведь, в конце концов, чёткой границы между этапами нет. Главное — не делать грубых ошибок, которые говорят только о нашем взрослом эгоцентризме, не имеющем объяснения с точки зрения теории развития и потому не таком простительном.
Фото: Wikimedia Commons, iStockphoto (Jovanmandic, mzoroyan, djedzura)
Источник
Основная характеристика данной стадии развития — это становление мышле-
ния как системы ментальных операций. Непрерывность между стадией сенсомо-торного интеллекта и дооперациональной стадией состоит в том, что в предыдущем периоде у ребенка были развиты сложные координированные действия. Согласно Пиаже, ментальные операции — это ин-териоризированные формы действий, которые младенец уже освоил, например упорядочивая, комбинируя и разделяя объекты в физическом мире. Однако мышление не является еще полностью логическим, потому что детские ментальные действия в репрезентируемом мире должны быть систематизированными и скоординированными.
Пиаже разделил дооперациональную стадию на две субстадии: доконцептуаль-ную (2—4 года) и интуитивную(4—7 лет).На доконцептуальной субстадии наблюдается быстрое развитие символических функций: языка, воображения, способности действовать «понарошку». Так, ребенок может использовать объекты, заменяющие реальные: кормить куклу палочкой, как ложкой, укладывать ее спать на кусочек материи, как на подушку, и т. п. На интуитивной субстадии ребенок способен выполнять ментальные операции (классификации, количественное сравнение объектов) интуитивно, не осознавая принципов, которые он использует. Он применяет операции и не может объяснить причину решения задачи.
Пиаже выделил две особенности детского мышления, которые существенно ограничивают ментальные операции на стадии дооперационального интеллекта. Это — эгоцентризмдетского мышления и анимизм(одушевление неживой природы).
Типичный диалог Пиаже с ребенком, иллюстрирующий эти особенности.
Пиаже: Солнце движется?
Ребенок: Да, когда гуляешь, оно идет за мной, если я поворачиваю — оно тоже поворачивает.
Пиаже: Почему оно движется?
Ребенок: Потому что, когда идешь, оно тоже идет.
Пиаже: Почему оно идет?
Ребенок: Чтобы слушать, о чем мы говорим.
Пиаже: Оно живое?
5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Ребенок: Конечно, если бы это было не так, то оно не ходило бы за нами и не могло бы светить (цит. по: [Hetherington, Parke, 19931).
; Диалог демонстрирует обе характеристики: одушевленность и эгоцентризм. Ребенок полагает, что мир организован и создан для него (солнце подражает ему, поворачивает за ним, ходит, слушает его).
Эгоцентризм детского мышления на дооперациональной стадии проявляется также в неспособности ребенка видеть веши с точки зрения другого человека. Данная особенность наиболее ярко проявляется в задаче «Три горы». Макет трех гор разного размера находился в центре стола, вокруг которого были расставлены стулья. Ребенок сидел на одном из них, а кукла помещалась на каком-либо из оставшихся стульев. Ребенок должен был идентифицировать по картинкам с разными видами гор, какое именно изображение «видит» кукла со своей позиции. Верные решения оказались доступными только детям 9-10 лет. , . Обе характеристики детского мышления, выделенные Пиаже, подвергались критике. Критика анимизма детского мышления состоит в том, что Пиаже использовал в диалогах такие объекты, как солнце, луна, ветер, которые часто имеют сказочные и магические интерпретации. В экспериментах А. Мезей и Р. Гельман (1988), было показано, что если использовались простые и знакомые объекты для сравнения, то дети младше 4 лет хорошо различали живые объекты, например млекопитающих, от неживых статуэток. Даже дети 3-летнего возраста отличали движение повозки от движения животного, а чучело животного — от самого животного.
Критика эгоцентризма детского мышления была направлена на неадекватность и отвлеченность вопросов и заданий, которые использовал Пиаже. М. Дональдсон 11985], а затем П.Лайт [Light, 1988) и М. Сигал [Siegal, 1991| предположили, что ошибки детей логически решать задачи в большей степени связаны не с их ограничениями в понимании вопросов, а с абстрактностью, отвлеченностью задач, не имеюших социального контекста. В задачах Дональдсон ребенок должен был спря-
тать куклу-мальчика сначала от одного, а затем от двух полицейских. В этой задаче дети 3,5 года давали 90% правильных ответов. Обсуждая исследования Дональдсон и задачу Пиаже «Три горы», М. Кокс [Сох, 1991J пришла к выводу, что задача на интерпретацию невидимых объектов у Дональдсон не требует такой сложной связи пространственных отношений, как в задаче с тремя горами. Кокс заключила, что знания более сложных пространственных сцен (как вид трех разновеликих гор) появляются позже, чем предполагает Дональдсон. Однако дети 4-6 лет могут отделить свою собственную точку зрения от другой. Интерпретация задачи Пиаже «Три горы* состоит не в том, что дети опираются на эгоцентрическую точку зрения, они просто выбирают лучший вид сцены. Кокс предлагала детям такую же задачу, как Пиаже, но только на столе были разложены предметы разной величины — кувшин, бутылка и стакан. Дети выбирали тот вид предметов, который позволял им видеть их все одновременно, и отвергали те виды, в которых один предмет «перекрывал» другой, мешая их восприятию. Г'”* Ключевой характеристикой мышления ‘ дошкольников, согласно мнению Пиаже, является их центрация на какой-то одной характеристике задачи в данное время, что оставляет мышление дологическим. Эта особенность проявляется в решении разных задач. Ребенок дошкольного возраста не способен выполнить задачу на сернацию. Сериацией называется способность располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью. Например, разложить палочки по их длине.
Ограничения мышления обнаруживаются и в задачах классификации (установление отношений класс-подкласс). Если ребенка, которому были даны семь игрушечных собачек и три кошки, спрашивали, кого больше, собак или кошек, он отвечал правильно. Но если его спросить, кого больше, животных или собачек, он ответит неверно.
Основным достижением при завершении стадии дооперационального мышления Пиаже считал способность к сохранению (консервации). Сохранение есть главная составляющая компетенции ребенка, ко-
5.2. Когнитивное развитие
торая помогает ему видеть закономерности в окружении, кажущемся изменчивым и неправильным. Сохранение позволяет игнорировать изменения, непосредственно воспринимаемые в мире, и тем самым подчеркивает неизменность и непрерывность существования. Сохранение относится к разным атрибутам объекта, например массе, длине, количеству. Ошибки в решении задач детьми 5-6-летнего возраста, демонстрирующими несформиро-ванность понятия о сохранении, называют феноменами Пиаже.Примеры задач на сохранение представлены на рис. 5.4.
Дологичность мышления на стадии дооперационального интеллекта связана с характеристиками логических операций, свойственных детям данного возраста. Важнейшая характеристика — необратимость.Дети не понимают, что каждая логическая операция обратима. Пример необратимости при решении простой логической задачи ребенком 4 лет:
«*У тебя есть брат?» — «Да». «Как его имя?» — «Джим». «У Джима есть брат?» — «Нет».
Вторая характеристика дооперационального мышления, тесно связанная с сохранением, — транзитивность,предполагающая образование общей системы операций, обеспечивающей переход от одного состояния к другому. Например, ребенок игнорирует действия экспериментатора по переливанию жидкости из ши-
рокого сосуда в узкий, решая задачу (где жидкости больше?) только на основании конечной характеристики — уровня жид* кости в сосуде.
Третья характеристика мышления детей-дошкольников — центрация.Ребенок фокусируется на одном измерении, например высоте воды в сосудах. Такая центрация не позволяет перейти к рассмотрению возможностей реципрокного взаимодействия изменений между атрибутами объекта.
Стадия конкретных операций(7-11 лет) Пиаже выдвинул положение об освоении ребенком системы конкретных операций. Операция — тип схемы, который определяется как интериоризированное, обратимое образование. Это означает, что ребенок может совершать действия не только в поведенческом плане, но и в ментальном. Тогда операции должны обладать характеристиками обратимости, сохранения и транзитивности, которые начали формироваться на предыдущей стадии развития мышления. В период конкретных операций происходят кардинальные изменения: уменьшается центрация и эгоцентризм мышления; возрастает способность понимания сохранения количества, массы, объема; формируется понятие времени и пространства; растут возможности классификации и сериации и на их основе развиваются характеристики обратимости и транзитивности. Однако на дан-
Объем (жидкость в стаканах)
Количество {фишки в каждом РЯДУ)
рис. 5.4. Задачи Ж. Пиаже на сохранение – –
Источник